Какой этап является наиболее важным в волевом действии?

24 ответов на вопрос “Какой этап является наиболее важным в волевом действии?”

  1. PRоFeSSoR Ответить

    Волевая деятельность характеризуется определенными волевыми действиями, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.
    К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и как он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения выполнять действие определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.
    В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
    1) осознание цели и стремление достичь ее;
    2) осознание ряда возможностей достижения цели;
    3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
    4) борьба мотивов и выбор;
    5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
    6) осуществление принятого решения;
    7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.
    Этап осознания цели и стремления достичь ее не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав в воображении определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере, очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, — это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно).
    Желание — это существующее идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо — это прежде всего знать содержание побудительного стимула.
    Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.
    Этап осознания ряда возможностей достижения цели — это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого есть установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.
    На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей в себя убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.
    Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек понимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание — один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.
    Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап — принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.
    Этан осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий. Внешние препятствия и трудности могут быть столь значительны, что только наличие сильной воли позволяет человеку «не опускать руки», не отказываться от выполнения принятого решения и достижения требуемого результата.
    Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели, второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

  2. Мальвина Ответить

    Структура волевого действия.

    В структуре волевого действия (волевого акта) можно выделить несколько этапов.
    1. Подготовительный. Основу воли, как и активности человека в целом, составляют его потребности, которые образуют мотивацию волевого действия.
    Мотив поясняет:
    а) почему у человека возникает состояние активности, т.е. какие потребности побуждают человека к деятельности,
    б) на что направлена активность, почему выбрано именно такое поведение,
    в) мотивация является средством саморегуляции поведения человека.
    Таким образом, волевое действие имеет мотив. Мотивы волевых действий всегда имеют в большей или меньшей степени осознанный характер. Мотивы бывают низшего уровня (эгоистические) и высшего уровня (чувство долга). Иногда может возникать ситуация борьбы мотивов: одно желание противопоставляется другому желанию, сталкивается с ним. Может происходить борьба мотивов одного уровня (пойти погулять или посмотреть телевизор) или разного уровня (пойти погулять или подготовиться к занятиям). Борьба мотивов может переживаться мучительно, а может проходить безболезненно, в простом обсуждении доводов «за» и «против».
    В результате обсуждения или борьбы мотивов принимается решение, т.е. избирается определенная цель и способ ее достижения.
    2. Исполнительный. Принятое решение может быть сразу претворено в жизнь, а может быть несколько отсрочено. В последнем случае возникает длительное намерение. Считается, что воля человека проявляется в том случае, если выполнены оба этапа.
    Принятие решения и его исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называют волевым усилием.
    Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, при котором происходит мобилизация физических, интеллектуальных и моральных сил человека. Волевое усилие – необходимый элемент всех героических поступков. Но волевое усилие нельзя отождествлять с мышечным усилием. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным. Хотя в волевом усилии может присутствовать и мышечное усилие (напрягать мышцы лица, сжимать кулаки).
    Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественной значимости целей, установки по отношению к деятельности, уровня самоорганизации и самоуправления личности.

    Волевые качества личности.

    Воля – это власть над собой, своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, слабовольный человек пасует перед ними. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей.
    Выделяют следующие волевые качества:
    Целеустремленность – подчинение человеком своего поведения какой-то жизненной цели и планомерное ее достижение.
    Самостоятельность – подчинение своего поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельность может быть противопоставлена с одной стороны- внушаемости, а с другой – упрямству. Внушаемый человек не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств или давлением других людей. Следствием безволия является и упрямство, когда человек поступает вопреки доводам разума и советам окружающих.
    Решительность – способность своевременно принимать нужные решения и выполнять их (но речь идет не о скоропалительных решениях). Особенно проявляется в сложных ситуациях или в ситуациях, связанных с риском. Противоположное качество – нерешительность.
    Выдержка (самообладание) – способность постоянно контролировать свое поведение, воздерживаться от ненужных действий, сохранять хладнокровие в трудных обстоятельствах. Противоположное – импульсивность (от лат. «импульс» – толчок), когда человек действует по первому побуждению, не обдумывая свои поступки. Хотя, нужно отметить, что понятие выдержки несколько шире понятия самообладания.
    Мужество и смелость – готовность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, преодолевая невзгоды. Более сложным из этих двух является понятие мужество (оно предполагает наличие и смелости и выдержки и хладнокровия перед лицом опасности). Противоположное – трусость.
    Дисциплинированность – подчинение своего поведения общественным правилам. Противоположное – недисциплинированность.
    Особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. В первую очередь родители, а затем и учителя должны показывать, какие приемы развития воли наиболее эффективны, а какие не приносят пользы (например, не смеяться во время фильма, пройти по краю крыши, резать руку ножом). Большинство недостатков волевого поведения детей связаны, как правило, со вседозволенностью в семье или, наоборот, с перегрузкой детей непосильными заданиями (в результате формируется привычка не доводить начатые дела до конца).
    В воспитании воли важен и личный пример родителей, воспитателей, учителей, чтение смысловой литературы, просмотр фильмов. Кроме этого, важно, чтобы каждый человек занимался самовоспитанием воли. Прежде всего, воля формируется в малых, повседневных делах, т.к. преодолевая именно небольшие трудности, человек тренирует волю (режим дня, занятия спортом и т.д.)

  3. Mr.FLEXIK Ответить

    (по Рубинштейну С.Л.)
    Актуализация побуждения и постановка цели;
    Обсуждение и борьба мотивов;
    Решение о действии;
    Исполнение действия.
    Структура волевого акта (действия)
    ( по Гамезо М.В.)
    Побуждение к действию (возникновение потребностей и мотивов);
    Препятствие и борьба мотивов (подключение других мотивов – ценностей личности). Борьба мотивов может продолжаться достаточно долго, или действие прекращается из-за недостатка должной мотивации;
    Принятие решения;
    Исполнение действия, сопровождающееся волевым усилием. Этот этап может быть также достаточно продолжительным или не выполняться вообще;
    Рефлексия (самоконтроль, самооценка);
    Удовольствие либо «урок».
    Таким образом, Гамезо М.В. дополняет свою структуру волевого акта этапами
    рефлексии, оценки результатов волевого действия, что является несомненным достоинством предложенной структуры.
    Борьба мотивов –психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности; она включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определённом направлении, обдумывание того, как именно действовать (Маклаков А.Г.). Представьте себе ваши два самых любимых желания, которые нельзя осуществить одновременно. Какое из них вы бы хотели реализовать первым? Задумались? Следовательно, вы переживаете борьбу мотивов.
    Принятие решения –выбор цели и способа действия.
    Волевое усилие –это форма эмоционального стресса, помогающего человеку
    преодолеть трудности; количество энергии, затрачиваемой на выполнение целенаправленного действия или на отказ от него (Рогов Е.И.). Волевое усилие переживается как сознательное напряжение, находящее разрядку в волевом действии. Волевое усилие качественно отличается от мышечных напряжений. В нём внешние движения могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным. Вместе с тем в любом волевом усилии в той или иной степени присутствует и мышечное напряжение (напрягаем мышцы лба, глаз и др.).
    Рефлексия(лат. reflexio – отражение, обращение назад) это осмысление
    человеком своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира (Гамезо М.В.).
    То, как субъект оценит результат волевого действия, зависит от сложившегося у личности типа контроля (локуса контроля). Локус – место расположения чего-либо.
    Локус контроля (интернальный – внутренний) – устойчивое качество личности, выражающееся в принятии человеком ответственности за совершённые им действия и происходящие с ним события, объясняя их своим поведением, ошибками и т.п.
    Локус контроля (экстернальный – внешний) – устойчивая склонность личности приписывать ответственность за всё происходящее с ней внешним факторам (случайности, обстоятельствам и др.).
    В качестве особого вида волевых процессов выделяются поступки человека. Поступок – это личностно осмысленное поведение, оцениваемое другими людьми как акт нравственного самоопределения (МГПУ). Может быть совершён в виде действия или бездействия субъекта, в виде занятой позиции или отношения к чему-либо. Поступки всегда осуществляются в контексте социального взаимодействия (подвиги).
    Таким образом, воля – это высшая ступень активности личности, выступает как необходимое условие учения, труда и др. В воле проявляется одна из самых существенных способностей человека – овладение собственным поведением, выбор своего жизненного пути.

  4. JuSt_SkiLL Ответить

    Волевые действия бывают простые и сложные. К простым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в самом действии почти автоматически.
    Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:
    1)осознание цели и стремление достичь ее;
    2) осознание ряда возможностей достижения цели;
    3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
    4) борьба мотивов и выбор;
    5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
    6) осуществление принятого решения;
    Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связана с функционированием мозга. Важную роль в осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию.
    Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, или очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей,- это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (когда цель выбирается самостоятельно). Желание – это существующие идеально(в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо – это прежде всего знать содержание побудительного стимула. Но поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.
    Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» – это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.
    На 3-ем этапе возможные пути т средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека. Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание – один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека. Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап – принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется складом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. Этап осуществления принятого решения, все-таки, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий. Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия:
    1. Достижение конкретной цели;
    2. Человек оценивает свои действия и извлекает из них соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

  5. Nirdin Ответить

    В сложном волевом действиивыделяют следующие этапы:
    1) осознание цели и стремление достичь ее;
    2) осознание ряда возможностей достижения цели;
    3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
    4) борьба мотивов и выбор;
    5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
    6) осуществление принятого решения,
    7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.
    Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере, очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, – это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание – это существующее идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо – это, прежде всего, знать содержание побудительного стимула.
    Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов.На этапе осознания цели и стремления достичь ее, борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.
    Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» – это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.
    На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.
    Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание – один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.
    Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап – принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т. е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.
    Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.
    Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
    Контрольные вопросы
    1. Назовите виды, свойства, физиологическую основу ощущений.
    2. Охарактеризуйте основные виды и свойства восприятия.
    3. Укажите процессы, виды, качества, закономерности памяти.
    4. Опишите основные свойства внимания и его виды.
    5. Каким образом можно развивать внимание?
    6. Назовите вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов и их преобразование?
    7. Укажите название переживания, возникающего у человека под влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения потребностей?
    8. Как называется сознательное сосредоточение на определенной информации, требующее волевых усилий?
    9. Закончите фразу: «Изменение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения, называется…»
    10. Укажите название нервных путей, проводящих нервные возбуждения от периферии к центру?
    11. Воображение является основой какого вида мышления?
    12. Что из себя представляет автоматический процесс перевода мыслей в слова и обратно?
    13. Закончите фразу: «Сильно выраженная увлеченность чем или кем-либо, сопровождающаяся сильными переживаниями, называется …»
    14. С помощью какой мыслительной операции человек выявляет сходство или различие объектов?
    15. Какой вид мышления отсутствует у животных?
    16. Укажите, какие условия нужны для поддержания произвольного внимания.
    17. Назовите нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внутренней и внешней среды организма и являющийся физиологической основой ощущения.
    Литература
    1. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов / В.М. Кроль – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2006. – 432 с.
    2. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – 384 с.
    3. Немов Р.С.Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
    4. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с
    5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 672 с.
    6. Трофимова Н.М. Поленякина Е.В. Общая психология: Практикум / Н.М. Трофимова, Е.В. Поленякина, Н.Б. Трофимова. – СПб.: Питер, 2005, – 320 с.

  6. STAR OF MUSIC Ответить

    Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.
    К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, что и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.
    В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
    1) осознание цели и стремление достичь ее;
    2) осознание ряда возможностей достижения цели;
    3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
    4) борьба мотивов и выбор;
    5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
    6) осуществление принятого решения;
    7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.
    Психологическая структура волевого акта представлена на рисунке 10.

    Рисунок 10 – Психологическая структура волевого акта
    Воля на высших своих ступенях – это не просто совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает способность регулировать поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служить им.
    Свобода как возможность поиска и выбора является свойством воли, ее природой, без свободы нельзя говорить о регулировании поведения. В возможности выбора того или иного решения, возможности направить свое поведение в том или ином направлении практически осуществляется, проявляется господство человека над собой.
    Поскольку развитие регуляторных процессов проходит большой путь и приходится в основном на подростковый и юношеский возраст,
    ближайшие взрослые на разных этапах должны по-разному контролировать поведение ученика, переходя от достаточно жесткого контроля к контролю смягченному и эпизодическому, побуждающему ребенка к самоконтролю. Без самоконтроля, умения управлять собой невозможно развитие воли. Не учитывать этого, продолжая тотальный контроль за поведением и учебной работой подростка и старшего школьника, — значит обрекать его или на трудное, конфликтное становление воли и характера, или на безвольную исполнительность. Родители и учителя, передавая функции контроля самому ребенку, делают это на основе доверия к нему. Благодаря этому они создают благоприятные условия для развития его волевой саморегуляции. Важным моментом является и эмоциональная поддержка волевых усилий ученика при решении им трудных учебных задач, стремление к тому, чтобы он получал удовлетворение от сделанного.
    Вопросы для самоконтроля:
    1. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства».
    2. Каковы особенности эмоций и чувств?
    3. Какие виды эмоциональных переживаний вы знаете?
    4. Каким образом эмоции и чувства проявляются во вне?
    5. Какие высшие чувства вы знаете? Охарактеризуйте их.
    6. Дайте понятие воли. В чем ее сущность?
    7. Какие качества личности относятся к волевым?
    8. Что вы знаете о структурных компонентах волевых действий?
    9. Какова роль эмоций и чувств в учебной деятельности?
    10. Какую роль играет волевая регуляция в учебной деятельности?
    Задания для самостоятельной работы:
    1. На основе собственных наблюдений покажите роль эмоций в регуляции поведения.
    2. На конкретном примере покажите различия в эмоциональных проявлениях людей.
    3. Проанализируйте ситуацию, где воля выступает как процесс сознательного регулирования поведения.
    Планы семинарских занятий
    Семинар 1

  7. Keptan Ответить

    Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.
    К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.
    В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
    1) осознание цели и стремление достичь ее;
    2) осознание ряда возможностей достижения цели;
    3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
    4) борьба мотивов и выбор;
    5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
    6) осуществление принятого решения.
    Этап “осознание цели и стремление достичь ее” не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, — это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание — это существующие идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо — это прежде всего знать содержание побудительного стимула.
    Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.
    Этап “осознание ряда возможностей достижения цели” — это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого — установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.
    На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

  8. Hellshade Ответить

    Принятие волевого решения (заключительный момент борьбы мотивов) в значительной степени опирается на убеждения студента, на понимание им социальной значимости своего выбора. У одних преобладает склонность к рациональным решениям, другие следуют чувству долга. Задержка действия из-за нерешительности может продолжаться долго.
    Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий. Рассматривая процесс принятия решения, Уильям Джемс(1842-1910) выделял несколько типов решительности.
    1. Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие мотивы начинают
    понемногу угасать, оставляя место альтернативе, которая воспринимается совершенно спокойно. Переход от сомнения к уверенности переживается пассивно. Человеку кажется, что основания для действия формируются сами по себе в соответствии с условиями деятельности.
    2. В случаях, если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент,
    когда человек скорее готов принять неверное решение, чем не принимать никакого. При этом нередко какое-нибудь случайное обстоятельство нарушает равновесие, предоставив одной из перспектив преимущество перед другими, и человек как бы подчиняется судьбе.
    3. При отсутствии побудительных причин, желая избежать неприятного ощущения
    нерешительности, человек начинает действовать как бы автоматически, просто стремясь к движению вперёд. То, что будет потом, в данный момент его не заботит. Как правило, этот тип решительности характерен для лиц с кипучим стремлением к деятельности.
    4. К следующему типу решительности относятся случаи нравственного перерождения,
    пробуждения совести и т.д. В данном случае прекращение внутреннего колебания происходит из-за изменения шкалы ценностей. У человека как бы происходит внутренний перелом, и сразу возникает решимость действовать в конкретном направлении.
    5. В некоторых случаях, не имея рациональных оснований, человек считает более
    предпочтительным определённый образ действий. С помощью воли он усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить себе остальные. В отличие от первого случая функции разума здесь выполняет воля.
    По мнению Маклакова А.Г., исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего исполнение принятого решения связано с определённым сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то при этом принято говорить о намерении исполнить принятое решение (поступить в вуз, получить образование и др.). Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. В волевом действии при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. При этом спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие – особое состояние внутреннего напряжения (активности), которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.
    Этот заключительный этап волевого действия, по мнению Маклакова А.Г., может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).
    Например, студент при подготовке к экзамену должен правильно организовать свою деятельность с учётом адекватной оценки сил и возможностей; строить свою деятельность в соответствии с планом (графиком) работы; обдумывать выполнение действия и их последовательность на уровне мышления и рисовать их в своём воображении; увеличению интенсивности волевых усилий способствуют повышенная активность субъекта, высокий тонус деятельности, коллективная работа. Снижению – усталость, утомление, страх перед неудачей, неверие в свои силы и др.
    Таким образом, борьба мотивов и последующее принятие решения, а также исполнение принятого решения, по мнению учёного, являются важными моментами волевой деятельности человека.
    Интенсивность волевых усилий прежде всего зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия. Существуют и значительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий: мировоззрение личности, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира; моральная устойчивость, определяющая способность человека следовать по намеченному пути; уровень самоуправления и самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой сферы.
    2. Функции воли
    В таблице 1 приведены различные подходы к выделению функций воли.
    Таблица 1
    Функции воли
    по Иванникову В.А.
    по Гамезо М.В.
    Инициация и осуществление волевых действий;
    Выбор действий при конфликте целей и мотивов;
    Регуляция действий;
    Регуляция состояний и организация психических процессов.
    1. Побудительная и направляющая на достижение цели при преодолении трудностей.
    2. Тормозная: сдерживание нежелательной активности, мотивов и действий, не соответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности.
    3. Регулирующая: сознательная регуляция активности в затруднённых условиях жизнедеятельности.
    4. Развивающая: волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности, на изменение собственной личности.
    3. Физиологические основы воли
    Волевые действия, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и наряду с другими сторонами психики имеют материальную основу в виде нервных процессов. Волевая деятельность связана с равновесием возбуждения и торможения. При ослаблении процесса возбуждения у человека возникает апатия, при ослаблении торможения – большая активность.
    Механизм волевого действия функционирует на основе первой и второй сигнальных систем. На основе временных связей между различными центрами коры мозга складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что и создаёт условия для целенаправленного поведения.
    Особое значение в выполнении волевого действия играет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого поведения. Вторая сигнальная система активизирует не только моторную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти; она же регулирует внимание, вызывает чувства и таким образом влияет на формирование мотивов волевых действий.
    Регулятор волевой деятельности – лобные доли коры больших полушарий, которые обеспечивают удержание цели действий. В них происходит сличение достигнутого в каждый момент результата с предварительно составленной программой.
    Материальной основой произвольных движений является деятельность пирамидных клеток, расположенных в одном из слоёв коры мозга в области передней центральной извилины и по своим размерам во много раз превышающих окружающие их другие нервные клетки. В пирамидных клетках зарождаются импульсы к движению, и отсюда берут начало волокна, образующие массивный пучок, который идёт в глубину мозга, спускается вниз, проходит внутри спинного мозга и достигает в конечном итоге мышцы противоположной стороны тела (пирамидный путь). Пирамидные клетки и нервные пути являются двигательным аппаратом коры головного мозга. В случае поражения тех или иных пирамидных клеток у человека наступает паралич соответствующих им органов движения. На рис. 4 изображена двигательная область коры головного мозга человека.

    Рис. 4. Двигательнаяобластькорыголовногомозгачеловека
    Ю. Куль выделил семь следующих волевых механизмов:
    • Мотивационный контроль;
    • Контроль внимания;
    • Перцептивный контроль;
    • Эмоциональный контроль;
    • Контроль активизации усилий;
    • Контроль кодирования и оперативной памяти;
    • Поведенческий контроль (Котова И. Б. и др. «Психология»).
    Теории воли
    Упоминание о воли можно встретить ещё у Аристотеля. Одной из широко известных теорий воли в философии XIX в. был волюнтаризм. Волюнтаристы (Шопенгауэр, Ах и др.) считали волю особой надприродной силой, которая определяет ход психических процессов и свободный выбор поведения. Они понимали волю как абсолютную свободу, не связанную с обществом.
    Представители другой механистической теории воли (Ч. Ломброзо и др.) полностью отрицали свободу воли человека и полагали, что воля полностью зависит от обстоятельств, в которых находится человек (человек – безвольная игрушка природы).
    В последние десятилетия развивается концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек наделён способностью самостоятельно выбирать формы поведения, адекватные познанным им законам природы и общества, а также собственному личностному смыслу (Франкл, В.А. Иванников и др.).
    4. Волевые качества личности
    Воля обладает определёнными качествами: силой, устойчивостью и широтой.
    Сила воли – степень возбуждения волевого усилия; обобщённая способность
    преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.
    Устойчивость воли – постоянство проявления в однотипных ситуациях.
    Широта воли – количество видов деятельности, в которых проявляется воля.
    Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в следующих её качествах.
    Волевые качества личности – это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности (В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова. Психология). В табл. 2 приведена классификация волевых качеств личности.
    Таблица 2
    Классификация волевых качеств личности
    (В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова. Психология)
    Волевые качества личности
    Целеустремленность
    Самообладание
    Морально-волевые
    Терпеливость
    Выдержка
    Мужество


    Самоотверженность
    Упорство
    Решительность
    Принципиальность
    Настойчивость
    Смелость
    Дисциплинированность
    Одна из классификаций (В.А. Иванников) выделяет три блока волевых качеств личности (см. рис. 5).

  9. Байконур Ответить

    1. Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие моти­вы начинают понемногу угасать, оставляя место альтернативе, которая вос­принимается совершенно спокойно. Переход от сомнения к уверенности пе­реживается пассивно. Человеку кажется, что основания для действия фор­мируются сами по себе в соответствии с условиями деятельности.
    2. В случаях, если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неверное решение, чем не принимать никакого. При этом нередко какое-нибудь случайное об­стоятельство нарушает равновесие, предоставив одной из перспектив пре­имущество перед другими, и человек как бы подчиняется судьбе.
    3. При отсутствии побудительных причин, желая избежать неприятного ощу­щения нерешительности, человек начинает действовать как бы автоматиче­ски, просто стремясь к движению вперед. То, что будет потом, в данный мо­мент его не заботит. Как правило, этот тип решительности характерен для лиц с кипучим стремлением к деятельности.
    4. К следующему типу решительности относятся случаи нравственного пере­рождения, пробуждения совести и т. д. В данном случае прекращение внут­реннего колебания происходит из-за изменения шкалы ценностей. У чело­века как бы происходит внутренний перелом, и сразу возникает решимость действовать в конкретном направлении.
    5. В некоторых случаях человек, не имея рациональных оснований, считает более предпочтительным определенный образ действий. С помощью воли он усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить себе осталь­ные. В отличие от первого случая функции разума здесь выполняет воля.
    Следует отметить, что в психологической науке активно ведутся споры по про­блеме принятия решения. С одной стороны, борьба мотивов и последующее при­нятие решения рассматриваются как основное звено, ядро волевого акта. С дру­гой стороны, отмечается тенденция выключения из волевого акта внутренней ра­боты сознания, связанной с выбором, обдумыванием и оценкой.
    Существует и другая точка зрения, характерная для тех психологов, которые, не отвергая значимость борьбы мотивов и внутренней работы сознания, видят сущность воли в исполнении принятого решения, поскольку борьба мотивов и сле­дующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека.
    Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т. е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое реше­ние. Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности: например, поступить в вуз, получить определенную специальность. Простейшие волевые действия, такие как утолить жажду или голод, изменить на­правление своего движения, чтобы не столкнуться с идущим навстречу челове­ком, исполняются, как правило, сразу. Намерение по своей сути является внут­ренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксирован­ную решением направленность на осуществление цели. Однако одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании наме­рения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг. В то же время другие довольствуются лишь общей схемой. При этом спланированное действие не реа­лизуется сразу. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или ак­тивности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необ­ходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.
    Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выра­жение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (та­кое проявление принято называть внутренним волевым действием).
    Волевое усилие качественно отличается от мышечных напряжений. В волевом усилии внешние движения могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным. Вместе с тем в любом волевом уси­лии в той или иной степени присутствует и мышечное напряжение. Например, рассматривая или вспоминая что-то, мы напрягаем мышцы лба, глаз и т. п., но это не дает основания отождествлять мышечные и волевые усилия.
    В различных конкретных условиях проявляемые нами волевые усилия будут различаться по интенсивности. Это связано с тем, что интенсивность волевых уси­лий прежде всего зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия. Однако помимо ситуатив-

    Джемс Уильям (1842-1910) — американский психолог и философ, один из основоположников современного аме­риканского функционализма. Предложил одну из первых в психологии теорию личности. В «эмпирическом Я», или лич­ности, им были выделены: 1. Физическая личность, к кото­рой относятся собственная телесная организация, дом, се­мья, состояние и т. д. 2. Социальная личность как форма признания в нас личности со стороны других людей. 3. Ду­ховная личность как единство всех духовных свойств и со­стояний личности — мышления, эмоций, желаний и т. п., с центром в чувстве активности «Я».
    Джемс рассматривал сознание, понимаемое как поток сознания, в контексте его приспособительных функций. При этом особое значение придавалось активности и избиратель­ности сознания.
    Джемс также является автором теории эмоций, известной как теория Джемса—Ланге. Со­гласно данной теории, испытываемые субъектом эмоциональные состояния (страх, радость и др.) представляют собой эффект физиологических изменений в мышечной и сосудистой системах. Оказал существенное влияние на исследования многих психологов начала XX в.
    ных факторов существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий. К их числу относятся следующие: мировоззрение личности, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира; моральная устойчивость, определяющая способность следовать по намечен­ному пути; уровень самоуправления и самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как лично­сти и характеризуют уровень развития волевой сферы.

  10. Шерлинос Ответить

    Необходимо отметить, что постановка цели не протекает гладко и спокойно, а, как правило, наоборот, сопровождается борьбой мотивов. Эта борьба мотивов обусловливается не только тем, что основой мотивов служат самые различные потребности, но и тем, что они по?разному отражаются в сознании людей. В борьбе высших мотивов с низшими формируется воля человека. Например, принятие школьником решения: идти с товарищем кататься на коньках или готовить уроки – означает борьбу мотивов разных нравственных уровней (между предвкушением удовольствия от катания и необходимостью выполнить домашнее учебное задание) и требует значительных волевых усилий.
    То есть мысль о цели действия обязательно означает принятие ее, решение действовать именно так, а не иначе. Часто можно наблюдать, как человек понимает важность конкретной цели, необходимости ее реализации, вместе с тем, он еще обдумывает ее окончательное принятие, взвешивает все за и против нее и затем только принимает окончательное решение. Осознание цели и окончательное решение принять ее – это определенные этапы волевого действия и часто не совпадают по времени. Между осознанием цели и решением принять ее нередко наблюдается значительный и по времени и по характеру нервного напряжения период колебания между согласием с целью и возражениями против нее. В зависимости от содержания мотивов, с которыми связано принятие цели и отказ от нее, будут характеризоваться эти колебания, доходящие в ряде случаев до внутреннего конфликта.
    Часто у человека возникает не одна, а несколько целей, несовместимых друг с другом и требующих выбора одной из них.
    Следует подчеркнуть, что в выборе цели действий проявляется подлинная воля человека, выражающаяся в умении подчинять свои действия и поступки требованиям объективной необходимости, и главное – целям, имеющим общественное значение.
    Важную роль наряду с ясностью, осознанностью цели играет ее доступность, когда человек, используя имеющиеся у него знания, умения, навыки, способности имеет возможность достичь конкретной цели. Если цель превышает возможности человека, и у него недостаточно знаний, умений для ее осуществления, он может достичь ее только частично. Обычно, люди ставят те цели, которые они могут достичь. Частая постановка целей, которых человек не может достичь, приводит лишь к ослаблению воли, к неверию в свои силы, к привычке не доводить до конца начатое дело. Но сказанное не означает, что надо ставить только легкие цели, для достижения которых не требуется преодоление больших трудностей, проявления силы воли. Легкие цели лишь ослабляют волю, не способствуют выработке умения бороться с трудностями, желания и умения преодолевать их. Важно, чтобы поставленные цели действий были доступны человеку, но вместе с тем требовали бы значительных усилий. Только такие цели действий развивают и закаляют волю, формируют волевые свойства и качества личности.
    В том случае, когда цель доступна, но ее трудно достичь, человек формирует цепь промежуточных целей и последовательно борется за них. Выполнение действий, вызываемых промежуточными целями, требует определенного предвидения результатов этих действий, что обусловливает необходимость их планирования. Следует предусмотреть пути к цели, связь отдельных действий между собой, результаты каждого из них и в целом. При ясном определении цели каждого промежуточного этапа, создаются лучшие условия для сосредоточения сил на преодоление препятствий на
    пути к конечной цели и в конечном итоге для успешного достижения ее.
    Постановка, планирование промежуточных целей особенно важна тогда, когда конечная цель, поставленная человеком, является отдаленной перспективой деятельности. То есть после определения и постановки цели происходит планирование исполнения. Человек решает новую задачу – найти самый правильный и короткий путь к достижению цели. Этот этап характеризуется активной работой мысли, анализом и сравнением всех условий, в которых должно протекать действие. Иногда наблюдается «борьба планов». В любом случае необходимо хорошо обдумать все действия, заранее запланировать процесс их выполнения.
    Однако при всем значении постановки цели и планирования решающим является исполнение. Только при окончательном выполнении человеком действия, доведении дела до конца мы говорим о его силе воли, о волевых качествах его личности. Как и предварительные этапы, исполнение сопровождается борьбой с целым рядом препятствий. Преодоление значительных трудностей и препятствий свидетельствует о наличии высокого уровня воли у данной личности, характеризует ее целеустремленность, решительность и настойчивость.

  11. Kevinfd Ответить

    1. Приведите примеры, подтверждающие роль человеческих эмоций в познании.
    2. Чувства, как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение действительности в чувствах и чем оно отличается от отражения, совершаемого в процессах восприятия, памяти и проч.?
    3. Отмечают, что после выхода на пенсию у многих людей может возникать депрессивное состояние, иногда ухудшается самочувствие. Чем это можно объяснить?
    4. Тот факт, что эмоции вызывают ярко выраженные изменения в деятельности внутренних органов, побудило Джемса и Лапте выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений. Докажите несостоятельность этих воззрений.

    Рис. ХИЛО. Двигательный участок коры головного мозга
    5. Чем можно объяснить, что если дать возможность человеку «выговориться», «поплакать», то ему легче перенести горе?
    6. Всегда ли характер эмоциональной реакции человека адекватен характеру самого воздействия? Объясните причины возможного соответствия или несоответствия.
    7. Внимательно прочтите нижеприведенный отрывок из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» и определите, какие чувства проявились в описанном примере. С какими свойствами личности они связаны?
    Раневская и Гаев, герои пьесы А. П. Чехова • Вишневый сад», разорены. Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в слезах. Любовь Андреевна угнетена, а Лопахин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой!.. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!»
    8. Определите виды чувств в следующих отрывках:
    «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П. И. Чайковского).
    «После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга».
    «Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята назвали его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло ».
    9. Докажите, что труд явился основой возникновения и развития волевых действий.
    10. Обыденный факт выполнения человеком ранее задуманного действия, по мнению идеалистов, свидетельствует якобы о том, что человеческий дух, сознание, воля независимы от материи, что они подчиняют себе материю. Проанализируйте конкретные примеры волевых действий и докажите несостоятельность этих положений.
    11. Известный отечественный психолог А.Р. Лурия описал больного с поражением пре-моторной зоны головного мозга, что привело к нарушению всех произвольных движений. Нарушения проявлялись в том, что, если больному нужно было взять в руки звонок и вызвать няню, он брал звонок в руки и застывал в такой позе. Какие психологические условия нормального волевого действия отсутствовали в данном случае у больного? С нарушением какой области мозга связано описанное заболевание? Для объяснения используйте рис. XII.10.
    Схема волевых свойств личности
    Эгапы волевых действий Волевые качества
    Цель и стремление к ее достижению
    Возможности и мотивы
    Борьба мотивов и выбор
    Решение
    Осуществление решения
    Сильная воля
    Четкое осознание цели. Интенсивное стремление
    Достаточно
    Обоснованный и быстро
    Обоснованное интенсивным решением
    Стойкое
    Настойчивость
    Отдаленная цель. Интенсивное стремление
    Нормальные
    Очень стойкое
    Упрямство
    Объективно не оправданные
    Определяется не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением
    Необоснованное с интенсивным стремлением
    Стойкое
    Податливость
    Легко меняющиеся
    Определяется мнением других лиц
    Легко меняющиеся
    Различное
    Внушаемость
    Отсутствуют
    Дается извне
    Различное
    Решительность
    Четкое осознание цели. Интенсивное стремление
    Достаточно
    иногда
    чрезмерно
    Быстрый, но не всегда всесторонний
    Четкое и устойчивое
    Стойкое
    Нерешительность
    Тоже
    Тоже
    Длительный и незавершенный
    Отсутствует или часто меняется
    Отсутствует
    Слабоволие
    Слабое стремление
    Достаточно или мало
    Незавершенный
    Без стремления к выполнению
    Нестойкое
    12. Используя материалы на с. 213, проанализируйте один из фактов проявления волевого поведения, имевшего место в вашей жизни.
    13. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в из-
    бранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать.
    Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит?
    14. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает.

  12. Anargas Ответить

    Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля воспитуема.
    Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов:
    1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;
    2) осознание путей к достижению цели;
    3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
    4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;
    5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
    6) осуществление принятого решения.
    Волевое действие может иметь как простые, так и более сложные формы.
    Волевое действие, простое по форме, является побуждением, которое переходит непосредственно в действие по достижению цели. В данном случае действию практически не предшествует сколько-нибудь сложный и длительный сознательный процесс. Сама цель при этом не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается путем совершения привычных для субъекта действий, которые производятся почти автоматически, как только возникает стимул.
    Для сложного волевого действия в его наиболее выраженной специфической форме характерно прежде всего то, что между стимулом и действием вклинивается опосредующий данное действие сложный сознательный процесс. Действию предшествуют расчет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.
    Таким образом, волевое действие становится сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде.
    Сложное волевое действие можно разделить на 9 стадий, осуществляемых поэтапно:
    1) возникновение побуждения;
    2) предварительная постановка цели и возникновение стремления достичь ее;
    3) осознание ряда возможностей достижения цели;
    4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
    5) стадия обсуждения и борьба мотивов;
    6) принятие одной из возможностей в качестве решения;
    7) принятие решения;
    8) осуществление принятого решения;
    9) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.
    Принятие решений. Волевые расстройства
    В ходе принятия решения субъект понимает, что дальнейший ход событий зависит от него. Представление о последствиях своего поступка порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности.
    Сам процесс принятия решения может протекать в различных формах.
    1. Иногда решение не дифференцируется в сознании как особый этап. Волевое действие протекает без особого, сознательно выделенного в нем специального решения. Это происходит в тех ситуациях, когда побуждению, возникшему у субъекта в данный момент, не противоречат никакие другие внутренние аспекты психической деятельности (например, недостаточная активность психики), а само осуществление цели, соответствующей этому побуждению, не встречает никаких внешних препятствий.
    2. В некоторых случаях решение приходит как бы само по себе, поскольку является полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов, т. е. решение принимается не потому, что субъект считает его оптимальным, а потому, что в данных обстоятельствах никакое другое решение уже невозможно. (Например, в случае пожара человек выпрыгивает с третьего этажа не потому, что ему нравится подобное решение, а потому, что у него нет другого шанса спасти свою жизнь.)
    3. И, наконец, иногда случается так, что до самого конца и даже при самом принятии решения каждый из противоборствующих мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, не потому, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести противоборствующие мотивы в жертву. Выделяют три вида волевых нарушений.
    1. Абулия – отсутствие побуждений к деятельности, невозможность принимать решения и исполнять их при полном осознании необходимости этого. Возникает абулия на почве мозговой патологии. Для человека, страдающего абулией, характерно так называемое полевое поведение. Он совершает действия не целенаправленно, а лишь случайно попадая в поле стимула. Например, бесцельно перемещаясь по комнате, человек «натыкается» взглядом на какой-либо предмет и берет его – не потому, что данный предмет зачем-то ему нужен, а просто потому, что попался под руку.
    2. Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий. Оно вызывается поражением тканей в лобных долях головного мозга. Проявляется апраксия в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и делают невозможным осуществление волевого акта.
    3. Гипербулия – это, напротив, чрезмерная волевая активность больного человека. Она может наблюдаться при маниакальной стадии маниакально-депрессивного психоза, несколько менее выражена при гипертимии, может также иногда возникать при некоторых соматических заболеваниях.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *