Можно ли освещать квартиру во время поста?

23 ответов на вопрос “Можно ли освещать квартиру во время поста?”

  1. Truestaff Ответить

    Вообще, очень интересной является именно практическая часть освящения. Так, если пригласить священника для того, чтобы освятить квартиру, нужно позаботиться о том, чтобы квартира была в чистом состоянии.
    Также, чтобы освятить квартиру, необходимо будет приготовить стол, свободный от посторонних предметов. На этом столе священник будет совершать свое священное действие. Во время процесса освящения необходимо выключать телевизор и громкую музыку. Вообще, очень важно, чтобы все члены семьи очень уважительно относились к этому событию.
    Освятить квартиру стоимость
    Еще очень многих должен будет заинтересовать такой вопрос как освятить квартиру стоимость. Но нужно понимать, что официальной цены для совершения чина освящения офиса, квартиры вовсе не существует. Однако благодарность выражаться может в виде своеобразного пожертвования. А вот для неимущих граждан такое освящение квартиры совершается абсолютно бесплатно.
    Освятить квартиру самостоятельно
    Можно также освятить квартиру самостоятельно. Но некоторые считают, что чин благословення жилища должен осуществлять лишь православный священник. Но может случится и такое, что приезд батюшки по каким-то причинам невозможен. Поэтому церков может разрешить освятить квартиру самостоятельно. Перед этим, правда, лучше всего взять благословение у духовного отца, батюшки в храме.
    Что касается самого обряда освящения, то лучше всего его делать в воскресенье. В субботу необходимо будет сделать полную уборку помещения. Затем необходимо зажечь лампадку, церковные свечи возле икон.
    В воскресенье будет происходить освящение квартиры. Для этого необходимо будет набрать в чашу святой воды. Очень хорошо, если эта чаша будет новой. Затем нужно будет обмакнить три пальца в воде, начать обрызгивать помещение именно по часовой стрелке. Что касается молитвы, то в этом случае необходимо читать «Да воскреснет Бог…» и 90 псалом.

  2. Burihuginn Ответить

    Причина третья — некрещеные домочадцы. Дом, освященный батюшкой, не приблизит вас к религии и не даст вам никакой защиты, если вы не верите в происходящее. Тем более, если в доме находится человек, который не является сторонником православия. В таких случаях ритуал освящения проводить не стоит из уважения к православной религии и ее канонам.
    Причина четвертая — несогласие кого-то из домочадцев. Освящение помещения вещь сугубо добровольная и совершается лишь при добровольном согласии всех проживающих в доме. Если кто-то отказывается от такого обряда, ссылаясь на различные причины, стоит повременить с освящением. Ведь неверие и неприятие этого действа не принесет ни счастья, ни комфорта остальным членам семьи.
    Причина пятая — покойник в доме. Считается, что обряд освящения нельзя проводить, если в доме умер человек и не прошло сорока дней после его смерти. Обряд стоит совершать только после того, как душа отправится на Небеса и там предстанет перед Высшим Судом.

    Причина шестая — присутствие в доме представителей другой религии или иного культа. Если в доме, помимо православных, проживают люди, поклоняющиеся другим Богам, то ритуал точно проводить не стоит. Конфликт вероисповеданий может стать камнем преткновения и спровоцировать разлад в семье. Поэтому вам стоит заранее обговорить со своими домочадцами пользу проведения обряда освящения.
    Причина седьмая — люди, практикующие магию. Если в вашем доме есть те, кто использует не христианские обряды, а также предсказывает будущее, гадает на картах и всячески пытается изменить свою судьбу, то вряд ли освящение приведет к счастью. Все священники выступают против подобных занятий из-за того, что только Богу угодно вести нас дорогой жизни, и жизнь дана для того, чтобы прожить ее праведно, не используя уловок и ритуалов.

  3. Nerisar Ответить

    Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (можно вспомнить, например, глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.
    Условно все обряды делятся на три вида:
    1. Обряды богослужебные — священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.
    2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.
    3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

    Каким должно быть наше участие в церковных обрядах

    Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов — обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда — свою веру и свою молитву.
    Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но «как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником» (преподобный Ефрем Сирин). Мы не можем при помощи каких-то магических действий «вынудить» Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: «Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1, 6-7). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

    В чем смысл освящения

    Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т.д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.
    Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

    Почему необходимы обряды освящения

    Жизнь, здоровье и благополучие людей в значительной мере зависят от состояния окружающей их природной и духовной среды. Губительные для людей последствия экологических катаклизмов, связанных с заражением и разрушением окружающей природы, имеют не только видимые, внешние, физические причины, но и причины невидимые, духовные. Среди духовных причин, лежащих в основе всех явлений природы, а также явлений социальных и государственных, таких как революции, войны и различного рода глобальные перестройки, святая Церковь выделяет прежде всего религиозность народной жизни. Какова степень религиозности, каковы нравственность и поведение людей, таковы и состояние видимой природы, и ход истории. Люди грешат, удаляются от Бога, извращая свой нравственный порядок, и, как следствие, он портится и в мире. Впервые это произошло после грехопадения наших прародителей Адама и Евы, нарушивших единственную данную им заповедь Божию. Человек согрешил, и в результате изменился весь мир, созданный Богом для человека: в мир вошло разрушение, болезни, скорби, тление, смерть. Господь изрек Адаму и Еве после грехопадения: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою… Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3, 16-17).
    Праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что обряды освящения «вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии», в огне и в земле. «Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий».

    Почему так важно освящать дома в наше время

    По учению святых отцов Церкви, нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого второго пришествия Христова господствует в воздухе. Славянское же слово воздух имеет несколько значений. Это и атмосфера земли, в которой мы физически существуем; это и эфир, переполненный сегодня как никогда радиоволнами, сигналами телевидения, сотовой и радиосвязи; это, наконец, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом — область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.
    Телевидение, пресса и радиовещание, антихристианские по духу, развращающие сегодня русский народ хуже всякого вина и водки, стали главными источниками духовной пищи русских людей. Сегодня практически в каждом доме поставлена в красный угол «голубая икона» диавола — телевизор, перед которым часы напролет проводит население России, словно пребывающее в наркотическом сне, загипнотизированное и программируемое на самоуничтожение и вымирание.
    Через эфир и астрал наши дома, квартиры, автомобили заполнили бессчетные легионы бесов: духи агрессии, злобы, мести, безстыдной страсти. Люди уже не в состоянии понять, как их семейное и жизненное благополучие разбивается при помощи досконально разработанных технологий разрушения традиционной системы ценностей, этики, нравственности. Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, безконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме настоящего врага — телевизора, радиоприемника, бульварной газеты, умело подтачивающих ядом пошлости и разврата мораль общества, семьи, через насаждаемый культ удовольствия влекущие к погибели все новые и новые души.
    Поэтому сегодня благодать Божия, подаваемая через обряды освящения, в частности, через освящение наших домов, особенно нам необходима, чтобы помочь нам защитить, сознательно оградить себя от вирусов греховного соблазна и духовного разложения, проникающих в наши жилища.

    Спасет ли нас освящение дома само по себе

    Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (‘артос, антид’ор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и безполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
    То же самое можно сказать и об освящении жилища. Дом, в котором главенствует пустое, праздное препровождение времени, подобен дому со светящимися окнами во время ночного налета вражеской авиации. Современное телевидение, пресса и радиовещание совершенно диавольским образом, под видом развлечения и удовольствия, отдаляют нас от нашего Отца небесного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь будущего века. Поэтому никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут, в частности, безраздельно господствовать бесы теле- и радиовещания. В минуты постигшего нас несчастья, чтобы умилостивить районного судью и прокурора, от которых зависит наша участь или участь наших близких, преступивших уголовный закон, мы готовы пожертвовать и последними деньгами, и многим другим, а преступая закон Божий, неужели мы думаем, что, если мы будем и дальше раздражать Господа своим безверием и увеселениями с бесами, то Он будет милостив к нам? Нет. Развратник и богохульник своим отступлением от Бога и от Его заповедей совершает над собой самый страшный суд — остается без Бога наедине с диаволом и его слугами, которым только и нужна его душа, а точнее, ее падение и погибель.
    Будем помнить, что освящение дома — это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела и на охранение нашего жилища от всего злого, противного Богу; благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божиему.

    Чин освящения нового дома

    По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). И пророк Давид говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126, 1).
    Наши предки знали об этом. «Без Бога — ни до порога», — говорит русская пословица. Они часто молитвенно обращались к Богу, призывая благословение на всякое свое начинание. Поэтому и жилища христиан издревле освящались молебными пениями и священнодействиями.
    Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его основание закладывается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения (знаки) благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего богослужения за исключением Божественной литургии и таинства священства. Она не возбраняет вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и животворящую Кровь Христову.

    Как правильно освящать стены дома святой водой?

    Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы «на основание дому», содержащиеся в Требнике. В Требнике изложен и чин освящения нового дома. К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы «о хр’амине, стуж’аемой от злых духов» и молитва «над п’ещщю». Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она употребляется при освящении тех домов, «которые терпят козни и напасти злых духов» (Новая Скрижаль). Вторая молитва читается для освящения очага — важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.
    Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо священник приходит в дом, принеся с собой святую воду. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным, неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.
    На каждой из четырех стен заранее изображается крест — в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.
    После возгласа «Благословен Бог наш…» и обычных начальных молитв читается 90-й псалом «Жив’ый в помощи В’ышняго…», в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему», — восклицает пророк (Пс. 90, 10).
    Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закх’ея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.
    Обратившись к востоку, священник произносит: «Господу помолимся», «Господи, помилуй», — отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.
    В следующей затем тайной молитве (то есть, молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лав’ана приходом в него Иакова, дом Пентефр’ия — приходом в него Иосифа, Аведд’ара — внесенном в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 25-30; гл. 39, стихи 1-5 и во 2-й книге Царств, гл.6, стихи 10-12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить «от сопротивных» и умножить «вся благая в доме сем». В конце молитвы иерей возглашает: «Твое бо есть, еже м’иловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Присутствующие отвечают: «Аминь».
    В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва «над п’ещию». В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых — Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их (Новая Скрижаль).
    Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания «всяких сопротивных сил и сатанинских наветов».
    После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: «Окроплением вод’ы се’я священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо». Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: «Благословляется дом сей пом’азанием свят’аго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».
    Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь честн’ому животворящему Кресту Господню, «который есть щит, оружие против диавола и зн’амение победы над ним,… печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» (Исх. 12, 23) и… древо жизни вечной (Излож. Правосл. веры, 1844, с. 243).
    В стихире, которую поет хор, содержится моление ко Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злаго обстояния» и даровать им изобилие небесного и земного благословения.
    Затем священник читает Евангелие (Лк. 19, 1-10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытар’я (сборщика налогов) Закх’ея, который, хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.
    Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего» (Пс. 100, 2).
    После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, «в нем благочестно жити хотящих», от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.

    Окропление дома святой водой

    По церковной традиции все православные христиане в крещенский сочельник после великого водоосвящения окропляют крещенской водой свои дома при пении или чтении тропаря праздника:
    Во Иордане крещ’ающуся Тебе, Господи,/ Тр’оическое явися поклонение:/ Род’ителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голуб’ине/ изв’ествоваше словес’е утверждение./ Явл’ейся, Христе Боже,/ и мир просвещ’ей, слава Тебе.
    Но и в другое время полезно окроплять свое жилище святой водой. При окроплении читается следующая молитва честн’ому кресту:
    Да воскреснет Бог, и расточ’атся враз’и Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, т’ако да погибнут б’еси от лица л’юбящих Бога и зн’аменующихся кр’естным зн’амением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христ’а, во ад сшедшаго и поправшего силу ди’аволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой честн’ый на прогнание всякаго супостата. О пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

    Псалом 90

    1 Жив’ый в п’омощи В’ышняго в кр’ове Б’ога неб’еснаго водвор’ится. 2 Реч’ет Г’осподеви: заст’упник мой ес’и и приб’ежище мо’е, Бог мой, и упов’аю на Нег’о. 3 Яко Той изб’авит тя от с’ети л’овчи, и от словес’е мят’ежна, 4 плещм’а Сво’има осен’ит тя, и под крил’е Ег’о над’еешися, ор’ужием об’ыдет тя ‘истина Ег’о. 5 Не убо’ишися от стр’аха нощн’аго, от стрел’ы, лет’ящия во дни, 6 от в’ещи, во тьме преход’ящия, от ср’яща и б’еса пол’уденнаго. 7 Пад’ет от стран’ы твое’я т’ысяща, и тьма одесн’ую теб’е, к теб’е же не прибл’ижится, 8 об’аче оч’има тво’има см’отриши и возда’яние гр’ешников ‘узриши. 9 Яко Ты, Г’осподи, упов’ание мо’е; В’ышняго полож’ил ес’и приб’ежище тво’е. 10 Не при’идет к теб’е зло, и р’ана не прибл’ижится телес’и твоем’у, 11 ‘яко Ангелом Сво’им запов’есть о теб’е сохран’ити тя во всех пут’ех тво’их. 12 На руках в’озмут тя, да не когд’а преткн’еши о к’амень н’огу твою; 13 на ‘аспида и васил’иска наст’упиши, и попер’еши льва и зм’ия.14 Яко на Мя упов’а, и изб’авлю ‘и; покр’ыю ‘и, ‘яко позн’а ‘имя Мо’е. 15 Воззов’ет ко Мне, и усл’ышу ег’о, с ним семь в ск’орби, изм’у ег’о и просл’авлю ег’о 16 долгот’ою дней исп’олню ег’о и явл’ю ем’у спас’ение Мо’е.
    Божественный Дух устами Богоотца Давида раскрывает в этом псалме величие дел Божиих. Пророк показывает, какое обилие благ заключено в уповании на Бога. Тайноводствуемые Христом побеждают невидимых врагов, начальства и власти, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6, 12), и самого ненавистного сатану (Златоуст, Афанасий, Феодорит).
    1. Жив’ый в п’омощи В’ышняго в кр’ове Б’ога неб’еснаго водвор’ится.
    Пророческий дух ублажает человека, которому помощь и пособие есть Сам Христос. Видишь ли, какое дерзновение имеет ко Всевышнему тот, кто исполняет Его заповеди? (Афанасий, Исихий).
    2. Реч’ет Г’осподеви: заст’упник мой ес’и и приб’ежище мо’е, Бог мой, и упов’аю на Нег’о.
    3. Яко Той изб’авит тя от с’ети л’овчи, и от словес’е мят’ежна,
    Давид отсюда обращает речь к самому уверовавшему и ободряет его: Бог избавит тебя от сети ловчи (тайных козней сопротивных сил) и от словесе мятежна (обидного) (Феодорит, Афанасий).
    4. плещм’а Сво’има осен’ит тя, и под крил’е Ег’о над’еешися, ор’ужием об’ыдет тя ‘истина Ег’о.
    Крилами называет действие Промысла Божия, употребляя подобие птиц, которые своими крыльями покрывают птенцов. Истина Его — Христос Бог, оружие — Крест Христов. Как птенцы под крылом к’окоша (наседки), так весь мир под крылом Господа, всех и вся Он согревает — одних духовно, других — вещественной теплотой. И как кокош слышит писк и вздохи находящихся под ним птенцов, так Господь слышит тайные вздохи, наши молитвы, видит все наши нужды (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).
    5. Не убо’ишися от стр’аха нощн’аго, от стрел’ы, лет’ящия во дни,
    Стрелой наименовал какую-то нечистую силу, «ангела смерти» (Афанасий).
    6. от в’ещи, во тьме преход’ящия, от ср’яща и б’еса пол’уденнаго.
    Вещь, преходящая во тьме, есть всякое злоумышление, проявляющееся там, где его не ожидают; а встреча полуденная — есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна впал в прелюбодеяние. Другие отцы бесом полуденным называют духа лености и уныния, нападающих в определенные часы, как лихорадка на больную душу, и расстраивающих ее крепость. Срящ — есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение (Златоуст, Афанасий, Кассиан).
    7. Пад’ет от стран’ы твое’я т’ысяща, и тьма одесн’ую теб’е, к теб’е же не прибл’ижится,
    В высшем смысле псалом указывает, что живущий в помощи Божией будет подвергаться нападению с левой стороны (от страны) тысячи злых стрел — ярости и похоти, а с правой (одесную) — тьмы, то есть десяти тысяч; ибо к сокрушению того, что право в нас, устремлено множество лукавых сил. Диавол, зная, что многие не принимают грехов явно, начинает брань против них с таких вещей, которые представляются хорошими, но потом через них низвергает их в явное зло. Но не перестает Господь спасать любящих Его (Афанасий, Исихий).
    8. об’аче оч’има тво’има см’отриши и возда’яние гр’ешников ‘узриши.
    Своими очами ты увидишь победу над врагами и справедливое возмездие им. Воздаяние грешникам мысленным и сам увидишь мысленно после трезвенной молитвы. Именно она освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых помыслов и дает ему познавать внушения мысленных супостатов и ощущать пользу трезвения (Златоуст, Исихий).
    9. Яко Ты, Г’осподи, упов’ание мо’е; В’ышняго полож’ил ес’и приб’ежище тво’е.
    Дух человека Божьего и Дух пророческий, отвечая друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога. Бог потому столько много печется о верном, что тот всецело предался в волю Божию и возложил все упование на Него: яко Ты, Господи, упование мое. За это,- отвечает пророк верному,- ты сподобишься и промышления от Него, так как Вышняго положил еси прибежище твое (Афанасий, Феодорит).
    10. Не при’идет к теб’е зло, и р’ана не прибл’ижится телес’и твоем’у, 11 ‘яко Ангелом Сво’им запов’есть о теб’е сохран’ити тя во всех пут’ех тво’их.
    Пророк ободряет человека: бедствия не только не одолеют его, но даже не приблизятся. Бог, посредством Ангелов, отразит диавольские приражения. Более людей стыдись Ангелов, которых при нас много, и удаляйся от всякого постыдного действия. Под Ангелами разумей также и богоносных мужей и иереев (священников), которые имеют ведение о Боге, охраняют и руководят нас в жизни от соблазнов, «пон’еже устн’е иер’еовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его, яко Ангел Господа Вседержителя есть» (Мал. 2, 7) (Златоуст, Феодорит, Нил).
    12. На руках в’озмут тя, да не когд’а преткн’еши о к’амень н’огу твою;
    Эти слова и диавол привел Христу, но Господь, обличая его, сказал в ответ: писано есть: не искусиши Господа Бога твоего (Втор. 6, 16; Мф. 4, 7), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему, не тщеславному, или ищущему пустой славы, но находящемуся в крайней нужде. Под камнем можно разуметь всякий грех и всякое препятствие добродетели, а под ногой — душу человека (Златоуст, Пелусиот, Афанасий).
    13. на ‘аспида и васил’иска наст’упиши, и попер’еши льва и зм’ия.
    В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над злом. Кто попирает гнев — тот попирает льва, потому что лев отличается яростью, а кто попирает удовольствие и нечестие — тот попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотское удовольствие и всякое житейское зло справедливо сравнивается с гадами, пресмыкающимися по земле. Под аспидом и василиском подразумевается крайнее лукавство, потому что аспид испускает смертный яд, а василиск причиняет вред и своим взором. По своей свирепости аспид противится всяким заклинаниям. Василиск (очковая змея) имеет огненные глаза и содержит в глазу яд — как это говорится и о людях завистливых. Дракон (удав) — это самый огромнейший змей проглатывает людей, быков и волов, по ужасной силе своей изображает собою диавола (см. Апок. 12, 3, 4). Давид упомянул этих наиболее злых и сильных животных, желая показать, что человеку, охраняемому Богом, не могут повредить никакие враги видимые и невидимые. Тысячи возлюбивших жизнь пустынную, упованием на Бога избегли этих неприязненных нападений, живя вместе со зверями. И демон также есть аспид, василиск, лев и змей, потому что все вредные действия, производимые этими зверями, и он в себе имеет (Златоуст, Феодорит, Григорий Нисский, Василий Великий, Афанасий, Кирилл, Диодор).
    14. Яко на Мя упов’а, и изб’авлю ‘и; покр’ыю ‘и, ‘яко позн’а ‘имя Мо’е.
    Это уже говорит Бог, показывая плод упования — надежду на Бога. Не обольщайся, надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот. Только «праведник яко лев уповает» (Притч. 28, 1). И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог воздает ему. Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды. Кто же знает имя Его? Тот, кто с кротостью покорил Ему волю своего ума и кто должным образом Ему покорен, а не тот, кто только по слуху знает Его (Исаак, Феодорит, Златоуст, Евсевий).
    15. Воззов’ет ко Мне, и усл’ышу ег’о, с ним семь в ск’орби, изм’у ег’о и просл’авлю ег’о.
    16. Долгот’ою дней исп’олню ег’о и явл’ю ем’у спас’ение Мо’е.
    Это Господь так говорит праведнику. Поистине, что может быть больше того блаженства, когда мы имеем Бога своим защитником в брани против врагов? Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Послушающим и готовым на помощь находит Бога тот, кто взывает к Нему сильным душевным голосом. О слова, преисполненные любви! О слова, вдыхающие живейшее упование молящемуся!.. В самые скорбные, безотрадные минуты Господь с нами. А мы думаем, что нет, что Господь оставил нас. Мать не может совершенно привлечь в любовь свою нашего сердца, а Господь привлекает святыми тайнами и молитвой (Афанасий, Исаак, Иоанн Кронштадтский).
    Источник: Москва. «Ковчег» 2004

  4. naivete alive Ответить

    Из книги «О вере и спасении» архим. Амвросий (Юрасов)
    Под сенью Закхеевой Дмитрий Петров
    «Сейте разумное, доброе, вечное…» свящ. Алексий Тимаков
    Для чего мы освящаем свои дома и квартиры
    Освящение вещей и продуктов
    Об освящении жилища, учреждений и средств транспорта свящ. О. Нецветаев
    Освящение квартиры: инструкция по применению иерей Александр Ермолин
    Чин благословения жилища
    Освяще?ние дома совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, направленные на призвание на дом и живущих в нем благословения Божия. При этом на стены наносится изображение креста, они помазуются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой.
    Смысл освящения жилища
    Церковное слово «освящение» в данном случае имеет иной смысл, чем освящение воды или иконы. Применительно к этому чинопоследованию более уместно слово «благословение»: при их совершениях мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел – или же на транспортное средство, на мирный и благополучный путь пользующихся им. Поэтому такое освящение – не какое-то автоматическое действие: его действенность непосредственно зависит от того, насколько испрашивающие церковного благословения своей жизнью сами соответствуют святости подаваемой Церковью благодати Божией.
    Подготовка дома
    Для освящения дома необходимо привести дом в надлежащий вид. Следует приготовить святую воду, свечи, растительное масло, желательно специальные наклейки с крестами, которые батюшка наклеит по всем четырем сторонам вашего освящаемого дома. Необходимо, чтобы был столик, желательно, покрытый чистой скатертью, куда бы батюшка мог положить святые предметы.
    Обязательно проверьте, нет ли в доме оккультной литературы, оберегов (в т.ч. подковы над дверью), астрологических календарей, статуэток языческих божеств, нехристианских символов и т.п.  Не передаривайте эту нечисть другим людям, такая медвежья услуга может быть губительна для их душ.
    Родные и близкие
    Следует предварительно объяснить вашим родным суть происходящего, настроить их на благоговейное поведение, на то, что по приходе батюшки следует взять у него благословение, как и после чина освящения, приложиться ко кресту.
    Немалая духовная польза будет вас и для ваших родных, если батюшку пригласить остаться на чашку чая. Помните, что посещение священником вашего дома – прекрасный повод для всей семьи разрешить какие-то духовные вопросы, сделать важный шаг в духовной жизни, на который они, возможно, не решатся в другой обстановке. Поэтому не пожалейте сил для подготовки ваших близких, не допустите, чтобы совершение требы превратилось для ваших домочадцев в экзотическое «мероприятие».
    Когда можно освящать квартиру и как это организовать?
    Освятить квартиру можно в любой день, в любое время, когда это будет удобно вам и священнику. Пойдите в храм, объясните служительнице у свечного ящика свое желание.  Можно оставить в храме «за ящиком» свой телефон для передачи священнику.
    Пожертвование за освящение
    Чтобы не смущаться вопросом: «сколько?», (когда и «лишнего» дать жалко, и батюшку обидеть неловко) можно узнать в лавке обычный размер жертвы при совершении чина освящения; пожертвуйте же по вашим возможностям.
    Продолжительность чина освящения
    Около 30 минут.
    Как часто нужно освящать жилище?
    Единожды. Впоследствии полезно самостоятельно с молитвой окроплять помещения святой водой или окуривать фимиамом из ручной кадильницы (кации).
    В качестве молитвословий принято использовать тропарь и кондак праздника или молитву Честному Кресту:
    Да воскре?снет Бог, и расточа?тся врази? Его?, и да бежа?т от лица? Его? ненави?дящии Его?. Я?ко исчеза?ет дым, да исче?знут; я?ко та?ет воск от лица? огня?, та?ко да поги?бнут бе?си от лица? лю?бящих Бо?га и зна?менующихся кре?стным зна?мением, и в весе?лии глаго?лющих: ра?дуйся, Пречестны?й и Животворя?щий Кре?сте Госпо?день, прогоня?яй бе?сы си?лою на тебе? пропя?таго Го?спода на?шего Иису?са Христа?, во ад сше?дшаго и попра?вшего си?лу диа?волю, и дарова?вшаго нам тебе? Крест Свой Честны?й на прогна?ние вся?каго супоста?та. О, Пречестны?й и Животворя?щий Кре?сте Госпо?день! Помога?й ми со Свято?ю Госпоже?ю Де?вою Богоро?дицею и со все?ми святы?ми во ве?ки. Ами?нь.
    Или кратко:
    Огради? мя, Го?споди, си?лою Честна?го и Животворя?щаго Твоего? Креста?, и сохра?ни мя от вся?каго зла.
    ***
    Когда освящают офис, люди часто уверены, что теперь Бог будет покрывать их беззакония и сильно удивляются, когда узнают, что теперь всякое беззаконие будет более тяжким грехом перед Господом.

  5. Manalas Ответить


    Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.
    В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т. д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы.
    Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли. Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением.
    ОСВЯЩЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ 

    Освящение дома (квартиры) совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, призывающие на дом и живущих в нем благословение Божие. При этом на стены наносится изображение креста, они помазуются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой.
    Церковное слово «освящение» в данном случае имеет иной смысл, чем освящение воды или иконы. Применительно к этому чинопоследованию более уместно слово «благословение»: при их совершениях мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел — или же на транспортное средство, на мирный и благополучный путь пользующихся им. Поэтому такое освящение — не какое-то автоматическое действие: его действенность непосредственно зависит от того, насколько испрашивающие церковного благословения своей жизнью сами соответствуют святости подаваемой Церковью благодати Божией.
    Для освящения дома необходимо привести дом в надлежащий вид. Следует приготовить святую воду, свечи, растительное масло, желательно специальные наклейки с крестами, которые батюшка наклеит по всем четырем сторонам вашего освящаемого дома. Необходимо, чтобы был столик, желательно, покрытый чистой скатертью, куда бы батюшка мог положить святые предметы.
    Надо объяснить вашим родным суть происходящего, настроить их на благоговейное поведение, на то, что по приходе батюшки следует взять у него благословение, как и после чина освящения, приложиться к кресту.
    Немалая духовная польза будет вас и для ваших родных, если батюшку пригласить остаться на чашку чая. Помните, что посещение батюшкой вашего дома — прекрасный повод для всей семьи разрешить какие-то духовные вопросы, сделать важный шаг в духовной жизни, на который они, возможно, не решатся в другой обстановке. Поэтому не пожалейте сил для подготовки ваших близких, не допустите, чтобы совершение требы превратилось для ваших домочадцев в экзотическое «мероприятие».Освятить квартиру можно в любой день, в любое время, когда это будет удобно Вам и батюшке. Пойдите в храм, объясните служительнице у свечного ящика свое желание. Вам подскажут, когда удобно поговорить с батюшкой. Можно оставить в храме «за ящиком» свой телефон для передачи священнику. Чтобы не смущаться вопросом: «сколько?», (когда и переплатить не хотят, и батюшку обидеть неловко) можете узнать обычный размер жертвы при совершении чина освящения; пожертвуйте же по вашим возможностям. Продолжительность чина около 30 минут.
    Для совершения освящения необходимо приготовить небольшой столик, на котором священник сможет разложить необходимые ему предметы. На стол поставить небольшую емкость (миску) для воды, домашние иконы, положить новое полотенце или салфетку. Предварительно в церковной лавке нужно приобрести свечи, ладан и крестики-наклейки.
    В освященной квартире необходимо отказаться от курения, чрезмерного употребления спиртного, игры в карты, ругани, ссор и т. д.. Желательно почаще молиться, возжигать свечи, лампады. Церковь рекомендует регулярно поддерживать духовную чистоту в своем доме, окропляя ею все комнаты святой водой крестообразно, с призыванием имени Господа: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
    ОСВЯЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
    Освящая машину (или другое транспортное средство) мы просим, чтобы Господь приставил ангела-хранителя и защитил нас от разнообразных опасных случаев, которые могут случиться на дороге, а также от разных людей и сил зла.Освящая машину, как, впрочем, и любую другую вещь, Церковь молится о том, чтобы она стала для ее владельца средством, которое приносит не только материальную, но и духовную пользу. Таким образом, освящая свой автомобиль, хозяин дает обещание его использовать для тех поездок, во время которых не будут нарушены нравственные заповеди Церкви и не будут совершены греховные поступки. К тому же, к освященному предмету нужно относиться с особым благоговением, поскольку теперь он принадлежит не только Вам, но и Богу. Поэтому те люди, которые думают, что освящения машины достаточно для того, чтобы она никогда не попала в аварию, должны помнить, что, освящая машину, человек освящается сам и должен соответствовать этому освящению. После освящении машины, в салоне нельзя сквернословить, курить, употреблять спиртные напитки.
    Освятить машину вы можете в любой день, предварительно договорившись об этом со священником.
    ОСВЯЩЕНИЕ ВСЯКОЙ ВЕЩИ

    В храме можно освятить нательные кресты, образки и иконы, приобретенные в магазине, но при этом они должны соответствовать православным канонам. Для этого нужно прийти на водосвятный молебен и обратиться в свечной ящик. Если у вас нет возможности прийти к водосвятному молебну, то можно обратиться с просьбой об освящении непосредственно к батюшке.
    Часто задаваемые вопросы
    Как освятить квартиру в нашем храме?
    Необходимо обратиться к работнице, у которой Вы приобретаете свечи в храме, и выразить свою просьбу в необходимости освящения жилища. Ваши данные будут зафиксированы и в самое ближайшее, удобное для вашей семьи время, будет возможно совершить освящение.
    Можно ли освятить квартиру, если в семье есть неверующие люди?
    Можно, если это не приведет к семейному конфликту. Если же часть семьи категорически против освящения дома, то вера одного из членов семьи не должна становиться причиной семейного раздора. В этом случае можно будет самостоятельно прочитать молитву и окропить святой водой свою комнату.
    Можно ли освятить магазин или офис? И есть ли такие вещи, которые освящать греховно?
    Место, где человек трудится и проводит большую часть времени освящать можно и нужно. Если освящается, например, офис, это означает, что трудящиеся там люди своей общей молитвой показывают, что их среда и место их труда – это территория Бога и злу здесь места быть не должно. Освящать нельзя всего того, что служит злу и греху. Например, бизнес, связанный с производством или продажей спиртных напитков и табака, оказанием сексуальных услуг, колдовства и магии. Священник может отказаться от совершения обряда, если помещение не прибрано, а сотрудники ведут себя неподобающим образом (ругаются, например).
    Обязательно ли освящать нательный крестик в храме или достаточно окропить его святой водой дома?
    Иконы и крестные изображения подлежат освящению священником. В требнике есть особое небольшое последование, в его составе священническая молитва об освящении «сего крестного знамения». (Требник – богослужебная книга, касающаяся частных богослужений, совершающихся по ТРЕБОВАНИЮ (в отличие от общественных – вечерни, утрени и Литургии).
    Надо ли поститься перед освящением, причащаться?
    Православный христианин должен соблюдать посты, молиться и причащаться, как заповедует это наша святая Церковь. Специальных постов перед освящением автомобиля не требуется.
    Надо ли женщине покрывать голову?
    Да, это желательно. Женщина во время молитвы должна покрывать голову.
    Нужно ли накрывать обеденный стол?
    Такая традиция существует, но она совсем не обязательна.

  6. Dused Ответить

    Из предметов, используемых во время освящения, стоит выделить следующие: святая вода, растительное масло (елей), свечи, наклейки с крестами. Иногда у священника уже есть с собой святая вода и наклейки, которые будет преклеиваться на четыре стены жилища по всем сторонам света. Некоторые священнослужители не используют наклейки, но наносят знамение креста на стены вручную.
    Итак, непосредственно перед освящением необходимо поставить в центре комнаты стол, на котором будут находится емкости со святой водой и елеем. Стол можно поставить перед иконостасом, либо на саму поверхность стола водрузить святую икону. Также рекомендуется на листе бумаги написать имена жильцов, близких родственников и всех тех, кого необходимо помянуть во время чина освящения. На сам стол священник перед чином освящения положит Евангелие и крест, поэтому поверхность стола должна быть чистой.
    Также во время освящения используются свечи. Некоторые священнослужители во время самого чина ставят свечи в специальные подсвечники или в пригодную для этого посуду под знамениями креста на стенах с четырех сторон. То есть, можно приготовить специальные подсвечники или емкости в количестве четырех штук для этого действия.
    Такова внешняя подготовка к освящению квартиру. Однако необходимо упомянуть и о подготовке внутренней, которая должна заключаться в понимании смысла освящения. К освящению жилья нельзя подходить как к некоторому магическому ритуалу, православный человек должен осознавать, что жильцам испрашивается божественная благодать, помогающая во время жизни. Кроме этого кваритра освящается для ограждения от влияния темных сил и злых людей. Правда стоит учесть, что и сами жильцы должны стараться вести жизнь небогопротивную иначе никакие освящения могут и не помочь.

  7. Dagdamand Ответить

    В каждом жилище со временем накапливается определенная энергетика, которая не всегда положительна. Люди начинают чувствовать усталость, раздражение и даже злость. Нередко причиной таких перемен в худшую сторону является застой энергии, от которого можно избавиться с помощью надежного обряда освящения. Эксперты сайта dailyhoro.ru предлагают несколько способов, которые помогут провести это таинство самостоятельно. Не стоит забывать о том, что не во всех случаях можно проводить освящение. Есть несколько причин, по которым данный ритуал может принести неприятности.

    Освящение жилища свечами

    Этот обряд проводят в четверг. Перед его выполнением можно посетить церковь или помолиться дома Николаю Угоднику, призвав его в помощь. В помещении не должно быть никого, кто бы помешал проведению обряда, поэтому его лучше всего проводить в одиночестве. В каждой комнате нужно поставить и зажечь церковную свечу, взять в руки еще одну и пройти по всему дому, заглядывая в укромные уголки. Осените крестом каждое помещение и в каждом прочитайте «Отче наш». Дайте свечам догореть, а потом проветрите дом или квартиру.

    Освящение святой водой

    Заготовленной ранее святой водой нужно обрызгать дом или квартиру крест на крест, обращаясь к Высшим Силам с молитвой о защите. Перед проведением этого ритуала важно провести генеральную уборку, избавиться от пыли и грязи, а также выбросить старые и ненужные предметы, одежду и кухонную утварь. Такое очищение поможет избавиться от ощущения дискомфорта и поставить на жилье крепкую защиту.

  8. Tekelv Ответить

    Среди множества вопросов, которые прихожане задают священнику, вопросы отправления треб одни из самых частых. В их числе весьма серьезная тема освящения жилища, ведь дома мы проводим достаточно много времени — здесь мы молимся, воспитываем детей, отдыхаем. Безусловно, наше жилье должно быть освящено, как и все в жизни верующего человека, для которого главная цель на этой земле — спасение души.
    Как правильно пригласить священника для освящения машины или квартиры? Как его благодарить за это, существуют ли расценки, чтобы не обидеть батюшку?
    — Все в жизни православного человека должно быть освящено: что-то — церковным чином, что-то — личной молитвой. Апостол говорит нам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте…» (1 Фес 5:16–19). И жилье, и вещи, которые нам служат, — все освящается. Об этом хорошо сказано в молитве на освящение всякой вещи: «Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небесного заступления, хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи о Христе Иисусе». То есть после освящения вещь служит нашему спасению, получив свыше благодать Святого Духа. Мы не можем видеть, изменились ли ее качества, как она «вооружена силою небесного заступления», но наше отношение к ней меняется — мы знаем, что машина, квартира, икона, крест и другие вещи освящены, мы не можем уже позволить себе какое-то попущение при святыне. Это и есть суть освящения материальных предметов.
    Освящает их священник. Вы приходите в храм и говорите о том, что вы хотите освятить. Если это машина, приезжайте к храму на ней, если дом или квартира, священник сам к вам приедет, или вы его привезете. Никаких «расценок» в этом случае не существует. Но никто вам не запрещает отблагодарить священника, который в свое личное время пошел вам навстречу и совершил необходимую требу. Это ваше пожертвование — пусть оно будет от сердца, а не от ума, который беспокоится, а сколько заплатить? Сколько? Столько, сколько сочтете нужным и возможным. Никаких обид со стороны священнослужителя тут и быть не может.
    Правда ли, что если в квартире живет собака, то жилье нельзя освящать? Что делать, если любители животных — верующие люди?
    — Укоренилось мнение, что держать животных в доме — грех. Они якобы (речь чаще идет о собаках) отгоняют ангелов. Что на это сказать? Разумеется, жаль тех животных, которым приходится жить в городских квартирах. В большинстве случаев они или игрушки для детей, или нечто вроде дополнения к интерьеру, а человек держит их рядом с собой чисто из эгоистических соображений. Собака во все века была человеку помощником и другом, таково ее назначение. Но друг — это не тот, кто спит в прихожей на коврике и которого приласкают, когда захочется, а погулять выведут предварительно попререкавшись, чья же нынче очередь? Понимаю, что так бывает не во всех семьях, но все же в большинстве из них. Но что делать, коли уж завели себе четвероногого друга? Прежде всего, почаще вспоминать слова Экзюпери: «Мы ответственны за тех, кого приручили». И ответственность эта должна быть осознанной и полной. Не бойтесь, что собака отпугивает ангелов. Скорее, мы их отпугиваем своими делами и мыслями. И с чего бы вдруг ангелам бояться животных? В Библии есть книга Товита, в которой рассказывается, как юноша отправляется на поиски невесты, и его сопровождает Архангел Рафаил, а с ними идет собака юноши, и нисколько Архангел тем не смущается. «И отправились оба, и собака юноши с ними» (Тов 5:17). Потому и освящать квартиру можно, если вы хотите, чтобы она была домашней церковью.
    Как часто надо освящать квартиру? В каких ситуациях? Не достаточно ли просто окропить углы квартиры святой водой и не отнимать время у священников? А если приобретена квартира, где когда-то произошло убийство? Совершается ли какой-то особый чин в этом случае? А если сосед за стенкой покончил с собой? Нужно ли в этом случае приглашать священника?
    — Освящение жилища не зависит ни в какой мере от того, что произошло в соседней квартире. Разумеется, вы будете чувствовать себя более спокойно после освящения, но это момент психологический, а он совсем не главный в намерении хозяина освятить свое жилище. Как уже говорилось в ответе на предыдущий вопрос, верующий человек создает в квартире свою малую домашнюю церковь. Здесь он живет, молится, в освященном жилье он не позволит себе ругаться с ближними своими, он всегда будет помнить, что его домашний очаг освящен, в нем пребывают ангелы Божии, значит, и вести себя следует подобающим образом.
    Чин освящения жилища исключает всякий оккультизм. Защита дома от темных сил происходит не автоматически, а по молитве живущих в нем, благодать сохраняется в зависимости от нашего христианского поведения. Чин освящения жилища совершается священником. И совершенно нет оснований повторять этот чин, но служить молебны в доме можно сколько угодно. Существует традиция, когда в Крещенский сочельник вечером хозяин дома кропит жилье с молитвой святой водой, в том числе, если это сельский дом, и помещения, где содержится скот.
    Вся ли семья должна присутствовать на освящении квартиры?
    — Желательно, чтобы во время освящения дома молились вместе со священником все, кто в нем проживает. И это понятно — домашняя церковь собирает всех родных людей на молитву, все они хотят, чтобы у них дома были мир и благоденствие. Только так и должно быть. Священник возглашает: «Еще молимся о еже низпослати Господу Богу благословение Свое на дом сей и на рабов сих… и послати им ангела Своего милостива, соблюдающа и сохраняюща их от всякого зла, и наставляюща к деланию всех добродетелей, и ко исполнению святых Христовых заповедей…» Вот, оказывается, зачем здесь присутствует ангел Божий: наставлять людей жить по-христиански. К сожалению, некоторые люди считают, что освящение дома, машины — это некая защита от ограбления, пожара, аварии и т. д.
    У меня знакомый освящал обе свои машины и каждый раз попадал в аварии с серьезным материальным уроном и даже в больнице лежал. Зачем тогда все это надо?
    — Автомобиль освящается не как страховка. Ведь если так рассуждать, то после освящения можно летать по дорогам, не соблюдая правил дорожного движения — машина же освящена! Верующий человек садится за руль, помолясь и памятуя, что его автомобиль освящен, с ним ангел-хранитель. Значит, говорит он себе, я буду осторожен и внимателен, чтобы и себе не повредить, и другим не принести неприятности, а то и травмы, а иногда и гибель. Таким образом, освящение любой материальной вещи — это наш невидимый спасательный круг, которым мы должны уметь пользоваться.
    В каком случае нужно освящать крест и иконы?
    — Действительно, существуют чины освящения икон Спасителя, Божией Матери, святых, а также крестов — надгробных, надкупольных и нательных. Их совершает священник. И хорошо, если он это делает в присутствии хозяина, потому что в любом из этих чинов очень важен смысл текста молитвы. Например, в чине освящения креста есть такие слова: «…всякому носящему на себе сие, верному рабу Твоему, даждь быти защищение души и тела, от лица враг видимых и невидимых». Верному рабу Твоему! Вот что нужно слышать хозяину креста. И быть верным. Постараться быть верным.
    В чинах освящения икон преподается нам урок богословия и благочестия, чтобы мы понимали, что в образе мы чтим Первообраз, что не доскам поклоняемся, а молимся изображенному на иконе святому, который у Престола Божия предстоит. Мало того, в молитве еще говорится, что мы не просто почитаем того или иного святого, но, как верные рабы Божии, постараемся уподобиться житию и делам святого, подражать ему в своей жизни. Какая глубина! Мы не просто безучастно глядим на икону, а она якобы сама по себе за нас все сделает — нет, мы будем стараться жить, как этот святой, и тогда, безусловно, получим помощь от Господа.
    Протоиерей Владимир Гофман
    При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

  9. Marinius Ответить

    Квартира наша неосвященная. Живем нормально. Обязательно ли надо освятить ее?

    Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

    Чтобы жизнь христианина протекала в благоденствии и приносила спасительные плоды, она должна соответствовать воле Божией. Внешним знаком подаваемой человеку благодати Святого Духа является благословение. Бог благословляет не только человека, но и все важнейшие его начинания: учение, создание семьи, воспитание детей, работу и все его добрые дела. Благословение должно быть испрошено и на дом, в котором нам предстоит жить. Для этого в Церкви установлен специальный чин благословения нового дома. В народе обычно этот молебен называется освящением дома. Хотя совершает его священник, освящает всегда Бог. Это означает, что Господь благословляет дом и семью для жизни в согласии с Божественными заповедями.
    После возгласа «Благословен Бог наш…» и начальных молитв читается 90-й псалом. Он был написан пророком Давидом по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее как на автора, так и на характер этого псалма: «Хвалебная песнь Давида». Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное Прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличают возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. Псалмопевец уверенно и утешительно возвещает: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: “Прибежище мое и защита моя – Бог мой, на Которого я уповаю!”» (Пс. 90: 1–2). 90-й псалом испытан многими поколениями христиан как сильное оружие против демонов.
    Затем поется или читается тропарь. Священник молит Господа Спасителя: «Как с Твоим входом пришло спасение дому 3акхея, так и теперь, со входом Твоих священнослужителей и с ними Твоих святых ангелов, пошли Твой мир и этому дому и милостиво благослови его, спасая и просвещая всех, желающих в нем жить». Преподав «мир всем», священник призывает всех присутствующих преклонить головы, чтобы внимать словам молитвы. Обратившись к Господу, благословившему дом Лавана с поселением в нем Иакова и дом Потифара с поселением в нем Иосифа, благословившему дом Аведдара внесением в него Ковчега Завета и даровавшему спасение дому Закхея в дни пришествия во плоти Господа Иисуса Христа, священник просит: «Сам благослови и дом сей, и в нем жити хотящих страхом Твоим огради, и невредимых от сопротивных сохрани, и благословение Твое с высоты жилища Твоего низпосли им, и благослови и умножи вся благая в доме сем».
    Далее священник читает молитву на освящение масла, которым будут помазаны изображения крестов на стенах. Согласно Священному Писанию, елей является символом Святого Духа (см.: Зах. 4; 2 Кор. 1: 21 и след.; 1 Ин. 2: 27). Изобилие масла воспринималось как Божие благословение (см.: Втор. 7: 13). Православная Церковь восприняла библейское значение елея как символа света (см.: Мф. 25: 1–13), милосердия, врачевания (см.: Лк. 10: 34) и благословения.
    Освятив масло, священник окропляет весь дом святой водой, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, окроплением воды сея священныя, в бегство да претворится все лукавое бесовское действо. Аминь». Это имеет духовно очистительное значение.
    Затем священник помазывает маслом с четырех сторон стены дома, где были начертаны или наклеены перед началом молебна кресты. Помазуя, он произносит: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Это самая главная часть чина благословения дома. Кресты, изображенные на стенах соответственно четырем сторонам света, являются как бы духовными стражами жилища. Кресты эти надо сохранить даже тогда, когда в квартире будет производиться ремонт.
    После помазания читается Евангелие от Луки. Повествование о посещении Спасителем дома мытаря Закхея очень назидательно. Каждый христианин должен стремиться к тому, чтобы и его дом посетил Господь. Чтобы сподобиться этой радости, надо исправить свою жизнь и стремиться жить по евангельским заповедям.
    После чтения Евангелия совершается каждение всего дома. Оно имеет не только символическое значение, оно является реальным очищающим действием. Освящение дома не повторяется. Бог благословил дом. Желание получить повторное благословение будет проявлением нашего маловерия. Живущие в доме могут регулярно окроплять жилище святой водой. На Руси был благочестивый обычай кадить свои дома. При этом надо использовать не кадило, которым пользуются священнослужители, а кацею – кадильницу с ручкой. Сейчас этот обычай возрождается. Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, обычно произносят 90-й и 100-й псалмы, а также читают молитвы: «Отче наш», «Царю Небесный», «Богородице Дево, радуйся», «Взбранной Воеводе победительная», «Да воскреснет Бог».
    В конце молебна священник молит Бога послать каждому из живущих в доме «ангела Своего милостива, соблюдающа и сохраняюща их от всякаго зла и наставляюща к деланию всех добродетелей и ко исполнению святых Христовых заповедей».
    Из собственного опыта знаю, что для многих приход в их дом священника – событие особое. Они с волнением ждут этого дня. Очень важно, чтобы и сам священник придавал этому большое значение. Он имеет возможность в свободной домашней обстановке оказать присутствующим духовную помощь. В современных семьях можно встретить людей невоцерковленных. К таким надо относиться с особой чуткостью. И если они проявляют интерес к беседе, то надо вести ее, не жалея времени и сил. Убеждался, что такое миссионерство приносит нередко плоды.
    28 октября 2010 г.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *