Орфограмма что это такое примеры 3 класс?

11 ответов на вопрос “Орфограмма что это такое примеры 3 класс?”

  1. Gizmo Ответить

    Памятка при работе над ошибками для учеников 3 класса.
    Орфограмма.
    Запись в тетради.
    1.  Пропуск, замена, искажение букв.
    Выпиши слово всю строчку. Раздели слово на слоги, поставь ударение, подчеркни гласные.  Например:
    Де-ре-во    де-ре-во     де-ре-во
    2. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
    Выпиши предложение. Подчеркни первую букву в первом слове, точку в конце предложения. Например:
    Выдался тёплый солнечный день.
    3. Правописание собственных имен существительных.
    Запиши слово, рядом напиши, почему слово написано с большой буквы. Например:     Кубань – река.
    Иванович – отчество.
    Мурка – кличка кошки.
    4. Перенос слов.
    Выпиши слово, разделив его в нужном месте чертой для переноса. Например:
    Ко – рабли, кораб – ли.  Де – ревья.    Слон.    Юлия.   Осен – ние.
    5. Гласные после шипящих: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.  Сочетания ЧК, ЧН, ЩК, ЩН, НЧ, НЩ.
    Выпиши слово, подчеркни гласную, подбери и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Например:
    Счастье, удача, чайка.
    Речка, ночка, удочка.
    6. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
    Выпиши слово, запиши рядом проверочное, поставь в словах ударение, подчеркни орфограмму, выдели корень. (Чтобы проверить безударную гласную в корне надо подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная была ударной). Например:                Крикливый – крик.
    7. Безударные гласные не проверяемые ударением (словарные слова)
    Выпиши слово всю строчку. Поставь ударение, подчеркни орфограммы. Например:
    погода        погода          погода
    8. Парные согласные в корне.
    Выпиши слово, рядом запиши проверочное, подчеркни согласную в слове, выдели корень. (Чтобы проверить парную согласную надо подобрать такое родственное слово, чтобы после этой согласной стояла гласная). Например:
    Голубь – голуби.
    Дорожка – дороженька.
    9. Непроизносимая согласная в корне слова.
    Выпиши слово, рядом запиши проверочное слово (если есть), подчеркни непроизносимую согласную. Например:
    Тростник – тростинка.
    Опасный – опасен.
    Праздник      праздник     праздник.
    10. Правописание приставок.
    Запиши слово, выдели приставку и корень. Подбери и запиши ещё слово с такой же приставкой. Например:
    Подходит, подбегает.
    11. Правописание суффиксов.
    Запиши слово, выдели суффикс и корень подбери и запиши слово с таким же суффиксом. Например:
    Васенька, беленький.
    12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного.
    Выпиши слово, подбери и запиши ещё слово на эту же орфограмму. Например:
    Больной, маленький.
    13. Разделительный мягкий знак.
    Выпиши слов, подбери и запиши слово на эту же орфограмму. Например:
    Вьюга, семья.
    14. Разделительный твёрдый знак.
    Выпиши слово. Выдели приставку и корень. Подчеркни твёрдый знак. Подбери еще слово с такой же орфограммой.  Например:
    подъезд     объявление
    15. Раздельное написание предлогов со словами.
    Подумай, какое слово можно вставить между предлогом и словом. Запиши это сочетание. (Помни, что у глаголов нет предлогов). Например:
    У (крутого) берега.
    Над (каким?) белым цветком.
    У (кого?) него.
    Подбежал – глагол.
    16. Удвоенные согласные  в слове.
    Запиши слово с удвоенной согласной. Подбери и запиши еще слово на это правило. Например:
    Осенние, длинные.
    Рассказ, расстояние.
    Аллея, сумма.
    17. Мягкий знак после шипящих, обозначающий женский род имён существительных.
    Определи род существительного: если мужской  род – мягкий знак не пишется, если женский  род  – мягкий знак после шипящего пишется:
    Рожь (сущ., ж. р.)
    Мяч (сущ., м. р.)
    18. Синтаксический разбор.
    Выпиши предложение. Найди подлежащее (вопрос: Кто? Что?), подчеркни одной чертой. Найди сказуемое (вопрос:  Что делает?), подчеркни двумя чертами. Надпиши, какой часть речи выражено подлежащее и сказуемое.
    Лучик света засиял над лесом.
    19. Разбор слова по составу.
    Помни! Сначала находим окончание, затем основу слова. В основе слова – корень, если есть приставка и суффикс.
    Запах    , пробежали  ,  осенние , слоны .
    20. Фонетический разбор.
    Выпиши слово, раздели на слоги, поставь ударение. Рядом запиши в скобках транскрипцию. Посчитай сколько букв, сколько звуков в слове, количество гласных и согласных. Напиши сколько слогов в слове.  Например:
    Корабль – [карабл’] – 7 б., 6 зв., 2 гл., 4 согл., 2 слога.
    Яблоко – [й’аблака] – 6 б., 7 зв., 3 гл., 4 согл., 3 слога.

  2. Angelina_Polkovnikova Ответить

    Подчеркивание орфограмм – это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.
    Орфограммы – это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.
    Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм – двумя.

    Список обязательных орфограмм первого класса

    Большая буква в начале предложения.
    Имена собственные.
    Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
    Мягкий знак – показатель мягкости.
    Разделительный мягкий знак*.
    Сочетания ЧК-ЧН.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова.
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
    Имена собственные.
    Предлоги.
    * Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
    * Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова  проходятся не во всех программах первого класса.

    Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

    Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут  ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

    Образец устного разбора

    Мы  – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Машей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
    Идём – орфограмм нет.
    Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.
    В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Чащу – ча пишем с А. Орфограмма –  сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
    Чащу – щу пишем с У. Орфограмма –  сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Цветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Цвету?т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВEТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).
    Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Бы?стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
    Бежи?т – орфограмма  – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
    Бежит – жи пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.
    Колю?чий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКOЛ.
    Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Пищaт – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.
    Пищат – ща пишем с А. Орфограмма –  сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Пушистые – ши пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Мышки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы?ши.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Птички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
    Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
    Гнёзда – орфограмм нет.
    . – В конце предложения ставится точка.

    Выделяем орфограммы

    1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
    2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
    3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях – двумя чертами, гласную одной.
    чашка
    4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
    очки
    5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
    лови?л – улoв
    6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней – двумя.*
    дуб – дубы, ложка – ложек
    7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву – двумя. Если непроизносимой согласной нет – подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове – первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней – двумя чертами.*
    местный – место, опасный – опасен
    8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет – двумя.
    семья
    9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
    коллаж
    *некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней – одной чертой.
    С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма – приставку, корень, суффикс или окончание.

  3. KoMMi_TV Ответить

    Орфограммы 1-ого и 2-ого класса
    Точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
    Имена собственные: город Москва,  пёс Шарик.
    Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ: чаща, чудо, щука, шило, жить
    Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН: ночка, птенчик.
    Мягкий знак показатель мягкости согласного: день, деньки.
    Правописание слов с удвоенными согласными: шоссе, аллея
    Разделительный мягкий знак: деревья
    Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова: глаз, глазки – глаза.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова: леса — лес, пятно – пятна
    Написание предлогов со словами:  у моря, к городу.
    Словарные слова: корова.
    Орфограммы  3-его класса
    Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова походка, ход — ходить. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Правописание слов с удвоенными согласными: терраса, коллекция. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Проверяемые безударные гласные в корне слова: потяжелел. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Словарные слова: пальто. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Разделительный Ь: вьюга, вьёт. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Разделительный твёрдый знак: (ъ) подъехал
    Правописание слов с непроизносимыми согласными:  прелестный — прелесть
    Сочетания СН – ЗН: чудесно — чудеса, алмазный — алмаз
    Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в В.п. и Т.п.: полем, жаворонком, степью, (вижу) жеребёнка.
    Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.:  по моркови, по морковке.
    Сложные слова: вертолёт, землетрясение.
    Неизменяемые приставки на А и О: зашёл, подход.
    Написание суффиксов: маленький, белизна, высота, бабушка.
    Написание имен существительных с шипящей на конце: ночь, луч.
    Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч  в И.п.: синяя, синее, синий, синие.
    Родовые окончания глаголов: солнце встало, девочка встала, ученик встал, ребята встали.
    Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): поехал.
    НЕ с глаголами:  не видел, негодовал.

  4. Макидаки Ответить

    Программа русского языка 5 класса
    1. Лингвистика –это наука о языке, языкознании, языковедении.
    Лингвистический –это языковедческий, связанный с языком.
    2. Морфема –это значимая часть слова.
    Морфемный разбор слова – это разбор слова по составу, то есть выделение частей, из которых состоит слово.
    Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.
    Корень слова – это главная морфема в слове, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
    Бегать, звонок, отвар, просмотр.
    Приставка – это морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
    Суффикс – это морфема в слове, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
    Окончание – это изменяемая морфема слова, которая служит для связи слов в предложении и образует форму слова.
    Нулевое окончание – это такое окончание, которое не обозначено звуками речи.
    Дом, лес, перелет.
    Однокоренные слова – это слова с одним и тем же корнем, но с разным лексическим значением.
    Лес, лесной, лесник; роса, росинка, росистый.
    Бегать, побег, подбегать; звонок, перезвон, зазвонить.
    Отвар, варить, сварить; просмотр, смотреть, засмотреться.
    Формы одного и того же слова – это слова с одним и тем же корнем, у которых одинаковое лексическое значение.
    Вода, воде, воды.
    Вывод: при образовании слова появляются однокоренные слова, а при изменении слова появляются формы слова.
    Основа слова – это часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово.
    Старик, рыбачил, рыбка, золотую.
    Состав слова – это соединение морфем в единое целое, в слово с определенным значением.
    По – ы – ход > походы
    3. Орфография –это раздел науки о языке, в котором изучается правильное написание слов.
    Орфограмма – это трудная для написания буква в слове, требующая применения определённого орфографического правила.
    Есть ещё орфограммы:
    Орфограмма-пробел (раздельное написание): к реке.
    Орфограмма-дефис (чёрточка): кто-то, жёлто-зелёный.
    Орфограмма – слитное написание: небольшой домик.
    Орфограмма №1.
    Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
    Деревья (дерево), косить (косит), лесной (лес), колосок (колос).
    Порядок ответа по орфограмме №1.
    В корне слова «река» (рек) пишу безударную гласную е, так как она проверяемая ударением в слове реки.
    Орфограмма №2
    Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить.
    Велосипед, гимнаст, маршрут, кочевник.

  5. Felhagrinn Ответить

    Во-первых, все орфограммы можно разделить на два типа.
    Первый тип – буквенные орфограммы. Это значит, что при написании слова возникает вопрос о какой-то конкретной букве. Например, звучание не смогло ясно дать понять, стоит ли писать в корне букву А или О. Разумеется, в одном слове может быть несколько таких орфограмм.
    Второй вариант – небуквенные орфограммы. В этом случае рассматривается целостное написание слова. Например, стоит ли писать его слитно или раздельно. Возможно, нужно поставить дефис? Сюда же относится и вопрос о том, как правильно переносить слова с одной строки на другую.
    Во-вторых, важно понять, что орфографические нормы нередко претерпевают изменения с течением времени. Многие старые правила заменяются другими. К тому же, в языках появляются новые слова, часто заимствованные, и для них приходится создавать новые нормы.
    Интересный факт: после последних реформ количество орфографических правил было сильно уменьшено. Их осталось всего около двадцати семи. Однако это не является для школьников поводом для радости. Эти двадцать семь правил позволяют разобраться далеко не во всех словах. Огромное их количество называется словарными словами. Это значит, что проверить их написание с помощью правил невозможно. Их можно только запоминать или сверяться со словарем. Имеются также и слова-исключения.

    Как найти орфограмму?

    Теперь ясно, что обозначает слово орфограмма, но как правильно найти её в слове? Как правило, если произношение не дает четкого представления о написании, то в таком сочетании букв можно допустить ошибку.
    Основные виды орфограмм:
    Безударные гласные в корне (хотя бывают и в других частях слова),
    Гласные, стоящие после шипящих букв или «ц»,
    Мягкий знак после шипящих,
    Глухие согласные на конце слова,
    Частица «не».
    На каждую из этих орфограмм существует своё правило, а также большое количество исключений и словарных слов.
    Чаще всего, для того, чтобы справиться с внезапно появившейся орфограммой, достаточно подобрать проверочное слово. Им является измененная форма текущего слова, в которой неясная буква становится очевидной. Обычно так проверяются гласные в корнях и согласные на конце слова.
    Рассмотрим распространенный пример одной из орфограмм. Произнося слово дуб, человек слышит на конце букву п. Соответственно, в этом слове можно допустить ошибку. Как узнать, что же именно должно быть написано? Нужно изменить слово. Например, подойдет «дубовый» или простое «дубы». Здесь четко слышно, что после буквы у идет б.

    Орфографический разбор

    Для того, чтобы справиться с орфограммой в слове, недостаточно просто её найти. Нужно подобрать подходящее правило и воспользоваться им. Для этого необходимо уметь проводить орфографический разбор. Он помогает понять, в какой части слова находится спорное место, а это позволяет подобрать верное правило.
    Орфографический разбор включает в себя
    выделение непосредственно орфограммы с помощью подчеркивания,
    простановку ударения,
    определение частей слова,
    подбор проверочного слова,
    выбор правила.
    Обычно достаточно выделить только ту часть слова, в которой находится непосредственная орфограмма. Ею может быть корень, окончание, суффикс или любя другая часть. Иногда учителя просят выделять все части, независимо от того, находится в них орфограмма или нет.
    Нередко сложности вызывает подбор проверочного слова. Здесь важно понять, что оно должно быть не только однокоренным, но и примерно сохранять смысл исходного понятия. Когда проверочное слово обнаружено, его нужно записать в скобках.
    Для того, чтобы верно определиться с правилом, нужно точно знать, где находится какая часть слова. Также, конечно, необходимо помнить все существующие правила. Это кажется довольно сложным, но требуется немного времени – и всё получится.

  6. Huthris Ответить

    Цели:
    образовательные:
    создание условий для актуализации знаний учащихся о корневых орфограммах, распознание орфограмм в словах, проверки безударных гласных и сомнительных согласных, для правильного подбора проверочных слов; расширение словарного запаса
    развивающие:
    формирование умения ставить проблемные вопросы, решать учебные задачи, делать выводы;
    принимать участие в обсуждении поставленных проблем;
    развивать умение работать с алгоритмами и опорными схемами
    воспитательные:
    создание условий для формирования познавательного интереса к русскому языку, чувства коллективного сопереживания и сотрудничества в группе со сверстниками;
    воспитание учебной активности и умение работать в коллективе.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Учитель: Каждый урок русского языка – это удивительная страничка в книге знаний. Открывая ее, мы становимся богаче духовно, обретаем те умения и знания, которые так нам необходимы в жизни.
    Тема сегодняшнего урока – орфограммы в корне слов (приложение 1). Мы вспомним об однокоренных словах, поговорим о безударных гласных, или как мы их называем «двуликие гласные», вспомним о сомнительных согласных, мы их называем «глухие и звонкие братцы».
    Предметом нашего разговора на уроке станут «звуки-неслышимки», непроизносимые согласные в корне слова. Помогут нам афишные столбики, перфокарты, авторские фирменные листы «Орфограммы в корне слова» (приложение 2). А знания и умения, приобретенные на уроке, поможет проверить наша любимая игра «Умники и умницы».
    Итак,
    Проверь, дружок,
    Готов ли ты начать урок?
    Все ль на месте, все ль в порядке:
    Книжка, ручки и тетрадка?
    Проверили? Садитесь!
    С усердием трудитесь!

    II. Актуализация знаний

    Учитель: У вас на партах фирменные листочки. А на доске записаны слова. Разделите эти слова на группы. Что объединяет эти группы слов? Найдите в них общее. Вспомните наш городок Логос и Ниточку-Паутиночку (приложение 3), которая вам раскрывала секреты грамотного письма. И я уверена, что вы с работой справитесь.
    На доске записаны слова:
    Пол(и,е)тели, ро(б,п)кий, ни(з,с)кий, пож(е,и)лтели, ч(е,и)сло, с(е,и)нева, л(и,е)ства, сла(д,т)кий, ры(б,п)кА, подру(ж,ш)ка
    Учитель: Проверяем выполненное задание. Давайте подведем итоги. Как проверить правописание безударного гласного в корне? Как проверить правописание парного согласного в слабой позиции в корне слова? В работе используйте опорные карточки. (приложения 4,5,6,7)

    III. Изучение нового материала. Постановка учебной цели и поиск решения проблемы.

    Учитель: Сегодня я вам предлагаю еще одно задание. Давайте восстановим пропуски в словах.
    В солнечный день ж…мчужная кувшинка нежилась на гла…дкой поверхности реки. Она чу…ствовала себя нарядной и счас…ливой. Ночью кувшинка закрывала белые лепес…ки и ныряла с г…л…вой в воду. В ненас…ную п…году прелес…ная кр…савица весь день спала под водой, и см…трели на нее одни только ры…ки.
    (приложение 8)
    Учитель: Выпишете из текста подчеркнутые слова. Проверяем. Все ли вы здесь правильно написали? Нет ли ошибок? Чтобы найти их и исправить, надо выяснить, как проверить непроизносимые согласные в слове. Итак, как вы думаете, как проверить непроизносимый согласный? Какие есть варианты?
    Дети: Изменить форму слова: прелестная – прелестные, счастливой – счастливые.
    Учитель: Изменилось ли слово таким образом, чтобы гласные стали произносимыми? Нет. Значит, вариант наш не подходит… какие есть соображения?
    Дети: Подобрать однокоренное слово: прелестный – прелесть, счастливый – счастье.
    Учитель: Во всех ли случаях проверка получилась?
    Дети: Нет.
    Учитель: Значит, дело не только в подборе однокоренных слов. Требуется еще какое-то условие. Какое?
    (ученики затрудняются с ответом)
    Учитель: Рассмотрите «гнездышко» родственных слов: грустный, грустинка, грусть, загрустили. Обратите внимание на слова: грустинка, загрустили.
    После непроизносимой согласной стоит гласная И.
    Так как же проверить непроизносимые согласные?
    Учитель + Дети составляют алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне слова
    (приложение 9,10)

    IV. Работа по дальнейшему углублению знаний и развитию орфографической зоркости.

    Учитель:Сейчас мы будем работать по карточке.
    Работать будем «по цепочке», устно, орфограмму будем выделять в цвете.
    Обратите внимание, как можно проверить непроизносимую согласную в корне. Вспомните алгоритм проверки непроизносимой сомнительной согласной.
    (приложение 11)
    Учитель: Откройте учебник. Выполняем упражнение № 312 строго по заданию. Проверяем выполненную работу. Назвать слова с непроизносимыми согласными.

    V. Физкультминутка.

    Хомка, хомка, хомячок,
    Полосатенький бочок.
    Хомка раненько встает,
    Щечки моет,
    Шейку трет.
    Подметает хомка хатку
    И выходит на зарядку.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Хомка хочет сильным стать.
    Дети имитируют движения зверька.

    VI. Проверочная работа: тесты.

    Учитель: Предлагаю Вам контрольный тест. Это творческое задание, которое поможет проверить ваши знания по теме «Орфограммы в корне слов».
    (приложение 12)

    VII. Итоговая рефлексия

    Учитель:
    Давайте подведем итоги нашего урока.
    Какова цель урока? Мы ее достигли?
    Воспроизведите по алгоритму правило?
    О каких орфограммах в корне слов мы сегодня говорили?
    Что показалось трудным?
    Что нового вы узнали?
    Какое сделали открытие?
    Чему научились? Было интересно?
    Рефлексию урока помогает провести любимая ролевая игра нашего класса «Умники и умницы».
    Условия игры:
    Класс разделен на три команды, с разным уровнем подготовки учащихся в каждой. По теме урока участники игры готовят вопросы и задают их соперникам. (ученики используют авторский фирменный лист «Орфограммы в корне слов). «Стоимость» вопросов оценивается в 3-6 баллов в зависимости от сложности вопросов. При этом изначально каждая команда получает стартовый капитал в размере 12 баллов. За неверный ответ – штраф 3, за подсказки – штраф 2 балла. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов, в результате интеллектуальной игры.

    VIII. Домашнее задание

    Учитель: И в завершение нашего урока, обращаю ваше внимание на то, что задание на дом будут дифференцировано. Каждый из вас будет работать с индивидуальной карточкой.
    Ученики первого ряда переписывают текст и исправляют все ошибки.
    Мама сворила вкусную кашку, испикла пирошки, приготовила окрожку. Алена поставила на стол тарелки и чашки, положила лошки и вилки. Потом девочька сбегала на огорот и нарвала петружки.
    Ученики второго ряда выполняют задание базового уровня. Распределите слова на две группы так, чтобы в каждой были слова с одной и той же орфограммой в корне слова.
    Весна, лапка, окно, лодка, глазки, плитка, сосна, грибы.
    Ученики третьего ряда выполняют задание повышенного уровня. Объедините в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запишите каждую группу на отдельной строчке.
    Лисица, рыбка, звездный, травка, поздний, смотреть, снежки, тростник.
    Приложения.

  7. Sarn Ответить

    ОРФОГРАММЫ

    ПРО ЭТИ ВОТ… ЗАГАДОЧНЫЕ ОРФОГРАММЫ

    Для родителей
    (небольшой курс психотерапии + объяснение на человеческом языке –
    что такое орфограммы и точно ли нельзя их отменить)
    Дорогие мои, любимые родители, а также бабушки, дедушки – в общем, все взрослые, которые пошли в этом году в школу в первый класс. За много лет работы в школе я многократно убеждалась, что в школу вместе с первоклассником идёт вся семья. Причем каждому члену семьи очень скоро отводится какая-нибудь почётная роль. Кто-то хорошо рисует, кто-то что-то помнит по математике, кто-то по английскому, кому-то доверяют (тоже почётно) распечатывать по вечерам проекты (потому что ребёнок вспомнил об этом 10 минут назад перед сном, а сдавать надо завтра, и причем то, что было задано 2 недели назад), кто-то (особо счастливый) эти проекты пишет!
    Это мое обращение — для тех, кто делает с ребёнком уроки по русскому (обычно в семье это либо тот несчастный, который: а) либо что-то помнит по русскому; б) либо делает с ребёнком все уроки, ну и русский заодно).
    Итак…
    Уважаемые родители, а также все те ответственные представители семьи, в которой есть уже такое чудо, как первоклассник, и которым доверили делать с ним домашние задания. Делая со своими ребёнком уроки год по всем предметам, вы, конечно, поняли и осознали многое. В частности, что в ваше время на уроках русского языка не было:
    – этих дурацких орфограмм и их подчеркиваний и выделений карандашом или зелёной ручкой;
    – фонетики и всего этого звуко-буквенного разбора, который не только вредит вашему чаду, но и съедает все ваши нервы.
    – учили учителя хорошо, и поэтому вы сами делали домашнюю работу, и никто с вами не сидел, как вы со своим первоклассником, подчеркивая и выделяя эти никому не нужные орфограммы, которые наверняка придумала учительница вашего ребёнка, так как делать ей нечего.
    – и учебники тоже были написаны языком человеческим. И правила там, в учебниках, тоже были понятны. Хотя правила вы лично никогда не учили, а просто вот так вот – писали грамотно (или неграмотно, но всё равно правила точно не учили).
    Все эти ваши выводы я ЗНАЮ, так как слышала от вас всех это сотни раз в разных выражениях, но абсолютно одинаковых по своей сути! За вами придет следующее поколение родителей. И они вот так же будут открывать для себя этот школьный мир со своим ребёнком.
    НО! Дорогие мои взрослые! Вы же наверняка не хотите:
    1) делать с ребёнком уроки и задания по русскому до 11 класса;
    2) несмотря на 5 часов русского в неделю – получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам – так и жить с неграмотным членом семейства);
    3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс);
    4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. А время летит, поверьте, очень быстро);
    5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).
    Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,
    если ваш ребёнок
    НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.
    Орфограмма – это “ошибкоопасное” место в слове. Например, в слове МАМА орфограмм нет. Как слышим – так и пишем. А в слове ВОДА – непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.
    И не забывайте, что если это понятно лично вам, то вашему ребёнку это всё только предстоит понять. И ваши обычные объяснения малышу, типа:
    – А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!
    – В кого ты такой пошёл?
    – Раз ты такой неумный – заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)
    – И чему тебя в школе учат?
    Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) – не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.
    Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.
    И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса – ВСЕ они ЕСТЬ в ГИА и ЕГЭ.
    В первом классе уроки русского идут чуть больше пары месяцев. За это время проходится В ЛЮБОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ – не меньше 10 орфограмм. Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и во втором классе. Но во втором классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Поэтому запускать нельзя. Совсем нельзя.
    Особенно продвинутые родители – “пользователи” русским языком могут прочитать обращение к учителям, где объясняется методика нахождения орфограмм.
    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР ОРФОГРАММ. ПЕРВЫЙ КЛАСС
    Для учителей
    Чтобы добиться практически абсолютной грамотности, учителю необходимо начиная с первого класса планировать уроки русского языка так, чтобы на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.
    Если не начать проговаривание орфограмм с САМОГО НАЧАЛА 1-го класса, то во 2-м, а уж тем более в 3-м и 4-м классах научить детей ВИДЕТЬ ВСЕ ОРФОГРАММЫ, а значит, ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК будет очень сложно, и дети будут просто писать наугад.
    Ниже представлен примерный диктант для конца первого класса. В диктанте 20 слов. Из них всего 2 слова БЕЗ ОРФОГРАММЫ. Во ВСЕХ остальных словах НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ ОРФОГРАММЫ. И даже такого небольшого диктанта «хватит» для работы по цепочке минимум для 31 человека в классе.
    Если детей больше (или орфограмм в другом диктанте меньше), то можно, например, предложить детям вернуться к словам с орфограммой “проверяемая безударная гласная в корне слова” или “парная согласная в слабой позиции” и предложить придумать другие проверочные слова.
    Сначала на проговаривание детьми всех орфограмм уходит даже больше времени, чем на написание диктанта. Но занимаясь этим видом работы на уроке СИСТЕМАТИЧЕСКИ, дети не только быстрее находят орфограммы (а значит, понимают «ошибкоопасные» места), но и начинают писать намного грамотнее.
    В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое — на усмотрение учителя.
    На первых порах лучше за нахождение КАЖДОЙ ОРФОГРАММЫ, ЕЁ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОВЕРКИ давать ребёнку звёздочку, наклейку и пр. Чтобы сам процесс такого важного нахождения орфограмм превратился в увлекательную игру.
    Список обязательных орфограмм первого класса
    для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ
    Большая буква в начале предложения.
    Имена собственные.
    Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
    Мягкий знак – показатель мягкости.
    Разделительный мягкий знак*.
    Сочетания ЧК-ЧН.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова.
    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
    Имена собственные.
    Предлоги.
    * Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
    * Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

    Несколько слов о написании диктанта
    1. Слова в диктанте в первом классе дети записывают, обязательно проговаривая их по слогам губами или шёпотом.
    2. При письме все орфограммы выделяются зелёной ручкой.
    3. Если вы хотите добиться стопроцентной грамотности, то мини-диктанты надо писать в классе каждый день. Хоть два предложения по три слова в каждом. Но писать даже такой микродиктант каждый день.
    Диктант.
    Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
    Образец устного разбора в классе
    Мы – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Машей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
    Идём – орфограмм нет.
    Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.
    В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Чащу – ча пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Чащу – чу пишем с У. Орфограмма – сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Цветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Цветут – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ.
    Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Быстро – словарное слово. Пишется БЫСТРО.
    Бежит – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
    Бежит – жи пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Колючий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ.
    Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Пищат – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК.
    Пищат – ща пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Пушистые – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Мышки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Птички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака.
    Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
    Гнёзда – орфограмм нет.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Книги с Диктантами
    Полезно прочитать

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *