Можно ли определить род во множественном числе у прилагательного?

13 ответов на вопрос “Можно ли определить род во множественном числе у прилагательного?”

  1. iron121 Ответить

    Для начала необходимо вспомнить, с какими частями речи обычно  употребляются прилагательные. Примеры:
    В соседнем переулке живет очень милая девочка. Здесь прилагательное «милая» зависит от существительного «девочка».
    Олег съел большой вкусный торт. Слово «вкусный» относится к существительныму «торт».
    Оно желтое, как солнце. Прилагательное «желтое» зависит от местоимения «оно».
    Красные яблоки лежали на столе, рядом с вазой. Слово «красные» относится к существительному «яблоки».
    По приведенным примерам легко понять, что род прилагательного аналогичен роду существительного или местоимения, с которым оно употребляется:
    девочка (моЯ) – красивая – женский род;
    торт (моЙ) – вкусный – мужской род;
    оно (моЕ) — желтое – средний род.
    яблоки (моИ) – красные – множественное число.
    Любое прилагательное, в зависимости от существительного (местоимения), с которым оно используется, может быть разного рода. Если же эта часть речи используется с существительным или местоимением множественного числа, рода у нее не будет. Пример: вкусный (м. р.) торт, вкусная (ж. р.) конфета, вкусное (с. р.) пирожное, вкусные (мн.ч.) ягоды.
    Запомните! У прилагательных множественного числа род не определяется.

    Как выяснить род имени прилагательного по вопросу?

    Если задавать вопросы к одним и тем же прилагательным, однако относящимся к разным существительным (местоимениям), можно заметить такую закономерность: все прилагательные мужского рода отвечают на вопрос «какой?», женского – «какая?», среднего — «какое?»  То есть род прилагательного можно узнать по вопросу, который задается от главного слова. Примеры:
    У мамы сегодня получился пышный пирог. Пирог (какой?) пышный – мужской род.
    У Василисы одета пышная юбка. Юбка (какая?) пышная – женский род.
    Оля надела пышное платье. Платье (какое?) пышное – средний род.
    Нельзя забывать, что прилагательные склоняются по падежам. «Какой? Какая? Какое?» — вопросы к ним в именительном падеже. Если прилагательные используются в других падежах, то и вопросы к ним будут другие. Примеры:
    На Елене был одет серый пиджак. Пиджак (какой?) серый – именительный падеж.
    На Елене не было серого пиджака. Пиджака (какого?) серого – родительный падеж.
    Елена была рада серому пиджаку, купленному по скидке. Пиджаку (какому?) серому – дательный падеж.
    Елена купила себе серый пиджак. Пиджак (какой?) серый – винительный падеж.
    Елена была восхищена серым пиджаком подруги. Пиджаком (каким?) серым – творительный падеж.
    Елена и забыла о сером пиджаке, купленном прошлой осенью. Пиджаке (каком?) сером – предложный падеж.
    Во всех приведенных предложениях прилагательное «серый» мужского рода, хотя вопросы к нему в зависимости от падежа различаются. Аналогично можно привести примеры вопросов к прилагательным женского и среднего рода в разных падежах.
    Однако нужно ли тратить время на заучивание всех вопросительных слов? Тем более, они совпадают в большинстве падежей мужского и среднего рода. Это еще больше усложняет процесс определения рода. Пример: подойти к окрашенному (какому?) забору – м.р., д.п.; подойти к большому (какому?) дереву – ср.р., д.п.
    Чтобы упростить себе задачу, нужно научиться переводить любые прилагательные из других падежей в именительный падеж. После этого станет намного легче узнать род прилагательного, а выучить при этом придется всего 3 основных вопроса (Какой? Какая? Какое?). Примеры:
    У Пети не было двухколесного велосипеда. (Чего?) велосипеда (какого?) двухколесного – родительный падеж. Если привести словосочетание «двухколесного велосипеда» к именительному падежу (чтобы можно было задать к существительному вопрос «что?»), то получится «двухколесный велосипед». Далее по вопросу, который задается к слову «красивый» (какой?) определяется мужской род прилагательного.
    Оля давно мечтала о красивом платье. (О чем?) О платье (каком?) красивом – предложный падеж. Сначала нужно словосочетание «о красивом платье» привести к именительному падежу – тогда получится «красивое платье». После этого от существительного «платье» к слову «красивое» можно задать вопрос «какое?» — значит, в предложении используется прилагательное среднего рода.

    Как выяснить род прилагательного по окончанию.

    Существует еще один способ определения рода прилагательного – по его окончанию:
    мужской — окончания –ый, -ий или –ой;
    женский — окончания -ая, -яя;
    средний — окончания -ое, -ее.
    Примеры:
    Зелен(-ый) огурец, син(-ий) свитер, волев(-ой)  командир – м. р.;
    Зелен(-ая) лужайка, син(-яя) штора, волев(-ая) женщина – ж. р.;
    Зелен(-ое) полотенце, син(-ее) пальто, волев(-ое) руководство – с. р.
    Окончания имен прилагательных в правиле указаны для именительного падежа. Для других падежей и окончания будут иными: на каждый падеж они свои – вообще их достаточно много. Поэтому, если прилагательное используется в другом падеже, приведите его опять же к именительному, а затем по окончанию определите род. Так Вам для применения правила придется запоминать значительно меньше окончаний. Примеры:
    У меня никогда не было синего свитера. Словосочетание «синего свитера» использовано в предложении в родительном падеже. Переведите его в именительный падеж, тогда получите «синий свитер» — у слова «синий» окончание –ий, значит, перед Вами прилагательное мужского рода.
    Алексей долго не мог забыть эту волевую женщину. Словосочетание «волевую женщину» использовано в предложении в винительном падеже. Если его перевести в именительный падеж, то получится «волевая женщина» — у слова «волевая» окончание –ая, значит, перед Вами прилагательное женского рода.
    Вот и все правила, которые нужно знать, чтобы без труда выяснить род прилагательного.

  2. biiim1403 Ответить

    В предыдущих статьях мы говорили о правописании безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе. В этой статье разберем правописание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
    Во множественном числе имена прилагательные в отличие от единственного числа изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.
    Во множественном числе, падеж имени прилагательного можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится.
    Итак, для того, чтобы узнать падеж имени прилагательного во множественном числе, поступаем так же как и в случае с прилагательном в единственном числе. То есть надо найти в предложении имя существительное к которому относится это прилагательное и определить его падеж. По падежу существительного определяем падеж имени прилагательного.
    (к чему?) К деревьям (каким?) ветвистым, высоким → ДП
    (за кем?) За деревьями (какими?) ветвистыми, высокими → ТП
    Имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падеже отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие:
    Стоят высокие дома → (что?) дома (какие?) высокие ИП мн.ч.
    Имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном падежах отвечают на вопрос каких? и имеют окончания -ых, -их:
    Много ветвистых деревьев → (чего?) деревьев (каких?) ветвистых РП
    Имена прилагательные множественного числа в дательном падеже отвечают на вопрос каким? и имеют окончания -ым, -им:
    Мы подошли к деревянным домам → (к кому? ) к домам (каким?) деревянным ДП
    Имена прилагательные множественного числа в творительном падеже отвечают на вопрос какими? и имеют окончания -ыми, -ими:
    Над пушистыми облаками пролетели самолеты → (над чем?) над облаками (какими?) пушистыми ТП

  3. Altor98 Ответить

    Полные формы
    Падеж
    Мужской род
    Женский род
    Средний род
    И. п.
    Хороший,
    Лакомый,
    Громкий
    Хорошая,
    Лакомая,
    Громкая
    Хорошее,
    Лакомое,
    Громкое
    Р. п.
    Хорошего,
    Лакомого,
    Громкого
    Хорошей,
    Лакомой,
    Громкой
    Хорошего,
    Лакомого,
    Громкого
    Д. п.
    Хорошему,
    Лакомому,
    Громкому
    Хорошей,
    Лакомой,
    Громкой
    Хорошему,
    Лакомому,
    Громкому
    В. п.
    Хороший/хорошего,
    Лакомый/лакомого,
    Громкий/громкого
    Хорошую,
    Лакомую,
    Громкую
    Хорошее,
    Лакомое,
    Громкое
    Т. п.
    Хорошим,
    Лакомым,
    Громким
    Хорошей,
    Лакомой,
    Громкой
    Хорошим,
    Лакомым,
    Громким
    П.п.
    О хорошем,
    О лакомом,
    О громком
    О хорошей,
    О лакомой,
    О громкой
    О хорошем,
    О лакомом,
    О громком
    Краткие формы
    Мужской род
    Женский род
    Средний род
    Хорош,
    Громок,
    Добр
    Хороша,
    Громка,
    Добра
    Хорошо,
    Громко,
    Добро

  4. Joker152 Ответить

    I. Организационный момент.

    (2 слайд)
    Сегодня на уроке предстоит сложная работа, нам понадобятся ваши знания, светлый ум, и, конечно же, ваше огромное желание учиться и узнавать новое.
    – Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?
    (Открывается запись на доске:)
    Урок
    интересный
    познавательный
    развивающий
    плодотворный
    – Поясните каждое понятие. Что общего в этих словах?

    II. Повторение пройденного

    (4 слайд)
    – Что такое прилагательное?
    – Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
    – Как изменяется прилагательное в единственном числе? (Окончание повтор по таблице)
    – Как узнать род, число и падеж имени прилагательного?
    – Как следует проверять безударные окончания имен прилагательных?
    – Итак, вы сказали, что урок должен быть ______________
    – Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
    – Какими должны быть на уроке ученики? (отвечают ученики)
    Запись на доске
    Ученики:
    активные
    думающие
    работоспособные
    внимательные
    аккуратные
    дисциплинированные
    – Сможете стать такими?
    – Что общего в данных словах?
    – Скажите, о какой части речи мы сегодня будем говорить?
    Назовите тему урока.

    III. Тема: “Склонение имен прилагательных во множественном числе”

    (7 слайд)
    – Что, по вашему мнению, вы должны узнать и научиться
    Цели.
    – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с прилагательных во множественном числе.
    – Будем учиться правильно писать падежные окончания имен прилагательных множественного числа
    Продолжим учиться грамотно отвечать на вопросы, красиво и грамотно писать.

    IV. Каллиграфическая минутка

    (9 слайд)
    – Выделим окончания имен прилагательных во множественном числе.
    – Назовите их.
    – На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются в нашем примере окончаниями прилагательных во множественном числе.
    – Определите порядок написания букв в данной цепочке:
    ыеиеие иеыеые
    (В первой цепочке после окончания прилагательных во множественном числе с твердой основой дважды пишется окончание прилагательных с мягкой основой, а во втором написании наоборот)
    Напишете эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строчки.

    V. Словарная работа

    Живописная (яжиавносип), активный (ыкйатнив), деликатное (едолеикнта), серебряные (еснырбеяре)
    Работа в парах
    Расшифровать слова и записать их в тетрадь.
    Определить род.
    Проверка
    Прочитайте слова
    Проверим написание слов по доске
    Назовите буквы, которые надо запомнить.
    Определите род
    Какое слово вызвало затруднение?
    Возникает вопрос, а изменятся ли вообще имя прилагательное во множественном числе по родам?
    Это, нам предстоит узнать

    VI. Работа над новым материалом

    (9 слайд)
    Уч.: Сегодня мы с вами проведем исследование учебного материала по теме имени прилагательного во множественном числе, вы ответите на поставленные перед вами вопросы, самостоятельно сделаете выводы и объясните учебный материал другим.
    – Вопросы, на которые вы должны будете ответить.
    (На доске.)
    Как изменяется имя прилагательное во множественном числе?
    Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний.
    Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
    Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
    Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?
    Работаем в группах.
    – Приступаем к исследованию имени прилагательного.
    1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?
    Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
    выделите окончания имен прилагательных.
    Изменяются ли окончания имен прилагательных?
    В каких падежах окончания сходны в каких различны?
    Вопросы: Сделайте вывод. Запишите его.
    2 группа: Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний
    Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
    выделите окончания имен прилагательных.
    Составить таблицу окончаний.
    В каких падежах окончания сходны, в каких различны?
    Им.п.
    Какие?
    -ые, -ие
    Р.п.
    Каких?
    -ых, -их
    Д.п.
    Каким?
    -ым, -им
    В.п.
    Какие?
    -ые, -ие
    Т.п.
    Какими?
    -ыми, -ими
    П.п.
    (о) каких?
    -их, -их
    Вывод. Запишите его в таблице.
    3 группа: Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
    Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
    Выделить окончания имен прилагательных.
    Поставить ударение в именах прилагательных
    Сравнить ударные и безударные окончания.
    Как можно проверить безударные окончания прилагательных?
    Вывод. Сделайте вывод. Запишите его.
    4 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
    Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (березы, кусты, деревья)
    Выделите окончания имен прилагательных.
    С существительными какого рода вы склоняли имена прилагательные
    Менялись ли окончания прилагательных?
    Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?
    Вывод. Сделать вывод. Записать его.
    5 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?
    Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей
    Выделить окончания имен прилагательных.
    Определить падеж слов в словосочетания (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе)
    Как определить падеж имени прилагательного?
    Вывод. Сделайте вывод. Запишите его.
    Проверка
    Все работали со словосочетаниями: стройные березы, маленькие кусты
    1. Проверим как вы просклоняли данные словосочетания, называет каждая группа по словосочетанию
    Какие окончания написали в прилагательных?
    Уч: -каждая группа проводила исследование, и отвечала на поставленные вопросы
    Мы слушаем их выводы
    свое
    2. Выступает представитель от группы
    Обобщение по плану
    Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?
    Изменяются ли прилагательные множественного числа по родам?
    Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?
    Как изменяется имя прилагательное во множественном числе?
    Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний.
    Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
    Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
    Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?
    Оформление памяток
    Закреплении нового
    1. Физминутка (сидя за партами)
    Называю имена прилагательные, если единственное число руки разводите в стороны, если множественное число руки поднимаете вверх
    низкие тучи, о комнатных растениях, серебряными искрами,, зимние дни, родного человека, стройным деревьям, воздушным шаром, резными узорами, на яркий огонь, глубокими корням, волнистыми облаками, по ночной улице.
    2. Вставить окончание и определить падеж
    (на доске)
    О морозных днях (П.п.), в зимних шубках (П.п.) снежных хлопьев (Р.п.) Холодной погоды (Р.п.), высокие деревья (И.п.), в раскошных, зимних уборах (П.п.), в снежных варежках (П.п.), пушистыми снегами (Т.п.), в серебристым инеем (Д.п.), стройные березки (И.п.)
    1. Записать в тетрадь и определить падеж
    2. Проверка
    Фронтальная работа
    Прочитайте словосочетании, назовите окончания, падеж
    Творческая работа
    Используя данные слова, написать мини– сочинение на тему «Зимний лес»
    Подготовительная работа
    – Посмотрите иллюстрации с изображением зимнего леса, как великолепна картина зимнего леса!
    А так зимний лес изобразила наша художница
    Редванская Влада (Картина учащейся)
    Сейчас вы прослушаете произведение П.И. Чайковского Времена года
    Вслушиваясь в музыку, напишите, как вы представляете себе зимний лес
    Проверка
    Дети зачитывают сочинения по желанию

    VII. Итог урока

    Закончите предложения.
    На уроке
    я узнал …
    я научился …
    мне понравилось…
    Моё настроение …
    Презентация
    Источники:
    Рик Т.Г. «Здравствуйте, Имя Существительное!»
    Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие по русскому языку»

  5. lolka812 Ответить

    Адъектив связан по смыслу с описываемым объектом, чаще всего выраженным существительным. Так как у прилагательного всегда есть определяющее слово, то первое должно полностью согласовываться со вторым.
    Адъектив имеет те же изменяемые признаки, что и главное слово, в том числе, согласуется своим родовым признаком и другими грамматическими функциями. У прилагательного будет такая же группа значений, что и у существительного:
    Мой папа настоящий (м.р.). мужчина.
    Мы завели домашнюю (ж.р.) мышь.
    На поляне росла прекрасная (ж.р.) незабудка.
    Солнце закрыло собой огромное (ср.р.) облако.
    Жуткая (ж.р.) ночь опустилась на город
    Заботливая (ж.р.) мама поёт колыбельную.
    Одинокий (м.р.) волк воет на луну.
    Если заменить существительное одного рода на существительное с другим родовым значением, окончания прилагательных, связанных с объектом, меняется. Значит, адъектив изменяется по родам.
    «И вижу берег очарованный
    И очарованную даль». (А. Блок)
    Тяжёлое утро, тяжёлый день, тяжёлая неделя.
    Грязная кожа, грязный асфальт, грязное стекло.
    Изменение прилагательного по родам зависит от рода существительногоОпределяющее слово может быть выражено:
    существительным;
    личным местоимением.
    При описании предмета, выраженного местоимением, выявить род возможно лишь в случае, когда речь идёт о личных местоимениях 3 лица: он, она, оно.
    Она большая (ж.р.). Он сильный (м.р.). Оно голубое (ср.р.).
    Она высокая(ж.р.).Он печальный(м.р.). Оно цветное(ср.р.).
    В других случаях эти грамматические значения определяются только по контексту.
    Света, зачем ты сделала такую пакость? Ты же послушная (ж.р.)!
    Я будущий военный, поэтому должен быть мужественным (м.р.).

    Узнаем родовое значение путем постановки вопроса

    Другим способом определить род имён прилагательных в предложении является постановка вопроса от главного существительного:
    Вопросы и окончанияДля того, чтобы понять родовую принадлежность анализируемого прилагательного, необходимо поставить к нему вопрос от определяемого объекта. Форма вопросительного слова, а точнее его флексия, будет показывать нам правильную грамматическую категорию.

    Какими бывают родовые окончания прилагательных

    У каждой родовой группы адъектива есть особые морфемы. Чтобы не совершать орфографических ошибок, следует запомнить: те определённые окончания, которые имеют конкретные категории.
    Изменение окончаний имён прилагательных по родам происходит следующим образом:
    РодОкончаниеВопросПримерМужской-ой; -ий; -ый;Какой?Большой, воздушный, синий шарЖенский-ая; -яя;Какая?Удобная, синяя бейсболкаСредний-ое; -ее;Какое?Практичное, осеннее пальтоОбратите внимание, что флексии вопросов и прилагательных в большинстве случаев совпадают.

    Падежные окончания и их разновидности

    Прилагательные имеют особые флексии не только в именительном, но в косвенных падежах. Одинаковые окончания легко можно найти у вопросов к прилагательному, но не лишним будет просклонять.
    Имена прилагательные мужского рода:
    ПадежВопросПримерИменительныйКакой?Большой шар, добрый пёс, синий цветРодительныйКакого?Большого стола, доброго кота, голубого цветаДательныйКакому?Большому ведру, доброму слону, фиолетовому цветуВинительныйКакой/какого?Большой котёл, доброго льва, красный цветТворительныйКаким?Большим костром, добрым котом, коричневым цветомПредложныйО каком?О большом мире, о добром жирафе, о жёлтом цветеИмена прилагательные женского рода:
    ПадежВопросПримерИменительныйКакая?Красивая бабочка, синяя шляпаРодительныйКакой?Красивой бабочки, синей шляпыДательныйКакой?Красивой бабочке, синей шляпеВинительныйКакую?Красивую бабочку, синюю шляпуТворительныйКакой?Красивой бабочкой, синей шляпойПредложныйО какой?О красивой бабочке, о синей шляпеИмена прилаательные среднего рода:
    ПадежВопросПримерИменительныйКакое?Пластиковое изделиеРодительныйКакого?Пластикового изделияДательныйКакому?Пластиковому изделиюВинительныйКакое?Пластиковое изделиеТворительныйКаким?Пластиковым изделиемПредложныйО каком?О пластиковом изделии

    Единственное число имён прилагательных

    Число определяется так же, как и род имени прилагательного. Оно обязательно совпадает с числовой группой главного слова в словосочетании. Приведём несколько примеров:
    Мой подарок бабушке – алая (ед.ч.) гвоздика (ед.ч.).
    Около дома росли большие (мн.ч.) сосны (мн.ч.).
    Приноси наши любимые (мн.ч.) лакомства (мн.ч.).
    Моя любимая (ед.ч.) ручка (ед.ч.) не пишет.

    Как выяснить грамматическую категорию, если отсутствует главное слово

    В устной и письменной речи иногда встречаются предложения без формально выраженного определяющего слова. В таких случаях род необходимо определять по контексту:
    -Какое у тебя настроение? – Нормальное (ср. р.).
    -Какое мороженное ты любишь? – Клубничное (ср. р.)
    -Оцени своё самочувствие. –Отличное! (ср.р.)
    Важно: не стоит путать предложения с субстантивированными прилагательными, то есть теми, которые стали существительными, не изменив при этом грамматической формы.
    Мы сидели в столовой (сущ.). – Мы были в столовой (прил.) комнате.

    Как узнать родовую принадлежность во множественном числе

    Сравним несколько примеров употребления единственного и множественного числа:
    Туристы увидели глубокий обрыв. – Путь нам преграждали глубокие обрывы..
    За сараем мы выкопали глубокую яму. – Быстро мчась на машине, мы чувствовали глубокие ямы на дороге.
    Опасное глубокое море. – Никакие глубокие моря меня не пугали.
    Есть ли род у имён прилагательных во множественном числе, если форма слова из примеров одинаковая? Адъектив, как и существительные, изменяются по числам, а вот род во множественном числе выявить невозможно. Так как вопрос и флексия будут одинаковые вне зависимости от родовой принадлежности.
    Множественное число адъектива отвечает на вопрос какие? и имеет окончание -ие; -ые.
    Внимание! Определить род прилагательных можно только в единственном числе.
    Закрепим категорию числа, выполнив упражнение.Род и число прилагательных изменяются в зависимости от главного слова. Поэтому, определив морфологическую форму определяемого существительного, узнать то же об адъективе не составит труда.

  6. Gela2014 Ответить

    На самом деле, род существительного, употребляемого в русском языке только во множественном числе, в большинстве случаев и до определённой степени определить всё же можно.
    Действовать нужно так, как действовали наши прапрадеды до реформы 1918 года: поставить существительное в форму род. падежа: нет чего? — брюк, ножниц, но нет чего? — часов. В первом случае — явно женский или средний род (ср.: нет чего? — сестёр, солнц), во втором — мужской (нет чего? — домов). Если же теперь посмотреть на форму им. пад., то ясно, что и “брюки”. и “ножницы” — рода женского, потому как у среднего окончание мн.ч. — -а: пример — пара “окно — óкна”.
    В дореформенном правописании определять таким образом род было важно, чтобы правильно выбрать окончание согласующегося с этим существительным прилагательного: -ые/-iе для м.р. либо -ыя-/-iя для ж. и ср.р.; а также чтобы правильно выбрать форму местоимения 3л. мн.ч.: они (м.р.) или онѣ (ж. и ср.р.).
    Разумеется, это правило работает не до конца: картину портит, напр., группа существительных мужского рода, склоняющихся во мн.ч по женскому правилу (“рота солдат”) и существительные муж. и ср. родов с нетипичными окончаниям мн. числа (“дома”, “уши”, “веки”). Но общее правило всё же таково.

  7. ferritua Ответить

    Падеж
    Единственное число
    Множественное число
    Мужской род
    Средний род
    Женский род
    И. п.
    Золотой,
    Круглый,
    Горячий,
    Утренний
    Золотое,
    Круглое,
    Горячее,
    Утреннее
    Золотая,
    Круглая,
    Горячая,
    Утренняя
    Золотые,
    Круглые,
    Горячие,
    Утренние
    Р. п.
    Золотого,
    Круглого,
    Горячего,
    Утреннего
    Золотого,
    Круглого,
    Горячего,
    Утреннего
    Золотой,
    Круглой,
    Горячей,
    Утренней
    Золотых,
    Круглых,
    Горячих,
    Утренних
    Д. п.
    Золотому,
    Круглому,
    Горячему,
    Утреннему
    Золотому,
    Круглому,
    Горячему,
    Утреннему
    Золотой,
    Круглой,
    Горячей,
    Утренней
    Золотым,
    Круглым,
    Горячим,
    Утренним
    В. п.
    Золотой/ золотого,
    Круглый/ круглого,
    Горячий/ горячего
    Утренний/ утреннего
    Золотое,
    Круглое,
    Горячее,
    Утреннее
    Золотую,
    Круглую,
    Горячую,
    Утреннюю
    Золотые/ золотых,
    Круглые/ круглых,
    Горячие/ горячих,
    Утренние/ утренних
    Т. п.
    Золотым,
    Круглым,
    Горячим,
    Утренним
    Золотым,
    Круглым,
    Горячим,
    Утренним
    Золотой/ золотою,
    Круглой/ круглою,
    Горячей/ горячею
    Утренней/ утреннею
    Золотыми,
    Круглыми,
    Горячими,
    Утренними
    П. п.
    О золотом,
    О круглом,
    О горячем,
    Об утреннем
    О золотом,
    О круглом,
    О горячем,
    Об утреннем
    О золотой,
    О круглой,
    О горячей,
    Об утренней
    О золотых,
    О круглых,
    О горячих,
    Об утренних

  8. Demon573 Ответить

    ТЕМА: Склонение имён прилагательных множественного числа.
    Цели и задачи урока:
    1. изучить окончания имен прилагательных множественного числа.
    2.стимулировать активную познавательную деятельность учащихся.
    3.развивать орфографическую зоркость.
    4.воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к родному языку.
    Оборудование: эпиграф, модель корабля и планеты, индивидуальные карточки для творческой работы словарное слово на карточке, презентация Microsoft PowerPoint, компьютер, медиапроектор, экран
    Ход урока.
    I. Орг. момент.  Откройте тетради и запишите дату.
    II. Установка темы и целей урока. Актуализация знаний.
    –  Мы все любим путешествовать. Предлагаю  сегодня  совершить «Путешествие по планете Прилагательное».
    Что общего вы заметили в названии? ( Все слова на букву П). (Правильно).
    -На минутке чистописания вспомним каллиграфическое написание букв Пп.
    Сколько элементов у заглавной буквы П? (3)
    Сколько элементов у строчной буквы п? (2)
    – Сегодня эту букву мы будем использовать на уроке чаще других,   тема сегодняшнего урока: «Склонение  имен прилагательных множественного числа».
    III. Словарная работа:   Совершаем мы с вами  «путешествие» (Карточка со словом).
    Отправляться в путешествие без словаря никак нельзя.
    Первый пункт отправления «словарь»
    -Откройте словари, запишите это слово, поставьте ударение.
    -Попробуйте догадаться, какое это слово по составу? (В нем 2 корня:  пут и шеств , е  – соединительная гласная).
    -Путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям.
    -Подберите синонимы к слову путешествие. (путь, поездка, дорога)
    -Какое может быть путешествие?
    (Далекое, длительное, интересное, увлекательное, опасное, морское, кругосветное…)
    – Китайская пословица гласит:
    « Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага» (ли- это китайская мера длины).
    -Как вы понимаете эту пословицу? (Трудно сделать первый шаг перед дальней дорогой, но если уж его сделать, то отступать не надо)
    -Устно составьте предложение со словом путешествие. Запишите моё предложение.
    Корреспонденты отправились в длительное путешествие за новостями.
    1.Синтаксический разбор, указывая над словами части речи.
    2.У имён прилагательных – число, падеж.
    3.Найдите словарное слово.
    4.Назовите слово, в котором в корне проверяемая безударная гласная.
    IV. Работа по теме урока.
    -А для чего человек путешествует?  (увидеть мир,  красоту природы…)
    Следующий пункт отправления расположен на Поле Предложений.
    -Я должен над цветами наклониться
    Не для того, чтоб рвать или срезать;
    А чтоб увидеть добрые их лица
    И доброе лицо им показать!
    -О чём говорится в этом стихотворении?
    -Автор показал  красоту природы, учит проявлять доброту, заботу, любовь к цветам, т.е. природе.
    Восстановить текст по опорным словам, указать число, падеж имени прилагательного.
    -Выписать словосочетания «существительные +прилагательные»  с вопросами. в ед.числе.
    Доброе лицо  3столбика.   Ср.р. ж.р.    м.р.
    Изменить род прилагательного.
    Для этого нужно (подобрать существительные другого рода, чтобы было согласование).
    Определить число, род.
    Изменить число имён прилагательных.
    Можем ли определить род прилагательных во множественном числе? (Нет, так как отвечают на одинаковый вопрос, имеют одинаковые окончания).
    Y. Физкультминутка (с повторением изученного).
    Молодцы, дети.  Мы с вами очень устали путешествуя,  теперь можно отдохнуть.
    Нас ждет Привал путешественников. Отдыхать будем активно.
    Будем выполнять разминку для туловища и ума.
    Руки на пояс.  Наклоны. Одновременно  склоняем слова:
    мороз в Д.П.
    Погода в Р.П.
    Орех в В.П.
    Багаж в Т.П.
    VI Закрепление изученного.
    -Отдыхая, мы повторили изменение имён существительных по падежам.
    -Как вы думаете почему, если мы путешествуем по планете прилагательных?
    (падеж имени  прилагательных определяется по падежу имени существительного, с которым оно  согласуется).
    Продолжаем путешествие
    Попробуем придумать…
    А теперь внимание.
    Новое испытание.
    Вставьте окончания
    В эти словосочетания.
    Голодн…  как……(волк)             КАРТИНКИ.
    Труслив.. как……(заяц)
    Колюч… как ………(ёж)
    Молч…  как…………(рыба)
    Что это за выражения? (фразеологизмы, образные выражения).
    Запишите данные фразеологизмы во множественном числе, Выделяя окончания.
    Назовите лишний фразеологизм.
    Составьте с ним предложение..
    Ученик у доски молчит как рыба.
    Что общего у прилагательных в данных выражениях? (род, число).
    В чём различие у прилагательных? (Окончания, так как разные типы основ)
    Вот на следующем уроке мы  и узнаем, влияют ли на правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа тип основы, с одушевлённым или неодушевлённым существительным согласуется прилагательное.
    -Как изменяются прилагательные во множественном числе?
    -Как изменяются прилагательные в единственном числе?
    -Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
    – Как определить падеж прилагательных в единственном числе?
    -Как проверить безударные окончания прилагательных в ед.числе?
    -Как проверить безударные окончания прилагательных во мн.  числе?
    По ходу заполняется таблица.
    Прилагательные
    Множественного числа
    Единственного числа
    Изменяются по
    Родам

    +
    +
    +
    Безударные окончания проверяем по вопросу
    +
    +
    Падеж определяем по падежу существительного
    +
    +
    Работа по учебнику с.17 упр.23.
    Д/З с.17 упр.24.
    ИТОГ УРОКА.
    ПУНКТ ПОНИМАНИЯ.
    Я ЗНАЛ…
    Я УЗНАЛ…
    Наш корабль вернулся к исходному пункту, на его борту появились отметки на букву сегодняшнего урока. Какие это отметки?  ПЯТЬ сделать звукобуквенный анализ слова ПЯТЬ.
    Ребята, море Понимания очень велико, в нем можно встретить много неизведанных островов, материков, подводных течений… Сегодня мы узнали лишь один маршрут. Ваш корабль- учебник русского языка. Берегите и любите его.
    Кто  помнит, где изображён корабль в учебнике? (на обложке).

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *