Обмирщение культуры в 17 веке что это такое?

15 ответов на вопрос “Обмирщение культуры в 17 веке что это такое?”

  1. Viktor19940309 Ответить

    Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).
    В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии … до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.
    В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.
    Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

    Литература

    В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.
    Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.
    Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).
    Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

    Театр

    Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.
    В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

    Архитектура

    Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем.
    Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»).
    Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.
    В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польсколитовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.
    Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.
    Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.
    В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

    Живопись

    Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.
    Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

  2. CyberTmT Ответить

    В живописи также произошли перемены. Процесс обмирщения культуры затронул и эту сферу, о чём уже шла речь выше. Следует прибавить то, что некоторые изменения коснулись иконописи. Наряду с традиционным каноническим письмом, художники стали использовать достижения западноевропейского искусства. Например, фряжский стиль. Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата. А самым известным автором-иконописцем был Симон Ушаков.

    Строительство

    Перемены столетия затронули и такие области культуры, как архитектура и театр. В XVII веке возобновилось прерванное после событий смутного времени каменное строительство. Запретили возводить церкви в шатровом стиле, так как он отличался от византийского. Храмы строились с пятью куполами в луковичной форме. Появился новый стиль: так называемое нарышкинское барокко. Его особенностью стало использование красного и белого цветов, а также богатство украшений. Обмирщение русской культуры в рассматриваемое время проявилось в том, что увеличилось гражданское строительство. Наиболее известными памятниками являются Теремной дворец в Кремле, купеческие палаты и другие постройки.

    Новая мода

    Принципиальное изменение стиля во внешнем виде принято относить ко времени правления Петра Алексеевича. Он в довольно резкой и эксцентричной форме заставлял своих приближенных и всех дворян носить западноевропейское платье, брить бороды, а дам обязал одеваться в пышные наряды, которые были в ходу у иноземных модниц. Однако одежда 17 века уже претерпела некоторые изменения. Так, при дворе предшественников первого императора уже можно было увидеть дворян в немецких костюмах. Вышеупомянутый Голицын также придерживался западноевропейской моды.

    Значение периода

    История русской культуры условно включает в себя несколько этапов: древний период, княжеский, Средневековую Русь, новое время, XIX век, советский и современный этап. В перечне изучаемый век занимает особое место, так как он стал подготовительным этапом для коренных преобразований Петра I. В это время сложились предпосылки для утверждения светского знания в науке и культуре. Некоторые исследователи даже склонны видеть распространение просветительских идей в нашей стране. Обмирщение русской культуры в 17 веке коснулось всех областей жизни. И в этом состоит её принципиальное отличие от искусства всего предшествующего времени, когда заимствования западноевропейских достижений и новинок носило спорадический характер, а светское знание было развито крайне слабо.

    Место в общеевропейском развитии

    Культуры мира при всём своём многообразии тем не менее имеют одну общую генеральную линию изменений. В самом начале возникновения они отличаются глубокой религиозностью. Вера проникает во все сферы жизни общества и определяет их особенности. Но постепенно в искусство и общественное сознание просачивается светское знание, которое меняет мировоззрение людей. При сохранении господствующей религии мастера начинают проявлять бо́льший интерес к человеческой личности, мирским заботам.
    В этом отношении культура и быт 17 века в России прошли тот же путь развития, что и западноевропейские страны. Впрочем, в нашем государстве религиозное сознание по-прежнему во многом определяло общественно-политическую и культурную жизнь. Дело в том, что в странах Западной Европы светское знание начало распространяться уже в XII-XIII веках. А в нашей державе только в рассматриваемый период. В связи с этим религия и в последующие столетия занимала видное место в жизни общества.

    Отношения с Западом

    В рассматриваемое время расширились связи России с Европой. Иностранные мастера стали играть большую роль в культурном развитии нашей страны. Например, братья-греки основали знаменитую Славяно-греко-латинскую академию. Симеон Полоцкий, белорус по происхождению, сыграл большую роль в распространении просвещения при царском дворе. Он способствовал развитию художественной литературы и поэзии.
    В это же столетие наша страна стала играть заметную роль на международной арене, вступая в коалиции западноевропейских государств. Например, Россия приняла участие в Тридцатилетней войне. Всё это не могло не сказаться и на внутриполитической жизни страны, которая почувствовала себя частью европейского пространства. Перемены в мировоззрении отобразились не только на культурно-образовательной политике, но и в быту. И даже одежда 17 века свидетельствовала о том, что образованные круги общества почувствовала живой интерес к своим соседям.

    Традиционность культуры

    Несмотря на все вышеперечисленные достижения, российское искусство оставалось достаточно консервативным. Хотя многие переняли достижения западноевропейских стран, значительная часть общества тем не менее крайне отрицательно отнеслась к отечественным новаторствам и различным иноземным новинкам. Неудивительно, что петровские реформы были восприняты как нечто инородное и чуждое русскому духу. Поэтому в этом смысле об обмирщении культуры следует говорить с оговорками и очень осторожно.
    Те изменения, которые произошли в обществе, несомненно, дают основание назвать этот этап особым, важным периодом в развитии. Однако не следует сбрасывать со счетов то обстоятельство, что во многом российская культура сохранила свои традиционные, присущие только ей черты. В первую очередь это, разумеется, касается людского мировоззрения. Переняв одежду, моду, многие круги общества тем не менее оставались верны старинным обычаям, традициям, привычкам. Это особенно отчётливо стало заметно в годы правления Петра I. Царю пришлось столкнуться с боярской оппозицией, что не желала принять его нововведения. Вместе с тем первый император нашёл себе опору среди тех, кто придерживался курса на сближение с Западной Европой.

  3. Cayene Ответить

    Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля. В иконописи первой половины XVII в. продолжала господствовать «Строгановская школа», мастера которой (Прокопий Чирин) все свое искусство посвящали тщательному и технически совершенному исполнению канонов. Во второй половины XVII в. заметным явлением становится живопись Симона Ушакова, в которой уже проявляются реалистические тенденции: он пишет иконы с учетом анатомического строения лица, используя светотень и перспективу. («Спас Нерукотворный»). Новые черты живописного искусства проявились и в парсунах – портретах реальных лиц (царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного Петра I), выполненных в иконописной манере.
    Раздел 7. Россия при Петре I
    Во второй половине XVII в. становятся очевидными многочисленные проблемы, для решения которых необходимо было провести комплекс глобальных преобразований Российского общества. Эти проблемы и стали причинами Петровской модернизации. Под модернизацией, в этом смысле, принято понимать коренное обновление всех сторон жизни общества с целью преодоления отставания от передовых стран Запада.
    Причины Петровской модернизации:
    1. Отсутствие у России выхода к морям. Это препятствует успешному ведению войн и внешней торговли. У России есть только один морской порт – Архангельск, акватория которого большую часть года несудоходна.
    2. Культурная изоляция России от стран Запада приводит к застою в духовном развитии страны.
    3. Стремительно нарастающее экономическое отставание России от передовых стран Запада.
    4. Отсутствие у России регулярной армии и флота. Возникает угроза частичной колонизации со стороны Швеции.
    5. Дальнейшее укрепление абсолютизма требовало глобальных изменений в политической системе.
    1676-1682 гг. – правление старшего сына Алексея Михайловича Федора. При нем введено подворное обложение (налоги взимаются со «двора», а не с «сохи»), и уничтожено местничество.
    1682 г. – в России возникает кризис власти. Ввиду явной недееспособности родного брата покойного царя 16-летнего Ивана (сына Алексея Михайловича от первой жены – Марии Милославской), на престол был посажен сводный брат Федора 10-летний Петр Алексеевич (сын Натальи Кирилловны Нарышкиной). В мае 1682 г. Милославские во главе с царевной Софьей Алексеевной (тоже Милославской), спровоцировали стрелецкое восстание (Хованщина) и посадили на престол Ивана V Алексеевича (умер в 1696 г.), ставшего соправителем Петра. Фактическими правителями при этом стали Софья и ее фаворит князь В.В. Голицын.
    Малолетний Петр был отправлен в ссылку в село Преображенское, где в военных играх и общении с иностранцами из Немецкой слободы прошли его детство и юность. Именно в это время вокруг царя начинает складываться кружок единомышленников, видное место среди которых занимали А.Ф. Меншиков, Ф. Лефорт, Ф.А. Головин, Ф.М. Апраксин (первый русский адмирал).
    К 1689 г. политическая ситуация в стране начинает обостряться (этому способствовали неудачные Крымские походы Голицына 1687 и 1689 гг., подорвавшие авторитет Софьи). Воспользовавшись удачным моментом, Петр в том же году становится фактически единоличным правителем России и приступает к подготовке проекта преобразований. Их осуществление началось, когда в 1696 г., после смерти Ивана V, Петр стал официально единоличным правителем.

  4. speed_j Ответить

    В русской культуре XVII в. прослеживаются черты перехода от средневековья к Новому времени. Главная особенность культуры этого периода состояла в усилившемся процессе ее обмирщения, т. е. освобождения от церковного влияния. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается печатное дело. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура, имевшая дело не с живыми людьми, а с носителями либо добра, либо зла. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.
    Самые выразительные новшества прослеживаются в литературе. Если литературные герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия сковывала божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных начинаниях.
    ЛИТЕРАТУРА
    Герои литературы XVII в. начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не обрела альтернативы им.
    В литературе XVII в. утвердились два течения: панегирическое, феодально-охранительное и народно-обличительное. Самым крупным представителем первого течения был Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, уроженец Полоцка и потому именовавшийся в Москве Симеоном Полоцким. Образование он получил в Киево-Могилянской академии, а затем в Виленской академии, после окончания которой принял монашеский сан. О себе он писал: «Ума излишком, аже негде девати,– купи кто хочет! А я рад продати». Покупателем оказался Алексей Михайлович, которому приглянулись стихи, сочиненные Полоцким в его честь во время пребывания в Полоцке. В 1661 г. Симеон переехал в Москву, где стал учителем царевичей Алексея и Федора и царевны Софьи. Расцвет поэтического дарования Симеона Полоцкого падает на годы его пребывания в России. Его жизненный путь являет выразительный пример близости культур двух народов и их взаимной тяги друг к другу.
    С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров — поэзии и драматургии. Он был первым в стране придворным поэтом-одописцем, сочинявшим тяжеловесные силлабические стихи. В сочинениях Полоцкого господствуют панегирические тона, идеализировавшие самодержавие и царя Алексея Михайловича. Его же перу принадлежат оригинальные пьесы на русском языке «О Новходоносоре царе» и «Комедия притча о блудном сыне». В новую форму автор вложил традиционное содержание: младший сын в отличие от старшего, проявлявшего покорность родительской воле, не пожелал «в отчинной стране юность погубите» и отправился странствовать, превратился в блудного сына, испившего много горя. Он возвращается в отчий дом, убежденный в необходимости слушаться старших. Полоцкий известен не только как поэт и драматург, но и как публицист. Он сторонник самодержавия. Только оно, по его мнению, способно успешно решать внешнеполитические задачи и «утоляти» мятежи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их породой, а рационалистическим принципом: знанием, моральным авторитетом, заслугами.
    Оценка самодержавия как самой лучшей политической системы обрела наиболее полное обоснование в сочинениях Крижанича. Хорват Юрий Крижанич, прибывший в Россию в 1659 г. и написавший ряд трактатов, среди которых важнейший «Политика», отдавал предпочтение «самовладству», потому что только с ним он связывал справедливое правление, обеспечивавшее стране покой и согласие народа, а также возможность без проволочек исправлять промахи. Но порядок и гармонию способен обеспечить только мудрый царь. Крижанич выступал за объединение славянских народов.
    Крижанич, как и Полоцкий, не осуждал крепостнических порядков, но оговаривался, что надлежит ограничить аппетиты помещиков. При неумеренных тяготах хозяйство крестьянина придет в упадок, и он утратит тяглоспособность. Отсюда проистекала убежденность обоих мыслителей в необходимости установить умеренный уровень феодальной эксплуатации.
    Народно-обличительную литературу представляет «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум — талантливый писатель-полемист, основоположник биографического жанра. Если герои житийной литературы наделены мифическими добродетелями и выступают безукоризненными подвижниками, то в «Житии» Аввакум Петрович выглядит реальной личностью с достоинствами и недостатками. «Житие» — остросюжетное полемическое сочинение, его автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия. Во всех поступках вождя старообрядчества четко прослеживается его неприятие новизны, науки и всего, что шло из Западной Европы. Язык «Жития» прост, динамичен, рассчитан на широкую аудиторию, которую автор намерен склонить на свою сторону. Аввакум содействовал обогащению литературного языка элементами живой народной речи.
    Содержание так называемых бытовых повестей XVII в. обнаруживает две тенденции: с одной стороны, герои пытаются вырваться из оков церковности; с другой стороны, попытки героя выйти из рамок житейской мудрости Домостроя заканчиваются полным крахом. Патриархальные устои хотя и высмеиваются, но герои не могут их преодолеть.
    Темой «Повести о Горе-Злочастии» является судьба молодца, не внявшего родительским советам и поплатившегося за это нищетой. Мытарства героя заканчиваются тем, что он оказывается в монастырской келье. В отличие от предшествующего времени келья уже не умиляет героя, жизнь в ней равнозначна самоубийству. В повести раскрыт образ человека, его внутренний мир и трагические переживания.
    В «Повести о Савве Грудцыне» фигурируют реальные исторические личности и определенная географическая среда, чем создается видимость подлинности рассказанной истории. Герои повести–богатые купцы Грудцыны-Усовы, торговавшие по городам Волги и Камы. В основу сюжета положены похождения купеческого сына Саввы Грудцына, отправленного отцом по торговым делам в Соль Камскую: беспутный сын предался разврату, продал душу дьяволу, затем попал в солдаты, участвовал в Смоленском походе, освободился от дьявола с помощью казанской иконы Богоматери и оказался в монастыре, где и закончил свою жизнь.
    Примечательны сатирические произведения с пародиями на неправый суд, беспутную жизнь монахов, бесправие простого человека и т. д. Повесть о «Шемякиной суде» рассказывает о разбирательстве в суде конфликта между двумя братьями, один из которых был богатым, а другой бедным. Богач дал своему брату лошадь и сани, чтобы тот вывез из леса дрова, но пожалел дать сбрую. Бедняк привязал сани за хвост лошади, хвост оборвался, и богач через суд затребовал от брата возвращения лошади с хвостом. Бедняк во время суда многозначительно показывал из-за пазухи судье Шемяке сверток, давая понять, что его ожидает богатый посул. Это и определило поведение Шемяки — он решил дело в пользу бедняка. На поверку оказалось, что в платок был завернут простой камень. Выражение «Шемякин суд» стало нарицательным для характеристики продажности и беспринципности судей.
    «Повесть о Ерше Ершовиче» тоже пародирует судебные порядки, предусмотренные Уложением 1649 г. Герои повести — рыбы Ростовского озера: здесь и рыбы-господа Осетр, Белуга и Белая рыбица, сын боярский Лещ, приставы Окунь и Налим, свидетель Сельдь, судья Сом усатый, подьячий Вьюн и прочие представители рыбного царства. Выиграть процесс мелкой рыбешке Ершу у сына боярского Леща оказалось не под силу, Ерша суд признал виновным. Повесть заканчивается словами: «Плюнул Ерш судьям в глаза и скопил в хворост: только того Ерша и видели». Повесть «Калязинская челобитная» высмеивает быт монахов Калязинского монастыря, прославившегося распутной жизнью.
    Монастырская братия озабочена не молитвами, а наличием в достатке пива и вина. Мечта монахов состояла в том, чтобы иметь такого архимандрита, «который бы с нами горазд лежа вино да пиво пить, а в церковь не ходить, а нас бы не томить».

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *