Что такое ритм определение в музыке для детей?

10 ответов на вопрос “Что такое ритм определение в музыке для детей?”

  1. Shathris Ответить

    В музыкальном образовании понятие «ритм» даже не объясняется, поскольку само восприятие ритмичности впитывается ещё в начальных классах. Каким же образом объяснить понятие ритма человеку без малейшего музыкального образования?
    Практически всё в нашей жизни подчинено размеренной пульсации с определённой длительностью. Сердце бьётся с практически равными промежутками, морские волны тоже имеют собственную длительность. Ритм может ускоряться, замедляться, сбиваться и восстанавливаться, но он определённо имеется, поэтому это понятие в большинстве случаев воспринимается как нечто естественное.
    Поэтому ритм в музыке – это сочетание длительностей и акцентов, сложные переплетения звуков различной высоты, пауз в разграниченном временном режиме. По большому счёту, любой музыкальный ритм можно переложить в математическую систему и даже начертить график. Однако большей части людей математическое обоснование не требуется, у них присутствует врождённое чувство ритма.

    Как определить ритм

    Ритм в музыке – это сочетание размера и темпа. Если с темпом всё понятно, это «скорость» музыки, то размер представляет собой количество базовых длин звуков или пауз на один такт. Каким образом мы обычно считаем ритм музыки? Например, в вальсе чаще всего это повторение «раз-два-три, раз-два-три» — это есть ритм вальса, при этом каждая цифра означает долю, то есть составную часть одного такта. В приведённую фразу как раз помещается два такта, в каждом по три доли.
    В музыке под долей обычно имеется в виду одна четвертная нота, но возможны и другие варианты. В примере с классическим размером вальса это обычно три четверти, то есть в одном такте помещается ровно три равные длительности, которые, в свою очередь, могут быть разбиты на более мелкие по длительности звуки или объединены в более длинные. Детская песенка «В лесу родилась ёлочка» – ещё один прекрасный пример плавного стройного ритма и размера две четверти.

    Влияние ритма на восприятие музыкального произведения

  2. Kerabandis Ответить

    Теория музыки. Метр и ритм
    Сольфеджио. Теория музыки
    Автор: Гамаюн
    31.03.2013 00:00
    Метр и ритм. Теория музыки
    Метр и ритм. С момента своего возникновения музыка была тесно связана с движением. Равномерность, характеризующая движение, оказала воздействие на музыку. В музыке важную роль играет пульсация, организующая ее движение. Единица пульсации называется долей. Доли неравноценны: есть сильные и группирующиеся вокруг них слабые. Чередование сильных и слабых долей образует метр произведения. Сильная доля образует метрический акцент. Акцент – это реальное или мысленное выделение какого-либо звука. Кроме метрического существуют ритмические акценты (выделение длительностью), а также динамические акценты ( выделение громкостью – sf).
    Равномерное чередование сильных и слабых долей образует строгую метрику, неравномерное чередованиесвободную метрику. Существуют 2 разновидности метров – 2-хдольный и 3-хдольный. 2-х дольный метр связан с связан с движением шага , с четким размеренным членением, в то время как 3-х дольный – с большей плавностью, закругленностью движений. Отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до другой называется тактом. Граница между тактами обозначается тактовой чертой. Размер –  числовое обозначение количества долей метра в такте и длительности каждой доли. Размеры бывают
    1) простые – имеют 1 сильную долю – 2/2, 3/2, 2/4, 3/4, 3/8
    2) сложные образуются от сочетания 2-х или нескольких простых размеров:
    а) однородные (сочетание одинаковых простых размеров)4/4=2/4+2/4, 9/8=3/8+3/8+3/8, 6/8=3/8+3/8, 6/4=3/4+3/4, 6/16 (у Баха),24/16.
    б) смешанные (сочетание разных простых размеров)  5/4=3/4+2/4,    7/4=3/4+2/4+2/4,  5/8=2/8+3/8, 11/4
    Римский-Корсаков – размер 11/4 в “Снегурочке” и “Садко”
    3) Переменные размеры (изменяются на протяжении произведения). Если это изменение равномерно, то при ключе выставляются 2 размера. В противном случае размер ставится по мере необходимости. Скрябин Прелюдии опус 11 №24, №16, №21.
    Одновременное сочетание различных метров называется полиметрией.
    Метр тесно связан с синтаксисом. Окончание построения на сильной доле вызывает ощущение законченности, на слабой – незавершенности.
    Метр связан с ладом. Разрешение в устойчивость ярче воспринимается на сильной доле. Связь метра и лада проявляется в гармонической пульсации (смена гармонии, ритм гармонических смен). Гармония может меняться на каждую долю, на сильную и относительно сильную долю, по полтакта. Ритм гармонических смен имеет важное выразительное значение. Учащение смены гармонии вызывает ощущение активизации гармонического движения, эмоционального подъема. И наоборот, замедление создает ощущение торможения, успокоения.
    Ритм – это чередование длительностей музыкальных звуков  и пауз, организованное при помощи метра. Графическая запись ритма образует ритмический рисунок. Виды ритмического рисунка:
    1) пунктирный ритм (от латинского punctus – точка) образуется от применения длительности с точкой (половинная с точкой и четверть, четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая). Пунктирный ритм бывает двойной (с двумя точками) и обратный (восьмая и четверть с точкой, шестнадцатая и восьмая с точкой) Бородин “Князь Игорь” Ария Кончака эпизод “Ты ранен в битве при Каяле” – оркестровое сопровождение, пронизанное ритмом скачки.
    2) синкопа – несовпадение ритмического или динамического акцента с метрическим. Синкопа бывает междутактовая (Моцарт, Соната для ф-п доминор, III часть), внутритактовая (Бородин “Князь Игорь” хор девушек-невольниц “Улетай на крыльях ветра”) и внутридолевая (Мийо “Бразильский танец”).
    В музыке танцевальной,  подчеркнуто метризованной, синкопа выявляет остроту и пружинистость ритма. Лирической мелодии синкопа может придать особую распевность благодаря ослаблению метрического акцента, поскольку на сильном времени звук, слигованный с предыдущей легкой долей, не берется, а только преодолевается.(Рахманинов “Элегия”).
    Особые виды ритмического дробления доли и такта. Деление доли на три равных длительности вместо двух – триоль (Альбенис “Серенада”), деление трехдольного такта на две равные длительности – дуоль (Григ “Ноктюрн”), деление длительности на пять частей вместо четырех – квинтоль (Брамс “Симфония №3, III часть), деление 3-хдольного такта на 5 длительностей вместо 3-х – тоже квинтоль, деление 3-хдольного такта на 4 длительности вместо 3-х  – квартоль (Скрябин Вальс op 38), деление длительности на 6 частей вместо 4-х  – секстоль, деление такта или длительности на 7 частей – септоль, деление длительности на 10 частей вместо 8 – децимоль. Возможно более мелкое деление длительностей на произвольное количество одинаковых частей, что приводит к свободной мелодической орнаментике (Шопен Ноктюрны, Римский-Корсаков “Шехеразада”, I часть).
    Ритм и метр определяют жанровые свойства мелодии.
    См. также Содержание музыкальных произведений
    Художественный образ
    Звук и его свойства
    Лад и тональность
    Диатонические и хроматические лады
    Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма
    Мелодия. Типы мелодического движения
    Метр и ритм
    Метроритмические признаки жанров
    Интервалы. Их классификация. Выразительная роль
    Аккорды. Их классификация
    Аккорды на ступенях мажора и минора
    Модуляция
    Музыкальный синтаксис. Типы периодов
    План курсовой работы по Теории музыки
    < Предыдущая Следующая >
    Обновлено 05.10.2013 19:22

  3. Rageworker Ответить

    Обратите внимание: под некоторыми нотами есть знаки, которые мы ещё не изучали. Знаком «» обозначают акцентированную ноту. Знаком «» обозначают сильно акцентированную ноту. Вместе с мелодией простучите её ритм. Вы будете отстукивать акцентированные и сильно акцентированные ноты.
    Метр
    На рисунке 2 сильные и слабые доли равномерно чередуются. Такое чередование называют метром.
    Размер
    В одном из первых уроков мы вкратце коснулись понятия размер произведения. Напоминаем: размер — это то, что на рисунках данного урока обозначено, как «4/4» (справа от скрипичного ключа). Сейчас мы можем дать уже вполне научное определение термину «размер произведения».
    Снова вернёмся к рисунку 2. Смотрим на ноты слева направо, начиная с самой первой (нота «ре»). Под ней стоит знак «сильно акцентированная нота». Длительность ноты — четверть. Получается, что это сильная доля длительностью в четверть. Далее идёт слабая доля. Длительность — тоже четверть. Затем сильная доля и слабая доля. Длительность каждой составляет четверть. В итоге у нас в один такт укладывается 4 доли длительностью в четверть каждая. Именно это и записано при ключе: 4/4 (первая, то есть верхняя на нотном стане цифра «4» обозначает количество долей в такте, вторая цифра «4» — длительность каждой доли, поэтому мы читаем размер так: «четыре четверти»).
    Такт
    Вы уже знаете, что такое такт. Обратите внимание, что такт — это ещё и отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли. Теперь вы знаете полное определение такта.
    Затакт
    Если музыка начинается со слабой доли, то самый первый такт — неполный. Это затакт. Как правило, последний такт будет неполным ровно настолько, чтобы сумма длительностей первого и последнего тактов составляла ровно такт. Заметим, что затакт может встречаться и в середине произведения. Пример затакта:

    Рисунок 3. Затакт

  4. Malantrius Ответить

    Метр и ритм не одно и то же. Музыкальный метр – понятие абстрактное. Он может не выражаться звуками. Метр – это равномерная пульсация, одинаковая для всего произведения.
    Чтобы было проще понять, что такое метр, представьте, как тикают часы – монотонно и все время одинаково. Часто, когда мы слушаем подвижную, зажигательную музыку, мы топаем ногой или хлопаем в ладоши именно музыкальный метр. Метр – это основа музыкального движения.
    Ритм как бы накладывается на метр. Ритм может не совпадать с метром. Ритм – это то, какими длительностями записана музыка, будь то мелодия или аккомпанемент.
    Музыкальная доля – это элементарная единица музыкального метра. Чаще за такую единицу принимают одну четверть. Каждый наш хлопок в ладоши из примера выше – это одна доля.
    Такты
    В нотной записи музыкальное произведение делится на равные части, которые называются тактами. Один такт отделяется от другого тактовой чертой. Каждый такт имеет равное количество долей. Первая доля в такте называется сильной долей, остальные – слабыми.
    Музыкальный размер
    Музыкальный размер указывает на количество долей в такте. Выражается он цифровым обозначением и ставится в начале музыкального произведения сразу после ключа и на верхней, и на нижней строчках.
    Верхняя цифра указывает на количество долей в такте, нижняя – на длительность каждой доли.
    Основные размеры:
    Две четверти

    Три четверти

    Четыре четверти

    Размер четыре четверти может обозначаться еще такими знаками:

    Как вы видите, метр, доли, размер, такты, ритм – взаимосвязаны между собой. Поэтому все эти элементы нужно изучать вместе.

  5. DESPERADO Ответить

    Ис­то­ри­че­ский очерк. В ан­тич­но­сти Р. м. не от­де­лял­ся от сти­хо­твор­но­го и тан­це­валь­но­го; рит­мо­пея (рит­мическая ком­по­зи­ция) изу­ча­лась в со­ста­ве нау­ки рит­ми­ки (так же, как ме­ло­пея – в со­ста­ве «гар­мо­ни­ки»). В му­зы­ке уст­ной тра­ди­ции и в мо­но­дии хри­сти­ан­ской Церк­ви гос­под­ство­вал «сво­бод­ный или не­сим­мет­рич­ный ритм» (по тер­ми­но­ло­гии А. Ф. Льво­ва). В от­ли­чие от рит­ма гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла и ран­них сло­ёв ви­зантийской мо­но­дии, ко­то­рый ре­гу­ли­ро­вал­ся про­со­ди­ей и смыс­лом мо­лит­во­слов­но­го тек­ста, а ве­ли­чи­на па­уз на гра­нях раз­де­лов оп­ре­де­ля­лась ин­тер­пре­та­ци­ей его фор­мы, ритм древнерусской мо­но­дии 16–17 вв. фик­си­ро­ван в точ­ных би­нар­ных и тер­нар­ных от­но­ше­ни­ях дли­тель­но­стей (в бо­лее ран­них древнерусских рас­пе­вах ритм уве­рен­но не рас­шиф­ро­вы­ва­ет­ся). Сво­бод­ный ритм гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла со вре­ме­нем ус­ту­пил ме­сто мен­зу­раль­ной раз­ме­рен­но­сти (см. в статье Мен­зу­раль­ная но­та­ция). В му­зы­ке арс ан­тик­ва гла­вен­ст­во­вал прин­цип объ­е­ди­не­ния рав­ных рит­мических еди­ниц в груп­пы по три (т. н. тер­нар­ный прин­цип), позд­нее в му­зы­ке арс но­ва рас­про­стра­нил­ся также би­нар­ный прин­цип (объ­е­ди­не­ние в груп­пы по две) (см. в ст. Рит­ми­че­ское де­ле­ние). В ев­ропейской профессиональной му­зы­ке пер­во­на­чаль­ная за­ви­си­мость рит­ма от тек­ста по­сте­пен­но пре­вра­ти­лась в Р. м. как им­ма­нент­ную сущ­ность му­зы­ки (во­каль­ной и ин­ст­ру­мен­таль­ной). Ав­то­но­ми­за­ция Р. м. постепенно нарастает, например, в мо­те­тах, кон­дук­тах, кан­ти­гах 13 в., где рит­мические ак­цен­ты ино­гда про­ти­во­ре­чат сло­вес­ным уда­ре­ни­ям. Во французском мно­го­го­ло­сии позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья вы­де­ля­ют­ся по­ли­рит­мические экс­пе­ри­мен­ты Пье­ра де ла Круа (конец 13 в.) и Г. де Ма­шо (у по­след­не­го главным образом в свя­зи с изо­рит­ми­ей). Оп­ре­де­ле­ние мань­е­ри­ст­ской му­зы­ки 14 в. как «утон­чён­ной» (ars subtilior) ка­са­лось пре­ж­де все­го изы­скан­но­сти Р. м. (час­тая сме­на би­нар­ной и тер­нар­ной мен­зур «по го­ри­зон­та­ли» и на­ло­жение раз­ных мен­зур в од­но­вре­мен­но­сти в ви­ре­ле «Sus un fontayne» Й. Чи­ко­нии, в бал­ла­де «En remirant» Фи­лип­па из Ка­зер­ты и др.). В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния с рит­мом экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли французский ком­по­зи­тор К. Ле Жён, и др., группировавшиеся вокруг Ж. А. де Баифа, ни­дерландские по­ли­фо­ни­сты («Мес­са про­ла­ций» Й. Оке­ге­ма); у итальянских ком­по­зи­то­ров той же эпо­хи Р. м. ча­ще мо­ти­ви­ро­ван ри­то­ри­кой оз­ву­чи­вае­мо­го тек­ста («ора­тор­ский ритм», по оп­ре­де­ле­нию К. Даль­хау­за; см., например, в позд­них со­чи­не­ни­ях К. Мон­те­вер­ди и К. Дже­зу­аль­до).

  6. рЫжИк Ответить

    Смотреть что такое “Ритм” в других словарях:

    ритм — ритм, а … Русский орфографический словарь
    ритм — ритм/ … Морфемно-орфографический словарь
    Ритм — закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Напр. стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во первых, единицы, т. е. определенные (отграниченные друг от друга какими либо интервалами, законченные) явления… … Литературная энциклопедия
    ритм — а; м. [греч. rhythmos] 1. Равномерное чередование каких л. элементов (звуковых, двигательных и т.п.). Ритм дыхания. Ритм сердца. Иметь врождённое чувство ритма. / О согласованности элементов в художественном произведении как средстве создания его … Энциклопедический словарь
    ритм — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ритма, чему? ритму, (вижу) что? ритм, чем? ритмом, о чём? о ритме; мн. что? ритмы, (нет) чего? ритмов, чему? ритмам, (вижу) что? ритмы, чем? ритмами, о чём? о ритмах 1. В музыке ритмом… … Толковый словарь Дмитриева
    Ритм —     РИТМ представляет собою непрерывное возвращение эффектативных феноменов через ощутительно равновеликие промежутки. Очевидно, что для суждения о ритме необходимо подразделить ритмические явления на: 1) явления временного ритма и 2) явления… … Словарь литературных терминов
    ритм — темп; биение пульса, хук, чередование, сердцебиение, каданс, такт, размеренность, брахикардия, пульс, ход Словарь русских синонимов. ритм 1. такт (разг.); каданс (муз.) 2. перен. пульс, биение пульса Словарь синонимов русского языка. Практический … Словарь синонимов
    РИТМ — (греч. rhythmos). В музыке: особого рода тактовое распределение. В поэзии и риторике: размер стиха или фразы; благозвучие, состоящее в стройной последовательности долгих и коротких слогов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
    РИТМ — (от греч. rheein – течь, стремиться) согласно Клагесу, возвращение подобного через одинаковые промежутки времени, в противоположность такту, который является абсолютно точным (математически) повторением равного. Явление ритма сначала наблюдалось… … Философская энциклопедия
    РИТМ — РИТМ, ритма, муж. (греч. rhythmos). Равномерное чередование каких нибудь элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего нибудь). Ритм танца. Ритм движений. Ритм русского стиха создается… … Толковый словарь Ушакова
    ритм — а, м. rythme m. <гр. rhythmos размеренность, такт. Слово ритм происходит от древнегреческого рютос текучий. Журн. для всех 1929 № 12. 1. Равномерное чередование каких л. элементов (звуковых, двигательных и т. п.), присущее действию, течению,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *