Можно ли назвать катерину лучом света в темном царстве?

11 ответов на вопрос “Можно ли назвать катерину лучом света в темном царстве?”

  1. paul-xxx Ответить

    В центре событий драмы, написанной А.Н. Островского и получившей название «Гроза», стоит девушка Катерина. Один из литературных критиков, а точнее Н.А. Добролюбов, характеризует ее как воплощение «сильного русского характера», она стала настоящим лучиком света, который озарял темное царство. Но несмотря на то, что она обладает достаточно сильным и твердым характером, она все равно погибает из-за сложных обстоятельств и внутренних противоречий.
    В драме образ Екатерины ассоциируется с мотивами простора, она мечтает обладать полной свободой и относится к жизни с легкостью и оптимизмом. Ее мечта парить как птице по небесным просторам, но даже в самом начале произведения героиня начинает чувствовать собственную гибель. Она не была создана для жизни в темном царстве, она чувствует, что в данной среде она не может существовать долго, поэтому понимание того, что скоро ей грядет конец, приходит к ней буквально сразу.
    Самым приятным является рассказ о том, как Катерина жила до замужества, она рассказывает о том, что ее жизнь была свободной и открытой, она могла самостоятельно принимать решения и радоваться окружающему миру.
    Сейчас же она постоянно находится дома и занимается домашней работой, также она посвящает себя религии, все это является составляющей патриархального склада жизни в доме. В реальном мире ей приходится бороться с разными трудностями, в семье она постоянно терпит насилие и издевательства, которые вынуждают ее бороться за собственное благополучие и со своими мыслями.
    В Катерине просыпается чувство личности, которое не вписывается в представления существующего общества, она не понимает откуда берутся такие переживания и эмоции, поэтому не может справиться с происходящим. При этом девушка в силу своей религиозности и образованности, считает, что происходящее можно приравнять к грехопадению. Она влюблена в Бориса, а нарушение верности мужу даже в мыслях, становится для нее фактически преткновением. Ей трудно бороться с тем, что происходит в ее голове.
    Когда она четко и ясно осознает свои чувства к Борису, то старается противостоять чувствам. Вокруг нее начинается все рушиться, сначала собирает вещи и уезжает Тихон, который являлся единственной опорой и поддержкой в любви, а Варвара отдает ей ключи от калитки в доме.
    При этом Катерина сама сознается Борису в своих чувствах, это становится предвестником гибели, она готова сделать все, что угодно, лишь бы избавиться от своих чувств. Она не видит продолжения жизни с собственными противоречиями и эмоциями, которые возникают в ее душе регулярно. Поэтому она решает прекратить порочный круг самостоятельно и покончить жизнь самоубийством, она не может больше смотреть в глаза собственному супругу, которого не любит. Она испытывает совершенно другие чувства к Борису, который полностью забрал ее сердце. Она не готова бороться, несмотря на то, что она принимает осуждение людей, она не может его пережить, одно представление о происходящим сводит ее с ума.
    10 класс

  2. nickname44 Ответить

    Пьеса “Гроза” стала переломным моментом в творчестве А. Н. Островского. В ней писатель проанализировал реальное состояние того патриархального мира, который он с такой любовью и надеждой воспевал в предыдущих пьесах. Передовые современники Н. А. Островского, и прежде всего Н. А. Добролюбов, увидели в ней всю народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.
    Островский как художник является глубоким реалистом. Создавая свои произведения, он руководствовался принципом, что “драматические произведения есть не что иное, как драматизированная жизнь”. Может быть, поэтому герои его пьес нам частенько кого-то напоминают: и Кабаниха, и Дикой, и Тихон, и Борис… Только вот катерины встречаются не так часто! Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”. “Темным царством” он считал мир бессмысленного самодурства и страданий “наших младших братии”, “мир затаенной, тихо вздыхающей скорби”, мир, где “наружная покорность и тупое, сосредоточенное горе, доходящее до совершенного идиотства и плачевнейшего обезличения”, сочетаются с “рабской хитростью, гнуснейшим обманом, бессовестнейшим вероломством”.
    Действие пьесы происходит в городе Калинове, на берегу Волги. И это очень важно, что Катерина появилась не откуда-то извне, а сформировалась в калиновских условиях. Именно в душе женщины из обычного российского города рождается новое отношение к миру, новое чувство, еще неясное самой героине. “Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю”. Это. просыпающееся чувство личности. В лице героини оно естественным образом принимает не форму гражданского протеста (это было бы неправдоподобно, учитывая понятия и образ жизни купеческой жены), а форму любви. Любовь и воля нераздельно сливаются в ее сознании. Стремление к воле, поселившееся в ее душе, Катерина воспринимает как нечто гибельное, противоречащее ее собственным, вполне патриархальным представлениям о жизни. Протест Катерины также идет вразрез с ее идеальным представлением о нравственности, и в этом ее трагедия.
    Мы знакомимся с Катериной в тот момент, когда в ее сердце уже зародилась любовь к Борису, но она еще отчаянно старается сохранить добрые отношения со своим мужем. Мы пока не знаем Катерину, но уже сочувствуем ей, потому что диалог между ее мужем и свекровью заставляет нас содрогаться от ужаса. Тихон выглядит совершенно бесхарактерным, хотя и не злым, не смеющим ничего сказать, а уж тем более сделать, вопреки матери. Кабаниха же производит впечатление абсолютно темной, злой, деспотичной женщины. Мы сразу же можем представить себе положение Катерины в этом семействе. Кабаниха ругает сына за то, что жена его не боится.
    отвечает ей совершенно правильно, только как-то неуверенно (так неуверенно, что мы не ждем от него защиты для Катерины): “Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит”. Эта реплика вызывает просто взрыв гнева у его матери: “Как зачем бояться? Как зачем бояться? Даты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно: какой же это порядок-то в доме будет!” Тихон не перечит, и здесь он выглядит настолько жалким и ничтожным, что мы понимаем: он не так безвреден, как кажется, потому что молчаливо поддерживает мать в ее самодурстве. Катерина терпит, но это не то терпение, которое заканчивается привычкой. Нет, в каждой ее сдержанной реплике чувствуется такая сила характера, что мы понимаем: Катерина никогда не смирится с оскорблениями и не привыкнет к своему положению — рано или поздно она вырвется из него. Она никогда не жалуется, но свекровь чувствует в ней что-то непонятное и враждебное. Видимо, поэтому она всеми силами старается натравить сына на жену. И Тихон покорно наказывает Катерине, чтобы она без него “в окна глаз не пялила” и “на молодых парней не заглядывалась”. Он прекрасно знает, что его жена не из тех, кто “в окна глаза пялит”, видит, что оскорбляет ее этими словами, но состояния ее до конца понять не может. Он также не в силах постичь ее неожиданного душевного порыва, когда она прижимается к нему и ласкает его. Он как будто мимо ушей пропускает ее слова-причитания: “Ах, беда моя, беда!.. Куда мне, бедной, деться! За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!” Нет, за Тихона не ухватишься. У него одна радость — исчезнуть с материнских глаз и где-нибудь не стороне предаться разгульной жизни. Очевидно, что он поступает так всякий раз, когда есть возможность, и при этом совесть его не мучает, в отличие от Катерины, которая даже мысль о другом мужчине считает тяжким грехом. Еще ничего не было, а она уже угрызается, просит мужа взять с нее какую-нибудь страшную клятву: “…чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком другом, кроме тебя”. Интересно, что клятва эта напоминает наставление самого Тихона о том, чтобы она “на молодых парней не заглядывалась”, но те слова оскорбительны, потому что в них содержится ни на чем не основанное подозрение, а здесь Катерина чувствует свою вину. Другое дело — Варвара, которая советует Катерине скрывать свою любовь к Борису: “А по-моему — делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. Но она не чувствует характера Катерины: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. В пьесе нет ни одного человека, способного понять, что творится в душе этой женщины. Невозможно представить, чтобы кому-нибудь из них, как Катерине, пришло в голову задуматься, “отчего люди не летают так, как птицы?” Никто из них никогда не захочет “разбежаться, поднять руки и полететь”. Борис, которому посчастливилось быть любимым такой женщиной, тоже бескрылый. Он мог бы стать ее спасителем, ведь она, узнав, что он едет в Сибирь, просит забрать ее с собой. Но Борис материально зависит от своего дяди Дикого, мало чем отличающегося от Кабанихи. Дикой и Кабаниха сговорились отправить его в Сибирь и никогда не дадут ему взять с собой Катерину. Борис не стоит Катерины, которая и полюбила-то его от безысходности. Больше всего он боится показаться своему дяде непочтительным и лишиться наследства. Может быть, его следует понять — ведь он заботится о своей сестре, старается для нее, — но наши симпатии целиком и полностью на стороне Катерины, только она вызывает наше сострадание. Встреться ей другой человек, ее судьба сложилась бы по-другому, в этом можно быть уверенным: Катерина использовала бы свой шанс. Добролюбов пишет: “Но в том-то и дело, что среда, подчиненная силе Диких и Кабановых, производит обыкновенно Тихонов и Борисов, неспособных воспрянуть и принять свою человеческую природу, даже при столкновении с такими характерами, как Катерина”.
    Смерть становится для Катерины избавлением. Был ли это протест? Можно понимать и так, но, скорее, это — отчаянное стремление вырваться из “темного царства”, давившего и душившего ее самобытную личность. Протест должен был возникнуть у читателей и зрителей пьесы, которым следовало, по мнению Добролюбова, задаться вопросом: “Но ведь есть же какой-нибудь выход из этого мрака?” Сам Добролюбов предлагает нам оглянуться вокруг себя и обратить “свои требования к самой жизни, так вяло и однообразно плетущейся вокруг нас”. В пьесе Островского эту попытку могла совершить только Катерина, и за это мы и называем ее “лучом света в темном царстве”.

  3. teetwelwe Ответить

    В основу главного конфликта пьесы Островского “Гроза” положен извечный конфликт старого с новым, “века минувшего” с “веком нынешним”, “темного царства” со светлым началом. В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального волжского городка Калинова с ее невежеством, грубостью, ханжеством, властью старших. “Жестокие нравы” царят в этом городе: люди перестали радоваться жизни, красоте, живут за высокими заборами, друг друга со свету сживают, торговлю друг у друга подрывают, унижают друг друга. И нет, кажется, просвета от такой жизни. Над всем простирается “темное царство” с его бессердечием и тупостью, с его рабским преклонением перед могуществом старых, давно отживших порядков. Кажется, что ничто уже не сможет нарушить веками сложившийся стиль и способ жизни. Но это не так. Островский потому и написал свою пьесу, что чувствовалось уже приближение перемен, что в недрах этого застоя уже зародилась искра протеста, пускай еще неосознанного, слабого, но способного пошатнуть все старые представления и жизненные установки. Героиней, которая сумела бросить вызов “самодурной силе Диких и Кабаних”, стала Катерина Кабанова. Эта молодая женщина, лишенная участия, любви и сострадания, стремится вырваться из гнетущей атмосферы, стать свободной. Любовь (грешная и запретная) помогает ей обрести свободу. Но эта любовь трагична, так как рассказанная этой женщиной правда губит ее. Обретя один раз свободу, Катерина Кабанова не может уже отказаться от нее, смириться с рабским и униженным положением в доме свекрови, вновь стать рабой. Поэтому она и совершает роковой поступок, потрясший весь город Калинов, заставивший задуматься даже таких слабых и жалких людей, как ее муж Тихон. Ее смерть – вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья. Вот почему эта героиня была названа критиком Добролюбовым “лучом света в темном царстве”.
    Когда читаешь пьесу, невольно думаешь, неужели Катерина так одинока, неужели нет в пьесе героев, хоть как-то поддерживающих ее, сочувствующих ей? Таким героем является механик-самоучка Кулигин. Недаром автор подчеркивает некоторое сходство в характере этих персонажей: умение видеть красоту природы, восхищаться ею свойственно в равной степени им обоим. Кулигин действительно выделяется из окружающего общества. Его взгляд на вещи явно противоречит канонам “темного царства”. Он механик-самоучка, то есть вовсе не ученый, а человек, вникающий в сущность явлений. И он не “книжный червь”. Только глубоко чувствующий человек может сказать: “Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”. Мышление Кулигина находится на том уровне познания действительности, когда все окружающее полно для него тайн и загадок, завораживающих впечатлений. И Кулигина поражает то невежество и темнота, в которые погружен город Калинов: “А бы боитесь взглянуть на небо, дрожь вас берет!”
    Но его горячий монолог о сущности такого явления, как гроза, в конце четвертого действия вызывает лишь негативную реакцию: “Ишь какие рацеи развел! Есть, что послушать, уж нечего сказать!” Такая же реакция возникает, когда он просит у Дикого денег на установку солнечных часов на бульваре: “А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе даст!” Его идеи чужды окружающим, а он не может, не умеет что-либо донести до них. Он читает Дикому Державина, рассказывает ему об устройствах громоотводов, даже не пытаясь вникнуть в сущность его закоренелого консерватизма и найти точку опоры во взглядах самого Дикого. И потому Кулигин беспомощен.
    “Луч света в темном царстве” или светлое явление, по Писареву, -человек, способный внести что-то новое в окружающий мир, в души людей, изменить их к лучшему: “Свет способен развеять тьму, оставаясь для нее неуязвимым”. Но такая личность должна обладать рядом необходимых душевных качеств: свободомыслием, решительностью, независимостью. И в этом главная беда Кулигина. Если в характере главной героини все эти качества проявляются, то в характере Кулигина они практически отсутствуют. Он смирился с законами “темного царства”, он потерял надежду самостоятельно что-либо исправить. В разговоре с Борисом еще в начале первого действия Кулигин говорит, рассуждая о закабаленности бедных и вседозволенности богатых: “И никогда нам, сударь, не выбраться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба”.
    Отсутствие стимулов к борьбе делает этого героя беспомощным. Когда Борис спрашивает, отчего бы ему не описать стихами всю мерзость купеческой жизни, тот отвечает: “Как можно, сударь! Живого проглотят”. И это — проявление беспомощности. Правда, он, в отличие от Фек-луши и ей подобных, все же решается критиковать “темное царство”, но уже осуждает себя с позиций той самой морали, которую насаждают ему окружающие: “Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается, да не могу, люблю разговор рассыпать!” Но ведь это явное отражение идеи “лишь бы все шито да крыто было”.
    Кулигин не способен ничего изменить в окружающем его мире, но ему все же не хочется осознавать беспомощность и безнадежность своего положения, поэтому он тешит себя надеждой получить миллион за открытие вечного двигателя – извечной и невыполнимой мечты человечества.
    Хотя Кулигин и является героем-резонером, высказывает мнение автора, явно осуждающего жизнь “темного царства”, но его слова неспособны что-либо изменить в жизни города Калинова (в отличие от поступка Катерины), поэтому и назвать этого все-таки положительного героя “лучом света в темном царстве” нельзя.

  4. oduvalo Ответить

    Катерина — «Луч света в темном царстве»
    А. Н. Островский написал много пьес о купечестве. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов называл их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового молчания. А если и появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно. Не долго будет он покорен.
    “Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства? ” — спрашивал Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”.
    Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. И в пьесе гроза не только явление природы, но и яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.
    В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других жителей этого царства?
    В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.
    Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства свекрови.
    В доме Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Но Катерина в религии — “поэт” (по выражению горьковского героя) . Она наделена ярким воображением, она мечтательна и эмоциональна. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, то видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминающая народные сказания и песни.
    Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому во время грозы, услышав проклятья полоумной барыни, она стала молиться. Когда же она увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.
    Ее религиозность даже как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая родных Кабаниха вообще не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим себе загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, не способным оценить истинную любовь, Катерина становится особенно привлекательной. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу! ” Любовь к Борису — это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает …
    Дальше читай по ссылке ниже

  5. elviss77 Ответить

    Александр Николаевич Островский написал огромное количество работ. Самой запоминающейся по своему праву можно считать его пьесу «Гроза».
    Главной героиней драмы Островского является Катерина Петровна Кабанова. Но для того, чтобы понять и узнать ее характер, нам нужно окунуться в ее прошлое и заглянуть к ней в душу. В детстве Катя не знала забот. Она росла счастливым и послушным ребенком. Родители очень любили свою дочь и предоставляли ей полную свободу: « Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Героиня все время витала в облаках. Катя – искренняя девушка, которая любит правду. Большое количество времени девушка проводила в мечтах, поэтому ее можно смело назвать мечтательницей. Катерина была очень умной девушкой, хотя образование она так и не получила. Все знания она черпала из рассказов странниц и богомолок.
    Главную героиню выдали замуж за Тихона Кабанова. Так как брак был заключен не по любви, Катя чувствовала себя несчастной. Со своей свекровью она не могла найти общий язык. Кабаниха – мать Тихона, постоянно обижала Катерину. Муж не смел перечить маменьке и поэтому не заступался за супругу. Однажды Катя влюбилась в Бориса, жизнь снова заиграла цветными красками. Когда муж был в отъезде, Катерина изменила ему. Но так как она честная девушка с достойным воспитанием, то она призналась во всем Тихону. Если бы не свекровь, он ее бы простил. Катя хотела уехать с Борисом в Сибирь, но тот не захотел ее взять с собой. Ей ничего не оставалось, как прыгнуть в Волгу. Катерина умерла, прожив не так много лет. Она была лучиком света в этом темном царстве.
    Главная героиня имела очень мужественный характер. Она не смогла исправить свою жизнь в лучшую сторону и не побоялась с ней расстаться. Катерина так и не смогла победить это “Темное царство”, но ее смерть говорит о том, что она не стала побежденной.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Катерина – луч света в тёмном царстве» (Островский «Гроза»)» читают:
    Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза» (сочинение)
    Сочинение на тему: Основной конфликт в пьесе Островского «Гроза»
    Сочинение на тему: Смысл названия пьесы Островского «Гроза»

  6. Smoke707 Ответить

    КАТЕРИНА –
    “ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ”
    (по пьесе А.Н.
    Островского “Гроза”)
    А.Н.
    Островский, автор многочисленных пьес,
    поистине считается “певцом купеческого
    быта”. Именно изображение мира купечества
    второй половины XIX века,
    названного Добролюбовым в одной из статей
    “темным царством”, стало главной темой
    творчества Островского.
    Драма “Гроза”
    появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее
    довольно прост. Главная героиня, Катерина
    Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в
    муже, полюбила другого человека. Мучимая
    угрызениями совести, а также не желая лгать,
    она признается в своем поступке в церкви,
    всенародно. После этого существование ее
    становится настолько невыносимым, что она
    кончает жизнь самоубийством.
    Такова
    событийная канва произведения, при помощи
    которой автор раскрывает перед нами целую
    галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел
    Прокофьевич Дикой), и почтенные матери
    семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и
    странницы-богомолки, рассказывающие
    небылицы, пользуясь темнотой и
    необразованностью народа (Феклуша), и
    доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин),
    и другие. Однако при всем разнообразии
    типов нетрудно заметить, что все они как бы
    распадаются на два лагеря, которые условно
    можно было бы назвать: “темное царство” и
    “жертвы темного царства”.
    “Темное
    царство” составляют люди, в чьих руках
    сосредоточена власть, те, кто может
    оказывать влияние на общественное мнение в
    городе Калинове. В первую очередь, это Марфа
    Игнатьевна Кабанова, которую в городе
    уважают, считают образцом добродетели и
    хранительницей традиций. Кабанова и впрямь
    держится традиций, постоянно учит
    окружающих, как “делали в старину”,
    касается ли дело сватовства, проводов мужа
    или хождения в церковь. Кабанова —
    непримиримый враг всего нового: в нем ей
    видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она
    осуждает молодежь за то, что у нее к старшим
    нет “должного почтения”, не приветствует
    просвещение, так как, по ее мнению, “ученость
    лишь развращает умы”. Кабанова считает, что
    человек должен жить в страхе перед Богом, а
    женщина еще
    и в страхе перед мужем.
    Дом
    Кабановых всегда полон богомолок и
    странниц, которые здесь получают “милости”,
    а взамен рассказывают то, что от них хотят
    услышать — сказки о землях, где живут люди с
    песьими головами, о “сумасшедших” людях в
    больших городах, выдумывающих всякие
    новшества вроде паровоза и тем самым
    приближающих конец света. “Ханжа, —
    говорит о Кабановой Кулигин, — нищих
    оделяет, а домашних заела совсем…” И
    действительно, поведение Марфы Игнатьевны
    на людях во многом отличается от ее
    поведения дома. Вся семья живет в страхе
    перед ней. Тихон, совершенно подавленный
    властной матерью, живет одним только
    нехитрым желанием — вырваться, пусть и
    ненадолго, из дома и погулять всласть.
    Домашняя обстановка настолько гнетет его,
    что ни мольбы жены, которую он искренне
    любит, ни дела не могут задержать его дома,
    если предоставляется хоть малейшая
    возможность куда-нибудь отлучиться. Сестра
    Тихона, Варвара, также испытывает на себе
    все тяготы семейной обстановки. Однако, в
    отличие от Тихона, она обладает более
    твердым характером, и у нее хватает
    дерзости, пусть тайно, не подчиняться
    матери.
    Главой
    другого семейства, представленного в драме,
    является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие
    от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое
    самодурство лицемерными рассуждениями о
    всеобщем благе, Дикой считает это для себя
    излишним. Он ведет себя, как ему
    заблагорассудится, ругает кого попадя —
    соседей, работников, членов своей семьи; не
    платит рабочим причитающиеся им деньги (“Знаю,
    что надо заплатить, а все одно не могу…”),
    причем нисколько не стыдится этого,
    напротив, не без некоторой гордости
    заявляет, что каждый из работников по
    копейке не досчитается, а “у меня из этого
    тысячи составляются”. Дикой является
    опекуном своих племянников — Бориса и его
    сестры, крторые по завещанию родителей
    получат свое наследство от Дикого в том
    случае, “если будут с ним почтительны”. Все
    в городе, и
    даже сам Борис, прекрасно понимают, что
    наследства они с сестрой не получат, так как
    ничто не помешает Дикому заявить, будто
    племянники были с ним непочтительны. Мало
    того, Дикой прямо говорит, что не собирается
    расставаться с деньгами, так как у него “свои
    собственные дети есть”.
    Самодуры “правят
    бал” в городе Калинове. Однако в этом вина
    не только представителей самого “темного
    царства”, но и не в меньшей степени его “жертв”.
    Ни один из тех, кто страдает от хамства и
    произвола, не отваживается на открытый
    протест. Тихон стремится всеми силами
    вырваться из дома; Борис, прекрасно понимая,
    что никакого наследства не получит, все же
    не решается
    на разрыв с дядей и продолжает “плыть по
    течению”. Он не может защитить свою любовь
    и лишь сетует: “Эх, кабы сила!” — при этом
    не протестуя, даже когда его “по делу”
    отправляют в Сибирь. Сестра Тихона, Варвара
    отваживается на протест, однако ее
    философия жизни мало чем отличается от
    философии представителей “темного царства”
    — делай, что хочешь, “лишь бы все шито да
    крыто было”. Она тайно берет у матери ключ
    от садовой калитки, ходит на свидания,
    подбивает пойти с ней Катерину. В конце
    концов Варвара бежит из дому вместе с
    Кудряшом, но точно такие же нравы царят не
    только в городке Калинове. Так что ее
    бегство, как и постоянное стремление Тихона
    забежать в кабак, бессмысленно.
    Даже
    Кулигин, человек вполне независимый, пасует
    перед Диким, предпочитая с ним не
    связываться. Мечты Кулигина о лучшей жизни
    и техническом прогрессе утопичны. Его
    фантазии хватает лишь на то, чтобы
    попытаться для общего блага установить
    громоотвод или сделать солнечные часы на
    площади. Он с увлечением мечтает., что бы он
    сделал, если бы имел миллион, однако ничего
    не предпринимает, чтобы этот миллион
    заработать, а обращается за деньгами к
    Дикому.
    Представители
    же “темного царства” не только умеют
    блюсти свои интересы, но и очень хорошо
    могут постоять за себя. Едва пьяный Дикой
    пытается выругать и Кабаниху, как та его
    мигом “ставит на место”, и только что
    бушевавший сосед сразу же переходит на
    дружелюбный тон.
    Таким
    образом, Катерина, полюбившая так, как могут
    любить только очень сильные и страстные
    натуры, оказывается в полном одиночестве.
    Никто не в силах ее защитить — ни муж, ни
    любимый человек, ни горожане, сочувствующие
    ей (Кулигин). Варвара предлагает Катерине не
    беспокоиться и жить, как прежде: лгать дома
    и при первой же возможности бегать на
    свидания к любимому человеку. Однако для
    Катерины это неприемлемо, так как она
    понимает, что ложью лишь разрушит свою душу,
    постепенно утратит способность искренне и
    бескорыстно любить. Ее набожность не имеет
    ничего общего с ханжеством Кабанихи, в
    своем “грехе” Катерина винит только себя,
    ни словом не упрекая Бориса, который не
    предпринимает никаких усилий, чтобы ей
    помочь.
    Смерть
    Катерины в конце драмы закономерна — для
    нее нет иного выхода. Она не может
    присоединиться к тем, кто проповедует
    принципы “темного царства”, стать одним из
    его сторонников, так как это означало бы
    перестать мечтать, вырвать из души все
    чистое, светлое; но она также не может
    смириться с подчиненным положением,
    присоединиться к “жертвам темного царства”
    — жить по принципу “лишь бы все шито да
    крыто было” и искать утешения на стороне.
    Вина Катерины — это вина не перед
    конкретным человеком или группой людей, но
    вина перед собой, перед своей душой за то,
    что она омрачила ее ложью. Понимая это,
    Катерина не винит никого, однако понимает
    она и то, что жить с неомраченной
    душой в “темном царстве” нельзя. Ей не
    нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней
    расстаться — именно об этом говорит
    Кулигин Кабановой над бездыханным телом
    Катерины: “Тело ее здесь, а душа теперь не
    ваша, она теперь перед судией, который
    милосерднее
    вас!”
    Таким
    образом, протест Катерины — это протест
    против ханжества и лицемерной морали
    общества, против лжи и пошлости
    человеческих взаимоотношений. Протест
    Катерины не мог быть действенным, так как ее
    голос был одинок, и никто из ее окружения
    был не в силах не только ее поддержать, но
    даже понять до конца. Протест оказался
    саморазрушительным, но он был и есть
    свидетельство свободного выбора личности,
    не желающей мириться с законами,
    навязываемыми ей обществом, с ханжеской
    моралью и серостью повседневного быта.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *