Культура в самом широком смысле определяется как способ организации?

12 ответов на вопрос “Культура в самом широком смысле определяется как способ организации?”

  1. Mustik962 Ответить

    Понятия
    культура и цивилизация.
    Функции
    культуры. Структура культуры.
    Типология
    культур.
    Ценности
    в современном мире.
    Концепции
    культуры.
    Понятия
    культура и цивилизация
    .

    У древних греков впервые появляются
    понятия культуры поведения для
    целенаправленного формирования личности
    по определенному образцу. Латинское
    слово «культ» буквально означает
    преклонение перед кем-то (чем-то),
    почитание кого-либо (чего-либо), то есть
    образец для подражания.
    Культура
    (лат. cultura
    – возделывание, воспитание, образование,
    развитие, почитание) – в
    широком смысле определяется как способ
    организации и развития человеческой
    жизнедеятельности и ее результаты.
    В таком смысле данный термин употребляется
    как синоним общественного в противоположность
    природному, естественному.
    Понятие
    культура
    введено в 45 г. до н.э. М.Т.Цицероном для
    обозначения многомерного общественного
    явления. Понятие «Культура» развивалось
    исторически. Вначале оно обозначало
    процессы освоения человеком природы
    (возделывание земли, продукты ремесел),
    а также воспитания и обучения. Первое
    научное определение культуры было дано
    Э. Тайлором (1871 г.).
    В
    современной научной литературе существует
    множество определений культуры,
    обозначающих ее различное понимание,
    осмысление и изучение. Специалисты по
    теории культуры А. Кребер и К. Клакхон
    сгруппировали их следующим образом:
    1.
    Описательные
    определения

    (восходят к концепции Э.Тейлора)
    рассматривают культуру
    как сумму всех видов деятельности,
    практик и результатов
    .
    2.
    Исторические
    определения

    подчеркивают, что культура
    является результатом исторического
    развития и социального наследия
    .
    3.
    Нормативные
    определения
    :
    Культура –
    это образ жизни индивида, определяемый
    социальным окружением и социальными
    нормами
    .
    4.
    Ценностные
    определения
    :
    Культура –
    это совокупность ценностей

    (материальных, социальных, духовных)
    групп людей,
    их институты, модели поведения
    .
    5.
    Психологические
    определения
    :
    Культура –
    это особое приспособление людей к
    природному окружению и экономическим
    потребностям
    ,
    она складывается из всех результатов
    такого приспособления.
    6.
    Определения
    теорий обучения
    :
    Культура –
    это поведение, которому человек научился
    ,
    а не получил в качестве биологического
    наследства (инстинкта).
    7. Структурные (институциональные)
    определения

    признают
    важность организации
    .
    Здесь культура представляет собой
    систему материальных и нематериальных
    культурных признаков, организованных
    вокруг основных потребностей, образующих
    социальные институты (ядро культуры).
    8.
    Идеологические
    определения
    :
    культура –
    это поток идей, переходящих от индивида
    к индивиду

    посредством особых действий (с помощью
    слов или подражания).
    9.
    Символические
    определения
    :
    культура –
    это организация различных феноменов

    (материальных предметов, действий, идей,
    чувств), состоящая
    в употреблении символов

    или зависящая от этого.
    10.
    Деятельностное понимание
    :
    культура –
    это творчески созидательная деятельность
    людей по преобразованию природы и
    общества
    , в
    результате которой формируется
    конкретно–историческая система
    создания, сохранения и потребления
    материальных и культурных ценностей.
    Каждая
    из перечисленных групп определений
    выделяет какие-то важные черты культуры.
    Культура является результатом поведения
    людей и деятельности общества, она
    исторична, включает идеи, ценности и
    модели, она избирательна, изучаема,
    основана на символах, передается не
    биологически, а социально.
    Культура
    – это сфера смыслов и значений,
    пространство осмысленного, обозначенного
    и превращенного при помощи смыслов и
    значений.
    Ее
    воспроизводство определяется
    специфическими способностями социальных
    существ жить
    духовно
    ,
    т.е. переживать, или существовать при
    помощи разума, чувств, совести, создавать
    образы прекрасного, символы, формулировать
    ценности, представления о добре и зле,
    производить знания (О.Н.Козлова). Ядро
    культуры образует не материальное, а
    духовное
    .
    В культуре смыкается как субъективный
    мир творческой личности, так и объективный
    мир культурных ценностей.
    Культура
    не только приглашает
    личность творить
    ,
    но и накладывает
    на неё ограничения
    . Эти ограничения
    распространяются не только на социум,
    но и на природу.Культурные
    запреты защищают общество от разрушительных
    и деструктивных действий антисоциальных
    элементов
    . Но опасно и отсутствие
    культурных ограничений в попытках
    управления силами природы. Культура
    как способ реализации творческих
    возможностей человека не может не
    включать в себя понимания ценности
    природы как среды обитания людей и
    незыблемой основы культурного развития
    общества.

  2. Malafym Ответить

    Введение
    Культура очень сложное, многогранное понятие, которое используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». Изначально под словом культура подразумевалось возделывание земли. Данный подход был сформирован еще в древнеримской империи и долгое время господствовал в средние века, сохранившись до наших дней. Однако современная наука использует данное понятие в нескольких аспектах. Так, антропологи используют понятие культуры в качестве собирательного, обозначающего символические, небиологические аспекты человеческого общества. С точки зрения некоторых социологов, общество состоит из ряда социальных институтов, образующих социальную структуру, и культуры. Последняя обладает «цементирующим» воздействием, которое позволяет сохранить структуру общества. Такое различие проводил, в частности, Парсонс, полагавший, что культура обеспечивает интеграцию и целеполагание (постановку целей перед социальной системой).
    Таким образом, понятие культуры в широком смысле можно определить как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности и результат его использования. Это понятие отражает объект, которые включает все созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, все, что уже сделано, делается и будет сделано человеком в будущем. В более узком смысле, культура представляет собой совокупность духовных и материальных ценностей данного общества в данный отрезок времени.
    Наиболее злободневными проблемами для жителей России являются в настоящее время рост алкоголизма и наркомании, рост цен на товары и услуги, а также кризис жилищно-коммунальной сферы, несколько менее актуальными являются низкий уровень жизни населения. Все эти процессы напрямую влияют на рост числа детей-сирот и беспризорных, безнадзорных детей, в том числе и рост преступности среди детей и подростков. Названные явления сегодня также относятся общественным мнением к наиболее важным и актуальным.
    Относительное большинство россиян так или иначе принимают участие в жизни детей-попрошаек: при встрече подают им деньги, пытаются их накормить, стараются устроить их в приют. Доля респондентов, пытающихся избежать общения с детьми-попрошайками составляет менее трети всех жителей страны.
    Усиление такого социального явления, как детская беспризорность и безнадзорность, является одной из причин роста преступности, в том числе детской и подростковой. Большинство участников опроса практически не сталкивались с данными нарушениями. Небольшая доля свидетелей таких фактов обусловлена, по всей видимости, латентным характером самого явления преступности.
    По мнению более половины опрошенных, основная ответственность за высокий уровень беспризорности в стране лежит на неблагополучных семьях, не занимающихся воспитанием своих детей, а также на государстве, которое слабо финансирует решение проблем в данной сфере.
    1. Понятие, типология и социальные функции культуры. Основные элементы культуры. Социокультурный процесс
    Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой совокупность результатов их деятельности.
    К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую группу вошли описательные определения. Например, такое: культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую – определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Пример: «культура – социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни». В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она – продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.
    Проявления культуры в различных областях жизнедеятельности людей изучает множество наук история, этнография, археология, социология, этика, эстетика, религиоведение.
    Каждая из них дает свой образ культуры. Философский анализ культуры позволяет получить представление об этом многогранном феномене в наиболее целостном и обобщенном виде.
    Но какими бы многообразными не были определения культуры, все они согласны в одном: термин «культура» подчеркивает собственно человеческое, а не биологическое существование. Мир культуры не есть следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование своего бытия.
    Поэтому мы можем определить понятие культуры как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
    Культура является результатом совокупной деятельности людей и процессом сохранения, производства, распространения и потребления созданного. Человек и культура взаимно развивают друг друга. Культура невозможна без человека, он является творцом или субъектом культуры. Но и человеку от природы дан только организм, обладающий определенными задатками. И только под воздействием культуры (усвоение языка, приобщение к имеющимся в обществе ценностям, овладение трудовыми навыками) проявляются собственно человеческие, личностные качества и возникает созидающий субъект.
    Человек не рождается социальным существом, а становится таковым в процессе деятельности. Образование и воспитание есть не что иное, как овладение культурой, процесс ее передачи от одного поколения к другому.
    Процесс социализации личности сопровождается процессом ее индивидуализации. Культура здесь предстает сложной системой, вбирающей все противоречия общества. Эти противоречия явились причиной формирования пессимистического взгляда на культуру у целого ряда философов. Первым подобную точку зрения сформулировал еще в XVIII в. Ж.-Ж. Руссо, который полагал, что культура создана для подавления и порабощения человека. Частная собственность делает людей неравными, а, значит, несчастными, порождает зависть, злобу и конкуренцию, а лучшие задатки человека подавляются обществом.
    Типология культуры (от греч. typos – отпечаток, образец и…логия, от греч. logos – слово, понятие, учение, вторая составная часть сложных слов, обозначающих некоторую область знания, науку) – определение типов культур по каким-либо основаниям, по общим признакам.
    Необходимость построения и применения типологии культуры следует из того, что многозначен уже термин «культура». В разных контекстах он обозначает и общность, характеризуемую особым набором норм, ценностей и смыслов, такую, как этнос, нация, племя, и общий уровень развития конкретного общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности», и многие другие аспекты общественного бытия.
    Действительный феномен культуры, как уже указано, бесконечная сложен, что и задаёт единственно возможную методологию (технологию) познания: субъект вынужден сам накладывать на культуру какие-либо ограничения, искусственно упорядочивать бесконечное многообразие, выделяя в нем некие аспекты, пространства, поля, сферы и ранжируя их по важности, значимости в данной ситуации, доступности, сложности, трудоёмкости и стоимости исследования и т.д. Только такое, в известной степени произвольное, ограничение многообразия позволяет выбрать некоторое начало познания, исследования.

  3. Anage Ответить

    7
    6. Общим для науки и религии является: 1) проверка выводов 2) проведение экспериментов 3) объяснение мира 4) опора на доказательства

    8
    7. Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется: 1)правдоподобностью результатов 2) созданием художественных образов 3) ясностью и целостностью 4) созданием материальных ценностей

    9
    8. Верны ли суждения? А. Культура распространяется только специализированными образовательными учреждениями. Б. Культура распространяется с помощью средств массовой коммуникации. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    10
    9. Как называется система обобщённых взглядов на окружающую действительность ( природу, общество, личность)? 1) философия 2) религия 3) мировоззрение 4) наука

    11
    10. Какой признак не характеризует обыденное мировоззрение 1)имеет тесную связь с мировым культурным наследием 2) формируется стихийно 3) базируется на здравом смысле 4) опирается на повседневный опыт

    12
    Задания группы В В-1 Мировые религии Буддизм ХристианствоИслам

    13
    музыка балет В-2. Ниже приведены виды искусств. Все они, кроме 2-х, относятся к изобразительному искусству: Живопись, графика,,скульптура, художественная фотография,.

    14
    В-3 Установите соответствие между характерными чертами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФОРМЫ 1)сложность содержания А) элитарная культура 2) ориентация на запросы потребителя Б) массовая культура 3) трудность для восприятия 4) стандартизация содержания 1234 А Б

    15
    В-4. К духовным потребностям человека относятся: 1)потребность в познании 2) потребность во сне 3) эстетическая потребность 4) потребность в общении 5) потребность в пище 6) потребность в отдыхе Ответ запиши цифрами в порядке возрастания. Ответ: 134

    16
    В-6 «Культура в самом широком смысле определяется как ________(1) организации и развития человеческой жизнедеятельности и её __________(2). Это понятие отражает объект, который всё созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, ________(3),всё, что уже сделано, делается и даже в некотором смысле то, что будет сделано человечеством. Культура жизни общества включает проблемы хозяйственного и политического _______(4) социальных _______(5) как своё основание. В культуре выделяются три основные формы духовной деятельности или её основные языки: наука, искусство и ______(6). А) отношение Г) нравственность Ж) исследование Б) смысл Д) организация З) результат В) регулирование Е) способ И) институт ГАВИЗЕ

    17
    С-5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировоззрении ЕЗИВАГ

    18
    Ответ С-5. Мировоззрение –это система представлений об отношении между человеком и окружающим его миром. Мировоззрение может быть оптимистическим или пессимистическим. Мировоззрение всегда связано с убеждением. Мировоззрение может формироваться стихийно или осознанно. Мировоззрение бывает обыденным, научным, религиозным.

    19
    С-6. Раскройте на трёх примерах влияние духовной сферы на развитие общества Ответ: 1)Идеи Просвещения подготовили социальный переворот, вошедший в историю как Великая французская революция 2) Распространение протестантизма сыграло роль в утверждении новых капиталистических отношений 3) Принятие христианства на Руси способствовало укреплению великокняжеской власти

    20
    С-7. Бытует мнение, что массовая культура стала исключительно полезным для правящих элит инструментом регулирования социального поведения. Только ли этим ограничивается роль массовой культуры в современном обществе? Свою позицию аргументируйте.

    21
    Ответ: Массовая культура – это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых исторических поворотах. В рамках массовой культуры передаются: – нравственные ценности – национальные традиции – знакомство с подлинными вершинами культуры

    22
    С-8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме « Образование, его значение для личности и общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    23
    Примерный вариант плана 1)Образование как социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения и подготовке кадров. а) понятие и цель образования б) основные пути получения образования в) функции образования 2) Система образования в РФ: совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, принципы функционирования. 3) Общие тенденции в развитии образования а) демократизация системы образования б) рост продолжительности образования в) непрерывность образования г) гуманизация и гуманитаризация образования д) компьютеризация образования 4) Образование – основа общей культуры личности и общества, средство ее сохранения и обогащения.

    24
    Темы эссе: «Дом без книг подобен телу без души». Цицерон «Искусство состоит в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Д. Дидро «Наука и искусство принадлежат всему миру, перед ними исчезают межнациональные барьеры». И. Гёте «Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота». А. Шопенгауэр

    25
    Источники: Источники: 1. Аверьянова Г.И.ЕГЭ Обществознание: тематические тренировочные задания.-М.: Эксмо, П.А. Баранов, С.В. Шевченко. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ; под ред. П. А. Баранова.- М.:АСТ: Астрель, Программа «Сдаём единый экзамен»

  4. Shadowfist Ответить

    Культуру часто определяют как «вторую природу». Культуроведы обычно относят к культуре всё рукотворное. Природа создана для человека; он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает.Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец — человек — биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры.Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами. Человек претворяет и достраивает природу. Культура — это деятельность и творчество. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то есть «человек творящий».
    (По П. С. Гуревичу)

  5. Не КиСнИ,в КоНтАкТе ЗаВиСнИ Ответить

    В ХIХ веке в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза – культура и цивилизация. Культуре как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей противостоит цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. Цивилизация связывалась прежде всего с материальным и технологическим прогрессом, а культура – с идеальными, духовными процессами, к которым категория прогресса неприменима.
    В ХХ веке под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс, а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе. Отсюда повышенный интерес к совершенствованию внешних условий человеческого существования и к внутренней природе самого человека. Современные исследователи, определяя содержание понятия «культура», отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей идеалов, выполняющих функции социальной ориентации в обществе. Именно этот, аксиологический (ценностный) подход к исследованию культуры характерен для социологии. Вместе с тем, культура – это и специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда. Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.
    Исходя их этого, выделяются следующие функции культуры:
    · Адаптивная функция. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Развитие культуры дало человеку ту защиту, которой не снабдила его природа: возможность создавать и использовать одежду, жилище, орудия труда и т.д. Благодаря культуре человек приспособился жить и выживать практически в любых природных условиях;
    · Человекотворческая (гуманистическая) функция. Культура способствует развитию творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;
    · Гносеологическая (познавательная) функция. Культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;
    · Информационная функция. Культура обеспечивает трансляцию социального опыта, а значит, выступает особой формой хранения и передачи информации. Посредством знаковых систем культура обеспечивает связь времен и поколений.
    · Коммуникативная функция. Культура обеспечивает социальное общение, способствует адекватности взаимопонимания;
    · Интегративная функция. Общность ценностей, норм, традиций объединяет индивидов, социальные группы, народы;
    · Ценностно-ориентационная функция. Культура задает определенную систему координат, в которой существует и на которую ориентируется человек в своей жизни;
    · Нормативно-регулирующая (управленческая) функция. Культура выступает средством социального контроля за поведением человека.
    2. Социологическая классификация культуры. В социологии проблемы культуры изучаются особой отраслью – социологией культуры. Социология культуры исследует социальные закономерности развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе.
    В широком смысле слова социология культуры охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, образовании и т.д. В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере.
    При социологическом изучении культуры, как уже говорилось, особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей.
    В социологии существует несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений.
    1. По субъекту – носителю культуры различают:
    · культуру общества в целом,
    · культуру нации, класса, демографических, территориальных и др. социальных общностей (национальная культура, молодежная культура, городская культура и т.д.),
    · культуру личности (индивидуальная культура).
    Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. Примером могут служить сегодняшние многочисленные конфликты национальных культур, противоречия между общественной и индивидуальной культурой.
    2. По функциональной роли культуру можно подразделить на общую, необходимую каждому члену того или иного общества, и профессиональную, необходимую представителям той или иной профессии.
    Жестко установленных, четко фиксированных границ между общей и профессиональной культурами нет. Культура общества всегда вариативна, но ее модель задается программой общего среднего образования. Профессиональную культуру, в свою очередь, нельзя отождествлять только с уровнем квалификации. Она требует осознания мировоззренческих основ профессии, включает в себя профессиональную этику и эстетику.
    3. По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (фольклор) и специализированную культуру, создаваемую профессионалами, где всегда можно установить авторство.
    4. По видам культуры принято выделять материальную культуру (созданные человеком предметы для удовлетворения утилитарных потребностей – автомобили, станки, здания и т.д.) и духовную культуру (духовные ценности, произведения литературы и искусства, нормы, обычаи, идеи, верования и т.д.)
    Деление на материальную и духовную культуру очень условно, поскольку материальная культура есть следствие развития идей, а любое явление духовной культуры имеет определенный материальный носитель и вне его существовать не может.
    5. По ориентации на потребителя говорят о массовой и элитарной культуре. Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления и рассчитана на усредненного массового потребителя. Массовая культура – это форма культуры повседневной жизни, продукты которой распространяются с помощью средств массовой коммуникации среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или классовых особенностей. Отождествлять массовую культуру исключительно с коммерческой, а тем более «второсортной», «низкопробной» культурой не совсем правомерно. Она очень разнообразна и содержит продукты разного уровня и качества.
    Элитарная культура рассчитана на узкий круг потребителей, элиту, претендуя на утонченность и изысканность.
    6. По отношению к господствующей культуре (культуре общества в целом) выделяют такие элементы как субкультура и контркультура.
    Субкультура – это культура отдельной социальной группы, отличающаяся оп культуры общества в целом, но не вступающая с ней в конфликт. Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения. К субкультурам можно отнести национальные культуры, культуры различных профессиональных, территориальных и др. групп.
    Субкультура, которая находится в состоянии конфликта, явной конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультурой. Этот термин принадлежит американскому социологу Т.Роззаку, который ввел его для характеристики молодежных движений Запада 60-х годов. Таким образом, контркультура – это комплекс норм и ценностей, какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является. К контркультуре может отнести западную молодежную культуру 60-х годов, различные антитрадиционные формы и стили в искусстве (искусство андеграунда в Советском Союзе), альтернативные стили жизни (хиппи, панки и т.п.).
    Несмотря на многообразие культур, каждая из них включает в себя устойчивую совокупность основных элементов. К ним чаще всего относят ценности, нормы, образцы поведения, обычаи и традиции, язык, артефакты.
    Ценности – это разделяемые в обществе или группе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Доминирующими ценностями в современном российском обществе являются здоровье, семья, материальное благополучие, свобода, законность и др.
    Нормы – это стандарты (правила), регулирующие поведение и взаимодействие людей в обществе. Различают институциональные и неинституциональные нормы. К институциональным относятся в первую очередь правовые нормы, существующие в виде законов. Неинституциональными считаются нормы морали, о также нормы этикета, повседневного поведения, правила «хорошего тона».
    Образцы поведения – это устойчивые комплексы поведенческих актов, которые принято демонстрировать в обществе в ответ на стандартный социальный стимул или социальную ситуацию.
    Обычаи и традиции – важные социальные регуляторы. Обычай – это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции поведения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычаи касаются главным образом повседневных сторон жизни людей – как вести себя за столом, как здороваться, как вести себя по отношению к старшим, детям, противоположному полу и т.д. К обычаям относятся и табу – различные социальные запреты (на употребление бранных слов, на употребления определенных продуктов и др.)
    Традиция охватывает гораздо больший круг социальных явлений, она распространяется в той или иной мере на все стороны социальной жизни. Традиция предполагает большую свободу действий по сравнению с обычаем, она как бы задает общее направление следования прошлому, конкретизирующееся в обычаях. Таким образом, сфера действия традиции шире, чем обычая. Например, отмечать Пасху – это традиция, а печь куличи или красить яйца – обычай.
    Одним из основных компонентов культуры является язык. Язык – это система коммуникации, осуществляемая посредством знаков, имеющих определенные значения. Язык выступает основным средством трансляции культуры, поскольку продукты культуры существуют преимущественно в символической, знаковой форме.
    Язык – явление общественное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, вне общения с другими людьми. Примером могут служить истории человеческих детенышей, выросших и «воспитанных» в сообществе животных. Этим же объясняется и тот факт, что в «закрытых обществах», странах, изолированных от остального мира, население плохо владеет иностранными языками (как это было и в России до недавнего времени).
    Артефакты – это совокупность предметов, произведенных в рамках какой-либо культуры, и отражающих ее нормы, ценности, содержащиеся в ней знания, достигнутые технологические приемы, служащие символами данной культуры.
    3. Проблемы культуры в современной России. Ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно и категорично «хорошо – плохо». Это особенно относится к культурной ситуации в современной России, поскольку, во-первых, она сложна и противоречива, во-вторых, еще не вполне ясны глубина и масштаб происходящих перемен. Тем не менее, можно выделить несколько тенденций, характеризующих культурные процессы в современной России.
    1. Деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. Это привело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой – к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то литература, музыка, образование или театр.
    2. Коммерциализация культуры. Это связано с проникновением рыночных механизмов в культуру. Однако пока этот процесс имеет однобокую направленность: российский капитал предпочитает вкладывать свои средства преимущественно в высокодоходные и быстроокупаемые области искусства – в зрелища, развлекательную и эротическую индустрию. Одно из следствий коммерциализации – недоступность многих учреждений культуры и предоставляемых ими услуг для значительной части населения.
    3. Рост интереса к дореволюционному культурному наследию, в том числе к религии и церкви. Этот интерес отчасти является подлинным, отчасти обусловлен модой.
    4. Обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента в решении политических и экономических проблем.
    5. Усиление культурно-коммуникативной пассивности, ослабление интереса к чтению (особенно серьезному) в пользу визуальных, зрелищных форм искусства, снижение посещаемости театров, музеев, библиотек.
    6. Индикатором уровня развития культуры является язык. Он организует характер и способ восприятия реальности. Состояние русского языка вызывает особую озабоченность прогрессивной российской интеллигенции. За несколько десятилетий в русском языке произошли такие негативные изменения, которые привели к снижению грамотности, к росту сквернословия и широкому употреблению «нецензурной смазки» в обыденной речи.
    Изучение места и роли культуры в общественной жизни, закономерностей ее развития имеет большое практическое значение. В современных условиях отчетливо видно, что экономические и политические программы не будут успешными без учета культурной составляющей. Другими словами, повышение культурного уровня является необходимой предпосылкой социально-экономического роста.

  6. Anara Ответить

    В социологии определились две традиции понимания роли культуры.
    1) Марксизм отводит культуре важную, но зависимую от экономики роль, считает её производной от экономико-производственных отношений. К. Маркс считал, что культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над производством, и его обслуживает. Но марксизм не отрицает обратного воздействия культуры на экономику. В немарксистской социологии культура выступает как главная сила развития.
    2) Социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер настаивают на примате культуры, считают, что она играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие. В частности, М. Вебер утверждает, что в основе перехода людей от феодализма лежала протестантская этика – как основа ценностей предпринимательства. Смена основополагающих ценностей эпохи составляет суть исторического прогресса, цивилизации нового типа.
    Спецификой социологического подхода к культуре является анализ взаимосвязи культуры с общественным развитием: со стадиями развития цивилизации, со сдвигами в формационном состоянии общества, с этнической эволюцией, с развитием отношений между всеми основными социальными субъектами. При этом не только рассматривается культура в целом, как единая система, но исследуется ее дифференциация, о условленная многообразием форм социальной жизни – выделяются культуры различных социальных субъектов: культуры национальные, классовые, культуры разных поколений, разных типов поселений и т. д.
    Культура – целостное явление, образуемое из бесконечного многообразия входящих в него культур различных социальных субъектов. При этом для социологии особенно важны способы взаимодействия, диалога или конфликта этих “подкультур” внутри “большой” культуры. Анализ данной проблемы позволяет выделить два вектора в развитии отношений между культурами классов, этносов, поколений, полов, жителей города и деревни: в направлении к самоизоляции, обособлению и в направлении к сближению. Наиболее детально эти тенденции прослежены при исследовании современной социологией национальных культур, что нашло отражение в оформлении альтернативных социологических направлений – линейного эволюционизма и культурно-исторической школы.
    Одна из центральных проблем развития культуры – взаимодействие традиции и новаторства отражена во взаимодействии городской и сельской культуры; проблема элитарной и массовой культуры, рассмотренная с точки зрения социологии, преломляется в проблеме диалога культуры людей, занятых умственным трудом, и культуры людей, занятых трудом физическим; проблема исторического развития культуры, смены в ней стилей находит отражение в социологическом анализе диалога культур разных поколений, процесса зарождения, оформления “контркультуры” молодого поколения и постепенного поглощения наиболее значительных явлений этой контркультуры “большой” культурой, что обеспечивает непрерывность культурно-исторического процесса.
    На том или ином этапе социокультурного развития может актуализироваться то одна, то другая подсистема внутри культуры. Но социологический анализ показывает, что все подсистемы необходимы и в этом смысле равноценны для развития культуры. Роль каждого этноса, каждого поколения, каждого класса в культуре непреходяща.
    Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам труда и способам окультуривания человеком действительности – физическому и умственному.
    Обычно под материальной культурой понимается сфера материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.).
    Понятие “духовная культура” используется для обозначения сферы сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание, право, наука, искусство, литература, религия, идеология, мифология), можно определить духовную культуру как уровень развития человека и общества, отраженный в созданных ими духовных ценностях, а также сам процесс творческой деятельности людей. Физические усилия позволяют обрести явлению культуры плоть, материализоваться. Духовные же усилия определяют стиль окультуривания действительности, вырабатывают меру, критерии культурности или некультурности человеческих действий.
    Культура не может существовать вне общества, не опираясь на его определенный экономический уровень развития, на систему правовых норм. При этом ядром ее выступает духовная деятельность, воспроизводящаяся в трех основных формах: наука, искусство, мораль. Вся ” большая” культура может быть рассмотрена как результат развития этого “ядра”, как опредмечивание новых достижений науки, искусства, нравственности и их воспроизводящихся традиционных форм. На последний момент необходимо обратить особое внимание в целях оптимизации процесса предвидения перспектив развития социокультурного процесса. Воспроизводство в культуре религиозных, национальных, кастовых и других стереотипов поведения, не только рациональных, но и иррациональных символов и атрибутов социальной деятельности является той эмпирической реальностью, которая труднее всего учитывается, часто упускается из виду при проектировании социальных изменений. Игнорирование духовно-культурных ценностей общественного бытия чаще всего определяет в конечном счете крах попыток реформировать общество. Именно эти реальности сорвали планы столыпинской реформы в России в начале XX в., наиболее леворадикальные проекты преобразования общества (“военный коммунизм” в России, маоизм в Китае и т. д.) и другие попытки “перескочить” через существующие культурно-исторические парадигмы развития. Нечто аналогичное мы наблюдаем и в настоящее время.
    В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть основные социологические концепции культуры под углом зрения взаимодействия “культурного” и “социального”.
    Значительную роль в преодолении иллюзий относительно всесилия разума в воспроизводстве социокультурного процесса, в становлении исторической социологии сыграл В. Дильтей, считавший почти тождественной самой жизни духовно-душевную целостность бытия, культуру как “дух”. Особый “духовный мир”, присущий каждой культуре, эпохе, обусловливает, по мнению Дильтея, социальную деятельность совокупностью заключенных в нем смыслообразующих факторов.
    С Дильтеем в данном вопросе солидарен О. Шпенглер, который подчеркивал, что “духовный мир”, будучи запечатленным в формах экономической, политической, религиозной и художественной жизни, создает культурно-историческую эпоху и отличает ее как целостность от другой.
    Следует отметить особые заслуги русской философско-социологической мысли в изучении культуры как социального феномена. Неокантианские идеи в русской социологии, развиваемые А. С. Лаппо-Данилевским, Б. А. Кистяковским, П. И. Новгородцевым, П. Б. Струве и другими, выдвинули на первый план социального познания уяснение духовных и этических оснований общества, которые определяют специфику социального мира. Положение о “духе народном” (национальном самосознании или национальном характере) как важнейшем факторе общественно-исторического развития, последовательно отстаивалось в отечественной общественной мысли.
    Идея культурно-ценностной обусловленности социальных процессов явилась в определенном смысле “общим знаменателем” для большинства русских мыслителей, а тема русского социокультурного цивилизационного своеобразия стала одной из ведущих в творчестве Н. А. Бердяева (“Душа России” и др.), И. А. Ильина (“Путь духовного обновления”), С. Л. Франка (“Русское мировоззрение”), Н. О. Лосского (“Характер русского народа”), И. А. Солоневича (“Народная монархия”) и в ряде работ других крупных исследователей.
    Свой вклад в постановку проблемы культуры как социального феномена внесли Э. Дюркгейм и М. Вебер.
    Дюркгейм определил культуру как “коллективное, или общее, сознание”. Последнее имеет, с его точки зрения, специфические черты, превращающие это “сознание” в особую реальность: совокупность верований и чувств, общих в основном для одного и того же общества.
    Автор понимающей социологии М. Вебер считал, что “понять” поведение социальных субъектов невозможно без постижения переживаемого самим субъектом “смысла” своего поведения. По Веберу, первичная реальность общества есть культура, которая может проявляться как в социальных структурах типа семьи, государства, так и в духовных формах – религии, искусстве, науке. Культура, в отличие от технологической цивилизации, эмоциональна, личностна, социально ориентирует субъекта. Вебер подчеркивал, что “предполагаемый смысл” реального поведения в подавляющем большинстве случаев самим действующим субъектом осознается смутно или вовсе не осознается.
    Говоря о концепциях культуры, нельзя обойти вниманием социально-психологическую схему 3. Фрейда, согласно которой выделяются три уровня психики: “Оно” – сосредоточение бессознательного (инстинктов, влечений, вытесненных идей и образов), стремящегося вырваться из своих “подвалов”; “Я” – сосредоточение нашего сознания, осуществляющего функции подавления и сублимации бессознательного; “Сверх-Я” – сосредоточение совести, норм и ценностей, “представитель социума в психике”. По Фрейду, культура – это динамическая система, выполняющая своего рода функцию обратной связи между личностью и обществом как по линии “бессознательное – сознательное – нормативно-ценностное – социально-поведенческое”, так и в обратном направлении (корректировка поведения – переоценка ценностей, ревизия норм – вытеснение образцов и идей в бессознательное). С точки зрения Фрейда, сохранение прошлого в душевной жизни есть скорее правило, нежели исключение.
    Своеобразный подход к проблеме взаимодействия культуры и общества, отражающий стилевые особенности культуры XX в., развит в теории И. Хейзинги, рассматривающей игру как важнейший источник и способ существования культуры. В “игровое пространство” Хейзинга помещает не только искусство, но и науку, быт, юриспруденцию, военное искусство. Он показывает, что способность играть глубоко связана с культурностью, которой противостоят отрицание игры, угрюмая серьезность, базирующаяся на отсутствии воображения, представления об относительности, временности, зыбкости. Вместе с тем для подлинной культуры необходимо равновесие игрового и неигрового начал.
    Таким образом, культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на созидание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.
    Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создает на протяжении веков свою собственную суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколение в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить существует ли что-то общее в человеческой культуре то есть существуют ли культурные универсалии. Американский социолог Д. Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам. Все они были сгруппированы по следующим элементам:
    1. Знаково-символический элемент – это знания, зафиксированные в языке. Язык это система знаков и символов, наделённых определённым значением, для получения, хранения и передачи информации.
    2. Ценностный элемент – ценности– это разделяемые обществом или группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть для реализации потребностейлюдей.
    В систему ценностей входят разные ценности: смысложизненные, универсальные (витальные: жизнь, здоровье, семья), образование общественного признания (трудолюбие, социальное положение), межличностного общения (честность, бескорыстие, добро), демократические, партикулярные (привязанность к семье).
    В системе социальной регуляции ценности выступают как более общий элемент для выработки ценностных установок, идеалов, социальных норм.
    3. Нормативный элемент – это конкретные установки в отношении поведения, его образцы.
    Социальные нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, социальную жизнь, в соответствии с ценностями определённой культуры.
    Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается путём поощрений либо санкций, и проявляются в виде правовых и моральных социальных норм. Нормативная культура – это культура, предписывающая стандарты правильного поведения. Социальные нормы могут опираться не только на законы и мораль, но и на обычаи и традиции.
    Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи и традиции.
    Обряд – это набор символических коллективных действий, воплощающих идеи, представления, нормы и ценности.
    Обычай – форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится из прошлого наследия в социалной группе.
    Традиции – элементы социального и культурного наследия.
    Следовательно, упорядоченность социальных связей и взаимодействий, характерная для организованного и институциализированного общества, во многом обусловлена наличием в нём утвердившихся социальных норм и ценностей.
    Выделим основные функции культуры в обществе, которые совпадают с классификацией основных типов и форм человеческой деятельности:
    практически-преобразовательная – потребности человеческой практики вызывают к жизни определенные изменения культуры как условие развития общества;
    познавательная – изучение механизма взаимодействия культуры и общества при помощи всех форм развития культуры и в первую очередь науки, накопление и передача информации, поддержание преемственности, исторической и социальной памяти;
    ценностно-ориентационная – выработка норм, регулирующих социальное поведение, включая политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные идеалы и стереотипы поведения;
    коммуникативная – обмен информацией, общение, выработка общепринятых атрибутов поведения;
    функция социализации – включение личности в социокультурный процесс.
    Постоянным источником развития и воспроизводства культуры является взаимодействие людей, что обусловливает важность анализа функциональной связи личности и культуры.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *