Почему был принят закон о защите прав потребителей?

11 ответов на вопрос “Почему был принят закон о защите прав потребителей?”

  1. baiburt22 Ответить

    Закон РФ “О защите прав потребителей”
    (Закон) является основополагающим
    законодательным актом в области защиты прав потребителей.
    Вместе с тем многие
    вопросы, связанные с применением Закона, регулируются
    Гражданским кодексом
    РФ, а также другими федеральными законами РФ.
    Поскольку значительная часть норм
    Закона направлена на обеспечение защиты
    прав потребителей в области качества и безопасности товаров,
    работ и услуг,
    важнейшее и непосредственное значение для правильного
    понимания и применения
    указанных норм и имеют законы, регулирующие порядок
    установления требований
    к качеству и безопасности товаров, работ и услуг и
    подтверждения их соответствия
    упомянутым требованиям: Закон РФ “О
    стандартизации” и Закон РФ “О сертификации
    продукции и услуг”.
    В указанных законах содержатся
    указания об их направленности на защиту
    интересов потребителей в области качества и безопасности
    товаров, работ и
    услуг, а также взаимные отсылочные нормы. Тесная связь
    трех законов предопределила
    издание комментариев к ним в одной книге, что делает более
    удобным пользование
    ими. В комментариях учтены изменения в законах, иных
    правовых нормативных
    актах РФ и нормативных актах министерств и ведомств РФ по
    состоянию на 1997
    год.
    С 7 апреля 1992 года начал
    действовать Закон Российской Федерации “О
    защите прав потребителей” (в дальнейшем Закон),
    принятый Верховным Советом
    7 февраля 1992 года (“Российская газета” от 7
    апреля 1992 года). Необходимость
    принятия специального Закона, направленного на защиту
    интересов практически
    всего населения, вызывалась тем, что все действовавшее
    ранее законодательство
    основывалось на приоритете интересов изготовителя и
    продавца, являвшихся государственными
    организациями, а немногочисленные законодательные нормы,
    которые имелись в
    области охраны интересов потребителя, были заблокированы
    ведомственными нормативными
    актами и практически не действовали.
    Во многих странах, в первую
    очередь в промышленно развитых, сравнительно
    давно уже действуют подобные законы. Проблема защиты
    потребителя приобрела
    международное значение, и в апреле 1985 года Генеральная
    Ассамблея ООН приняла
    “Руководящие принципы для защиты интересов потребителей”
    в качестве основы
    для разработки правительствами политики и законодательства
    в этой области.
    Начало перестройки нашего
    общества, ориентация экономики на нужды человека,
    естественно, требовали максимального расширения прав
    потребителей и, главное,
    закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление
    на законодательном
    уровне.
    Значение Закона не только в
    усилении социальных гарантий гражданина.
    Закон объективно повышает ответственность производителей,
    продавцов и исполнителей
    за качество своей работы, что в условиях отсутствия
    развитой конкуренции будет
    способствовать повышению качества продукции и услуг,
    социально-экономическому
    развитию страны.
    Закон, наряду с расширением прав
    потребителей, установил ряд новых обязанностей
    изготовителей продукции, торговых предприятий,
    исполнителей работ и услуг
    и других организаций.
    Одновременно с этим Закон вносит
    существенные изменения в представления
    о некоторых вопросах в области нормирования качества
    продукции, гарантийных
    и других сроках, связанных с качеством, информацией о
    продукции, ответственностью
    за нарушения прав потребителей и др.
    За прошедшие 4 года с момента
    принятия Закона произошли существенные
    изменения в экономической обстановке, выявились отдельные
    недостатки и пробелы,
    что потребовало внесения изменений и дополнений в Закон.
    Соответствующие коррективы также
    было необходимо внести в связи с принятием
    нового Гражданского кодекса Российской Федерации (часть
    первая).
    Федеральный закон Российской
    Федерации “О внесении изменений и дополнений
    в Закон Российской Федерации “О защите прав
    потребителей” и Кодекс РСФСР об
    административных правонарушениях” принят
    Государственной Думой 5 декабря 1995
    года и вступил в силу со дня официального опубликования –
    16 января 1996 года.
    С 1 марта 1996 года введена в
    действие часть вторая Гражданского кодекса
    РФ, содержащая нормы об отдельных видах обязательств.
    Федеральным Законом
    “О введении в действие части второй Гражданского кодекса
    Российской Федерации”
    N 15-ФЗ от 26 января 1996 года с 1 марта 1996 года
    признаны утратившими силу
    раздел “Обязательственное право” Гражданского
    кодекса РСФСР (1964 г.),
    ряд
    других актов и аналогичный раздел “Основ гражданского
    законодательства Союза
    ССР и союзных республик” (1991 г.), ряд других актов
    СССР – не подлежащими
    применению на территории РФ.
    Этим Законом (ст. 9) установлено,
    что когда одной из сторон в обязательстве
    является гражданин-потребитель, то он пользуется правами
    стороны в обязательстве
    в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными
    потребителю Законом
    РФ “О защите прав потребителей” и изданными в
    соответствии с ним иными правовыми
    актами.
    Новая редакция Закона, хотя и
    сохранила первоначальную структуру и направленность,
    затронула почти все его статьи (разумеется, в разной
    степени), что позволяет
    в определенной мере говорить о новом Законе.
    При комментировании отдельных его
    положений наряду с разъяснениями по
    существу вопросов будет обращено внимание на произошедшие
    изменения текста
    норм.

  2. vedemurua Ответить


    Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 – 17)
    Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
    Статья 2. Международные договоры Российской Федерации
    Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
    Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
    Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
    Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
    Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
    Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
    Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)
    Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
    Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя)
    Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
    Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
    Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
    Статья 15. Компенсация морального вреда
    Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
    Статья 16.1. Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)
    Статья 17. Судебная защита прав потребителей

    Глава II. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям (ст.ст. 18 – 26.2)
    Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
    Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
    Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
    Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества
    Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
    Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
    Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
    Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
    Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
    Статья 26 (утратила силу)
    Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара
    Статья 26.2. Правила продажи отдельных видов товаров

    Глава III. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) (ст.ст. 27 – 39.1)
    Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)
    Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
    Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
    Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
    Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
    Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
    Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
    Статья 34. Выполнение работы из материала исполнителя
    Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
    Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
    Статья 37. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)
    Статья 38 (утратила силу)
    Статья 39. Регулирование оказания отдельных видов услуг
    Статья 39.1. Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям

    Глава IV. Государственная и общественная защита прав потребителей (ст.ст. 40 – 46)
    Статья 40. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
    Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) по предоставлению информации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей (их территориальным органам)
    Статья 42. (утратила силу)
    Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей
    Статья 42.2. Передача осуществления полномочий органа государственного надзора органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    Статья 42.3. Подача и рассмотрение обращений потребителей
    Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
    Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
    Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
    Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей
    Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I
    “О защите прав потребителей”

  3. keoman Ответить

    6. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

  4. hawk_0_1 Ответить

    Информирование может происходить непосредственно на упаковках, на общедоступных стендах в магазине, на ценниках, либо иными способами. Если сведения не размещены на упаковке или на стендах, потребитель вправе потребовать от продавца представить документацию на товар. По любым фактам нарушений при предоставлении информации, граждане могут обращаться в службу Роспотребнадзора для проведения проверки.

    Статья 18. Права при выявлении недостатков

    Порядок действий и варианты предъявления требований при выявлении дефектов изделия закреплены в ст. 18 Закона № 2300-1.
    Если продавец заранее не уведомил о наличии недостатков, гражданин вправе:
    обратиться за обменом на аналогичное изделие, либо на другой экземпляр с перерасчетом цены;
    потребовать снижения цены продукции и возврата части средств;
    устранения дефектов за счет торговой сети, либо компенсации затрат на ремонт;
    расторгнуть договор с возвратом денег;
    взыскать убытки, причиненные продажей бракованного изделия.
    Важно! Выбирать между перечисленными требования может сам покупатель. Однако вернуть технически сложные изделия и получить обратно деньги можно не позднее 15 дней после покупки. Исключение составляют случаи, когда дефекты носят существенный или неустранимый характер, либо проявляются повторно.
    Предъявить одно из требований можно даже при отсутствии чека или иного документа. Однако в этом случае придется доказывать факт и условия приобретения. Если возникает спор относительно дефектов и причин их образования, экспертиза проводится за счет торговой точки. Естественно, если гражданин столкнулся с отказом в удовлетворении претензий, он вправе заказать независимую экспертизу с последующей компенсацией затрат.

    Статья 25. Обмен качественного товара

    Даже при отсутствии у изделия дефектов, покупатель может рассчитывать на его обмен или возврат. Для этого нужно учитывать следующие правила, регламентированные статьей 25 Закона:
    вернуть изделие, которое не подошло по цвету, размеру или иным параметрам, можно в течение 14 дней;
    отдельные категории продукции, указанные в Постановлении № 55, нельзя обменять при отсутствии недостатков;
    при получении заявления о возврате, продавец имеет право заменить его на аналогичную модель, соответствующую требованиям покупателя;
    при отсутствии аналогичного изделия, гражданин вправе вернуть товар и получить обратно деньги.
    Если в магазине отсутствует аналогичный товар, а гражданин настаивает на возврате денег, расчет должен быть произведен не позднее 3 дней. При просрочке выплаты можно подавать письменную претензию, а затем и обращаться в судебные инстанции.

    Статья 32. Отказ от договора на оказание услуг

    Заказав работу или услуги, гражданин может в любой момент расторгнуть договор, не дожидаясь сдачи результата. Статья 32 Закона №2300-1 позволяет потребителю заявить такое требование с возмещением исполнителю фактических затрат. Например, если исполнитель уже приобрел материалы для предстоящих работ, потребитель будет обязан оплатить их стоимость. Даже если исполнитель включит в договор пункт о невозможности расторжения договора в одностороннем порядке, он будет являться незаконным.

    Комментарии юриста

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *