Насилие над детьми в семье как социальная проблема?

15 ответов на вопрос “Насилие над детьми в семье как социальная проблема?”

  1. ХайповыйКошаК Ответить

    Для принятия решения используется протокол
    оценки безопасности. Когда работник службы защиты детей впервые контактирует с
    семьей, он должен оценить, есть ли какие-либо факторы, которые угрожают
    безопасности ребенка. При принятии решений оценка безопасности обычно содержит
    три части. Первая, это лист потенциальных угроз ребенку в семье. Это условия,
    которые указывают на опасность немедленного вреда для ребенка. Вторая часть –
    это определение краткосрочных вмешательств, выбранных работником (например,
    наблюдение родственника или соседа), которые представляют собой план
    безопасности. Третья – это запись окончательного решения.
    Оценка безопасности должна быть завершена в
    течение первого личного контакта с семьей работника, проводящего расследование.
    Если есть угрозы безопасности ребёнка, специалисты междисциплинарной команды
    должны рассмотреть серию потенциальных вмешательств внутри семьи, начиная с
    менее ограничительных. Если вмешательства внутри семьи недоступны, отвергаются
    или недостаточны для того, чтобы смягчить выявленные проблемы безопасности, помещение
    ребёнка вне родительской семьи является единственной альтернативой. Все
    защитные перемещения ребенка основываются на установлении фактов,
    свидетельствующих, что вмешательства внутри семьи не обеспечат безопасности
    ребенка в целом.
    Глава 3 Насилие над детьми в современной
    российской семье (результаты прикладного социологического исследования)
    При проведении данного исследования было
    опрошено 32 работника комитета по делам несовершеннолетних, 13 детских
    психологов, 17 социальных педагогов в школах и 43 родителя несовершеннолетних
    детей.
    Результаты исследования дают подтверждение
    взаимообусловленности насилия над ребёнком со стороны родителей и насилия над
    самими родителями, которое они испытали в детстве. Респондентам был задан
    вопрос о том, как часто они сталкиваются с насилием в семье над детьми (рисунок
    1).

    Рисунок 1 – Как часто Вы
    сталкиваетесь с насилием над детьми в семьях
    Большинство респондентов, а именно
    представителей социальных служб ответили, что часто сталкивались с явлением
    применения насилия в семье. Что обусловлено их сферой деятельности. Остальная
    часть опрошенных либо часто встречалась с данной проблемой, либо практически не
    сталкивались.
    Респондентам был задан вопрос,
    почему родители применяют насилие над детьми? Их мнение. Родители
    несовершеннолетних детей, большинство ответили, что сами они не применяют
    насилие, и негативно к этому относятся, родители считают, что те кто применят
    какое либо насилие, это люди с нездоровой психикой, или они сами были жертвами
    насилия в детстве.

    Рисунок 2 – Как Вы считаете, какие
    формы насилия над детьми в семьях встречаются чаще всего
    Большинство убеждены, что в
    российских семьях больше всего родители бьют своих детей. Где то 21 %
    респондентов считают, что в семьях присутствует и экономическое насилие.13%
    считают ,что родители наносят детям психологические травмы. И меньше всего в
    семьях происходит сексуальное насилие.

    Рисунок 3 – В каком возрасте чаще
    всего дети подвергаются насилию в семье
    Какой возраст у детей самый уязвимый
    ,в каком возрасте дети подвергаются насилию? Респонденты считают, что
    дошкольный, когда дети не могут дать отпор ,нежели в подростковом возрасте
    ,когда у ребенка, есть свое мнение, и он может дать отпор.

    Рисунок 4 – В каких семьях чаще
    всего применяться насилие над детьми
    Так же респонденты считают, что насилие
    происходит в молодых семьях чаще всего .Родители молодые, не опытные ,из за
    этого они все свои проблемы вымещают на ребенке. Так же большинство проблем
    происходит в малообеспеченных семьях.
    На вопрос можно ли считать рукоприкладство
    методом насилия, родители ответили ,что рукоприкладство это не насилие. Почти
    90 % родителей хоть раз ударили ребенка, родители считают, что иногда это
    помогает ребенку успокоиться ,по их мнению физическое насилие это когда
    родители бьют сильно детей, когда появляются гематомы, раны, а шлепок, это
    совсем не насилие. Психологи считают, что в любом возрасте можно объяснить
    ребенку на словах, в чем он не прав, и даже безобидный удар может нанести вред
    ребенку. Сотрудники комитета, большинство ответили, что рукоприкладство это
    насилие, что многие родители не видят меры, и могут сильно ударить ребенка
    (таблица 1).
    Таблица 1 – Как вы считаете рукоприкладство
    можно считать методом воспитания
    Шлепок/удар
    ребенка, можно считать как насилие
    Рукоприкладство,
    это не метод воспитания
    Иногда
    родители не могут сдержаться (тяжелый ребенок)
    1.
    Сотрудники комитета по делам несовершеннолетних
    35,5%
    48,4%
    16,1%
    2.Психологи/соц.
    работники
    32,7%
    49,0%
    18,4%
    3.Родители
    20,0%
    40,0%
    40,0%
    На вопрос Какие преимущества и недостатки служб,
    помощи детям пострадавших от насилия в семье, вы можете перечислить? Чаще всего
    встречались ответы Преимуществ ограничение влияния горе-родителей на ребенка.
    улучшение жизненных условия. Помощь в преодолении психологических барьеров.
    Недостатки, не всегда объективное мнение о семье ребенка. Плохая
    осведомленность о семьях в группе риска. Принятие мер только после случившегося
    применения насилия.
    Социологическая информация, полученная путем
    проведения социологических исследований и вторичного анализа данных, позволяет
    разработать стратегические направления решения проблемы насилия в обществе и в
    семье:
    мотивационно-ценностное, выражающееся в
    организации мероприятий по выявлению особенностей своей личности, выработке
    необходимых навыков при сопротивлении негативному девиантному давлению со
    стороны сверстников, работе с проявлениями ущербной социализации личности;
    социальное, включающее в себя следующие блоки.
    Социально-реабилитационный блок включает в себя создание и дальнейшее
    усовершенствование работы реабилитационных центров для детей и подростков,
    центров семьи; обеспечение населения квалифицированными специалистами по
    решению семейных проблем и проблем детства. Социально-психологический блок
    предусматривает организацию социально-психологической поддержки членам семьи.
    Социально-педагогический блок подразумевает изучение проблем семей группы риска
    в дошкольных и школьных учреждениях, улучшение системы социально –
    педагогической деятельности: диагностики и реабилитации детей; диагностику
    характера деятельности педагога и воспитателя в рамках
    образовательно-воспитательной работы дошкольных и школьных учреждений,
    выявление степени насилия и работа по его профилактике и ликвидации.
    Социокультурный блок включает в себя разработку и внедрение в СМИ социальной
    рекламы и программ по предупреждению негативных последствий ущербной социализации
    личности ребёнка, выражающуюся в аддиктивных наклонностях, девиантном
    поведении; развитие позитивных семейных традиций и ценностей, педагогической
    культуры родителей.
    государственно-правовое, подразумевает решение
    проблемы насилия в обществе и в семье путем совершенствования законодательных
    актов, положений, предусматривающих защиту граждан; развития правового
    регулирования защиты прав детей путем расширения ювенальной юстиции,
    обеспечения контроля над исполнением законов по защите прав детей, введением института
    уполномоченного по правам ребенка на федеральном, региональном и местном
    уровнях и другие.
    Комплексное взаимодействие по решению проблемы
    представленных направлений, будет способствовать прерыванию цикличности
    процесса насилия и оздоравливанию нации в целом. Законопослушным гражданином
    можно вырасти, если с самого начала жизни ребёнка, доказывать ему, что он живет
    в демократической стране, что государство, в лице каждого члена общества,
    уважает и всегда готово защищать его права.
    Заключение
    В дипломной работе мы рассмотрели теоретические
    подходы к проблеме профилактики насилия над детьми в семье, исследовали опыт
    работы по профилактике семейного насилия над детьми Комиссии по делам
    несовершеннолетних и защите их прав г.Краснодар, предложили программу
    профилактики насилия над детьми в семье. Наше исследование показало, что
    насилие в семье – многогранная проблема.
    Дети подвергаются насилию там, где они должны
    чувствовать себя наиболее защищенными, то есть в семье. Жертвы семейного
    насилия – одна из наиболее многочисленных и уязвимых групп. Проблема домашнего
    насилия над детьми волнует все мировое сообщество, но до недавнего времени
    оставалась закрытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась
    обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений.
    Статистика фиксирует положительную динамику этого страшного явления. Насилие
    всегда наносит непоправимый вред ребёнку, проявляющийся в виде различных
    заболеваний, нарушениях психического развития ребёнка, социальной дезадаптации.
    Многие дети длительное время живут в ситуации домашнего насилия, что приводит к
    непоправимым психологическим последствиям. Между тем, на сегодняшний день в
    России отсутствует всеобъемлющая общественная дискуссия о домашнем насилии.
    Современное российское общество и социальные институты не в полной мере
    способны обеспечивать безопасность внутри семьи всем ее членам.
    Тем не менее, в Российской Федерации принят
    необходимый комплекс нормативно – правовых актов, опирающихся на международное
    законодательство в области защиты прав ребёнка, и обязывающих защищать детей от
    насилия в семье. Однако мы выявили, что в России нет единого подхода к
    определению понятий “насилие” и «жестокое обращение»; зачастую люди
    относят к насилию лишь те случаи, которые наносят ущерб здоровью человека, т.е.
    попадают под действие уголовного кодекса.
    Законодательная база существует, но, зачастую,
    не «работает». Как показывает опыт, правоохранительные органы предпочитают не
    вмешиваться в то, что они называют «внутрисемейными выяснениями отношений», да
    и сами жертвы зачастую склонны скрывать факты насилия в своей семье. Это
    объясняется рядом причин: чувством стыда, моральной, материальной и физической
    зависимостью, непониманием опасности сложившейся ситуации, «нормой» отношений.
    Установлено, что любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие
    личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными
    и даже опасными для общества. Поэтому необходима система социальной
    профилактики семейного насилия.
    Основными элементами этой системы являются:
    законодательная база и нормативно-правовое обеспечение системы; службы помощи,
    профилактики и реабилитации; объекты участия; субъекты воздействия; программы
    профилактики и реабилитации; управление системой. Все эти элементы должны быть
    взаимосвязаны и направлены на достижение общих целей – предотвращение насилия
    над детьми, оказание помощи ребёнку и семье, оказавшимся в трудной жизненной
    ситуации.
    Специалисты по социальной работе, врачи,
    педагоги и психологи, работая по специальным программам, могут восстановить у
    детей и подростков уважение к себе, как к личности, повысить уверенность и
    защитные качества, утверждая, таким образом, право каждого человека, в том
    числе детей и подростков, на здоровье и безопасность. Данная категория детей
    нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной
    профессиональной многопрофильной,
    медико-социально-юридическо-психолого-педагогической помощи, заключающейся в
    выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты
    его прав на полноценное развитие и образование.
    На наш взгляд, главной причиной, которая
    обусловливает и все остальные проблемы, является отсутствие системных подходов
    в организации деятельности всей совокупности этих учреждений и объединяемых ими
    специалистов, а также в подготовке кадров. Поэтому мы рассматриваем проблему
    организации медико-социально-педагогической и юридической поддержки детства как
    проблему построения системы взаимосвязанных учреждений и служб разного профиля,
    объединяющих различных специалистов: социальных педагогов, психологов, медиков,
    социальных работников и других, а также соответствующих органов управления,
    которые в совокупности решали бы проблему социально-педагогической поддержки
    детей .Поскольку насилие и жестокое обращение с детьми как феномен социальной
    жизни современного общества представляет собой комплексную проблему, то для ее
    решения необходим системный междисциплинарный подход, основанный на
    профессиональном взаимодействии специалистов разной ведомственной принадлежности:
    образования, медицины, социальной работы, правоохранительных и правозащитных
    органов. Связующим звеном между специалистами разных ведомств призваны стать
    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
    Так, результаты анкетирования выявили, что ,чаще
    всего происходит физическое насилие в семье. Родители бьют детей, и родители не
    считают что это факт насилия. Сотрудники комитета считают это фактом насилия.
    Опыт работы Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Краснодар по
    профилактике насилия над детьми показывает, что социальный работник,
    опирающийся в своей профессиональной деятельности на законодательство, ведущий
    активную информационно – разъяснительную работу, может принимать действенные
    меры по предотвращению и профилактике насилия в семье.Анализ опыта работы
    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Краснодар по
    профилактике насилия над детьми подтверждает гипотезу исследования о том, что
    профилактические мероприятия будут способствовать снижению факторов риска
    жестокого обращения с детьми.
    Список использованных источников
    1)
    Алексеева Л. С. Проблема жестокого обращения с детьми в семье / 2004. – №5. С.
    58-78.
    )
    Алексеева Л.С. Педагогика. – 2006. – №5. С. 43-52.
    )
    Алексеева Л.С. Влияние семейных конфликтов на отклоняющееся поведение
    подростков // Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической
    запущенности школьников. М.: Просвещение, 1998. – С.36 -40 .
    4) Большакова О.Н. Межведомственное
    взаимодействие структур по решению проблем домашнего насилия / О.Н. Большакова,
    Т.А. Косенкова, Т.В. Сытикова //Социальная работа. 2005. -№ 2. – С. 28 – 30.
    5)Дементьева
    И.Ф. Дети-сироты: социальная защита, возможности адаптации// Россия:
    трансформирующееся общество / Под редакцией В.А. Ядова. М.: Издательство
    «КАНОН-пресс – Ц», 2001. – С. 389-397.
    )
    Гуггенбюль Н.В. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности
    и жестокости и борьба с ними / Перевод с немецкого Н. Скородума. – СПб.:
    Гуманитарное агентство «Академический проект», 2008 – 220 с.
    )
    Денисов В.В. Социология насилия. Критика современных буржуазных концепций. М.:
    Полит. литература, 1975. -213с.
    )
    Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей: по данным исследования причин и
    следствий отклонений в социальном поведении // Особый ребенок. Исследования и
    опыт помощи.- М.,1998. С.18-26.
    )
    Защита детства: институт уполномоченного по правам ребенка в Российской
    Федерации / Информационно-методическое издание. – Ижевск: ИГОО «Центр
    социальных и образовательных инициатив», 2006. – 162 с.
    )
    Ильина С.В. К проблеме влияния насилия, пережитого в детстве, на формирование
    личностных расстройств (тезисы доклада) // Международная конференция памяти
    А.Р. Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 1997.С.14-45.
    )Ильина
    С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных
    расстройств // Вопросы психологии. -1998. № 6. – С. 65 -75.
    )Каган
    В.Е. Тоталитарное сознание и ребёнок: семейное воспитание // Вопросы
    психологии. 1992. – № 2. – С.14 – 15.
    12) Кинг М.Л. Философия ненасилия: Шесть
    принципов // Антология ненасилия – М.; Бостон, 1991.С.43-53
    13)
    Киреев Г. Н. Сущность насилия – М., 1990.-110 с.
    )
    Кузнецова Л.П. Основы технологии социальной работы: учеб. пособ. – Владивосток,
    2002. – 92 с.
    )
    Ладыкова О.В. Насилие в семье // Проблемы школьного воспитания. – 2002. – № 3.
    – C.73-77.
    )
    Ладыкова О.В. О необходимости подготовки междисциплинарных команд по программе
    «Детство без насилия и жестокости» // Актуальные проблемы психологии
    образования: Материалы второй региональной научно-практической конференции. –
    Н.Новгород, 2001. С. 151-154.
    )
    Лопатина В. И. Психолого-педагогическая профилактика и реабилитация социального
    сиротства детей и подростков / В.И Лопатина: дисс. на соиск. ученой степени
    канд. психол. наук. – М., 2000.
    )
    Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвити. -М., 2007. -256 с.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *