Можно ли белорусско китайский парк великий камень считать тнк?

13 ответов на вопрос “Можно ли белорусско китайский парк великий камень считать тнк?”

  1. Диванный Блогер Ответить

    Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» – стратегический и самый масштабный проект двустороннего сотрудничества. Проект развивается в рамках межгосударственного белорусско-китайского сотрудничества и подписанных межправительственных документов.
    Индустриальный парк «Великий камень» представляет собой территориальное образование площадью 9150 га с особым правовым режимом для обеспечения комфортных условий ведения бизнеса.
    Индустриальный парк расположен в 25 км от столицы Республики Беларусь города Минска, в уникальном природном комплексе и в непосредственной близости от международного аэропорта, железнодорожных путей, транснациональной автомобильной магистрали М1 Берлин-Москва.
    Согласно генеральному плану на территории парка размещаются производственные и жилые зоны, офисные и торгово-развлекательные комплексы, финансовый и научно-исследовательский центры. Это современный международный эко-город с акцентом на высокотехнологичные и конкурентоспособные инновационные производства с высоким экспортным потенциалом.
    В парке действуют международные экологические стандарты. В январе 2018 г. получен первый международный сертификат Системы Эко-менеджмента и Аудита Европейского Союза (EMAS), считающейся в мире наиболее передовой системой экологического менеджмента в соответствии с принципами устойчивого развития.
    В качестве резидентов индустриального парка могут выступать любые компании независимо от страны происхождения капитала. На 1 октября 2019 г. зарегистрировано 55 резидентов.
    Для резидентов индустриального парка действует специальный правовой режим, гарантированный как национальным законодательством, так и специальными международными соглашениями и обязательствами. В рамках данного режима предоставлены беспрецедентные льготы и преференции на долгосрочный период.
    На территории индустриального парка учреждена администрация, наделенная полномочиями комплексного обслуживания по принципу «одна станция» с координированием в этом процессе органов государственного управления.
    В настоящее время строительство парка идет достаточно быстрыми темпами. Подготовлен первый этап (851 га) со всей необходимой инженерно-транспортной инфраструктурой, коммуникациями, сетями и точками подключения для проектирования и строительства объектов.
    В сентябре 2019 г. в Сингапуре Китайско-Белорусский индустриальный парк удостоен премии New Silk Road Finance Awards 2019 одного из крупнейших и влиятельных изданий Asiamoney, став победителем в номинации «Лучший проект инициативы «Один пояс, один путь» в Центральной и Восточной Европе».
    Вся информация об индустриальном парке «Великий камень» размещена на официальном сайте http://www.industrialpark.by.

  2. Человечище Ответить


    «Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» – это будущее и драйвер роста экономики Беларуси» – так 11 августа в интервью китайскому государственному агентству «Синьхуа» охарактеризовал эту инвестиционную площадку глава ее администрации Александр Ярошенко, отметив ориентацию «Великого камня» на развитие высокотехнологичных и инновационных производств.
    В Белоруссии этот проект, по словам чиновника, рассматривают как важный кластер программы «Один пояс – один путь». «Для того чтобы использовать опыт КНР в развитии нашего парка, мы в качестве образца взяли китайско-сингапурский промышленный парк в городе Сучжоу», – отметил он.
    «Великий камень» – это особая экономическая зона близ одноименной деревни в 25 км от Минска, введенная еще в 2012 году. На этой территории введен специальный правовой режим сроком на 50 лет. Как заявил Александр Лукашенко, здесь будут сосредоточены высокотехнологичные предприятия со всего мира и производства «завтрашнего дня».
    В мае 2017 года был опубликован указ президента республики «О совершенствовании специального правового режима китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Это была уже третья редакция указа, направленная на совершенствование схемы работы индустриального парка, который не оправдал возлагавшихся на него надежд. Уже к 2016 году китайские инвестиции в этот проект, как пишет белорусское издание «Завтра твоей страны», практически остановились.
    В качестве резидентов «Великого камня» зарегистрировались восемь компаний. Самой значимой для парка и в целом для экономики Белоруссии стала заявка от «Чайна Мерчантс СиЭйчЭн-БиЭлАр Коммерческая и Логистическая Компания». Эта дочка одной из крупнейших в мире логистических компаний планирует построить в «Великом камне» логистический субпарк. Заметим, субпарк, а отнюдь не высокотехнологическое производство.
    Впрочем, есть инвесторы и в производство. Например, компания «Цзюйсинь» Солод Технология», которая пришла в республику после визита Александра Лукашенко в Пекин на празднование 70-летия окончания Второй мировой войны. Осенью 2015 года эта компания начала строительство завода мощностью 300 тыс. тонн в год по производству продуктов из ячменя и солода. Как нетрудно догадаться, это предприятие ни в малой степени не соответствует не только инновационной концепции индустриального парка, но и является мощным конкурентом «Белсолоду», проектная мощность которого не превышает 130 тысяч тонн солода в год. Производитель солода из Поднебесной, скорее всего, повлияет на ситуацию на рынке и осложнит жизнь ОАО «Белсолод», как отмечают белорусские СМИ.
    И это далеко не первый случай появления китайского конкурента белорусским производителям в индустриальном парке «Великий камень». Крупнейший мировой производитель коммунальной и строительной техники китайский холдинг Zoomlion в апреле 2015 года зарегистрировал в «Великом камне» компанию «Зумлион Бел-Рус», которая собирается строить завод по выпуску автобетоносмесителей, автокранов и коммунальной техники. Номенклатура техники, которую предполагается выпускать на этом заводе, по ряду направлений (катки, экскаваторы, погрузчики, уборочная техника) «пересекается с белорусским холдингом «Амкодор» и может в перспективе стать его конкурентом», отмечают местные СМИ.
    Китайская компания «НаноПектин» планирует построить в «Великом камне» завод по выпуску пектина по новой технологии из местного сырья. Другой резидент, «Чэнду Синьджу Шелковый путь развитие», намерен наладить производство суперконденсаторов, оборудования и материалов для рельсового транспорта. Однако при всем желании все эти проекты никак нельзя отнести к «производству завтрашнего дня».
    Кроме того, несмотря на заявленные намерения, китайские инвесторы вовсе не спешат с их реализацией. На это недавно в эфире белорусского телевидения посетовал замглавы администрации президента РБ Николай Снопков. Неторопливость многих инвесторов, причем не только китайских, беспокоит белорусские власти, поэтому для резидентов «Великого камня» был установлен строгий временной регламент строительства, при несоблюдении которого резиденты свой статус потеряют.
    Заметим, что многие уступки, на которые пошли белорусские власти ради привлечения иностранных инвесторов, не предоставляются даже российским партнерам в рамках экономических договоренностей Союзного государства. Но поскольку и эти льготы не помогают, в ход пущены внеэкономические меры «принуждения к инвестициям».
    В числе основных причин этих неудач, как представляется, на первом месте – явная и принципиальная ошибка с выбором модели. Как уже говорилось, основой для создания «Великого камня» стал китайско-сингапурский парк в городе Сучжоу, расположенного на юго-западе Китая в низовьях реки Янцзы, по соседству с Шанхаем. Идею этого парка в свое время выдвинул архитектор китайских реформ Дэн Сяопин.
    В парке «Сучжоу-Сингапур», основанного в 1994 году, реализуют свои проекты 79 крупнейших корпораций мира из списка Fortune-500. Иностранные инвестиции распределяются следующим образом: четверть – из Европы, четверть – из США. Оставшуюся половину обеспечивают Сингапур и Япония. Показатель плотности инвестиций чрезвычайно высок: на 1 кв. км парка приходится $1,7 млрд. В 2009 году торговый оборот парка составил $51,2 млрд.
    В основе такого успеха – финансовая мощь Сингапура, в те времена ведущего мирового финансового центра, а также устойчивый экономический рост Китая как будущей мировой фабрики. В Сучжоу встретились два гиганта – гигант финансовый и гигант экономический. Белоруссия же не является гигантом ни в какой сфере, поэтому темпы и формат развития «Великого камня» адекватны текущей белорусской реальности.
    Нельзя не отметить и откровенно хищнический характер китайской экономической экспансии, которая в последнее время зачастую встречает в мире жесткий отпор. Так, 29 августа премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад заявил, что китайские проекты в рамках проекта «Пояс и путь» в его стране реализованы не будут и что кредиты, которые Китай навязал Малайзии, носят кабальный характер, поэтому страна намерена их пересмотреть.
    Британская The Telegraph пишет, что Пакистан, еще недавно считавшийся мировой витриной сотрудничества с Китаем, как своего рода аналог Японии для послевоенных США, уже в самое ближайшее время может обратиться к МВФ за кредитом в $12 млрд., чтобы избежать дефолта.
    Исламабад доверил Китаю всю свою промышленную политику, кроме того, в рамках Китайско-пакистанского экономического коридора согласился принять $62 млрд. китайских инвестиций, что составляет 21,8% ВВП Пакистана, чтобы в итоге транспортная инфраструктура, агропром и промышленность страны были полностью интегрированы с Китаем. Если и в самом деле уже на старте сотрудничества с КНР (инвестировано $19 млрд. из 62) Пакистан объявит дефолт, это может нанести смертельный удар по амбициозным китайским проектам глобальной экономической экспансии.
    Что может произойти, если та или иная страна не справляется с эффективным освоением китайских инвестиций, видно на примере Шри Ланки, которая в конце прошлого года передала Китаю в пользование на 99 лет порт Хамбантота в счет взятых ранее кредитов. Порт был построен на китайские кредиты в 2010 году и сходу начал нести убытки: из этого проекта ушли все международные кредиторы. И вот теперь, всего лишь за $1,12 млрд. Китай получил в аренду на 99 лет, как в свое время Великобритания – Гонконг, глубоководный порт на самом перекрестье мировых торговых путей через Индийский океан.
    Как известно, Таджикистан передал Китаю часть своей территории также в счет неподъемных долгов. К этому же идет дело и на Мальдивах. В 2013 году они подписали с Китаем три крупных сделки и взяли под них кредиты общей суммой около $1 млрд: на реконструкцию аэропорта, строительство рядом с ним Китайско-мальдивского моста дружбы, а также на постройку порта. Бывший президент Мальдив Мохаммед Нашид, возглавляющий сейчас оппозицию, недавно заявил, что в случае прихода к власти он пересмотрит условия сделки с Китаем, так как страна выплатить эти кредиты не может.
    В аналитическом докладе вашингтонского Center for Global Development говорится, что участие в проекте «Пояс и путь» увеличивает риски дефолта в развивающихся странах с нестабильной экономикой. Авторы этого исследования – наряду с Боснией и Герцеговиной, а также Эфиопией и Кенией – помещают Белоруссию в группу стран с относительно низким, но отнюдь не нулевым дефолтным риском в связи с проектами, связанными с «Поясом и путем». Это при условии, что «общий государственный долг должен оставаться достаточно низким, чтобы смягчить вероятность дефолта по умолчанию».
    Тот факт, что Пекин часто использует обмен долговых обязательств на нефинансовые активы или политические уступки, стал поводом называть «Пояс и путь» не слишком замаскированной «долговой ловушкой».
    На фоне неопределенных перспектив проекта «Великий камень» белорусским экономическим стратегам не худо бы уяснить для себя истинные цели Китая на белорусском геополитическом и геоэкономическом направлении. Последние, по всей видимости, лежат отнюдь не в создании «производств завтрашнего дня» в небольшой республике с неустойчивой и во многом зависящей от российских льгот на углеводороды экономикой, а в строительстве здесь мощного логистического узла со всей сопутствующей управленческой и транспортной инфраструктурой.
    А вот какую выгоду может извлечь из этого Белоруссия, кроме платы за транзит китайских товаров в Европу, зависит в первую очередь от политического реализма руководства республики. Ему пора уже перейти от эмоциональной реакции на изменчивую политическую конъюнктуру к взвешенной стратегии интеграции в огромный и неисчерпаемый рынок Евразийского экономического союза, где востребованность в белорусских товарах на порядок больше, чем в избалованной ведущими мировыми производителями Европе.

  3. WaStEr Ответить

    Количество резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» под Минском за текущий год увеличилось в два раза — до 41 компании. За ближайшие два года планируется этот показатель довести до 100 и приступить к застройке второй очереди парка, которая предполагает создание настоящего наукограда. При этом не исключено, что все это может существовать в условиях индустриального офшора.

    «Уходящий год был очень насыщенным и плодотворным для парка „Великий камень“. С начала года резидентов стало вдвое больше, и география инвесторов расширяется», — заявил глава госучреждения «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень» Александр Ярошенко, вручая свидетельства 40-му и 41-му резидентам парка. Сейчас в парке 24 проекта реализуется с участием китайского капитала.

    40-м резидентом «Великого камня» стала китайская компания «Юньчжи Текнолоджи», которая специализируется на производстве светодиодных прозрачных экранов и моноблоков LED. Основная сфера применения LED-экранов — оформление сцен и выставок, масштабных спортивных соревнований. Под Минском компания намерена создать сборочное производство. Объем инвестиций в проект составит 3,2 млн долларов. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2021 год.
    «Китайско-Белорусский Высокотехнологичный аэрокосмический центр исследований и разработок» будет вести в парке научно-исследовательскую деятельность в сфере космических технологий. Его учредителем является Китайская аэрокосмическая корпорация. Объем инвестиций составит 2 млн долларов.
    По словам Ярошенко, значимым для парка стало то, что в 2018 году появились предприятия, которые стали выпускать продукцию в парке. Речь идет о компаниях «МАЗ-Вэйчай», «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие», «Флюенс Технолоджи Груп», «Леванта Групп» и «Ассомедика». Еще 7 компаний арендовали офисы для организации R&D центров и научно-исследовательской работы.

    В высокой степени готовности находятся 5 производственных проектов. Они могут начать практическую деятельность в 1-м полугодии 2019 года.

    Впрочем, первого заместителя гендиректора «Компании по развитию индустриального парка» Кирилла Коротеева тревожат темпы возведения объектов.

    — Возникают сложности с регистрацией, сдачей сетей газа и так далее, — говорит он. — Недавно состоялось большое совещание по проблемам и развитию строительного комплекса с участием президента. Мы также готовили предложения, и, к сожалению, их получилось немало.
    В 2017 году первые корпуса парка под Смолевичами возвела китайская компания «Чайна Мэрчантс». Были открыты логистический комплекс, бизнес-центр и крупный выставочный центр. Последний пока по большому счету пустует.

    — Этот вопрос сейчас обсуждается. В частности, мы предложили передать его в управление Белорусской торгово-промышленной палате. Плюс летом 2019 года мы хотим провести на этой площадке крупный инвестфорум, посвященный «Шелковому пути». Значит, центр надо будет немного модернизировать, потому что он предназначен для выставочной деятельности. Если сейчас запускать выставки, то потом будет сложно перепрофилировать под форум. А мы хотим провести его именно в «Великом камне». Поэтому есть нюансы. Но думаю, со временем все войдет в привычную колею, — пояснил TUT.BY Коротеев.
    «Евроопт» и ОМА затоварили склады в китайско-белорусском «Великом камне»

    Освоение второй очереди застройки парка

    Прогнозируется, что к концу 2020 года в Китайско-Белорусском индустриальном парке будет от 70 до 100 резидентов с объемом заявленных инвестиций 2−2,5 млрд долларов.

    В «Великом камне» в настоящее время реализуются проекты за счет технико-экономической помощи Китая. «Недавно мы начали строительство центра трансформаций научно-технических достижений. Заложен камень в основу жилого дома для наших резидентов», — отметил Ярошенко.
    — 70 резидентов — это программа минимум, 100 — это оптимистический сценарий, — говорит Коротеев. — Надеюсь, что привлеченные инвестиции через 2 года достигнут 900 млн долларов. Сейчас по итогам 2018 года будет порядка 430 млн долларов. Из них около 200 млн долларов — вложения в развитие инфраструктуры, 225 млн — это инвестиции резидентов.

    В 2018 году немецкая группа Duisburger Hafen, которая управляет портом Дуйсбурга, стала миноритарным акционером компании по развитию «Великого камня». Они хотят возвести на территории второй очереди освоения парка логистический центр, железнодорожный терминал по обработке грузов и мощности так называемой производственной логистики (расфасовка, упаковка, маркировка, комплектация, совершение финишных производственных операций, дистрибуция).
    31,16% акций «Компании по развитию индустриального парка» находится в управлении госучреждения «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», 0,84% — Duisburger Hafen. Акционерами с китайской стороны являются China Merchants Group, машиностроительная корпорация «Синомач», «Китайская корпорация инжиниринга САМС» и Харбинская инвестиционная группа.

    На днях же в «Великом камне» прошел завершающий этап международного конкурса на градостроительную концепцию второй очереди строительства индустриального парка. В финале рассматривались работы двух проектных компаний: голландской Royal Haskoning DHV и американской AECOM. Победитель будет работать совместно с белорусско-китайской экспертной группой, которая в целом определяет направления развития парка.

    Изображение предоставлено «Компанией по развитию индустриального парка»
    В целом площадь второго этапа составляет 3,3 тысячи гектаров. Но застройка будет вестись постепенно, путем выделения отдельных территорий. Связано ли привлечение международных проектировщиков с тем, что ключевым резидентом на втором участке станет «Дуйспорт»?

    Изображение предоставлено «Компанией по развитию индустриального парка»
    — На самом деле предполагается комплексная застройка: там есть жилые и рекреационные зоны, административная и промышленная застройка, логистика, зоны для научно-исследовательских проектов, — говорит Кирилл Коротеев. — Проект «Дуйспорта» уже учтен в предложенных концепциях, но он будет якорным лишь в своей промышленно-логистической зоне. Соответственно, и инфраструктура будет создаваться последовательно — например, сначала в зоне железнодорожного терминала. С учетом только начавшейся работы в данном направлении и различия в предложенных концепциях, сложно говорить о стоимости инфраструктуры данного этапа, но в любом случае это не менее 1 млрд долларов — только базовая инженерно-транспортная инфраструктура, без зданий и сооружений.

    Быть ли под Смолевичами индустриальному офшору…

    Впрочем, много будет зависеть от правового режима, в котором продолжит существовать «Великий камень». Нынче резиденты парка имеют различные налоговые преференции, но недавно посол Беларуси в Китае Кирилл Рудый рассказал об идее создания в парке «индустриального офшора». Такую формулировку, по его словам, подсказал Михаил Мясникович. Рудый пояснил, что «подсмотрел» идею во Вьетнаме. Там возле Хошимина тоже есть китайский индустриальный парк, который без пошлин продает свою продукцию на рынок КНР. Офшор, который предлагает дипломат, будет похож на статус Гонконга в Китае. То есть парк должен остаться белорусским, но с особым статусом, чтобы самостоятельно заключать соглашения о свободной торговле с ЕАЭС, ЕС, КНР и другими.

    — Идея свободного выхода на другие рынки, и в первую очередь Китай, рассматривалась достаточно давно, вопрос только в способах ее реализации, — комментирует Коротеев. — С китайскими партнерами достигнута принципиальная договоренность по данному направлению, что было закреплено решениями, принятыми на последнем заседании Белорусско-Китайского комитета по сотрудничеству в ноябре этого года. Теперь необходимо выработать юридически правильный механизм реализации, а здесь гораздо сложнее с учетом международных соглашений ЕАЭС, ВТО и прочих. Поэтому и скептиков много, и вопрос движется не так быстро. Но есть определенные идеи, поэтому после новогодних и рождественских праздников мы планируем активней взяться за данное направление.

    … и «Мотовелозаводу»?

    Осенью директор ООО «Мотовелозавод» Николай Ладутько предложил правительству перенести производство велосипедов и мотоциклов из Минска в парк «Великий камень» под Смолевичами. В качестве примера он привел Китай, где государство поддержало одного из старейших производителей велосипедов под брендом «Голубой Аист», находившегося в критическом положении. По словам Ладутько, если завод не поддержать, то ему будет очень тяжело конкурировать на рынке, а льготные условия работы в парке — «нормальные условия для работы промышленного предприятия». Ладутько и ранее просил госорганы перенести производство в «Великий камень», но решение на этот счет так и не было принято.

    — Все оставшиеся земли промышленного назначения на участке первого этапа строительства парка уже распределены. Практически на каждый участок по два потенциальных инвестора, просто данные проекты в разной степени проработки. Например, ведутся переговоры по субпаркам Китайской аэрокосмической корпорации, Чэнду-Европейского промышленного субпарка, кто-то еще ищет финансирование под свой проект. Точно так же зарезервирован на определенный срок участок для возможного переноса «Мотовелозавода». Необходимый участок подобран с учетом их технических потребностей. Сейчас, как я понимаю, обсуждаются вопросы финансирования проекта, — резюмировал Кирилл Коротеев.





  4. Kafym Ответить

    Белорусский камень: лежачий или великий?
    Точек экономического роста в Беларуси немного, поэтому проекты, вокруг которых наблюдается деловая активность, в наибольшей степени привлекают внимание. Один из таких проектов — индустриальный парк «Великий камень».
    Территориальное образование, общая площадь которого составляет 11 247 гектаров, поэтапно застраивается, создается инфраструктура для привлечения инвестиций. И хотя изначально парк задумывался как белорусско-китайский, сейчас туда приходят и западные инвесторы.
    Впрочем, еще несколько лет назад способность парка привлекать инвесторов вызывала большие сомнения у наблюдателей.
    «В 2016 году в СМИ называли индустриальный парк “лежачим камнем”. Я вам хочу сказать, что этот камень уже поднялся, и приглашаю всех представителей СМИ в парк для осмотра», — заявил на прошлой неделе во время пресс-конференции главный исполнительный директор «Компании по развитию индустриального парка» Ху Чжэн.
    Резидентами парка сейчас являются инвесторы из Китая, Австрии, Германии, России, Литвы, США и Израиля, а объем заявленных инвестиций превышает миллиард долларов. Кстати, 157 млн долларов инвесторы уже освоили.
    Но это, говорят в парке, только начало. «Мы ожидаем, что к концу 2020 года количество резидентов парка увеличится до 75, а объем заявленных инвестиций вырастет до 1,5-2 млрд долларов», — отмечает Ху Чжэн.
    Чтобы количество инвесторов и объем инвестиций увеличивались, в начале июля в индустриальном парке пройдет международный форум. Одна из основных целей мероприятия — привлечь в парк якорных, то есть крупных инвесторов, вслед за которыми потянулись бы и другие представители иностранного бизнеса.
    Кстати, в индустриальном парке скоро появятся инвесторы из Швейцарии.
    «Несколько швейцарских компаний планируют прийти в парк. В частности, мы планируем подписать соглашение с швейцарской корпорацией, которая занимается хранением и обработкой большего количества данных», — рассказал глава администрации индустриального парка Александр Ярошенко, отвечая на вопросы БелаПАН.
    При этом он отметил, что администрация ожидает прихода в парк «двух очень крупных, действительно знаковых для нас инвесторов».
    В частности, планируется подписание соглашения с китайской корпорацией Geely о реализации проекта по производству автокомпонентов в парке «Великий камень. Кроме этого, ожидается приход китайской судостроительной корпорации.
    «В совокупности с компанией по аэрокосмическим технологиям, которая является одним из наших якорных инвесторов, мы ориентируемся на реализацию так называемого субпарка в “Великом камне”», — пояснил Ярошенко.
    Долгий путь к офшору
    Чтобы якорных инвесторов в парке становилось больше, посол Беларуси в Китае Кирилл Рудый постоянно встречается с представителями китайских корпораций, которые входят в 500 крупнейших компаний мира.
    Кстати, белорусский посол поддерживает идею трансформации парка «Великий камень» в… индустриальный офшор.
    Белорусская сторона сейчас предлагает потенциальным инвесторам стать резидентами «Великого камня», производить продукцию и продавать ее беспошлинно на просторах ЕАЭС. Суть идеи Рудого в том, что резидентам парка нужно открывать новые рынки сбыта продукции, а для этого нужно предоставить парку специальный правовой статус, чтобы он мог самостоятельно заключать соглашения о свободной торговле с ЕАЭС, ЕС, КНР, США.
    Вместе с тем, ожидать, что белорусский парк превратится в индустриальный офшор в самое ближайшее время, вряд ли стоит.
    «Вопросы торгового взаимодействия с Китаем затрагивают интересы всех стран ЕАЭС, и в одиночку Беларуси решать эти вопросы будет непросто. Необходимо соглашение между Евразийским экономическим союзом и Китаем о зоне свободной торговли, чтобы китайский рынок стал максимально открытым в том числе для резидентов индустриального парка», — считает собеседник БелаПАН, близкий к дипломатическим кругам.
    Он констатировал, что соответствующие переговоры (о заключении зоны свободной торговли между Китаем и ЕАЭС) ведутся, но пока все-таки далеки от завершения. В Евразийской экономической комиссии говорят, что бизнес стран ЕАЭС еще не готов снимать барьеры на пути китайских товаров в регион.
    Возможности и риски
    Парк «Великий камень», говорят наблюдатели, хоть пока и не стал офшором, но уже доказал способность привлекать инвестиции.
    Индустриальному парку удается сегодня привлекать инвестиции как с Востока, так и с Запада, отмечает заместитель директора, партнер инвестиционной компании «Юнитер» Максим Кохов.
    «На этот результат удалось выйти благодаря тому, что парк предоставляет инвесторам инфраструктуру, налоговые льготы и практически уже заработал по принципу “одной станции”. Инвестору не нужно обивать пороги разных госорганов, а многие административные вопросы можно решить на базе парка», — подчеркнул Максим Кохов в комментарии для БелаПАН.
    Белорусские экономисты оценивают в целом положительно тот факт, что такой парк в Беларуси появился.
    «Проект “Великий камень” направлен на привлечение высокотехнологичных инвестиций. С учетом этой специфики такой парк для белорусской экономики нужен. Реализация высокотехнологичых проектов в парке может содействовать модернизации национальной экономики», — считает первый заместитель административного директора Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Колькин.
    Комментируя риски, которые могут возникнуть с развитием парка, он отметил, что они находятся в плоскости доступа продукции парка на рынки ЕАЭС.
    «Гарантий о беспрепятственном проникновении товаров с территории “Великого камня” на территорию России нет. Вместе с тем, развитие белорусско-российских отношений говорит о том, что механизмы урегулирования возможных споров можно находить», — считает Дмитрий Колькин.
    Приоритетом для парка должны стать те инвестиционные проекты, реализация которых не вызовет раздражения у наших основных торговых партнеров на евразийском пространстве, полагает Максим Кохов.
    Соответственно, считает он, белорусской стороне стоит вложиться в разработку таких инвестпроектов.
    «Чтобы портфель проектов парка измерялся не одним, а многими миллиардами долларов, Беларуси нужно научиться успешно конкурировать с другими странами за крупных инвесторов. Как показывает практика, транснациональные компании с большей готовностью откликаются на те проекты, которые глубоко проработаны», — отмечает Кохов.
    По его мнению, Беларусь может привлекать инвесторов даже из Евросоюза.
    «Рабочая сила в Германии, Чехии, Польше существенно дороже, чем в Беларуси, и уже один этот факт может притягивать в нашу страну иностранных инвесторов», — резюмировал Максим Кохов.

  5. akara Ответить

    Количество резидентов Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» под Минском за текущий год увеличилось в два раза — до 41 компании. За ближайшие два года планируется этот показатель увеличить до 100 и приступить к застройке второй очереди парка, которая предполагает создание настоящего наукограда.
    При этом не исключено, что все это может существовать в условиях индустриального офшора, пишет tut.by.
    «Уходящий год был очень насыщенным и плодотворным для парка „Великий камень“. С начала года резидентов стало вдвое больше и география инвесторов расширяется», — заявил глава госучреждения «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень» Александр Ярошенко, вручая свидетельства 40 и 41-му резидентам парка. Из них проекты с участием китайского капитала — в 24 случаях.
    40-м резидентом «Великого парка» стала китайская компания «Юньчжи Текнолоджи», которая специализируется на производстве светодиодных прозрачных экранов и моноблоков LED. Основная сфера применения LED-экранов — оформление сцен и выставок, масштабных спортивных соревнований. Под Минском компания намерена создать сборочное производство. Объем инвестиций в проект составит 3,2 млн долларов. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2021 год.
    «Китайско-Белорусский Высокотехнологичный аэрокосмический центр исследований и разработок» будет вести в парке научно-исследовательскую деятельность в сфере космических технологий. Его учредителем является Китайская аэрокосмическая корпорация. Объем инвестиций составит 2 млн долларов.По словам Ярошенко, значимым для парка стало то, что в 2018 году появились предприятия, которые стали выпускать продукцию в парке. Речь идет о компаниях «МАЗ-Вэйчай», «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие», «Флюенс Технолоджи Груп», «Леванта Групп» и «Ассомедика». Еще 7 компаний арендовали офисы для организации R&D центров и научно-исследовательской работы.
    В высокой степени готовности находятся 5 производственных проектов. Они могут начать практическую деятельность в 1 полугодии 2019 года.
    Впрочем, первого заместителя гендиректора «Компания по развитию индустриального парка» Кирилла Коротеева тревожат темпы возведения объектов.
    — Возникают сложности с регистрацией, сдачей сетей газа и так далее, — говорит он. — Недавно состоялось большое совещание по проблемам и развитию строительного комплекса с участием президента. Мы также готовили предложения и, к сожалению, их получилось немало.
    В 2017 года первые корпуса парка под Смолевичами возвела китайская компания «Чайна Мэрчантс». Были открыты логистический комплекс, бизнес-центр и крупный выставочный центр. Последний пока, по большому счету, пустует.
    — Этот вопрос сейчас обсуждается. В частности, мы предложили передать его в управление Белорусской торгово-промышленной палате. Плюс летом 2019 года мы хотим провести на этой площадке крупный инвестфорум, посвященный «Шелковому пути». Значит, центр надо будет немного модернизировать, потому что он предназначен для выставочной деятельности. Если сейчас запускать выставки, то потом будет сложно перепрофилировать под форум. А мы хотим провести его именно в «Великом камне». Поэтому есть нюансы. Но думаю, со временем все войдет в привычную колею, — пояснил TUT.BY Коротеев.
    Прогнозируется, что к концу 2020 года в Китайско-белорусском индустриальном парке будет от 70 до 100 резидентов с объемом заявленных инвестиций 2?2,5 млрд долларов.
    В «Великом камне» в настоящее время реализуются проекты за счет технико-экономической помощи Китая. «Недавно мы начали строительство центра трансформаций научно-технических достижений. Заложен камень в основу жилого дома для наших резидентов», — отметил Ярошенко.— 70 резидентов — это программа минимум, 100 — это оптимистический сценарий, — говорит Коротеев. — Надеюсь, что привлеченные инвестиции через 2 года достигнут 900 млн долларов. Сейчас по итогам 2018 года будет порядка 430 млн долларов. Из них около 200 млн долларов — вложения в развитие инфраструктуры, 225 млн — это инвестиции резидентов.
    В 2018 году немецкая группа Duisburger Hafen, которая управляет портом Дуйсбурга, стала миноритарным акционером компании по развитию «Великого камня». Они хотят возвести на территории второй очереди освоения парка логистический центр, железнодорожный терминал по обработке грузов и мощности так называемой производственной логистики (расфасовка, упаковка, маркировка, комплектация, совершение финишных производственных операций, дистрибуция).
    31,16% акций «Компании по развитию индустриального парка» находится в управлении госучреждения «Администрация Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», 0,84% — Duisburger Hafen. Акционерами с китайской стороны являются China Merchants Group, машиностроительная корпорация «Синомач», «Китайская корпорация инжиниринга САМС» и Харбинская инвестиционная группа.
    На днях же в «Великом камне» прошел завершающий этап международного конкурса на градостроительную концепцию второй очереди строительства индустриального парка. В финале рассматривались работы двух проектных компаний: голландской Royal Haskoning DHV и американской AECOM. Победитель будет работать совместно с белорусско-китайской экспертной группой, которая в целом определяет направления развития парка.
    В целом площадь второго этапа составляет 3,3 тысячи гектаров. Но застройка будет вестись постепенно, путем выделения отдельных территорий. Связано ли привлечение международных проектировщиков с тем, что ключевым резидентом на втором участке станет «Дуйспорт»?
    — На самом деле предполагается комплексная застройка: так есть жилые и рекреационные зоны, административная и промышленности застройка, логистика, зоны для научно-исследовательских проектов, — говорит Кирилл Коротеев. — Проект «Дуйспорта» уже учтен в предложенных концепциях, но он будет якорным лишь в своей промышленно-логистической зоне. Соответственно, и инфраструктура будет создаваться последовательно — например, сначала в зоне железнодорожного терминала. С учетом только начавшейся работы в данном направлении и различия в предложенных концепциях, сложно говорить о стоимости инфраструктуры данного этапа, но в любом случае это не менее 1 млрд долларов — только базовая инженерно-транспортная инфраструктура, без зданий и сооружений.
    Быть ли под Смолевичами индустриальному офшору…Впрочем, много будет зависеть от правового режима, в котором продолжит существовать «Великий камень». Нынче резиденты парка имеют различные налоговые преференции, но недавно посол Беларуси в Китае Кирилл Рудый рассказал об идее создания в парке «индустриального офшора». Такую формулировку, по его словам, подсказал Михаил Мясникович. Рудый пояснил, что «подсмотрел» идею во Вьетнаме. Там возле Хошимина тоже есть китайский индустриальный парк, который без пошлин продает свою продукцию на рынок КНР. Офшор, который предлагает дипломат, будет похож на статус Гонконга в Китае. То есть парк должен остаться белорусским, но с особым статусом, чтобы самостоятельно заключать соглашения о свободной торговле с ЕАЭС, ЕС, КНР и другими.
    — Идея свободного выхода на другие рынки, и в первую очередь Китай, рассматривалась достаточно давно, вопрос только в способах ее реализации, — комментирует Коротеев. — С китайскими партнерами достигнута принципиальная договоренность по данному направлению, что было закреплено решениями, принятыми на последнем заседании Белорусско-Китайского комитета по сотрудничеству в ноябре этого года. Теперь необходимо выработать юридически правильный механизм реализации, а здесь гораздо сложнее с учетом международных соглашений ЕАЭС, ВТО и прочих. Поэтому и скептиков много, и вопрос движется не так быстро. Но есть определенные идеи, поэтому после новогодних и рождественских праздников мы планируем активней взяться за данное направление.
    … и «Мотовелозаводу»?Осенью директор ООО «Мотовелозавод» Николай Ладутько предложил правительству перенести производство велосипедов и мотоциклов из Минска в парк «Великий камень» под Смолевичами. В качестве примера он привел Китай, где государство поддержало одного из старейших производителей велосипедов под брендом «Голубой Аист», находившегося в критическом положении. По словам Ладутько, если завод не поддержать, то ему будет очень тяжело конкурировать на рынке, а льготные условия работы в парке — «нормальные условия для работы промышленного предприятия». Ладутько и ранее просил госорганы перенести производство в «Великий камень», но решение на этот счет так и не было принято.
    — Все оставшиеся земли промышленного назначения на участке первого этапа строительства парка уже распределены. Практически на каждый участок по два потенциальных инвестора, просто данные проекты в разной степени проработки. Например, ведутся переговоры по субпаркам Китайской аэрокосмической корпорации, Чэнду-Европейского промышленного субпарка, кто-то еще ищет финансирование под свой проект. Точно также зарезервирован на определенный срок участок для возможного переноса «Мотовелозавода». Необходимый участок подобран с учетом их технических потребностей. Сейчас, как я понимаю, обсуждаются вопросы финансирования проекта, — резюмировал Кирилл Коротеев.
    Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY, фото предоставлено «Компанией по развитию индустриального парка»

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *