Какой смысл вкладывает толстой в слова о нравственной победе русских войск?

6 ответов на вопрос “Какой смысл вкладывает толстой в слова о нравственной победе русских войск?”

  1. bitl90 Ответить

    Возвеличив нравственный подвиг русского народа, Толстой вовсе не стремился к созданию образа «особенной» нации. Автора «Войны и мира» волновало совсем иное: способность нации к преодолению внутренних границ. В эпизодах романа, показывающих борьбу народа за свою национальную независимость, нет места театральным эффектам и красивым фразам. «Со времени пожара Смоленска, — пишет Толстой, — началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переломка транспортов, партизанская война — все это были отступления от правил». Сословное разделение общества становится второстепенным перед лицом общей для всех опасности. И дворяне, и крестьяне ощутили себя членами одной семьи. Это чувство охватило, разумеется, далеко не всех и было реальностью не так уж долго. Но оно было — а это значит, что Россия имеет, должна иметь будущее, свидетельствует о том «стирании» границ, которое утвердит в обществе — на этот раз окончательно — нравственные начала. Война 1812 года сделала главное: показала, что такое единение возможно. И не вина автора эпопеи, что оно так и не состоялось сполна, что русская история пошла, к сожалению, по другому пути…
    ОтветитьУдалить

  2. Quartermaine Ответить

    Возвеличив нравственный подвиг русского народа, Толстой вовсе не стремился к созданию образа «особенной» нации. Автора «Войны и мира» волновало совсем иное: способность нации к преодолению внутренних границ. В эпизодах романа, показывающих борьбу народа за свою национальную независимость, нет места театральным эффектам и красивым фразам. «Со времени пожара Смоленска, — пишет Толстой, — началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переломка транспортов, партизанская война — все это были отступления от правил». Сословное разделение общества становится второстепенным перед лицом общей для всех опасности. И дворяне, и крестьяне ощутили себя членами одной семьи. Это чувство охватило, разумеется, далеко не всех и было реальностью не так уж долго. Но оно было — а это значит, что Россия имеет, должна иметь будущее, свидетельствует о том «стирании» границ, которое утвердит в обществе — на этот раз окончательно — нравственные начала. Война 1812 года сделала главное: показала, что такое единение возможно. И не вина автора эпопеи, что оно так и не состоялось сполна, что русская история пошла, к сожалению, по другому пути…

  3. Steneten Ответить

    Работа над романом  «Война и мир» растянулась на долгих шесть лет – с 1863 по 1869 гг. Отдельные главы и эпизоды имели несколько редакций. Толстой работал, как одержимый. Должно быть, интуитивно он понимал, что пишет одну из главных своих книг. Почерк его могла разобрать только жена. Сколько ей довелось перебеливать черновые рукописи – только самой Софье Андреевне и Богу известно. Важен результат – роман стал событием в литературном мире, а Толстой – тем писателем, по творчеству которых иностранцы составляют представление о России, о нас, о нашем национальном характере. «Войну и мир» даже ставят  в один ряд с гомеровским эпосом.
    Четыре тома «Войны и мира» осилить непросто. Особенно в школьные годы. Многим помогает краткое изложение романа, общее знание сюжета и его перипетий. Особенно труден четвертый том, в концовке которого содержится много размышлений автора об истории вообще, о роли личности в ней, и о многом другом. Но если хочется понять позицию автора по тем или иным вопросам – придется посвятить роману какое-то время. Потерянным оно точно не станет.
    Историки до сих пор спорят о Бородинской битве. Вопрос вопросов – кто одержал победу? Если подходить к ответу на этот вопрос с точки зрения профессиональных военных, то преимущество в живой силе осталось за Наполеоном. Просто он не рискнул бросить в бой гвардию, свои отборные войска, передовые части – иначе потерял бы всё.
    Но не всё определяется военной силой и мощью. История знает немало примеров того, когда более сильные государства были не в состоянии навязать свою волю внешне слабым противникам – потому что на стороне последних была правда, они отстаивали собственные свободу и независимость. Поучительных примеров много – от греко-персидских войн до агрессии США в Ираке.
    Почему же Лев Толстой, казалось бы, вопреки здравому смыслу, считал, что при Бородине русские одержали не столько военную, сколько нравственную победу? Для этого необходимо вспомнить хотя бы основную предысторию Бородина.
    При главнокомандующем Барклае де Толли русская армия отступала, заманивала противника вглубь страны. Многие не понимали этой тактики, обвиняли Барклая в измене и нерешительности. Против Барклая было и его происхождение – «не свой, не русский!» Когда император Александр I, переступив через личную неприязнь, был вынужден назначить нового главнокомандующего – М.И.Кутузова – войска ликовали. Даже сложили стишок: «Барклай де Толли не нужен боле – Приехал Кутузов бить французов!» Так что с духом войска было всё в порядке, а это много значит.
    Во-вторых, Бородинская битва показала – против Наполеона можно не только стоять насмерть, но и побеждать. По крайней мере – не отступать, и даже время от времени переходить в контратаки. До этого наполеоновская армия считалась во всем мире непобедимой. Русские развеяли этот миф.
    В-третьих, русские воевали на своей земле и за свою землю. Если до войны в русском обществе была широко распространена галломания, мода на всё французское, то война принесла невиданный взрыв патриотизма и на какое-то время двуязычия как не бывало. И тут уже никакие правила в расчет не принимались. Уже после Бородина, столкнувшись с невиданным размахом партизанского движения,  Наполеон жаловался Александру I, что русские, дескать, воюют не по правилам.  Но ведь для освобождения родной земли все средства хороши, разве не так?!
    Словом, Толстой глубоко прав, говоря о нравственной победе русских при Бородине. С этой битвы начался закат славы самого Наполеона и Франции как могущественной прежде державы.
    П.Н. Малофеев ©

  4. Roman55520 Ответить

    Возвеличив нравственный подвиг русского народа, Толстой вовсе не стремился к созданию образа «особенной» нации. Автора «Войны и мира» волновало совсем иное: способность нации к преодолению внутренних границ. В эпизодах романа, показывающих борьбу народа за свою национальную независимость, нет места театральным эффектам и красивым фразам. «Со времени пожара Смоленска, — пишет Толстой, — началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переломка транспортов, партизанская война — все это были отступления от правил». Сословное разделение общества становится второстепенным перед лицом общей для всех опасности. И дворяне, и крестьяне ощутили себя членами одной семьи. Это чувство охватило, разумеется, далеко не всех и было реальностью не так уж долго. Но оно было — а это значит, что Россия имеет, должна иметь будущее, свидетельствует о том «стирании» границ, которое утвердит в обществе — на этот раз окончательно — нравственные начала. Война 1812 года сделала главное: показала, что такое единение возможно. И не вина автора эпопеи, что оно так и не состоялось сполна, что русская история пошла, к сожалению, по другому пути…Ссылки[1] Правда о войне в романе “Война и мир” Л.Н. Тостого (Web)
    Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *