Почему чартков купил портрет старика на последний двугривенный?

10 ответов на вопрос “Почему чартков купил портрет старика на последний двугривенный?”

  1. Skrimer_Krasnoyarsk Ответить

    1. С какой целью М.Ю.Лермонтов нарушает
    хронологический порядок построения «Героя…»?
    А) дает
    возможность объективно, через самоанализ, раскрыть «историю дуэли» человека;
    Б) стремление
    к оригинальности;
    В) для того
    чтобы пробудить интерес читателя к герою;
    Г)
    постепенное—от «внешнего к внутреннему»- раскрытие характера главного героя;
    2. Почему описание внешности, портрет Печорина
    дан «проезжим офицером», а не Максимом Максимовичем? Он:
    А) не
    наблюдателен
    Б) не способен
    к обобщениям
    В) не мог быть
    объективен в описании Печорина
    Г) слишком
    прост, не может понять Печорина. Так как тот—человек другого круга
    3. С какой целью введены в роман пейзажные
    зарисовки? «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели…» «Солнце едва
    выказалось из-за зеленых вершин,и слияние первой теплоты его лучей с умирающей
    прохладой ночи наводило на чувства какое-то сладкое томление…»
    А) изображение
    красоты Кавказа
    Б) углубление
    характеристики героя
    В) изменение
    душевного состояния героя
    Г) плавное
    развитие сюжета
    4.Какие темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова сходны с
    мотивами и темами творчества А. С. Пушкина

  2. Butek2 Ответить

    Талантливый, но бедный художник Чартков покупает
    на последние деньги портрет старика, привлекший
    его внимание в пыльной лавке ростовщика.
    Ночью ему приснился сон, что старик ожил и показал
    ему мешок с деньгами.
    Проснувшись, Чартков наяву обнаруживает деньги,
    которых бы хватило ему на три года.
    Он решает потратить их на холсты и краски.
    Но искушение пересиливает: он срывается и начинает
    покупать множество ненужных ему вещей, снимает
    квартиру в городе и покупает себе славу в виде
    похвальной статьи в газете.
    Он сразу рассчитался со всеми долгами, купил себе
    новую одежду и стал принимать заказы на портреты.
    Чартков становится модным художником и известным
    богачом.
    Теперь он работал только ради денег, и все знакомые
    стали отмечать, что его талант пропал.
    Он начинает скупать все талантливые произведения и
    уничтожать их с “бешенством” и “адским” наслаждением.
    Деньги играют роковую роль в его жизни:
    в начале они стали причиной гибели его таланта,
    сейчас он использует их на то, чтобы уничтожать
    талантливые произведения других художников.
    Фактически он возвращает деньги тому, от кого их получил.
    Так Гоголь подчеркивает: сделка с дьяволом ведёт к
    опустошению, погружает человека в небытие.

  3. s2r Ответить

    Гоголь Н. В. – “Портрет”
    Действие происходит в Питере. На Васильевском острове живет молодой, бедный, по талантливый художник Чартков. В лубочной лавке он покупает за двугривенный портрет неизвестного человека в штатском костюме неизвестного художника. Приносит домой. Ночью видит то ли сон, то ли явь: выходит человек из портрета, садится на его диван, считает завернутые в бумажку деньги, по 1000 червонцев, заворачивает и убирает обратно в полу платья. Один сверток Чартков прячет в чулан. Человек уходит обратно в портрет, потом возвращается и забирает забытый сверток. Утро.
    Приходит домовладелица и квартальный требовать оплаты за жилье, а денег у художника нет. Из картины вдруг выпадает сверток. Чартков платит, переезжает на Невский проспект, покупает всякого барахла и дает объявление в газету: “Хороший художник рисует портреты”. Приучается рисовать быстро и схематично, общие черты. Его хвалят. О прежнем желании -“Были бы деньги, я развивал бы свой талант” — он забыл. Главной целью Чарткова стало золото. Общество его любит, он бывает на пирах, балах. Но случайно в Академии искусств увидел гениальную картину и не смог дать ей оценку, заплакал и убежал. Пытается нарисовать нечто подобное, но рука его уже привыкла к схематичному изображению. От злости начал он скупать все знаменитые картины и резать их ножом у себя дома. Общество его стало избегать, так как он глядит на всех зло. У Чарткова начинается горячка, он признан сумасшедшим. Когда он умер, то у него в квартире нашли изрезанные картины.
    Все имущество его пущено с аукциона, в том числе и портрет.
    Во второй части повести “Портрет” автор повествует об аукционе, на котором продается портрет старика. Человек, купивший картину, рассказывает невероятную историю портрета, который приносит всем несчастья.
    Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто-то успел украсть его. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.
    Так заканчивается повесть Н. В. Гоголя “Портрет”
    .

  4. kaktus9544 Ответить

    Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда юноша отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.
    На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.
    Чартков становится известным в городе художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски.
    Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.
    Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку картин, а дома резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин». Постепенно художник впал в безумие – ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.

    Часть 2

    Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз». Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Юноша сообщает, что имеет особое право на это картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.
    Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить «непомерные проценты». Однако самым странным было то, что все, кто брал у него в займы, «оканчивали жизнь несчастным случаем» – молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.
    Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы». Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа. Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.
    Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика». В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась. Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.
    Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила».
    После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль». Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.
    Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.

    Заключение

  5. Kaypiy Ответить

    Живущий в бедности молодой художник Чартков, несмотря на то, что ему нечем расплатиться за аренду квартиры, в лавочке на Щукинском дворе покупает за двугривенный портрет неизвестного ему человека, старика в азиатских одеждах, который привлёк его внимание тем, что глаза изображённого выглядят совершенно как живые. Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него, ночью Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов старик выходит из рамы с мешком, набитым деньгами, и художнику удаётся схватить один свёрток с надписью «1000 червонцев» . Утром, когда появляется квартальный, требующий с Чарткова плату за квартиру, в раме портрета обнаруживается точно такой же свёрток, какой художник видел в своём кошмаре.
    Чартков переезжает в роскошную квартиру на Невском проспекте, даёт объявление в газету, и вскоре у него появляется много заказчиков. Чартков становится модным художником, пишет множество портретов. Он удовлетворяет запросам клиентов, однако многие его прежние знакомые замечают, что талант его, раньше явно проявлявшийся, исчез. Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства. Чартков запирается в своей мастерской и пытается создать что-то подобное, однако у него ничего не получается; тогда он начинает скупать живописные шедевры и уничтожает их. Вскоре Чартков сходит с ума и скоропостижно умирает.

  6. Atego Ответить

    Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль
    в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или
    потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который
    гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры?
    Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и
    благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
    Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и
    эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство.
    Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х
    годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе
    в человеческой душе.
    Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской
    пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные
    подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с
    пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не
    отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими
    этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и
    обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая
    природа… кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков, по
    признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям
    житейским, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову
    возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и
    слава, а не искусство становятся его кумиром. Своим успехом Чартков обязан тем, что рисуя
    портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на
    бескорыстное произведение таланта – рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном
    существе. Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни,
    стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал,
    придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте
    искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант,
    тот чище всех должен быть душою», – говорит отец сыну во второй части повести. Эти слова
    почти дословно повторяют слова Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство – две
    вещи несовместные». Но для Пушкина добро – в природе гениальности. Гоголь же пишет
    повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант
    ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве,
    талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности.
    Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее
    многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они
    не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков
    чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная
    картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение.
    Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого
    полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи», прямой отзыв о которой помещен как статья
    во второй части сборника «Арабески».
    Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни,
    потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе
    зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство,
    скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к
    сумасшествию и смерти.
    Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или
    мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло
    мира? Гоголь двойственно отвечал на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь
    же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и
    осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается
    всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес»
    оказываются в повести речевой рамой портрета.
    Пушкин в «Пиковой даме» по существу опровергает мистическое истолкование событий, Гоголь
    не отрицает его.
    Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего успеха «Пиковой дамы» является
    ответом и возражением Пушкину. Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха
    Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола
    и самого ставшего нечистой силой. И «твердый характер, честный прямой человек», написав
    портрет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам
    талантливых своих учеников.
    Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые «глядели демонски-сокрушительно»,
    уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине,
    предназначенной для храма «нет святости в лицах».
    Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни гибнут, изменив лучшим свойствам своей
    натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика
    отнимает у людей радость жизни и пробуждает «тоску такую … точно как будто бы хотел
    зарезать кого-то» Характерно стилистически это сочетание «точно как будто бы…»
    Разумеется «точно» употреблено в смысле «как», чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем,
    сочетание «точно» и «как будто бы» передает свойственную Гоголю манеру детализированного
    реалистического описания и призрачности, фантастического смысла событий. Манера эта
    подсмотрена у Пушкина. Вспомним описание видения Германна в У главе «Пиковой дамы»: «Он
    проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти
    три. Сон у него прошел; он сел на кровати и думал о похоронах графини… Чрез минуту
    услышал он, что отпирали дверь в соседней комнате. Германн думал, что денщик его, пьяный
    по своему обыкновению, возвращался с ночной прогулки. Но он услышал незнакомую
    походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Германн принял ее за свою старую кормилицу и
    удивился, что могло привести ее в такую пору. Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг
    перед ним, – и Германн узнал графиню». Отчетливость бытового сознания Германна как будто
    не исключает возможность видения, однако призрак появляется и говорит. Сам призрак дан
    стилистически в той же противоречивости: «скользнув» и «шаркая туфлями».
    У Пушкина в видении Германна обнаружен отрыв души от реального существования человека.
    У Гоголя сцену тревожного и странного сна Чарткова озаряет, как у Пушкина, луна, «богиня
    тайн», как она названа на страницах «Евгения Онегина»: «Свет ли месяца, несущий с собой
    бред мечты и облекающий все в иные образы, противоположные положительному дню, или что
    другое было причиною тому, только ему сделалось вдруг, неизвестно отчего, страшно сидеть
    одному в комнате». Гоголь разъясняет читателю, что несет с собой свет луны. Вместо
    определенной ясности пушкинских фраз, синтаксически скупых и точных, появляется качание,
    созданное обилием причастных оборотов, вводных конструкций, безличных предложений.
    Конкретность описания действий, как у Пушкина, сохраняется, но она подчинена более
    откровенному раскрытию чувств героя: «По комнате раздался стук шагов, который, наконец,
    становился ближе и ближе к ширмам. Сердце стало сильнее колотиться у бедного художника.
    С занявшимся от страха дыханьем он ожидал, что вот-вот глянет к нему за ширмы старик».
    Гоголь пишет сон, который похож на быль настолько, что Чарткову кажется, что он
    просыпается , но потом оказывается, что он как бы проснулся, проснулся во сне.
    Бесконечность этого сна, преследующего художника, носит характер наваждения. Пушкин в
    видении Германна показывает, как таинственно в душе героя проступает совесть, перебиваемая
    желанием выигрыша. Гоголь пишет сцену, открывающую читателю, как художником овладевает
    зло.
    Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том,
    что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы.
    Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать
    похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал
    картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной
    истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим
    персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу.
    Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного
    добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков
    был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю. Справедлив ли он?
    Гоголь, действительно, в своих произведениях хочет взять на себя миссию библейского
    пророка. Видя корысть, ничтожность, «земность» людей, писатель негодует и поучает.
    Художник, отец рассказчика второй части Б., искупая зло, которое совершил он, написав
    портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той высоты
    духовной, которая позволяет ему написать рождество Иисуса. Но восхождение к добру,
    требующее от человека суровых жертв, осознается в повести не как проявление, а
    подавление натуры. Дьявол или бог царствуют, по Гоголю, в душе человека, натура которого
    открыта и добру и злу. Недаром настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в
    картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с помощью одного
    человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью
    и благословенье небес почило на труде твоем». Инверсии и архаизмы, характерные для
    церковной речи, свойственны не только настоятелю. Наставление, которое дает художник
    двадцатилетнему сыну, ободренному радостной надеждой на путешествие в Италию, выдержано в
    тонах «Нагорной проповеди» Христа и по стилю, и по смыслу: «Твой путь чист, не совратись
    с него… Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его».
    Гимн искусству у Гоголя окрашен религиозно: «Намек о божественном, небесном заключен для
    человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего… Все принеси ему в жертву и
    возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной
    страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков
    успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание
    искусства». Такова эстетическая программа Гоголя, окрашенная идеей религиозного служения
    и утверждением художника как лица священного. Тяжеловесная торжественность стиля
    Гоголя в этом поучении отца сыну оказывается пластическим выражением убеждения писателя
    в том, что человек по натуре грешен, что мучительно и тяжело восхождение его по лестнице
    чистилища. Как и в «Пиковой даме», в «Портрете» упомянут Данте. Государыня говорит,
    что «Дант не мог найти угла в своей республиканской родине; что истинные гении возникают
    во времена блеска и могущества государей и государств, а не во времена безобразных
    политических явлений и терроризмов республиканских, которые доселе не подарили миру ни
    одного поэта.»
    Характерно, что для Пушкина важны мысли Данте о цельности души человеческой, не
    способной вмещать «две неподвижные идеи», и преданность человека родине («горек чужой
    хлеб…»). Для Гоголя более важной в Данте оказывается идея искупления греха очищением
    и бесприютности художника на родине, если в ней не установлен твердый, монархический
    порядок. Однако в реальной практике своих произведений Гоголь отступает от программы
    своей. Повесть «Портрет» не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо
    от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу. Гоголь, переделав финал
    повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика
    таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести
    портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.
    Вопросы и задания.
    1. Что связывает повести Пушкина «Пиковая дама» и Гоголя «Портрет»?
    2. В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку?
    3. Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?
    4. Чем объясняется стилистическая разность произведений Пушкина и Гоголя ?
    5. Рассмотрите репродукции с картин К.Брюллова «Последний день Помпеи» и А.Иванова
    «Явление Христа народу». Что сближает и отличает эти полотна?
    Автор: Маранцман В. Г., член-корр. РАО, д-р фил. наук, профессор

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *