Определение что такое полонез в музыке определение?

15 ответов на вопрос “Определение что такое полонез в музыке определение?”

  1. caraburgut Ответить

    Значения в других словарях

    Полонез —
    См. Полака.
    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
    полонез —
    ПОЛОНЕЗ а, м. polonaise. 1. Торжественный бальный танец-шествие, происшедший от польского народного танца. БАС-1. Особенность полонеза — корпус танцующих слегка повернут к партнеру…
    Словарь галлицизмов русского языка
    полонез —
    Полонеза, м. [фр. polonaise – польский]. Старинный польский торжественный танец. || Музыкальная пьеса в такте и характере этого танца.
    Большой словарь иностранных слов
    полонез —
    орф. полонез, -а
    Орфографический словарь Лопатина
    полонез —
    Полон/е́з/.
    Морфемно-орфографический словарь
    полонез —
    полоне́з “вид танца”. Из франц. роlоnаisе (то же) от роlоnаis “польский”. Ср. мазу́рка, краковя́к.
    Этимологический словарь Макса Фасмера
    Полонез —
    (франц. polonaise, от polonais — польский) 1) торжественный бальный танец-шествие. Музыкальный размер 3/4. В своих истоках — народного происхождения. С 16 в. стал придворным танцем во Франции и др. европейских странах. Образцы…
    Большая советская энциклопедия
    Полонез —
    (польск.) — во второй половине 18 в. верхнее распашное платье с подобранным в виде полукружий подолом, из-под которого видна была нижняя юбка; лиф плотно прилегающий. диапазон этих платьев был очень велик: от парадного до интимного.
    Энциклопедия моды и одежды
    полонез —
    Полонез, полонезы, полонеза, полонезов, полонезу, полонезам, полонез, полонезы, полонезом, полонезами, полонезе, полонезах
    Грамматический словарь Зализняка
    ПОЛОНЕЗ —
    ПОЛОНЕЗ (от франц. danse polonaise — польский танец) — бальный танец-шествие. Истоки в народном польском танце. Был придворным во Франции и в других странах. Музыкальный размер 3/4. Как музыкальный жанр известен с 17 в. Широкое развитие полонез получил в творчестве Ф. Шопена и других композиторов.
    Большой энциклопедический словарь
    полонез —
    сущ., кол-во синонимов: 2 польский 6 танец 264
    Словарь синонимов русского языка
    полонез —
    -а, м. 1. Торжественный бальный танец трехдольного размера, а также музыка к этому танцу. Большинство — приглашенных протискивались в первые ряды, чтобы получше разглядеть традиционный полонез, которым открывался бал. Игнатьев, Пятьдесят лет в строю.
    Малый академический словарь
    полонез —
    ПОЛОНЕЗ [нэ], -а; м. Торжественный бальный танец-шествие трёхдольного размера, происшедший от польского народного танца. Торжественный, традиционный п. Танцевать п. Открыть бал полонезом. // Музыка такого танца. Звуки полонеза.
    Толковый словарь Кузнецова
    полонез —
    ПОЛОНЕЗ [нэ], а, м. Польский торжественный танец-шествие, а также музыка в ритме этого танца.
    Толковый словарь Ожегова
    полонез —
    полонез , -а
    Орфографический словарь. Одно Н или два?
    полонез —
    полонез м. 1. Торжественный бальный танец-шествие, происшедший от польского народного танца. 2. Музыка к такому танцу. 3. Музыкальное произведение в ритме такого танца.
    Толковый словарь Ефремовой
    полонез —
    (от франц. danse polonaise, польский танец), польский медленный, торжественный танец; широко распространён у народов Европы.
    Этнографический словарь
    полонез —
    Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где polonaise — производное от Polonais «поляки». Полонез буквально — «польский» (танец). Ср. русская, венгерка, лезгинка (пляски).
    Этимологический словарь Шанского
    полонез —
    Это название танца было заимствовано из французского, где polonaise (от Polonais – “поляки”) буквально означает “польский танец”.
    Этимологический словарь Крылова
    полонез —
    Гарнир из панировочных сухарей, петрушки и яиц, сваренных вкрутую ***
    Кулинарный словарь

  2. deVolga Ответить

    полонез
    Полонез
    Полоне́з (, , от  — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника.
    Википедия
    полонез
    м.
    1.Торжественный бальный танец-шествие, происшедший от польского народного танца.
    2.Музыка к такому танцу.
    3.Музыкальное произведение в ритме такого танца.
    Большой современный толковый словарь русского языка
    полонез
    ( фр. polonaise польский)
    1) старинный польский торжественный танец-шествие, получивший широкое распространение в Европе в 18 в.; муз. размер – 3/4;
    2) муз. произведение в ритме этого танца.
    Новый словарь иностранных слов
    полонез
    м.
    1) Торжественный бальный танец-шествие, происшедший от польского народного танца.
    2) Музыка к такому танцу.
    3) Музыкальное произведение в ритме такого танца.
    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
    полонез
    [
    1. старинный польский торжественный танец-шествие, получивший широкое распространение в европе в 18 в.; муз. размер – 3/4;
    2. муз. произведение в ритме этого танца.
    Словарь иностранных выражений
    полонез
    полон`ез, -а
    Словарь русского языка Лопатина
    полонез
    ! польский торжественный танец-шествие полонез польский торжественный танец-шествие, а также музыка в ритме этого танца
    Словарь русского языка Ожегова
    полонез
    (от франц. danse polonaise – польский танец), бальный танец-шествие. Истоки в народном польском танце. Был придворным во Франции и в других странах. Музыкальный размер 3/
    4. Как музыкальный жанр известен с 17 в. Широкое развитие полонез получил в творчестве Ф. Шопена и других композиторов.
    Современный толковый словарь, БСЭ
    полонез
    полонез м.
    1) Торжественный бальный танец-шествие, происшедший от польского народного танца.
    2) Музыка к такому танцу.
    3) Музыкальное произведение в ритме такого танца.
    Толковый словарь Ефремовой
    полонез
    (франц. polonaise, от polonais – польский),
    1) торжественный бальный танец-шествие. Музыкальный размер 3/
    4. В своих истоках – народного происхождения. С 16 в. стал придворным танцем во Франции и др. европейских странах. Образцы П. встречаются в сюитах и партитах И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, в произведениях В. А. Моцарта, Л. Бетховена, К. М. Вебера, Ф. Шуберта. Широкое развитие этот музыкальный жанр получил в творчестве Ф. Шопена. П. писали М. К. Огиньский, О. А. Козловский, К. Курпиньский, Г. Венявский, З. Носковский, Л. Ружицкий и др. В опере П. использован М. И. Глинкой, Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским и др.
    2) Торжественная инструментально-хоровая песня-танец. Музыкальный размер 3/
    4. Композитор Козловский писал П. главным образом на тексты Г. Р. Державина, в том числе ‘Гром победы, раздавайся’.
    Большая советская энциклопедия, БСЭ
    полонез
    полонез, -а
    Полный орфографический словарь русского языка
    полонез
    популярный в XVIII-XIX веках в Европе торжественный бальный танец шествие, происшедший от польского народного танца инструментальная пьеса в ритме этого танца верхняя часть платья, а также само платье строгой формы с цельнокроеной спинкой или цельнокроеным передом (в зависимости от застёжки), доходящее примерно до колен и надеваемое поверх юбки
    Викисловарь

  3. Elivagar Ответить

    История возникновения
    Историки многие десятилетия пытались найти истоки происхождения полонеза. Существовало несколько основных гипотез:
    1. Это парадный танец, впервые исполненный в 1574 году для ступившего на трон короля Польши Генри III.
    2. Полонез – танец французский, так как именно с этого языка осуществляется перевод его названия.
    3. Танец может иметь испано-арабское происхождение.
    4. Это танец родился в Познаньском регионе Польши.
    Однако, по самой распространенной версии, полонез возник как свадебный танец приблизительно в XV веке и назывался «ходзонный», то есть «вышагиваемый» и постепенно стал непременным атрибутом на народных празднествах. Обычно он торжественно открывал и закрывал праздник.
    В среду шляхтичей, а затем и в замки магнатов, ходзонный танец пришел только в XVI веке, став еще пышнее церемониальнее.
    Вероятно, со временем, именно этот танец и был представлен для торжеств и церемоний во время избрания королем Генриха Валуа (впоследствии французский король Генрих III). Его описывали как торжественное шествие, и назывался он «Танец Великий». Возможно, именно этот танец ближе всего по характеру исполнения похож на полонез, ставший известным и популярным лишь в начале XVIII века.
    Как официальный танец торжественных мероприятий на балах-приемах, свадьбах и других церемониях, полонез прочно вошел в привилегированное общество. Полонезы начали писать многие композиторы, а самому танцу стал присущ особенный ритм, акцентированный на первой четверти.
    Со временем полонез изменялся и в итоге перестал быть простым шествием – теперь танец включал и фигуры. Обычно фигуры (движения) предлагала первая пара в шествии, а остальные должны были их повторять.
    Считалось неприемлемым исполнять этот танец в паре законным супругам – хозяевам приема. Обычно хозяин дома приглашал самую именитую гостью, а хозяйка – самого важного гостя. Присутствие императорской четы на торжестве делало обязательным их танец с хозяевами дома: первая пара – император и хозяйка праздника, вторая пара – императрица с хозяином.
    Полонез был наиболее распространен в Европе, а в США, например, исполнялся гранд-марш, в котором фигуры были очень похожи, но имели бравурное и «военизированное» исполнением в отличие от помпезного полонеза.
    На сегодняшний день полонез не является «живым» танцем. Он исполняется лишь в исторических постановках, стилизациях или на торжественных мероприятиях, проводимых высокопоставленными особами.

    Что такое полонез?
    Базовые движения полонеза – это шаги, исполняемые в определенной последовательности. Партнеры делают внешней по отношению друг к другу ногой шаг на носок, затем также внутренней, третий шаг – внешней ногой на стопу. Получается базовое движение: полупальцы, полупальцы, стопа. На первом счете традиционно делается плие (легкое приседание), а дальнейшее движение происходит в распрямленной фигуре с развернутыми плечами с гордой и величавой осанкой.
    Танец имеет музыкальный размер — 3/4.
    Основные фигуры
    Променад
    Одна из базовых фигур, в которой все танцующие осуществляют движение вслед за первой парой против часовой стрелки.
    Колонна
    При повороте первой пары налево к началу зала, все остальные вслед выстраиваются колонной.
    Фонтан
    Фигура предполагает расхождение партнеров в противоположные стороны и шествие по полукругу в конец зала. Каждая последующая пара расходится именно в том месте, где это сделала первая пара.
    Обход дамы
    Это фигура, в которой партнерша делает четыре шага против часовой стрелки, обходя кавалера, стоящего на одном колене.
    Кроме названных фигур существуют также коридор, веер, шеен, звездочки и др.
    Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!

  4. shadowsdaudark Ответить

    Обзорная статья об одном из популярнейших танцев ХІХ века.
    Последние изменения: 01.10.2009
    Автор: Евгения Соленикова (Йоко)
    Это — один из танцев, покоривших весь мир.
    Практически в любое время и в любой стране он был, прежде всего, торжественным шествием. Уже название – «Полонез, Польский» отправляет нас к Польше как его родине. Однако в течение многих лет и десятилетий ученые бились над загадкой происхождения полонеза.
    Существовало множество гипотез:
    – что этот танец впервые был представлен на параде в честь нового короля Польши Генри III в Анжу в 1574 г.;
    – что танец французский по своему происхождению, и поэтому он называется по-французски Полонез;
    – что этот танец испано-арабского происхождения;
    – что это родной танец Познаньского региона (1).
    Для того чтобы разобраться в этом запутанном вопросе, придется отправиться в глубь веков. Первые танцы с общим названием «Польские танцы» известны 1544 г., но интересно отметить, что так их называют только иностранные источники, в самой Польше таких названий не известно (2). А в самой Польше типичные «польские танцы» в начале XVIII в. называются венгерскими – исследователи считают, что такое название осталось в наследство от эпохи Стефана Батория, который был по происхождению венгром. В целом же для танцев XVI-XVII вв. в польско-венгерском регионе характерны следующие черты: это были прецессионные танцы, исполнявшиеся под музыку в ритме 2/4 (более поздний полонез имел ритм 3/4) (3).
    И только в начале XVIII в., под влиянием французских танцев, в Польшу пришла мода на ритмы в ¾ (4). Одним из танцев XVII в., явно являющимся предком полонеза был «Танец Великий», описанный как торжественное шествие – по характеру он очень напоминал полонез в том виде, в котором он будет известен в начале XVIII в (5).
    Т.о. полонез, «танец Польский», несомненно, сложился в Польше, но процесс его сложения занял очень большое время.
    Однако сразу стоит сказать о терминах: название «полонез» столь привычное для нашего уха, было распространено в XIX-м веке и, частично (с другой французской орфографией) – в XVIII-м. В самой Польше в к.XVII – XVIII-м вв. танец, который мы идентифицируем как полонез, назывался церемониальным или стародавним, а термин «Taniec polski» активно распространяется с 1735 г. (6).
    По мнению авторов XIX в. истинный старопольский вариант танца «танцевался только мужчинами и приобрел черты уверенной, спокойной, воинственной горделивости «… не скоро, но важно танцовать его следует» (7). И если относительно чисто мужского исполнения танца Петровский ошибался, то характер «Танца польского» он передал абсолютно верно: это был торжественный танец, выражавший рыцарские идеалы шляхты: уверенность в своих силах, восхищение своей прекрасной дамой, независимость, горделивость. Отличался он и своеобразным стилем исполнения шагов (8).
    Этот танец, стиль которого шляхта заимствовала в народной культуре, будучи вынесенным в высший свет, не мог не испытать на себе влияние придворных танцев. И больше всего заимствований пришло в него из куранты, которая в Польше танцевалась тоже как шествие многих пар, и менуэта, с его восхищением красотой Дамы и грациозными взаимоотношениями в паре (9).
    Танец Польский начал распространяться по Европе после того, как в 1711 г. Станислав Лещинский, польский король, станцевал его в Стокгольме (10). Распространению танца способствовал политический строй Польши – короли там не получали трон по наследству, но выбирались шляхтой, и зачастую не оставляли своих прежних земель, правя двумя территориями, и способствуя переносу культурных явлений из одной в другую.
    В начале XVIII в. танец пришел и в Германию, где его, как и мазурку, любил и приветствовал император Август. Не смотря на общий барочный характер движений немецкого полонеза, в нем проявились черты шага, сохранившегося на протяжении веков: плие и движение вниз на первом шаге, и вверх — на оставшихся двух. Надо отметить, что немецкий полонез был весьма близок к общеевропейским тенденциям, а вот в России этот танец несколько отличался от своего западного собрата (11). По сути, па полонеза, описанное в 1722 г. немецким танцмейстером Готфридом Таубертом было модифицированным па-де-бурре (12). Кроме этого о характере Танца Польского в первой трети XVIII в. мало что известно — по-видимому, это был достаточно простой танец, шествие, где место первой пары было очень почетным. И, в отличие от последующих периодов, исполнялся не столько под инструментальную музыку, сколько под пение (13).
    В течение последующих тридцати лет Танец Польский занял очень прочное положение как на польских балах, так и на балах сопредельных стран — например, Германии и России. Он воспринимался как танец торжества, поэтому был обязательным на свадьбах, балах-приемах и в других официальных танцевальных мероприятиях. Изменилась и его музыка: прежде всего от вокального сопровождения она перешла к обязательному инструментальному. Многие композиторы начали писать полонезы, и в этом танце сложился особый ритм, с акцентом на первой четверти, с использованием как мажора, так и минора (14). Сам танец в это время танцевался по кругу, наподобие марша, и за вечер к нему возвращались неоднократно.
    В последней трети XVIII века в Польше прошла под знаком разделов Царства Польского и потери независимости. И полонез в этих условиях воспринимался как национальный танец, символ Родины, и поэтому к нему обратились многие композиторы-романтики (15). С их помощью полонез стал одной из самых популярных форм в европейской музыке (фактически был вторым после менуэта по частоте публикаций в музыкальных сборниках Лейпцига, Дрездена, Ганновера (16) ), сложилась форма полонеза как музыкального произведения, созданного для концертного исполнения, а не для сопровождения танца. Если же говорить о стиле танца, то на него очень сильно влияние оказывала “французская” мода, господствовавшая в это время в польском обществе (да и не только в польском). Если шляхта начала-середины XVIII века еще активно носила национальные одежды и исполняла танцы в “народном” стиле, то их сыновья и дочери предпочитали европейское платье, европейские танцы. Поэтому в последней трети XVIII века опять усилилось влияние на полонез менуэта, в результате чего характер полонеза приобрел грациозность, утонченность и импозантность, свойственную придворным танцам этого времени. Третьим важным изменением в полонезе в это время было то, что танец проник на сцену и в сценическое искусство (17). Кроме того, именно в это время в немецких источниках появилось название “полонез”.
    В начале XIX века музыка полонеза получила свое дальнейшее развитие. Теперь его писали в эмоциональных и меланхолических тонах, а не в бравурных, как раньше. В это же время окончательно складывается характер полонеза как торжественного шествия, “короля маршей”(18) , открывающего танца бала. Во многом это было обусловлено тем, что именно таким полонез был в России, а Россия диктовала танцевальную моду сопредельным странам. Полонез был известен в это время в России, Польше, Германии, Франции, дошел (правда, скорее как танцевальная экзотика) даже до Англии (19). Собственно, в дальнейшем полонез существовал (и существует ныне) в одной исключительной форме – торжественного шествия, открывавшего бал. Менялся только характер исполнения: в начале века авторы описывают его как “уланский”: элегантный, стремительный, с вытанцовыванием кавалерами каждого шага, в чем-то даже лихой; ближе к концу века характер становится “салонным”: слегка жеманный, без особого внимания к тщательности исполнения, но ориентированный прежде всего на традицию (20). Про такой полонез современники писали: “Ныне танец польский – это всего лишь прогулка и отдых, которые не привлекательны для юных, а для старых – лишь дань этикету” (21). Надо отметить, что бОльшая часть описаний полонеза XIX в. известна нам по российским источникам.
    Можно предположить, что в России польские прогулочные танцы знали еще до Петра — так, Я. Штелин упоминает о «степенных польских танцах», бытовавших при дворе царя Алексея (22). Так же полонез (традиционно называвшийся в России польским) был принят при дворе Петра Первого. Царь очень любил этот танец, позволявший водить гостей по всему дому (позже эта особенность полонеза часто использовалась для того, чтобы продемонстрировать богатство дающего бал хозяина). Танец такого типа прекрасно описан Мережковским: «Обошли сначала обе залы флигеля. Потом через галерею вступили в главное здание, и по всему дому, из комнаты в комнату, с лестницы на лестницу, из жилья в жилье…»(23)
    При Петре «русский вариант полонеза отличался от общеевропейского большей сдержанностью, степенностью» (24). Некоторые иностранцы приезжая в Россию, не могли станцевать простой по характеру танец, хотя легко танцевали много более сложные (25).
    Кроме того, в России, полонез существовал в двух видах — обычный и церемониальный. Церемониальный уже с петровских времен входил в ритуал свадьбы — светское празднование или начиналось, или заканчивалось им. В первом случае он исполнялся тремя парами, во втором — пятью, и сочетал поклоны, степенное шествие и сам танец.
    Обычный полонез танцевался практически на любых балах: и на свадебном после церемониального, и на придворном, и на частных балах. К примеру, бал в день свадьбы Петра III и Екатерины II «продолжался не более часа и танцевали на нем только полонезы» (26). Это было настолько необычно для танцевальной практики того времени, что в XX веке некоторые исследователи считали, что речь шла не о полонезах, а о кадрилях(27). Однако, видимо, при описании свадьбы Екатерины II и Петра III речь шла именно о полонезах на ограниченное количество пар. Это ограниченное количество пар, характерное для церемониальных танцев, было принято и в обычном полонезе: часто его могли танцевать на 3 пары; в 1765 г. на придворном балу был дан «… польский в четыре пары с шеном» (28) (вот его-то как раз и могли современные авторы перепутать с кадрилью). В просторных залах танцевали композиции на 12 пар.
    Полонез в середине XVIII в. по схемам исполнения в чем-то был схож с английскими контрдансами: в контрдансе пара, оттанцевав за первый номер, потом уходила в конец колонны и поднималась по сету вверх, только уже ассистируя другим парам, и могла предаваться общению друг с другом; так же в России существовал «круглый польской, который, кажется, был выдуман для интриг: он продолжался по нескольку часов, все в свою очередь, отделав по условию фигуру, стояли на своих местах, и каждая пара о чем-нибудь перебирала; разумеется, что разговоры только были не философские: тут скромная и благородная любовь искала торжества чувственно и нежно» (29).
    «Обычный» полонез пережил и распространение менуэта, и появление мазурки, вальса и польки и остался (по крайней мере, в России) обязательным танцем бальной программы. Им открывался практически любой бал (а в случае если бал открывался другим танцем, к примеру, вальсом, полонез чаще всего бал закрывал).
    Лучшее описание этого танца на балах в XIX в. дал Теофиль Готье: «В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющий свой ярко выраженный колорит. Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы освободить середину зала, где образуется аллея из двух рядов танцующих. Когда все занимают свои места, оркестр играет музыку в величественном и медленном ритме, и процессия начинается. Ее ведет император, дающий руку княгине или даме, которой он желает оказать честь… Процессия продвигается, и к ней присоединяются новые пары: какой-нибудь господин отделяется от зрителей, подает руку даме, стоящей напротив, и новая пара пускается в путь, замедляя или убыстряя шаги с теми, кто идет впереди. Наверное, не так-то просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев. Под огнем тысячи глаз, с такой легкостью становящихся ироничными: здесь видны как на ладони самая малая неуклюжесть в движении, самая легкая неуверенность в ногах, самое неуловимое непопадание в такт. Военная выправка спасает многих, но какая трудность для дам!
    Однако большинство превосходно выходит из положения, и о многих дамах можно сказать: «Et vera incessu patuit dea» (Богиню видно по походке. Вергилий.)
    Женщины шествуют под перьями, цветами, бриллиантами, скромно опустив глаза или блуждая ими с видом совершенной невинности, легким движением тела или пристукиванием каблука управляя волнами шелка или кружев своих платьев, обмахиваясь веерами так же непринужденно, как если бы они прогуливались в одиночестве по аллее парка. Пройти с благородством, изяществом и простотой, когда со всех сторон на вас смотрят! Даже большим актрисам не всегда это удавалось» (30).
    Этот торжественный танец в течение всего века был не столько танцем, сколько важным смысловым действием — открывавшим или закрывавшим бал и настраивавшим на определенную атмосферу. К важным событиям композиторы писали музыку новых полонезов, на которую зачастую клались слова славословий, к примеру:
    Слава! протеки вселенну
    Быстрой, огненной стрелой
    И Россию обновленну
    Вознося, звучи и пой!
    Александр уже в короне,
    Милость, кротость, благость с ним,
    Где отец и друг на троне
    Равен царь богам самим. (31)
    У полонеза, как и у любого другого танца, были свои правила и условности.
    Начинался он с музыкального вступления — ритурнели, после которой кавалер-распорядитель (как правило, хозяин дома) возглашал «Lа main aux dames, messieurs, et suivez moi (руку дамам, господа и следуйте за мной)» (32). В первой паре шел хозяин с самой важной гостьей, во второй — хозяйка с самым важным гостем. Для мужа и жены было неприемлемо идти в одной паре. Но, кроме соображений светской морали, такой расклад был удобен тем, что многие фигуры начинались не одной, а первыми двумя парами, и хозяевам проще было вести танец.
    В случае, если на балу присутствовала императорская фамилия, то порядок следования был иным: в первой паре шел император с хозяйкой дома, во второй — императрица с хозяином. На императорских балах высочайшая чета шествовала с великими князьями.
    Полонез был не только шествием — танцующие должны были повторять фигуры, предлагаемые первой парой. Как и в прочих импровизационных танцах, участники его были ограничены в своей фантазии только характером действа. Так, еще Петровский выступает категорически против «воротиков» (фигура, в которой первая пара поднимает сомкнутые руки, и под ними, как под воротами, проходят остальные — очень любимая в котильоне под названием «ручеек») (33).
    Этот же запрет в конце века повторяет Бернард Клемм. В учебниках конца XIX века есть фигура похожая, но более подходящая по характеру полонеза — две колонны: первая пара встает и размыкает руки, вторая проходит между ними, встает за ними — и так пока вся процессия не превратится в живой коридор; тогда первая пара идет по этому коридору, за ней вторая — и так до тех пор, пока шествие снова не восстановится.
    Кроме того, существовали фигуры, для которых из колонны нужно было перестраиваться в цепочку — это «змеиные линии», шен, и некоторые другие. Для перестроения первая дама, не отпуская руки своего кавалера, подавала руку второму, вторая — третьему, и так далее. Но эти фигуры носили совсем неторжественный характер, и больше подходили для семейных балов.
    Впрочем, в Москве, к примеру, полонез в целом носил менее официальный характер
    Считалось, что танцевать полонез обязаны все присутствующие, хотя на больших балах это правило не соблюдалось. Нередки были карикатуры, изображающие шествие, где среди нормальных танцоров были и старики, и калеки на костылях.
    В Западных странах полонезу придавали гораздо меньшее значение.
    В некоторых областях, например, повсеместно в США, полонез заменялся гранд-маршем — что было просто невозможно в России. Предпочтение объяснялось характером этих двух танцев — оба были торжественными шествиями, но полонез был более царственным и помпезным, что соответствовало его восприятию в России, а гранд-марш — более военизированным и бравурным, что больше подходило для Америки. А вот фигуры у танцев были одинаковыми, что, несомненно, их роднит.
    И последнее, что хочется рассказать о полонезе. Традиционно при исполнении полонеза плие делается на первом счете, но есть преподаватели, предпочитающие делать его на третий счет. И то, и другое — суть различные, известные по историческим источникам варианты. Вариант с плие на последнем счете был распространен во второй половине – конце XIX вв., среди российских авторов. Впрочем, некоторые российские и немецкие авторы предлагали еще более интересные интерпретации шага полонеза:
    шаг на полную стопу, на полупальцы, снова на полную стопу (Петровский, 1825), шаг на полупальцы, закрытие, шаг вбок (Хелмке 1829), шаг-скольжение, подтянуть вторую ногу и закрыть позицию, плие на месте (Местенхаузер, 1888) (34).
    Примечания:
    (1) Ćwięka – Skrzyniarz R. POLONAISE. STORY OF A DANCE. ISBN 0-915277-10-7
    N. J. 2002. С.1
    (2)Там же. С.2
    (3) Там же. С.3-4
    (4) Там же. С.5-6
    (5) Там же. С.7-8
    (6) Там же. С.84, именно в это время поляки осознали его не просто как народный, но как национальный танец, что и привело к формированию названия. Кстати, в России название «Польский» было, пожалуй, больше распространено, чем название «Полонез»
    (7) Вознесенский М.В. Польский, Полонез. // Сайт Школы Старинного Танца СПбГУ “Виланелла”, Каталог Старинных Танцевю 2003-2008.; здесь же цитата из Петровский Л. Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Харьков. Тип. университета. 1825. с.57.
    (8) Ćwięka – Skrzyniarz R. POLONAISE. STORY OF A DANCE. ISBN 0-915277-10-7
    N. J. 2002. С.256 и далее
    (9) Там же. С. 68-71
    (10) Там же. С.77
    (11) о судьбе полонеза в России будет рассказано отдельно.
    (12) Там же. С.79
    (13) Там же. С.84
    (14) Там же. С.92
    (15) Например, знаменитый полонез Огинского “Прощание с Родиной” был создан в 1794 г.
    (16) Там же. С.106-108
    (17) Там же. С.110-112
    (18) Там же. С.124
    (19) Где в двух учебниках 1840-х гг. приводится его описание, скопированное из польских мануалов 1830-х гг. – Там же. С.135-136
    (20) Там же. С.147
    (21)Цитата из эссе Казимира Бродзинского “О танца народных” (1849 г.), по Ćwięka – Skrzyniarz R. POLONAISE. STORY OF A DANCE. ISBN 0-915277-10-7 N. J. 2002. С.150, пер. Е.С.
    (22) Вознесенский М.В. Польский, Полонез. // Сайт Школы Старинного Танца СПбГУ “Виланелла”, Каталог Старинных Танцев 2003-2008. URL:
    (23) Мережковский Д. С. Антихрист (Петр и Алексей). Краснодар. Книжное изд-во. 1990.
    (24) Вознесенский М.В. Польский, Полонез. // Сайт Школы Старинного Танца СПбГУ “Виланелла”, Каталог Старинных Танцев 2003-2008.
    (25) Свидетельство Берхгольца (1732 г.), по Вознесенский М.В. Польский, Полонез. // >Сайт Школы Старинного Танца СПбГУ “Виланелла”, Каталог Старинных Танцев 2003-2008.
    (26)Екатеpина II. Записки императрицы Екатерины II. М. 1990. с.71, по Вознесенский М.В. Польский, Полонез. // Сайт Школы Старинного Танца СПбГУ “Виланелла”, Каталог Старинных Танцев 2003-2008.
    (27) Мнение Зои Ольденбург, приведено в Ćwięka – Skrzyniarz R. POLONAISE. STORY OF A DANCE. ISBN 0-915277-10-7 N. J. 2002. С.189
    (28) Порошин, цитата по: Вознесенский М.В. Польский, Полонез. // Сайт Школы Старинного Танца СПбГУ “Виланелла”, Каталог Старинных Танцев 2003-2008.;
    шен — фигура в которой все двигаются по линии или кругу, поочередно меняясь местами за правые и левые руки, так что танцующие образуют живую цепь
    (29) Воспоминания Долгорукова, цитата по Вознесенский М.В. Польский, Полонез. // Сайт Школы Старинного Танца СПбГУ “Виланелла”, Каталог Старинных Танцев 2003-2008.
    (30) Готье, Теофиль. Путешествие в Россию. М. 1988 с.117-118. ; цитата по Колесникова А. Бал в России. XVIII — начало XIX века. СПб. Азбука-Классика. 2005. с.196-197.
    (31) Польский на коронацию императора Александра I // Русская старина, 1898. – Т. 96. – № 11. – С. 690.
    (32) Клемм, Бернгард Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев. СПб. 1884. с. 92
    (33) Петровский Л. Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Харьков. Тип. университета. 1825. с.57
    (34) Ćwięka – Skrzyniarz R. POLONAISE. STORY OF A DANCE. ISBN 0-915277-10-7 N. J. 2002. С.329

  5. derak1129 Ответить

    Энциклопедический словарь
    Автомобильный словарь
    Архитектурный словарь
    Астрономический словарь
    Библейская энциклопедия
    Бизнес словарь
    Биографический словарь
    Большой бухгалтерский словарь
    Джинсовый словарь
    Исторический словарь
    Кулинарный словарь
    Медицинский словарь
    Морской словарь
    Полиграфический словарь
    Политический словарь
    Психологический словарь
    Религиозный словарь
    Сексологический словарь
    Словарь воровского жаргона
    Словарь географических названий
    Словарь Даля
    Словарь Ефремовой
    Словарь имён
    Словарь иностранных слов
    Словарь компьютерного жаргона
    Словарь курортов
    Словарь лекарственных растений
    Словарь логики
    Словарь мер
    Словарь моды
    Словарь молодёжного слэнга
    Словарь наркотического сленга
    Словарь народов
    Словарь нумизмата
    Словарь Ожегова
    Словарь по искусству
    Словарь по ландшафтному дизайну
    Словарь по мифологии
    Словарь русских технических сокращений
    Словарь русских фамилий
    Словарь символов
    Словарь синонимов
    Словарь фразеологизмов
    Словарь эпитетов
    Социологический словарь
    Строительный словарь
    Толковый словарь Ушакова
    Философский словарь
    Финансовый словарь
    Энциклопедический словарь
    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
    Энциклопедия Кольера
    Этимологический словарь Фасмера
    Этнографический словарь
    Контакты

  6. mike_g Ответить

    …полонез вовсе не был
    банальным и бессмысленным променадом;
    он был дефилированием, во время которого все
    общество,
    так сказать, приосанивалось, наслаждалось своим
    лицезрением,
    видя себя таким прекрасным, таким знатным,
    таким пышным, таким учтивым.
    Полонез был постоянной выставкой блеска, славы,
    значения.

    Ф. Лист. Ф. Шопен
    Полонез – танец истинно рыцарский, танец, в котором каждый
    жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было
    своеобразное объяснение в любви, но объяснение не страстное, а сдержанное,
    исполненное большого внутреннего достоинства и такта.
    Родившись в Польше, полонез, по мнению польской аристократии,
    был единственным танцем, пристойным для монархов и сановных особ. В качестве
    торжественного шествия воинов «польский» был известен еще в шестнадцатом
    столетии. Французский двор знакомится с ним в 80-х годах XVII века. Но еще до
    этого полонез встречается в средневековых сборниках лютневых пьес.
    В России танец назвали и полонезом, и польским. Лист
    объяснял название танца так: «Он абсолютно лишен быстрых движений, подлинных pas
    в хореографическом смысле слова, трудных и единообразных поз; он создан скорее в
    целях дать образ кичливости, чем обольщения, он имел своим назначением
    (характерное исключение!) отметить мужчину, выставить напоказ его красоту, его
    щегольской вид, его воинственную и вместе с тем учтивую осанку… Даже само
    название танца по-польски – мужского рода (Polski – польский). Только по
    очевидному недоразумению переводят его словом женского рода (Polonaise)».
    Мужские костюмы прошлого не уступали дамским не только по
    богатству убранства, но и по изысканности вкуса – тяжелая золоченая парча,
    венецианский бархат, атлас, мягкие пушистые соболя, сабли с золотой насечкой,
    кроваво-красная или золотистая обувь. «Без рассказов стариков, – писал Ф. Лист,
    – поныне носящих старинный национальный костюм, и их показа нельзя было бы
    представить себе все многообразие нюансов и выразительную мимику при исполнении
    полонеза, который в давние времена скорее «представляли, чем танцевали». Никогда
    не носившим эту одежду трудно усвоить манеру держаться, кланяться, передать все
    тонкости движений во время танца. Играя разнообразными аксессуарами, неспешно
    жестикулируя, шляхтичи наполняли «польский» живым, но таинственным содержанием.
    Особым искусством считалось умение грациозно снимать и перекладывать из одной
    руки в другую шапку, в складках бархата которой сверкали алмазы.
    На европейских балах XVIII века первая пара задавала
    движение, которое повторялось затем всей колонной; поэтому рисунок и тональность
    полонеза во многом зависели от устроителя праздника. Начавшись во дворце,
    полонез мог продолжаться в саду или в отдаленных гостиных, где движения
    становились более раскованными. Но по возвращении в зал главный танец вновь
    являл свою необычайную торжественность и церемониальность. «Все общество, так
    сказать, приосанивалось, наслаждалось своим лицезрением, видя себя таким
    прекрасным, таким знатным, таким пышным, таким учтивым. Полонез был постоянной
    выставкой блеска, славы, значения».
    В России на протяжении XVIII века полонез был одним из первых
    танцев, но вопреки общепринятому обычаю он не всегда открывал бал. Первые
    ассамблеи Петра Великого начинались так называемыми церемониальными
    танцами-поклонами и реверансами дам и кавалеров под музыку. Описание
    церемониального танца дает А.С. Пушкин в третьей главе «Арапа Петра Великого»:
    «Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и
    кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще
    ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом
    налево, там опять прямо, опять направо и так далее . Приседания и поклоны
    продолжались около получаса; наконец они прекратились, и толстый господин с
    букетом провозгласил, что церемониальные танцы кончились». Затем одна или
    две пары согласно желанию могли исполнять менуэт, англез или «польский». Причем
    если танцующие вновь выбирали менуэт, то дамы наравне с кавалерами имели право
    приглашать новых партнеров. На полонез это правило не распространялось
    (приглашали только кавалеры).
    Душою ассамблей петровского времени был генерал-прокурор Ягужинский, который
    не только превосходно танцевал, но и придумывал новые танцевальные композиции.
    Одна из них, исполненная на ассамблее у барона Шафирова, длилась более часа.
    Начавшись с англеза, танец перешел в польский и т. д. Когда все известные фигуры
    были исполнены, он поставил всех в общий круг и предоставил своей даме – госпоже
    Лопухиной начать исполнение фигур, которые по порядку должен повторять за ней, а
    кавалер следующей пары в свою очередь выдумывал что-то новое и так до последней
    пары.
    При Екатерине Великой каждое воскресенье при Дворе устраивался бал, который
    начинали менуэтом Великий Князь и Великая Княгиня. После них придворные и
    офицеры гвардии (из армейских не ниже полковников) танцевали менуэт, полонез или
    контрданс. Все дворянство имело право быть на этих балах, не исключая
    унтер-офицеров гвардии, только в дворянских мундирах.
    Император Павел Петрович открывал балы во времена своего царствования
    полонезом, первые пары которого начиная с 1798 года составляли наследники
    традиций одного из старейших рыцарских орденов – Мальтийского. Для истинных
    рыцарей – рыцарский танец.
    Полонез один из немногих танцев восемнадцатого столетия, который благополучно
    «прошествовал» из одного столетия в другое, не потеряв в пути своего достоинства
    и великолепия. Словно закаленный в сражении воин, полонез не сдался, сумел
    выстоять под натиском все более набирающих популярность вальса и мазурки. При
    этом он оставался одним из любимых танцев русских офицеров, которые, как
    известно, царили не только на бранном поле, но и на балу.
    В XIX веке полонез прочно занял место первого танца, заменив менуэт, который
    теперь оживал в бальной зале лишь на костюмированных балах или в качестве
    дивертисментного номера.
    При Императоре Николае Павловиче, истинном «рыцаре
    самодержавия», полонез приобрел новое содержание, став не только императорским,
    но и имперским танцем, во время которого все подчинялись единому порыву,
    составляли единое целое. Объединяя всех присутствующих, полонез не терпел
    нарушения строгой иерархии в порядке следования пар. В первой всегда шествовал
    Император со своей партнершей. Согласно воспоминаниям современников, в
    наружности Николая Павловича, в его осанке, во всех манерах была какая-то
    чарующая сила, подчинявшая окружающих его влиянию.
    Петербургский Двор того времени задавал тон европейским
    Дворам, как самый пышный, блестящий и светский. Императрица Александра Федоровна
    была воплощением изящества, любила окружать себя прекрасным и обладала
    утонченным вкусом. Она поистине царила на балах своего времени, восхищая
    присутствующих грациозностью движений в полонезе и французской Кадрили.
    Александре Федоровне не было равных в их исполнении. «Императрица Александра
    Федоровна танцевала как-то совсем особенно: ни одного лишнего pas, ни одного
    прыжка или неровного движения у нее нельзя было заметить. Все говорили, что она
    скользила по паркету, как плавает в небе облачко, гонимое легким ветерком»1.
    Поэтическое прозвище Александры Федоровны – Лалла Рук. Именно под этим именем
    увековечена Императрица в ранней редакции VIII главы «Евгения Онегина» А.С.
    Пушкина:
    Когда в умолкший, тесный круг,
    Подобна лилии крылатой,
    Колеблясь, входит Лалла Рук.
    И над поникшею толпою
    Сияет царственной главою,
    И тихо вьется и скользит
    Звезда – Харита меж Хари.
    Полонез, по мнению В. Михневича, «как по своей церемонности,
    так и по идее… чрезвычайно образно и пластично символизирует первые акты
    сближения полов, ухаживанья и любви, а потому и является совершенно
    естественной, целесообразной интродукцией бала» (1,2). Далее автор поясняет, что
    в Польше полонез действительно совпадал с началом бала и встречей танцующих.
    Пока дамы готовились к танцам в задних покоях, кавалеры ожидали их в зале,
    проводя время в беседах за бокалом вина. В назначенное время двери танцевальной
    залы распахивались и под звуки музыки дамы представали перед кавалерами; те, в
    свою очередь, избирали себе пару по вкусу и начинали полонез, или «ходячий
    разговор».
    В основе полонеза – ритмический изящный и легкий шаг, который
    «сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого
    такта. В танец входили также реверансы и поклоны. В полонезе нет сложных
    хореографических украшений, замысловатых движений и поз. Но вместе с тем ни один
    танец не требует такой строгой осанки, горделивости и собранности, как полонез»
    (3,4). Исключительной отточенностью движений отличался кавалер первой пары,
    примеру которого следовали все остальные. Хозяин дома открывал бал не с самой
    молодой или самой красивой, но с самой почтенной дамой. Вслед за ними начинали
    движение, вступали в танец лучшие из представителей собравшегося общества,
    поступь и осанка которых вызывали восхищение всех приглашенных.
    У Ф. Листа находим и яркое описание полонеза: «Длинной змеей с отливающими
    всеми цветами кольцами веселая толпа, скользя по паркету, то вытягивалась во всю
    длину, то свертывалась, играя в своих извивах разнообразнейшими цветами; глухо
    звенели золотые цепочки, волочащиеся по полу сабли, шуршали великолепные шелка,
    вышитые жемчугом, сияющие алмазами, украшенные бантами и лентами. Издали
    доносился веселый говор, подобный шуму вод этого пламенеющего потока» (5,6,7).
    Размеренный и благородный характер танца сохранялся неизменно. «Что он выражает?
    – Нечто патетически праздничное в связи рыцарственной и тонкой вежливостью…»
    (8,9).
    Гости знакомились друг с другом, хозяева же, открывая свой
    бал полонезом, давали возможность несколько опоздавшим гостям присоединиться к
    общей веренице. Иногда программа бала включала в себя несколько полонезов. Это
    было характерно, например, для свадебных торжеств. Несколько полонезов (которые
    могли следовать один за другим, но не более трех раз подряд) предоставляли
    возможность виновникам торжества оказать внимание большему количеству
    приглашенных. На подобных вечерах полонез мог предшествовать ужину, и тогда
    участники полонеза, не прекращая танца, двигались в столовую.
    В XIX веке рисунок полонеза стал еще более графичен и лаконичен. Движения
    танца не отличались особой сложностью, и казалось, полонез весьма прост в
    исполнении, но это было обманчивое впечатление. Пожалуй, ни один танец не
    исполнен столь глубокого смысла и не требовал от кавалеров и дам такой
    утонченности манер, строгой осанки, как полонез.
    Начало полонеза ознаменовывалось ритурнелем – музыкальным
    сигналом к началу танца, после которого дирижер, встав у конца залы, подавал
    правую руку своей даме, формируя с ней первую пару. За ними строились остальные
    пары – либо по порядку, заранее назначенному (как это часто бывало на
    официальных балах), либо в случайной последовательности. Иногда в первой паре
    выступал хозяин дома с самой почетной дамой, а во второй паре – хозяйка с самым
    почетным кавалером, которому хозяин мог уступить право «вести польский» (муж и
    жена не могли танцевать в паре, так как это считалось дурным тоном). Хозяева
    дома могли и не участвовать в танце: заняв видное место, они приветствовали
    гостей. Так поступила хозяйка дома и устроительница костюмированного бала в
    романе Б. М. Мар-кевича «Перелом»: «Приветливая, оживленная, еще прекрасная
    вопреки годам, окруженная высшими особами России, она стояла теперь в глубине
    танцевальной залы «интимного» этажа своего роскошного обиталища и, поощрительно
    улыбаясь слегка прищуренным взглядом и красивыми устами, смотрела на стройные
    пары костюмированных лиц, проходившие под торжественные звуки полонеза мимо
    места, занимаемого ее кружком… Пары скользили одна за другою…»
    Как танец с периодическими фигурами полонез требовал участия
    дирижера-распорядителя. В первой половине XIX века наиболее известными фигурами
    полонеза были «две колонны», «кресты», «лабиринт», «гирлянда», «змеиные линии».
    В 1825 году танцмейстер Петровский сетовал по поводу одной из фигур полонеза:
    «Не знаю, кто выдумал фигуру, дабы все пары проходили под руками впереди
    стоящих: в Польше она не употребительна и, кажется, мало имеет
    благопристойности. Поднимать руки над головами других, по большей части старших
    себя возрастом и достоинством и заставлять их сгибаться не слишком благородно и
    приятно» (10,11).
    В полонезе XIX века появилась новая деталь: теперь нередко
    первая пара задавала фигуры, которые должны были повторять остальные; пары
    сохранялись несколько кругов, затем происходила смена партнеров, причем право
    выбора предоставлялось даме. Таким образом, последующие «колена» полонеза
    превращались в белый танец. Смена танцующих в первой паре вела к постоянным
    вариациям танцевальных фигур.
    Напоминанием о петровских ассамблеях в 19 веке служила фигура
    «отбивания» дам. Она редко встречалась на балах в Петербурге, но зато была почти
    неотъемлемым атрибутом московских танцевальных собраний. «Бал открывался длинным
    польским, тянувшимся извилистой полосой по всем комнатам. В передних парах шли
    почтенные и знатные гости, старики в звездах и лентах, ведя галантно своих тоже
    «кавалерственных» дам, степенные старики и почтенные старушки в шутку то
    щеголевато кланяются, то приседают. Не попавшие в польский мужчины один за
    другим останавливают первую пару и, хлопнув в ладоши, отбивают даму. Кавалеры
    отвоеванных дам достаются сзади идущим дамам и переходят от одной к другой.
    Кавалер в последней паре оказывается в одиночестве. Иной стоически переносит
    остракизм и отправляется к одному из карточных столов или в буфет отдохнуть от
    своих подвигов, а иной, преследуемый словами: «Устал! В отставку! На покой!»
    бежит к первой паре и отбивает даму. Смех, толкотня, недосказанные речи,
    недослушанные ответы, жданные и нежданные встречи, извинения, шутки и прибаутки
    весело кончают длинный польский» (12,13,14).
    На балах, где присутствовали император и императрица, порядок
    построения пар несколько отличался. Полонез превращался в настоящее
    священнодействие.
    В первой половине XIX века «на придворном бале во Дворце
    император шел в первой паре со старшей дамой – женой одного из великих князей.
    Во второй – великий князь с императрицей. Если бал проходил в аристократическом
    особняке, где присутствовала царская чета, император, открывая бал, шел в первой
    паре с хозяйкой дома. Во второй паре – хозяин дома с императрицей».
    Будучи церемониальным танцем и увертюрой бала, полонез не
    располагал к интимным разговорам. «Холодный польский» не позволял открывать душу
    и делиться сокровенными переживаниями. Неслучайно полонез как олицетворение
    победы разума над чувствами не мог помочь писателям для раскрытия психологии
    героев – другие танцы «предоставляют» больше возможностей для передачи
    внутреннего состояния, переживаний конкретного человека. В художественных
    произведениях подробное описание полонеза встречается редко, одно из исключений
    – польский в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», которым Александр I открывает
    бал:
    «Вдруг все зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять
    раздвинулась, а между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки,
    вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь
    направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты
    встречи. Музыканты играли польский, известный тогда по словам, сочиненным на
    него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас».
    Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары польского.
    Все расступились, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за
    руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А.
    Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых, не умолкая,
    называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или

    На великосветском балу.
    Рисунок П. И. Челищева. 1840-е.
    приготовлялись идти в польский. Наташа чувствовала, что она оставалась с
    матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в
    польский. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть
    определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела
    перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе.
    Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская,
    – у ней была одна мысль: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не
    буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые
    теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким
    выражением, как будто говорят: «как мне хочется танцевать, как я отлично танцую
    и как им весело будет танцевать со мною».
    Звуки польского, продолжавшегося довольно долго, уже начали
    звучать грустно – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать.
    Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он
    танцевал с тремя), музыка замолкла…»
    Постепенно полонез упростился – из него исчезли практически
    все фигуры, что превратило его в торжественную прогулку. Причем вереница пар
    могла покидать бальную залу и шествовать по прилегающим помещениям. А. Я.
    Булгаков писал брату: «Случилось, что польский этот долго продолжался, потому
    что государь жаловался на жар, а потому начинавший польский Гедеонов повел оный
    по коридору и другим залам» (15,16).
    Одно из описаний начала бала мы находим и в мемуарной
    литературе. Так, графиня Шуазель-Гуффье вспоминала бал в Вильне, на котором
    император Александр I получил известие о вторжении наполеоновских войск в
    Россию: «Со свойственной ему любезностью государь согласился и пригласил на
    полонез г-жу Бенингсен, исполнявшую роль хозяйки бала, затем он танцевал с г-жой
    Барклай-де-Толли, потом со мной, и при звуках музыки мы поднялись в главную
    танцевальную залу, обширную и ярко освещенную» (17,18).
    Наиболее яркое описание придворного полонеза принадлежит Т.
    Готье, который восхищался балом в Зимнем дворце во времена правления Александра
    И. Готье был поражен не только великолепием обстановки, богатством туалетов и
    украшений, но и хореографическим мастерством дам и кавалеров, участвовавших в
    торжественном шествии: «В России балы при дворе открываются полонезом. Это не
    танец, а нечто вроде процессии, имеющей свой ярко выраженный особый колорит.
    Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы освободить середину бального зала,
    где образуется аллея из двух рядов танцующих. Когда все занимают свои места,
    оркестр играет музыку в величественном и медленном ритме и процессия начинается.
    Ее ведет император, дающий руку княгине или даме, которой он желает оказать
    честь. За императорской семьей шли офицеры высшего состава армии и охраны
    дворца, высшие должностные лица, каждый из которых подавал руку даме…
    Процессия продвигается, и к ней присоединяются новые пары,- какой-нибудь
    господин отделяется от ряда зрителей, подает руку даме, стоящей напротив, и
    новая пара пускается в путь, замедляя или убыстряя шаги, в ногу с теми, кто идет
    впереди. Наверное, не так-то просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками
    пальцев, под огнем тысячи глаз, с такой легкостью становящихся ироничными: здесь
    видны как на ладони самая малая неуклюжесть в движениях, самая легкая
    неуверенность в ногах, самое неуловимое непопадание в такт. Военная выправка
    спасает многих, но какая трудность для дам! Однако большинство превосходно
    выходят из положения, и о многих из них можно сказать: „Et vera incessu patuit
    dea” (Слова римского поэта Вергилия: «Богиню видно по походке»). Женщины
    шествуют под перьями, цветами, брильянтами, скромно опустив глаза или блуждая
    ими с видом совершенной невинности, легким движением тела или пристукиванием
    каблука управляя волнами шелка и кружев своих платьев, обмахиваясь веерами так
    же непринужденно, как если бы они прогуливались в одиночестве по аллее парка.
    Пройти с благородством, изяществом и простотой, когда со всех сторон на вас
    смотрят! Даже большим актрисам не всегда это удавалось!» (19,20,21).
    Полонез считался танцем, наиболее соответствующим положению
    императора, причем за время танца он мог сменить нескольких партнерш.
    Современники отмечали, что никто и не мог танцевать полонез лучше, чем государь
    Николай I. А. де Кюстин замечал: «В течение двух или трех часов государь танцует
    полонез с дамами императорской фамилии и свиты, причем удивительно, как толпа,
    не зная, в какую сторону направятся танцующие во главе с императором, все же
    расступается вовремя, чтобы не стеснить движение монарха» (22,23).
    Со второй половины XIX века этикет позволял императору
    танцевать полонез в первой паре с императрицей, иногда им предшествовал
    церемониймейстер со статс-дамой. Николай II чаще всего исполнял полонез с
    супругой Александрой Федоровной. Вот какое описание Большого бала, состоявшегося
    11 января 1896 года в Николаевском зале Зимнего дворца, опубликовала «Всемирная
    иллюстрация»: «Бал открылся полонезом. В предшествии церемониймейстеров,
    обер-церемониймейстера и статс-дамы светлейшей княгини Голицыной шел государь
    под руку с императрицей Александрой Федоровной, великие княгини с великими
    князьями. Затем при дальнейших турах пары переменялись: второй тур государыня
    проходила с турецким послом, государь с супругой французского посла; третий тур
    – государыня с французским послом, государь с супругой германского посла»
    (24,25).
    Во время празднования трехсотлетия Дома Романовых в 1913 году
    в Санкт-Петербурге состоялся бал в Доме дворянства. Вскоре после его проведения
    был опубликован доклад, в котором говорилось: «После представления государю
    императору депутации с.-петербургского дворянства бал открылся полонезом под
    музыку Глинки из «Жизни за Царя». Играл бальный оркестр лейб-гвардии
    Преображенского полка. Дирижировал танцами: полковник л.-гв. Уланского ее
    величества государыни императрицы Александры Федоровны полка М. Е. Маслов и
    капитан л.-гв. Стрелкового императорской фамилии полка барон Д. Н. Притвиц.
    Государь император изволил идти в первой паре с супругой с.-петербургского
    уездного предводителя дворянства В. А. Сомовой, государыня императрица Мария
    Федоровна–с с.-петербургским губернским предводителем дворянства светлейшим
    князем И. Н. Салтыковым, государыня императрица Александра Федоровна – с
    с.-петербургским уездным предводителем дворянства – С. М. Сомовым» (26,27).
    Многие выдающиеся композиторы обращались в своем творчестве к
    полонезу. Бессмертными стали полонезы Шопена и Огинского. Однако самым любимым,
    как на придворных, так и на частных балах, был польский из оперы М. И. Глинки
    «Жизнь за царя». Без него не обходилось практически ни одно танцевальное
    собрание:
    «Когда их императорские величества изволили вступить в
    Николаевскую залу, придворный бальный оркестр заиграл польский из «Жизни за
    Царя». Бал открыл обер-гофмар-шал Нарышкин в первой паре со старшей статс-дамою,
    графинею Адлерберг. Государь император изволил шествовать с государыней
    императрицею… Польский продолжался около 20-ти минут, во время которых сделаны
    три тура» (28,29).
    Роль полонеза состояла не только в представлении гостей друг
    другу, но и в создании определенной атмосферы: польский помогал настроиться на
    танцевальный вечер, который требовал большого хореографического мастерства.
    Кроме того, большое преимущество полонеза заключалось в том, что его могли
    танцевать пожилые дамы и кавалеры, для которых участие в других танцах не
    представлялось возможным. Великий князь Александр Михайлович вспоминал один из
    придворных балов: «Высочайший выход открыл бал. Моя дама была стара и
    помнила детство моего отца. Наша процессия не была, собственно говоря, танцем в
    совершенном значении этого слова. Это было торжественное шествие с несколькими
    камергерами впереди, которые возвещали наше прохождение через все залы Зимнего
    дворца» (7,30).
    Список литературы и ссылок по тексту:
    Михневич В. Пляски на Руси в хороводе, на балу и в балете. Исторические
    эпизоды русской жизни. Т. 2. СПб., 1882.
    Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. М, 1963.
    Чехов А П. Собр. соч.: В 12 т. М, 1956.
    Костюмированный бал у великого князя Владимира Александровича 25 января.
    Всемирная иллюстрация. 1883. № 737.
    Лист Ф. Ф. Шопен. М, 1936.
    ВдовинаЛ. Н. Повседневность городской жизни русской провинции. Русская
    провинция. М, 1993.
    Великий князь Александр Михайлович. Воспоминания. М, 1999
    Клемм Б. Теоретико-практический самоучитель общественных танцев. М.,
    1884.
    Волков Н. Е. Двор русских императоров в его прошлом и настоящем. СПб,
    1900.
    Петровский Л. Правила для благородных общественных танцев, изданные
    учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людвиком Петровским.
    Харьков, 1825.
    Воейков В. Н. С царем и без царя: Воспоминания последнего дворцового
    коменданта государя императора Николая II. М, 1995.
    Князьков С. А Быт дворянской Москвы конца XVIII и начала XIX в. Москва в
    ее прошлом и настоящем. Т. 8. М., 1911.
    Булгарин Ф. В. Маскарад в доме госпожи Энгельгардт. Северная пчела,
    1830. №21.
    Булгарин Ф. В. Маскарад, 9 февраля у госпожи Энгельгардт. Северная
    пчела, 1830. № 18.
    Булгаков А. Я. Письма к брату. Русский архив. 1902. Кн. 1.
    Золотой век Екатерины Великой: Воспоминания. М.,1996.
    Шуазель-Гуффье. Исторические мемуары об императоре Александре и его
    дворе графини Шуазель-Гуффье, урожденной графини Фитценгауз, бывшей фрейлины
    при Российском дворе. М., 1912.
    Глушковский А.П. Воспоминания балетмейстера. М.; Л., 1940.
    Готъе Т. Путешествие в Россию. М., 1988.
    Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре XVIII – первой
    половины XX в. М., 1995.
    Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. М., 1989
    Кюстин А. де. Николаевская Россия. М, 1997.
    Коллинс С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу,
    живущему в Лондоне. М., 1846.
    Большой бал в Николаевском зале Зимнего дворца. Всемирная иллюстрация.
    1896. № 1409. С. 129.
    Крадман А. А. Программа бальных и характерных танцев, составленных для
    училищ и курсов учительницей танцев А. А Крадман. Казань, 1916.
    Доклад собрания предводителей и депутатов очередного собрания дворянства
    Санкт-Петербургской губернии 1914 года. Об устройстве бала в Доме Дворянства
    в ознаменование торжественного празднования 300-летия царствования дома
    Романовых. СПб., 1914.
    Бал художников. Петербургский листок. 1899 № 16.
    Бал в Николаевском зале Зимнего дворца. Всемирная иллюстрация. 1883. №
    736.
    Модный котильон. СПб., 1854.
    Вигель Ф. Ф. Записки: В 2 т. М, 1928. Т. 1.
    Колесникова А.В. Бал в России: XVIII – начало ХХ века. СПб, 2005.
    Захарова О. Светские церемониалы в России 18 – начала 20 века. М, 2003.

  7. ShhLover Ответить

    Исторический словарь
    Автомобильный словарь
    Архитектурный словарь
    Астрономический словарь
    Библейская энциклопедия
    Бизнес словарь
    Биографический словарь
    Большой бухгалтерский словарь
    Джинсовый словарь
    Исторический словарь
    Кулинарный словарь
    Медицинский словарь
    Морской словарь
    Полиграфический словарь
    Политический словарь
    Психологический словарь
    Религиозный словарь
    Сексологический словарь
    Словарь воровского жаргона
    Словарь географических названий
    Словарь Даля
    Словарь Ефремовой
    Словарь имён
    Словарь иностранных слов
    Словарь компьютерного жаргона
    Словарь курортов
    Словарь лекарственных растений
    Словарь логики
    Словарь мер
    Словарь моды
    Словарь молодёжного слэнга
    Словарь наркотического сленга
    Словарь народов
    Словарь нумизмата
    Словарь Ожегова
    Словарь по искусству
    Словарь по ландшафтному дизайну
    Словарь по мифологии
    Словарь русских технических сокращений
    Словарь русских фамилий
    Словарь символов
    Словарь синонимов
    Словарь фразеологизмов
    Словарь эпитетов
    Социологический словарь
    Строительный словарь
    Толковый словарь Ушакова
    Философский словарь
    Финансовый словарь
    Энциклопедический словарь
    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
    Энциклопедия Кольера
    Этимологический словарь Фасмера
    Этнографический словарь
    Контакты

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *