Какой памятник не был укрыт от обстрелов в блокадном ленинграде?

1 ответ на вопрос “Какой памятник не был укрыт от обстрелов в блокадном ленинграде?”

  1. yopik Ответить

    В Музее городской скульптуры в Петербурге завершается подготовка нового выставочного проекта “Помнит мир спасенный”. Экспозиция расскажет о работниках музея, героически спасавших городские памятники в годы войны. Особый раздел представит произведения искусства и монументальной пропаганды, созданные в блокадном Ленинграде. Рассказывают “Новости культуры”.
    “Медный всадник”, памятник Петру Первому работы Растрелли у Инженерного замка, Александровская колонна и всемирно известные укротители коней с Аничкова моста. После первой воздушной атаки 23 июня стало очевидно, что под угрозой находятся главные символы града Петра. Спасение каждого монумента требовало индивидуальных решений. Коней Клодта после демонтажа решили закопать в садике Дворца пионеров, масштабный “Всадник” Фальконе зашивался в специальный саркофаг. Инженеры рассчитывали соотношения действия ударной волны и устойчивости фундаментов.
    “Подошли очень творчески. Разрабатывались эскизы, делались даже модели, макеты укрытия того или иного памятника. Как правило, учитывались конструктивные особенности монумента, его масштабы”, – говорит заместитель директора Музея городской скульптуры Надежда Ефремова.
    Рядом с наиболее важными городскими монументами старались разместить зенитные точки. Городская легенда гласит, что памятники Кутузову, Суворову и Барклаю Де Толли не были укрыты сознательно – чтобы вид полководцев поднимал боевой дух защитников города. На самом деле, планы музейной команды нарушили обстрелы и ранние морозы.
    Скульпторы и архитекторы, оставшиеся в Ленинграде с осени, были привлечены к реализации плана монументальной антифашисткой пропаганды. На главных проспектах города планировалось установить десятки композиций.
    “По сути, это был государственный заказ. Для того, чтобы обеспечить работой художников, архитекторов, скульпоторов, чтобы действительно сохранить им жизнь”, – продолжает Надежда Ефремова.
    Деревянные постаменты в зале Музея городской скульптуры служат напоминанием о том, какими материалами пользовались художники военной поры.
    План монументальной пропаганды 1941 года предполагал создание памятников из папье-маше. Процесс требовал использования клейстера с добавлением муки. Но о какой муке в блокадном городе могла идти речь? Скульпторы честно выполняли заказы, даже когда речь шла о выборе между работой и выживанием.
    Фигура Гитлера известного ленинградского мастера Веры Исаевой – одна из немногих сохранившихся работ блокадного периода. Образ вызывал отторжение у всех, включая автора. Исаева никогда не настаивала на выставочном показе агитационной композиции.
    За все время блокадных бомбежек и обстрелов значительные повреждения получили памятники ленинградских некрополей
    и мемориал на Марсовом поле. “Медного всадника” освобождали от временных укрытий вплоть до 1946 года. От музейной команды осени 1941 года в торжественном процессе принимали участие единицы, но такова была цена Победы.
    Все материалы по теме>>>

  2. Drelagar Ответить

    С начала блокады Ленинград подвергался регулярным бомбардировкам. Чтобы сохранить город, необходимо было не только защитить людей, но и скрыть памятники архитектуры, а также объекты военно-стратегического значения.
    В подготовке к обороне города были привлечены архитекторы. Их работу координировало Архитектурно-Планировочное управление, которое возглавлял Николай Варфоломеевич Баранов. Перед ним встали три основные задачи: проектирование и строительство оборонительных укреплений, проведение натурных обмеров зданий и маскировка.
    Такие крупные памятники как, например, Медный всадник и памятник Николаю I были укрыты мешками с песком и деревянными щитами.
    Памятники менее массивные были сняты со своих пьедесталов и закопаны в землю. Например, знаменитые скульптуры Летнего сада, памятники Александру III и Петру I у Инженерного замка, кони Клодта с Аничкова моста.
    Для укрытия зданий использовался метод объёмной маскировки. На маскировочные сети были нашиты куски ткани, раскрашенные под цвет растительности специальной недешифруемой краской. Дополнительно в сети вплетались ветви деревьев. Чтобы они не увядали и обман не становился очевидным, учёные ботаники разработали технологию консервирования срезанной растительности.
    Одним из первых был спрятан Смольный. Маскировочные сети подвешивались к крыше здания под углом, чтобы скрыть его П-образную форму. Газоны сквера были перекопаны, а на площади Пролетарской диктатуры соорудили макеты домов. Чтобы скрыть излучину Невы, по которой можно было вычислить Смольный, в продолжение Советского проспекта (ныне Суворовского) была изображена река.
    Большую роль в защите памятников архитектуры сыграли и аэростаты заграждения.
    Труднее было скрыть купола и шпили, блеск позолоты которых был заметен издалека. Они были покрыли серой краской, которая маскировала их и не причиняла вреда. После снятия блокады её легко смыли.
    Другие ориентиры города – мосты – были замаскированы путём установки на них деревянных конструкций, которые не мешали транспорту, но создавали иллюзию руин. Здания вокзалов также маскировали под руины, а неподалёку сооружались временные ложные дублёры.
    Важно было также замаскировать и промышленные объекты. Они значительно превосходили обычные здания, поэтому их превратили в жилые кварталы. На крышах цехов устанавливали макеты зданий, которые с воздуха выглядели как настоящие.
    И всё же полностью избежать разрушений не удалось. За время блокады Ленинграда было разрушено и повреждено 187 исторических зданий города.
    В здание Сената и Синода за время блокады попало 8 снарядов, была почти полностью разрушена Синодальная церковь. Ремонт начался уже в 44 году.
    Чтобы скрыть один из самых заметных городских ориентиров – Адмиралтейскую «иглу», был изготовлен громадный чехол, который надела на иглу команда альпинистов. И всё же на здание Адмиралтейства было сброшено 26 фугасных, 50 артиллерийских и сотни зажигательных бомб.
    Всю блокаду главным архитектором Адмиралтейства был Владимир Иванович Пилявский, и в самые тяжёлые дни он занимался сохранением убранства здания. Одновременно он работал доцентом в Ленинградском инженерно-строительном институте. За годы войны он успеет издать несколько брошюр по истории архитектуры Ленинграда, а после – будет принимать участие оценке ущерба, нанесённого памятникам архитектуры.
    Известно, что в планах Гитлера был не просто захват города, а его полное уничтожение. Вот почему так важны сбережённые ленинградцами, вопреки всему, памятники архитектуры, знаменитые скульптурные группы. Это символ стойкости города и его жителей, спасённая душа Ленинграда.

  3. Рэйн Ответить

    Знаменитая «игла» Адмиралтейства, в отличие от большинства питерских шпилей и куполов, которые были позолочены при помощи гальванопластики, был покрыт тончайшими листами золота, которые крепились на специальном клее. В этом случае самый простой способ маскировки при помощи серой краски использовать было нельзя. В связи с этим специально для шпиля Адмиралтейства за одну ночь был изготовлен громадный чехол весом более полутонны, которым был закрыт от глаз немецкой авиации один из главных ориентиров города.
    Многие мосты в Ленинграде маскировали «под руины»: установленные деревянные бутафорские конструкции не мешали движению транспорта, но создавали иллюзию разрушений. Здания вокзалов также маскировали под руины, а неподалёку сооружались временные ложные дублеры. Ложным вокзалам немало доставалось во время налетов вражеской авиации, в то время как реальные транспортные узлы оставались нетронутыми. Рельсы, ведущие к ним, также покрывались защитной краской, чтобы блеск полированной стали не раскрыл план маскировщиков.
    Тем не менее, несмотря на частичную маскировку, от вражеских обстрелов серьезно пострадали многие здания Ленинграда: помещения Гостиного двора, Кунсткамера, церковь Святой Екатерины, Юсуповский дворец, Русский музей, Шуваловский дворец, Николо-Морской собор, здание Сената, Инженерный замок и многие другие.
    Самый большой, невосполнимый ущерб был причинён архитектурным ансамблям, оказавшимся в непосредственной близости от линии фронта, в занятых немцами пригородах Ленинграда. И если благодаря самоотверженной работе музейных сотрудников удалось сберечь значительное количество предметов хранения, не подлежащие эвакуации архитектурные ансамбли, садово-парковые сооружения и зелёные насаждения, на территории которых велись боевые действия, защитить было невозможно.

  4. dvladd Ответить

    Дворцы судеб: 7 зданий мира, где происходили события, менявшие ход истории >>>
    В 1942 году большая часть садов, парков и скверов были усеяны рассадой овощей, которая специально была подготовлена Ботаническим институтом. Плантации развернулись по всему городу, жителями было обработано более 10 гектаров земли. К примеру, на Сенатской площади, в то время площади Декабристов, была посажена картошка, а на грядках в пределах других общественных территориях, где раньше проходили торжественные мероприятия и гуляла молодежь, росли белокочанная и цветная капуста, морковь, свекла, картофель и укроп.

    Отвлекающий маневр
    Жители Ленинграда стали своего рода ангелами-хранителями культурного наследия города. Уже в начале войны инспекция по охране памятников представила Ленгорисполкому план по защите зданий, монументальной и декоративной скульптуры.
    Шпили, купола соборов были или покрыты маскировочной краской или чехлами с изображением деревьев и зданий. В частности именно таким образом удалось спасти Михайловский замок, Адмиралтейство, купола Никольского собора, Смольный и другие важные объекты.
    Такие крупные монументы, как например, Медный всадник (на фото) и памятник Николаю I было принято решение укрыть мешками с песком и деревянными щитами.

    Кроме того, был и третий способ сохранения памятников. Так, кони Клодта с Аничкова моста были сняты с пьедесталов и зарыты в землю.
    Эвакуация Эрмитажа
    Блокаду в Ленинграде не застала и часть музейных коллекций Эрмитажа – в самом начале экспонаты были отправлены в тыл. Двумя эшелонами они были перевезены в Свердловск. Там их разместили в подвалах Ипатьевского особняка, в картинной галерее и костеле.
    Третий эшелон не успел перевезти оставшиеся коллекции, и они все 900 дней находились под защитой в Эрмитаже, в дворцовых подвалах которого без света и отопления жили сотрудники музея и члены их семей, а также деятели искусства и культуры – около 2 тысяч человек.

    Здание Эрмитажа не раз подвергалось артобстрелам. Всего в здания музея попали тридцать снарядов, и две авиабомбы. Кроме того, оказались полностью разрушены водопроводная и отопительная сети.
    На небезопасной стороне
    На одном из домов по четной стороне на Невском проспект написано трафаретное предупреждение: “Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна”.
    Застывший подвиг: 8 памятников легендарным защитникам отечества в России >>>
    Такие надписи были нанесены в период блокады не только на это здание, но и на стены других, располагающихся на северных и северо-восточных сторонах улиц, поскольку обстрел города велся с южных направлений.

    Интересно, что в Кронштадте надписи наносились на юго-западных сторонах улиц, так как обстрел угрожал со стороны оккупированного Петергофа, куда немецкие войска вошли 23 сентября 1941 года и сразу превратили его в стратегический пункт. Оккупанты продержались там до 19 января 1944 года, нанеся объектам дворцово-паркового комплекса большой ущерб.
    Ленинградцы жили в нечеловеческих условиях практически 900 дней. Многие не увидели ни салюта в честь снятия блокады, ни в честь победы, но те, кто спасся, запомнили ужас тех дней на всю жизнь. За время блокады, по официальным данным, погибло 1,5 миллиона жизней.


    Знаки Победы: 10 памятников Москвы, посвященных Великой Отечественной войне >>>
    Позднее в Ленинграде будет установлено множество памятников жителям, защитникам, жертвам и освободителям. Один из монументов – гранитное 124-метровое разорванное кольцо. Мемориал открыт 9 мая 1975 года.

  5. Truthrunner Ответить

    В канун годовщины снятия ленинградской блокады (это произошло 27 января 1944 года) профессор Бостонского университета США Алексис Пери выпустила книгу о событиях того времени. Будто на подбор выдернуты истории о самых нелицеприятных происшествиях тех ужасных дней – каннибализм, ненависть к соседям и родным от неумолимого голода и массовые репрессии от спецслужб. Читаешь, и волосы дыбом встают. Если ей верить, то ленинградцы превратились в животных и не совершали никаких подвигов. Кто и зачем сгущает краски, описывая страшные страницы истории блокады? Об этом «Комсомолка» поговорила с известным писателем и общественным деятелем Николаем Стариковым.
    НИКАКОЙ «ГОЛОДНОЙ НЕНАВИСТИ» НЕ БЫЛО
    – Правда ли в Ленинграде существовали ужасы, описанные в бостонской книге?
    – Знаете, недавно прочел книгу английского автора про ленинградскую блокаду, написанную в 60-х годах. Это «подрывное» издание, выпускавшееся црушниками на тонкой папиросной бумаге, чтобы советские граждане, выбравшиеся за границу, завозили его в Союз. Даже в этой антисоветской пропаганде не было смакования и педалирования таких историй, о которых пишет теперь профессор из Бостона. Но давайте разберёмся. Были ли случаи во время страшной блокады неблаговидного поведения людей? Да. Были ли случаи каннибализма? Да. Но эти вопросы из разряда: «Были ли случаи дезертирства из Красной армии во время Сталинградской битвы?». Кто-то слабовольный тогда не выдержал и бежал. Но разве в этом суть подвига, где тысячи людей отдавали свою жизнь? Для меня суть той страшной блокады – это не пустые слова, потому что я сам – ленинградец. У моей бабушки в блокаду умерла годовалая дочь. В ополчении погиб муж моей тети. Во время эвакуации мой отец, которому был год, потерял свою маму. Так в чем смысл происходившего в осаждённом городе? Победа духа над смертью! Сложно представить, но люди получали по 150 грамм хлеба в день, работали на заводе, производили оружие и шли в бой. Не забывали и об искусстве: Шостаковичем была написана великая симфония. Многомиллионный Ленинград показал невероятный героизм. Многие погибли, но они не собирались сдаваться. Это колоссальный пример, который мы должны помнить.
    – В книге сказано, что люди ненавидели своих соседей от голода. Насколько блокадникам удавалось сохранить человеческий облик?
    – Полное враньё, что там все друг друга ненавидели. История из семейного багажа. Моя тетя, будучи маленькой девочкой, потеряла продуктовые карточки. Так вот, ей их отдали. А вы понимаете, что потеря карточек – это синоним голодной смерти. Тогда люди в домах и квартирах не закрывали двери. Вдруг кто-то умрёт, а дома будут дети одни. Надежда была только на соседей. Ленинградцы объединялись, чтобы сходить за водой, дотащить её до дома. Вместе им было легче перенести трагедию.

  6. Двадцатигранник Ответить

    Он, как и остальные, транслировал сводки Совинформбюро, предупреждал о воздушной тревоге и артобстрелах, информировал ленинградцев и благодаря героическим работникам Ленинградского радио поддерживал их дух.
    «ЖУРАВЛИ»
    Этот крылатый мемориал появился на углу Дальневосточного проспекта и улицы Новоселов в 1980 году. Когда-то здесь существовало Невское кладбище. В 1941-1944 годах на нем похоронили около 50 тысяч ленинградцев и защитников города, умерших в военном госпитале неподалеку.
    В дальнейшем кладбище уничтожили из-за прокладки дорог и строительства жилых кварталов. Но часть его – с обелиском – уцелела. На этом месте и решили поставить мемориальный комплекс архитекторов Гольдгора, Аланнэ, Изотова и скульптора Могилевского.
    «ТАНК-ПОБЕДИТЕЛЬ»
    Памятник танку у реки Красненькой – часть целого мемориального комплекса «Кировский вал». На гранитный пьедестал поставили настоящий, прошедший войну КВ-85.
    Машина – детище Челябинского Кировского завода. Вторая из двух сохранившихся находится у себя на родине. Увековечить героическую машину в 1951-м предложили инженер-конструктор танка Котин и архитектор Каменский.
    СЛЕДЫ ОТ СНАРЯДОВ
    От немецких обстрелов пострадало около 600 предприятий, 700 жилых домов и множество памятников архитектуры. Уцелевшие памятники пережили реставрацию, но заделали не все раны, оставленные вражеской артиллерией. Некоторые из них сами стали памятниками. Памятниками блокады.
    След от фашистского снаряда есть на одном из постаментов коней Клодта на Аничковом мосту: сами статуи в войну сняли и закопали в саду Аничкова дворца, а вот оставшиеся парапеты и перила сильно пострадали.
    Блокадные «шрамы» остались и на ступенях и колоннах западного фасада Исаакиевского собора.
    Есть следы Великой Отечественной и на северном фасаде Спаса на Крови, который накануне войны собирались разобрать. В 1961-м в центральном куполе храма случайно обнаружили немецкий фугасный снаряд массой 150 килограммов. Его обезвредили и уничтожили в районе Пулковских высот.
    КОНКРЕТНО:
    4 сентября 1941 года – первый артобстрел Ленинграда.
    8 сентября 1941 года — День начала блокады.
    18 января 1943 года — День прорыва блокады.
    22 января 1944 года – последний артобстрел Ленинграда.
    27 января 1944 года — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
    5 июня 1946 года — День прорыва морской минной блокады Ленинграда.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *