Какое символическое значение имеет образ звезды в народной традиции?

9 ответов на вопрос “Какое символическое значение имеет образ звезды в народной традиции?”

  1. RYXUSIS Ответить

    Звезда — это образ божественной идеи, божественной воли, согласно которой и возник, начал вращаться в Пространстве и жить наш Свет, Мир; символ самого Божества, Божьего Ока. А также Мессии, ангела, высшей сущности, властелина предназначения; божественного огня, Небесного светила, постоянно борющегося с Тьмой, знания о Прошлом, Настоящем и Будущем, мудрости, духовного наставничества; Бесконечности, Вечного счастья, успеха, надежды, Судьбы, чистоты, чувственности, Свободы; души, а также души героя, бессмертия; поэтического вдохновения; человека, стражи, охраны; цветка 
    Звезды (неподвижные звезды) , освещающие ночное небо, считаются символами космического порядка из-за своего движения вокруг Полярной звезды (мировой оси) , а также чувственной картиной не всегда распознаваемого «света сверху» . Во многих мифологиях они воспринимаются как умершие люди, взятые на небо. 
    Иудейское космологическое умозрительное суждение представляет каждую звезду охраняемой ангелом, созвездия — группами гармонично сотрудничающих небесных духов. В христианской иконографии изображения звезд указывали на небесное событие (орнаменты в виде звездного неба украшали потолки еще древнеегипетских склепов) . Богоматерь Мария изображалась не только стоя на месяце, но и окруженной святым сиянием (нимбом) в виде звездной короны. Многочисленность звезд считалась символом неисчислимого потомства Авраама. Символом Христа является «светлая утренняя звезда» (Апокалипсис, 22,16). Большое значение имеет «Вифлеемская звезда» , чаще всего изображаемая восьмиконечной, которая вела трех волхвов («царей» ) Востока к яслям, где родился Христос. 
    Шестиконечная звезда, образованная двумя наложенными друг на друга треугольниками, считалась магическим символом царя Соломона (sigillum Salomonis) и щитом Давида (scutum Davidis) — гексаграмма. Пятиконечная звезда — пентаграмма, называемая также «колдовским отпечатком» , играет большую роль в магических преданиях и считается благодатной, если ее вершина обращена вверх, но в противоположном случае считается знаком черной магии. 
    В Древнем Китае звезды внимательно изучались (во II в. н. э. их насчитывали 11 520). Они играют в народных обычаях и сказаниях большую роль; каждый человек в Новый год приносил жертву «своей звезде» . 
    Книга символов. Гексаграмма и пентаграммаВ символике вольных каменщиков «пылающая звезда» (чаще всего пятиконечная, с венцом из лучей и буквой «G» в центре, которая должна означать геометрию, Бога или познание) имеет значение как символ света духа, освещающего весь мир, при этом в отношении толкования символа все же нет единства. 
    Индейцы перуанского царства инков считали звезды «служительницами Луны, и поэтому им оставлялось место (в храме Куско) рядом с госпожой, на котором они во время своего услужения могли бы быть как можно ближе к своей госпоже; так как индейцы полагали, что звезды блуждали по небу с Луной, а не с Солнцем, в качестве ее служительниц, так как их видно было ночью, а не днем» . В мексиканском царстве ацтеков звезды считались явлениями на небесном своде первых павших или пожертвованных воинов и также поэтому воспроизводились в изобразительном искусстве в виде черепов. «Падающие звезды» истолковывались в древних культурах по-разному, например как предзнаменование смерти значительных людей (Древний Китай) или как предзнаменование рождения ребенка, душа которого падает с неба на землю, чтобы здесь пробудиться к жизни. 
    Народные выражения типа «родиться под счастливой звездой» или «находиться под неблагоприятной звездой» связаны с популярными астрологическими представлениями. «Желать звезду с неба» означает хотеть что-либо в действительности невозможное, похожее на выражение «хотеть хватать звезды с неба» . Человек может напиться до такого состояния, когда, согласно поговорке, перед его глазами возникает иллюзия звездопада. 

  2. ammonium Ответить


    Шестиконечная звезда Давида (два синих треугольника, пересекающие друг друга и
    образующие шестиконечную звезду), подобно пятилучевой, считалась оберегом; на
    еврейском языке она называлась «Маген Давид», «щит Давида» – то есть Бог как
    защитник народа Давида. Каббалисты использовали этот символ для защиты от злых
    духов; еврейская община в Праге сделала звезду Давида своей официальной
    эмблемой. Ныне это символ сионистского движения (ранее желтая шестиконечная
    звезда отмечала принадлежность к еврейству).
    Белая шестиконечная звезда – Вифлеемская звезда, знак Рождества Христова.
    Семиконечная звезда – звезда Востока, известна с древнейших времен.
    Восьмиконечная звезда апеллирует к символике креста, это удвоенная
    четырехконечная звезда; также это символ шумерской богини Инанны.
    Двенадцатилучевая – символ совершенства.
    Собственным значением наделяются отдельные созвездия и звезды «физического»
    небосклона. Особое место среди последних занимает Полярная звезда, выступающая в
    качестве ориентира у народов северного полушария. Для финно-угров Полярная
    звезда – это столб, на котором крепится шатер небес. У алтайских татар Полярная
    звезда считается посредником в общении с богом небес Ульгенем. В Китае она
    почиталась в качестве «пупа мира».

  3. MaRFiX_WoLF Ответить

    Ответ оставил Гость
    Звезда — это образ божественной идеи, божественной воли, согласно которой и возник, начал вращаться в Пространстве и жить наш Свет, Мир; символ самого Божества, Божьего Ока. А также Мессии, ангела, высшей сущности, властелина предназначения; божественного огня, Небесного светила, постоянно борющегося с Тьмой, знания о Прошлом, Настоящем и Будущем, мудрости, духовного наставничества; Бесконечности, Вечного счастья, успеха, надежды, Судьбы, чистоты, чувственности, Свободы; души, а также души героя, бессмертия; поэтического вдохновения; человека, стражи, охраны; цветка 
    Звезды (неподвижные звезды) , освещающие ночное небо, считаются символами космического порядка из-за своего движения вокруг Полярной звезды (мировой оси) , а также чувственной картиной не всегда распознаваемого «света сверху» . Во многих мифологиях они воспринимаются как умершие люди, взятые на небо. 
    Иудейское космологическое умозрительное суждение представляет каждую звезду охраняемой ангелом, созвездия — группами гармонично сотрудничающих небесных духов. В христианской иконографии изображения звезд указывали на небесное событие (орнаменты в виде звездного неба украшали потолки еще древнеегипетских склепов) . Богоматерь Мария изображалась не только стоя на месяце, но и окруженной святым сиянием (нимбом) в виде звездной короны. Многочисленность звезд считалась символом неисчислимого потомства Авраама. Символом Христа является «светлая утренняя звезда» (Апокалипсис, 22,16). Большое значение имеет «Вифлеемская звезда» , чаще всего изображаемая восьмиконечной, которая вела трех волхвов («царей» ) Востока к яслям, где родился Христос. 
    Шестиконечная звезда, образованная двумя наложенными друг на друга треугольниками, считалась магическим символом царя Соломона (sigillum Salomonis) и щитом Давида (scutum Davidis) — гексаграмма. Пятиконечная звезда — пентаграмма, называемая также «колдовским отпечатком» , играет большую роль в магических преданиях и считается благодатной, если ее вершина обращена вверх, но в противоположном случае считается знаком черной магии. 
    В Древнем Китае звезды внимательно изучались (во II в. н. э. их насчитывали 11 520). Они играют в народных обычаях и сказаниях большую роль; каждый человек в Новый год приносил жертву «своей звезде» . 
    Книга символов. Гексаграмма и пентаграммаВ символике вольных каменщиков «пылающая звезда» (чаще всего пятиконечная, с венцом из лучей и буквой «G» в центре, которая должна означать геометрию, Бога или познание) имеет значение как символ света духа, освещающего весь мир, при этом в отношении толкования символа все же нет единства. 
    Индейцы перуанского царства инков считали звезды «служительницами Луны, и поэтому им оставлялось место (в храме Куско) рядом с госпожой, на котором они во время своего услужения могли бы быть как можно ближе к своей госпоже; так как индейцы полагали, что звезды блуждали по небу с Луной, а не с Солнцем, в качестве ее служительниц, так как их видно было ночью, а не днем» . В мексиканском царстве ацтеков звезды считались явлениями на небесном своде первых павших или пожертвованных воинов и также поэтому воспроизводились в изобразительном искусстве в виде черепов. «Падающие звезды» истолковывались в древних культурах по-разному, например как предзнаменование смерти значительных людей (Древний Китай) или как предзнаменование рождения ребенка, душа которого падает с неба на землю, чтобы здесь пробудиться к жизни. 
    Народные выражения типа «родиться под счастливой звездой» или «находиться под неблагоприятной звездой» связаны с популярными астрологическими представлениями. «Желать звезду с неба» означает хотеть что-либо в действительности невозможное, похожее на выражение «хотеть хватать звезды с неба» . Человек может напиться до такого состояния, когда, согласно поговорке, перед его глазами возникает иллюзия звездопада. 

  4. CrazyFedd Ответить

    Звезда — это образ божественной идеи, божественной воли, согласно которой и возник, начал вращаться в Пространстве и жить наш Свет, Мир; символ самого Божества, Божьего Ока. А также Мессии, ангела, высшей сущности, властелина предназначения; божественного огня, Небесного светила, постоянно борющегося с Тьмой, знания о Прошлом, Настоящем и Будущем, мудрости, духовного наставничества; Бесконечности, Вечного счастья, успеха, надежды, Судьбы, чистоты, чувственности, Свободы; души, а также души героя, бессмертия; поэтического вдохновения; человека, стражи, охраны; цветка 
    Звезды (неподвижные звезды) , освещающие ночное небо, считаются символами космического порядка из-за своего движения вокруг Полярной звезды (мировой оси) , а также чувственной картиной не всегда распознаваемого «света сверху» . Во многих мифологиях они воспринимаются как умершие люди, взятые на небо. 
    Иудейское космологическое умозрительное суждение представляет каждую звезду охраняемой ангелом, созвездия — группами гармонично сотрудничающих небесных духов. В христианской иконографии изображения звезд указывали на небесное событие (орнаменты в виде звездного неба украшали потолки еще древнеегипетских склепов) . Богоматерь Мария изображалась не только стоя на месяце, но и окруженной святым сиянием (нимбом) в виде звездной короны. Многочисленность звезд считалась символом неисчислимого потомства Авраама. Символом Христа является «светлая утренняя звезда» (Апокалипсис, 22,16). Большое значение имеет «Вифлеемская звезда» , чаще всего изображаемая восьмиконечной, которая вела трех волхвов («царей» ) Востока к яслям, где родился Христос. 
    Шестиконечная звезда, образованная двумя наложенными друг на друга треугольниками, считалась магическим символом царя Соломона (sigillum Salomonis) и щитом Давида (scutum Davidis) — гексаграмма. Пятиконечная звезда — пентаграмма, называемая также «колдовским отпечатком» , играет большую роль в магических преданиях и считается благодатной, если ее вершина обращена вверх, но в противоположном случае считается знаком черной магии. 
    В Древнем Китае звезды внимательно изучались (во II в. н. э. их насчитывали 11 520). Они играют в народных обычаях и сказаниях большую роль; каждый человек в Новый год приносил жертву «своей звезде» . 
    Книга символов. Гексаграмма и пентаграммаВ символике вольных каменщиков «пылающая звезда» (чаще всего пятиконечная, с венцом из лучей и буквой «G» в центре, которая должна означать геометрию, Бога или познание) имеет значение как символ света духа, освещающего весь мир, при этом в отношении толкования символа все же нет единства. 
    Индейцы перуанского царства инков считали звезды «служительницами Луны, и поэтому им оставлялось место (в храме Куско) рядом с госпожой, на котором они во время своего услужения могли бы быть как можно ближе к своей госпоже; так как индейцы полагали, что звезды блуждали по небу с Луной, а не с Солнцем, в качестве ее служительниц, так как их видно было ночью, а не днем» . В мексиканском царстве ацтеков звезды считались явлениями на небесном своде первых павших или пожертвованных воинов и также поэтому воспроизводились в изобразительном искусстве в виде черепов. «Падающие звезды» истолковывались в древних культурах по-разному, например как предзнаменование смерти значительных людей (Древний Китай) или как предзнаменование рождения ребенка, душа которого падает с неба на землю, чтобы здесь пробудиться к жизни. 
    Народные выражения типа «родиться под счастливой звездой» или «находиться под неблагоприятной звездой» связаны с популярными астрологическими представлениями. «Желать звезду с неба» означает хотеть что-либо в действительности невозможное, похожее на выражение «хотеть хватать звезды с неба» . Человек может напиться до такого состояния, когда, согласно поговорке, перед его глазами возникает иллюзия звездопада. 

  5. Ферлис Ответить

    u
     сопоставить
    изучаемые образы с самым первым образом звезды, взятом из Библии и ставшим
    одним из главных символов христианской церкви – Вифлеемской звездой;

    u
    выявить
    общее и различное (основное назначение всех звезд-символов и отдельные оттенки
    значения каждого данного образа) в изучаемых произведениях;

    u
    объяснить,
    почему и в какие моменты «служители русского слова» обращались к образу звезды.

    В основном мы, конечно,
    будем обсуждать произведения поэтические просто потому, что именно для поэзии
    характерно образное, символическое изображение реалий мироздания. XIX-XX  века я беру для рассмотрения потому, чтобы рассмотреть как «Золотой»,
    так и «Серебряный века» русской литературы, определить, есть ли в этой связи
    принципиальные различия в изучаемом нами образе.
    1. Образ Вифлеемской звезды
    как основополагающий образ звезды в русской литературе.

    С древних времен люди
    пытались объяснить существование этих маленьких точек в темном необъятном небе;
    нет образа более таинственного и многозначного в литературе как древней, так и
    современной, чем образ звезды.
    Наверняка каждый слышал
    такие выражения, как «под своей звездой» или «звезда его погасла»: появление их
    относится еще к древнему тексту Ветхого Завета. Согласно библейскому мифу, нет
    в мире человека, которому не сопутствует свет одного из небесных светил. В
    существование зависимости жизни людей от небесных тел верили греки, римляне,
    персы и другие народы.
    Итак, разговор мы начнем с
    образа той звезды, чьим светом было озарено начало Новой эры, чьему появлению и
    по сей день пытаются найти объяснение как учёные-мифологи, так и некоторые
    астрономы, называя её то кометой, то ярчайшей вспышкой света в месте совпадения
    в одной точке относительно Земли света наиболее ярких планет: Юпитера, Сатурна
    и Марса. Имя ей – Вифлеемская звезда.
    Я предполагаю, что
    Вифлеемская звезда является прообразом звезды в русской литературе и литературе
    вообще, поскольку именно в ней воплощены во всей полноте те символические
    значения, что мы по сей день придаём небесным светилам в своём сознании.
    Следует отметить, что неслучайно то, что истоки образа звезды относятся к теме
    христианства.
    Миф о Вифлеемской звезде мы
    встречаем в начале Нового Завета, в главе «Поклонение волхвов» (8, 230-235).
    До появления на свет Божьего
    сына по всему Востоку было распространено убеждение, что в ближайшее время,
    причем именно в Иудее, должен родиться Спаситель мира, Которому будут
    поклоняться все народы. Об этом напряженном ожидании Царя Иудейского
    свидетельствуют в своих произведениях историки Корнелий Тацит («Истории»),
    Светоний Транквилл («Жизнь Веспасиана») и Иосиф Флавий («Иудейская война»). Вергилий
    в своей поэме «Буколики» за 40 лет до Рождения Иисуса Христа писал: «грядет
    новое время, грядет событие, к которому давно стремится история – космического,
    вселенского масштаба, дающее времени новый отсчет». Именно за это пророчество
    Вергилия изобразили на стенах притвора Благовещенского храма в Московском
    Кремле (12).
    Считается, что о грядущем
    Рождестве Спасителя и о предшествующей ему звезде говорится и в Книге чисел
    (глава 24, стих 17) Ветхого Завета: «Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл
    от Иакова».
    «Ещё Иосиф и Пресвятая
    Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставалась в Вифлееме, как из далекой страны с
    востока (из Персии, или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.
    Волхвами или мудрецами
    назывались ученые люди. Они занимались наблюдением и изучением звезд. В то
    время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая
    звезда. Многие язычники, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в
    мир Мессии – Великом Царе Израильском, Который покорит весь мир. Поэтому ждали,
    что когда родится этот Царь, то на небе появится новая звезда. Волхвы же эти
    были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение –
    на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу
    поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Они собирались в путь и пошли в столицу
    иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и
    поклониться Ему.
    В Иерусалиме волхвы стали
    спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке
    и пришли поклониться Ему».
    Царь Ирод, услышав это,
    встревожился: он был человек весьма жестокий и очень подозрительный. По одному
    подозрению он предавал казни своих собственных детей. А теперь он особенно
    испугался, боясь, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол
    новорожденному Царю. И все жители Иерусалима заволновались, узнав о такой
    вести.
    Ирод собрал к себе всех
    священников и книжников — то есть людей, изучавших книги Священного Писания, и
    спросил их: «Где должно родиться Христу?»
    Они ответили: «В Вифлееме
    иудейском, потому что так написано у пророка Михея».
    Тогда Ирод тайно призвал к
    себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и
    сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите
    и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему». На самом же деле Ирод
    задумал убить родившегося Царя.
    Волхвы, выслушав царя Ирода,
    пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке,
    появилась на небе и, двигаясь по небу, шла пред ними, указывая им путь. В
    Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец
    Иисус.
    В это время святой старец
    Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они
    перешли из пещеры, так как народ после переписи стал расходиться.
    Волхвы вошли в дом и увидели
    Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары
    свои: золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное, благовонное масло).
    Своими дарами волхвы
    показали, что родившийся Младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и человек. Золото
    они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому
    что ладан употребляется при богослужении), и смирну, как человеку, который
    должен умереть (потому что умерших помазывали и натирали тогда благовонными
    маслами).
    После этого волхвы хотели
    возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление не
    возвращаться к Ироду. Тогда они пошли по другой дороге, прямо в свою землю.
    Предание сохранило имена
    волхвов, которые потом стали христианами, это были: Мельхиор, Гаспар и
    Валтасар. Память их св. Церковью  празднуется в день Рождества Христова».
    (Перевод Евангелия от Матфея, гл.2, 1-12)
    Рассматривая Вифлеемскую
    звезду как идейный образ, мы видим  три основных ее предназначения: звезда как
    символ отдельной человеческой жизни, отдельной человеческой судьбы, звезда как
    указатель пути, освещающий дорогу к наивысшей, святой, цели, и звезда как
    символ чистейшей всеобъятной любви.
    Посредством звезды в этом
    коротком предании раскрывается идея пути мудреца. Несомненно то, что звезда,
    внезапно возникшая в небе, — это проявление божественной силы. Она не взялась
    ниоткуда; как и у любой другой звезды, у звезды Вифлеема было собственное
    исключительное предназначение. Она есть Божий путь. Мудрый же человек (коими и
    являются волхвы) всегда следует Божьей воле, он старается следовать Его пути.
    Именно с появления
    Вифлеемской звезды, озарившей рождение Иисуса, начался свет Любви в
    человеческом мире. Любви бескорыстнейшей и бескрайней, Божественной любви.
    Именно в день рождения Христова Любовь пришла к людям, воплотившись в
    конкретный образ пророка Иисуса  и его Звезды *.
    Что же касается звезды как
    символа чьей-то жизни, то этот образ перекликается с образом нити мойр еще из
    древнегреческой мифологии (13). Мойры — это богини судьбы, три сестры, дочери
    Ночи. Их имена — Лахесис («дающая жребий»), Клото
    («прядущая») и Атропос («неотвратимая»). Считалось, что
    Лахесис назначает жребий еще до рождения человека, Клото прядет нить его жизни,
    а Атропос неуклонно приближает будущее, ножницами отрезая нить жизни. В римской
    мифологии им соответствуют парки. Парки, римские богини судьбы, при рождении
    ребенка определяли его судьбу в виде нити, которую они пряли, отмеряли и
    отрезали. В отличие от греческих мойр, печальных, погруженных в работу дев,
    римские парки — злобные человеконенавистницы. Обычно они представлены в образе
    ужасных старух. Подобно нити, сотканной при рождении человека, звезда
    загорается в небе, сияет, пока он живет, и падает, когда он умирает, подобно
    отрезанной ножницами богини судьбы нити. И если нить судьбы принадлежит в
    древнегреческой и древнеримской мифологии трем печальным или злобным старухам,
    то звезда-покровительница является проявлением Божьей воли.
    Кроме того, как символ
    существования восьмиконечная Вифлеемская звезда являет собой образ
    православного бытия: Бог сотворил весь мир за шесть дней, то есть
    периодов Творения. Сейчас мы живем в седьмой день, в седьмой период,
    который начался после создания первого человека — Адама, а закончится Страшным Судом
    и концом света. Но после него наступит восьмой день — Вечность,
    та самая Вечность, к которой стремится каждый верующий христианин.
    Этот-то восьмой день и символизирует восьмиконечная звезда. Она показывает
    нам, что, родившись телесно и придя первый раз на землю, Господь тем
    самым открыл возможность для Своего Второго пришествия на Страшный суд при
    конце мира (16). Существует также другая версия (16) объяснения
    восьмиконечности Звезды Иисуса: восьмерка ассоциируется с идеей обновления,
    воскрешения. Концы звезды имеют собственное значение согласно тому, как
    определяющие идеализированную людскую сущность понятия должны быть распределены
    по человеку: четыре конца обозначают тело, еще три — душу и один конец —
    божественный. Число восемь объединяет, таким образом, необходимые условия для рождения
    новой жизни. Согласно мнению Климента Александрийского, Христос помещает под
    знак восьмерки того, кого Он воскрешает.
    Эти три идейных смысла
    образа Вифлеемской звезды тесно переплетаются между собой: сложно один из них
    отделить от двух других. Это подтверждают строки одного из лучших поэтов (хотя
    и непризнанного эпохой) XIX века Афанасия Фета (14):
    Ночь тиха. По тверди зыбкой
    Звезды южные дрожат.
    Очи Матери с улыбкой
    В ясли тихие глядят.
    Ни ушей, ни взоров лишних, —
    Вот пропели петухи —
    И за ангелами в вышних
    Славят Бога пастухи.
    Ясли тихо светят взору,
    Озарен Марии лик.
    Звездный хор к иному хору
    Слухом трепетным приник, —
    И над Ним горит высоко
    Та звезда далеких стран:
    С ней несут цари Востока
    Злато, смирну и ливан.


    1842


    В этих строках, несмотря на
    высокую точность содержания, красиво и гармонично, на мой взгляд, передан сюжет
    мифа о Вифлеемской звезде. Если проследить состояние звезд в начале и в конце
    стихотворения, можно заметить разительную перемену: в начале южные звезды
    (каждая из которых представляет собой судьбу отдельного жителя Иудеи) «дрожат
    по тверди зыбкой» (небо, олицетворяющее хоть и твердое, но оттого не более
    надежное, иудейское государство во главе с прочно установившимся на троне царем
    Иродом), в конце же они прислушиваются к «иному хору» — к песне Любви и
    Мудрости, исходящей от «звезды далеких стран», горящей «над Ним». Подобно
    сиянию, исходящему от Младенца и озаряющему лик Матери, озаряет звезда Вифлеема
    путь «царей Востока». Как мы видим, образ звезды опять же сопровождается
    мотивами Божественной любви, образа пути мудреца к заветной цели  и образа
    отражения человеческой жизни.
    2. Образ звезды в русской
    литературе.


             Проходят годы, века:
    человечество вступает в конфликты, усугубляет их и пытается как-то решить.
    Литература не отстаёт от мирового развития: она пытается объяснить, понять и
    предугадать последствия мировых кризисов, войн и революций, состояние общества
    в эпохи социального перелома.
    Итак, каким же значением
    наделяют образ звезды русские писатели и поэты? Я не буду затрагивать большого
    количества произведений, я лишь приведу несколько примеров, чтобы показать,
    что, несмотря на индивидуальные особенности творчества каждого прозаика и
    каждого поэта, в основном их ощущения, впечатления от таинственных светил имели
    общее направление в передаче образа звезды.
    Звезда Иннокентия Анненского.

    Символом ещё не обсуждаемой
    нами любви – любви мужчины к женщине – стала звезда Иннокентия Анненского (17).
    Среди миров

    Среди миров, в мерцании светил
    Одной Звезды я повторяю имя…
    Не потому, чтоб я Её любил,
    А потому, что я томлюсь с другими.

    И если мне сомненье тяжело,
    Я у Неё одной молю ответа,
    Не потому, что от Неё светло,
    А потому, что с Ней не надо света.

    3 апреля, 1909.
    Наблюдается некоторое
    переплетение образа звезды Анненского с образом Вифлеемской звезды: здесь так
    же, как и в библейском мифе, звезда символизирует собой некую жизнь, здесь это
    — некий женский образ. Это женщина, бесконечно далёкая от лирического героя.
    Звёзд в небе много, но поэту нужна одна-единственная, не такая, как все
    остальные. В отличие от Вифлеемской звезды необычайность данного образа заключается
    не в самом её предназначении или принадлежности звезды кому-то (« не потому,
    что от Неё светло»). Её исключительность заключена в самом герое и определяется
    его стремлением к ней («А потому, что с Ней не надо света»). Женщина,
    единственно нужная лирическому герою, может фактически существовать, а может и
    не существовать (не случайно стихотворение не посвящено поэтом какой-то
    конкретной девушке), но образ её навсегда запечатлен в сердце автора, как свет
    далёкой звезды, сияющей с небосклона.
    Можно сказать, что Звезда у
    Анненского представляет собой авторский идеал: он верит в Неё, надеется на Неё
    и привязан к Ней. Образ Её весьма абстрактен и безнадёжно далёк: возможно,
    никогда не коснуться поэту этого идеала, ведь нет такой женщины, которая не была
    бы похожа на тех, «других», с которыми он «томится». Не случайно Анненским был
    выбран образ звезды: не найти в мире чего-то более недостижимого, чем звёзды.
    Таким образом, если рассматривать тему пути в этом стихотворении, то путь
    лирического героя здесь бесконечен, цель, возможно, недосягаема.
    Итак, если Вифлеемская
    звезда является предзнаменованием воцарения Добра и Любви в мире, то Звезда
    Анненского – это далёкая, затерявшаяся среди «мерцающих светил» мечта, дарящая
    успокоение и надежду, но обречённая остаться на небосклоне, лишь издали
    согревая сердце героя.
    Голубая звезда Бориса
    Зайцева.


    Образ звезды в романе
    «Голубая звезда» вводится после лаконичного описания жизненного пути
    Христофорова: «много раз уже в его бродяжной, нескрепленной жизни приходилось
    ему гостить и жить у разных людей. Он знал, как берут свой чемоданчик и
    являются под благосклонный кров».
    «Христофоров шел с
    непокрытой головой. Ночь была синяя, прозрачная и теплая. На востоке светлело.
    Там виднелась крупная, играющая звезда. Христофоров поднял голову. И тотчас
    увидел голубую Вегу прямо над головой. Он не удивился. Он знал, что стоит ему
    поднять голову, и Вега будет над ним. Он долго шел, всматриваясь в нее, не
    надевая шляпы» (4, 278).
    В этих словах все сказано.
    Все, что будет звучать дальше, только лишь развитие заданного мотива. Вега как
    нечто единственно родное Христофорову, член семьи, о которой в романе не
    сказано ровным счетом ничего… Это и мать, заботящаяся и оберегающая, и жена,
    готовая всегда поддержать. Она – талисман, сопровождающий героя повсюду. Она –
    та единственная, перед кем он открывается практически полностью, что
    символизирует снятая и так и не надетая в ту ночь шляпа.
    Как всегда в произведениях
    Зайцева, все то, что вызывает у самого автора светлые и добрые чувства,
    окрашено им в голубые и золотые оттенки. Это и монастырь, «глядящий золотыми
    глазами из дубов» в «засиневшем лесу» (4, 289) (а, как известно, Зайцев был
    глубоко религиозным человеком, в его произведениях нередко можно встретить
    глубоко христианский мотив). Это  и впечатления от атмосферы, в которой
    проводились потрясшие воображение Христофорова лошадиные бега: «открылся
    вольный свет, голубой воздушный простор» (4, 300). «Голубоватый отблеск»
    Христофоров видел в глазах любимой Машуры и в милой беззаботной Лабунской,
    которые так ему нравились и с которыми ему так легко было найти общий язык. Сам
    Христофоров (образ которого можно даже сопоставить с князем Мышкиным  — или
    князем Христом — Достоевского, ведь даже фамилия зайцевского героя созвучна со
    святым именем Христа), столь дорогой писателю персонаж, также голубоглазый.
    Поэтому неслучайно то, что в качестве путеводной звезды Христофорова Зайцев
    выбирает именно голубую Вегу.
    На протяжении романа мы ясно
    улавливаем доброе отношение Зайцева к Христофорову: умиление тем, как по-детски
    приветлив его открытый взгляд, восхищение естественностью, которым одаривает
    автор окружающих Христофорова персонажей («Он странный, но страшно милый. И
    страшно настоящий, хотя и странный» (4, 285), «Вы, по-моему, очень чистый и не
    такой, как другие…» (4, 310-311), «Вот, младенца этого обучу этому ремеслу!» (4,
    325)). И читатель так же, как и герои романа, поддаётся симпатии Христофорова,
    и это неудивительно. «Христофоров курил, слегка наклоняясь над перилами. Внизу
    бездна – далёкая, тихая улица; ему казалось, что сейчас всё мчит его какая-то
    сила, от людей к людям, из мест в места. ,,Всё интересно, все важно, — думал
    он, — и пусть будет всё’’. Он вдруг почувствовал неизъяснимую сладость – в
    прохождении жизнью, среди полей, лесов, людей, городов, вечно сменяющихся,
    вечно проходящих и уходящих. ,,Пусть будет Москва, какой-то Ретизанов, кофе на
    заре, бега, автомобили, Анна Дмитриевна. Это всё жизнь’’» (4, 295) — разве
    можем мы остаться равнодушными после этих слов? Ведь мы словно чувствуем, что,
    окажись мы рядом с этим излучающим жизнелюбие и благодушие человеком, мы
    обязательно полюбимся ему. Просто он любит всё, что его окружает, и своей
    любовью он способен приносить добро. Точно Иисус, озаряет он лица героев романа;
    подобно Вифлеемской звезде, озаряет Вега путь ему и всем, кто его окружает (вспомним,
    как он посоветовал, будто проповедник, Лабунской уехать в Европу, хотя это
    должно было сопровождаться страшным горем приятеля Христофорова Ретизанова, или
    как он одним только своим появлением в жизни Машуры натолкнул девушку на мысль
    о то, что  разрыв помолвки с Антоном освободит её).
    Вот отрывок из одного
    ночного диалога Христофорова с Машурой (4, 286-287):
    — Это что за звезда? –
    спросила она громко. – Вон там? Голубоватая?
    — Вега, — ответил
    Христофоров.
    — А!.. – протянула она
    безразлично и пошла в глубь сада. Сделав небольшой тур, вернулась.

  6. $ ТОНУ В МАR|TINI $ Ответить

    Ответ оставил Гость
    Звезды (неподвижные звезды), освещающие ночное небо, считаются символами космического порядка из-за своего движения вокруг Полярной звезды (мировой оси), а также чувственной картиной не всегда распознаваемого «света сверху». Во многих мифологиях они воспринимаются как умершие люди, взятые на небо.
    Иудейское космологическое умозрительное суждение представляет каждую звезду охраняемой ангелом, созвездия — группами гармонично сотрудничающих небесных духов. В христианской иконографии изображения звезд указывали на небесное событие (орнаменты в виде звездного неба украшали потолки еще древнеегипетских склепов). Богоматерь Мария изображалась не только стоя на месяце, но и окруженной святым сиянием (нимбом) в виде звездной короны. Многочисленность звезд считалась символом неисчислимого потомства Авраама. Символом Христа является «светлая утренняя звезда» (Апокалипсис, 22,16). Большое значение имеет «Вифлеемская звезда», чаще всего изображаемая восьмиконечной, которая вела трех волхвов («царей») Востока к яслям, где родился Христос.
    Шестиконечная звезда, образованная двумя наложенными друг на друга треугольниками, считалась магическим символом царя Соломона (sigillum Salomonis) и щитом Давида (scutum Davidis) — гексаграмма. Пятиконечная звезда — пентаграмма, называемая также «колдовским отпечатком», играет большую роль в магических преданиях и считается благодатной, если ее вершина обращена вверх, но в противоположном случае считается знаком черной магии.
    В Древнем Китае звезды внимательно изучались (во II в. н.э. их насчитывали 11 520). Они играют в народных обычаях и сказаниях большую роль; каждый человек в Новый год приносил жертву «своей звезде».
    Книга символов. Гексаграмма и пентаграммаВ символике вольных каменщиков «пылающая звезда» (чаще всего пятиконечная, с венцом из лучей и буквой «G» в центре, которая должна означать геометрию, Бога или познание) имеет значение как символ света духа, освещающего весь мир, при этом в отношении толкования символа все же нет единства.
    Индейцы перуанского царства инков считали звезды «служительницами Луны, и поэтому им оставлялось место (в храме Куско) рядом с госпожой, на котором они во время своего услужения могли бы быть как можно ближе к своей госпоже; так как индейцы полагали, что звезды блуждали по небу с Луной, а не с Солнцем, в качестве ее служительниц, так как их видно было ночью, а не днем». В мексиканском царстве ацтеков звезды считались явлениями на небесном своде первых павших или пожертвованных воинов и также поэтому воспроизводились в изобразительном искусстве в виде черепов. «Падающие звезды» истолковывались в древних культурах по-разному, например как предзнаменование смерти значительных людей (Древний Китай) или как предзнаменование рождения ребенка, душа которого падает с неба на землю, чтобы здесь пробудиться к жизни.
    Народные выражения типа «родиться под счастливой звездой» или «находиться под неблагоприятной звездой» связаны с популярными астрологическими представлениями. «Желать звезду с неба» означает хотеть что-либо в действительности невозможное, похожее на выражение «хотеть хватать звезды с неба». Человек может напиться до такого состояния, когда, согласно поговорке, перед его глазами возникает иллюзия звездопада.
    надеюсь это правильно

  7. Andromadora Ответить


    Символика является наследием истории человечества. С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами. В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, которые используются и по сей день.
    Большое символическое значение имеет цвет изображаемого символа, знака. Чаще всего используются два цвета: белый и красный. Кроме этих цветов мастерицы используют также золотой, черный или синий цвета.
    Белый цвет.
    Чаще всего это цвет фона, мастера называют его «землей» он олицетворяет землю. Женский цвет, символизирует чистоту, свет, благо.
    Красный или золотой.
    Цвет солнца, огня. Цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести. Мужской, сильный цвет.
    Синий или черный.
    Связан с пониманием краткости человеческой жизни. Чаще использовался в одежде очень пожилых людей. С увеличением возраста человека в его одежде становилось больше черного и синего цвета. Отрицательный цвет.
    Проще говоря, символ в язычестве славян несет в себе прежде всего магическую нагрузку, а уже только в самую последнюю очередь — эстетическую.
    Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, способные причинить вред от носителя сего оберега
    Символы, знаки, орнаменты — удивительная книга о жизни и верованиях наших далеких предков, листки которой большей частью утеряны. И, видимо, осталось то, что должно было остаться, то, что вечно.
    Наш материальный мир в настоящее время украшают и растительные и сюжетные орнаменты, но самый древний орнамент — геометрический.
    Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежда и сам дом.
    В ромбиках, крестиках, квадратиках, точках наблюдается прежде всего повторяемость в определенных числах. Счет, ритм помогают ощутить и объяснить устройство мира. Числа — элементы особого числового кода, с помощью которого можно представить весь мир и человека, то есть числа могут быть одним из образов мира. Такими числами являются: 3 — образ Абсолюта, божественной Троицы, три сферы жизненного пространства (небо, земля, подземный мир), времени (прошлое, настоящее, будущее). Число 4 является образом целостности, идеально устойчивой структуры: 4 стороны света, 4 стихии, верх-низ-право-лево, 4 времени года. 5 -сакральное число — 4 стороны + центр — равновесие. Символом гармонии стала цифра 7. Через нее человечеству дано 7 цветов спектра, 7 нот в музыке, 7 дней в неделе. Из произведения чисел 3 и 4 возникает число 12 — 12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий. Соответственно, все эти числа, и не только в орнаменте, считаются счастливыми.
    Количество зубцой, ромбов, крестиков обязательно связывалось с этим рядом магических чисел или кратно им.
    Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, т.е. символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери-прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Женщины по-простому называют его «лягушка» или «ромб-лягушка».
    Землю в смысле участка, дающего урожай, представляли в форме квадратов, прямоугольников, покрытых густой сеткой, т.е. засеянную. Между полосок земли и воды помещали зерна. Главная тема Земли, плодородия, чадородия преобладает в русском узоре. Образ Земли — излюбленный в вышивке.
    Изображение священного дерева встречается у всех народов мира.. Змея — символ времени, спирального движения и повторения, мудрости и осторожности, и начинается это все от корней человека, нации, человечества. Потому можно встретить изображение Древа, обвитого Змием.
    Спирали у русских популярны в украшениях, особенно на височных кольцах. Их можно найти в фибулах, диадемах, пряжках. Спиральный орнамент — излюбленный образ в русской традиционной вышивке. Женщины Новгорода любили украшать спиралями головные уборы.
    Солярная символика — символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов. Солярная символика — одна из самых светлых в Славянской традиции. Среди солярных знаков, пожалуй, нет ни одного, приносящего вред. Наоборот — все знаки связаны с приобретением как материальных, так и духовных благ, преумножении их. Однако, это — только одна сторона медали.
    О свастике
    Пожалуй, основополагающий знак для солярной символики. Некоторые считают этот знак неизменным атрибутом фашизма, так модных нынче скинхедов. Это не так. Любой историк или философ, а тем более, язычник, проследит историю этого знака из глубин многих тысячелетий. Впервые этот символ, наряду с некоторыми другими символами германского язычества, присвоил для своей фашистской державы Адольф Гитлер. С тех пор и повелось, как фашизм — так свастика, в честь великого (и ужасного) Гитлера. На самом же деле, знак сей, не имеет никакого отношения к безобразию, называемому фашизмом. Знак сей есть изображение Солнца, обращение к светлым богам. Знак этот приносит благо и справедливость в мир Яви, несет в себе огромный заряд светлой магической энергии.
    Классическое санскритское название этого символа происходит От индоевропейского корня «su/swa», что означает «связанный с благом». Однако у славян свастику называли Коловрат или Солнцеворот.
    Также некоторые авторы связывают его с единством статики и динамики. Причем динамический смысл имеет только вращающаяся свастика. Если она вращается по часовой стрелке (вправо), то символизирует стремление ко всему связанному с жизнью, с положительными качествами и активным мужским началом; вращение же против часовой стрелки, напротив, указывает на умирание, на отрицание всего положительного и пассивность поведения.




    Значение символики:











  8. Whiteforge Ответить

    Звезда — это образ божественной идеи, божественной воли, согласно которой и возник, начал вращаться в Пространстве и жить наш Свет, Мир; символ самого Божества, Божьего Ока. А также Мессии, ангела, высшей сущности, властелина предназначения; божественного огня, Небесного светила, постоянно борющегося с Тьмой, знания о Прошлом, Настоящем и Будущем, мудрости, духовного наставничества; Бесконечности, Вечного счастья, успеха, надежды, Судьбы, чистоты, чувственности, Свободы; души, а также души героя, бессмертия; поэтического вдохновения; человека, стражи, охраны; цветка
    Звезды (неподвижные звезды) , освещающие ночное небо, считаются символами космического порядка из-за своего движения вокруг Полярной звезды (мировой оси) , а также чувственной картиной не всегда распознаваемого «света сверху» . Во многих мифологиях они воспринимаются как умершие люди, взятые на небо.
    Иудейское космологическое умозрительное суждение представляет каждую звезду охраняемой ангелом, созвездия — группами гармонично сотрудничающих небесных духов. В христианской иконографии изображения звезд указывали на небесное событие (орнаменты в виде звездного неба украшали потолки еще древнеегипетских склепов) . Богоматерь Мария изображалась не только стоя на месяце, но и окруженной святым сиянием (нимбом) в виде звездной короны. Многочисленность звезд считалась символом неисчислимого потомства Авраама. Символом Христа является «светлая утренняя звезда» (Апокалипсис, 22,16). Большое значение имеет «Вифлеемская звезда» , чаще всего изображаемая восьмиконечной, которая вела трех волхвов («царей» ) Востока к яслям, где родился Христос.
    Шестиконечная звезда, образованная двумя наложенными друг на друга треугольниками, считалась магическим символом царя Соломона (sigillum Salomonis) и щитом Давида (scutum Davidis) — гексаграмма. Пятиконечная звезда — пентаграмма, называемая также «колдовским отпечатком» , играет большую роль в магических преданиях и считается благодатной, если ее вершина обращена вверх, но в противоположном случае считается знаком черной магии.
    В Древнем Китае звезды внимательно изучались (во II в. н. э. их насчитывали 11 520). Они играют в народных обычаях и сказаниях большую роль; каждый человек в Новый год приносил жертву «своей звезде» .
    Книга символов. Гексаграмма и пентаграммаВ символике вольных каменщиков «пылающая звезда» (чаще всего пятиконечная, с венцом из лучей и буквой «G» в центре, которая должна означать геометрию, Бога или познание) имеет значение как символ света духа, освещающего весь мир, при этом в отношении толкования символа все же нет единства.
    Индейцы перуанского царства инков считали звезды «служительницами Луны, и поэтому им оставлялось место (в храме Куско) рядом с госпожой, на котором они во время своего услужения могли бы быть как можно ближе к своей госпоже; так как индейцы полагали, что звезды блуждали по небу с Луной, а не с Солнцем, в качестве ее служительниц, так как их видно было ночью, а не днем» . В мексиканском царстве ацтеков звезды считались явлениями на небесном своде первых павших или пожертвованных воинов и также поэтому воспроизводились в изобразительном искусстве в виде черепов. «Падающие звезды» истолковывались в древних культурах по-разному, например как предзнаменование смерти значительных людей (Древний Китай) или как предзнаменование рождения ребенка, душа которого падает с неба на землю, чтобы здесь пробудиться к жизни.
    Народные выражения типа «родиться под счастливой звездой» или «находиться под неблагоприятной звездой» связаны с популярными астрологическими представлениями. «Желать звезду с неба» означает хотеть что-либо в действительности невозможное, похожее на выражение «хотеть хватать звезды с неба» . Человек может напиться до такого состояния, когда, согласно поговорке, перед его глазами возникает иллюзия звездопада.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *