Минимальная мозговая дисфункция у детей что это такое?

24 ответов на вопрос “Минимальная мозговая дисфункция у детей что это такое?”

  1. Moraril Ответить

    нарушение сна;
    снижение аппетита;
    задержка психического развития.
    К 1 году у детей появляется нарушение предметно-манипулятивных движений. Ребенок не всегда способен правильно захватить игрушку, отмечаются нарушения мелкой моторики, легкая дискоординация движений. Повышенная возбудимость органов желудочно-кишечного тракта приводит к чередованию диареи и запоров, возникновению срыгивания и рвоты. С 1 до 3 лет минимальная мозговая дисфункция проявляется в виде:
    повышенной возбудимости;
    моторной активности;
    снижения или потери аппетита;
    нарушений сна: медленного засыпания, раннего пробуждения;
    медленного набора веса;
    запоздалого развития речи.
    Ближе к 3 годам отмечается появление следующего рода симптомов:
    чрезмерная утомляемость;
    импульсивность;
    неуклюжесть;
    отсутствие концентрации внимания;
    непереносимость яркого света, сильного шума.
    Однако в большинстве случаев родители впервые обращают внимание на нарушение в промежутке 4–6 лет, когда малыш попадает в коллектив. В этом возрасте минимальная мозговая дисфункция у детей, симптомы нарушения проявляются как:
    гиперактивность;
    снижение памяти;
    трудности в освоении учебной программы;
    невозможность полноценно овладеть навыками письма, чтения;
    проблемы с математическими расчетами;
    эгоизм;
    стремление к уединению;
    склонность к конфликтам;
    отказ от данных обещаний.

    Диагностика ММД у детей

    Чтобы поставить ММД, диагноз, у ребенка проводят сбор анамнестических данных. Получаемый анамнез помогает врачам выявить возможные причины развития патологии, симптоматику нарушения. При осмотре грудных детей внимание уделяется проверке рефлексов, из симметричности. В школьном возрасте главную роль в определении болезни играет психодиагностика. С этой целью используют:
    тест Векслера;
    систему Гордона;
    Лурия-90.
    Для оценки общего состояния ребенка и оценки мозгового кровообращения, состояния ЦНС используют:
    ЭЭГ;
    КТ мозга;
    нейросонографию;
    МРТ.

    ММД у детей – лечение

    Лечение ММД у детей проводится комплексно. Оно включает в себя как психотерапевтические, так и педагогические методы коррекции, физиотерапию и медикаментозную терапию. План лечения составляется индивидуально, с учетом возрастных особенностей пациента, степени нарушения, отсутствия или наличия сопутствующих патологий головного мозга. Для коррекции задержки психического развития, исключения социальной или психологической запущенности активно применяются педагогические методики.

    Рекомендации родителям детей с ММД

    Рассказывая родителям, как помочь ребенку с ММД, врачи обращают внимание на психологическую обстановку в семье. Взрослые должны максимально постараться и создать доброжелательный микроклимат.
    Психологи рекомендуют использовать позитивную модель общения. Она включает:
    акцент внимания на успех ребенка, поощрение достижений;
    исключение частых повторений «нельзя»;
    мягкую, спокойную манеру общения.
    Общие рекомендации специалистов по коррекции касаются следующих аспектов:
    Соблюдение режима дня.
    Здоровый сон (не меньше 10 часов в сутки: 8 – ночью, 2 – днем).
    Дозирование учебного материала.
    Творческое развитие – с применением фантазии, творческие занятия, стимулируют образное мышление у детей.
    Доброжелательная домашняя обстановка.

    Лечение ММД у детей – препараты

    В большинстве случаев с течением времени самостоятельно ликвидируется минимальная мозговая дисфункция у детей, лечение медикаментами требуется только в запущенных случаях. Препараты подбираются индивидуально, с учетом возраста и степени нарушения, указывается дозировка и кратность приема лекарств. Среди используемых групп лекарственных средств:
    снотворные средства – Нитразепам;
    седативные – Метилфенидат;
    антидепрессанты – Амитриптилин;
    транквилизаторы – Тиоридазин.

    Развитие детей с ММД

    Дети с ММД в школе часто отстают от своих сверстников в освоении учебного материала. Со временем ребенок все чаще акцентирует внимание на собственных неудачах. Это приводит к формированию заниженной самооценки. В результате на фоне ММД развивается социальная дезадаптация, требующая коррекции со стороны психолога и педагогов.

    ММД у детей – прогнозы

    Зачастую синдром ММД у детей бесследно исчезает к подростковому возрасту. Подобное фиксируется в 30–50% случаев заболевания. Однако у некоторых пациентов отдельные признаки дисфункции присутствуют на протяжении всей жизни. Для взрослых людей у которых наблюдается минимальная мозговая дисфункция характерны менее выраженные расстройства, которые проявляются в таких чертах характера, как:
    невнимательность;
    нетерпимость;
    недостаточная социальная адаптация;
    проблемы при формировании собственной семьи.

  2. bvgonhm Ответить

    Если у ребенка было выявлено ММД, то родителям стоит знать, что это нарушение в работе головного мозга. Возникает он вследствие того, что произошли микроповреждения отдельных участков коры головного мозга.
    На сегодняшний день определено, что причины синдрома минимальной мозговой дисфункции у детей могут быть вследствие:
    Беременность протекала тяжело (особенно это касается первого триместра).
    Сильное проявление токсикоза (первая половина беременности).
    Перенесенные заболевания во время беременности (грипп, простуда и пр.).
    Имеющаяся угроза выкидыша во время беременности.
    Рождение недоношенного или переношенного малыша.
    Затяжные роды.
    Обвитие пуповины вокруг шеи и ее сдавливание, вследствие чего происходит нехватка кислорода (гипоксия).
    Во время родов произошло повреждение шейного отдела позвоночника.
    Перенесенные сильные психические травмы и стрессы матерью во время беременности.
    Организм беременной женщины перенес химическое воздействие веществ, радиации.
    До годовалого возраста ребенок получил травму или переболел инфекционным заболеванием, которое сопровождалось осложнениями разного характера.
    До года ребенок перенёс операцию.
    Если у матери и ребенка разный резус-фактор (отрицательный и положительный).
    Плохое питание и плохая экологическая обстановка также могут стать причиной ММД.
    Если во время беременности у женщины были некоторые из вышеперечисленных симптомов, то важно знать, что ребенок входит в группу риска.

    Диагностика

    Для того чтоб диагностировать у ребенка минимальную мозговую дисфункцию, чаще всего, специалисты прибегают к помощи теста Векслера и “Лурия-90″также часто используется система Гордона.
    Для того чтоб оценить, в каком состоянии находятся ткани Центральной Нервной Системы и в каком состоянии находится мозговое кровообращение, прибегают к помощи магнитно-резонансной томографии.
    Очень часто при диагностировании минимальной мозговой дисфункции наблюдается уменьшение коры головного мозга в теменной и левой лобной части, маленькие размеры мозжечка.
    При совершении осмотра младенца наибольшее внимание уделяется тому, что проверяются рефлексы. Симметричность рефлексов. В возрасте 6 лет и больше главную роль в диагностировании ММД играет психодиагностика.

    Как лечить ММД?

    Если у вашего чада имеется минимальная мозговая дисфункция, то ему нужна помощь специалистов и медико-психолого-педагогическая поддержка. Для помощи нужны следующие специалисты:
    Педиатр, который поможет правильно подобрать лечение медикаментами.
    Логопед-дефектолог поможет с развитием речевой и познавательной сферы. Подберет индивидуальную программу для коррекции задержки и поможет с нарушениями.
    Нейропсихолог проведет диагностику памяти, мышления, внимания. Позволит правильно определить готовность дошкольника к посещению школы. Если у ребенка имеется неуспеваемость в школе поможет понять ее причины и разработает индивидуальную программу для того чтоб ваш ребенок все понимал и успевал. Научит родителей правильному поведению с ребенком, у которого выявили ММД.
    Учитель-логопед позволит корректировать расстройства развития речи. Научит навыкам счета, письма и чтения.
    Невролог поможет правильно составить курс лечения, в зависимости от степени тяжести минимальной мозговой дисфункции.
    Во время лечения ММД у вашего малыша следует выполнять некоторые рекомендации:
    Подъем и отбой должны быть строго определенное время (четкий режим дня).
    Обязательное наличие дневного сна.
    Желательно о предстоящих переменах предупреждать заранее (поход в гости, поездка на дачу и пр.).
    Прием частых гостей в доме, но с условием, что распорядок дня ребенка с диагнозом ММД не будет нарушен.
    Желательно общение со спокойными детьми и немного старше.
    В воспитании ребенка с диагнозом ММД должны принимать активное участие оба родителя в равной степени. Не допускать ссор и выяснения отношений между собой.
    Ограничить пребывание у телевизора и компьютера, обеспечить занятиями физкультурой и плаванием.
    Развивать мелкую моторику.
    В качестве лекарственных препаратов при диагнозе Минимальная мозговая дисфункция применяют следующие препараты:
    Растительные средства, обладающие успокоительным эффектом (зверобой, пустырник, валериана и пр.).
    Лекарственные препараты, которые способствуют обмену веществ в клетках головного мозга.
    Препараты, которые улучшают кровообращение.
    Витамины группы В и поливитамины.
    Все лекарства давать только по назначению врача. Следует строго соблюдать дозировку приема лекарственных препаратов.
    Заботливые родители всегда вовремя обратятся за помощью к специалисту и окажут малышу своевременную поддержку.

  3. Lokerok Ответить

    Первые признаки такой патологии, как минимальная мозговая дисфункция у детей, можно заметить в самом раннем возрасте. Видоизмененная форма черепа и ушных раковин, отклонение от нормы в строении нёба и роста зубов – все это является визуальными проявлениями ММД у детей.
    Клиническая картина патологии достаточно обширна. Она может иметь самые разные проявления:
    расстройства вегетативного характера. К таковым можно отнести чрезмерное потоотделение, мраморность кожных покровов, сбой в работе ЖКТ (неустойчивость стула, частые колебания запоров и поноса), неустойчивый пульс и функционирование сердечно-сосудистой системы;
    слабый мышечный тонус и двигательные расстройства. Тонус мышц может быть неравномерным, наблюдается асимметрия сухожильных рефлексов, недостаточность мелкой моторики. Таким деткам особенно трудно застегивать пуговицы или завязывать шнурки, у них возникают сложности при работе с ножницами, рисовании карандашом или письме ручкой. Из-за того, что мышцы лица также ослаблены, мимика ребенка достаточно бедна, он практически никогда не строит рожицы и не гримасничает. Детям с ММД трудно ловить мяч, ездить на велосипеде или ходить по одной линии;
    сказывается расстройство и на поведении детей. Обычно такие малыши весьма активны, они неусидчивы, легко отвлекаются, им трудно сосредоточится на выполнении полученного задания;
    нестабильный эмоциональный фон. У деток наблюдаются частые перепады настроения.
    Минимальная мозговая дисфункция сопровождается высокой степенью истощаемости нервных клеток, расположенных в верхних слоях коры головного мозга. Следствием этого является быстрая утомляемость, также возникают определенные сложности с памятью и формированием запаса общих понятий. Все это ведет к психическим и речевым задержкам в развитии.
    Дети с ММД испытывают трудности и в социальной сфере. Они легче находят общий язык с детьми, которые младше их по возрасту, тогда как излишняя возбудимость и склонность к созданию конфликтных ситуаций не позволяет наладить контакты с ровесниками в стенах дошкольных образовательных учреждений. У таких детей могут быть проблемы с засыпанием, они часто ворочаются во сне, большинство из них страдают недержанием мочи.
    Постепенно, когда малыш становится старше, клинические проявления расстройства бесследно проходят. Согласно статистике, в младшем дошкольном возрасте ММД наблюдается примерно у каждого пятого из детей, а уже в начальных классах патологию можно встретить у одного из 20 учеников. Но это возможно лишь в том случае, если воспитанию и образованию ребенка с ММД уделяется особое внимание. Лишь в очень редких случаях некоторые из проявлений расстройства сохраняются у взрослых.

    Причины возникновения  

    Основной причиной развития ММД принято считать органическое повреждение коры головного мозга или аномалию развития. Негативно сказаться на формировании центральной нервной системы плода могут различные инфекции, соматические заболевания матери, находящиеся в стадии обострения, неправильное питание беременной женщины, различные патологии беременности, прием некоторых лекарственных средств, употребление алкоголя, наркотических препаратов и курение.
    Привести к развитию этого расстройства могут и различные травмы, нанесенные ребенку в момент его появления на свет. Кроме того, спровоцировать патологию могут такие факторы, как слабовыраженная родовая деятельность и последующая стимуляция специальными средствами, стремительные роды, оперативное родоразрешение, гипоксия плода, неполное раскрытие родовых путей у женщины, слишком крупный плод, а также использование медперсоналом специального родовспомогательного инструмента (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор и т.д.).
    К развитию ММД в неонатальном периоде могут привести нейроинфекции и травмы, приведшие к повреждению центральной нервной системы. Если расстройство формируется в возрасте от 3 до 6 лет, то его причиной, скорее всего, является педагогическая и социальная запущенность. Подобное состояние ребенка является воспитанием в неблагополучной семье.

    Особенности диагностики

    Для того чтобы диагностировать ММД у детей, врач должен провести всестороннее обследование при помощи существующих на сегодняшний день методов исследования.
    При осмотре младенцев специалисты, прежде всего, обращают внимание на рефлексы, а также симметричность их выраженности. В возрасте от 3 до 6 лет врач уже может отследить динамику клинических проявлений, а также их тяжесть. При работе со школьниками используются методы психодиагностики, поскольку объективное обследование в этом возрасте не дает полной картины патологии.
    Диагностируется минимальная мозговая дисфункция у детей при помощи систем Гордона, теста Векслера, «Лурия-90» и т.д. Эти методы дают возможность врачу (педиатру или невропатологу) оценить степень развития ребенка и его психическое состояние, а также выявить особенности поведения.
    Из инструментальных методов наиболее информативными при диагностике ММД являются компьютерная и магнитно-резонансная томография, эхоэнцефалография, нейросонография и другие. Обычные клинические анализы отклонений от нормы не выявляют. Томография позволяет определить уменьшение коры головного мозга в области темени и левой части лба, повреждения передней области (медиальной и глазной), а также значительное уменьшение в размерах мозжечка. Использование рентгена позволяет исключить переломы черепа.
    При диагностике минимальной мозговой дисфункции у детей практикуется дифференциальный подход. Зависит это, прежде всего, от возраста ребенка, а также от момента, в который проявились первичные симптомы. В ходе диагностических мероприятий потребуется исключить черепно-мозговую травму, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилепсию и заболевания с ней схожие, шизофрению, острое отравление тяжелыми металлами (свинцом) и другие патологии, имеющие схожие проявления.

    Подбор схемы лечения

    Коррекция минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Обычно для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая учитывает особенности клинической картины и этиологию.
    Терапия ММД ведется по нескольким направлениям:
    Педагогические методы позволяют минимизировать последствия социальной и педагогической запущенности, способствуют адаптации ребенка в коллективе. Социальные педагоги ведут работу не только с ребенком, но и его родителями. Они советуют поощрять ребенка, акцентировать внимание на его успехах и достижениях, меньше употреблять слова «нельзя» и «нет», разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно и мягко. Просмотр телевизора и игра на компьютере должны занимать не более 40—60 минут в день. Следует отдавать предпочтение таким играм и занятиям, в ходе в которых задействуется внимание и концентрация (пазлы, конструкторы, рисование и т.д.).
    Психотерапевтические методы направлены на коррекцию задержки психического развития. Психолог и психотерапевт выбирает способы воздействия на своего маленького пациента исходя из его возраста. Если ребенок еще слишком мал, чтобы пойти с врачом на контакт, то работа ведется в основном с его родителями. Необходимо чтобы в семье был установлен положительный психологический микроклимат — от этого в большей степени зависит исход лечения.
    Медикаментозное лечение назначается крайне редко. Прием препаратов позволяет купировать отдельные симптомы, например, снотворные препараты помогают нормализовать сон, седативные — успокоить излишне возбудимого малыша и т.д. В отдельных случаях могут быть рекомендованы к приему стимулирующие средства, транквилизаторы и антидепрессанты.
    Физиотерапия позволяет улучшить функционирование нервной системы как центральной, так и периферической, а также максимально восстановить их работу. Наиболее эффективны при коррекции этого вида расстройства различные виды массажа, гидрокинезотерапия, комплекс лечебных упражнений. Полезны будут занятия такими видами спорта, как бег, езда на велосипеде или катание на лыжах, а также плавание. Во время спортивных занятий ребенок должен концентрироваться и проявлять ловкость, а это также положительно сказывается на процессе лечения ММД.
    Специалисты в большинстве случаев дают положительные прогнозы для детей с ММД. Примерно 50% пациентов «перерастают» свое заболевание, при этом в подростковом и взрослом периоде жизни симптомы патологии исчезают полностью. Тем не менее, у ряда больных некоторые из проявлений заболевания остаются на всю жизнь.
    Для людей с ММД характерна невнимательность и нетерпеливость, они испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, нередко у них возникают проблемы в личной жизни и при попытках создать полноценную семью, сложно им обучаться профессиональным навыкам.

    Советы родителям

    Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок. Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д.
    Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:
    строгое соблюдение режима дня. Прежде всего, это дисциплинирует ребенка, но выработка у ребенка привычки регулярно выполнять определенные действия также позволяет синхронизировать работу ЦНС со всем организмом;
    нормальный сон. Дети в возрасте от 3 до 6 лет должны спать 10 часов в сутки. Это время разбивается на дневной сон (2 часа) и ночной сон (8 часов). Если малыш не может уснуть, то старайтесь в течение дня занимать его подвижными играми на свежем воздухе и спортивными занятиями;
    дозирование нового материала. Малыш не сможет сразу усвоить весь материал, предусмотренный образовательной программой. Постарайтесь разбить его на несколько частей, и преподносите новую информацию дозировано с небольшими интервалами. Просите ребенка чаще повторять пройденный материал;
    детям с ММД необходимо движение, поскольку одним из проявлений этой патологии является недоразвитие мышц, в том числе и диафрагмы. При длительном отсутствии движения организм начинает испытывать кислородное голодание. Поэтому не заставляйте ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное время сидеть неподвижно — от этого ему становится трудно дышать;
    старайтесь развивать ребенка творчески. Занятия, в ходе которых ребенок задействует фантазию, стимулируют развитие образного мышления, а значит, головной мозг приходит в состояние активности. Исследователи заметили, что творческое развитие детей с ММД способствует лучшему усвоению точных наук;
    доброжелательная атмосфера в семье. Старайтесь оберегать ребенка от различных стрессовых ситуаций, он не должен подвергаться психологическому давлению. Нередко дети с ММД страдают от оскорблений со стороны сверстников в школе,  а чтобы лечение было успешным, необходимо стараться избегать подобных конфликтов. Исцеление будет достигнуто лишь в том случае, если организм малыша сам начнет корректировать отклонения, достичь этого можно только в благоприятной психологической обстановке не только дома, но и в школе.
    Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек. Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.
    Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.

  4. Sharpbearer Ответить

    Диагноз ММД устанавливается на основе анамнеза, лабораторных и инструментальных способов исследования. Сведения, полученные от пациента, позволяют выявить возможные причины и определить первичные симптомы, а в возрасте от 3 до 6 лет – динамику клинических проявлений и их выраженность. Для верного установления диагноза существуют определенные критерии:
    первое появление симптомов до 7 лет;
    сохранение на протяжении полугода (минимум);
    возникновение симптомов как минимум в двух социальных сферах.
    При обследовании новорожденного большое внимание уделяется проверке рефлексов. Детям школьного возраста для установления диагноза рекомендуется осуществить осмотр психолога и пройти психодиагностические методики, такие как тест Векслера, «Лурия – 90 ». Общие лабораторные исследования результатов не дают.
    Для оценки состояния головного мозга, центральной нервной системы и мозгового кровообращения проводятся электро-, рео-, эхоэнцефалография, компьютерная и магнитно-резонансная томографии. Последние два метода помогают определить снижение объема коры головного мозга в лобной и теменной области, уменьшение размеров мозжечка. Чтобы исключить переломы, необходим рентген костей черепа.

  5. Malothris Ответить


    Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это синдром неврологических расстройств, которые выражаются в виде нарушений развития ребенка в двигательных, поведенческих и речевых сферах. Нарушения возникают на фоне недостаточности функционирования центральной нервной системы. У младенцев основными проявлениями являются малые неврологические симптомы, а детей более старшего возраста ММД характеризуется задержкой психического развития, задержкой речевого развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией.
    Согласно последним статистическим данным, минимальная мозговая дисфункция — это одно из самых распространенных расстройств, которое встречается у 5% младших школьников, а среди детей дошкольного возраста эта цифра возрастает до 22% .
    Специалисты считают, что причиной возникновения ММД у малышей являются повреждения определенных участков коры головного мозга либо аномального развития центральной нервной системы различной этиологии. Если же минимальная мозговая дисфункция диагностируется у детей дошкольного возраста (3-6 лет), то здесь речь может идти о социальной или педагогической запущенности ребенка.
    Причины возникновения минимальной мозговой дисфункции подразделяются на:
    Антенатальные (сюда относятся острые вирусные заболевания или обострение хронических заболеваний матери в период беременности, сопровождающиеся продолжительной интоксикацией, нарушением режима питания, патологиями беременности, угрозами выкидыша, приемами лекарственных препаратов, наличием вредных привычек будущей матери (курение, употребление алкоголя, наркотиков).
    Интранатальные (нарушения непосредственно в процессе родовой деятельности: стремительные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности посредством медикаментозных препаратов, кесарево сечение, гипоксия младенца во время родов, использование акушерских инструментов для родовспоможения, неполное раскрытие родовых путей, крупный плод (вес ребенка более 4 кг).
    Постнатальные (нейроинфекции и травматические повреждения центральной нервной системы в первые годы жизни малыша).
    Нейропсихолог центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” может определить первые признаки ММД у ребенка уже в двухмесячном возрасте посредством нейропсихологической диагностики.
    К симптомам минимальной мозговой дисфункции относятся следующие факторы:
    У новорожденных детей С ММД наблюдается спонтанное нарушение тонуса скелетных мышц (тремор и гиперкинезия), которые могут усиливаться во время плача. Также у младенцев может быть нарушен аппетит и сон. У детей возникают патологии зрительной координации и задержка в психическом развитии.
    У малышей в возрасте 8-12 месяцев появляются нарушения манипуляции с предметами. Развиваются патологии функций черепно-мозговых нервов и повышение внутричерепного давления. На фоне гипервозбудимости стенок желудочно-кишечного тракта наблюдается чередование диареи и запоров, частое срыгивание и рвота.
    У детей в возрасте от 12 месяцев до 3 лет минимальная мозговая дисфункция выражается повышенной возбудимостью, увеличенной моторной активностью, нарушением режима сна, потерей или снижением аппетита, энурезом, нарушением речевого развития.
    Для ребенка с ММД в 3 года характерны такие черты, как неуклюжесть, быстрая утомляемость, отвлекаемость, импульсивность. Такой малыш не способен концентрировать внимание на определенном предмете или действии, совершает большое количество хаотичных и бессмысленных движений, не переносит шум и яркий свет.
    Симптоматика ребенка 4-6 лет с ММД характеризуется гипервозбудимостью, гиперактивностью, рассеянностью, заторможенностью, плохой памятью, трудностью в обучении. Таким детям с трудом удается овладеть навыками письма, чтения, счетом; им свойственна заниженная самооценка и неуверенность в себе. Эгоизм, конфликтность, социальная дезадаптация и психические отклонения, вегето-сосудистая дистония — все это может развиваться у ребенка на фоне минимальной мозговой дисфункции.
    Диагностическое обследование при минимальной мозговой дисфункции проходит при помощи энцефалограммы, а также такого информативного и эффективного метода, как нейропсихологическая диагностика. Для наиболее точных результатов обследования необходима консультация нейропсихолога, детского психолога и остеопата. Все эти специалисты ведут прием в центре “Нейротори” каждый день.
    Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей состоит из нейропсихологических, аппаратных и телесно-ориентированных методов коррекции. Для достижения высоких показателей специалисты “Нейротори” подходят к вопросу терапии данного недуга комплексно: для каждого ребенка составляется индивидуальная программа с учетом этиологии заболевания и его особенностей развития.
    Рекомендуемые способы коррекции при минимальной мозговой дисфункции у детей — это такие методы, как Телесный интеллект, Нейродвигательная коррекция поведения, Нейрокогнитивная коррекция, Микрополяризация и занятия с остеопатом.
    Записывайтесь сегодня: 8 (3452) 550-548
    Автор: Габышева В. А.

  6. Вечно молодой Ответить

    Минимальная мозговая дисфункция у детей возникает из-за влияния таких факторов. Усложнения в период беременности. Особенно на протяжении первого триместра. Сильный токсикоз. Вредное влияние на организм женщины в период беременности и лактации. Это касается химических элементов, радиоактивных веществ, микробов, бактерий, вирусов, инфекций.
    Перенесенные в период беременности такие заболевания, как ветрянка, корь, грипп. Угроза выкидыша. Преждевременные рода, или наоборот переношенные. Слабость женщины в процессе родов, их длительность. Дисфункция мозга имеет связь с гипоксией плода. Сопровождается недостатком кислорода, в связи с сдавливанием вокруг шеи малыша пуповины.

    Нарушения питания. Инфекционные болезни, которые перенес новорожденный ребенок. Экологическое состояние окружающей среды. Повреждение шеи малыша в момент родов.
    Это главные факторы, которые влияют на возникновение дисфункции мозга у малыша. В период беременности женщина должна ответственно относиться к собственному здоровью. Это является залогом здоровья малыша. В большинстве случаев дисфункция мозга возникает на фоне вредных привычек, от которых женщина не может избавиться на момент беременности.

    Клиническая картина

    Минимальная мозговая дисфункция является одной из легких форм церебральной патологии. Возникает по разным причинам у каждого ребенка. Имеет однотипную неврологическую симптоматику. Проявляется в качестве функциональных нарушений. Их усиление зависит от роста и созревания головного мозга. При развитии синдрома ММД наблюдаются такие отклонения.

    Быстрая умственная усталость, снижение работоспособности. Стоит отметить, что при таком нарушении может не наблюдаться физическая усталость. Внезапное снижение способности самостоятельно управлять и регулировать различные процессы. Заметны нарушения, в жизненной деятельности ребенка. Снижается умственная активность, нарушается эмоциональное состояние. Часто без причины может сменить настроение ребенка.
    Усложнения в концентрации внимания. Наблюдается отвлечение, распределение, неустойчивость. Создается впечатление, что ребенок не может осознать, что от него требуют. Возникновение проблем с памятью. Малыш не может запомнить достаточно объемное количество информации. Быстро забывает новые слова и путает их.
    Появляются трудности с переходом кратковременной и длительной памяти. Наблюдается неполное формирование зрительной и мозговой координации. Это заметно, когда дети совершают ошибки при распознавании зрительной информации. Например, когда ребенку поручают переписать текст. При этом он допускает ошибку, а в сравнении не видит разницы. Изменения циклов в деятельности головного мозга.
    Родителям полезно знать, что данный синдром ММД у детей не является препятствием для обучения в школе и даже в гимназии. В будущем ребенок может без проблем вступить в ВУЗ. Если заболевание не имеет осложнений, во многих случаях головной мозг способен самостоятельно выйти из данного положения. Это бывает, только при условии здорового образа жизни, нет чрезмерной нагрузки на мозговую деятельность.

    У многих детей возникновение минимальных мозговых дисфункций наблюдается в раннем возрасте. Если соблюдать полезные правила, то уже в 5-7 классе можно полностью нормализировать работу мозга. Стоит учитывать, что нельзя резко увеличивать учебные нагрузки. Это должно происходить постепенно.
    Если не соблюдать такие правила, то симптом ММД может проявиться в старших классах. При этом будет возникать повышение умственной усталости, расстройства памяти, внимания, самоконтроля.
    Список симптомов, которые подтверждают наличие минимальных мозговых дисфункций у ребенка:
    Гиперактивность. Постоянное движение рук, ног. Ребенок не может сидеть на одном месте. Даже если попросить его посидеть некоторое время, он не может этого сделать.
    Расстройство памяти. Частые потери личных вещей в любом месте.
    Когда родители обращаются к своему чаду, то у них создается впечатление, что он их не слышит.
    При этом наблюдается резкая реакция на внешние раздражители.
    Появляется привычка перебывать кого-то во время разговора. Это могут быть взрослые люди и дети.
    С трудом происходит ожидание перемен во время занятий в школе.
    Длительные разговоры. Ребенок не понимает, что надо замолчать. Полностью игнорирует обращения взрослых.
    Быстро отвечает на вопрос, который даже не дослушивает до конца.
    Увлекается играми, которые опасны для здоровья. Может самостоятельно их придумывать.
    Возникают трудности в решении определенного задания. При этом оно не связано с решением сути проблемы.
    Не может играться в тишине и один.
    Отсутствует концентрация внимания в играх, если надо выполнять одно задание длительное время.
    Начинает заниматься новым делам, не завершив предыдущее.
    Часто такие дети не имеют друзей, кроме родителей и родных.

    Любой из этих признаков может указывать на то, что у ребенка может происходить развитие минимальных мозговых дисфункций. Если родители замечают за ребенком такое поведение надо обратиться к неврологу и провести полное обследование организма. Своевременное лечение обеспечивает надежный прогноз на выздоровление. Малый ребенок легче поддается лечению и имеет больше шансов избавиться от такой патологии.

    Лекарственная терапия

    Минимальная мозговая дисфункция требует лечения медикаментами. Это является обязательным, но не главным. Для ММД лечения важно эмоциональная атмосфера. В этом случае все зависит от родителей. Они сами должны понимать проблему ребенка и максимально помочь ему от нее избавиться. Для этого понадобится время, а главное терпение. От благоприятной обстановки в семье зависит успешность лекарственной терапии. Врачи назначают такие рекомендации.
    У ребенка должен быть сформирован режим. Важно, чтобы он ложился спать и просыпался примерно в одно время. На протяжении всего дня должны быть поставленные четкие задачи, сформированный рацион питания. Привычные занятия и действия будут стимулировать нервную систему.

    В обязательном порядке надо улаживать ребенка днем спать. Дневной сон очень хорошо влияет на нервную систему. Дети становятся более спокойными, имеют хорошее настроение и аппетит. При ослабленной нервной системе это является крайне необходимым.
    Перед возможными изменениями надо провести подготовку. Нельзя резко менять режим с ММД диагнозом. При этом следует учитывать, что речь идет не просто о поездках. Ребенка надо подготавливать к неплановым приходам гостей. Нельзя также резко начинать уборку в детской комнате, перестанавливать игрушки. Все это может резко повлиять нервную систему.

  7. MOFON Ответить

    И дело вовсе не в том, что ваш ребенок обладает низким интеллектуальным уровнем или не хочет учиться, проблема в том, что ММД затрагивает каждую сферу жизнедеятельности.
    При минимальной мозговой дисфункции наблюдаются следующие симптомы и синдромы:
    Сфера внимания: нарушено произвольное запоминание, снижена концентрация и объем. Проявляется в основном в том, что ребёнок рассеянный, не может долго заниматься одним и тем же делом, особенно, если оно требует умственных нагрузок.
    Речевая сфера: на первое, что стоит обратить внимание – это артикуляция ребёнка — нечеткое произношение слов, звуков. Также можно заметить, что ребенок порой плохо воспринимает чужую речь, и не усваивает информацию на слух (нарушение слухоречевой памяти). Проявляется это в бедности речевого запаса, трудности пересказа услышанного или прочитанного, присутствую сложности с построением длинных предложений.
    Нарушения со стороны памяти: проявляются в основном в сложностях механического запоминания, т.е. путем многократного повторения.
    Двигательная сфера: у таких детей часто можно наблюдать нарушения мелкой моторики рук. В основном это проявляется в общей неловкости движений и обращении с предметами. Ребёнку сложно застёгивать мелкие пуговицы, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, шить, в школе возникают трудности с аккуратностью почерка и скоростью чтения.
    Пространственное ориентирование: такие дети часто путают «лево» и «право», могут писать все буквы зеркально и пр.
    Эмоциональная сфера: лабильность эмоционального состояния. У детей с подобным расстройством быстро меняется настроение от депрессивного к эйфоричному. Могут возникать беспричинные вспышки агрессии, гнева, раздражительности, как к окружающим, так и к себе. Можно наблюдать черты инфантильности (капризности), истерического склада личности, несамостоятельности.
    У младенцев основные симптомы синдрома следующие:
    повышенная плаксивость и капризность;
    учащённое сердцебиение, потоотделение, частота дыхания;
    наличие спазмов и судорог;
    расстройства ЖКТ (желудочно-кишечного тракта): частое срыгивание, понос и пр.;
    трудности со сном и засыпанием.
    Основные синдромы, которые возникают у детей школьного возраста, на почве минимальных мозговых дисфункций:

  8. Blademaster Ответить

    Здравствуйте, уважаемые родители!
    Предлагаю обсудить, тему думаю, что интересную и актуальную для многих из Вас, а говорить мы будем о минимальной мозговой дисфункции (ММД), о её причинах, последствиях и способах помощи детям с этим диагнозом.

    1.Что такое минимальная мозговая дисфункция (ММД)?
    Во-первых, ММД связанна с последствием ранних повреждений головного мозга у детей. Безусловно, кто-то из родителей возможно достаточно осведомлен, что это такое, но наверняка среди читательниц есть такие мамы, которые мало знают о минимальной мозговой дисфункции и пока еще не задумывались к чему она приводит.
    Звучит достаточно серьёзно, я согласна, но правда же говорят, что: «защищен тот, кто вооружен», в данном контексте защищен именно тот родитель, который знает, какая помощь нужна его ребенку, если невролог ставит минимальную мозговую дисфункцию. Давайте попробуем начать разбираться глубже в этой теме.
    В 60-е годы широкое распространение получил термин «минимальная мозговая дисфункция» ММД. Минимальная мозговая дисфункция выражается в возрастной незрелости высших психических функций (внимания, памяти, мышления). ММД связано с трудностями в обучении, социальной адаптации, эмоциональными нарушениями, расстройствами поведения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития. ММД у детей проявляется в виде нарушений психологического развития, сюда относятся: формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия), расстройств развития речи, расстройств развития двигательных функций (диспраксия); поведенческие и эмоциональные расстройства к ним относят: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения. ММД являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста, которые по статистике, к сожалению, встречаются у каждого третьего из наших детей.
    2. Как проявляется ММД в различном возрасте.
    Диагноз ММД неврологи обычно ставят уже в первые месяцы жизни ребенка, в этот период родителям следует обратить внимание на наличие повышенной возбудимости у ребенка, нарушения сна, немотивированный беспричинный плач, избыточную двигательную активность, повышение мышечного тонуса, тремор различных частей тела, покраснения или мраморность кожных покровов, усиленную потливость, трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения.
    В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с ММД часто отмечается повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка массы тела, некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии.
    К 3 годам обращают на себя внимание повышенная утомляемость, моторная неловкость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. Нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез). Симптомы ММД нарастают к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6-7 лет). Эта закономерность может быть связана с неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями, предъявляемыми к ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.
    Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходиться на возраст 3 лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушение артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД в этом возрасте характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения.
    3. Как распознать ММД самостоятельно?
    Можно говорить о том, что причины возникновения ММД разнообразны, это:
    патология беременности и родов (тяжелое течение беременности);
    токсикоз первой половины беременности, (особенно первого триместра);
    угроза выкидыша;
    это вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов;
    это нарушение сроков беременности (ребенок рождается недоношенным или переношенным), затяжные роды со стимуляцией родовой деятельности, ускоренные, быстрые роды, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавливания пуповины, асфиксия, обвитие пуповины вокруг шеи, кесарево сечение, родовые травмы;
    инфекционные, сердечнососудистые и эндокринные заболевания матери;
    несовместимость крови плода и матери по резус фактору;
    психические травмы матери во время беременности, стрессы, физическая нагрузка;
    ребенок до года перенес инфекционное заболевание, сопровождавшееся различного рода осложнениями, получил травму или перенес операцию.
    Это всё говорит о том, что к сожалению, Ваш ребенок относится к группе риска!!!
    4. Пути помощи ребенку с ММД.
    Если Вы распознали у ребенка ММД, тогда понимаете, что он как никто другой нуждается во внимании специалистов и ранней медико-психолого-педагогической поддержке.
    Какие прежде всего нужны ребенку специалисты:
    невролог;
    педиатр;
    нейропсихолог;
    логопед-дефектолог;
    ЛОР;
    учитель-логопед
    Врачи, невролог и педиатр помогут подобрать Вашему ребенку адекватный курс медикаментозного лечения.
    Логопед-дефектолог поможет развить Вашему ребенку познавательную и речевую сферы, подберет индивидуальную программу коррекции задержек психоречевого и психического развития, поможет детям с нарушениями интеллектуального развития.
    Нейропсихолог проведет экспресс диагностику готовности дошкольника к школе, диагностику развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и эмоционально-личностной сферы. Поможет понять причины школьной неуспеваемости ребенка и проведет коррекционные занятия, разработает индивидуальную программу коррекции познавательной сферы ребенка (развитие внимания, памяти, мышления), поможет понять причины плохого поведения ребенка и подобрать индивидуальную или групповую форму коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы. Научит Вас новым способам реагирования на ребенка и общения с ним. Что даст Вам возможность лучше понимать своего ребенка, быть ближе к нему и эффективнее как родителю, а ребенку даст возможность стать успешным в обществе, зрелым и развитым.
    Учитель-логопед подберет индивидуальную программу коррекции расстройств развития речи, поможет понять, в чем проблема речевого нарушения у ребенка, сформирует навыки письма, чтения и счета.
    ЛОР выявит заболевания ЛОР-органов (ухо, горло, нос).
    Что отличает ребенка, имеющего функциональные нарушения в работе мозга или (ММД, ЗПРР), от нормально развивающихся детей:
    Задержка и нарушение речевого развития.
    Проблемы обучения в школе.
    Быстрая умственная утомляемость и снижение умственной работоспособности (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
    Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
    Нарушения в поведении от вялости, сонливости в одиночестве, до двигательной расторможенности, хаотичности, дезорганизации деятельности в многолюдной, шумной обстановке.
    Сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, распределения и переключения внимания).
    Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации).
    Несформированность ориентации во времени и пространстве.
    Повышенная двигательная активность.
    Эмоционально-волевая неустойчивость (раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, неумение контролировать свое поведение в игре и общении).
    Уважаемые родители, если Ваш ребенок входит в «группу риска» и имеет неблагоприятный неврологический статус, ему необходима ранняя помощь, поддержка и профилактика отклонений в развитии, сочетающая психологическое, педагогическое и медикаментозное лечение. Вашему ребенку помогут такие специалисты как: невролог, логопед-дефектолог и психолог.
    В наше время все эти проблемы преодолимы, при своевременном обращении родителей к специалистам и оказании совместной комплексной помощи Вашему ребенку. Способов оказания помощи сейчас достаточно, чтобы помочь Вашему ребенку гармонично расти и развивать свой потенциал.
    Существуют различные психологические программы индивидуальной и групповой помощи детям с ММД, которые направлены на:
    снижение двигательной активности у детей во время учебного процесса;
    повышение коммуникативной компетентности ребенка в семье, в детском саду и школе.
    развитие навыков распределения внимания, двигательного контроля;
    обучение навыкам саморегуляции (умение владеть собой и конструктивно выражать свои эмоции);
    формирование навыков конструктивного общения со сверстниками;
    формирование умения контролировать импульсивность своих действий;
    узнавание своих сильных качеств и более эффективное их использование.
    формирование у родителей представления об особенностях детей, с проявлениями гиперактивности и синдромом дефицита внимания.
    Каждый заботливый родитель в глубине души точно знает, что раннее обращение за квалифицированной помощью позволит предупредить и избежать многих проблем в развитии ребенка и предупредить трудности с которыми столкнется ребенок, учась в школе.
    Я знаю, что любящие и тонко чувствующие своих детей родители, которых большинство, всегда думают о будущем своих детей и оказывают им своевременную поддержку, не откладывая решение важных вопросов как-нибудь на потом.
    Ведущий психолог в ООО «Медико-психологический центр «Все свои»,
    Титиева М.В.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *