Кто такие птицы конспект урока с презентацией?

17 ответов на вопрос “Кто такие птицы конспект урока с презентацией?”

  1. Nilawyn Ответить

    Учебник – А.А.Плешаков “Окружающий мир” М.
    Просвещение, 2012
    Тип урока – Урок изучения и первичного
    закрепления новых знаний
    Методы и формы обучения

    частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная,
    исследовательская работа в группах, парах

    Цель урока
    – расширить представление о
    птицах, познакомить ребят с отличительными
    признаками птиц, способствовать формированию
    бережного отношения к природе

    Планируемые результаты:
    Предметные
    – познакомятся с характерным
    признаком птиц, научатся узнавать птиц среди
    других животных, называть птиц с помощью
    атласа-определителя, описывать птиц по плану

    Метапредметные
    – использовать различные
    способы поиска, сбора, обработки, анализа
    информации; формировать умение строить речевое
    высказывание в устной форме по теме урока;
    инициативное сотрудничество; излагать свое
    мнение

    Личностные
    – принятие и освоение социальной
    роли обучающегося, формирование целостного
    взгляда на мир, развитие способностей к
    самооценке

    Оборудование урока
    – компьютер,
    мультимедийный проектор, экран, презентация,
    аудиозапись “Воробьиная песенка”, учебник,
    рабочая тетрадь, перья птиц, чучело птицы (грач),
    кормушка с кормом, картинки с изображением птиц

    Ход урока
    I. Организационно-мотивационный этап

    Приветствие, готовность к уроку.
    – Какое настроение в начале урока? (Дети
    подходят к доске, сажают бабочек на красный или
    синий цветок)


    II. Актуализация субъективного
    опыта. Целеполагание.

    Дети самостоятельно подходят к теме урока.
    – Отгадайте загадки:
    1)
    На дереве сижу,
    “Кар-кар” кричу (Ворона)
    2)
    Кто в берете ярко-красном,
    В черной курточке атласной?
    На меня он не глядит,
    Всё стучит, стучит, стучит (Дятел)
    3)
    Чик-чирик!
    К зернышкам прыг!
    Клюй, не робей!
    Кто это? … (Воробей)
    – Предположите, о ком мы будем говорить на уроке?
    (О птицах)
    – Кто такие птицы? (Животные, которые умеют
    летать)

    III. Изучение нового материала.
    1. Применение новых знаний

    – Посмотрите на картинки. Назовите животных.
    (Летучая мышь, бабочка, петух)

    – Что общего у всех этих животных? (Они умеют
    летать)
    – Наверное, все они птицы? Как вы думаете?
    – А кто здесь птица? (Петух)
    – А он летает плохо. Значит, умение летать – не
    самый главный признак птиц.
    Наша учебная задача сегодня на уроке – узнать,
    чем птицы отличаются от других животных.

    2. Исследовательская работа в группах.

    Детям выдается чучело птицы. Читающие ученики
    читают названия частей тела птицы в учебнике,
    другие показывают.

    – Чем покрыто тело птицы? (Перьями)
    – Все птицы покрыты перьями, и это самый главный
    отличительный признак.

    IV. Физкультминутка.

    Птицы на юг улетают (маховые движения руками
    из-за головы вперед)
    Гуси, грачи, журавли (приседают по очереди)
    Вот уж последняя стая (встают)
    Крыльями машет вдали (имитируют махи крыльев)

    V. Первичное закрепление.
    Практическая работа

    Дети рассматривают перья.
    – Чем различаются перья?
    – Для чего нужны большие перья?
    – Для чего нужны маленькие перышки?
    – Положите перышко на ладошку и подуйте на него.
    Что происходит?
    – Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где
    он?
    – А еще у пера есть бородки. Найдите бородки.

    VI. Промежуточный контроль. Коррекция.

    Работа в тетради с.25 №1
    Дети рисуют перо и сообщают о результатах своей
    работы.
    Индивидуальная помощь учащимся.

    VII. Работа по теме урока.
    Просмотр презентации “Птицы наших лесов”
    Сообщения детей о птицах. (Дети выходят к доске с
    нарисованными птицами и рассказывают о них).

    Песенка о воробье. (Дети поют песенку о воробье и
    танцуют)

    VIII. Обобщение и систематизация.
    Игра “Знаю ли я птиц”

    Учитель показывает картинки с птицами. Если
    дети не называют каких-либо птиц, то находят их в
    атласе-определителе (работа в парах).



    Беседа о птицах, которые не умеют летать.

    – Ребята, как вы думаете, все ли птицы умеют
    летать?
    На доске картинки с изображением страуса и
    пингвина.


    Страус
    – самая большая птица в мире. Она
    слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она
    очень быстро бегает на своих длинных ногах.

    Пингвин
    – на суше выглядит очень неуклюже,
    ходит, переваливаясь с ноги на ногу. Зато в воде
    очень хорошо плавает, охотится на рыб.

    IX. Подведение итогов, рефлексия.

    – Вернемся к учебной задаче урока. Каких
    животных называют птицами? (Тело которых покрыто
    перьями).
    – Что вам понравилось на уроке? Что показалось
    трудным?
    – Скоро наступит зима. Птицам будет голодно.
    Давайте им поможем.
    Ученик читает наизусть стихотворение
    “Покормите птиц”
    – И сегодня после уроков мы с вами повесим
    кормушку в нашем школьном дворе.
    – Оцените свои достижения (красная, желтая,
    черная птичка)
    – Какое настроение у вас в конце урока?
    – Спасибо вам за хорошую работу на уроке.
    Список использованной литературы.
    https://www.google.ru/search?q=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%
    D0%BD%D0%BE%D0%BA+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%
    B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B0+
    %D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B&newwindow=1&espv=
    2&biw=1280&bih=923&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=
    HMKrVLSPCoGeygOQ7oGwBQ&ved=0CBsQsAQ

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/09/10/
    konspekt-uroka-okr-mir-1-klass-kto-takie-ptitsy

    http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-17617
    А.А.Плешаков Атлас – определитель “От земли до
    неба” М. Просвещение, 2012
    А.А.Плешаков Учебник “Окружающий мир” Часть 1 М.
    Просвещение, 2012
    Т.Н.Максимова Поурочные разработки по курсу
    Окружающий мир, 1 класс М. “ВАКО”, 2012

  2. Gadi Ответить

    Кто такие птицы?
    Окружающий мир . 1 класс.
    К учебнику А.А.Плешакова.
    Кто такие птицы?
    Чем они отличаются от других животных?
    Какие из этих животных умеют летать?
    Все, кто летает –птицы?
    По какому отличительному
    признаку
    можно безошибочно узнать птиц?
    Рассмотрим строение птиц на примере голубя.
    Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.
    Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная.
    Самый большой нос- у пеликана, а самый маленький – у ласточки. Без носа птица – как мы без рук.
    У птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку. Обычно на птичьей ноге четыре пальца.
    Крылья поднимают птицу в воздух. Крыло по своему строению напоминает руку. Она тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
    Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают её от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья- это одежда птиц.
    Маленькие и пушистые пуховые перья помогают птицам сохранять тепло. Летают птицы с помощью жёстких и упругих кроющих и маховых перьев.
    Перья отличаются друг от друга по форме, размеру и цвету.
    А что у них общего?
    Умение летать не является отличительным признаком птиц. Страус- самая крупная в мире птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях- короткие..Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов.
    Если страус не убежит, а встретиться со своим врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. На большом пальце у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.
    Пингвин тоже не может летать. Крылья он использует, как ласты, в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв оружие в драке.
    С какой группой животных вы познакомились?
    Назовите отличительные признаки птиц.

  3. Karan Ответить

    МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «КАМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
    Открытый урок
    по предмету «Окружающий мир» в 1-м классе
    по теме
    «КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ»
    Учитель начальных классов
    МБОУ «Каменская основная
    общеобразовательная школа»
    Алексеева Татьяна Викторовна
    2016-2017 уч. год
    Ход урока.
    Организационный момент. Мотивация.
    Прозвенел и смолк звонок,
    Начинается урок.
    Все ли правильно сидят?
    Все внимательно глядят?
    – Сегодня мы отправляемся в путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных.
    – Кто помогает нам в наших путешествиях?
    Слайд № 1. (Черепаха и Муравьишка)
    – Ребята, подарим друг другу добрые улыбки. Ведь искренняя улыбка – успех в любой работе.
    Актуализация знаний.
    Беседа.
    – Любопытный Муравьишка просит напомнить, с какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке? (С рыбами.)
    – Назовите главный отличительный признак рыб. (Чешуя.)
    Игра «Поймай рыбку».
    – Мудрая Черепаха предлагает нам поиграть в игру.
    – Давайте покажем Черепахе, хорошо ли мы знаем рыб.
    – Ваша задача поймать рыбку  и сказать её название. Сколько рыбы наловили: молодцы!
    – Скажите, на какие 2 группы можно разделить рыб? (Морские и речные.)
    Игра «Каждой рыбке – свой дом».
    Работа в группах.
    – Муравьишка Вопросик приготовил для вас эту игру. Он просит расселить этих рыбок по своим домам. Для этого разобьемся на группы. (Каждая группа получает домик и рыбок.) Затем группы показывают свои работы.
    Физкультминутка.
    Рыбки весело резвятся
    В чистой светленькой воде,
    То сожмутся, разожмутся,
    То зароются в песке.
    – Какая вода должна быть в водоёмах, чтобы рыбы могли в неё жить? (Чистой.)
    – А как сохранить чистую воду в водоёмах? (Не засорять водоёмы.)
    Самоопределение к деятельности.
    Беседа.
    Слайд № 2.
    – Муравьишка Вопросик приглашает нс на экскурсию в лес. Здесь так много интересного.
    – Догадайтесь кого он мог услышать в этом зелёном доме? (Птиц)
    Слушание голосов птиц.
    Слайд № 3.
    – Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. И мы с вами оказались в лесу. Именно сюда нас пригласил Муравьишка Вопросик, чтобы послушать пение птиц.
    – Теперь снова сядьте правильно.
    – Предположите, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (О птицах.)
    Знакомство с темой и задачами.
    – Проверьте свои предположения, прочитав тему урока на с. 36. (Кто такие птицы?)
    – С учебными задачами урока нам поможет познакомиться Муравьишка.
    – Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
    Работа по теме урока.
    Игра «Кто больше».
    – Вспомните, каких птиц вы знаете?
    (Соревнование по рядам. Учащиеся каждого ряда говорят названия птиц. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше птиц.)
    – А как можно отличить птиц от других животных?
    Работа по учебнику.
    – Рассмотрите верхний рисунок на с. 36.
    – Каких животных вы узнали? (Летучую мышь, ночную бабочку, курицу, белку-летягу.)
    – Что общего у всех этих животных? (Умеют летать.)
    – Их можно отнести к одной группе? (Нет.)
    – Какое животное относится к птицам? (Курица – птица, у неё есть крылья и тело покрыто перьями, а у остальных перьев нет.)
    – Значит наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц? Тогда что?
    – Давайте разберемся, кто же на самом деле птицы?
    – Рассмотрим других птиц на с. 37.
    – Найдите общий признак всех птиц? (Это перья.)
    – Каких же животных мы будем называть птицами? (Тело которых покрыто перьями.)
    Физкультминутка. «Воробей» с гимнастикой для глаз.
    Воробей взлетел повыше. (Руки в стороны, взмахи как крыльями.)
    Видно всё с высокой крыши. (Встать на носочки, приложить руки ко лбу, посмотреть в обе стороны.)
    Я люблю своих друзей
    Зачирикал воробей. (Прыжки на двух ногах.)
    Гимнастика для глаз.
    – Следите глазами за воробьём, не поворачивая головы. (На указке воробей.)
    Учитель выполняет движения «восьмерки».
    – Мудрая Черепаха предлагает нам рассмотреть рис. на с. 36 и познакомиться со строением птицы.
    – Посмотрите, что это за птица? (Голубь.)
    – Что интересного знаете о голубях?
    (Голубь считается символом мира. В прошлом, когда не было радио, телефонов, голуби-почтальоны доставляли пиьсма.)
    Знакомство со строением птицы.
    Работа в парах.
    (Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы. Затем дети меняются ролями.)
    – Черепаха будет следить за вашей работой.
    Проверка.
    Слайд № 4.
    – А теперь проверим, правильно ли вы назовёте части тела птицы?
    – Кто попробует у доски рассказать о строении утки? (Один ученик выходит к доске, а другие показывают «светофорики».)
    – Чем покрыто тело птицы? (Перьями.)
    – Давайте прочтём вывод, на который указывает Черепаха на с. 37.
    Продолжение работы по теме.
    Практическая работа в парах.
    Предположите, для чего птицам нужны перья?
    Мы сейчас с вами побудем в роли учёных и проведём исследование пера. У вас на столах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их.
    – Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)
    1) – Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь где стержень у пера? Покажите его.
    – Как вы думаете, что находится внутри стержня? (Ничего.)
    – Давайте проверим. Возьмите ножницы и отрежьте кончик пера. Что вы видите внутри? (Оно пустое, полое, поэтому перья лёгкие.)
    2) – Что случится, если сейчас подует ветер? (Перья полетят. Они лёгкие.)
    – Дайте проверим. Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте. Что случилось?
    3) – Возьмите пипетку и капните на перо.
    – Намокло ли перо? (Капелька скатилась. Смазка на перьях птиц не пропускает воду.)
    – Какой вывод из этого следует сделать? (Перья защищают птицу от воды и сырости.)
    4) Найдите самое маленькое и большое перо. Сравните их на ощупь.
    – Что можете сказать?
    (Одно мягкое и пушистое, а другое жёсткое и упругое.)
    5) Подержите перо около щеки. Что вы ощущаете? (Стало теплее.)
    – Подумайте, для чего птице нужны большие перья? (Чтобы летать.)
    – Для чего нужны перья маленькие? (Защищают птицу от ушибов.)
    – Для чего нужны самые маленькие пушистые перья? (Для тепла.)
    – Что можно сказать об окраске перьев? (Они украшают птиц.)
    Сделаем вывод:
    – Для чего птицам нужны разные перья?
    – Перечислите. (Летать, согревать, украшать.)
    Слайд № 5. – Обратите внимание.
    – Почему на слайде перо нарисовано рядом с чернильницей? (Перьями раньше писали.)
    – Да, много лет тому назад не было ручек и люди писали гусиными перьями. А.С. Пушкин писал свои сказки таким пером.
    Беседа.
    – Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике.
    – Чем она себя украсила?
    – А почему она украсила себя перьями? (Это тот признак, который является общим для всех зверей.)
    – Кто узнал эти перья? (Это перья павлина.)
    Слайд № 6. – У павлина очень красивый и яркий хвост.
    – В природе встречаются очень красивые птицы.
    Слайд № 7. (Райская птичка, колибри, попугай, венецианский журавль.)
    – Как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперение?
    Слайд № 8. Оперение самцов часто бывает ярче и красочнее, чем у самок. Таким образом, они привлекают внимание самок. Самки тех же птиц имеют одинаковую окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
    Работа по учебнику.
    – Ещё раз рассмотрите птиц на с. 37. Вспомните их названия. Посоветуйтесь с соседом по парте. (Самопроверка по учебнику.) с. 90.
    Физкультминутка.
    Совушка – сова
    Большая голова,
    На пеньке сидит,
    Головой вертит.
    Ножками топ-топ,
    Крылышками хлоп-хлоп,
    Во все стороны глядит,
    Да как полетит!
    – А все ли птицы умеют летать? (Ответы детей.)
    Слайд № 9. Это – африканский страус, самая большая птица в мире. Хоть страус и называется птицей, летать он не умеет. Однако бегает он быстро. Посмотрите, какие у него большие сильные ноги.
    Слайд № 10. Пингвины – морские птицы. Они тоже летать не умеют, зато очень хорошо плавают.
    Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Их тело покрыто перьями.)
    Слайд № 11. – Попробуйте рассказать об одной из птиц по плану на с. 37. (Работа в парах.)
    (Заслушиваются 2-3 рассказа о разных птицах.)
    Слайд № 12. Красная книга Московской области.
    – Посмотрите, что это за книга?
    Многие птицы стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
    – Знаете ли вы, ребята, почему она так называется?
    Красная книга, красная
    Значит природа в опасности!
    Человек услышал мольбу природы о помощи и создал Красную книгу для охраны этих животных.
    В эту книгу занесены и редкие птицы Подмосковья.
    Слайд № 13. Вот некоторые из них: белый аист, лебедь – кликун, удод, зимородок, пестрый дятел, лесной жаворонок, овсянка, черный аист.
    Слайд № 14. А на какие 2 группы можно разделить птиц? (Перелётные и зимующие.)
    – О каких птицах идёт речь?
    Загадки:
    Бывают птицы разные:
    Одни боятся вьюг
    И улетают на зиму На добрый тёплый юг. (Перелётные.)
    Другие – те народ иной:
    В мороз над лесом кружат.
    Для них разлука с родиной
    Страшнее лютой стужи. (Зимующие.)
    Почему их так называют?
    Игра: «Улетают – остаются».
    На доске стенд «Зимующие и перелётные птицы».
    Учитель показывает птиц, а дети называют их. Карточки с перелётными птицами учитель снимает. На доске остаются картинки с зимующими птицами.
    – Ребята, а кто хочет обратиться к птицам?
    Стихотворение из азбуки.
    Голодно, холодно,
    Галка, воробьи.
    Голодно, голуби –
    Гуленьки мои!
    Прилетайте в гости,
    Полны у нас горсти.
    Клюйте, гостюйте!
    Гуль – гуль – гуль!
    Рефлексия.
    – Ребята, наступила зима. Не забывайте, что птичкам очень трудно добывать себе корм.
    – Расскажите, как мы с вами заботимся о птицах? (Повесили кормушки и подкармливаем птиц.)
    – Молодцы!
    – Мудрая Черепаха вновь подготовила для вас хитрый вопрос.
    – Почему птиц называют друзьями человека? (Они приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых.)
    – Какие важные для себя открытия вы сделали на уроке?
    – С каким настроением вы работали?
    – Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
    Подведение итогов.
    Слайд № 15.
    – Муравьишка Вопросик интересуется:
    1. Ответили ли мы на вопрос «Кто такие птицы?»
    2. Выполнили ли мы учебные задачи?
    Слайд № 16. – Вернёмся к учебным задачам. (Все задачи выполнены.)
    – Вот и закончилось наше путешествие. Я думаю, что этот урок не оставит вас равнодушными, вы станните настоящими защитниками природы.
    И в заключение стихотворение:
    Нор звериных, птичьего гнезда
    Разорять не будем никогда!
    Пусть птенцам и маленьким зверятам
    Хорошо живётся с нами рядом!

  4. Frostterror Ответить

    Конспект открытого урока по окружающему миру.
    Класс: 1
    Система учебников (УМК): учебно-методический комплект «Школа России».
    Автор учебника: Плешаков А.А.
    Учитель: учитель начальных классов Фролова Валентина Владимировна
    Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №4 имени Героя социалистического труда Г.Д. Тучинова»
    Тема урока:
    « Кто такие птицы?»
    Тип урока: урок усвоения новых знаний.
    Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.
    УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.
    Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа, групповая работа.
    Предполагаемый контроль: текущий.
    Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
    Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные -овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
    Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
    Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик с голосами птиц; учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А.Плешаков); карточки с заданием;
    у учащихся: разные по размеру, форме, цвету перья птиц; ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.
    Ход урока
    Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Создание благоприятной психологической обстановки)
    Прозвенел звонок весёлый
    Вы начать урок готовы?
    Будем думать, рассуждать,
    И друг другу помогать.
    Ребята, посмотрите видеоролик.
    Какое разнообразие вокруг нас! И как удивителен мир с высоты. Вот бы посмотреть. А вы бы хотели посмотреть? Встали. Давайте мы с вами руками помашем! Сильнее машем! Взлетаем! Не получилось?
    Давайте попробуем, что мы сидим.
    Получилось взлететь? Почему?
    Постановка проблемы.
    Ребята, о ком мы будем говорить? (о птицах)
    Какие учебные задачи мы сегодня поставим?
    Кто задавал себе вопрос: кто такие птицы? Почему они летают?
    -Все ли птицы летают?
    (Нет, не умеют летать пингвин и страус)
    Появляется на слайде изображение страуса.
    Страусы не умеют летать, но у них длинные и сильные ноги, на которых они бегают также быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц и мелких зверьков.
    Появляется на слайде изображение пингвина.
    Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывают себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, но у них есть лапы-ласты, которые им помогают плавать.
    Открытие новых знаний.
    -Посмотрите на экран. Рассмотрите рисунок. Каких животных вы узнали? Что у них у всех общего? (у них есть крылья и они умеют летать). Значит, все они птицы?
    – А знаете ли вы животное, похожее на белку. Это белка-летяга. Птица ли она? Почему ее так называют? А летучая мышь – птица? А ночная бабочка?
    – Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица. Как раз она летает очень плохо. Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц. Тогда что?
    – Посмотрите на птиц, которые изображены на доске. Найдите их общий признак. (Перья).
    – Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие птицы?
    Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.
    Не случайно птиц часто называют «пернатые».
    -Так каких же животных мы будем называть птицами?
    -Вернемся к рисунку на экране. Значит, кто будет птицей? (курица)
    Практическая работа.
    – Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо? А зачем птицам нужны перья? (перья защищают птиц от ушибов, холода, сохраняют тепло и помогают летать).
    – У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья. Чем они различаются? Чем похожи? Посмотрите на маленькое перо. Как его можно назвать? Зачем оно птицам?  (Пуховые, мягкие перья, помогают сохранять тепло.) Посмотрите на большое перо. Для чего оно птицам? Как вы думаете , как оно называется? (Полётные или маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие.) Почему?
    – Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите . Аккуратно разъедините их .Что напоминает когда разъединяешь перо , а потом соединяешь? Бородки соединены с друг другом наподобие застежки – молнии (учитель демонстрирует).
    – Положите маленькое пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (они лёгкие)
    – Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим. (внутри перо полое, пустое). Почему? (поэтому оно такое лёгкое и позволяет птицам летать.)
    – Обмакните перо в стакан с водой. Что вы заметили? Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (перья защищают птицу от воды и сырости)
    – Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.
    -А у всех ли птиц перья не намокают? (только у водоплавающих)
    Есть такая поговорка: Как с гуся вода. Как понимаете смысл высказывания? (чтобы уходили все болезни)
    – Итак, что мы выяснили?
    Выводы по исследованию:
    1.Тело птицы – покрыто перьями.
    2.Перо имеет стержень и бородки.
    3.Большие перья жесткие и упругие помогают птице летать, а маленькие мягкие и легкие – защищают тело от холода. Есть и такие перья, которые украшают птиц.
    4. Перья легкие т.к. внутри они пустые.
    5. Перья не намокают т. к. смазаны жидкостью из железы.
    Посмотрите на Мудрую Черепаху на экране. Что заметили? (украшена перьями)
    Распустила хвост жар – птица
    Он горит и золотится.
    Из заморских к нам долин
    Этот хвост принес ………павлин.
    Скажите, как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперенье? (Для маскировки, украшения, многие самцы имеют яркую окраску – для привлечения внимания самки)
    Оказывается у павлина на самом деле — перья надхвостья, сам же хвост состоит из невзрачных серых перьев.
    -Как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)
    Физминутка
    Утром встал гусак на лапки
    Приготовился к зарядке
    Повернулся влево вправо
    Приседанье сделал справно
    Клювиком почистил перья
    И тихонько сел за парту.
    -Всё ли мы с вами узнали про птиц? (строение птиц)
    – Посмотрите на доску, какая это птица? (голубь) Назовите основные части тела.
    (дети называют строение птицы, выходят к доске и крепят табличку с названием)
    Работа в группах.
    -А вы замечали, почему у птиц разные клювы, хвосты, ноги? Я вам предлагаю подумать в группах над этим вопросом.
    – Но прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним правила работы в группе.
    Сигналом начала работы будут голоса птиц.
    Подведение итогов работы в группе. (вопросы к группам)
    Подведение итогов.
    -Вспомним учебную задачу урока. Каких животных назы­вают птицами?
    (Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.)
    – Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?
    Как вы можете применить полученные знания?
    Кого бы вы хотели поблагодарить за работу на уроке?
    Я прошу вас оценить успешность вашей работы. (смайлики)
    Спасибо за урок.
    Резерв
    -Всех ли птиц можно увидеть зимой?
    -На какие группы можно разделить птиц? (перелетные, зимующие)
    -Почему их так называют? (Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.)
    -Ребята, а как птицы связаны с названием нашего города?
    К какой группе можно его отнести? (перелетные)
    А каких птиц вы видели у нас в Гусиноозерске?
    Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям приходится тяжело. Чаще всего птица погибает от голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.

  5. Fenriran Ответить

    Конспект  урока
    Предмет:   окружающий мир
    Класс: 1 «А»
    Тема:  Кто такие птицы?
    Место проведения: МОУ СОШ №3 г. Серпухов
    Учитель: Ефимова Елена Ивановна
    Тема:         Кто такие птицы?
    Цель урока:  учить учащихся определять принадлежность животного к своей группе;
    Задачи урока:
    Образовательные: познакомить детей с отличительными признаками птиц, особенностями строения перьев, расширять кругозор учащихся.
    Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, умение работать сообща, развивать речь и умение  вести диалог.
    Воспитательные: воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы.
    Оборудование:
    ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
    Картинки с изображением насекомых (жук, пчела), птиц      (дятел), рыб ( щука, окунь).
    Перья  птиц  в конверте разные по размеру, форме и цвету
    ( для каждого ученика). Перья страуса и павлина для демонстрации и яйцо страуса.
    Лупы ( одна на парту) для практической работы
    Презентация с изображением павлина, голубя, страуса, пингвина, колибри, а также фотографии птиц наших лесов со звуковым сопровождение.
    Карточки с точечными рисунками страуса и пингвина
    Картинки Муравьишки-Вопросика и Мудрой Черепахи.
    Ход  урока
    Организационный момент
    Прозвенел и смолк звонок
    Начинается урок.
    Улыбнулись, подтянулись
    Друг на друга посмотрели
    И спокойно, тихо сели.
    Учитель:  Я думаю, что сегодня урок принесет вам радость общения друг с другом. Я желаю вам узнать много нового. Успеха и удачи вам!
    Актуализация знаний.
    ( на доске перевернуты картинки: щука, окунь, комар, пчела, дятел), они подписаны так:
    Кащу, куонь,макор, лапче, лугобь.
    Учитель: 1) Разгадайте слова и в узнаете кто на картинке;
    2) На какие группы можно разделить этих животных?( насекомые, рыбы, птицы)
    3) Как вы определили, что жук и пчела –это насекомые? ( у них  6 ног)
    4) Почему окунь и щука –это рыбы? (  они живут в воде и тело покрыто чешуей)
    5) Почему голубя вы не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам?
    3. Самоопределение к деятельности
    Назовите тему нашего урока.
    ( учитель открывает на доске тему : Кто такие птицы?)
    А на какие вопросы мы должны будем ответить? Чему научиться?( ответы детей)
    -Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие птицы и по какому главному признаку мы птиц относим в отдельную группу.
    Изучение нового материала. Вступительная беседа.
    – Давайте заглянем в гости к Муравьишке- Вопросику (М)
    ( начало демонстрации презентации)
    – А вот и наш Муравьишка-Вопросик он  как раз идет в лес знакомиться с птицами, давайте и мы пойдем вместе с ним.
    1 слайд: идет М по лесу  и восхищается лесной красотой. Вдруг на ним пролетело что-то большое  и непонятное. Кто это? (сова)
    2 слайд: Идет М дальше, а вот и бабочка пролетела, бесшумно взмахивая крыльями.
    3 слайд: С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь.
    4 слайд: А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-летало удивительное животное белка-летяга.
    Постановка проблемного вопроса.
    -Какие разные животные – подумал Муравьишка-вопросик,- и все они умеют летать… Наверное, все они птицы?
    -Учитель: А вы как думаете ребята?
    5 слайд: 1.Почему  Муравьишка-вопросик. решил, что все эти животные птицы? (потому, что они умею летать).
    2. Значит все, кто летают – это птицы? ( НЕТ)
    3.Какое из животных здесь птица?(сова)
    4. Чем же сова отличается от других животных?(тело покрыто перья)
    Учитель: Давайте проверим наше предположение
    и рассмотрим строение птицы.
    Работа с учебником с. 24
    – Рассмотрите рисунок, какую птицу вы узнали?
    -Внимательно рассмотрите части тела.
    -Назовите и покажите их. (на слайде)
    – Каких птиц еще вы видите рядом с голубем?
    -Куда они летят? Какой части тела не видно у гусей? Почему?
    -Гуси, голуби –это птицы? Докажите?
    Вывод: Какой же главный признак по которому мы определяем птиц?
    Учитель: Прочитайте, что нам говорит Мудрая Черепаха.
    Птиц так и называют –пернатые.
    6.Физминутка:
    Утром встал гусак на лапки,
    Приготовился к зарядке.
    Повернулся влево, вправо,
    Приседанья сделал справно,
    Клювиком почистил пух
    И скорей за парту –  плюх.
    7.. Практическая работа
    ( на столах у детей конвертики с перьями и лупа)
    Учитель : Наш Муравьишка очень любознательный и хочет узнать, что такое перья и для чего они нужны птицам?
    Давайте и мы рассмотрим перышки поближе.
    Задания:
    Чем различаются перья?( цветом, формой, размером)
    Чем похожи? ( есть стержень)
    А еще у пера есть бородки. Возьмите лупу и рассмотрите, как бородки прикрепляются.
    Как вы думаете что случится с перышками, если подует ветерок? Почему?(легкие)
    Посмотрите : одно перышко у вас маленькое, а другое большое. Как вы думаете, для чего нужны маленькие перья? Большие?
    -Учитель: Перья защищают птицу от холода, от сильной жары, от дождя и снега.
    А какие перья разные по цвету, каких только не встретишь в природе ! А как вы думаете, у кого яркие перья у самца или самочки?
    Слайд:( показ перьев павлина)
    – Учитель: у большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют яркую окраску , чтобы привлечь самочку. А самочка имеет однотонную окраску, она помогает им прятаться от врагов, когда она высиживает яйца.
    Слайды
    Первичное закрепление.
    -Учитель:  Мудрая черепаха рассказала Муравьишке о необычных животных. Давайте узнаем о ком?
    ( дети по точкам соединяют изображение и узнают  страуса и пингвина)
    – К какой группе животных мы их отнесем? ( птицы) Докажите.
    -Почему, это необычные птицы? ( они не  умеют летать)
    ( выступления учеников)
    СТРАУС
    Слайд: посмотрите на страуса, как выдумаете, почему он не умеет летать?
    Страусы не умеют летать, и крылья им служат для украшения. У страусов длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают также быстро, как лошади. Едят страусы траву гусениц, ящериц.
    Учитель : Почему же страус не умеет летать?
    (Учитель показывает перья страуса и яйцо)
    ПИНГВИН
    Слайд: Что вы знаете о пингвинах?
    (где живут, чем питаются) Почему не летают?
    Пингвины-морские птицы. Они хорошо плавают и ныряют, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением. Чтобы выжить этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают и крылья выполняют другие функции.
    Вывод: Кто же такие птицы?( животные, тело которых покрыто перьями)
    В мире интересного – колибри.
    Учитель: Колибри- самая маленькая  и самая красивая птичка в мире. Она величиной со шмеля. Их так и называют – птица-муха.
    Ни одна птица не умеет так летать: и на боку, и на спине, и хвостиком вперед. Она как бабочка может зависать над цветком и собирать нектар-это ее еда.
    Гнездо этой маленькой птички сплетено из травинок, и величина его со скорлупу грецкого ореха. А яички величиной с горошинку.
    ( учитель показывает)
    Обитает эта птичка в Америке, в тропическом поясе.
    Заключение.
    Учитель:  Но мы живем с вами в средней полосе. А какие птички обитают у нас?
    Как мы можем помочь нашим птичкам пережить наступление зимы?
    Итог урока:
    Что нового вы узнали на уроке?
    Что особенно запомнилось?
    Рефлексия:
    Учитель: Ребята, у вас на партах стоят сигнальные карточки.
    Если вам понравился наш урок и вам было на нем интересно, то покажите веселую птичку, а кому наш урок не понравился, то покажите хмурую птичку.
    Учитель: вы все хорошо работали, спасибо вам за работу на уроке.
    Приложение 1
    Угадай птичку

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *