Какой вид корабля был построен в 16 веке?

7 ответов на вопрос “Какой вид корабля был построен в 16 веке?”

  1. Gum Ответить

    Другие ответы на вопросы

    Основной продукт питания индейцев Перу после 500 г. до н.э? 4 буквы
    Название породы домашних кошек, похожих по окрасу на русскую голубую? 5 букв
    Устройство, которым вагоны сцепляются между собой для дальнейшего движения. 5 букв
    Популярное лесное растение высотой до 30 см, его используют для лечения глазных болезней 6 букв
    Какое название получил сплав никеля с медью и цинком, похожий на серебро, полученный в Европе в 19 веке? 11 букв
    Люди этой профессии во время своей работы становятся выше на 4 см, но возвращаясь домой, они возвращаются у своему обычному росту. Что это за профессия? 10 букв
    У вечнозеленого кизила головчатого красные шаровидные соплодья напоминают садовую ягоду, отсюда и второе название этого дерева. 8 букв
    В начале 10 века Русь заключила с Византией договор о торговом союзе, там было отдельно указано требование предоставлять русским купцам, не только еду, питье и ночлег, но и … причем сколько угодно. О чем речь? 4 буквы
    Какое растение, по легенде посадил Ной, полив его сначала кровью птицы, потом львиной кровью, а затем кровью свиньи? 8 букв
    В какой стране возник танец летка-енка? 9 букв

  2. ОдИнОкИй_Волк Ответить

    Адмиралом самого сильного флота стал Альваро де Базан. Но, перед самым отплытием, в 1588 году он скончался на 63м году жизни. Вместо него был назначен молодой и неопытный военачальник – Алонсо Перес де Гусмана.
    Замысел испанского монарха был таковым: воссоедениться с 30000 войском герцога Пармы в проливе Ла-Манш, которые тогда находились во Флоренции, отправиться с объединенными войсками в графство Эксесс, а оттуда напасть на Лондон. Не удалось совершить даже первый пункт этого плана.
    Испанскому флоту не было равных на морских просторах. Их корабли отвечали последнему слову техники. На кораблях имелось огромное количество пушек, но пушки отличались малой дальнобойностью. Сам флот состоял из больших кораблей, на носу и корме которых были установлены башни, идеально приспособленные для абордажного боя. Испанцы надеялись именно на ближний бой с противником, это было их козырем в битвах на море. Но англичане так и не дали им подплыть на достаточное для атаки расстояние. Филипп не учел того, что чтобы подойти к Парме необходимо будет плыть на мелководье.
    29 мая 1588 года флотилия вышла из Лиссабона. Вскоре, испанский флот настиг шторм, экипаж большей частью болел, и адмирал стал беспокоиться об удачном исходе битвы. Он писал монарху о своих подозрениях, но тот был непоколебим. Спустя два месяца Испанцы смогли доплыть до Ла-Манша.

    Английские корабли поджидали их на побережье графства Плимут. Количество судов было равное, но английские корабли были меньшего размера, они были легче и отличались гораздо большей способностью маневрировать на мелководье, нежели испанские. Пушки, установленные на английских кораблях, стреляли гораздо дальше.
    На мелководье английскому флоту не было равных, и испанцам так и не удалось достичь Пармы. В первых двух небольших стычках испанцы заняли оборону, и английскому флоту не удалось уничтожить ни одного корабля.
    Но адмирал, следуя распоряжениям монарха, решил все же отправиться за войском и встал на якорь в окрестностях Кале. Это и было их последней и решающей ошибкой.
    Той же ночью, к ним было отправлено 8 нагруженным взрывчаткой судов. Военачальники в панике пытались сняться с якоря и уплыть, но им это не удалось. Брандеры хорошо справились со своей задачей, хорошенько потрепав испанский флот.
    Следующим утром испанцы снова выстроились полумесяцем в оборонительной позиции, но шторм отнес их суда в сторону Зеландии. Затем ветер поменялся и понес их обратно в сторону английского флота. Адмирал, опасаясь потерять еще большее количество кораблей и экипажа, решил свернуть компанию и отступать домой.
    Удача не сопутствовала им с самого начала. Не изменилось это и при отступлении. Постоянные шторма, отсутствие провизии и воды, уничтожило еще больше людей и кораблей, нежели Англия. 6 сентября 1588 года в Испанию вернулось на 70 кораблей меньше, чем отплыло. Испания понесла потери в лице 11000 человек и 60 кораблей.

    Но Испания не сдавалась. В 1589 году произошла битва, в которой уже английская Армада пыталась вторгнуться в Испанию. Англичане были разбиты. Помимо этого, спустя еще два года, испанским военно-морским флотом было выиграно еще одно сражение с англичанами в Атлантическом океане.
    Хоть самый крупный испанский флот и был повержен англичанами, он до сих пор считается сам сильным флотом мира XVI века.
    После этого поражения Испания уже смогла занять лидерства на морских просторах. К 1763 году Англия стала мировым лидером в плане коммерческой деятельности, внешнеполетическим связям и развитию судостроения в целом.

    Великие географические открытия

    Период с конца XV до начала XVII века называют периодом Великих географических открытий. В этот период  исследовались морские маршруты, где до этого не проплывало ни одного корабля. Европейские исследователи открывали новые пути в такие страны как Африка или Азия, открывали новые земли. Европейцы стремились обзавестись новыми торговыми связями, искали источники заморских товаров, которые пользовались грандиозным спросом у европейской элиты. В XVI веке были сделаны следующие географические открытия.

    Индийский океан

    В 1497 году, после того, как на престол вступил молодой и амбициозный монарх – Мануэль I, было решено собрать небольшую исследовательскую эскадру. Адмиралом был назначен Васко да Гамма. Когда экспедиция отплыла от берегов Лиссабона, флот представлял собой лишь 4 судна и 170 членов экипажа. В мае 1948 года эскадра показалась у берегов Каликута. Таким образом, первым европейцем, прибывшим в Индию морским путем, считается Васко де Гама.

    По прошествии двух лет флот уже из тридцати кораблей с экипажем в 1500 человек вновь отправился в Индию. Исследовательской эскадрой командовал Педру Алвариша Кабрала. Он считается первым европейцем, который побывал на берегах Бразилии. Этот же исследовательский флот открыл:
    В 1501 году открыл остров Мадагаскар;
    В 1506 году оккупировали остров Сокотру;
    В 1507 году открыл остров Маврикий;
    В 1510 году открыл остров Гоа.
    В начале 1512 года на остров Банда, который называли «остров пряностей», высадился исследовательский флот, под командованием Антони уди Абреу. В то время это было единственное место, где добывалась гвоздика и мускатный орех.
    В начале мая 1513 года к берегам Китая подошло европейское судно. Первым европейцем стал Жоржи Алвареш.
    Начиная с 1505 года, португальцы захватывали архипелаги Персидского залива и владели ими на протяжении 80-ти лет.

    Тихий океан

    6 сентября 1516 года исследовательская компания в составе 1000 человек, под командованием неугомонного Васко Нуньес де Бальбоа, пересекла Панамский перешеек, поднялась на горный выступ в окраинах реки Чукунаке и стала первой европейской экспедицией, которая увидела «Новое море». 25 сентября того же года, они первыми окунулись с воды этого водоема. Васко де Бальбао назвал его Южным океаном, потому что, чтобы достичь его, экспедиция двигалась строго на юг. В настоящее время, мы называем это место Тихим океаном.

    10 августа 1519 года знаменитый сейчас путешественник Магеллан, собравший экспедицию из 5ти кораблей, отплыл от берегов Севильи. Тогда и начался его длинный переход (600 кв) по проливу, который сейчас мы называем проливом Магеллана. 21 октября экспедицией был открыт мыс Вергенес. После гибели Магеллана на Филиппинах, командование взял на себя Хуан Себастьян Элькано. И 28 ноября того же года, экспедиция из оставшихся трех кораблей, переплыла Тихий океан.
    6 сентября 1522 года судно под названием Виктория, возвратилось к берегам Испании, закончивы, таким образом, первое кругосветное путешествие.

    Способы сражения военных кораблей XVI века.

    Стрельба из артиллерийских орудий.

    Основным способом сражения стала, конечно, стрельба из артиллерийских орудий. Если в море сходились два примерно одинаковых корабля, они пытались маневрированием занять более удобную позицию. Нужно было встать так, чтобы плыть по ветру. Сами пушки не двигались, и направлять их в сторону вражеского корабля можно было лишь корпусом самого корабля. Побеждал в таких сражениях тот, кто лучше маневрировал кораблем или тот, у кого было больше орудий. Не редкими были случаи, когда один из кораблей просто уплывал, когда экипаж уставал и уже не мог справиться с кораблем, либо когда у них заканчивались ядра.

    Более жестокие бои происходили, когда корабли подплывали на расстояние 90-160 метров. Тогда побеждали те корабли, которые успевали ударить первыми. На этом расстоянии применялись цепи, которые ломали такелаж. Если кораблю сносили мачту, он оставался стоять и ждать своей участи, не в силах даже уплыть с места битвы. Были случаи, когда корабли подплывали на расстояние выстрела пули. В этом случае при попадании снаряда во вражеский корабль, ядро могло нанести уже не восполняемые потери. Корабли буквально рассыпались на несколько частей. В этом случае побеждал тот корабль, у которого к этому моменту пушки были заранее заряжены, или тот корабль, корпус которого был крепче, а экипаж смелее.
    Еще одним, не самым честным, способом борьбы являлось подплыть к вражескому флоту, который находился на стоянке. При этом борьба заключалась в обычном обстреливании беспомощных, неподвижных кораблей. Вообще артиллерия только начинала своё развитие, низкая точность стрельбы и долгая зарядка орудий были эффективны против небольших судов.

    Абордаж

    Следующим по популярности способом сражения считается абордаж. При отсутствии артиллерийского вооружения абордаж является чуть ли не единственным способом борьбы. Не каждое государство могло позволить себе постройку больших укомплектованных кораблей с пушками, а галеру имели в своем распоряжении практически все страны, имеющие выход к морю. А при условии, что пара больших парусников все же есть в наличие, то основной флот все равно составляли именно галеры, а значит и основным способом битвы являлся абордаж.

    Если высота бортов корабля была примерно одинакова, к вражескому кораблю на борт закидывалась кошка, и корабль притягивался, чтобы экипаж мог перебраться на ту сторону. Конечно, таким образом притянуть можно было не каждое вражеское судно. Если корабль обладал водоизмещением более 400 тонн, притянуть его кошкой – было нереально. Если перейти с борта на борт не позволяло соотношение размеров кораблей, то так же на борт противника закидывался крюк, и абордажная команда поднималась на борт с кортиками в зубах, чтобы возможно было пробраться через абордажную сетку.
    Корабли начала XVI века имели на носу завышенную площадку, которая наплывала на нижний край вражеского судна. В этом случае абордаж заключался в банальном перепрыгивании к врагам.
    Абордаж стал еще популярнее, когда появилось огнестрельное оружие – мушкеты. Бойцы заправляли мушкеты за пояс и перебирались на вражеский корабль. Четкий прицел мушкетов тогда не играл особой роли, ведь выстрелы производились практически в упор. Но службу свою они выполняли отменно. От огнестрельной раны в то время было уже не спастись.
    Особенной нотой в абордажном бою XVI века стало то, что новейшие судна были для него крайне не удобны. Корабли были большими и высокими, а борта их были завалены вовнутрь. В бортах были проделаны порты для пушек, и эта пушка может в любой момент выстрелить. При таком раскладе невозможно было даже подплыть близко к врагу, не то, что перепрыгнуть с борта своего корабля на борт противника. Поэтому к концу XVI века абордаж применяли исключительно, когда запасы ядер для артиллерийских установок были на исходе.

    Таран

    Предшествовал абордажному бою такой вид атаки, который также можно назвать ближним боем – таран. Использовался этот прием галерами в XIV-XVI веках. На нос галеры крепилось железное основание, которое выпирало вперед на 2-4 метра. Галера на скорости врезалась в борт вражеского судна, пробивая дыру в корпусе и, тем самым, потопляя корабль. Ведь однопалубная галера никак не могла держаться на плаву с пробоиной в борту. Если же корабля оказывался не однопалубным, то такой вид боя становился очень удобным при последующем абордаже. Абордажная команда просто переходила с носа галеры на вражеское судно и атаковала экипаж противника.

  3. Direbrand Ответить

    Несмотря на то, что есть свидетельства, что двухмачтовых кохи плавали по Средиземноморью в конце 14-го века, их первое подробное упоминания в английских письменных источниках отмечается в 1410 году, когда двухмачтовая генуэзская каракка была захвачена английскими пиратами, и английской короной были заявлены права на владение этим кораблем. О другой похожей каракке, есть упоминание в официальных документах на следующий год. К 1417 году Генрих V (правил в 1413-22 годах) купил 8 генуэзских каракк, которые вошли в состав его зарождающегося королевского флота. Шесть их них описывались современниками, как судна водоизмещением в 500 тонн, оснащенные двумя мачтами – грот-мачтой и «мезан» – бизанью. В последние годы правления Генриха английские судостроители пополнили его флот, также двухмачтовыми кораблями, этим самым подтвердив, что конструкция кохии была скопирована английскими королевскими корабелами. Однако, к концу правления Генриха эти же самые корабелы ступили на один шаг вперед.
    Год спустя после своей победы над французами в битве у Азинкура (1415 год), Генрих V приказал построить два новых боевых корабля, один из которых был построен в Байонне на побережье Аквитании, а другой в Саутгемптоне в графстве Гемпшир. Саутгемптонский корабль был крупнее корабля построенного в Байонне, и когда он был спущен на воду в 1418 году, отмечалось, что он имел водоизмещение 1400 тонн. Мало что известно об этом огромном корабле, называвшимся Grace Dieu («Грейс Дью»), сохранилось несколько записей об инвентаризации его запасов, проводившихся после того, как в 1420 году он был поставлен на консервацию. Его обломки были обнаружены около Барследона на реке Хамбл, в разное время с середины 19 века они обследовались и с них были взяты образцы. Изучение обломков показало, что его корпус имел клинкерную обшивку (внакрой), киль длиной около 125 футов и шириной 50 футов. По размерам этот корабль был крупнее любого другого корабля построенного на британских островах до 17-го века. Капитан флорентийской галеры был очевидцем видевшим «Грейс Дью», и оставившим свидетельства, что корабль был около 184 футов в длину на уровне палубы, грот-мачтой высотой в 200 футов и 22 фута в окружности.

  4. Bloodsmith Ответить

    Барк — (гол. bark), морское парусное транспортное судно (3-5 мачт) с прямыми парусами на всех мачтах, кроме бизань-мачты, несущей косые паруса. Первоначально барк был небольшим торговым кораблем, предназначенным для каботажного плаванья. Но потом размеры этого типа постепенно увеличивались. Барки серийно строились до 30-х гг. XX в., их водоизмещение доходило до 10 тыс. тонн. Два самых крупных современных парусников «Крузенштерн» и «Седов» являются 5-ти мачтовым барком.
    Барка — (итал., исп. barca, фр. barquc), первоначально это было парусное гребное беспалубное рыбацкое, иногда каботажное судно, появившиеся в первые в Италии в VII в. В последствии барка превратилась в легкое быстроходное судно, распространенное в странах Западной Европы в эпоху позднего средневековья, строившиеся по типу галеры. Еще позднее на барках исчезли весла и они стали полностью парусными судами, с двумя мачтами, которые несли фок, фор-марсель (фок-мачта) и грот, марсель (грот-мачта). Интересной особенностью было то, что бизань была установлена прямо на грот-мачте. Барки были преимущественно каботажными торговыми судами.
    Варшип — (англ. warship — военный корабль). Судя по изображению и характеристикам в игре, это тот же фрегат. Вообще же военными кораблями со средины XVI столетия назывались корабли среднего и большого водоизмещения, построенные специально для военных целей.
    Галеон — (исп. galeon), парусный военный корабль XVI — XVII вв. Имел в среднем длину около 40м., ширину 10-14м., транцевую форму, вертикальные борта, 3-4 мачты. На фок- и грот- мачтах ставились прямые паруса, на бизань-мачте — косые, на бушприте — блинд. Высокая кормовая надстройка имела до 7 палуб, где были размещены жилые помещения. Артиллерийское. вооружение состояло из 50-80 пушек, расположенные как правило на 2 палубах. Галеоны обладали невысокой мореходностью из-за высоких бортов и громоздких надстроек.
    Каравелла — (итал. caravella), морской однопалубный парусный корабль с высокими бортами и надстройками в носу и корме. Распространен в XIII — XVII вв. в странах Средиземноморья. Каравеллы вошли в историю, как первые корабли которые пересекли Атлантику, совершали плаванья вокруг мыса Доброй Надежды и на которых был открыт Новый Свет. Характерные особенности каравелл — высокие борта, глубокая седловатость палубы в средней части судна и смешанное парусное вооружение. Корабль имел 3-4 мачты которые либо все несли косые паруса либо на фок- и грот- мачтах ставили прямые паруса. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру.
    Каракка — (фр. caraque), большое парусное судно, распространенное в XIII — XVI вв. и применявшиеся для военных и торговых целей. Имела длину до 36м. и ширину 9.4м. и до 4 палуб. Развитые надстройки на носу и корме, и 3-5 мачт. Борта были закруглены и немного загибались в внутрь, такие борта затрудняли абордаж. Кроме того на кораблях применялись абордажные сетки, мешавшие воинам врага попасть на судно. Фок- и грот- мачты несли прямое вооружение (грот и фок), бизань-мачты — косое. На фок- и грот- мачтах часто дополнительно ставили марсели. Артиллерийское. вооружение состояло из 30-40 пушек. К первой половине XV в. времени каракка стала наиболее крупным, совершенным и вооруженным судном.
    Корвет — (фр. corvette), быстроходный парусный военный корабль XVIII — XIX вв. Корабль имел парусное вооружение такое же как и фрегат за единственным исключением: к блинду сразу были добавлены кливер и бом-кливер. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Артиллерийское вооружение до 40 пушек, расположенных на одной палубе.
    Линейный корабль — в парусном флоте XVII — XIX вв. наиболее крупный боевой корабль, имел 3 мачты с полным парусным вооружением. Обладал сильным артиллерийским вооружением от 60 до 130 пушек. В зависимости от количества пушек корабли подразделялись на ранги: 60-80 пушек — третий ранг, 80-90 пушек — второй ранг, 100 и выше — первый ранг. Это были огромные, тяжелые, маломаневренные корабли с большой огневой мощью.
    Пинасс — (фр. pinasse, англ. pinnace), небольшое парусное судно типа флейта, но отличавшийся от него менее вогнутыми шпангоутами и плоской кормой. Передняя часть корабля заканчивалась почти прямоугольной поперечной переборкой, простирающейся по высоте от палубы до полубака. Такая форма передней части судна просуществовала до начала XVIII века. Пинасс был длиной до 44 м, имел три мачты и мощный бушприт. На грот- и фок-мачтах поднимали прямые паруса, на бизань-мачте — бизань и над нею крюйсель, а на бушприте — блинд и бом-блинд. Водоизмещение пинассов 150 — 800 т. Предназначались они в основном для торговых целей. распространен в странах Сев. Европы в XVI — XVII вв. Имело плоскую корму, 2-3 мачты, служило в основном для торговых целей.

  5. Underground Ответить

    Виды парусных судов (для просмотра изображения кораблей в полном формате жми на фото)
    Аак – (нидерл. aak) — одномачтовое плоскодонное судно, использовавшееся на Нижнем Рейне для перевозки вин. По конструкции – небольшое грузовое судно клинкерной постройки с полукруглой люковой палубой, плоскодонное, без фор- и ахтерштевней. Посредством носовой и кормовой штук судовое днище по обеим концам плоско и наискосок поднималось начиная от шкафута. Не имел боковых швертов, нес простой шпринтовый парус и фока-стаксель. Короткий бушприт давал возможность нести кливер, и обычно такелаж ааков был подобен такелажу судов побережья.
    Старейшее изображение аака относится к 1530 г.

    Барк (нидерл. bark) — трёх-пяти-мачтовое большое морское парусное судно для перевозки грузов с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение. Крупнейшие барки, которые по-прежнему в строю, — «Седов» (Мурманск), «Крузенштерн» (Калининград).
    Баркенти?на (шхуна-барк) — трёх-пятимачтовое (иногда шестимачтовое) морское парусное судно с косыми парусами на всех мачтах кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса. Современные стальные баркентины имеют водоизмещение до 5 тыс. т и оснащаются вспомогательным двигателем.
    Бриг – (англ. brig) — двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте — грота-гаф-триселем. В литературе, особенно художественной, авторы нередко называют этот парус контр-бизанью, но следует помнить, что у судна с парусным вооружением брига нет бизань-мачты, а значит нет и принадлежностей этой мачты, хотя функциональная нагрузка грота-гаф-триселя брига точно такая же, как и контр-бизани фрегата.
    Бригантина (итал. brigantino — шхуна-бриг, brigantina — бизань) — лёгкое и быстроходное судно с так называемым смешанным парусным вооружением — прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). В XVI—XIX веках двухмачтовые бригантины, как правило, использовались пиратами (итал. brigante — разбойник, пират). Современные бригантины — двухмачтовые парусные суда с фок-мачтой, имеющей вооружение, как у брига, и грот-мачтой с косыми парусами, как у шхуны — грота-триселем и топселем. Бригантин с бермудским гротом в наше время, по-видимому, не существует, хотя ссылки на сам факт их существования встречаются.
    Галеон — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Великой Армады, произошедшем в 1588 году. Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов он достигало до 2000 тонн). Первое упоминание о нем относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал форштевень галер. Длинный бушприт нес парус — блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. С задней стороны кормовая стенка надстройки украшалась резьбой и балконами. Галеоны использовались вплоть до XVIII века, когда они уступили свое место более современным судам с полным парусным вооружением.
    Джонка – (малайск. djong, искажённое кит. чуань – судно), деревянное парусное грузовое двух-четырёхмачтовое судно речного и прибрежного морского плавания, распространённое в Юго-Восточной Азии. В эпоху парусного флота Д. использовались для военных целей; на современных Д. перевозятся грузы, нередко они служат и для жилья. Д. имеют небольшую осадку, грузоподъёмность – до 600 т; характерные особенности – очень широкие, почти прямоугольные в плане, приподнятые нос и корма, паруса четырёхугольной формы из циновок и бамбуковых реек.
    Иол – (голл. jol), разновидность двухмачтового парусного судна с косыми парусами. Положением кормовой мачты (позади оси руля) Иол отличается от кеча, у которого кормовая мачта находится впереди оси руля. Парусное вооружение типа Иола имеют некоторые крупные яхты и промысловые суда.
    Караве?лла (итал. caravella) — 3—4 мачтовый однопалубный универсальный парусный деревянный корабль, способный к океанским плаваниям. Каравелла имела высокий нос и корму для сопротивления океаническим волнам. Первые две мачты имели прямые паруса, а последняя — косой парус. Каравелла использовалась в XIII—XVII веках. В 1492 на 3-х каравеллах было совершено трансатлантическое плавание Колумба. Помимо мореходности,
    каравеллы обладали высокой грузоподъемностью.
    Каракка (исп. Carraca) — большое торговое или военное парусное трехмачтовое судно XVI-XVII веков. Водоизмещение до 2 тысяч (чаще 800-850) тонн. Вооружение 30-40 пушек. Судно могло вместить до 1200 человек. Судно имело до трёх палуб и было рассчитано на длительные океанские плавания. Каракка была тяжёлой на ходу и обладала плохой маневренностью. Тип такого судна был изобретен генуэзцами. 1519—1521 каракка «Виктория» из экспедиции Магеллана впервые совершила кругосветное плавание. На каракке впервые были применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях. (альт к картинке Каракка “Виктория”, воссозданная по испанским образцам XVI века)
    Кеч, кэч (англ. ketch), двухмачтовое парусное судно с небольшой кормовой мачтой, расположенной впереди оси руля. Парусное вооружение типа К. (бермудское или гафельное) имеют некоторые рыболовные суда, крупные спортивные яхты.
    Флейт — тип парусного судна, имевший следующие отличительные черты:
    * Длина этих судов в 4 — 6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусами уже довольно круто к ветру.
    * В такелаже были введены изобретённые в 1570 году стеньги
    * Высота мачт превосходила длину судна, а реи стали укороченными, что позволило сделать узкие и удобные в обслуживании паруса и сократить общее число верхней команды.
    Первый флейт был построен в 1595 году в городе Хорне, центре судостроения Голландии, в заливе Зсйдер-Зе. Парусное вооружение фок- и грот-мачт состояло из фока и грота и соответствующих марселей, а позже на больших флейтах и брамселей. На бизань-мачте выше обычного косого паруса поднимали прямой парус крюйсель. На бушприте ставили прямоугольный парус блинд, иногда бом-блинд. На флейтах впервые появился штурвал, что облегчило перекладку руля. Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3 — 3,5 м, грузоподъемность 350—400 т. Для самообороны на них устанавливали 10 — 20 пушек. Экипаж состоял из 60 — 65 человек. Суда этого типа отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью, большой вместимостью и использовались, главным образом, в качестве военно-транспортных. На протяжении XVI—XVIII веков флейты занимали господствующее положение на всех морях.
    Фрегат — военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением и одной орудийной палубой. Фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Своё происхождение фрегаты ведут от лёгких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII века. С ростом морских флотов и их радиуса действия, характеристики дюнкеркских фрегатов перестали удовлетворять адмиралтейства, и термин начал трактоваться расширительно, означая, фактически, любой лёгкий быстроходный корабль, способный к самостоятельным действиям. Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооружённые примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. В дальшейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли и ко времени наполеоновских войн они имели около 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и носили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века. Подобно нынешним крейсерам, фрегаты являлись наиболее загруженным типом кораблей парусного флота. В мирное время фрегаты, как правило, не ставились на прикол, подобно линейным кораблям, а применялись для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надёжность и скорость фрегатов делали их популярными судами для исследователей и путешественников. Например, французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на фрегате «Будёз» (Сердитый) в 1766—1769, а знаменитый фрегат «Паллада», на котором в 1855 году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в 1832 году как личная яхта императора Николая I. В британском Королевском Флоте, который имел, по многим свидетельствам, самое большое число фрегатов в мире, они имели ранги с четвёртого по шестой.
    Шлюп (малый корвет) (голл. sloep, от sluipen – скользить) — трёхмачтовый военный корабль второй половины XVIII — начала XIX веков с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 т. вооружение 10—28 пушек. Использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно. Кроме этого, Шлюпом называется тип парусного вооружения – одна мачта и два паруса – передний (стаксель при бермудском вооружении, кливер при прямом вооружении) и задний – (cоответственно, грот и фок). (альт к картинке – Советский шлюп “Предприятие”)
    Шхуна (англ. schooner) — тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт с косыми парусами. По типу парусного вооружения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и еще одним дополнительным прямым парусом — брамселем. При этом в ряде случаев марсельную и брамсельную двухмачтовые шхуны (особенно с брифоком) можно спутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов (гафельных или бермудских) шхуна может быть и марсельной (брамсельной). Первые суда с шхунным такелажем появились еще в XVII веке в Голландии и Англии, но широкое применение шхуны получили в Америке. Они имели две мачты с гафельными парусами и использовались для каботажных перевозок. В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трехмачтовые шхуны, реже четырех-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну «Томас У.Лоусон». «Томас У.Лоусон» предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебедками, электрической системой и даже телефонной сетью! После первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.
    Яхта (нидерл. jacht, от jagen — гнать, преследовать) — первоначально лёгкое, быстрое судно для перевозки важных персон. Впоследствии — любое парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристских целей. Наиболее распространены парусные яхты. Первые упоминания о спортивных парусных яхтах относятся к XVII веку. Современное использование термина Яхта В современном использовании термин Яхта означает два различных класса судов: парусные яхты и моторные яхты. Традиционные яхты отличались от рабочих судов в основном назначением — как быстрое и комфортабельное средство перевозки богатых. Практически все современнные парусные яхты имеют вспомогательный мотор (подвесной мотор) для маневрирования в порту или движения с небольшой скоростью в отсутствие ветра. Парусные яхты Парусные яхты делятся на крейсерские, имеющие каюту, и рассчитанные на дальние походы и гонки, прогулочные и гоночные — для плавания в прибрежной зоне. По форме корпуса различают килевые яхты, у которых днище переходит в балластный киль (точнее фальшкиль), повышающий остойчивость яхты и препятствующий её сносу (дрейфу) при ходе под парусами, мелкосидящие (швертботы), с выдвижным килем (швертом) и компромиссы, имеющие балластный и выдвижной кили. Существуют двухкорпусные яхты — катамараны и трёхкорпусные яхты — тримараны. Яхты бывают одно- и многомачтовые с различным парусным вооружением.
    Назад к оглавлению книги
    Текст материала взят с сайта http://yachter.ru/articles/1411/

  6. Vishakar Ответить

    Слаженность и умение команды корабля определялись быстротой выполнения маневров. Высшим проявления мастерства считалась быстрота, с какой корабль, дав залп с одного борта, успевал повернуться узким носом под встречный залп врага, и далее повернувшись противоположным бортом дать новый залп. Такие маневры позволяли получать меньше повреждений и наносить значительный и быстрый урон врагу.
    Стоит упомянуть галеры – многочисленные военные гребные суда, использовавшиеся на протяжении 17 века. Пропорции примерно составляли 40 на 5 метров. Водоизмещение около 200 тонн, осадка 1,5 метра. На галеры устанавливали мачту и латинский парус. Для типичной галеры с экипажем в 200 человек, 140 гребцов размещались по трое на 25 банках по каждому борту, каждый на своём весле. Вёсельные фальшборта закрывали от пуль и арбалетов. На корме и носовой части устанавливали орудия. Цель атаки галер – абордажный бой. Пушки и метательные орудия начинали атаку, при сближении начинался абордаж. Понятно, такие атаки были рассчитаны на тяжелогружёные торговые суда.

    Самая сильная армия на море 17 века

    Если в начале века флот победителя Великой Испанской Армады считался сильнейшим, то в дальнейшем боеспособность Британского флота катастрофически падала. А неудачи в боях с испанцами и французами, позорный захват 27 английских кораблей марокканскими пиратами окончательно уронили престиж британского могущества.
    В это время флот Нидерландов выходит на ведущие позиции. Лишь поэтому стремительно богатеющий сосед подвиг Британию наращивать по-новой свой флот. К середине века флотилия насчитывала до 40 боевых кораблей, из них шесть – 100-пушечных. А после Революции наращивалась боевая мощь на море вплоть до Реставрации. После некоторого периода затишья к концу века Британия вновь позиционировала своё могущество на море.
    С начала 17 века флотилии европейских стран начали оснащаться линейными кораблями, количество которых определяло боевую силу. Первым линейным 3х-палубным принято считать 55-пушечный корабль HMS «Prince Royal» 1610 года. Следующий 3х-палубный HMS «Sovereign of the Seas» приобрёл параметры серийного прототипа:
    Пропорции 127х46 футов;
    Осадка – 20 футов;
    Водоизмещение 1520 тонн;
    Общее число пушек 126 на 3-х артиллер.палубах.
    Размещение пушек: 30 на нижней палубе, 30 на средней, 26 с меньшим калибром на верхней, 14 под полубаком, 12 под полуютом. Вдобавок в надстройках множество амбразур для ружей оставшейся на борту команды.
    После трёх войн Англии и Голландии между собой, они объединились в союз против Франции. Англо-голландский союз смог уничтожить к 1697 г. 1300 французских корабельных единиц. И в начале следующего века, ведомый Британией, союз добился преимущества. А шантаж военно-морской силы Англии, ставшей Великобританией, стал определять исход битв.

    Тактика ведения морских сражений

    Предыдущие морские войны характеризовались неупорядоченной тактикой, велись стычки капитанов судов, не существовало схем и единого командования.
    С 1618 британское Адмиралтейство ввело ранжирование своих военных кораблей
    Ships Royal, 40…55 орудий.
    Great Royals, около 40 пушек.
    Middling Ships. 30…40 пушек.
    Small Ships, включая фрегаты, менее 30 пушек.
    Далее ранги пронумеровали. И позднее 1й-ранг насчитывал до 100 пушек, команду до 600 матросов; 6 ранг – десяток пушек и менее 50 матросов.

    Британцы разработали тактику линейного боя. Согласно её правилам соблюдались
    Одноранговое построение в строй кильватерными колоннами;
    Выстраивание равносильной и равноскоростной колонны без разрывов;
    Единое командование.
    Что должно обеспечивать успех в бою.
    Тактика равнорангового построения исключала наличие слабых звеньев в колонне, флагманы вели авангард, центр, командование и замыкали арьегард. Единое командование подчинялось адмиралу, появилась чёткая система передачи команд и сигналов между кораблями.

    Морские сражения и войны

    Дуврское сражение 1659 года

    Первая битва флотов за месяц до начала 1-й англо-голландской войны, формально давшая ей начало. Тромп с эскадрой из 40 кораблей отправился для сопровождения и защиты голландских транспортных судов от английских корсаров. Находясь в английских водах вблизи от эскадры из 12 кораблей под команд. адмирала Бёрна, голландские флагманы не пожелали салютовать английскому флагу. Когда подошёл Блэйк с эскадрой из 15 кораблей, англичане атаковали голландцев. Тромп прикрывал караван торговых судов, не решился ввязываться в долгое сражение, и уступил поле боя.

    Плимутское сражение 1652 года

    Состоялось в Первой англо-голландской войне. де Рюйтер принял на себя командование эскадрой из Зеландии из 31 воен. корабля и 6 брандеров в защите конвоя торгового каравана. Ему противостояли 38 воен. кораблей и 5 брандеров британских сил.
    Голландцы при встрече разделили эскадру, часть английских кораблей стала их преследовать, разорвав строй и потеряв преимущество огневой мощи. Голландцы излюбленной тактикой стрельбы по мачтам и такелажу вывели из строя часть кораблей противника. Как итог, англичанам пришлось ретироваться и отправиться в порты на ремонт, а караван благополучно ушёл в Кале.

    Ньюпортские сражения 1652 и 1653 годов

    Если в сражении 1652 г. Рюйтер и де-Витт, соединив 2 эскадры из 64 кораблей в единую – авангард Рюйтер и центр де-Витт – эскадру, дали равный бой 68 кораблям Блэка. То в 1653 г. эскадра Тромпа, имевшего 98 кораблей и 6 брандеров против 100 кораблей и 5 брандеров английских адмиралов Монка и Дина, при попытке напасть на главные силы англичан была изрядно разрушена. Рюйтер, авангардом ринувшись по ветру, обрушился на англ. авангард адмирала Лаусона, его энергично поддержал и Тромп; но адмирал Дин успел прийти на выручку. А затем ветер спал, началась артиллерийская перестрелка до темноты, когда голландцы, обнаружив недостаток снарядов, вынуждены были скорее уходить в свои порты. Сражение показало преимущество снаряжения и вооружения английских кораблей.

    Портлендское сражение 1653 года

    Битва Первой англо-голландской войны. Конвой под команд. адмирала М.Тромпа из 80 кораблей сопровождал в проливе Ла-Манш возвращавшийся гружёный колониальным товаром караван из 250 торговых судов. Встретившись с флотом из 70 кораблей англичан под команд. адмирала Р. Блейка, Тромп вынужденно вступил в бой.
    Два дня боёв перемена ветра не позволяла выстроить в строй группы кораблей; голландцы, скованные обороной транспортных судов, несли потери. И всё-же ночью голландцы смогли прорваться и уйти, в итоге потеряв 9 военных и 40 торговых кораблей, а англичане 4 корабля.

    Битва при Текселе 1673 года

    Победа де Рюйтера с адмиралами Банкертом и Тромпом над англо-французским флотом при Текселе в третьей англо-голландской войне. Этот период отмечен оккупацией Нидерландов войсками Франции. Цель была отбить торговый караван. 92 кораблям и 30 брандерам союзников противостоял голландский флот из 75 кораблей и 30 брандеров.
    Авангард Рюйтера сумел отделить авангард французов от эскадры англичан. Маневр удался и, ввиду разобщённости союзников, французы предпочли сохранить флотилию, а голландцам удалось смять центр англичан в многочасовой жестокой схватке. И в итоге, вытеснивший французов, Банкерт пришёл на подкрепление центра голландцев. Англичане так и не смогли высадить десант и понесли большие потери в живой силе.
    Эти войны передовых морских держав определили значимость тактик, построений и огневой мощи в развитии военно-морского флота и искусства ведения сражений. На опыте этих войн выработались классы деления на ранги кораблей, проверена оптимальная комплектация линейного парусного корабля, количество вооружения. Тактика единоборства кораблей противников преобразовалась в боевой строй кильватерной колонны со слаженным ведением огня артиллерии, с быстрым перестроением и единым командованием. Абордажный бой уходил в прошлое, а сила на море влияла на успех на суше.

    Флот Испании 17 века

    Испания продолжала формировать свои армады большими галеонами, непотопляемость и крепость которых были доказаны по итогам сражений Непобедимой Армады с британцами. Имевшаяся у англичан артиллерия не смогла нанести урон испанцам.
    Поэтому испанские корабелы продолжали строительство галеонов водоизмещением в среднем 500 ? 1000 тонн и осадкой в 9 футов, создавая именно океанский корабль – устойчивый и надежный. На такие суда ставили три или четыре мачты и около 30 орудий.

    В первую треть века на воду было спущено 18 галеонов с количеством пушек до 66. Число больших кораблей перевалило за 60 против 20-ти больших королевских кораблей Англии и 52-х Франции.
    Особенностями прочных, тяжелых кораблей стали высокая устойчивость к пребыванию в океане и борьбе с водными стихиями. Установка прямых парусов в два яруса не обеспечивали маневренность и легкость управления.  При этом маломаневренность компенсировалась отличной неплохой живучестью во время штормов по параметрам прочности, и универсальностью галеонов. Их использовали одновременно и для торговых, и для военных операций, что часто совмещалось при неожиданной встрече с противником в необъятных водах океана.
    Чрезвычайная вместимость позволяла оснащать суда приличным числом вооружения и брать на борт большую, обученную к схваткам, команду. Что позволяло успешно проводить абордаж – основную морскую тактику сражений и захвата судов в арсенале испанцев.

    Флот Франции 17 века

    Во Франции первый линейный корабль «Корона» был спущен на воду в 1636. Тогда и началось соперничество с Англией и Голландией на море.
    Корабельные характеристики трёхмачтового двухдечного «La Couronne» 1-го ранга:
    Водоизмещение более 2100 тонн;
    Длина по верх.палубе 54 метра, по ватерлинии 50 м, по килю 39 м;
    Шширина 14 м;
    3 мачты;
    Грот-мачта высотой 60 метров;
    Борта высотой до 10 м;
    Площадь парусов около 1000 м?;
    600 матросов;
    3 палубы;
    72 разнокалиберных орудия(14х 36-фунтовых);
    Корпус из дуба.

    Для постройки потребовалось около 2 тысяч просушенных стволов. Форма ствола сопоставлялась форме детали корабля при соответствии изгибов волокон и детали, что давало особую прочность.
    Корабль известен тем, что затмил «Властелина морей» – британский шедевр «Sovereign of the Seas» (1634), – и считается ныне самым роскошным и красивейшим судном парусной эпохи.

    Флот Соединённых провинций Нидерландов 17 века

    Нидерланды в XVII веке вели бесконечные войны с соседними странами за независимость. Морское противостояние Нидерландов и Британии имело характер междоусобного соперничества соседей. С одной стороны, они спешили при помощи флота контролировать моря и океаны, с другой, потеснить Испанию и Португалию, при этом удачно совершая разбойные нападения на их суда, ну а с третьей, хотели доминировать как два самых боевитых соперника. При этом зависимость от корпораций – хозяев кораблей, ведших финансирование судостроения, отодвигало на второй план важность побед в морских сражениях, что остановило рост мореходства Нидерландов.
    Становлению могущества голландского флота способствовала освободительная борьба с Испанией, ослабление её силы, многочисленные победы голландских кораблей над испанцами во время Тридцатилетней войны к её окончанию в 1648 г.
    Флот Нидерландов был крупнейшим, насчитывал 20 тыс.торговых судов, работало огромное число верфей. Собственно это столетие явилось Золотым Веком Нидерландов. Борьба Нидерландов за независимость от Испанской империи привела к Восьмидесятилетней войне (1568—1648 годы). После завершения освободительной войны Семнадцати провинций от власти монархии Испании, были три англо–голл.войны, успешное вторжение в Англию, и войны с Францией.
    3 англо–голландские войны на море пытались определить доминирующее положение на море. К началу первой у флота Нидерландов значились 75 военных судна вместе с фрегатами. Имевшиеся военные корабли Соединённых Провинций были разбросаны по миру. На случай войны военные корабли можно было зафрахтовать, или просто нанять у других европейских государств. Конструкции “пинаса” и “фламандской каракки” на случай войны легко модернизировались из торгового в военное судно. Однако кроме Brederode и Grote Vergulde Fortuijn собственными военными кораблями похвастаться голландцы не могли. Сражения они выигрывали за счёт отваги и умения.
    Ко Второй англо-голландской войне в 1665 эскадра ван Вассенара смогла собрать 107 кораблей, 9 фрегатов и 27 низших кораблей. Из них 92 вооружены более 30-ю пушками. Численность экипажей 21 тыс.моряков, 4800 орудий.
    Англия могла противопоставить 88 кораблей, 12 фрегатов и 24 низших кораблей. Всего 4500 орудий, 22 тыс.моряков.
    В самом провальном за всю историю Голландии Лоустофтском сражении был взорван фламандский флагман 76-пушечный «Эендрагт» вместе с ван Вассенаром.

    Флот Британии 17 века

    В середине века в Британии насчитывалось не более 5 тыс. торговых кораблей. А вот военный флот был значительным. К 1651 г. королевская «Ройял Нави» эскадра уже имела 21 линкор и 29 фрегатов, на подходе достраивались 2 линкора и 50 фрегатов. Если добавить количество свободно-наёмных и зафрахтованных судов, флот мог бы составить до 200 кораблей. Общее число орудий и калибр были вне конкуренции.
    Постройка велась на королевских верфях Британии — Вулвич, Девенпорт, Чатем, Портсмут, Дептфорд. Значительная часть кораблей выходила из частных верфей Бристоля, Ливерпуля и пр. В течение столетия поступательно наращивался рост с преобладанием регулярного флота над зафрахтованным.
    В Англии самый мощные линейные корабли именовали Мановар, как самый крупный, с числом орудий выше ста.
    Для увеличения многоцелевого состава флота Британии в середине века создавалось больше боевых судов меньших типов: корветы, шлюпы, бомбарды.
    При строительстве фрегатов, число орудий на двух палубах увеличилось до 60.
    В первой Дуврской баталии с Нидерландами британский флот имел:
    60- пуш. James, 56- пуш. Andrew, 62- пуш. Triumph, 56- пуш. Andrew, 62- пуш. Triumph, 52- пуш. Victory, 52- пуш. Speaker, пять 36-пуш., включая President, три 44- пуш., включая Garland, 52- пуш. Fairfax и прочие.
    На что флот Нидерландов мог противопоставить:
    54- пуш. Brederode, 35- пуш. Grote Vergulde Fortuijn, девять 34- пушечных, остальные рангами ниже.
    Поэтому становится очевидным нежелание Нидерландов вступать в схватку на открытой воде по правилам линейной тактики.

    Флот России 17 века

    Как такового, флота России до Петра I не существовало, ввиду отсутствия выхода к морям. Самым первым русским военным кораблём стал двухпалубный трехмачтовый «Орел» построенный к 1669 году на Оке. А вот первая флотилия построена на Воронежских верфях в 1695 – 1696 г. из 23 гребных галеры, 2 парусно-гребных фрегата и более 1000 шняв, барок, стругов.

  7. |BEST|GAMERTV Ответить

    Для улучшения управляемости больших судов с высокими палубами приобрели распространение голландские конфигурации рулевого колеса. В Британии при постройке новых кораблей с 1703 года стали использовать штурвал, который пришел на смену колдерштоку. В Испании этот процесс растянулся на продолжительное время.
    К периоду Французской революции и правления Наполеона I, Британия имела крупнейшую в мире военную силу на море: полторы сотни линейных кораблей и несколько сот судов низших рангов.
    Само определение «линейный корабль» утвердилось от изобретенной голландцами тактической схемы линейного боя, рассчитанной на прочность конструкции и пробивную силу пушек: корабли, выстроившись в линию и полагаясь на прочность корпусов, выдерживали огонь артиллерии врага. При этом ответным огнём тяжелого вооружения разрушали вражеский флот.

    В течение столетия размеры кораблей, участвовавших в линейном бою, менялись в сторону увеличения, оснащения дополнительных палуб для размещения огневых батарей, росла численность экипажа с ростом количества пушек. Опытным путем было проверено преимущество большего числа пушек перед увеличением калибра и тяжести вооружения.
    В этом столетии тактическое понимание морского боя сместилось от авантюры смелых маневров в бою для достижения победы к удержанию стройности боевой линии и стратегической сохранности флотилии для быстрого восстановления боеспособности эскадры к новым атакам.

    Эволюция кораблестроения

    Понять эволюцию корабельных конструкций 18 века можно на примере испанского гиганта «Сантисима Тринидад». Линкор построили в Гаване в 1769 г. на крупнейшей верфи того времени в период совершенствования трехмачтовых округлых судов.

    Успешность постройки всех навио зависела от древесины твердых пород с Кубинского и колониального побережья, которые была возможность использовать. Если британцы и французы из европейского дуба делали корпуса, из сосны строили реи и мачты, испанские корабелы применяли материалы отменного красного дерева, обладающего большей устойчивостью к грибковой сухой гнили в условиях высокой влажности, быстро превращающей деревянные конструкции из дуба в древесный трухлявый материал. Такое разрушение характерно для всех деревянных кораблей, потому обладание запасами леса твердых пород для строительства и ремонта судов было важным преимуществом.
    Киль судна являлся продольной связующей остова, обеспечивая продольную прочность, скрепляя впереди форштевень, сзади ахтерштевень. Поверх крепились шпангоуты – ребра, обоюдно прикрепляемые внутри и снаружи. Далее следовали части соединений:  брусья, вельсы, палубные поперечины, элементы бортовых наборов бимсов, карлингсов, ветвей шпангоутов.
    Применение нагелей и кованых болтов должно было обеспечивать надежный крепеж тысячи деталей судов и скелета. Переход на металлические болты и нагели и от деревянных гаек к металлическим, обеспечение упрочнения свитых тросов и канатов для крепежа мачт и парусов определяли динамическое равновесие и устойчивость тяжёлых судов.
    «Сантиссима Тринидад» стал единственным из военных кораблей 1го ранга с четырьмя палубами, рассчитанным на размещение до 144 орудий. Остальные были трехмачтовыми и трехпалубными. Навио 2го ранга были трехпалубными, с расчётом на 80?98 орудий. Корабли 3го ранга были двухпалубными на 74?80 орудий.
    Высота постройки навио 1го ранга от киля до верхней палубы сравни 5 этажному зданию.

    В период Семилетней войны 1756–1763г.г. крупнейшие лин.корабли оснащались количеством в 50?60 пушек. Однако ближе к окончанию века корабли с 64-мя пушками относились к рангу малых из участников линейного боя, а одного-двух стопушечников уже не было достаточно. Требовался костяк эскадры с сотней пушек на борту. Стандартным оснащением линкора в эпоху революций и войн Наполеона становится 74 орудия. Тогда же линейным стали ранжировать корабль с конструкцией минимум из 2х орудийных палуб, проходящих по длине от носовой части до кормы.
    В отношении испанских навио средоточение мощной боевой артиллерии на палубах не уменьшало возможность данного вида судов выдерживать длительное время напор ближнего боя. Как пример, флагман испанцев «Сантиссима Тринидад». В сражении 1797г. у мыса Сент- Винсенте, при блокаде Гибралтара (1779 – 1782г.г.), при Трафальгаре противостояние мощнейшей залповой канонаде британских линкоров не позволило затопить громаду испанского судна.
    Однако по-прежнему в век парусного хода мобильность флотилий определялась законами ветра, хотя прогресс в развитии парусной оснастки и надежность такелажа позволяли управлять очень тяжеловесными судами.

    Самый сильный флот 18 века

    Определившие расстановку военно-морских сил столетия, войны англичан за испанское престолонаследие относятся к 1704 году, где основной целью являлось утвердить британское господство вдоль побережья Франции — Испании, взять под контроль ключ Средиземноморья Гибралтар и обозначить превосходство Королевской флотилии на Средиземном море до африканских берегов.
    К концу столетия Британия приобрела статус мощнейшей военно-морской державы. Если на суше наполеоновской армии не мог противостоять никто, то британская армада из 146 только линейных кораблей надёжно контролировала европейское побережье, образуя неприступный щит для островной империи, и угрожая любому противнику на море.
    Англия стала безусловной морской державой, занимая первое место. Флот стал силой, обеспечивавшей победу при появлении эскадры под британским флагом. Давление флота и риск молниеносной высадки морского десанта при огневой поддержки линейной артиллерии позволяли решать военные задачи за счет неоспоримого могущества на море.

    Касаясь различий испанских, французских и кораблей британского флота, очевидна разница в  проектировании корабельного пространства. Испанские навио и французские лин.корабли не были приспособлены к крейсированию на протяжении длительного периода времени, ввиду отсутствия требуемого под хранение провианта места, и исключали долгое нахождение в открытом море. Предполагалось для этих целей использовать корабли сопровождения.
    Британские военные корабли имели возможность к длительным экспедициям и нахождению в открытых морях достаточно долго. Что давало предпосылки для затяжной осады и блокады портов силами нескольких кораблей. Что было продемонстрировано при осаде Тулона (1793), когда лишь артиллерийский талант Бонапарта и отвага превзошли тактику англичан.

    Морские сражения и войны 18 века

    Англо-французское противостояние в начале века

    Показателен пример морского сражения в Гибралтаре в августе 1704 г.
    Флот французов состоял из 51 линкора от 50 до 96 пушек, включая 16 трехдечных, с общим числом выше 3600 единиц артиллерии. Располагал численностью в двадцать французских и испанских галер, приспособленных для тарана. Галеры с 4-6 тяжелыми орудиями на баке и экипажем свыше 500 человек каждая в составе трех эскадр представляли внушительную силу.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *