Конспект урока по обществознанию что такое общество 10 класс?

10 ответов на вопрос “Конспект урока по обществознанию что такое общество 10 класс?”

  1. Thokelv Ответить

    Урок 1
    ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО.
    План урока.
    Понятие “общество”.
    Взаимосвязь общества и природы.
    Сферы общественной жизни и их взаимодействие.
    Общественные науки, их особенности.
    Общество в узком смысле:
    Круг людей объединенных общими целями, интересами, происхождением, уровнем жизни (акционерное общество, общество книголюбов, дворянское собрание, крестьянская община, высшее общество);
    Регион (российское общество, приморцы);
    По национальному признаку (русский народ, армянская диаспора);
    Отдельное конкретное общество, страна, государство;
    Исторический этап в развитии человечества
    (феодальное общество, капиталистическое общество);
    Человечество в целом .
    Общество в широком смысле:
    Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
    Прошлое, настоящее и будущее человечества.



    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    ОБЩЕСТВО
    Первоосновой взаимодействия людей является
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Совокупность индивидов, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    ЧЕЛОВЕК
    (ОБЩЕСТВО)
    Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды.
    Не только целесообразность, но и целепологание. Способность выходить за рамки опыта.
    ЖИВОТНЫЕ
    Приспособление к существующим природным условиям.
    Целесообразность поведения, направляемое инстинктом.
    Отличия деятельности человека от
    поведения других живых существ.
    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    Важным условием жизни человека является
    КОЛЛЕКТИВНОСТЬ!
    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    Общество – это коллектив коллективов (семья, трудовой коллектив, одноклассники, спортивная команда).
    Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например социальная группа, профессия, национальность, религиозная принадлежность, называется общностью

    Многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности, называются ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ!
    Общество – это определенный способ существования людей, обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей.
    Общество – это всегда совокупность людей
    Общество – это совокупность общественных отношений, складывающиеся между людьми
    Материальные отношения (производственная сила общества)
    Духовные отношения (возникают и проходят через сознание людей)
    Общество и природа.
    ОБЩЕСТВО
    Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира.
    В чем состоит обособление общества от природы?
    Общество и природа.
    ОБОСОБИТЬСЯ, – выделиться из общего, занять особое, изолированное положение.
    И.В. Мичурин: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача».
    ОБЩЕСТВО
    Сознание, воля.
    ПРИРОДА
    стихия
    Субъективные законы развития
    Создает культуру – вторую природу
    К чему привела такая установка сегодня?
    Общество и природа.
    ОБЩЕСТВО
    Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.
    ПРИРОДА
    Оказывает воздействие на развитие стран и народов
    Влияет на естественную среду обитания человека
    «+» или «-»
    Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом
    Материальная культура – здания, транспортные средства, предметы быта, приборы, оборудование и т.д.
    Духовная культура – знания, язык символы, ценности, правила и нормы поведения
    Экономическая
    сфера
    Социальная
    сфера
    Политическая
    сфера
    Духовная
    сфера
    Общество – это сложная динамическая система, которая состоит из нескольких подсистем (сфер) общественной жизни
    Связанная с отношениями между различными социальными общностями (классами, нациями)
    Связанная со специализированным духовным производством (искусство, наука, философия, мораль)
    Связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ
    Связанная с организацией общества и управления им, система институтов управления
    ? традиционное (доиндустриальное, аграрное)
    ? индустриальное
    ? постиндустриальное
    (информационное)
    Типология обществ
    Черты сравнения
    Традиционное
    Индустриальное
    Постиндустриальное
    Время возникнове-
    ния
    10 тыс. лет
    назад
    в результате аграрной революции
    XIXв.
    промышленная революция
    (Англия)
    70-80 гг. XXв.
    Основной фактор производства
    земля
    (главное богатство)
    капитал
    знания
    Основной продукт производства
    пища
    промышленная продукция
    услуги
    Основные черты производства
    ручной труд
    (соха, плуг)
    применение техники
    автоматизация производства, компьютеризация общества
    Характер труда
    индивидуальный труд
    стандартная
    деятельность
    творческое
    начало в труде
    Занятость
    населения
    основа – с/х
    (75%)
    основа –
    промышлен-ность (85%)
    основа –
    информация
    (70% – услуги)
    Основной вид
    экспорта
    сырье
    продукция
    производства
    услуги
    Социальная
    структура
    сословия,
    классы,
    замкнутость
    соц. структур
    классы,
    подвижность и открытость соц. структур
    дифференциация в зависи-мости от
    уровня образования и квалифика-ции
    Продолжи-
    тельность жизни
    40-50 лет
    70 лет
    более 70 лет
    Воздействие человека на
    природу
    локальное,
    неконтроли-руемое
    глобальное,
    неконтроли-
    руемое
    глобальное,
    контролируемое
    Взаимодей-
    ствие с другими странами
    несуществен-
    ное, закрытость
    стран
    тесное
    открытость
    общества
    Политическая
    жизнь
    монархия, власть выше закона, отсутствие политических свобод
    Парламен-
    таризм, многопартий-ность, провозглашение политич. свобод
    гражданское
    общество, политический плюрализм
    Духовная жизнь
    мало образован-ных людей, религиозные ценности
    вера в науку, массовая культура, подготовка специалистов
    особая роль науки, образования
    Общественные науки
    Обществознание – это школьная учебная дисциплина, под которой понимается некий синтез базовых знаний общественных наук.
    Науки, которые изучают общество и человека в нем
    Эстетика
    Политология
    Социология
    Юриспруденция (правоведение)
    Экономика (экономическая теория)
    Этика
    Культурология
    Этнология
    Общественные науки
    Археология – наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.
    Экономика – наука о хозяйственной деятельности общества.
    История – наука о прошлом человечества.
    Культурология – наука, изучающая культуру общества.
    Лингвистика – наука о языке.
    Политология – наука о политике, общества, о взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
    Психология – наука о развития и функционирования психики человека.
    Социология — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.
    Право – совокупность законов и правил поведения в обществе.
    Этнография – наука, изучающая быт, культуру народов и наций.
    Философия – наука о всеобщих законах развития общества.
    Этика – наука о морали.
    Эстетика – наука о прекрасном.

  2. Celфи_DeByшKa Ответить

    Что такое общество?
    Определений очень много:

    В узком смысле –

    Примеры:

    Функции общества
    производство материальных благ и услуг;
    распределение продуктов труда (деятельности);
    регламентация и управление деятельностью и поведением;
    воспроизводство и социализация человека;
    духовное производство и регулирование активности людей.
    Развитие взглядов на общество:
    Мифологическое мировоззрение.
    Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца).
    Теогония (происхождение богов).
    Антропогония (происхождение человека).
    Древнегреческие  философы:
    Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и определить лучшие формы государственного правления. Знание о политики определяли как знание о высшем благе человечества и государства.
    Эпоха  средневековья – влияние Христианства. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом.
    Возрождение (XIV – XVI века): возвращение к взглядам древних греков и римлян.
    XVII век: переворот во взглядах на общество (Гуго Гроций, обосновавший необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которого должна лежать идея справедливости).
    XVII – XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Попытались объяснить возникновение гос-ва и современных форм человеческого состояния.
    Локк –  общее равенство, свобода распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии нет механизмов в разрешении споров и наказании нарушителей. Гос-во возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым обосновал идею разделения властей.
    Руссо предложил подлинный общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником власти.
    С XVI века – утопический социализм, (Социализм – всеобщее равенство людей) его первый этап продлился по XVIII век (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей.
    В конце XVIII века начинается новый этап представителями которого были Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Они критиковали капитализм, пытаясь обосновать неизбежность наступления нового строя.
    Сен-Симон делил общество на две группы: 1) Паразиты (дворяне, рантье (кредиторы), военные); 2) Труженики (индустриалы); при этом в обществе он сохраняет право частной собственности.
    Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.
    Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился.
    В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое коммунистическое общество возможно создать только путем революции.
    До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.), селезские ткачи (1844 г.), чартистское движение (требовали всеобщего избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей интересы рабочих на политическом уровне. Программу и устав партии поручили написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической Партии, в котором обосновывали необходимость свержения капитализма и установление коммунизма. Учение в ХХ-ом веке было развито Лениным, защищавшим в марксизме учения о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции.
    Суть общества во взаимоотношении между людьми.

    В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:


    Адаптация общества к потребностям в потребительских товарах – связь природы и общества.
    Поддержка установленных эталонов  для жизни общества.
    Определение коллективных целей и мобилизация ресурсов для их исполнения.
    Установка и сохранение связей между элементами общества.
    Основные сферы общественной жизни
    Деятельность людей и отношения между ними
    Учреждения (организации)
    Экономическая
    Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения
    Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
    Социальная
    Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий
    Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.
    Политическая
    Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями
    Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.
    Духовная
    Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления
    Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.
    Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система.
    1.       Целостная  система взаимосвязей различных социальных структур и подсистем, имеющая сверхсложный и иерархический характер.
    3.         Самодостаточное, так как  способно своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
    4.        Динамичное, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
    5.      Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи, с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.
    6.         Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым.
    Типы обществ и их характеристика:
    Традиционное общество (от древних цивилизаций до XVII е.)
    Экономическая сфера общественной жизни:
    —        господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла;
    —        экстенсивная технология и ручные орудия труда;
    —        человек максимально приспосабливался к окружающей среде и подчинялся ритмам природы;
    —        господство общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности;
    —        распределение материальных благ зависит от положения человека в социальной иерархии.
    Социальная сфера общественной жизни:
    —        социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна;
    —        социальная мобильность отсутствует: на протяжении всей жизни человек остаётся в одной и той же социальной группе;
    —        основными социальными ячейками являются община и семья;
    —        поведение человека в обществе регулируется корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами;
    —        в общественном сознании социальная реальность, человеческая жизнь воспринимаются как осуществление божественного промысла.
    Политическая сфера общественной жизни:
    —        господство Церкви и армии;
    —       монархия, деспотия;
    —        человек полностью отчуждён от политики;
    —        власть не представляется человеку большей ценностью, чем право и закон;
    —        общество консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям;
    —        изменения в обществе происходят медленно и спонтанно, без сознательного вмешательства людей.
    Духовная сфера общественной жизни:
    —        индивидуальность, самостоятельность не поощряются;
    —        социальная группа диктует личности нормы поведения;
    —        человек не анализирует своё положение в мире, и не подвергает анализу явления окружающей действительности;
    —        количество образованных людей невелико; устная информация преобладает над письменной;
    —        превалирует духовная, а не экономическая сфера человеческого бытия;
    —       повышенная религиозность.
    Пример:
    Основные модели стран современного Востока:
    1) Японская (Южная Корея, Тайвань, Гонконг): западно-капиталистический путь развития. Характерно: – в экономике свободный конкурентный рынок;
    – государственное регулирование хозяйства;
    – гармоничное использование традиций и новаций.
    2) Индийская (Таиланд, Турция, Пакистан, Египет, группа нефтедобывающих государств):
    – западноевропейская экономика сочетается с глубоко не перестроенной своей традиционной внутренней структурой.
    – многопартийность.
    – демократические процедуры.
    – европейский тип судопроизводства.
    3) Африканские страны: отличаются отставанием и кризисами (большинство африканских стран, Афганистан, Лаос, Бирма).
    В экономике значительную роль играют западные структуры. Весомую роль занимает отсталая периферия. Скудность природных ресурсов. Неспособность к самообеспечению, низкий уровень жизни, характерно стремление к выживанию.
    Индустриальное общество (с XVII в. до конца XX в.)
    Экономическая сфера общественной жизни:
    —        экономической базой является промышленность, основанная на машинной технике;
    —        увеличение объёма основного капитала, снижение долговременных издержек на единицу продукции;
    —        повышение производительности труда в сельском хозяйстве, разрушение натуральной замкнутости;
    —        замена экстенсивного хозяйства интенсивным и простого воспроизводства расширенным;
    —        зарождение и развитие рыночной экономики;
    —        развитие научно-технического прогресса;
    —        человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет её себе;
    —        стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения;
    —        возрастает благосостояние населения;
    —       Образование монополий.
    —     Слияние промышленного и банковского капиталов, образование финансового капитала и финансовой олигархии.
    —       Преобладание вывозов капиталов над вывозом товаров.
    —      Территориальный раздел мира.
    —     Экономический раздел мира.
    Социальная сфера общественной жизни:
    —        значительная социальная мобильность;
    —        резкое сокращение удельного веса крестьянства в составе населения;
    —        развитие процесса урбанизации;
    —        появление новых классов: промышленного пролетариата и буржуазии, укрепление средних слоев;
    —        аристократия приходит в упадок.
    Политическая сфера общественной жизни:
    —        возрастание роли государства;
    —        постепенное появление демократического режима;
    —        господство права и закона;
    —        человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
    Духовная сфера общественной жизни:
    —        значительная трансформация системы ценностей;
    —        человек автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами;
    —        индивидуализм, рационализм личности;
    —        освобождение сознания от влияния религии;
    —       развитие массовой культуры;
    —        человек стремится к самосовершенствованию.
    Пример:
    Западноевропейская цивилизация – индустриальное общество.
    Для него характерны:
    1) Высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования.
    2) Влияние НТР на производство и управление.
    3) Радикальные изменения всей общественной структуры.
    Информационное, или постиндустриальное, общество (конец XX — начало XXI в.)
    Экономическая сфера общественной жизни:
    —        на первый план выдвигается сфера услуг;
    —        индивидуализация производства и потребления;
    —        увеличение удельного веса мелкосерийного производства;
    —        предпочтение отдаётся ресурсосберегающим, энергосберегающим и наукоёмким технологиям;
    —       компьютеризация;
    —        развитие информационных технологий.
    Социальная сфера общественной жизни:
    —        стирание классовых различий;
    —       профессиональная дифференциация в обществе зависит от уровня знаний;
    —        сближение размера доходов различных групп населения, ведущее к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса;
    —        увеличение роли каждого отдельного человека в обществе;
    —        зависимость повседневной жизни общества от имеющейся информации.
    Политическая сфера общественной жизни:
    —        усиление роли государственного прогнозирования;
    —       демократия консенсуса;
    —       политический плюрализм, сильное гражданское общество
    Духовная сфера общественной жизни:
    —        ведущие роли в обществе принадлежат науке, знаниям и информации;
    —       непрерывное образование.
    Пример:  США, Япония и т.д.
    Общество и природа
    Исторический период
    Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом –
    Античность
    Природа — совершенный космос, противоположный хаосу. Принцип — жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое
    Средневековье
    Природа — результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом — душой. Принцип — возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению — человеческому телу — как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа — результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога
    Возрождение
    Природа — источник радости, наслаждения. Принцип — единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека
    Новое время
    Природа — объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумньш человеком Принцип — господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой
    Современность
    Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа — уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип — партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы

    Основные институты общества
    Важнейшим компонентом общества как системы считают социальные институты.

    Появление социального института обусловлено:
    • потребностью общества;
    • наличием средств удовлетворения этой  потребности;
    • наличием необходимых материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов;
    • возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет  узаконить профессионально-правовую основу его деятельности.
    Социологи выделяют 5 таких потребностей:
    Воспроизводство рода;
    Безопасность и социальный порядок;
    Получение знаний;
    Социализация подрастающих поколений;
    Решение духовных проблем. Поиск смысла жизни.
    Выполнение потребностей  способствует созданию того или иного социального института.


    Признаки социального института

    Так как в ходе исторического прогресса у людей возникают новые потребности, то появляются новые виды деятельности и соответственно новые социальные институты.

    Предпосылки:
    1) возникновение  определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и  политических условий;
    2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и правил поведения;
    3)  освоение индивидами новых социальных норм и ценностей,  формирование на основе систем потребностей личности ценностных  ориентации и ожиданий.
    Известный социальный исследователь Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации.
    Это потребности:
    • в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);
    • в производстве продуктов и услуг;
    • в распределении благ (и привилегий);
    • в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;
    • в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);
    • в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).

    Социальные институты делятся на главные и вспомогательные (неглавные).

  3. sincerity lies Ответить

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
    Урок 1
    ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО.

    План урока.
    Понятие “общество”.
    Взаимосвязь общества и природы.
    Сферы общественной жизни и их взаимодействие.
    Общественные науки, их особенности.
    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения.
    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    Страна, государство, регион.
    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    Исторический этап в развитии человечества.



    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    Человечество в целом.

    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    Все эти понятия раскрывают узкие, частные смыслы понятия “общество”.
    Так что же такое «ОБЩЕСТВО»?




    Исторический этап в развитии человечества.
    Круг людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи .
    Страна государство, регион.
    Человечество в целом.
    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    ОБЩЕСТВО
    Первоосновой взаимодействия людей является
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Совокупность индивидов, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.


    Общество как совместная жизнедеятельность людей

    ЧЕЛОВЕК
    (ОБЩЕСТВО)
    Чем отличается деятельность людей от поведения других живых существ?
    ЖИВОТНЫЕ
    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    ЧЕЛОВЕК
    (ОБЩЕСТВО)
    Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды.
    Не только целесообразность, но и целепологание. Способность выходит за рамки опыта.
    ЖИВОТНЫЕ
    Приспособление к существующим природным условиям.
    Целесообразность поведения, направляемое инстинктом.
    Отличия деятельности человека от
    поведения других живых существ.


    Общество как совместная жизнедеятельность людей

    ЧЕЛОВЕК
    (ОБЩЕСТВО)
    Отличия деятельности человека от
    поведения других живых существ.
    ЖИВОТНЫЕ
    В 1010 году
    В 1010 году
    В 2010 году

    ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ
    Общество как совместная жизнедеятельность людей

    Жизнь человека обеспечивается взаимодействием с другими людьми.
    Ребенок становится человеком только в среде людей.
    Важным условием жизни человека является
    КОЛЛЕКТИВНОСТЬ!
    Кто из этих литературных героев полноценный человек?


    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    Общество – это коллектив коллективов (семья, трудовой коллектив, одноклассники, спортивная команда).
    Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например социальная группа, профессия, национальность, религиозная принадлежность, называется общностью


    Многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности, называются ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ!
    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    Можно ли назвать общественными отношениями?
    Общественные отношения имеют надличностный, надшдивидуалъный характер!
    «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».
    К. Маркс:
    Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл данного высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение (отношение к нему). Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
    Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
    Общество и природа.

    ОБЩЕСТВО
    Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира.

    В чем состоит обособление общества от природы?
    Общество и природа.

    ОБОСОБИТЬСЯ, – выделиться из общего, занять особое, изолированное положение.
    И.В. Мичурин: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача».
    ОБЩЕСТВО
    Сознание, воля.
    ПРИРОДА
    стихия
    Субъективные законы развития
    Создает культуру – вторую природу
    К чему привела такая установка сегодня?
    Общество и природа.

    ОБЩЕСТВО
    Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.
    ПРИРОДА


    Оказывает воздействие на развитие стран и народов
    Влияет на естественную среду обитания человека
    «+» или «-»
    Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т.д.
    Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надшдивидуалъный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т.д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми.

  4. Blondik Ответить

    Урок «Что такое общество» (10 класс, Боголюбов) помогает разъяснить для себя это понятие и задуматься о роли человека в обществе.
    Вопросы и задания к документу
    Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является?
    Общество представляет собой не только совокупность индивидов. Они должны взаимодействовать друг с другом. Это можно понять, проведя простой мысленный эксперимент:
    Всех индивидов изолировать друг от друга, чтобы между ними не было никаких взаимодействий. Очевидно, что из такой совокупности людей общества не получится. Не будет никаких связей членов этой совокупности друг с другом.
    Поэтому общество формируется только при двух обязательных условиях:
    наличие единиц общества (людей);
    их взаимодействия друг с другом.

    Обществознание 10 класс: что такое общество и какие науки его изучают

    Почему П. А. Сорокин считает, что предметом изучения социальных наук являются психические взаимодействия?
    Психические взаимодействия – это общение людей на уровне идей, культурные явления, взаимоотношения внутри общества. Такие процессы описывает не физика или химия, не биология.
    Психические взаимодействия изучают такие социальные науки, как история, социология, философия, правоведение.
    Объясните характер описанных в параграфе социальных взаимодействий, используя текст Сорокина-
    Каждое взаимодействие между людьми можно отнести к одной из трех форм:
    неорганические – относящиеся к физико-химическим процессам;
    органические – биологическое взаимодействие;
    психические – обмен идеями, волевыми актами и чувствами.

    Обществознание 10 класс: что такое общество – основные вопросы

    Вопросы для самопроверки
    Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?
    В широком смысле общество – это группа людей, которые объединились для помощи друг другу, совместной деятельности и общения.
    Другими словами – общество представляет собой отдельную от природы часть мира, в которую включены взаимодействия людей.
    В узком смысле слова общество можно определить такими понятиями:
    совместная жизнедеятельность людей;
    часть мира, обособившаяся от природы;
    форма культурного развития;
    объект изучения социальных наук.
    Общество и природа (10 класс)
    Какова взаимосвязь общества и природы? В чем выражается специфика общественных явлений?
    Общество отделено от природы, но в то же время, тесно с ней связано. Благодаря обществу человечество создало «собственную природу» – культуру. Человека и общество можно противопоставить природе.
    Природные явления стихийны, а общество строится на целеполагании ее членов.
    Общество тесно взаимосвязано с природой. Климат, географическое положение сильно влияет на темпы общественного прогресса. Однако и само общество оказывает влияние на природную среду. Деятельность человека может быть как благотворной, так и губительной для природы. Он черпает природные ресурсы, истребляет животных и растительность.
    Надвигающийся экологический кризис напоминает о важности правильного обращения с природными ресурсами. Именно поэтому важно понимать, что человеческая деятельность должна учитывать важность сохранения природы.

    В чем заключается особенность человеческой деятельности?
    Особенности человеческой деятельности:
    В отличие от животных, которые руководствуются инстинктами, человек действует исходя из поставленной цели.
    Человек преобразует окружающую среду, а не адаптируется под нее.
    Деятельность людей завязана на взаимодействии.
    Человеческая деятельность – это основа общественных отношений.
    В основе человеческой деятельности заложены исторические программы. Но человек может выходить за рамки этих программ.
    Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения?
    Общество формируется благодаря совместной деятельности и психической связи ее членов. При отсутствии этих факторов общество сформироваться не может.
    Ребенок становится человеком только среди таких же, как он. Это говорит о необходимости участия других людей в формировании индивида.
    В любом случае общество формируется на каком-либо объединяющем факторе, который стимулирует людей развиваться вместе.
    Человеческое поведение складывается из исторически сложившихся программ и подчиняется коллективности. Человек нуждается в общении с себе подобными.

    Какие отношения можно считать общественными?
    Общественными отношения являются только тогда, когда формируются в процессе совместной деятельности. К примеру, попросить передать за проезд – это не общественные отношения. Когда же работник нанимается к работодателю, такие отношения можно считать общественными.
    Общественные отношения формируются между нациями, социальными группами. Такие отношения формируются в процессе культурной, политической, социальной жизни.
    Раскройте разные смыслы понятия «культура».
    Разные трактовки понятия культура:
    Различные достижения человека – в искусстве, науке, спорте.
    Культурное поведение человека и уровень его культурных запросов.
    Преобразовательная деятельность, которая направлена на окружающую среду и на самого себя.
    Культура разделяется на духовную и материальную.
    к духовной относят – идеи, ценности, правила
    к материальной – книги, здания, разные приборы

    Что исследователи относят к культурным универсалиям?
    Культура каждого народа имеет некоторых устойчивые черты. Именно они и называются культурными универсалиями. К примеру:
    брачные обычаи;
    грамматика языка;
    ритуалы религиозного характера.
    Однако даже единые для всех народов универсалии могут изменяться в зависимости от народа.
    Урок «Что такое общество» (10 класс, Боголюбов) помогает разобраться, какое место в жизни человека играет природа и культура. Науки, изучающие общество, помогают понять много из поведения отдельных групп людей.
    Какие науки изучают общество?
    Общество изучает множество наук:
    философия – наука о самых общих законах развития природы, человека и общества;
    социология – наука о поведении групп людей и каждого человека в группе;
    этика;
    мораль;
    юриспруденция;
    Теперь урок «Что такое общество» (10 класс, Боголюбов) разобран и не вызывает вопросов.
    Задания
    На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек… А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.
    Ответы на эти вопросы вы найдете в статье:
    Общество 10 класс (Боголюбов) ответы на вопросы и задания

  5. Kirilhala Ответить

    Урок обществознания в 10 классе
    Тема: «Общество». Урок №1: «Общество как система»
    Цель: создать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию из текста в графическую модель и формирования умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.
    Оборудование: листы ватмана для каждой группы, фломастеры, карточки с информацией, графическая модель системы, правила написания синквейна, лист самооценки работы в группе (Приложение).
    Форма работы: групповая
    Технология: развитие критического мышления
    Приемы: кластер, схема, синквейн, эвристическая беседа.
    Ход урока
    Этап урока
    Действия учителя
    Действия учеников
    Ожидаемые результаты
    1.Вызов
    Дает обучающимся задание разбиться на группы (критерий разбивки они должны определить сами) согласно полученным карточкам с информацией. Обращает внимание, что информация им уже знакома
    Эвристическая беседа
    Ответьте на вопросы – по каким критериям ученики образовали группы;
    – если группы это части, то что они вместе образуют?
    Записывает тему урока на доске.
    – какие ассоциации вызывает у вас термин «общество», изобразите их в виде кластера.
    – сравните получившиеся кластеры и выявите отличия.
    Напоминает, что существуют естественные науки, которые изучают природу, гуманитарные, изучающие человека и общественные, которые изучают общество.
    Какие науки изучают общество? Почему существует так много общественных наук?
    Какие еще системы вам знакомы? Запишите по 2-3 примера на свои листы.
    Докажите, что данный пример является системой.
    Существуют ли части каждой из этих систем сами по себе или они взаимосвязаны друг с другом (по ходу обсуждения изображает схему- модель универсальной системы- см. Приложение)
    Найдите 2 общие черты и 2 различия общества как системы от других систем.
    Свободно перемещаясь по классу, определяют свое место в одной из 4-х групп: «Экономическая сфера», «Политическая сфера», «Социальная сфера», «Духовная сфера».
    Отвечают.
    Обсуждают задание в группах, создают кластер, вывешивают ватман на классную доску.
    Отвечают.
    Перечисляют общественные науки.
    Отвечают.
    Обсуждают в группах, записывают ответы, вывешивают ватман на классную доску.
    Создание условий для формирования умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.
    Осмысление универсальности понятий часть и целое
    Осознание того, что существует множество систем, одной из которых является общество
    Умение объяснять, комбинировать известные факты
    Умение сравнивать, анализировать, синтезировать по заданным критериям
    2. Осмысление
    Изучите страницы учебника 8-10, документ на стр. 16.
    Представьте схематично общество как систему, на основании универсальной модели.
    Является ли общество частью другой более крупной системы?
    На основании полученных схем дайте определение – что же такое общество?
    Читают, обсуждают в группах, записывают ответы, вывешивают схему на классную доску. Задают вопросы другим группам. Дополняют, исправляют свои схемы.
    Отвечают
    Отвечают
    Развитие умений систематизировать информацию, преобразовывать текст в графическую информацию, применять заданный алгоритм деятельности, строить схему
    Заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы.
    Умение воспроизводить обобщенные характеристики общества, информацию о его элементах и их взаимосвязях
    3. Рефлексия
    Напишите синквейн на тему «Общество» (на доске открывает правила написания синквейна – см. Приложение)
    Заполните лист самооценки работы в группе
    Обсуждают в группах, пишут на ватмане, вывешивают.
    Заполняют, сдают
    Понимание общества как целостной системы.
    Умение оценивать свою деятельность
    Домашнее задание
    Предлагает на выбор несколько письменных заданий:
    – с помощью двух примеров проиллюстрируйте влияние общества на природу и природы на общество;
    – с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь политической и социальной сферы;
    – с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь экономической и духовной сферы;
    Умение конкретизировать полученные знания.
    Умение оценивать явления социальной действительности
    Приложение
    Раздаточный материал для деления обучающихся на группы (нарезается на отдельные карточки для жеребьевки)
    Экономическая сфера
    Политическая сфера
    Социальная сфера
    Духовная сфера
    Производство
    Государственное управление
    Система здравоохранения
    Религия
    Торговля
    Выборы
    Пенсионное обеспечение
    Искусство
    Транспорт
    Референдум
    Уровень жизни
    Наука
    Банковская деятельность
    Государственное управление
    Межнациональные отношения
    Музей
    Создание материальных благ
    Принятие законов
    Общественное неравенство
    театр
    Валютный рынок
    Правоохранительные органы
    Семья
    Университет
    Графическая модель любой системы
    Целое
    Элементы взаимодействия (связи) свойства системы
    (отличительные
    особенности)
    Правила написания синквейна
    1 строка – существительное (предмет темы)
    2 строка – 2 прилагательных (причастия), описывающих предмет
    3 строка – 3 глагола- действия предмета
    4 строка – краткое предложение, описывающее отношение автора к предмету
    5 строка – существительное, расширяющее смысл темы.
    Лист самооценки обучающегося
    Что знал до урока
    Что узнал, чему научился на уроке
    Мой вклад в работу группы

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *