Какой из древнерусских городов не находился на пути из варяг в греки?

5 ответов на вопрос “Какой из древнерусских городов не находился на пути из варяг в греки?”

  1. Ariuswyn Ответить


    Освоение шло с севера, а первым его открыл конунг (верховный правитель) Ивар Приобретатель (Широкие Объятья) в VII веке. Описания в скандинавских источниках говорят о том, что открытие совершил Эйрик Путешественник. Это косвенно подтверждается начавшимися набегами скандинавов на южный берег Черного моря и Крым.
    Монах Нестор, автор «Повести временных лет», дал подробное определение и описание пути, но в обратную сторону — от греков к варягам. Он же упоминает о том, что этим путем с юга прошел апостол Андрей, проповедуя Евангелие. Однако это событие могло произойти только в I веке н. э., что делает рассказ Нестора несколько неправдоподобным.
    Сегодня большинство историков придерживается первой версии. В IX веке викинги-скандинавы совершали набеги в Европу, наверняка часть пути они прошли реками, постепенно открывая дорогу до Византии. Но воинственные северные жители принесли не только разрушения. На их землях тогда уже правили князья с дружиной, существовала хорошо продуманная религия, в то время как славянские племена только формировали племенные союзы. Неудивительно, что этим путем в Древнюю Русь пришел Рюрик — первый правитель, призванный русичами.
    Некоторое время Варяжский путь использовался для военных целей и грабежей, постепенно викингов вытеснили купцы со всех прилегающих земель. Впрочем, первыми купцами стали сами викинги, привозившие в Византию славянских рабов. В XI веке вдоль всего пути постепенно выстроились деревни и крепости, поселились люди, занимавшиеся обслуживанием кораблей и путешественников.

    Привозные товары

    С развитием торгового дела уменьшился и сам путь. Теперь купцам не нужно было проплывать всю дорогу от Балтики до Черного моря — достаточно было довезти товар до крупных перевалочных пунктов — Киева и Новгорода. Торговали разными товарами:

    Из Скандинавии направляли солдат и рабов, сырец-железо, амбру, вещи из китовой кожи, моржовую кость. Также привозили награбленные товары: французские вина, драгоценности и серебряные предметы, тонкие ткани.
    Из Прибалтики шел янтарь.
    Северная Русь (Новгород) поставляла пушнину (меха), лен и кожу, смолу, мед и воск, леса, кованую утварь и керамику.
    Южная Русь (Киев) торговала хлебом, серебром, ремесленными изделиями.
    Константинополь продавал посуду, ткани, вина, книги, иконы, стеклянные и ювелирные изделия, пряности.
    Каждая сторона поставляла собственное оружие и изделия своих ремесленников и художников.

  2. Счастливая:) Ответить

    Путь «из варяг в греки» — водный путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Само выражение «путь из варяг в греки» взято из Повести временных лет и звучит на самом деле немного не так. У Нестора-летописца написано: «путь из варяг в греки и из грек…». То есть, подразумевалось двустороннее движение — не только из Скандинавии в Византию, но и из Византии на север.
    Сам путь без конкретных деталей описан в летописи во введении, рассказывающем о полянах и путешествии легендарного апостола Андрея, побывавшего у северных народов: «Когда же поляне жили отдельно по горам этим тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепр, а в верховьях Днепра волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское». Как мы знаем, река Волхов впадает в Ладожское озеро, которое соединено с Финским заливом рекой Невой. Но в те времена Нева была не просто рекой, а гораздо более широким водным протоком. Поэтому некоторые письменные источники X-XI веков вообще не разделяли Ладожское озеро и Финский залив, у них озеро Нево — это просто часть Финского залива и Ладоги одновременно.

    Маршрут из варяг в греки для скандинава мог начинаться и на острове Готланд (Висбю), и в одном из древних торговых центров Скандинавии (Сигтуна, Бирка) и южного берега Балтики (Винета, Старигард, Ральсвик, Щецин). Начало путешествия с севера на юг в большинстве случаев приходилось на весну и лишь иногда на осень — в таком случае путешественникам приходилось на время прерывать свой путь и зимовать, оставаясь, например, в Ладоге до следующей весны.

    2Финский залив

    По Балтийскому морю скандинавы плыли к Финскому заливу. Путешествие по морю могло осуществляться на корабле (ладье) довольно больших размеров — не менее 16 метров в длину при ширине более 2 метров. Такая ладья имела не менее 8−10 пар весел и обязательно парус.

    3Волхов

    Из Финского залива суда попадали в Неву, преодолевали там пороги, а затем оказывались в штормовом Ладожском озере. Из Ладоги ладьи попадали в реку Волхов. До низовьев Волхова варяги могли плыть на тех же больших кораблях, что они использовали для плавания по морю. Но морские ладьи не могли проходить по речкам: они были слишком большие и тяжелые. Поэтому в Ладоге скандинавские торговцы или воины пересаживались на ладью меньшего размера. Речные ладьи также могли иметь парус, но количество гребцов было меньшим. Их размер был не больше 10?12 метров в длину, а осадка — не более полуметра.

    Двигаясь от Ладоги вверх по Волхову, судам надо было преодолеть Волховские и Пчевские пороги, которые сильно затрудняли передвижение по воде в общей сложности на протяжении почти 20 километров.

  3. XxPROxX Ответить

    В отечественной истории вопрос торгового пути из варяг в греки рассматривается поверхностно. В результате многим известно, что этот путь был, но никаких деталей о нем неизвестно. Понять это легко, поскольку в школьных учебниках этому вопросу уделяется всего несколько абзацев, где говорится, что этот путь создал фундамент для образования государства Руси. Причем этот аргумент используется как в норманнской, так и в антинорманнской теории.
    В исторических документах есть 2 источника, в которых прямо говорится о наличии торгового пути с севера на юг Европы:
    Книга «Об управлении империей», глава 9 «О росах, отправляющихся с моносилами в Константинополь». Это книга византийского императора Константина 4.
    Повесть временных лет. Историческая достоверность этого источника ненадежна, тем не менее рекомендую почитать отрывок из этой книги, где в данном торговом пути появляется еще 1 пункт назначения – Рим.

    Получается, что Повесть временных лет не может использоваться в качестве источника. В этом документе говорится, что торговый путь шел не с севера на юг. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря к Риму, оттуда в Царьград и только потом к Днепру и вновь к Варяжскому морю. Поэтому обратимся к книге «Об управлении империей», которая считается более достоверной и именно по ней в основном и изучают ПВГ. Этот исторический источник очень объемный, но тезисно его основные положения касательно торгового пути:
    Плавание происходило в июне.
    Торговый маршрут был регулярным.
    В качестве плавательных средств использовались лодки однодревки.

    Маршрут пути и его особенности

    Маршрут пути из варяг в греки включает в себя озера, реки и моря. Его изучения важно для понимания существования этого торгового пути. Ведь протяженность его очень велика и он соединяет большие территории. И это все в 9 веке.
    Маршрут пути:
    Балтийское (варяжское) море
    Через реку Неву в Ладожское озеро
    Через реку Волхов в озеро Ильмень
    Река Ловать
    Река Днепр
    Через Черное море на Царьград/Константинополь/Стамбул

    Географически действительно происходит соединение Северной и Южной Европы. Но есть важный момент – путь по Волхову и Ловати осуществляется против течения. А если рассматривать обратный путь (из Черного моря в Балтийское), то весь путь по Днепру идет против течения. Напрашивается вывод, что уже в 9 веке славяне должны были обладать кораблями, которые могли преодолевать большие расстояния против течения.
    Внимательное рассмотрение Пути позволяет заметить, что соединения рек Ловать и Днепр нет. Путь между реками преодолевался сухопутно (волоком), а ведь это большое расстояние. Более того, таких волоков было 2: первый из Ловати в Двину, а второй из Двины в Днепр. Есть еще две нестыковки, касающиеся Днепра:
    Это одна из крупнейших рек Европы, и на ней множество порогов. Сквозное судоходство по Днепру началось только в 1932 году, после строительства Днепрогэс, в результате чего образовалось Днепропетровское водохранилище и пороги выровнялись.
    В устье реки нет порта. У любой реки, по которой осуществлялось судоходство имелся порт в устье реки. Такой порт есть на Дону, у Двины, на Волге и других реках. На Днепре порта нет.

    На чем плавали из варяг в греки

  4. Gavisida Ответить

    Путь «из варяг в греки» — условное название водного пути, который пролегал по рекам и вел из Балтийского моря в Черное, к берегам Византии. Это был один из ключевых маршрутов Древней Руси, важный для ее торговых и культурных связей.
    Одно из самых известных древнерусских свидетельств о пути «из варяг в греки» содержится в Повести временных лет монаха Нестора: «Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река». Несмотря на такое подробное изложение маршрута и данные исторических дисциплин, определить точную географию пути современная наука не может.
    Историки продолжают спорить, кто же первым проложил этот маршрут. Сам Нестор описал его изначально, скорее, как путь «из греков в варяги», сделав акцент на движении с юга на север. Некоторые участки пути подразумевали плавание против течения рек, что до сих пор вызывает сомнения у исследователей. Тем не менее путь, вероятнее всего, был инициирован жителями северных земель. В течение IX столетия почти все регионы Европы затронула экспансия скандинавов, так называемое движение викингов. Проникнув на север Восточно-Европейской равнины, викинги встретились со славянами, а один из их именитых конунгов — Рюрик — стал во главе ильменских словен. Кроме того, одной из теорий происхождения самого термина «Русь» является «северная» концепция. Согласно ей, словом, образованным от скандинавского глагола «грести» в финском варианте ruotsi, называли себя дружины викингов, проходивших на гребных судах по рекам.
    Что касается конкретных имен, если верить средневековым скандинавским сагам, слава первооткрывателя пути «из варяг в греки» принадлежит датскому конунгу Эйрику Путешественнику. Сага гласит, что вождь искал Одаинсак — мифические сады бессмертия, которые, по преданию, находились где-то на Востоке. В их поисках Эйрик Путешественник преодолел множество преград и оказался на территориях будущих Руси и Византии. События этой саги подтвердила и археология: ученые обнаружили в местах следования конунга скандинавские предметы быта, характерные для Средневековья.
    Альтернативная точка зрения на этот вопрос принадлежит шведским ученым. Они утверждают, что путь «из варяг в греки» был известен раньше событий саги почти на 100 лет. Ученые приписывают открытие пути Ивару Видфамме — еще одному древнескандинавскому конунгу, побывавшему в Константинополе. Однако эта версия не подтверждается материальными находками.
    В целом путь «из варяг в греки» стал магистральным как для формирования древнерусского государства, так и для торгового и культурного обмена между северными и южными странами. Он пережил свой расцвет при древнерусских князьях Святославе и Владимире Святом в X–XI веках, а окончательно лишился своего значения после захвата Нижнего и Среднего Поднепровья во время монгольского нашествия.

  5. Hucci Ответить

    Выражение «из варяг в греки» сегодня на слуху у многих. Понятно, что историки и археологи вкладывают в него свой смысл, более конкретный. Обычные люди подчас и не задумываются, куда и по какой дороге отправится тот, кто выберет знаменитый древний путь.
    Одними из точек отправления этого водного (речного и морского) пути являются Северная Европа и Скандинавия – именно здесь было место обитания варягов. Точки прибытия – Византия и Балканский полуостров. А вот вся Восточная Европа и Древняя Русь – это и есть дорога между этими точками.
    Конечно, четко обозначенного пути как такового не было, было направление, связанное с судоходными реками, и если соблюдать отдельные сложившиеся правила, то можно без особых сложностей повторить это увлекательное путешествие.

    В замечательном творении Нестора-летописца это выражение звучит немного по-другому, а именно: «путь из варяг в греки и из грек по…» То есть подразумевалось, что движение было двусторонним и с не меньшим успехом можно было вернуться назад, на север.
    Уже в XIX веке первые раскопки на южном берегу Ладожского озера, в низовьях Волхова, в Гнёздове (близ Смоленска), в Киеве и Чернигове позволили найти византийские монеты, дорогую посуду, скандинавские украшения и многое другое. К началу ХХ столетия накопилось столько исторического материала, что сомнений в правдивости древнерусской версии о легендарном пути не оставалось.
    Основной маршрутной картой остается описание путешествия легендарного апостола Андрея, который побывал у северных народов. И у него дорога проходит по Днепру, в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, из него вытекает Волхов и впадает в озеро Нево, а здесь рукой подать до моря Варяжского. Варяжское – это всем известное Балтийское море.

    Кроме того, есть еще и другая система рек, которая соединяет Балтийское море с Каспийским. Из Ильменского бассейна можно попасть на Верхнюю Волгу, а оттуда вниз по Волге – до самого Каспия.
    Главное, что оба пути имеют общий северный отрезок, связанный с Волховом. Поэтому перед доплывшими до озера Ильмень скандинавами стоял выбор: плыть на юг, в Царьград, или на восток – за арабским серебром.
    У читателя сразу возникает вопрос: а сколько времени может занять такое путешествие? Сегодня на комфортабельном теплоходе из Санкт-Петербурга в Москву добираются за неделю, но это с заходами для осмотра туристических достопримечательностей, а тогда…
    Из сообщений Константина Багрянородного, а также из многочисленных упоминаний в скандинавских сагах следует, что такое путешествие занимало всю весну или всю осень. Иногда приходилось прерывать путь и зимовать на Ладоге до следующей весны.

    С севера на юг везли в основном меха, амбру, моржовую кость, оружие, мед и воск. Среди товаров были и предметы, награбленные викингами в Западной Европе: вина, ювелирные изделия и драгоценности.
    На север, вверх по Днепру и Волхову, везли и массовый, и эксклюзивный товар: ювелирные и стеклянные изделия, шелк, золотые ткани и тесьму, керамику, иконы и книги.
    Со временем значение этого торгового пути утратилось. Причиной тому стали раздробленность русских земель, централизация в странах Скандинавии, упадок Византии. Захват Золотой Ордой Нижнего и Среднего Поднепровья вообще положил конец пути «из варяг в греки».

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *