Почему добролюбов назвал катерину лучом света в темном царстве кратко?

4 ответов на вопрос “Почему добролюбов назвал катерину лучом света в темном царстве кратко?”

  1. =>>Эк$т@зИ= Ответить

    Пьеса «Гроза» является свидетельством того, что А.Н. Островский в своем творчестве затронул важные проблемы, касающиеся купечества. Он отказался от идеализации купцов и их патриархального быта. И конфликт в пьесе строится именно на том, что главная героиня «Грозы» – Катерина – попыталась жить в соответствии с запросами души, не подчиняясь мертвым традициям купеческого общества.
    Н.А. Добролюбов утверждал: «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского». Решительность, о которой писал критик, проявилась, как мне кажется, в том, что драматург закончил свою пьесу трагически – смертью героини. Сам Островский назвал свою пьесу драмой, хотя современниками она воспринималась как трагедия. И это, конечно, оправдано. В пьесе показана трагическая судьба женщины – Катерины Кабановой, восставшей против уклада калиновской жизни. Все существование Калинова основывается на бездуховности, невежестве, самодурстве и дикости нравов. И в этом темном мире «лучом света» являются христианская мораль и человечность Катерины.
    Важное место в пьесе занимает противостояние Катерины и Кабанихи. Эти героини являются полными противоположностями друг другу. Они представляют в пьесе две совершенно разные нравственные позиции, два разных состояния человеческой природы. Первая же сцена с их участием показывает, что обе эти женщины наделены сильным характером. Каждая из них следует своим жизненным и нравственным принципам. Кабаниха крепко связана с бытом, поглощена заботами о детях, о доме, о торговле. Катерина, окруженная бытом, живет как бы вне его – в воспоминаниях о детстве, родном доме, в сновидениях, в мечтах о загробной жизни, которая кажется ей прекрасной и поэтичной.
    Марфа Игнатьевна прочно стоит на земле. Она крепко держится за домостроевский порядок жизни, что особенно проявляется в сцене прощания с Тихоном. Катерина мечтает стать вольной птицей. Для нее главное не форма, не внешнее проявление, а внутреннее, и, прежде всего, нравственное содержание. «Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю…» – так отвечает она на упреки Кабановой в 5-ом явлении I акта.
    Интересно, что в «Грозе» – драме по жанру – присутствует также трагическое и комическое. Это два полюса авторского отношения самого Островского к патриархальному миру. Катерина – единственный человек, над которым автор не насмехается, кто не изображен в комическом свете.
    Кабаниха осознает, что старый патриархальный мир рушится, она ощущает себя последним оплотом правильного миропорядка. Резкое противостояние Катерины и Кабановой в драме – столкновение двух исторических эпох.
    Катерине тесно и тяжело в атмосфере кабановского дома. Гордую и волевую, ее выдали замуж за доброго, но безвольного Тихона, который не сумел стать для нее опорой. Натура одухотворенная, мечтательная, героиня попала в атмосферу ханжества, домостроевских традиций. Мировосприятие Катерины делает ее чужой не только в доме Кабановой, но и вообще в мире Калинова, в котором ей приходится жить.
    Образ Катерины, на мой взгляд, – это воплощение русского национального характера. Неслучайно облик героини обрисован бытовыми красками, овеян бытовым колоритом старой русской жизни. Но такое изображение Катерины отличается от бытовых красок, которыми Островский рисует нелепых и пошлых купцов. Различие состоит в том, что через бытовые краски раскрывается положительный характер Катерины, воплощающий собой замечательные национальные черты.
    Это ведет к пониманию духовной драмы героини «Грозы». В пьесе раскрыто мировоззрение Катерины, ее жизненные ценности, ее религиозные взгляды. Вообще, христианство является основой жизни героини, это ее стержень и опора, многое объясняющее в характере Катерины.
    Н.А. Добролюбов писал: «”Гроза”…представляет нам идиллию «темного царства». И далее, несколько страниц спустя, в своей замечательной статье «Луч света в темном царстве» критик продолжает: «В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы…обнаруживающий шаткий и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».
    И если кабановский мир символизирует собой сущность русского общества, то Катерина – символ новой жизни, светлого начала. Прекрасный образ Катерины, трагедия этой женщины, ее жизнь и гибель оправдывают справедливость слов великого критика Н.А. Добролюбова: Катерина – «луч света в темном царстве».

  2. ytubers Ответить

    Николай Борисов
    Почему
    Н.А.Добролюбов называет Катерину “лучом света в тёмном царстве”?

    Николай
    Александрович Добролюбов – известный русский критик, писатель, автор
    замечательных стихотворений. Молодой сподвижник Н.Г.Чернышевского и
    Н.А.Некрасова, он оставил яркий след в истории русской литературы. Добролюбову
    были свойственны революционно-демократические убеждения, которые полностью
    определили собой характер его литературно-критической деятельности.
    Статья “Луч света в
    тёмном царстве” была напечатана в “Современнике” в 1860 году, за год до смерти
    Добролюбова. Статьи критика этого времени приобретают ярко выраженную
    политическую окраску. В статье он размышляет о скором конце “тёмного царства”,
    главным образом рассматривая фигуру Катерины, жены сына купчихи Кабановой.
    В своей статье он
    вступает в полемику с другими критиками, доказывая правоту своего мнения и им,
    и нам. Во многом с Добролюбовым можно согласиться, но в некотором поспорить.
    Название статьи
    отсылает нас к образу Катерины, “луча света в тёмном царстве”, лучику
    нравственности в жестоком и сером мире Кабановых и Диких. Добролюбов пишет: “…если
    какой-нибудь критик упрекает Островского за то, что лицо Катерины в “Грозе” отвратительно
    и безнравственно, то он не внушает особого доверия к чистоте собственного
    нравственного чувства”. Сам Николай Александрович придерживается прямо полярной
    позиции. Он однозначно присваивает Катерине положительный знак, отвергая всё
    прочее мнение и не допуская нашего, если оно отлично от его собственного.
    Мы замечаем в статье следующие слова: «Критика
    – не судейская, а обыкновенная, как мы её понимаем, – хороша уж и тем, что
    людям, не привыкшим сосредотачивать своих мыслей на литературе, даёт, так
    сказать, экстракт писателя, и тем самым облегчает понимание произведения”.
    Добролюбов закрывает глаза на то, что
    Катерина по сути своей противоречива и Островский первоначально даёт нам такое
    представление о ней. Мы же можем посмотреть на Катерину с другой стороны: как
    на изменницу, самоубийцу и клятвопреступницу. Однозначно неправильно было со
    стороны великого критика называть Катерину “борцом”, если она и борец, то
    боролась лишь сама с собой, с внутренним искушением (и, кстати, борьбу сдала),
    а не с тем, чему можно было противиться: с самодурством свекрови, с её морально
    устаревшими устоями, с обществом, которое вполне можно назвать пошлым мирком
    обывателей.
    Но мы можем также
    пойти по другому пути, взглянуть на Катерину, как на наивную и религиозную
    девушку Катю, заблудшую, обессиленную внутренней борьбой, любовью к
    недостойному этого человеку, самодурству свекрови, девушку, чьи детские мечты и
    наивные христианские идеалы рухнули после замужества. С этой позиции и смотрит
    на неё Добролюбов. Пусть она действует совершенно непоследовательно, так
    сказать, повинуясь женской логике, пусть она медленно входит в это серое
    общество, свыкаясь со “свинцовыми мерзостями дикой русской жизни” (как много
    лет позже напишет в “Детстве” Максим Горький), но Катерина, в отличие от Ларисы
    из “Бесприданницы” не желает себя оправдать, она согрешила и кается в этом,
    судорожно ищет выход из по определению небезвыходной ситуации, натыкается на
    издевательства Кабанихи и не находит для себя никакого более уместного выхода,
    кроме самоубийства. Возможно, вышеизложенные мотивы и побудили Н.А.Добролюбова
    назвать Катерину “лучом света в тёмном царстве”. «Тёмное царство”, кстати
    говоря, название более ранней статьи критика, где он показывает серое общество
    скупых, бессердечных и не умеющих прощать обывателей, и не видит в нём никакого
    “луча”. Но, увлёкшись оправданиями поступков Катерины и жалостью к ней, критик
    не видит, по нашему мнению, более яркого и прямого “луча” – часового
    мастера-самоучку Кулигина, а ведь он личность гораздо более непротиворечивая и
    цельная, чем Катерина. Он желает обустроить Калинов, помочь его жителям и
    опять, как Катерина, натыкается на сопротивление архаичных, но
    высокопоставленных самодуров.
    Можно ли занять
    среднюю между явным обожествлением Катерины и явным её унижением позицию?
    Конечно, да, и именно с неё мы и попытаемся взглянуть на её личность, поступки
    и обстоятельства, побудившие её совершить тяжкий грех – самоубийство, как бы
    подытожить наше мнение.
    Давайте, попробуем
    задать себе вопрос: что же за ошибки совершила
    Катерина? Во-первых, послушала Варвару, которая по-хорошему, должна была
    предостеречь её от измены, но наоборот выступила в роли ветхозаветного змия,
    искушавшего Адама и Еву. Но Катерина, в отличие от Евы, не сдаётся соблазну без
    боя. Она вступает в долгую и мучительную борьбу с собой, но Варвара наносит ещё
    один удар, который сыграл роль яблока – приносит ключ. Если Катерина сумела бы
    до конца соблюсти свою моральную конституцию, она бы выбросила ключ. Но всё же,
    Варвара – не змий. Она неумышленно соблазняет Катерину, в отличие от коварного
    Сатаны, да потом ещё жалеет её, пытается исправить содеянное.
    Во-вторых, Катерине
    следовало вообще с самого начала понять, что Борис отнюдь не тот благородный,
    мужественный человек, которого ей так красиво нарисовало сердце. Понять, что он
    слаб и ничтожен, можно было уже из того, что он оправдывается перед Катериной,
    когда приходит  на свидание вторым:
    “Борис: Вы сами
    велели мне прийти…”
    В-третьих, не
    следовало поддаваться эмоциям и при Кабанихе просить у мужа прощения за измену,
    ведь Тихон – не деспот, он человек, способный в душе понять и простить, а его
    мать – бессердечная лживая старуха, способная везде видеть лишь Тьму.
    Конечно, это отнюдь
    не все причины, это только, так сказать, макрофакторы, в ситуации Катерины ещё
    есть множество микрофакторов. Но это наша позиция, Добролюбов пошёл не по
    нашему “среднему” пути рассуждения, а, согласно своей радикальной позиции,
    ударился в явное сочувствие к Катерине, увидел лишь одну сторону монеты, и в
    итоге назвал её “лучом света в тёмном царстве”, хотя этот луч значительно
    меркнет по ходу развития действия.
    Сентябрь 2006

  3. Dor Ответить

    Драма А.Н. Остовского «Гроза» несет в себе глубокий общественный смысл. В ней речь идет даже не о частной истории, произошедшей в провинциальном городке.
    «Гроза» прочитывается как трагедия общественных отношений и как трагедия рус-ской женщины в «темном царстве». В этом самом «темном царстве» возникает яркая, светлая, способная на протест личность. Она, то есть главная героиня драмы Катерина, не желает гнуться Под давлением патриархального деспотизма и открыто объявляет протест.
    Так сложилось, что в жизни против Катерины обернулось все. Она, гордая, во-левая женщина, была отдана замуж за слабого и безвольного Тихона, который под-чинялся беспрекословно своей деспотичной матери.
    Одухотворенная, мечтательная, светлая натура Катерины оказалась в плену ханжества, жестоких законов, лжи. К тому же ей выпало несчастье полюбить неса-мостоятельного и бескрылого Бориса. Внутренний мир Бориса совершенно незнаком Катерине, и в своих мечтах она наделила его всевозможными достоинствами, а на самом деле Борис не имеет ни четких нравственных принципов, ни жизненных ориентиров, ни чувства собственного достоинства. Отношения с Катериной не возвысили его, не окрылили.
    Катерина же любит сильно, глубоко, самозабвенно. Любовь вызывает у нее ог-ромный эмоциональный подъем, и возникает желание стать птицей и полететь, широко раскинув крылья.
    Героиня чувствует себя в Калинове очень одиноко. Она любит детей, но лишена радости материнства. Вспоминая свое детство, она поэтизирует те времена, когда жила в родительском доме. Характер воспоминаний детства свидетельствует об одухотворенности Катерины и ее восприимчивости к красоте. Даже во сне она видит необыкновенную красоту: «Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные… А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».
    Катерина свободолюбива, но постоянно испытывает домашний гнет и беско-нечные несправедливые упреки. Кабанова никогда не отступает то своих постулатов, а свободолюбивая, с развитым чувством собственного достоинства Катерина не позволяет глумиться над собой. Она справедливо возражает Кабановой, и при этом придерживается собственной внутренней культуры, сознает свою правоту: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тебя тоже любит»; «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю»; «Напраслину-то терпеть кому ж приятно».
    Не находит она поддержки и понимания и у своего мужа, Тихона. Так, перед отъездом он по указке матери дает Катерине унизительные наказы. Слова Тихона глубоко ранят героиню: «Не разберу я тебя, Катя! То слова от тебя не добьешься, не то что ласки, а то сама лезешь. (…) Вы меня уж заездили совсем! Я не чаю, как выр-ваться-то; а ты еще навязываешься со мной». Тихон не способен поддержать свою жену. Катерина предчувствует, что после отъезда Тихона случится беда.
    У Катерины есть большая мечта — стать свободной в своих поступках, в чув-ствах, освободиться от каждодневной кабалы, «где все как будто из-под неволи». Героиня совершенно четко представляет, на какие поступки она может быть способна, что свидетельствует о ее объективном отношении к самой себе: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Так и произошло. Каждое слово героини мотивировано складом ее характера, сложившимися жизненными обстоятельствами и общей обстановкой, царившей в городе. Катерина уже в начале пьесы появляется со словами, которые предрекают ее скорую смерть: «Я умру скоро… Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!… Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю». Катерина говорит о зарождающемся в ней чувстве, и она предвидит, что оно принесет ей беду. Дей-ствительно, прощание с Борисом подвело черту под жизнью Катерины. Она осознает, что вернуться к прежней удушающей жизни она просто не в состоянии. Возврат к прошлому означает для нее духовную смерть. Героиня же предпочла смерть физическую насилию над волей. Она, глубоко религиозная натура, не побоялась совершить самого страшного греха – самоубийства, потому что смерть Катерина воспринимает как переход в новое состояние, состояние счастья и свободы
    Добролюбов не случайно назвал Катерину «лучом света в темном царстве». «Луч света» – это живая и чистая душа Катерины, но, увы, она не соответствовала законам мрачного патриархально-деспотического уклада жизни. Однако со смертью Катерины этот луч не погас – мы видим, что поступок героини оказал влияние на многих горожан. Тихон, например, потрясенный смертью жены, осмеливается бросить в лицо матери обвинение: «Маменька, вы ее погубили, Вы, вы, вы…» Варвара же убегает из дому с Кудряшом. Требование безропотного повиновения и беспрекословного подчинения встречают протест. Грядущие перемены в обществе уже кажутся близкими. Добролюбов писал: «Конец этот нам кажется отрадным … в нем дан страшный вызов самодурной силе. (…) В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *