Какую роль играют в романе пастернака стихи юрия живаго?

13 ответов на вопрос “Какую роль играют в романе пастернака стихи юрия живаго?”

  1. 2face Ответить

    Пастернак Б. Л.Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго» в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года. О чем же этот роман? Что такого Пастернак написал в нем, что Симонов, редактор журнала «Новый мир», отказался печатать роман, и его издание на родине было запрещено более тридцати лет? Роман был опубликован за границей, и Пастернак получил «Нобелевскую премию». Мне кажется, что Б. Пастернак написал в романе о том, что он и многие другие честные, думающие, болеющие душой за Россию люди выстрадали и перенесли в эпоху революции. Роман Пастернака – это плод философских раздумий о бытие, истории, о том, как интеллигенция приняла революцию, как жила в революционную эпоху и нужна ли интеллигенция стране, перенесшей революцию. В романе Пастернак стремится «дойти до самой сути». 2) Главный герой романа – Юрий Живаго врач и поэт, пожалуй, поэт даже больше, чем врач. Для Пастернака поэт – это «вечности заложник у времени в плену», то есть взгляд Юрия Живаго на исторические события – это взгляд с точки зрения вечности.
    Он может ошибаться, принять временное за вечное. В октябре семнадцатого года Юрий принимает революцию с энтузиазмом, называя ее «великолепной хирургией». Но после того как его ночью арестовывают красноармейцы, приняв за шпиона, а затем допрашивает военком Стрельников, Юрий говорит: «Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь». Юрий Живаго «выходит из игры», отказывается от медицины и о врачебной специальности умалчивает, не принимает сторону ни одного из враждующих лагерей, чтобы быть духовно независимым человеком, чтобы под давлением любых обстоятельств оставаться самим собой, «не отступиться от лица». Проведя в плену у партизан более года, Юрий прямо говорит командиру: «Когда я слышу о переделке жизни я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние жизнь сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий». Этим Юрий показывает, что сама жизнь должна решить исторический спор о том кто прав, а кто нет. 1) Б. Л.Пастернак написал роман «Доктор Живаго» в прозе, но он талантливый поэт и не мог не излить свою душу на страницах романа более близким сердцу способом – в стихах. Книга стихотворений Юрия Живаго, выделенная в отдельную главу, совершенно органична основному тексту романа. Она – его часть, а не стихотворная вставка. В этих стихах Юрий Живаго говорит о своем времени и о себе – это его духовная биография. Открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. В стихотворении «Гефсиманский сад» словами Иисуса Христа, обращенными к апостолу Петру: «Спор нельзя решить железом Вложи свой меч на место, человек», Юрий говорит, что установить истину, разрешить исторический спор с помощью оружия нельзя. Такие люди, как Б. Л.Пастернак, пример мужества для нас, опальный, гонимый, «непечатаемый», он остался человеком с большой буквы.
    Природа — это сфера, поглощающая пространство романа. Чтобы понять причины поведения Живаго в определенных ситуациях, нужно разобраться в значении для него природы и ее месте в произведении.
    Вся жизнь Живаго — инстинктивное стремление раствориться в природе, не сопротивляться ей, вернуться в детство, где «внешний мир обступал Юру со всех сторон, осязательный, непроходимый и бесспорный, как лес… Этот лес составляли все вещи на свете… Всей своей полузвериной верой Юра верил в Бога этого леса как лесничего». Даже христианство здесь неизбежно природно: то Иисус представляется «человеком-пастухом в стаде овец на заходе Солнца», то цветы провожают Живаго в мир иной, потому что «царство растений — ближайший сосед царству смерти. В зелени земли сосредоточены тайны превращения и загадки жизни».
    Отойдя от Бога, а тем самым и от природы, в пору своей молодости, Живаго во время гражданской войны, когда «кончились законы человеческой цивилизации» и давление разума ослабело, возвращался в природу через любовь к Ларе. В романе «природность» любви постоянно подчеркивается: «Они любили потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья». Да и сама Лара появляется в образе то лебедя, то рябины, а в конце концов становится ясно, что для Живаго Лара — воплощение самой природы: «Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу…» «Лара!» — закрыв глаза, полушептал или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озаренному пространству».
    Именно тем, что Лара для Живаго олицетворяла всю природу, можно объяснить его инстинктивное к ней стремление. Он должен был в ней раствориться, как тогда в лесу, когда он прилег на лужайке и «пестрота солнечных пятен, усыпившая его, клетчатым узором покрыла его вытянувшееся на земле тело и сделала его необнаруженным, неотличимым в калейдоскопе лучей и листьев, точно он надел шапку-невидимку». Растворяясь в природе, человек уравнивается в правах с животными: они единоправные братья даже с насекомым: «Бабочка незаметно стушевалась на ней (на сосне), как бесследно терялся Юрий Андреевич для постороннего глаза под игравшей на нем сеткой солнечных лучей и теней».
    Возвращение в лес, к началу, когда все были равны, — единственный выход для Живаго как творческой личности, в противном случае он постоянно будет чувствовать ущербность своего существования. Он и Лара — единое целое, этого требует природа, этого требует его душа. Поля, «сиротеющие и проклятые без человека», вызывают у Живаго ощущение жарового бреда: он видит, как по ним «змеится насмешливая улыбка диавола»; в то время как в лесах, «красующихся, как выпущенные на свободу узники», обитает Бог, и на человека нисходит состояние просветления, выздоровления.
    Пастернак заставляет Живаго и нас, читателей, чувствовать не только внутренние проявления природы, но и внешние, некоторые из них становятся постоянными вестниками радости или несчастья. Они предвещают будущие события «потому, что герои находятся в системе природы, на них она распространяет свои законы, в ее власти и ведении их будущее и прошлое».

  2. Ironcrusher Ответить

    Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» стал международным событием. По распространенности и мировому эху он опередил многие бестселлеры.
    В произведение вошли стихи, написанные Пастернаком во время работы над ним. Не все они создавались специально для романа, но все имели с ним внутреннюю связь. Стихотворение «Гамлет», например, соотносится с духовным обликом главного героя, который отважился утверждать свое право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи.
    Стихи являются свидетельством Юрия Живаго о его времени. В романе они выделены в отдельную часть. Эта часть – цельная книга, имеющая собственную, строго продуманную композицию. Она открывается стихотворением о Гамлете, который символизирует раздумья над характером собственной эпохи.
    В роман включены стихотворения, имевшие автобиографическую основу. Так, например, стихотворения «Объяснение», «Осень», «Свидание» были посвящены Анне Ивинской. Стихотворение «Свидание» напоминало о минувших встречах. Ивинская вспоминала, что прочитала его уже в ссылке. В то же время эти стихотворения передавали характер отношений Юрия Живаго и Лары: Ивинская служила одним из прототипов героини.
    Важное место в романе занимает образ горящей свечи, который композиционно организует текст. Именно со стихотворения о свече Юрий Живаго начинается как поэт. Образ свечи возникает в первой книге, в третьей части романа – «Елка у Свентинских». Образ свечи, возникший в сознании героя, актуализирует духовные истины, о которых идет речь в романе.
    «Зимняя ночь» – название одного из первых стихотворений Пастернака (1913, перераб. 1928), в котором началось исследование темы, ставшей одной из основных в творчестве поэта. Любовь представляется лирическому герою как «удар – исток всего», сотворение духовного мира, центральное событие в жизни, подобное «крещению», свет, что «и во тьме светит», без которого день превращается в бесконечную «зимнюю ночь»:
    Не поправить дня усильями светилен,
    Не поднять теням крещенских покрывал.
    На земле зима, и дым огней бессилен…
    В одноименном стихотворении, написанном через тридцать три года, образы света, мглы, крещенья включены в контекст конкретной ситуации. «Свеча горела на столе» в комнате влюбленных, озаряя картину их встречи:
    На озаренный потолок
    Ложились тени,
    Скрещенья рук, скрещенья ног,
    Судьбы скрещенья.
    И падали два башмачка
    Со стуком на пол,
    И воск слезами с ночника
    На платье капал…
    Этот же образ у Пастернака становится центром мироздания. Пламя, поначалу теряющееся в метели («Мело, мело… // Во все пределы»), постепенно притягивает к себе все сущее на земле и на небе.
    Каждое образное уточнение ознаменовано рефреном, заканчивающим первую, третью, шестую и восьмую строфы. Стихотворение написано вольным ямбом.
    Как летом «мошкapa», зимой «на пламя» слетаются хлопья снега, к нему свои «стрелы» направляет вьюга. В комнате, освещенной «ночником», происходит главное в судьбе героя. Все вокруг исполнено светом любви, ее озарения «скрещиваются» со «слезами» свечи, теряясь в «белой» «снежной мгле». В этом водовороте образов рождается необычная метафора, в основе которой ассоциативный «жар соблазна» «окрещен», над героями простерты «два крыла» ангела.
    Образы приобретают ощутимость благодаря множеству конкретных деталей: хлопья снега летят «к оконной раме» «со двора», на «стекле» возникают снежные узоры – «кружки и стрелы», «два башмачка» падают «со стуком на пол», «воск» капает «на платье», «на свечку» дует «из угла».
    Благодаря реальному наполнению образов, меняется смысл названия. «Зимняя ночь» – это мгновения счастья. Любовь озаряет их внутренним светом, проникающим «во все пределы». В любви «скрещивается» плотское и духовное, временное («месяц в феврале») и вечное, человеческое и ангельское. Даже в одной изображенной в стихотворении «зимней ночи» виден глубинный смысл земной любви как высшего проявления жизни.
    Стихотворение «Гамлет» можно считать ключевым для романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Недаром им открывается семнадцатая, стихотворная глава этого произведения. Ключевым в том смысле, что понимание того, как построено стихотворение, возможно, даст читателю ключ к пониманию всего романа.
    Само название стихотворения, как и заданная в нем ситуация неизбежности предначертанного герою пути и попытка эту неизбежность осмыслить, говорит о том, что это – внутренний монолог Гамлета, датского принца, главного героя трагедии У. Шекспира «Гамлет». Стихотворение представляет собою монолог актера, играющего роль Гамлета.
    Обращение к шекспировскому образу заставляет вспомнить формулу великого драматурга: «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры». В таком случае ситуация Гамлета осмысляется как типовая ситуация каждого человека в этой жизни вообще. А обращение «Я люблю твой замысел упрямый» относится не только к режиссеру драмы, но и к Создателю этого мира, в котором каждый достойно должен пройти предначертанный ему свыше путь («дверной косяк» – символ начала жизненного пути). Тем самым жизни человека даже в самых немыслимых обстоятельствах возвращается истинный смысл: быть достойным своей роли, своему предназначению в этом мире.
    Стихотворение написано Юрием Живаго – центральным героем романа, и было переписано и доработано им за несколько дней до смерти. Тем самым проблематика стихотворения включается в идейную структуру «Доктора Живаго». Она позволяет осмыслить жизненный путь героя в соотнесении с путями Гамлета, художника-актера, который, по своему положению, должен до конца довести свою роль в драме жизни, и, наконец, Христа, сказавшего миру новое Слово о жизни и своей жизнью подтвердившего его правоту.
    Но если вспомнить, что в действительности стихотворение принадлежит перу Б. Пастернака, то тем самым прояснится особенность биографизма романа. То, каким образом, при почти полном отсутствии внешних совпадений, соотносятся жизненные пути автора романа и его главного героя.
    Своеобразие и стихотворения, и романа в том, что Пастернак не прямо переносит обстоятельства двухтысячелетней давности в современность. Эти обстоятельства как бы просвечивают сквозь покров времени, не подменяют друг друга, а сливаются в нерасторжимое целое. Тем самым преодолевается само время: случившееся века назад происходит здесь и сейчас, и уже никогда не пройдет, будет вечно.
    Беру!

  3. NosyWolfe Ответить

    Вчитываюсь в стихотворения Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго» и не перестаю восхищаться ими. Удивительно, что, живя в эпоху сильных социальных изменений, которые подчас были слишком жестокими и несправедливыми, герой романа сохраняет свою душу. На мой взгляд, как личность, Юрий Живаго больше всего раскрывается в своем творчестве, в своих стихотворениях.
    Важно заметить, что герой, как человек нравственно и морально богатый, в своих произведениях затрагивает самые различные темы. Но все они, на мой взгляд, самым особым образом соединяются в понятии «жизнь». И она, жизнь, после прочтения стихотворений Живаго, начинает восприниматься как удивительное счастье, как божий дар.
    Стихотворный цикл в романе открывается одним из самых известных стихотворений — «Гамлет». Я думаю, что это стихотворение носит глубокий философский смысл. В нем проявляется сознание неотвратимости крестного пути как залога бессмертия:
    Гул затих. Я вышел на подмостки.
    Прислонясь к дверному косяку,
    Я ловлю в далеком отголоске,
    Что случится на моем веку.
    Лирический герой чувствует всю сложность своего существования и считает, что многое в его жизни неизбежно, предопределено:
    Но продуман распорядок действий,
    И не отвратим конец пути.
    Я один, все тонет в фарисействе.
    Жизнь прожить — не поле перейти.
    Таким образом, данное стихотворение открывает цикл не только как яркая форма, которая требует особого внимания. «Гамлет» становится, по моему мнению, ключевым произведением цикла, которое раскрывает душевные порывы лирического героя и настраивает читателя на определенную волну настроения.
    В композиционном плане все стихотворения цикла располагаются в определенном порядке, в зависимости от содержания. Вообще, цикл напоминает некий календарь, который начинает свой отсчет с весны, марта месяца:
    Солнце греет до седьмого пота,
    И бушует, одурев, овраг.
    Как у дюжей божницы работа,
    Дело у весны кипит в руках.
    Создавая стихотворения от имени своего героя, Пастернак обрел новую свободу и глубину лирического самовыражения. Эти произведения лишены биографической узости, которая была свойственна ранней поэзии Пастернака. Поэт считал, что Юрий Живаго «должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Все это, конечно же, позволило во многом расширить круг тем.
    Это, в первую очередь, относится к стихотворениям евангельского цикла, которые написаны с точки зрения прямого свидетеля событий священной истории. Таковыми являются стихотворения, объединенные названием «Магдалина». В первом из них рассказывается о падшей женщине, которая только начинает понимать свою греховность:
    Чуть ночь, мой демон тут как тут,
    За прошлое моя расплата.
    Придут и сердце мне сосут
    Воспоминания разврата…
    Во втором стихотворении Магдалина выступает как провидица, которая знает будущее Иисуса:
    Брошусь на землю у ног распятья,
    Обомру и закушу уста.
    Слишком многим руки для объятья
    Ты раскинешь по концам креста.
    Читая строки этого стихотворения, становишься невольным свидетелем этих событий: слишком реальна и жива созданная Юрием Живаго картина.
    Также в стихотворном цикле Живаго затрагивается тема любви. Любовь для лирического героя — самое сильное и противоречивое чувство. Вчитываясь в строки стихотворений, чувствуешь какое-то непонятное и необъяснимое счастье:
    Как будто бы железом,
    Обмокнутым в сурьму,
    Тебя вели нарезом
    По сердцу моему.
    Совершенно другое по эмоциональному состоянию стихотворение «Разлука», в котором лирический герой повествует об уходе любимой женщины:
    С порога смотрит человек,
    Не узнавая дома.
    Ее отъезд был как побег.
    Везде следы разгрома.
    «Ее отъезд» разрушил все мечты героя. Именно оттого «следы разгрома» не только в мире окружающем, но и в душе лирического героя. И мы убеждаемся, что внутреннее страдание намного тяжелее:
    И вот теперь отъезд,
    Насильственный, быть может!
    Разлука нас обоих съест,
    Тоска с костями сгложет.
    Таким образом, в стихотворениях Юрия Живаго нельзя выделить какую-нибудь доминирующую тему. Лирического героя интересует и волнует все, что является главными составляющими жизни любого человека.

  4. Grazan Ответить

    Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» стал международным событием. По распространенности и мировому эху он опередил многие бестселлеры.
    В произведение вошли стихи, написанные Пастернаком во время работы над ним. Не все они создавались специально для романа, но все имели с ним внутреннюю связь. Стихотворение «Гамлет», например, соотносится с духовным обликом главного героя, который отважился утверждать свое право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи.
    Стихи являются свидетельством Юрия Живаго о его времени. В романе они выделены в отдельную часть. Эта часть — цельная книга, имеющая собственную, строго продуманную композицию. Она открывается стихотворением о Гамлете, который символизирует раздумья над характером собственной эпохи.
    В роман включены стихотворения, имевшие автобиографическую основу. Так, например, стихотворения «Объяснение», «Осень», «Свидание» были посвящены Анне Ивинской. Стихотворение «Свидание» напоминало о минувших встречах. Ивинская вспоминала, что прочитала его уже в ссылке. В то же время эти стихотворения передавали характер отношений Юрия Живаго и Лары: Ивинская служила одним из прототипов героини.
    Важное место в романе занимает образ горящей свечи, который композиционно организует текст. Именно со стихотворения о свече Юрий Живаго начинается как поэт. Образ свечи возникает в первой книге, в третьей части романа — «Елка у Свентинских». Образ свечи, возникший в сознании героя, актуализирует духовные истины, о которых идет речь в романе.
    «Зимняя ночь» — название одного из первых стихотворений Пастернака (1913, перераб. 1928), в котором началось исследование темы, ставшей одной из основных в творчестве поэта. Любовь представляется лирическому герою как «удар — исток всего», сотворение духовного мира, центральное событие в жизни, подобное «крещению», свет, что «и во тьме светит», без которого день превращается в бесконечную «зимнюю ночь»:
    Не поправить дня усильями светилен,
    Не поднять теням крещенских покрывал.
    На земле зима, и дым огней бессилен…
    В одноименном стихотворении, написанном через тридцать три года, образы света, мглы, крещенья включены в контекст конкретной ситуации. «Свеча горела на столе» в комнате влюбленных, озаряя картину их встречи:
    На озаренный потолок
    Ложились тени,
    Скрещенья рук, скрещенья ног,
    Судьбы скрещенья.
    И падали два башмачка
    Со стуком на пол,
    И воск слезами с ночника
    На платье капал…
    Этот же образ у Пастернака становится центром мироздания. Пламя, поначалу теряющееся в метели («Мело, мело… // Во все пределы»), постепенно притягивает к себе все сущее на земле и на небе.
    Каждое образное уточнение ознаменовано рефреном, заканчивающим первую, третью, шестую и восьмую строфы. Стихотворение написано вольным ямбом.
    Как летом «мошкapa», зимой «на пламя» слетаются хлопья снега, к нему свои «стрелы» направляет вьюга. В комнате, освещенной «ночником», происходит главное в судьбе героя. Все вокруг исполнено светом любви, ее озарения «скрещиваются» со «слезами» свечи, теряясь в «белой» «снежной мгле». В этом водовороте образов рождается необычная метафора, в основе которой ассоциативный «жар соблазна» «окрещен», над героями простерты «два крыла» ангела.
    Образы приобретают ощутимость благодаря множеству конкретных деталей: хлопья снега летят «к оконной раме» «со двора», на «стекле» возникают снежные узоры — «кружки и стрелы», «два башмачка» падают «со стуком на пол», «воск» капает «на платье», «на свечку» дует «из угла».
    Благодаря реальному наполнению образов, меняется смысл названия. «Зимняя ночь» — это мгновения счастья. Любовь озаряет их внутренним светом, проникающим «во все пределы». В любви «скрещивается» плотское и духовное, временное («месяц в феврале») и вечное, человеческое и ангельское. Даже в одной изображенной в стихотворении «зимней ночи» виден глубинный смысл земной любви как высшего проявления жизни.
    Стихотворение «Гамлет» можно считать ключевым для романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Недаром им открывается семнадцатая, стихотворная глава этого произведения. Ключевым в том смысле, что понимание того, как построено стихотворение, возможно, даст читателю ключ к пониманию всего романа.
    Само название стихотворения, как и заданная в нем ситуация неизбежности предначертанного герою пути и попытка эту неизбежность осмыслить, говорит о том, что это — внутренний монолог Гамлета, датского принца, главного героя трагедии У. Шекспира «Гамлет». Стихотворение представляет собою монолог актера, играющего роль Гамлета.
    Обращение к шекспировскому образу заставляет вспомнить формулу великого драматурга: «Весь мир — театр, и люди в нем — актеры». В таком случае ситуация Гамлета осмысляется как типовая ситуация каждого человека в этой жизни вообще. А обращение «Я люблю твой замысел упрямый» относится не только к режиссеру драмы, но и к Создателю этого мира, в котором каждый достойно должен пройти предначертанный ему свыше путь («дверной косяк» — символ начала жизненного пути). Тем самым жизни человека даже в самых немыслимых обстоятельствах возвращается истинный смысл: быть достойным своей роли, своему предназначению в этом мире.
    Стихотворение написано Юрием Живаго — центральным героем романа, и было переписано и доработано им за несколько дней до смерти. Тем самым проблематика стихотворения включается в идейную структуру «Доктора Живаго». Она позволяет осмыслить жизненный путь героя в соотнесении с путями Гамлета, художника-актера, который, по своему положению, должен до конца довести свою роль в драме жизни, и, наконец, Христа, сказавшего миру новое Слово о жизни и своей жизнью подтвердившего его правоту.
    Но если вспомнить, что в действительности стихотворение принадлежит перу Б. Пастернака, то тем самым прояснится особенность биографизма романа. То, каким образом, при почти полном отсутствии внешних совпадений, соотносятся жизненные пути автора романа и его главного героя.
    Своеобразие и стихотворения, и романа в том, что Пастернак не прямо переносит обстоятельства двухтысячелетней давности в современность. Эти обстоятельства как бы просвечивают сквозь покров времени, не подменяют друг друга, а сливаются в нерасторжимое целое. Тем самым преодолевается само время: случившееся века назад происходит здесь и сейчас, и уже никогда не пройдет, будет вечно.

  5. Suares Ответить

    Вчитываюсь в стихотворения Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго» и не перестаю восхищаться ими. Удивительно, что, живя в эпоху сильных социальных изменений, которые подчас были слишком жестокими и несправедливыми, герой романа сохраняет свою душу. На мой взгляд, как личность, Юрий Живаго больше всего раскрывается в своем творчестве, в своих стихотворениях.
    Важно заметить, что герой, как человек нравственно и морально богатый, в своих произведениях затрагивает самые различные темы. Но все они, на мой взгляд, самым особым образом соединяются в понятии «жизнь». И она, жизнь, после прочтения стихотворений Живаго, начинает восприниматься как удивительное счастье, как божий дар.
    Стихотворный цикл в романе открывается одним из самых известных стихотворений – «Гамлет». Я думаю, что это стихотворение носит глубокий философский смысл. В нем проявляется сознание неотвратимости крестного пути как залога бессмертия:
    Гул затих. Я вышел на подмостки.
    Прислонясь к дверному косяку,
    Я ловлю в далеком отголоске,
    Что случится на моем веку.
    Лирический герой чувствует всю сложность своего существования и считает, что многое в его жизни неизбежно, предопределено:
    Но продуман распорядок действий,
    И не отвратим конец пути.
    Я один, все тонет в фарисействе.
    Жизнь прожить – не поле перейти.
    Таким образом, данное стихотворение открывает цикл не только как яркая форма, которая требует особого внимания. «Гамлет» становится, по моему мнению, ключевым произведением цикла, которое раскрывает душевные порывы лирического героя и настраивает читателя на определенную волну настроения.
    В композиционном плане все стихотворения цикла располагаются в определенном порядке, в зависимости от содержания. Вообще, цикл напоминает некий календарь, который начинает свой отсчет с весны, марта месяца:
    Солнце греет до седьмого пота,
    И бушует, одурев, овраг.
    Как у дюжей божницы работа,
    Дело у весны кипит в руках.
    Создавая стихотворения от имени своего героя, Пастернак обрел новую свободу и глубину лирического самовыражения. Эти произведения лишены биографической узости, которая была свойственна ранней поэзии Пастернака. Поэт считал, что Юрий Живаго «должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Все это, конечно же, позволило во многом расширить круг тем.
    Это, в первую очередь, относится к стихотворениям евангельского цикла, которые написаны с точки зрения прямого свидетеля событий священной истории. Таковыми являются стихотворения, объединенные названием «Магдалина». В первом из них рассказывается о падшей женщине, которая только начинает понимать свою греховность:
    Чуть ночь, мой демон тут как тут,
    За прошлое моя расплата.
    Придут и сердце мне сосут
    Воспоминания разврата…
    Во втором стихотворении Магдалина выступает как провидица, которая знает будущее Иисуса:
    Брошусь на землю у ног распятья,
    Обомру и закушу уста.
    Слишком многим руки для объятья
    Ты раскинешь по концам креста.
    Читая строки этого стихотворения, становишься невольным свидетелем этих событий: слишком реальна и жива созданная Юрием Живаго картина.
    Также в стихотворном цикле Живаго затрагивается тема любви. Любовь для лирического героя – самое сильное и противоречивое чувство. Вчитываясь в строки стихотворений, чувствуешь какое-то непонятное и необъяснимое счастье:
    Как будто бы железом,
    Обмокнутым в сурьму,
    Тебя вели нарезом
    По сердцу моему.
    Совершенно другое по эмоциональному состоянию стихотворение «Разлука», в котором лирический герой повествует об уходе любимой женщины:
    С порога смотрит человек,
    Не узнавая дома.
    Ее отъезд был как побег.
    Везде следы разгрома.
    «Ее отъезд» разрушил все мечты героя. Именно оттого «следы разгрома» не только в мире окружающем, но и в душе лирического героя. И мы убеждаемся, что внутреннее страдание намного тяжелее:
    И вот теперь отъезд,
    Насильственный, быть может!
    Разлука нас обоих съест,
    Тоска с костями сгложет.
    Таким образом, в стихотворениях Юрия Живаго нельзя выделить какую-нибудь доминирующую тему. Лирического героя интересует и волнует все, что является главными составляющими жизни любого человека.

  6. Felomeena Ответить

    Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» стал международным событием. По распространенности и мировому эху он опередил многие бестселлеры.
    В произведение вошли стихи, написанные Пастернаком во время работы над ним. Не все они создавались специально для романа, но все имели с ним внутреннюю связь. Стихотворение «Гамлет», например, соотносится с духовным обликом главного героя, который отважился утверждать свое право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи.
    Стихи являются свидетельством Юрия Живаго о его времени. В романе они выделены в отдельную часть. Эта часть – цельная книга, имеющая собственную, строго продуманную композицию. Она открывается стихотворением о Гамлете, который символизирует раздумья над характером собственной эпохи.
    В роман включены стихотворения, имевшие автобиографическую основу. Так, например, стихотворения «Объяснение», «Осень», «Свидание» были посвящены Анне Ивинской. Стихотворение «Свидание» напоминало о минувших встречах. Ивинская вспоминала, что прочитала его уже в ссылке. В то же время эти стихотворения передавали характер отношений Юрия Живаго и Лары: Ивинская служила одним из прототипов героини.
    Важное место в романе занимает образ горящей свечи, который композиционно организует текст. Именно со стихотворения о свече Юрий Живаго начинается как поэт. Образ свечи возникает в первой книге, в третьей части романа – «Елка у Свентинских». Образ свечи, возникший в сознании героя, актуализирует духовные истины, о которых идет речь в романе.
    «Зимняя ночь» – название одного из первых стихотворений Пастернака (1913, перераб. 1928), в котором началось исследование темы, ставшей одной из основных в творчестве поэта. Любовь представляется лирическому герою как «удар – исток всего», сотворение духовного мира, центральное событие в жизни, подобное «крещению», свет, что «и во тьме светит», без которого день превращается в бесконечную «зимнюю ночь»:
    Не поправить дня усильями светилен,
    Не поднять теням крещенских покрывал.
    На земле зима, и дым огней бессилен…
    В одноименном стихотворении, написанном через тридцать три года, образы света, мглы, крещенья включены в контекст конкретной ситуации. «Свеча горела на столе» в комнате влюбленных, озаряя картину их встречи:
    На озаренный потолок
    Ложились тени,
    Скрещенья рук, скрещенья ног,
    Судьбы скрещенья.
    И падали два башмачка
    Со стуком на пол,
    И воск слезами с ночника
    На платье капал…
    Этот же образ у Пастернака становится центром мироздания. Пламя, поначалу теряющееся в метели («Мело, мело… // Во все пределы»), постепенно притягивает к себе все сущее на земле и на небе.
    Каждое образное уточнение ознаменовано рефреном, заканчивающим первую, третью, шестую и восьмую строфы. Стихотворение написано вольным ямбом.
    Как летом «мошкapa», зимой «на пламя» слетаются хлопья снега, к нему свои «стрелы» направляет вьюга. В комнате, освещенной «ночником», происходит главное в судьбе героя. Все вокруг исполнено светом любви, ее озарения «скрещиваются» со «слезами» свечи, теряясь в «белой» «снежной мгле». В этом водовороте образов рождается необычная метафора, в основе которой ассоциативный «жар соблазна» «окрещен», над героями простерты «два крыла» ангела.
    Образы приобретают ощутимость благодаря множеству конкретных деталей: хлопья снега летят «к оконной раме» «со двора», на «стекле» возникают снежные узоры – «кружки и стрелы», «два башмачка» падают «со стуком на пол», «воск» капает «на платье», «на свечку» дует «из угла».
    Благодаря реальному наполнению образов, меняется смысл названия. «Зимняя ночь» – это мгновения счастья. Любовь озаряет их внутренним светом, проникающим «во все пределы». В любви «скрещивается» плотское и духовное, временное («месяц в феврале») и вечное, человеческое и ангельское. Даже в одной изображенной в стихотворении «зимней ночи» виден глубинный смысл земной любви как высшего проявления жизни.
    Стихотворение «Гамлет» можно считать ключевым для романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Недаром им открывается семнадцатая, стихотворная глава этого произведения. Ключевым в том смысле, что понимание того, как построено стихотворение, возможно, даст читателю ключ к пониманию всего романа.
    Само название стихотворения, как и заданная в нем ситуация неизбежности предначертанного герою пути и попытка эту неизбежность осмыслить, говорит о том, что это – внутренний монолог Гамлета, датского принца, главного героя трагедии У. Шекспира «Гамлет». Стихотворение представляет собою монолог актера, играющего роль Гамлета.
    Обращение к шекспировскому образу заставляет вспомнить формулу великого драматурга: «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры». В таком случае ситуация Гамлета осмысляется как типовая ситуация каждого человека в этой жизни вообще. А обращение «Я люблю твой замысел упрямый» относится не только к режиссеру драмы, но и к Создателю этого мира, в котором каждый достойно должен пройти предначертанный ему свыше путь («дверной косяк» – символ начала жизненного пути). Тем самым жизни человека даже в самых немыслимых обстоятельствах возвращается истинный смысл: быть достойным своей роли, своему предназначению в этом мире.
    Стихотворение написано Юрием Живаго – центральным героем романа, и было переписано и доработано им за несколько дней до смерти. Тем самым проблематика стихотворения включается в идейную структуру «Доктора Живаго». Она позволяет осмыслить жизненный путь героя в соотнесении с путями Гамлета, художника-актера, который, по своему положению, должен до конца довести свою роль в драме жизни, и, наконец, Христа, сказавшего миру новое Слово о жизни и своей жизнью подтвердившего его правоту.
    Но если вспомнить, что в действительности стихотворение принадлежит перу Б. Пастернака, то тем самым прояснится особенность биографизма романа. То, каким образом, при почти полном отсутствии внешних совпадений, соотносятся жизненные пути автора романа и его главного героя.
    Своеобразие и стихотворения, и романа в том, что Пастернак не прямо переносит обстоятельства двухтысячелетней давности в современность. Эти обстоятельства как бы просвечивают сквозь покров времени, не подменяют друг друга, а сливаются в нерасторжимое целое. Тем самым преодолевается само время: случившееся века назад происходит здесь и сейчас, и уже никогда не пройдет, будет вечно.

  7. Munizan Ответить

    Стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака, написанные от лица главного героя доктора Юрия Андреевича Живаго включены отдельной главой в роман о трагической судьбе русского интеллигента в эпоху ломки старого мира и становления тоталитарного государства.
    «Огромное тело прозы, как разросшийся сиреневый куст, несёт на себе махровые гроздья стихотворений, венчающих его. И как целью куста являются кисти, а смыслом яблони — яблоки, так целью романа являются стихи, которые из него произрастают», — так современный поэт Андрей Вознесенский метафорически определил органическую связь стихов и прозы в романе. Роман «Доктор Живаго» охватывает события от Первой мировой войны, через две революции, до окончания Второй мировой войны. Главный герой романа доктор Живаго умер в 1929 году, его сердце не выдержало того насилия, которому подвергалась незащищенная душа поэта. Автор романа, Борис Пастернак, преждевременно ушедший из жизни в 1960 году, «выполнил свой долг», завещанный от Бога, написав роман — исповедь, сказав всю правду о времени и о себе:
    … Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории. Атмосфера, вещи — мое христианство…
    Сказать правду в стране безбожия, насилия и лжи — это значит сознательно обречь себя на гонения и поношения. Решаясь на этот духовный подвиг, Пастернак начинает цикл стихотворением «Гамлет», по-своему трактуя шекспировский образ: «Гамлет отказывается от себя, чтобы творить волю пославшего его… «Гамлет» драма высокого жребия, заповеданного подвига, вверенного предназначения». Отождествляя себя с Гамлетом, поэт пишет:
    Гул затих. Я вышел на подмостки,
    Прислонясь к дверному косяку,
    Я ловлю в далеком отголоске,
    Что случится на моем веку.
    На меня наставлен сумрак ночи
    Тысячью биноклей на оси.
    Если только можно, Авва Отче,
    Чашу эту мимо пронеси
    Но продуман распорядок действий,
    И неотвратим конец пути.
    Я один, все тонет в фарисействе.
    Жизнь прожить — не поле перейти.
    Цикл, состоящий из 25 стихотворений Юрия Живаго, органически связан с содержанием романа. В нем можно найти событие, которое обостренно переживается необычайно впечатлительной душой художника, вызывая тот «священный огонь», который именуется творческим вдохновением. Так, волшебная красота рождественской ночи стала поводом к созданию двух стихотворений: «Рождественская звезда» и «Зимняя ночь»: «…Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда…герой — пишет Пастернак, — должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Все четыре поэта — люди трагической судьбы, как и доктор Живаго. Однако не о смерти, а о жизни и роман, и стихи. Само имя «Живаго» восходит к выражению из церковно-славянского текста Евангелия: «Сын Бога Живаго». Косвенный падеж был Пастернаком заменен именительным и превратился в фамилию московского интеллигента, в символ вечно возрождающейся жизни, вопреки смерти. Стихи («дуиЖ в заветной лире» ) — залог бессмертия поэта доктора Живаго.
    Существовал еще один черновой вариант названия романа — «Смерти не будет». Темой бессмертия жизни, идущей путем страданий, связаны все стихотворения на евангельские сюжеты: «На Страстной», «Рождественская звезда», «Чудо», «Дурные дни», «Магдалина» (два стихотворения), «Гефсиманский сад». В них отражен и духовно пережит весь семидневный цикл Страстной недели, завершающейся Пасхой, то есть Воскресением Христовым.
    Стихотворение «Рождественская звезда» так же, как и стихотворение «Свеча горела», родилось из ощущения чуда, которое совершается в рождественскую ночь: «Светящиеся изнутри и заиндевелые окна домов походили на драгоценные ларцы из дымчатого слоистого топаза. Внутри их теплилась святочная жизнь Москвы, горели елки». В то же время мысли Юрия Живаго заняты размышлениями о Блоке, которым тогда увлекались все и статью о котором он должен был написать. «Я вдруг подумал, что Блок — это явление Рождества во всех областях русской жизни… Он подумал, что никакой статьи о Блоке не надо, а просто надо написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом». Такими неисповедимыми путями приходит вдохновение. Так совершается чудо появления стихотворения, в котором рождение божественного младенца знаменовало собой новую эру в жизни человечества — «и с этой минуты народы и боги прекратились и начался человек, человек-плотник, человек-пахарь, человек-пастух в стаде овец на заходе солнца, человек, ни капельки не звучащий гордо, человек, благодарно разнесенный по всем колыбельным песням «матерей и по всем картинным галереям мира»:
    Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
    Как месяца луч в углубленье дупла.
    Ему заменяли овчинную шубу
    Ослиные губы и ноздри вола
    Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
    Шептались, едва подбирая слова.
    Вдруг кто-то в потемках, немного налево
    От яслей рукой отодвинул волхва,
    И тот оглянулся: с порога на деву,
    Как гостья, смотрела звезда Рождества.
    Последнее стихотворение цикла — «Гефсиманский сад». Здесь Христос после Тайной Вечери перенес томительную душевную муку, предчувствуя предательство Иуды, свои страдания и смерть. Так же, как и в стихотворении «Гамлет», он молит Отца спасти его, пронести чашу смерти мимо («Чтоб эта чаша смерти миновала, В поту кровавом он молил Отца»). Сюда же поэт включает и поцелуй Иуды. Петр пытается защитить Учителя от «толпы рабов», «скопища бродяг», «головорезов», окруживших Христа.
    Петр дал отпор головорезам
    И ухо одному из них отсек.
    Но слышит: «Спор нельзя решить железом.
    Вложи свой меч на место, человек.»
    К этому выводу пришел на своем опыте невольного участия в борьбе партизанского отряда истинно верующий доктор Живаго. Об этом же говорит и автор романа: «…Человека столетиями поднимала не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины».
    Так поэт понимал Христа. Добровольно жертвует собой не только Сын, но и Бог Отец жертвует своим Сыном ради утверждения бессмертной истины, которая живет в веках:
    Я в гроб сойду и в третий день восстану,
    И, как сплавляют по реке плоты,
    Ко мне на суд, как баржи каравана,
    Столетья поплывут из темноты.
    Пятистопный ямб, звучащий мерно, торжественно и убедительно, утверждает святость и непреложность бессмертной истины.

  8. Betty_Boops Ответить

    С героем трагедии Шекспира лирического героя одноименного стихотворения Б. Пастернака сближает одно и то же стремление сделать свой жизненный выбор «в смертельной схватке с целым миром бед». Он, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение. Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.
    Юрий Живаго отождествляет себя с Гамлетом. За образом актера-поэта стоит сам автор романа. Пастернак указывает на тесную связь между образами Христа и Гамлета. Пробуждение духовности ассоциируется в «Гамлете» в первую очередь с христианскими мотивами. Стихотворение Юрия Живаго «Гамлет» соотносится с ситуацией Гамлета, произносящего монолог «Быть или не быть». Стихотворение соотносится с ситуацией самого Живаго, описанной в романе, а также ? с определенным историческим контекстом и ситуацией автора романа, принадлежавшего к тем поэтам, которые избрали путь страдания и самопожертвования. Их жизненная драма, судьба Юрия Живаго, трагедия Гамлета представляют собой ряд повторений Страстей Господних.
    Мысль о жертвенности поэта лежит в основе романа, она определяет поэзию Живаго и одновременно составляет основу мировоззрения самого Пастернака, убежденного в том, что добровольное страдание и самопожертвование ? цель земного существования человека. Подобно Христу, Гамлет исполняет волю отца. Оба жертвуют жизнью ради других. Герой стихотворения должен быть готов пожертвовать собой, чтобы другие продолжали жить, черпая силы в его поэзии и подвиге, чтобы его жизнь продолжилась в них. Мотив самоотречения присутствует в предпоследней строфе стихотворения «Свадьба»: Жизнь ведь тоже только миг, // Только растворенье // Нас самих во всех других // Как бы им в даренье. [Пастернак, 2010, с. 306]. По существу, тот же мотив звучит в монологе молодого Живаго о воскресении и бессмертии как продолжении жизни в других.
    Образ свечи имеет в христианской символике особое значение, а символика «чаши» уже максимально соответствует евангельской символике. В. Борисов и Е. Пастернак приходят к выводу, что смысл символического образа зажжённой свечи «раскрывается в евангельской притче о свече – свете истины, который надо не скрывать, а смело нести людям». [Борисов, Пастернак, 1998, с. 205].
    Лейтмотивом романа стало стихотворение «Зимняя ночь». Горящая свеча, впервые появившаяся в романе во время любовного объяснения Ларисы с Антиповым, воплотившаяся для Юрия в образе любимой женщины, становится в стихотворении знаком непобедимости жизни. Два образа – метели и свечи – проходят лейтмотивом через роман, соединяясь в стихах «Зимняя ночь»: Мело, мело по всей земле, // Во все пределы. // Свеча горела на столе, // Свеча горела. В метелях Истории свет свечи притягивает блуждающую душу, позволяет противостоять одиночеству, соединяет Любовью [Пастернак, 2010, с. 311].
    В стихотворении «Рассвет» отчетливо виден религиозный характер этого мотива. Поэт говорит о возвращении к вере как о событии, пробудившем его к новой жизни, преобразовавшем действительность. Его взаимоотношения с миром стали другими: Я чувствую за них за всех, // Как будто побывал в их шкуре… // … Со мною люди без имен, // Деревья, дети, домоседы. // Я ими всеми побежден, // И только в том моя победа [Пастернак, 2010, с. 317].
    Искупительное страдание ? главная тема поэзии Юрия Живаго. Наиболее ярко она отражена в последнем стихотворении цикла Страстей, которое строится на словесной игре, на взаимодействии различных текстов: авторском, евангельском и литургическом, представляющем смерть и воскресение Сына Божьего.
    В романе мотивы жизни и смерти образуют силовое поле, в котором проявляются все действующие лица произведения. Образ Юрия Живаго, несущего живое духовное начало, соотносится с образом Павла Стрельникова. Различие между смертью и воскресением не носит в стихах метафизического характера. В стихотворении «На Страстной» описан обряд, символизирующий погребение Христа. Расстояние от Смерти до Воскресения кажется бесконечным: Еще кругом ночная мгла. // Такая рань на свете, // Что площадь вечностью легла // От перекрестка до угла, // И до рассвета и тепла // Еще тысячелетье. Но эта бесконечность будет преодолена во время ночной Пасхальной литургии: Но в полночь смолкнут тварь и плоть, // Заслышав слух весенний, // Что только-только распогодь, // Смерть можно будет побороть [Пастернак, 2010, с. 300]. Стихотворение «На Страстной» переводит мысль в философский план борьбы жизни и смерти.
    Собственно Страстной цикл начинается стихотворением «Чудо», в основу его положен евангельский сюжет о бесплодной смоковнице, проклятой Христом, ? событие, которое поминается в первый день Страстной недели.
    В следующем стихотворении «Земля» прощание поэта с друзьями ассоциируется с евангельской Тайной вечерей: Для этого весною ранней // Со мною сходятся друзья, // И наши вечера ? прощанья, // Пирушки наши ? завещанья, // Чтоб тайная струя страданья // Согрела холод бытия [Пастернак, 2010, с. 300].
    Далее следуют «Дурные дни» ? стихотворение, охватывающее первые четыре дня Страстной недели: в первый день Иисус въехал в Иерусалим, на четвертый ? предстал перед первосвященниками. Два предпоследних стихотворения посвящены Марии Магдалине ? согласно традиции она отождествляется с грешницей, которая омыла ноги Христа и осушила их своими волосами.
    Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое так и называется – «Гефсиманский сад». Слова молитвы Гамлета «Если только можно, Авва Отче, // Чашу эту мимо пронеси», произнесенные Христом в Гефсиманском саду, соединяют первое («Гамлет») и последнее («Гефсиманский сад» – стихотворения. В «Гефсиманском саду» звучат слова Христа, обращенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он говорит, что «спор нельзя решать железом», и потому Иисус приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек» [Пастернак, 2010, с. 300]. Это оценка Юрием Живаго происходящих событий.
    Поэт скорбит вместе с Христом в преддверии распятия и смерти. Однако страх смерти преодолевается верой в вечную жизнь. Стихотворение написано с мыслью о том, что ход истории совершается по заранее предначертанному плану. В последних строфах голос поэта сливается с голосом Христа: Ты видишь, ход веков подобен притче // И может загореться на ходу. // Во имя страшного ее величья // Я в добровольных муках в гроб сойду. // Я в гроб сойду и в третий день восстану, // И, как сплавляют по реке плоты, // Ко мне на суд, как баржи каравана, // Столетья поплывут из темноты [Пастернак, 2010, с. 322].
    Последнее стихотворение подхватывает тему первого и переносит ее в космический план. Оба стихотворения являются вариациями одной и той же темы ? самопожертвование как исполнение божественной космической воли. Если говорить об изменениях в мировоззрении самого Живаго, о его духовной эволюции, то «Гефсиманский сад», как и остальные стихотворения, объединенные образом Христа и образующие так называемый «евангельский цикл» («Рождественская звезда», «Чудо», «Дурные дни», «Магдалина (I)» и «Магдалина (II)»), – свидетельство осознания героем своего земного предназначения, своей высшей жертвенной миссии.
    В романе свеча является символом творчества и жизни. Во время проезда Юрия с Тоней по Москве, по Камергерскому, он обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в окне, сквозь неё просвечивает огонь свечи, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало. «Свеча горела на столе…» [Пастернак, 2010, с. 52]. Свеча горит как бы изнутри – не наполняемой извне силой, а собой, своей сутью; и её жизнь и есть горение.
    В стихотворении «Сказка» обнаруживается несколько последовательно раскрывающихся содержательно-символических «пластов». В. Баевский отметил, что фабула, положенная в основу стихотворения (баллады), «в полном виде держится на трех определяющих мотивах: змей (дракон) приобретает власть над женщиной; воин побеждает змея (дракона); воин освобождает женщину». [Баевский, 1997]. Это – индивидуально-авторская трансформация сюжета, в основе которого лежит указанный выше архетипический мотив змееборчества, соотнесенный с отдельными эпизодами и сюжетными линиями романа и являющийся по отношению к ним как бы вторым – символическим – планом, позволяющим выявить их подлинный смысл.
    Таким образом, поэзия и проза в романе «Доктор Живаго» образуют живое, неразложимое диалектическое единство. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» – это лирическое резюме истории Сына Человеческого, дающее в отточенной форме канву жизни героя в непосредственной аналогии с историей Иисуса Христа. Здесь идут, проникая друг в друга, два мотива: мотив божественного счастья бытия и мотив мученической платы за это счастье.
    Открывается книга стихотворений темой страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. Центральным образом всего романа становится образ горящей свечи из «Зимней ночи», той свечи, с которой начался Юрий Живаго как поэт. Стихи – это поэтический конспект всех основных идей и мотивов романа.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *