Нужно ли сро для субподрядчиков в 2019 году?

25 ответов на вопрос “Нужно ли сро для субподрядчиков в 2019 году?”

  1. Mr.Limbo Ответить

    Продолжая ранее начатую тему членства в СРО для лиц, осуществляющих строительный контроль, юристы Ассоциации СРО «Содружество Строителей» решили уделить особое внимание понятию «технического заказчика» как родового к понятию «лицо, осуществляющее строительный контроль», поскольку не менее часто в практике работы саморегулируемой организации в области строительства приходится отвечать на вопросы, связанные с необходимостью членства в саморегулирующей организации лица, осуществляющего иные функции технического заказчика. Обобщив наиболее частые из них, мы, опять же как юристы, предлагаем следующие варианты решения (с учётом уже сложившейся практики и имеющихся правовых позиций государственных органов). Итак, начнём по порядку:


    Кто такой технический заказчик?
    Технический заказчик – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также – функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) (пункт 22 статьи 1 ГрК РФ);
    Должен ли технический заказчик быть членом всех трех саморегулируемых организаций, соответствующего профиля одновременно?
    Градостроительное законодательство не содержит прямого ответа на поставленный вопрос. В связи с чем у строительного сообщества до сих пор возникают вопросы о том, есть ли необходимость участия техзаказчика сразу в трёх СРО, а именно в строительной, проектной и изыскательской. В апреле 2018 года по запросу нашей Ассоциации СРО «Содружество строителей» Минстрой России (письмо от 10.04.2018 №14266-ТБ/02) пояснил, что застройщик вправе передать часть своих функций техническому заказчику при условии его членства в соответствующей саморегулируемой организации. Позиция нашей саморегулируемой организации состоит в том, что членство уполномоченный застройщиком технический заказчик должен иметь во всех трёх видах СРО в случае, если он одновременно, например, от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации и о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. Этот принцип в полной мере относится и к другим функциям технического заказчика, перечисленным в пункте 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: подготовка заданий на выполнение указанных видов работ, предоставление лицам, выполняющим данные работы, материалов и документов, необходимых для их выполнения, утверждение проектной документации, подписание документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
    Аналогичная правовая позиция содержится, например, в письмах Минстроя России от 17.08.2016 №26526-ОС/02 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» и от 05.09.2017 №31723-ТБ/02 «О требованиях к членам саморегулируемых организаций».
    Как соотносятся понятия «технический заказчик» и «генеральный подрядчик»?
    Для начала необходимо отметить, что в настоящее время термин «генеральный подрядчик» в тексте градостроительного кодекса нигде не упоминается, а само по себе понятие вводится пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которой «если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика».
    В строительном процессе генеральный подрядчик является исполнителем работ перед заказчиком и несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком – ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда (пункт 3 статьи 706 ГК РФ).
    В то же время ГрК РФ вводит понятие «технического заказчика» конкретно определяя его (в качестве такового может выступать исключительно юридическое лицо, которое уполномочено и действует от имени застройщика) и наделяя его вполне определенными функциями, которые он выполняет (например, заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, договоры о подготовке проектной документации, договоры о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства и т.д.). Например, застройщик вправе заключить договор генерального подряда (т.е. на фактическое выполнение работ по строительству) и договор о выполнении определённых (в части или полностью) функций технического заказчика с одной и той же строительной организацией. В этом случае строительная организация при строительстве может одновременно являться как техническим заказчиком, так и генподрядчиком строительства.
    Таким образом, резюмируя вышесказанное, по нашему мнению, термины «генеральный подрядчик» и «технический заказчик» не являются тождественными по правовому смыслу, заложенному в эти понятия.
    Как определить уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика?
    Согласно правовой позиции Минстроя России, изложенной в письме от 05.04.2018 №13789-ТБ/02 «О полномочиях саморегулируемых организаций» уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, определяется исходя из размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации или договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика.
    ГУП или МУП осуществляет функции технического заказчика. В каких случаях им необходимо членство в СРО?
    В соответствии с пунктом 1 части 2.1 статьи 47 и пунктом 1 части 4.1 статьи 48 ГрК РФ государственным и муниципальным предприятиям не требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или в области архитектурно-строительного проектирования только в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, или в случае выполнения ими функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
    В остальных случаях для выполнения работ по договорам подряда о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, а также для осуществления функций технического заказчика в силу пункта 22 статьи 1 и части 2 статьи 47 и части 4 статьи 48 ГрК РФ государственным и муниципальным предприятиям требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида. (Письмо Минстроя России от 23.08.2017 №29990-ТБ/02 «По вопросам членства в саморегулируемой организации»)
    Необходимо ли управляющей компании (УК) быть членом СРО?
    Для начала отметим, что в соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относятся, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом, принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта и выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
    В свою очередь управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
    Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентируется разделом IX ЖК РФ, частью 1 статьи 189 которого установлено, что проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
    С учётом дефиниции понятия «технический заказчик», изложенной в пункте 22 статьи 1 ГрК РФ, в случае, если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме приняло решение об использовании фонда капитального ремонта, о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме и поручило управляющей организации, которая является владельцем специального счета, проведение капитального ремонта и заключение договора строительного подряда на выполнение работ по капитальному ремонту, наделив управляющую организацию функциями технического заказчика, то такая организация обязана быть членом саморегулируемой организации соответствующего вида.
    В случае, если управляющая организация является лишь владельцем специального счета на основании принятого решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и не занимается организацией капитального ремонта общего имущества, то такой управляющей организации членство в саморегулируемой организации не требуется.
    Вышеуказанная правовая позиция изложена в письмах Минстроя России от 04.09.2018 №37059-ТБ/02 «О выполнении функции строительного контроля» и от 12.07.2018 №30605-АЧ/02 «По вопросам проведения капитального ремонта в многоквартирном доме».
    Как и ранее указывалось нами, в рамках данной публикации приведена только часть наиболее часто возникающих у представителей строительного сообщества вопросов, касающейся изложенной темы членства в СРО лица, осуществляющего функции технического заказчика, тогда как круг вопросов правового характера (даже пределах этой темы) гораздо шире, и они вполне могут быть не менее актуальными.

    К слову стоит сказать, что решение о членстве в нашей Ассоциации было принято такими компаниями, как ПАО «Ростелеком», АО «Адмиралтейские верфи», АО «МФК Лахта Центр», АО «Заслон», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «ТЗК «Северо-Запад» и другими, что, по нашему мнению, косвенно служит подтверждением правильности поддержки нами выбранных правовых позиций, в т.ч. по вопросам, исследованным в рамках данной статьи.
    Специалисты юридического отдела Ассоциации СРО «Содружество Строителей» всегда готовы оказать бесплатную консультацию по возникшим у Вас вопросам юридического характера не только строительной сферы, но и иных направлений, и тогда может быть после совместного обсуждения правильный вектор решения существующей правовой проблемы будет найден.
    Наш сайт – http://www.sodstr.ru.

  2. Beaswyn Ответить

    Продолжая ранее начатую тему членства в СРО для лиц, осуществляющих строительный контроль, юристы Ассоциации СРО «Содружество Строителей» решили уделить особое внимание понятию «технического заказчика» как родового к понятию «лицо, осуществляющее строительный контроль», поскольку не менее часто в практике работы саморегулируемой организации в области строительства приходится отвечать на вопросы, связанные с необходимостью членства в саморегулирующей организации лица, осуществляющего иные функции технического заказчика. Обобщив наиболее частые из них, мы, опять же как юристы, предлагаем следующие варианты решения (с учётом уже сложившейся практики и имеющихся правовых позиций государственных органов). Итак, начнём по порядку:


    Кто такой технический заказчик?
    Технический заказчик – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также – функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) (пункт 22 статьи 1 ГрК РФ);
    Должен ли технический заказчик быть членом всех трех саморегулируемых организаций, соответствующего профиля одновременно?
    Градостроительное законодательство не содержит прямого ответа на поставленный вопрос. В связи с чем у строительного сообщества до сих пор возникают вопросы о том, есть ли необходимость участия техзаказчика сразу в трёх СРО, а именно в строительной, проектной и изыскательской. В апреле 2018 года по запросу нашей Ассоциации СРО «Содружество строителей» Минстрой России (письмо от 10.04.2018 №14266-ТБ/02) пояснил, что застройщик вправе передать часть своих функций техническому заказчику при условии его членства в соответствующей саморегулируемой организации. Позиция нашей саморегулируемой организации состоит в том, что членство уполномоченный застройщиком технический заказчик должен иметь во всех трёх видах СРО в случае, если он одновременно, например, от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации и о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. Этот принцип в полной мере относится и к другим функциям технического заказчика, перечисленным в пункте 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: подготовка заданий на выполнение указанных видов работ, предоставление лицам, выполняющим данные работы, материалов и документов, необходимых для их выполнения, утверждение проектной документации, подписание документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
    Аналогичная правовая позиция содержится, например, в письмах Минстроя России от 17.08.2016 №26526-ОС/02 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» и от 05.09.2017 №31723-ТБ/02 «О требованиях к членам саморегулируемых организаций».
    Как соотносятся понятия «технический заказчик» и «генеральный подрядчик»?
    Для начала необходимо отметить, что в настоящее время термин «генеральный подрядчик» в тексте градостроительного кодекса нигде не упоминается, а само по себе понятие вводится пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которой «если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика».
    В строительном процессе генеральный подрядчик является исполнителем работ перед заказчиком и несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком – ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда (пункт 3 статьи 706 ГК РФ).
    В то же время ГрК РФ вводит понятие «технического заказчика» конкретно определяя его (в качестве такового может выступать исключительно юридическое лицо, которое уполномочено и действует от имени застройщика) и наделяя его вполне определенными функциями, которые он выполняет (например, заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, договоры о подготовке проектной документации, договоры о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства и т.д.). Например, застройщик вправе заключить договор генерального подряда (т.е. на фактическое выполнение работ по строительству) и договор о выполнении определённых (в части или полностью) функций технического заказчика с одной и той же строительной организацией. В этом случае строительная организация при строительстве может одновременно являться как техническим заказчиком, так и генподрядчиком строительства.
    Таким образом, резюмируя вышесказанное, по нашему мнению, термины «генеральный подрядчик» и «технический заказчик» не являются тождественными по правовому смыслу, заложенному в эти понятия.
    Как определить уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика?
    Согласно правовой позиции Минстроя России, изложенной в письме от 05.04.2018 №13789-ТБ/02 «О полномочиях саморегулируемых организаций» уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, определяется исходя из размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации или договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика.
    ГУП или МУП осуществляет функции технического заказчика. В каких случаях им необходимо членство в СРО?
    В соответствии с пунктом 1 части 2.1 статьи 47 и пунктом 1 части 4.1 статьи 48 ГрК РФ государственным и муниципальным предприятиям не требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или в области архитектурно-строительного проектирования только в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, или в случае выполнения ими функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
    В остальных случаях для выполнения работ по договорам подряда о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, а также для осуществления функций технического заказчика в силу пункта 22 статьи 1 и части 2 статьи 47 и части 4 статьи 48 ГрК РФ государственным и муниципальным предприятиям требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида. (Письмо Минстроя России от 23.08.2017 №29990-ТБ/02 «По вопросам членства в саморегулируемой организации»)
    Необходимо ли управляющей компании (УК) быть членом СРО?
    Для начала отметим, что в соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относятся, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом, принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта и выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
    В свою очередь управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
    Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентируется разделом IX ЖК РФ, частью 1 статьи 189 которого установлено, что проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
    С учётом дефиниции понятия «технический заказчик», изложенной в пункте 22 статьи 1 ГрК РФ, в случае, если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме приняло решение об использовании фонда капитального ремонта, о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме и поручило управляющей организации, которая является владельцем специального счета, проведение капитального ремонта и заключение договора строительного подряда на выполнение работ по капитальному ремонту, наделив управляющую организацию функциями технического заказчика, то такая организация обязана быть членом саморегулируемой организации соответствующего вида.
    В случае, если управляющая организация является лишь владельцем специального счета на основании принятого решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и не занимается организацией капитального ремонта общего имущества, то такой управляющей организации членство в саморегулируемой организации не требуется.
    Вышеуказанная правовая позиция изложена в письмах Минстроя России от 04.09.2018 №37059-ТБ/02 «О выполнении функции строительного контроля» и от 12.07.2018 №30605-АЧ/02 «По вопросам проведения капитального ремонта в многоквартирном доме».
    Как и ранее указывалось нами, в рамках данной публикации приведена только часть наиболее часто возникающих у представителей строительного сообщества вопросов, касающейся изложенной темы членства в СРО лица, осуществляющего функции технического заказчика, тогда как круг вопросов правового характера (даже пределах этой темы) гораздо шире, и они вполне могут быть не менее актуальными.

    К слову стоит сказать, что решение о членстве в нашей Ассоциации было принято такими компаниями, как ПАО «Ростелеком», АО «Адмиралтейские верфи», АО «МФК Лахта Центр», АО «Заслон», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «ТЗК «Северо-Запад» и другими, что, по нашему мнению, косвенно служит подтверждением правильности поддержки нами выбранных правовых позиций, в т.ч. по вопросам, исследованным в рамках данной статьи.
    Специалисты юридического отдела Ассоциации СРО «Содружество Строителей» всегда готовы оказать бесплатную консультацию по возникшим у Вас вопросам юридического характера не только строительной сферы, но и иных направлений, и тогда может быть после совместного обсуждения правильный вектор решения существующей правовой проблемы будет найден.
    Наш сайт – http://www.sodstr.ru.

  3. Blueray Ответить

    Здравствуйте Игорь.
    Субподрядчики состоять в СРО не обязаны (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52Градостроительного кодекс РФ).
    Ст.52 ч2 ГрК РФ — Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

  4. Alogos Ответить

    Кому не нужно вступать в СРО строителей:

    1. Лицам, заключающим договоры с застройщиками и техническими заказчиками если сумма по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
    2. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
    3. Коммерческим организациям, в уставных капиталах которых доля гос. и муниципальных автономных учреждений составляет более 50%.
    4. Юридическим лицам, созданным публично-правовыми образованиями (Субъекты Российской Федерации: республики, края, области и др.)
    5. Юридическим лицам, в уставных капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более 50%.
    6. Физическим лицам, осуществляющих строительство, реконструкцию, кап. ремонт индивидуального жилого дома, а также гаражей, киосков, навесов и др.
    Нужно ли проектировщику вступать в СРО по проектированию?
    Компаниям и частным лицам, заключающим договора подряда на подготовку проектной документации с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, необходимо являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования (Статья 48 Гр К РФ)
    Можно работать не вступая в СРО если:

    1. Вы -государственная и муниципальное учреждение в случае заключения вами договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, и др.
    2. Если в вашем предприятии доля гос. и муниципальных организаций составляет более 50%.
    3. Компания является юридическим лицом, созданным публично-правовыми образованиями.
    4. Юридическим лицам, в уставных капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов.
    Кому требуется членство в СРО изыскателей:

    1. ИП и Юр. лицам, заключающим договора подряда на выполнение инженерных изысканий, с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий.
    Не требуется членство в СРО:

    Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий следующим компаниям
    1. ГУПам, МУПам в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
    2. Коммерческим организациям в уставных капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов.
    3. Юридическим лицам, созданным публично-правовыми образованиями.
    4. Юр. лицам, в уставном капитале которых доля публично-правовых образований превышает 50%, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

  5. Windy Ответить

    Коллеги,
    есть неясность в толковании ст. 48 Град. К РФ в свете изменений, которые вступили в силу уже более года назад, с 01.07.17, касающиеся архитектурно-строительного проектирования и, в частности, подготовки проектной документации.
    В прежней ред. ч. 4 ст. 48 Град.К РФ работы, перечень которых утверждался Постановлением Правительства РФ, влиявшие на безопасность объектов капстроя (далее по тексту – ОКС) могли выполняться только лицами, имеющими свидетельство о допуске к таким работам, выданным СРО.
    В ред. ч. 4, действующей с 01.07.17, от видов работ, которые влияют на безопасность ОКС, ушли, заменив их лицами, которые, надо думать, также осуществляют такую деятельность, которая влияет на безопасность ОКС, это: застройщик; техзаказчик; лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения; региональный оператор. Если договор заключен с одним из названных лиц – проектную документацию может готовить только лицо, являющееся членом СРО. И далее в том же пункте последним предложением имеется такой текст: “Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций”. Здесь нужно перейти к ч. 5 ст. 48 Град.К РФ, трактующей о субъектах подготовки проектной документации, это может быть: застройщик или иное лицо, заключившее подрядный договор на подготовку проектной документации.
    Теперь сам вопрос: можно ли истолковать последнее предложение ч. 4 во взимосвязи с ч. 5 ст. 48 Град.К РФ таким образом, что если лицо не является ни застройщиком, ни техзаказчиком, ни ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, ни региональным оператором, то оно может, не будучи членом СРО, заключить договор с заказчиком, а потом, для исполнения этого договора, заключить договор с тем самым членом СРО, который эту документацию изготовит и передаст ему, а тот, первый исполнитель, в свою очередь, передаст ее во исполнение договора с конечным заказчиком?
    Или имеется риск признания договора недействительным и последующего доначисления налога на прибыль, поскольку расходы будут признаны необоснованными?

  6. Nimand Ответить


    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Генеральный подрядчик, привлекающий субподрядчиков и не выполняющий строительных работ собственными силами, обязан иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта на объектах, перечисленных в п. 33 Перечня.
    Обоснование вывода:
    Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируются Градостроительным кодексом РФ (далее – ГрК РФ), другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
    В соответствии с ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48 и ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) виды работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, а также по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
    Перечень видов работ, для выполнения которых необходимо получить свидетельство о допуске (далее – Перечень), утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624.
    В п. 33 раздела III Перечня включены работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) на объектах, перечисленных в этом пункте.
    В соответствии со ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. В строительном процессе генеральный подрядчик является исполнителем работ перед заказчиком и несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. В этом случае иметь допуск к выполняемым по договору видам строительных работ он не должен. Однако в такой ситуации подрядчик будет выступать в отношениях с заказчиком в качестве генерального подрядчика, а следовательно, он обязан иметь свидетельство о допуске на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта соответствующих объектов, выданное саморегулируемой организацией (п. 33 раздела III Перечня).
    При этом генеральный подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков, имеющих свидетельства о допуске к соответствующим работам, либо выполнять весь комплекс работ самостоятельно, но только в том случае, если он имеет свидетельства о допуске ко всем видам работ, выполняемых в рамках строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта.
    Такая позиция неоднократно высказывалась в письмах Минэкономразвития РФ (от 30.04.2010 N 17906-ИП/08; от 26.01.2012 N 1416-ДШ/08; от 06.04.2015 N Д28и-893; от 14.09.2016 N Д28и-2545; от 10.03.2016 N Д28и-643) и подтверждалась правоприменительной практикой (смотрите, например, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 N 06АП-4142/16; решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2012 N А40-73224/12-120-700; решение Управления ФАС по Республике Саха (Якутия) от 19.10.2016 N 06-864/16Т).
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Карасевич Любовь
    Ответ прошел контроль качества
    26 декабря 2016 г.
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

  7. Garg Ответить


    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    Объединение в рамках одного лота работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации само по себе не противоречит законодательству. Однако если соответствующие работы технологически и функционально не взаимосвязаны, такое объединение может быть квалифицировано как ограничивающее конкуренцию. При наличии подобных оснований заказчику целесообразно осуществить закупку данных видов работ по отдельности.
    Если контрактом допускается возможность привлечения субподрядчиков для выполнения работ по инженерным изысканиям, установление требования о членстве в СРО в области инженерных изысканий может быть признано неправомерным.
    Обоснование позиции:
    1. Прежде всего отметим, что Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) не предусмотрен порядок разработки документации о закупке. Указанным законом лишь установлены требования к содержанию такой документации*(1).
    Документация о закупке, в том числе об электронном аукционе, разрабатывается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей и с учетом требований к содержанию документации о закупке, установленных положениями Закона N 44-ФЗ.
    Закон N 44-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений относительно формирования лотов и предмета контракта, подлежащего заключению по итогам проведения закупки, регламентируя лишь правила описания объекта закупки (ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Заказчик обладает свободой в определении предмета закупки и в формировании лотов с учетом его потребностей. Однако при этом заказчик обязан учитывать основанные на положениях ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” ограничения, касающиеся возможности объединения в предмете одного контракта (в одном лоте) товаров, работ, услуг (смотрите, например, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 N 16АП-859/15). Эти ограничения связаны с запретом на включение в состав одного лота товаров (работ, услуг), технологически и функционально не связанных с товарами (работами, услугами), поставки (выполнение, оказание) которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
    Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 27.01.2017 N Д28и-308, письмо Минэкономразвития РФ от 10.01.2017 N Д28и-99, письмо Минэкономразвития РФ от 20.03.2017 N Д28и-1436).
    Понятие функциональной и технологической взаимосвязи продукции, являющейся предметом торгов, законодательством не раскрывается. Представляется, что этот вопрос и не может быть урегулирован нормами права, поскольку является в значительной степени техническим и оценочным. Разумеется, могут быть сформулированы какие-то общие критерии, позволяющие установить отсутствие (наличие) функциональной и технологической взаимосвязи между различными товарами (работами, услугами), однако в большинстве случаев этот вопрос должен разрешаться с учетом конкретных обстоятельств.
    По нашему мнению, единственным относительно объективным критерием технологического и функционального единства может выступать обоснование того, что поставка одних товаров (выполнение работ, оказание услуг) невозможна, затруднительна или, по крайней мере, экономически нецелесообразна без одновременной или последовательной поставки других товаров (выполнения работ, оказания услуг).
    Единообразная правоприменительная практика по вопросу правомерности объединения в составе одного лота (предмета контракта) работ по подготовке проектной документации и работ по выполнению инженерных изысканий на сегодняшний день не сформирована.
    По мнению Минэкономразвития России, изложенному в письме от 19.09.2016 N Д28и-2590, объединение указанных работ может повлечь ограничение конкуренции и количества участников закупки (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 20.06.2016 N Д28и-1544). Аналогичный подход можно обнаружить в правоприменительной практике территориальных органов ФАС (смотрите, например, решение УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22.06.2016 N 04-01/191-2016, решение УФАС по Сахалинской области от 21.12.2015 N 609/15).
    Вместе с тем весьма распространен подход, признающий такое объединение не противоречащим законодательству (смотрите, например, решение УФАС по Вологодской области N 04-11/330-17 (опубликовано 14.12.2017), решение ФАС от 23.05.2016 N К-804/16, решение ФАС от 27.04.2018 N ПГОЗ-083/18, решение УФАС по Пермскому краю от 29.11.2016, решение УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08.07.2016 N 04-01/215-2016, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 26.04.2018 N 06-349/18, решение УФАС по Свердловской области от 17.04.2018 N 531-З, решение УФАС по Камчатскому краю от 30.03.2018 N 21-06/88-18Ж, решение УФАС по Калужской области от 17.05.2018 N 102-03з/2018).
    В пользу последней точки зрения могут свидетельствовать положения ч. 5.2. ст. 48 ГрК РФ, согласно которой договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, также организует и координирует работы по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, технических условий.
    Однако само по себе наличие приведенной практики подтверждает существование рисков признания действий заказчика, объединившего указанные работы в предмете одного контракта, неправомерными. Согласно позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 10.11.2014 N 303-КГ14-3348, необходимость объединения разработки проектной документации с выполнением инженерных изысканий должна быть доказана заказчиком работ (услуг)*(2).
    Поэтому мы полагаем, что в отсутствие оснований, которые бы однозначно свидетельствовали о технологической и функциональной взаимосвязи упомянутых в вопросе работ, заказчику целесообразно осуществлять соответствующие закупки не в рамках единого лота.
    2. В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ с учетом положений ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий или подготовке проектной документации заказчик по общему правилу обязан установить требование о необходимости членства участника закупки в СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности*(3).
    Согласно позиции Минстроя России, изложенной в письме от 30.01.2018 N 2890-ХМ/08 и письме от 15.01.2018 N 834-ТБ/02, если предметом договора подряда, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должно быть одновременно членом двух СРО – в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования.
    Аналогичный подход представлен в правоприменительной практике контролирующих органов (смотрите, например, решение УФАС по Республике Бурятия от 21.05.2018 N 04-50/258-2018, решение УФАС по Калининградской области от 28.04.2016 N КС-100/2016, решение УФАС по Иркутской области от 15.05.2018 N 573/18, решение УФАС по Ставропольскому краю от 22.05.2018 N 781, решение УФАС по Камчатскому краю от 30.05.2018 N 21-06/88-18Ж)
    Однако имеется и противоположная практика. Так, учитывая положения ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ, позволяющие проектировщику выполнять лишь функции по организации инженерных изысканий, в совокупности с условиями контрактов, контролирующие органы приходят к выводу, что представление выписки из реестра членов СРО по каждому из данных видов работ является необходимым в случае, если участник аукциона предполагает выполнение соответствующих видов работ самостоятельно. Если же условиями контракта предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков, предъявление требования о членстве участника в двух СРО (в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования) неправомерно, так как в таком случае генеральный проектировщик, не являющийся членом СРО в области инженерных изысканий, может привлечь к выполнению таких работ иных лиц, являющихся членами СРО в области инженерных изысканий (смотрите, например, решение УФАС по Республике Карелия от 10.05.2018 N 04-18/91-2018, решение УФАС по Республике Карелия от 01.06.2018 N 04-18/125-2018, решение УФАС по Новгородской области от 02.03.2017 N 1176/03, решение УФАС по Кемеровской области от 28.12.2016 N 800/3-2016, решение УФАС по Мурманской области от 21.05.2018 N 06-10/18-117, решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 12.03.2018 03/ПА, решение УФАС по Владимирской области от 06.10.2017 N Г 1002-04/2017). Аналогичная по сути позиция изложена в постановлении АС Центрального округа от 18.04.2016 N Ф10-1112/16 по делу N А48-4464/2015 (смотрите также постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 N 13АП-7622/18).
    Таким образом, если условиями контракта предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков для выполнения работ по инженерным изысканиям, установление требования о членстве участника закупки в СРО в области инженерных изысканий может быть признано неправомерным.
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Верхова Надежда
    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Александров Алексей
    15 июня 2018 г.
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
    ————————————————————————
    *(1) Подробнее об этом смотрите: Энциклопедия решений. Документация об электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ.
    *(2) Несмотря на то что позиция суда, изложенная в указанном определении, касается вопросов применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, полагаем, она актуальна и рассматриваемом случае.
    *(3) Подробнее об этом смотрите:
    – Энциклопедия решений. Требование к участнику закупки по Закону N 44-ФЗ о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством;
    – Вопрос: С 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного СРО. Лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, или региональным оператором, если оно является членом СРО. Каким образом заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2017 г.).

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *