Лекотека что это такое в детском саду?

14 ответов на вопрос “Лекотека что это такое в детском саду?”

  1. Moril Ответить

    светлана ильдеркина
    Из опыта организации лекотеки. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
    Важнейшей задачей модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос психолого – педагогического сопровождения детей на разных этапах их развития.
    Наиболее распространенной формой получения образования детьми с ОВЗ в настоящее время в России является специальное (коррекционное) образование. Здесь специализированная коррекционная помощь, как правило, оказывается дошкольникам с пяти лет и только в отдельных случаях с трех лет. Для ребятишек раннего возраста, имеющих особенности в психофизическом развитии или риск отставания, практически нет специальной службы раннего стимулирующего развития и консультационной помощи их родителям.
    В последние годы, в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. В Письме Минобразованя РФ от 16 января 2002 г. №03–51–5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и образовании детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» особое внимание уделяется интеграции детей раннего возраста, способствующей достижению ребенком с ОВЗ равного или близкого возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
    С этой целью в системе дошкольного образования создаются различные варианты инклюзивного образования. Одной из форм оказания образовательных услуг семьям детей с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, где ребятишки по каким – либо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, является организация в ДОУ лекотеки. Слово «лекотека» («Lekotek») образовано из шведского слова «leko», что значит «игрушка» и «tek»«собрание», «коллекция».
    По своей сути, лекотека – новая форма работы с детьми, позволяющая проследить успехи и трудности каждого ребенка, пошагово сделать анализ его достижений, наметить этапы, поставить реальные задачи, подобрать современные формы работы, и в конечном результате отнивелировать имеющийся у ребенка недостаток до минимального его проявления.
    Целью создания лекотеки в нашем учреждении явилось обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
    Работа лекотеки направлена на решение ряда задач:
    – реализовать образовательную программу, разработанную исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;
    – проводить психопрофилактику, психотерапию и психокоррекцию средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья;
    – обучать родителей (законных представителей, специалистов Учреждения методам игрового взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
    – проводить психопрофилактическую и психокоррекционную работу с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья;
    – проводить психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья при наличии согласия родителей (законных представителей);
    – оказать содействие в социальной интеграции детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья;
    – помогать родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;
    – поддержать инициативу родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.
    Организация работы лекотеки строится на следующих принципах:
    1. Принцип индивидуального подхода.
    2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).
    3. Принцип социального взаимодействия.
    4. Принцип междисциплинарного подхода.
    5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
    6. Принцип динамического развития образовательной модели лекотеки. образовательного процесса.
    7. Принцип взаимодействия с родителями, как равноправными участниками воспитательно – образователного процесса.
    Для ребятишек с ОВЗ и их родителей созданы все условия, чтобы в детском саду они чувствовали себя комфортно, безопасно и могли бы получить квалифицированную помощь специалистов учреждения. Для оказания образовательных услуг имеется ряд помещений: игровая комната, музыкальный зал, спортивный зал, бассейн, сенсорная комната, кабинет ИЗО, кабинеты узких специалистов (учителя – логопеда, педагога – психолога, социального педагога). В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 г. г. детский сад оснащен специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей с ОВЗ (установлены пандусные съезды при входе в детский сад, в здании оборудован лифт для подъема и спуска, детский сад оснащен сооружением системы противопожарной сигнализации и оповещения).
    В лекотеке собраны развивающие и коррекционные игры и игрушки, авторские пособия известных педагогов (пособие Фребеля, блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, кубики Кооса и др., дидактические и раздаточные материалы, аудио – и видео материал, библиотека детских книг, методическая литература для специалистов и родителей.
    В нашей лекотеке работает команда специалистов: старший воспитатель, учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, педагог по ИЗО, воспитатель группы.
    Особенностью лекотеки является то, что работа с каждым ребенком строится по индивидуальной программе, учитывающей личностные, познавательные особенности ребенка, его стиль взаимодействия с окружением, его сильные и слабые стороны. Основной формой работы специалистов являются индивидуальные и групповые игровые сеансы. Наши педагоги в своей работе используют разнообразные направления: совместные музыкальные приветствия, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания О. В. Бурлакиной, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, координации и подражательности (элементы игровой кинезиотерапии, игры на развитие сенсорного восприятия, арт – терапевтические методы во всем своем разнообразии (сказкотерапия, музыкотерапия и другие, психогимнастику Чистяковой, тренинги раннего развития в паре мама – ребенок («Кенгуру» С. В. Ворониной, Р. Ю. Кухаренко; «Дитятко. 1 – 2 года» и «Счастливый малыш. 2 – 3 года» Е. В. Ларечиной, элементы логоритмики М. Ю. Картушиной, фонетической ритмики Т. М. Власова и А. Н. Пфафенродт, систему игр на формирование мышления у детей с ОВЗ Е. А. Стребелевой, разработки из индивидуально – ориентированной коррекционно-развивающей программы «Лекотека» (А. М. Казьмин, Е. А. Петрусенко, Г. А. Перминова, А. И. Чугунова, А. М. Пайкова, Склокина Н. А.) и многое другое. Каждая встреча специалиста с ребенком наполнена интересными, познавательными играми и приемами.
    Посещают лекотеку дети раннего и дошкольного возраста, имеющие различное состояние здоровья и отличающиеся по уровню эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Но всех их объединяет потребность в получении не меньшего внимания и заботы, чем получают ребятишки, посещающие обычные группы детского сада
    Клиентами лекотеки становятся не только дети, но и их родители. Родители малышей с ОВЗ не знают о возможностях педагогической науки по работе с ребенком, боятся сделать что-то не так, не всегда способны найти подход к своему чаду, чтобы заинтересовать его выполнить необходимые задания с желанием, обучить дошкольника привнося элементы игры.
    Сопровождение родителей в лекотеке включает в себя:
    – информационную поддержку, которая предусматривает разъяснение особенностей развития ребенка, приемов и методов педагогической помощи детям;
    – индивидуальные консультации родителей с сотрудниками лекотеки, имеющие целью гармонизацию детско-родительских отношений;
    – групповые встречи семей, организуемые сотрудниками лекотеки, проводимые с целью взаимодействия и получения семьями взаимной поддержки.
    Стоит помнить, что отношение в обществе к людям с особенностями развития, с ограничениями здоровья – это зеркало, отражающее истинный портрет нашего общества.

  2. NYSUR Ответить

    Галина Денисюк
    Структурное подразделение «Лекотека» в ДОУ
    Лекотека – это служба, оказывающая раннюю психолого-педагогическую помощь тем детям, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Слово «лекотека» произошло от шведского «leсo», что значит «игрушка», и греческого «theke»«собрание», «коллекция». Первая лекотека была основана в 1963 году в университетской клинике Стокгольма по инициативе родителей и педагогов с целью смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации на детей при помощи игры. Первая американская лекотека была открыта в 1980 году, сейчас в США развита сеть лекотек для детей с проблемами в развитии и их семей. Лекотеки облегчают детям с инвалидностью вхождение в социум, помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни.
    Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
    Занятия с детьми в лекотеке проводятся в индивидуальной и групповой формах.
    В работе группы участвуют родители (законные представители). Продолжительность групповых занятий составляет от 1 часа до 1 часа 30 мин. в зависимости от возраста и сложности нарушений развития детей.
    Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей.
    В нашем дошкольном учреждении лекотека подразумевает еженедельные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, психологом, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем и арт-педагогом.
    Я работаю в системе лекотеки арт-педагогом в течении 3 лет и считаю, что терапия детей с ограниченными возможностями требует бережного и чуткого подхода. Его обеспечивает арт-терапевтический метод, который посредством художественной деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья. Ибо ребёнок, как писал великий русский педагог К. Д. Ушинский, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».
    В своей работе я использую следующие арт-терапевтические методы:
    – изотерапия;

    – цветотерапия;

    – имаготерапия;

    – куклотерапия;

    – пескотерапия и др.
    Таким образом применение арт-терапии в работе лекотеки помогает ребёнку максимально успешно адаптироваться в социуме и улучшить его психологическое здоровье.

  3. Anayamath Ответить


    ЛЕКОТЕКА

    «Вместе Мы сможем больше!»

    В последнее время в системе образования мы всё чаще сталкиваемся с новыми незнакомыми для нас терминами. Одним из таких терминов является слово «лекотека». Итак, давайте разберёмся, что же это такое, ответив на восемь основных вопросов, которые чаще всего задают родители.
    Вопрос первый: Что же такое «ЛЕКОТЕКА»?
    Прежде всего лекотека – это такая новая форма дошкольного образования.
    Само слово лекотека (произошло от шведского слова leco- игрушка и греческого theke- хранилище – это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.
    Иными словами она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей с особенностями развития не имеющими возможности посещать дошкольное учреждение.
    Вопрос второй: сложно ли попасть в Лекотеку?
    Попасть к нам несложно. Очередей в настоящее время в лекотеке нет, но её посещают только те дети , которые не ходят в детский сад по разным причинам. В этом смысле в настоящее время это островки благополучия. Дети направляются врачами поликлиники на психолого-медико-педагогическую комиссию, по решению которой ребёнок будет зачислен в Лекотеку.
    Вопрос третий: с какого возраста ребёнок может посещать Лекотеку?
    Мы можем включать в систему образования детей, начиная с 3 лет до 8 лет включительно.
    Вопрос четвёртый : дети с какими нарушениями могут посещать Лекотеку?
    К нам могут обращаться семьи, воспитывающие детей со сложными дефектами развития, не посещающие дошкольное учреждение. Это и ранний детский аутизм, эписиндром, детский церебральный паралич с множественными поражениями, синдром Дауна, органические поражения с умственной отсталостью и другие любые нарушения.
    Вопрос пятый: какие методы коррекции используются при работе с детьми, посещающими Лекотеку, как проходят занятия?
    В своей работе специалисты Лекотеки используют различные методы, приёмы и техники. Например, арт-терапевтические техники, метод глобальной коммуникации и многое другое, но особенностью Лекотеки является то, что в ней нет занятий, есть игровые сеансы. Януш Корчак сказал: «Не снизойти до ребёнка, а подняться до его уровня понимания». А что понятно и интересно ребёнку дошкольного возраста? – игра. Игровые сеансы проводятся от 1 -2 раза в неделю в соответствии с потребностями и возможностями ребёнка и семьи. Игровые сеансы могут быть индивидуальными или групповыми. Индивидуальный игровой сеанс –это когда присутствует ребёнок с мамой и специалист. Групповой игровой сеанс – это группа из 4-6 детей и их родителей. Основные задачи группы: стимуляция развития детей и их социальная адаптация, организация помощи родителям.
    Вопрос шестой: сколько времени длятся игровые сеансы?
    Продолжительность индивидуальных игровых сеансов от 20 до 40 минут . Групповые игровые сеансы – 30-50 минут. Родители всё время находятся рядом с своим ребёнком.
    Вопрос седьмой: оказываете ли вы помощь родителям, в семье которых растет особенный ребёнок?
    Родители детей, имеющих проблемы в развитии, требуют особого внимания и поддержки. Для них мы организуем консультации специалистов, родительские семинары, которые решают задачу обучения методам и приёмам взаимодействия с детьми.
    Специалисты нашей ЛЕКОТЕКИ реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи.
    Вопрос восьмой: сколько стоят сеансы лекотеки?
    Все занятия и сеансы бесплатные !
    Ну и вопрос девятый: как с нами связаться ?
    Это довольно просто МДОУ № 117 находится по адресу Онискевича 15, телефон 24-24-09.
    Поэтому приходите к нам, мы Вас с удовольствием примем!
      

    Лекотека
    “Островок детства”

  4. Deadpool Ответить

    Лекотека –это.
    РОССИЙСКАЯ ЛЕКОТЕКА – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития.
    Первая лекотека была создана в Швеции в 1963 году- родители и педагоги создали своеобразную «библиотеку»(собрание) развивающих игр и игрушек. Слово лекотека переводится как «хранилище игрушек»
    Наша лекотека открылась в  детском саду №865 в 2008 году и с тех пор дети которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья с удовольствием приходят на занятия к нам. Наша лекотека бесплатно обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей от 2 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья ( нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи) и особыми образовательными потребностями.
    Каждый ребенок уникален, но иногда детям нужна особенная помощь. Для детей с особыми нуждами, чтобы учиться и развиваться в той или иной степени необходима  дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способности к развитию.
    Эту помощь и поддержку оказывают специалисты нашей лекотеки:  педагог-психолог, учитель-логопед и учитель –дефектолог.
    Педагоги нашей лекотеки  помогаю детям перейти на новый уровень, постепенно расширяя рамки игровой деятельности и помогая справится со специфическими трудностями. Детям с ограниченными возможностями здоровья( ОВЗ )многое дается  гораздо труднее, чем другим. Зачастую они не испытывают особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего мира. Наша педагогическая задача искать чем их заинтересовать, придумать мотивацию для ребенка исходя из его склонности и интересов.
    Посещая вместе с ребенком лекотеку, семья обретает дополнительную помощь и поддержку. В ходе проведения занятий родители и педагоги  являются равноправными участниками данного процесса ,т.е. партнерами, осуществляющими совместную деятельность. Родителям даются рекомендации с описанием конкретных индивидуальных занятий и приемов работы с ребенком. Родителей знакомят с задачами каждого занятия, где проводится обучение родителей приемам установления эмоционального контакта: тактильного, эмоционально-речевого воздействия, умениям привлекать внимание,  отсроченного речевого сопровождения, поощрения; формирование чувствительности к совместному взаимодействию со своим ребенком.
    На подгрупповых занятиях родители учатся приемам установления эмоционального контакта ребенка со сверстниками, организации  эмоционально практического взаимодействия ребенка с другим детьми, учатся наблюдать за детьми и «подключать» своего ребенка к действиям партнера по игре. Родители «особенных детей», счастливы когда видят, что ребенку приятно ,что он веселый и доволный.
    Отличительной особенностью лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Посещать лекотеку могут дети разного возраста, имеющие существенно разное состояние здоровья, разный уровень эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Это делает невозможным использование единой образовательной программы. Специалисты лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирают направления и конкретное содержание психолого-педагогической помощи.
    Индивидуальные программы, по которым проводятся занятия с детьми, строятся на основе современных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием последних достижений специальной психологии и коррекционной педагогики. При организации занятий применяются игровой и деятельностный методы с элементами арт-терапевтических техник
    Основной метод работы нашей   лекотеки –это игра. « С ребенком нужно делать все через игру» слова Д.Б.Эльконина, мы проводим как индивидуальные так и групповые игровые сеансы с детьми( в присутствии и с участием их родителей) Дети посещают лекотеку 2-3 раза в неделю( продолжительность игрового сеанса 60 минут) как и другие воспитанники детского сада принимают участие в конкурсах и досугах посвященных  праздникам.
    Основная цель, которую мы ставила перед собой – создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка средствами расширения социального пространства и освоения способов общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
    Мы стараемся создать эмоционально благоприятную атмосферу для адаптации детей , оказать благотворное влияния на развитие их личности, развитие у них игровой, трудовой, продуктивной и познавательной деятельности
    Развиваем творческую активность, а также коммуникативные, двигательные и художественные навыки детей, в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями; в ноябре наша воспитанница участвовала в районном фестивале детского и молодежного творчества « Гольяновские дарования» в номинации декоративно- прикладное  искусство и получила грамоту за рисунок на тему: « Мама, папа, я- спортивная семья».
    Способствуем сплочению детей и взрослых, готовности к освоению новых видов деятельности и совместному преодолению возникающих трудностей
    Помочь детям адаптироваться, освоить необходимые социальные навыки, личностно раскрыться и поверить в свои силы  – вот что мы считаем  главным на сегодня.
    Для этого мы внимательно и тщательно выбираем доступный, но разнообразный материал, наглядность, используя в работе с детьми специальное оборудование SPEKTRA, DUSIMA направленные на развитие: Тактильно-двигательного восприятия
    Мелкой и крупной моторики
    Экспериментирование: вес, вкус, звук, цвет
    Экспериментирование: изучаем движение и свойства воды
    Экспериментирование: оптические эффекты
    Пишем и рисует на песке
    Художественное творчество
    Развиваем координацию движений
    Двигательная активность
    Я и мой волшебный дом
    Сортировка
    Мягкие забавы
    Игры для развития и коррекции: шарик в лабиринте,Сенсино,Бамболео, зоопарк из Тарамбуко, магнитный лабиринт, мольберт гонщик, Формидо, игровой стол для занятий с водой и песком,  материалы  Никитеных  и           М .Монтессори,  кубики логические ,кубики напольные (крупные модули)  , «Кочки на болоте», кукольный театр ,компьютерные технологии по методикам Г.Домана и многое другое.
    Нашу лекотеку посещают дети с различными нарушениями в развитии и каждому из них мы стараемся дать возможность ощутить собственную значимость включая в процесс сопровождения точечную инклюзию: наши детки участвуют в досугах, праздниках совместно с другими воспитанниками . Суть инклюзии заключается в том ,что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.В следующем учебном году двое наших воспитанников идут в общеобразовательные школы , двое в детские сады и мы за них очень рады .
    Завершить свою статью я хотела ба словами В . А. Сухомлинского  :
    «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».
    В нашей лекотеки рады принять Вас и Вашего ребенка
    Вас  ждут:
    Сеансы индивидуальной и групповой игротерапии.
    Сеансы музыкотерапии  и движения под музыку.
    Дидактические игровые занятия с целью формирования у ребенка новых навыков и знаний, предпосылок к учебной деятельности.
    Специалисты нашей лекотеки, имеющие углубленные знания во многих областях психологии, медицины и специальной педагогики. Ориентированы в особенностях нормального и патологического психомоторного развития детей , владеют навыками практической работы с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
    Наши координаты:
    Москва, район Гольяново, ул. Хабаровская д.12.
    ГБОУ детский сад комбинированного вида №865 СП «Лекотека» тел. (495) 467-59-10
    Задать свои вопросы вы можете по телефонам: 8-909-670-27-05 , 8-916-887-68-28.
    Автор статьи педагог – психолог СП Лекотеки ГБОУ д/с  № 865 Шмаль Светлана Викторовна

  5. UNYKIT Ответить




    Что такое «Лекотека»?
    Лекотека – вариативная форма дошкольного образования, реализующая инклюзивную практику.
    Само слово «лекотека» произошло от шведского слова «leco» – игрушка и греческого «theke» – хранилище.
    Лекотека – это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.
    Иными словами, она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей с особыми образовательными потребностями, не имеющими возможности посещать дошкольное образовательное учреждение.
    Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.

    Для чего нужна Лекотека?

    Основной целью лекотеки, является социализация ребенка , развитие сенсорных навыков, развитие речи, психологическая помощь родителям детей с ОВЗ. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет не имеющие возможности по разным причинам посещать дошкольные учереждения.
    Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылок учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей, оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в коррекционно – обучающей форме игровой деятельности , индивидуальный подход к каждому ребенку .
    Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.
    ИГРА – основной метод лекотеки
    Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. Эти средства должны перекрывать все основные потребности ребенка с особыми нуждами, связанные с организацией его игровой деятельности. Материальная база Лекотеки включает следующие разделы:
    специальное оборудование для детей с нарушениями движений;
    оборудование для развития общей подвижности;
    игрушки для развития ручных навыков;
    игрушки для развития тактильного восприятия;
    игрушки и средства для развития зрительного восприятия;
    игрушки для развития слухового восприятия;
    игрушки для развития мышления;
    игрушки для развития речи и языка;
    игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
    игрушки для игры с водой;
    игрушки для игры с сыпучими материалами;
    материалы для изобразительного творчества;
    музыкальные игрушки;
    книги для детей;
    фонотека;
    видеотека;
    компьютерные игры;
    книги для родителей;
    средства для развития невербальной коммуникации;
    выставка самодельных игрушек;
    специальное оборудование для детей со сложным дефектом.
    Следует отметить, что многие игрушки могут использоваться для развития различных сторон психики ребенка. Специалист подбирает средства, необходимые малышу, демонстрирует варианты игры с ребенком его родственникам или няне.
    Самым главным принципом работы нашей лекотеки является взаимодействие с родителями.
    Лекотека – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития.
    Родители – полноправные участники реабилитационного процесса:
    получают полную информацию о перспективах развития ребёнка;
    принимают участие при обсуждении индивидуально-ориентированной программы;
    вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком;
    обучаются приёмам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

    ФОТООТЧЁТ О РАБОТЕ “ЛЕКОТЕКИ”>>>
    Наши специалисты:
    Старший воспитатель.
    Деятельность старшего воспитателя направлена на координирование деятельности всех участников коррекционно – образовательного процесса Лекотеки.
    Учитель-дефектолог
    Формирует или развивает представления об окружающем мире, элементарные математические представления, мышление, восприятие, моторику, сенсорные эталоны на индивидуальных и подгрупповых занятиях с учетом индивидуальных особенностей детей.
    Учитель-логопед
    Проводит диагностику речи, участвует в создании индивидуальных программ развития детей, проводит индивидуальные занятия с детьми по коррекции речевого развития, проводит подготовку артикуляционного аппарата к постановке звуков.
    Педагог-психолог
    Осуществляет психолого-педагогическую поддержку семьи и участвует в проведении игровых сеансов, способствует созданию благоприятных условий для развития личности ребенка, принимает участие в социальной адаптации семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, осуществляет индивидуальное и групповое сопровождение семьи.
    Тьютор
    Деятельность тьютора направлена на обеспечение воспитанников индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения.
    Музыкальный руководитель
    Развивает музыкальные способности, эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.
    Инструктор по физической культуре
    Работает над сохранением и укреплением здоровья всех детей и их физического развития, организует спортивные праздники, досуги и развлечения.
    Педагог дополнительного образования (ИЗО)
    Выявляет творческие способности воспитанников, создает условия, способствующих их развитию.
    Воспитатель
    Его деятельность направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников.
    Режим работы Лекотеки.
    Организованы две группы:
    Утренняя (с 9.00 до 12.00) понедельник-пятница
    Вечерняя (с 15.00 до 18.00) понедельник-пятница
    Количество детей в группе до 8 человек.
    ОКНО В МИР РЕБЁНКА>>>
    О работе “Лекотеки” в СМИ:
    15.01.2015 “ОСОБЫМ ДЕТЯМ – ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ”
    14.01.2015 “В бассейне чебоксарского детсада установили специальный подъемник для детей с ограниченными возможностями”
    14.01.2015 “Как работает инклюзивное образование в чебоксарском детском саду «Созвездие»”
    12.11.2014″ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ В ОБЫЧНОЙ СРЕДЕ “
    7.11.2014 В ЧЕБОКСАРСКИХ ДЕТСАДАХ РАЗВИВАЮТСЯ НОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С “ОСОБЕННЫМИ ДЕТЬМИ”
    6.11.2014″ОБЩЕНИЕ НА РАВНЫХ”
    31.10.2014″В Чебоксарах работа по образованию детей-инвалидов ведется на высоком уровне”
    31.10.2014″Раccейре чaвашсенчен вeренсе сывлaхпа хавшакраххисем валли ача сачeсем уcаcce”

  6. PrinceSSkA Ответить

    Абвгде
    Образовательная программа лекотеки на 2015–2016 учебный год
    Образовательная программа
    лекотеки
    МКДОУ детсад №12 г. Россоши
    на 2015 – 2016 учебный год
    Разработчик:
    методист-инструктор, социальный педагог О. Н. Разумова
    г. Россошь
    2015 г.
    1. Пояснительная записка
    В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», Уставом образовательного учреждения настоящая образовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики лекотеки.
    Лекотека – это структурно-функциональная единица в системе образования, создаваемая для оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Основным понятием в лекотеке является игра, рассматриваемая как деятельность, приносящая ребёнку удовольствие и создающая условия для формирования средств общения и социально ориентированного поведения.
    Образовательная программа лекотеки создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей воспитанников (законных представителей) и самих воспитанников с учётом реальной ситуации, материальных и кадровых возможностей учреждения.
    3. Назначение программы
    Цель:
    обеспечение семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, получения психолого-педагогического сопровождения в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации к обществу и интеграции в социум.
    Задачи:
    1. Реализовать права воспитанников с ОВЗ на получение психолого-педагогического сопровождения.
    2. Соблюсти соответствие локальных актов МКДОУ детсад №12 государственным документам, регламентирующим работу лекотек.
    3. Проанализировать материально-техническое оснащение лекотеки МКДОУ детсад №12 и определить пути улучшения его для наилучшей реализации образовательной программы.
    4. Проанализировать педагогические возможности учреждения и определить пути повышения квалификации, переквалификации педагогов, способствующие наиболее полной реализации цели образовательной программы.
    5. Определить приоритетные пути развития лекотеки МКДОУ детсад №12 с учётом интересов всех сторон, задействованных в педагогическом процессе…
    4. Принципы реализации программы
    Программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы.
    Информационной компетентности (психолого-педагогической, инновационной, информационной) участников образовательного процесса в лекотеке МКДОУ детсад №12.
    Вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития лекотеки МКДОУ детсад №12.
    Включение в решение задач данной программы всех субъектов образовательного пространства.
    5. Условия реализации программы
    5.1. Характеристика условий, обеспечивающих качество образовательной деятельности лекотеки МКДОУ детсад №12.
    5.1.1. Организационно-педагогическое обеспечение.
    Учебный год начинается 1 сентября.
    Предусмотрена пятидневная неделя для всех воспитанников.
    При функционировании лекотеки в составе образовательного учреждения – детского сада (из расчёта 12 детей):
    руководитель лекотеки
    1 ст.
    педагог-психолог 1
    социальный педагог 0,5
    учитель-дефектолог 0,5
    медицинская сестра 0,25
    специалист 0,5
    помощник воспитателя 0,5
    7. Организация деятельности лекотеки
    7.1. При включении в лекотеку специалистами структурного подразделения проводится психолого-педагогическое обследование развития ребёнка. Первичный приём проводит педагог-психолог. Встреча проходит в форме беседы. По ходу встречи заполняется следующая документация: регистрационный лист, анамнез, анкета. После встречи специалиста (учителя-логопеда, учителя-дефектолога) с родителем в свободной форме заполняется протокол первичной консультации. В нём фиксируется краткое содержание беседы с родителем, запрос родителей, решение о дальнейшем взаимодействии семьи и лекотеки. Протокол повторной консультации заполняется в том случае, если родители обращаются за консультацией к специалисту в течение года. В нём также фиксируется содержание беседы, с кем и когда она проводилась.
    После того как родитель встретился со всеми специалистами, он приходит в назначенное время вместе с ребёнком на диагностический игровой сеанс, на котором может проводиться видео- или фотосъёмка в присутствии всех специалистов. По завершении сеанса педагог-психолог заполняет протокол первичного обследования ребёнка, в котором указывает дату проведения обследования, ФИО и дату рождения ребёнка, реакцию ребёнка на новую обстановку, на нового человека, результаты проведения диагностических проб, коммуникация ребёнка, проведенные исследования, индивидуальные особенности ребёнка.
    Диагностический этап длится 2 месяца. При обследовании используется метод наблюдения за самостоятельной деятельностью ребёнка и в диаде родитель – ребёнок.
    Специалисты отслеживают особенности поведения родителя на игровом сеансе, все показатели фиксируются в одноимённом протоколе. Совершают домашний визит с целью обследования ребёнка в домашних условиях. Заполняют протокол обследования, в нём фиксируются данные о социальных условиях, характеристика детской среды, режимные моменты ребёнка, взаимодействие ребёнка и взрослого в домашних условиях. В течение года проводится несколько диагностических сеансов: при включении ребёнка в лекотеку (сентябрь – октябрь) и по одному сеансу в середине (февраль) и в конце учебного года (май).
    7.3. Перед началом коррекционно-образовательной деятельности специалисты лекотеки составляют индивидуально-ориентированную программу на каждого ребёнка. Специалистами указывается содержание программы (её целевой раздел, целевой подраздел, контролируемые параметры (ожидаемое поведение ребёнка); методы и формы работы с ребёнком, план работы с социальным окружением, ссылки на используемую литературу. Индивидуально-ориентированная программа утверждается родителем, председателем методобъединения, тремя участниками методобъединения, ведущим специалистом.
    7.4. Основными видами работы с ребёнком и семьей являются индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультация, тренинг, супервизии.
    7.7. Количество занятий в неделю
    Обычная интенсивность занятий по программе «Лекотека» составляет:
    для ребёнка – от 1 до 4 в неделю,
    для родителей – от 1 до 2 раз в неделю –
    в зависимости от состояния ребёнка, возможностей родителей по транспортировке ребёнка, занятости специалистов лекотеки.
    7.8. Способы взаимодействия специалистов
    В работу с ребёнком и семьей в рамках программы могут быть вовлечены от одного до нескольких специалистов, которые договариваются между собой о сферах ответственности. В каждом случае определяется ведущий специалист, то есть тот, который отвечает за составление индивидуального плана работы с ребёнком и семьёй, привлекает по необходимости других специалистов, сотрудничает с ними, реализует все основные компоненты сезонной работы.
    Профессиональное взаимодействие специалистов поддерживается на консилиумах, на которые выносятся наиболее сложные вопросы ведения конкретных семей, разборы диагностических и рабочих сеансов, планирование и подготовка тренингов для родителей и групповых форм работы с семьями, обсуждение приёма и отчисления семей, определение форм работы и состава специалистов, участвующих в ведении семьи. В групповых формах работы с несколькими семьями могут участвовать от одного до 3 специалистов разного профиля (например, специалист + педагог-психолог или учитель-дефектолог).
    Работа с семьёй осуществляется в соответствии с моделью сезонной работы, представленной в следующей схеме:
    К – консультация, ДИС – диагностический игровой сеанс, ТИС – терапевтический игровой сеанс, КР – консультирование родителей, ГТР – групповой тренинг родителей, АТГС – арт-терапевтический групповой сеанс, ИРР – индивидуальная работа с родителями.
    9. Планируемые результаты
    Исходя из того, что воспитанники лекотеки имеют нарушения:
    – разные по природе происхождения,
    – по сочетанности нарушений,
    – по степени выраженности дефекта развития,
    – по разным условиям воспитания в семье и отношению членов семьи к проблеме ребёнка,
    результаты психолого-педагогического сопровождения ребёнка и семьи строго индивидуальны.
    Позитивным результатом следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребёнка и семьи на данном этапе. Оптимальный срок для контроля достижения краткосрочных целей – 3 месяца.
    В типичных случаях (при средней выраженности нарушения развития) дети могут достичь уровня развития, необходимого для поступления в ДОУ компенсирующего вида к 4–6 годам, однако это не означает что вся развивающая часть содержания программы «Лекотека» была реализована. Обычно индивидуальная программа развития ребёнка является лишь частью исходной программы.
    Оценка результативности программы осуществляется путём сопоставления состояния по всем направлениям работы на момент составления индивидуального маршрута и по окончании учебного года. При этом используются диагностические формы.

  7. Mr.PoZiTiV4iK Ответить

    Ольга Савичева
    Взаимодействие с семьёй в условиях лекотеки
    Социализация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения. Работа с такими детьми и их семьями – дело очень сложное. Это связано не только с характером патологии и возрастом ребёнка, но с необходимостью тесного сотрудничества с его семьёй. На базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колосок» была создана лекотека.
    Основные задачи, которые лекотека решает, осуществляя работу с родителями, это помощь в ориентировке родителей в ситуации развития своего ребенка (в понимании его особенностей, проблем и ресурсов, содействие в формировании активной позиции родителей относительно ребенка, поддержание позитивного стиля взаимодействия взрослых с ребенком, обучение родителей и оказание психологической помощи. Специалисты лекотеки осуществляют психологическое сопровождение семьи преимущественно в процессе игровой деятельности. Наряду совместного посещения игровых занятий с ребенком, где уделяется время беседе с родителями, для решения этих задач родителям в лекотеке предлагается индивидуальное консультирование и групповая работа.
    Индивидуальное консультирование родителей могут осуществлять разные специалисты лекотеки. Педагог-психолог лекотеки осуществляет консультирование родителей по следующим темам: «Организация жизнедеятельности и воспитания ребёнка с аутизмом», «Если в семье ребёнок с задержкой психического развития», «Психологическое сопровождение детей с ОВЗ как условие развития личности ребёнка», «Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья». Учитель-логопед консультирует родителей по таким вопросам, как «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ», «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи», «Особенности развития речи у детей с нарушением зрения», «У вашего ребёнка задержка речевого развития. Что делать?».
    Групповая работа для родителей в лекотеке направлена на решение нескольких задач:
    формирование мотивации для установления гармоничных отношений с проблемным ребенком;
    формирование мотивации к сотрудничеству со специалистами учреждения, в котором оказывается помощь ребенку;
    развитие у родителей потребности к повышению своего культурного уровня и психолого-педагогической грамотности.
    Основная форма организации работы с родителями – групповая (проведение семинаров, собраний, круглых столов и др.). Мы знакомим родителей с разнообразной полезной информацией, связанной с особенностями развития ребенка, его обучения и воспитания. По запросу проводим индивидуальные беседы: «специалист-родитель», «специалист-ребенок-родитель».
    Используем в работе с родителями формы наглядной информации:
    1. Информационные стенды для родителей. На этих стендах размещена информация общего характера.
    2. Тематические стенды для родителей, где изложена в краткой и доступной форме информация об особенностях психического развития детей, рекомендации по преодолению тех или иных проблем в жизни ребенка и его семьи.
    3. «Настольная» информация. Эта форма работы используется в местах ожидания детей (книги, брошюры, папки с рекомендациями специалистов).
    4. Папки-передвижки помогают более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания.
    5. Тематические выставки и экспозиции с результатами творческой деятельности детей – с помощью этой формы работы родителям демонстрируются успехи детей, а также показывается, что у детей с ограниченными возможностями здоровья можно и нужно развить творческие способности.
    Опыт работы специалистов нашего учреждения показывает, что большинство родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и пониманию данной жизненной ситуации. Взгляд родителей на собственного ребенка и его перспективы не совпадают с оценками врачей и педагогов, а неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не адекватно оценивают возможности ребенка в воспитании детей. Очень часто самостоятельно не справляются со сложившейся ситуацией и нуждаются в адекватной поддержке специалистов, в частности психолога. Психологическая помощь направлена на формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательной компетентности родителей. Вся эта деятельность родителя, направленная на ребенка, помогает ему излечиваться от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.
    Групповая форма является одной из самых эффективных. Занятия проводятся один раз в неделю. При групповой форме психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждого участника занятия, но и внутри группы при взаимодействии участников, а также предполагает совместное участие родителей и детей на занятиях. Работа в группе направлена на активное присвоение и использование родителями в реальных жизненных обстоятельствах нового опыта, ведущего в дальнейшем к самопознанию их собственных потенциальных возможностей. Задачами психокоррекции являются:
    • формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с ОВЗ;
    • коррекция взаимоотношений в диаде родитель-ребенок;
    • коррекция нарушенного психологического состояния родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
    • гармонизация внутрисемейных отношений.
    Сопровождение семьи в лекотеке проходит в рамках семейно-ориентированного подхода, который даёт возможность учитывать не только особенности ребёнка, но и семьи, то есть работать с системой «ребёнок-родитель» и активно вовлекать родителей в работу по развитию ребёнка. В работе с семьёй в рамках семейно-ориентированного подхода специалисты стремятся создавать условия для того, чтобы родители сами формулировали запрос к специалисту, активно участвовали в обследовании ребёнка, вместе со специалистами планировали индивидуально-ориентированную программу работы с семьёй и участвовали в реализации этой программы.
    Работа с группой родителей имеет свои преимущества. В группе создаются оптимальные условия для обсуждения проблем, выражения чувств, проявления эмпатии, снятия напряжения, обмена опытом, узнавания разных точек зрения, получения обратной связи о собственных идеях и представлениях. Специалист ведущий групповую работу с родителями тщательно подбирает родителей по их готовности к участию в группе и по характеру волнующих их проблем. Я использую такие формы групповой работы как родительский семинар и тренинг.
    Родительский семинар решает задачу обучения. В нём могут принимать участие до 10-12 родителей. Семинар может состоять из нескольких встреч продолжительностью 1-3 часа.
    В нашей лекотеке за минувший год было проведено более 10 родительских семинаров, темы которых были сформулированы по запросам самих родителей, а именно: «Гиперактивные дети», «Типы материнского поведения», «Как справиться с детской агрессией?», «Роль игры в жизни ребёнка дошкольного возраста», «Какие игрушки необходимы детям с ОВЗ». А также семинары-практикумы: «Играем пальчиками», «Я и мой ребёнок».
    Тренинг для родителей направлен на решение задач психологической поддержки, преодоления проблемных ситуаций, дезадаптивных форм поведения. Оптимальное количество участников тренинга 4-6 родителей. Тренинг может состоять из нескольких встреч продолжительностью не менее 2-х часов.
    За прошедший учебный год всего было проведено 6 тренинговых занятий, среди которых были на такие темы: «Учимся понимать друг друга» – совместный тренинг родителей и детей направленный на повышение коммуникативных навыков; «Как справиться с агрессией?» – цель тренинга состояла в разработке с родителями формы взаимодействия в семье с ребенком, ведущие к снижению и погашению детской агрессии; «Тренинг ассертивности» – направлен на развитие способности не зависеть от внешних оценок и влияний.
    Опрос родителей показал, что постоянное взаимодействие со специалистами лекотеки (получение информации о проблеме, освоение методов и форм работы с ребёнком, участие в работе родительских групп, общение с семьями других детей) повышает уверенность родителей в собственных силах, способствует снятию тревожности, снижает уровень стресса у родителей, способствует формированию новых смыслов во внутрисемейных отношениях.
    Важно, чтобы в результате работы сложились доверительные отношения, и установилась «обратная связь» с семьей. Как правило, в диалоге каждая из общающихся сторон берет всю ответственность за собственные решения и действия. Сотрудничество с родителями – это непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

  8. Manarn Ответить

    Автор статьи — педагог-психолог Шмаль Светлана Викторовна, СП Лекотека ГБОУ детский сад № 865 (г. Москва). 
    Первая лекотека была создана в Швеции в 1963 году. Родители и педагоги создали своеобразную «библиотеку»(собрание) развивающих игр и игрушек. Слово лекотека переводится как «хранилище игрушек».

    Наша лекотека открылась в детском саду № 865 в 2008 году, и с тех пор дети, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья, с удовольствием приходят на занятия к нам.
    Наша лекотека бесплатно обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей от 2 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями в физическом и/или психическом развитии, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи) и особыми образовательными потребностями.
    Каждый ребенок уникален, но иногда детям нужна особенная помощь. Для детей с особыми нуждами, чтобы учиться и развиваться, в той или иной степени необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У таких детей имеются специфические проблемы, ограничивающие их способности к развитию.
    Эту помощь и поддержку оказывают специалисты нашей лекотеки: педагог-психолог, учитель-логопед и учитель-дефектолог.
    Педагоги нашей лекотеки помогают детям перейти на новый уровень, постепенно расширяя рамки игровой деятельности и помогая справиться со специфическими трудностями. Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) многое дается гораздо труднее, чем другим. Зачастую они не испытывают особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего мира.

    Наша педагогическая задача состоит в том, чтобы найти, чем можно было бы заинтересовать ребенка с ОВЗ; определить мотивацию ребенка исходя из его интересов.

    Посещая вместе с ребенком лекотеку, семья обретает дополнительную помощь и поддержку. В ходе проведения занятий родители и педагоги являются равноправными участниками данного процесса — партнерами, осуществляющими совместную деятельность. Родителям даются рекомендации с описанием конкретных индивидуальных занятий и приемов работы с ребенком. Родителей знакомят с задачами каждого занятия в детском саду, проводится обучение родителей приемам установления эмоционального контакта: тактильного, эмоционально-речевого воздействия, умениям привлекать внимание, отсроченного речевого сопровождения, поощрения; формирование чувствительности к совместному взаимодействию со своим ребенком.
    На подгрупповых занятиях родители учатся приемам установления эмоционального контакта ребенка со сверстниками, организации эмоционально практического взаимодействия ребенка с другим детьми, учатся наблюдать за детьми и «подключать» своего ребенка к действиям партнера по игре. Родители «особенных детей» счастливы, когда видят, что ребенку приятно, что он весел и доволен.

    Отличительной особенностью лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе.

    Посещать лекотеку могут дети разного возраста, имеющие существенно разное состояние здоровья, разный уровень эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Это делает невозможным использование единой образовательной программы. Специалисты лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирают направления и конкретное содержание психолого-педагогической помощи.
    Индивидуальные программы, по которым проводятся занятия с детьми, строятся на основе современных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием последних достижений специальной психологии и коррекционной педагогики. При организации занятий применяются игровой и деятельностный методы с элементами арт-терапевтических техник

    Основной метод работы нашей лекотеки – это игра.

    С ребенком нужно делать все через игру.
    Д. Б. Эльконин.
    Мы проводим как индивидуальные, так и групповые игровые сеансы с детьми (в присутствии родителей и с их участием).
    Дети посещают лекотеку 2-3 раза в неделю. Продолжительность игрового сеанса составляет 60 минут. Дети, как и другие воспитанники детского сада, принимают активное участие в конкурсах и досугах, посвященных праздникам.
    Основная цель, которую мы ставим перед собой — создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка средствами расширения социального пространства и освоения способов общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
    Мы стараемся создать эмоционально благоприятную атмосферу для адаптации детей, оказать благотворное влияние на развитие их личности, развитие у них игровой, трудовой, продуктивной и познавательной деятельностей. Мы развиваем творческую активность, а также коммуникативные, двигательные и художественные навыки детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
    Так, в ноябре 2012 года наша воспитанница участвовала в районном фестивале детского и молодежного творчества «Гольяновские дарования» в номинации декоративно-прикладное искусство и получила грамоту за рисунок на тему: « Мама, папа, я — спортивная семья».
    Способствуем сплочению детей и взрослых, готовности к освоению новых видов деятельности и совместному преодолению возникающих трудностей.

    Помочь детям адаптироваться, освоить необходимые социальные навыки, личностно раскрыться и поверить в свои силы — вот, что мы считаем главным на сегодня.

    Для этого мы внимательно и тщательно выбираем доступный, но разнообразный материал. В работе с детьми используется специальное оборудование DUSIMA, направленное на:
    развитие тактильно-двигательного восприятия;
    развитие мелкой и крупной моторики;
    экспериментирование: вес, вкус, звук, цвет;
    экспериментирование: изучаем движение и свойства воды;
    экспериментирование: оптические эффекты;
    художественное творчество,
    развитию координации движений.

    Оборудование включает в себя такие разделы, как:
    Пишем и рисуем на песке.
    Я и мой волшебный дом.
    Сортировка.
    Мягкие забавы.
    Игры для развития и коррекции: шарик в лабиринте, зоопарк из Тарамбуко, магнитный лабиринт, мольберт гонщик, Формидо, игровой стол для занятий с водой и песком, материалы Никитиных и М. Монтессори, кубики логические, кубики напольные, «кочки на болоте», кукольный театр, компьютерные технологии по методике Г. Домана и многое другое.

    Нашу лекотеку посещают дети с различными нарушениями в развитии, и каждому из них мы стараемся дать возможность ощутить собственную значимость, включая в процесс сопровождения точечную инклюзию: наши детки участвуют в досугах, праздниках совместно с другими воспитанниками.
    Суть инклюзии заключается в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.
    В следующем учебном году двое наших воспитанников идут в общеобразовательные школы, двое — в детские сады, и мы за них очень рады.
    Завершить свою статью я хотела бы словами В. А. Сухомлинского :
    «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».

    В нашей лекотеке рады принять Вас и Вашего ребенка!

    Вас ждут:
    Сеансы индивидуальной и групповой игротерапии.
    Сеансы музыкотерапии и движения под музыку.
    Дидактические игровые занятия с целью формирования у ребенка новых навыков и знаний, предпосылок к учебной деятельности.
    Специалисты нашей лекотеки, имеющие углубленные знания во многих областях психологии, медицины и специальной педагогики. Ориентированы в особенностях нормального и патологического психомоторного развития детей, владеют навыками практической работы с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
    Наши координаты:
    Адрес: Москва, район Гольяново, ул. Хабаровская, д. 12, ГБОУ детский сад комбинированного вида № 865 СП «Лекотека».
    Задать свои вопросы вы можете по телефонам: 8-909-670-27-05 , 8-916-887-68-28.

  9. Инкогнито Ответить

    Анастасия Комиссаренко
    Роль лекотеки в развитии особенных детей. Статья из сборника материалов XIII-й региональной научно-практической конференции
    В г. Благовещенске открылась первая лекотека, как структурное подразделение детского сада № 64. Лекотека организована для детей, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития, и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
    Весь психолого-педагогический процесс лекотеки направлен на то, чтобы социально адаптировать ребёнка с проблемами в развитии и его семью к дальнейшей интеграции в общество.
    Все виды образовательной деятельности в лекотеке тесно связаны друг с другом, взаимно проникают одна в другую. Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Таким образом, одно из наиболее важных условий в работе с особенными детьми – это игровая деятельность её разнообразие, вариативность. Новизна обстановки, необычное начало, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы вот – что помогает педагогам лекотеки не допустить в совместную деятельность однообразие, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и познавательного интереса.
    Общеизвестно, что для гармоничного развития детей с ОВЗ общение имеет первостепенное значение. Педагоги лекотеки учат детей обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей, развиваются навыки межличностного общения, снимается психоэмоциональное напряжение. Таким образом, развиваются и совершенствуются коммуникативные навыки.
    Наиболее успешно и ярко развитие особенного ребёнка происходит через изобразительную деятельность в лекотеке. Посредством совместного творчества обогащаются детско-родительские отношения. Изобразительное творчество для ребёнка с ограничениями – это еще и возможность осознания себя, своего внутреннего мира.
    Формирование замысла в творческом процессе невозможно без знаний об окружающем мире. Насколько точными и четкими будут представления детей ОВЗ об окружающем, насколько ярко проявятся эти представления в изобразительном творчестве.
    Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в особенных детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
    Изобразительная деятельность является прекрасным фоном для реализации всех образовательных областей. Тесная связь существует между изобразительной деятельностью и познавательно – речевой, художественно-эстетической, физической, социально-личностной. Взаимосвязь изобразительной деятельности и других областей в обучении детей с различными ограничениями имеет большой воспитательный и развивающий потенциал. Игровые приемы вводят ребят в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображений, что непосредственно влияет и на развитие познавательного интереса. Обыграть можно изобразительный материал (кисточки, трафареты, ножницы, краски и т. п.). Ведь с ними можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать (“бегать” по ровной дорожке, “кататься с горки”, “прыгать” как зайчик и т. п.). Обыгрывание предметов, игрушек помогает привлечь внимание к изображаемому; мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящий работой, объяснить приемы изображения, рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. Другой прием – обыгрывание изображения. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Для меня важно, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к изображению, но и помогали выявить его достоинства и слабые стороны, вскрыть причины успехов и неудач.
    Одним из эффективных способов сближения родителей и детей является их совместная творческая деятельность в условиях лекотеки. Это взаимообучение происходит в интересной, увлекательной, разноплановой деятельности.
    Ребёнок «выбирает» для себя то или иное занятие в лекотеке, а родители и педагоги помогают ему реализовать потребность в познании мира, и умение оперировать полученными знаниями. Но предоставление особенному ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Чрезвычайно важное, условие эффективного развития творчества вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности малыш добирается “до потолка” своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
    Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к его странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
    Лекотека дает возможность родителям видеть, как развиваются дети, радоваться этому вместе с ними и наслаждаться общением со своим ребенком. Педагог и родитель становятся для малыша посредниками от внешней среды, давая возможность поиска его индивидуального, не похожего ни на чей другой, пути развития.
    Часто родители под влиянием прочитанной психолого-педагогической литературы пытаются сделать из своего чада нечто такое, что противоречит естественным законам детского развития. А в лекотеке у них есть возможность на практике приобрести позитивный опыт взаимодействия, который приносит удовольствие всем участникам – и взрослым и детям.
    Родители являются главными педагогами особенно для детей ОВЗ, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными. [/i]

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *