Почему по вашему на этом фоне так неожиданно звучит рассказ старика?

13 ответов на вопрос “Почему по вашему на этом фоне так неожиданно звучит рассказ старика?”

  1. LALKA2000 Ответить

    Из героев больше всего мне понравился дубровский старший. он был честен, справедлив и смирен. он любил троекурова как друга до момента их ссоры.он настолько уважал друга, что приезжал к нему на все пиры.но когда псарь парамошка сказал обидные слова, дубровский в первые в жизни уехал из покровского. а ведь троекуров даже не охотился без дубровского, ему были нужны советы друга.дубровский ни смел подчиняться троекурову, он знал своё право и не являлся “вещью” соседа.дубровский ни щадил крупных денег для любимого сына владимира. неприязнь вызвал у меня троекуров. он постоянно был окружён людьми, никто ни смел не приехать на его какой ибо пир. он обращался со своими холопами как с вещью. он не принимал их за людей. он проявил ужасное качество когда пытался отобрать имение у бывшего лучшего друга дубровского. насколько была крепка их дружба! и всего то какая то мелкая ссора разбудила огонь в глазах троекурова. он пытался доказать что он прав и когда дубровский уехал из покровского он сказал : “да знает ли он с кем связывается! ? ” тоесть он был готов на любой скандал.он не понимал что делал, гордость поглощала его разум. но когда он всё же смог отобрать имение, столь лёгким путём, его бывший лучший друг дубровский жестоко заболел и троекуров стал осознавать что сделал, гордость его отпустила, и он решил поехать к бывшему другу в кистенёвку и вернуть имение. но когда дубровский увидел его в окнах, сердце его забилось и он подумал что троекуров пытается сделать ему ещё хуже, его состояние здоровья резко ухудшилось, и сын владимир приказал выгнать его со двора. после всех мучений дубровский андрей гаврилович умер, и главным героем стал его сын. столько хватит?

  2. Cordatius Ответить

    1
    Элементы технологии  развития критического мышления
    на   уроке  литературы в 7 классе
    Тема  урока:  «Волшебная сила музыки» (по рассказу К. Г. Паустовского «Старый  повар»).
    Цели  урока:  выяснить, какова роль музыки в жизни людей; на основе произведения  Паустовского показать воздействие музыки на героев рассказа; обратить внимание учащихся на то, как литература и музыка могут взаимообогащать и дополнять друг друга.
    Задачи  урока:  развивать умение анализировать прочитанное, понимать авторский замысел; способствовать развитию творческих способностей, читательской наблюдательности и воображения; формировать у учащихся интерес к классической музыке.
    Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация к уроку, тексты с рассказом К. Г. Паустовского, фонограммы с музыкальными композициями
    В. А. Моцарта.
    Ход  урока:
    I. Вступительное слово учителя.   Краткое сообщение об авторе.
    2-ой слайд. Константин Георгиевич Паустовский – известный русский писатель. Много писал о природе, о животных, но главный предмет его творчества – человек. Героев Паустовского отличает нравственная чистота и скромность.
    3-ий слайд. Произведения автора – это рассказы, очерки, путевые заметки, зарисовки, литературные портреты. Недавно мы прочитали рассказ «Корзина с еловыми шишками» и сегодня  продолжим знакомство с творчеством писателя.
    4-ый слайд. Изображение природы Мещёрского края занимает в творчестве писателя особое место.
    II. Работа с художественным текстом.  В данной части урока реализуется схема «вызов – осмысление – размышление». Алгоритм работы следующий:
    -чтение текста от «остановки до остановки»;
    -вопрос-прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;
    -ответ-предположение, его обоснование.
    На стадии вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к восприятию произведения:
    -Был ли в вашей жизни случай, когда, слушая музыку, вы увидели что-то необычное?
    5-ый слайд. Изображение старой Вены. Зимний вечер.
    Чтение первого отрывка  (до слов «…с тёмного неба падали холодные капли дождя»).
    Первая остановка.
    1
    Какое настроение создаётся в начале рассказа?
    (описание сада, дома, старика, собаки)
    – Настроение грустное, унылое, безнадёжное. Оно создаётся повтором  слов «старый», «холодный».
    Какой предмет в интерьере дома выделяет писатель?
    2
    6-ой слайд. Изображение клавесина.
    -Клавесин. ( Струнный клавишно-щипковый инструмент, предшественник фортепиано).
    С каким чувством пишет о музыкальном  инструменте Паустовский?
    -Описывает клавесин с любовью, используя олицетворение: в доме старика к нему относятся как к живому существу.
    Чтение второго отрывка  (до слов «…я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть в вашей души»).
    Вторая остановка.
    2
    Как меняется настроение рассказа?
    -С появлением в сторожке незнакомца эпитеты «молодой», «по-мальчишески», «быстро», «весело» придают повествованию живость, энергию, бодрость. Минорное звучание повествования меняется на мажорное.
    Каким человеком в жизни был старик? Что чувствуете вы по отношению к нему?
    В чём, по-вашему, хочет покаяться старый человек?
    Чтение третьего отрывка  (до слов «…Слушайте и смотрите»).
    Третья остановка.
    3
    Как понять слова «быстрый звон рассыпался по сторожке»?
    Как назвал незнакомец грех старика? Почему это подвиг любви?
    -Цель кражи не корысть, а спасение жизни жены. Другой возможности  раздобыть денег на лекарства у старого повара не было.
    Что можете добавить к характеристике старика?
    В чём смысл слов «Слушайте и смотрите», обращённых к старику?
    -Незнакомец понимает, что звуки музыки способны воскресить в памяти картины былого, вспомнить счастливое прошлое, любимую жену.
    7-ой слайд. На экране – изображение весеннего сада, девушек с кувшинами.
    3
    На фоне музыки  (В. А. Моцарт  Концерт № 4 для клавесина с оркестром, ч.2) читаю
    четвёртый отрывок  (до слов «…имя. Имя!»).
    8-ой слайд. На экране – ветка яблони с крупными цветами.
    Четвёртая остановка.
    4
    Что меняется вокруг? Как звучит клавесин?
    -Смерть отступила; зиму сменила весна, к клавесину вернулось былое звучание, ожил старый пёс, а его слепой хозяин смог увидеть тот день, когда он впервые встретился со своей будущей женой.
    Что вернуло старику утраченное счастье?
    -Паустовский пишет о великой силе искусства, которому подвластно то, что кажется невероятным, об огромных возможностях, таящихся в музыке, звучание которой возродило, казалось бы, навсегда утраченное.
    Почему старик не хотел умереть, не узнав имени музыканта?
    -Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Музыка воссоздала реально ощутимую, «зримую» картину. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смертью ему хочется узнать имя Мастера. Сила музыки – в необычайном эмоциональном воздействии на человека.
    Как вы думаете, кто бы это мог быть? Есть предположения?
    9-ый слайд. Портрет В. А. Моцарта.
    Чтение заключительной части текста.
    10-ый слайд.  На экране –  сад, засыпанный цветами мокрого снега.
    Пятая остановка.
    5
    Паустовский называет Моцарта великим композитором. В чём его величие?
    -Он написал музыку, которая делает людей счастливыми. Старик умер спокойно: с души снят мучивший его грех, он знает, что о дочери есть кому позаботиться. Музыка утешила его, принесла облегчение.
    Почему именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего?
    4
    -Не всё и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит на душе. И тогда на помощь приходит музыка. Моцарт служит искусству, которое утверждает добро.
    Моцарт импровизировал  или играл одно из своих написанных произведений?
    Как описанный из жизни Моцарта эпизод характеризует музыканта?
    -Добрый, благородный, проявляет милосердие к старому, умирающему человеку.
    11-ый слайд.  Памятник Моцарту.
    Дополнительные сведения о композиторе.
    (Моцарт обладал феноменальными способностями: абсолютным слухом и музыкальной памятью. В 3 года под руководством отца научился играть на клавесине, а в возрасте 5 лет уже сочинял музыкальные произведения. За свою очень короткую жизнь (35 лет) написал более 600 произведений. Дмитрий Шостакович сказал: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии»).
    Как назвал Паустовский свой рассказ?
    12-ый слайд. Название произведения.
    13-ый слайд. Эпиграф к рассказу (слова французской писательницы Анны Сталь).
    Что сближает рассказы Паустовского «Старый повар» и «Корзина с еловыми шишками»?
    -В этих рассказах речь идёт о музыке, способной влиять на жизнь человека, изменять её, вызывать глубокие чувства, переживания, преодолевать время и пространство. В центре каждого рассказа – образ великого композитора, наделённого душевной щедростью, отдающего людям свой талант, приносящего им радость.
    Что делает финал рассказа оптимистичным?    (Заря разгорается).
    14-ый слайд.  На экране – стихотворение. Читаю его на фоне звучащей музыки (В. А. Моцарт Фантазия ре-минор, ч.1).
    Прислушайтесь: она звучит везде!
    Слепой прозреет и глухой услышит,
    Когда всей грудью музыка задышит
    И вынесет бескрылого к звезде;
    Когда вдруг всхлипнет и забьёт ключом,
    Снег превратит в танцующее пламя,
    Разбитыми заплачет хрусталями,
    Созвучий острым полоснёт лучом:
    По деревянным креслам пробежит –
    И почки вмиг проклюнутся из кресел,
    А горизонт пусть весел, пусть невесел –
    Заглянет в очи и заворожит.
    5
    Вывод. Как музыка помогает человеку?
    -Успокаивает, вдохновляет, радует, исцеляет, заставляет задуматься, очищает сердце, показывает все движения нашей души, говорит на языке ангелов. Пробуждает в нас ясность духа, и всё в мире нам представляется естественным, истинным и добрым. Подобно волшебным семенам, пускают в нас звуки свои корни. Как описать то могущество, которое, словно зажигательное стекло, соединяет всю силу многочисленных лучей в одной точке? Музыка пробуждает в нашей груди любовь к человеку и к миру. Она внушает терпимость к нашим злейшим врагам.
    III. Рефлексия.
    Предлагаю составить синквейн по теме теме урока.
    Синквейны, составленные учащимися на уроке:
    Музыка
    Светлая, великая
    Молодит, манит, успокаивает
    Музыка облагораживает душу человека.
    Сила
    (Коренькова   Анастасия)
    Незнакомец
    Таинственный, бескорыстный
    Сопереживает, лечит, помогает
    Незнакомец может исцелить душу.
    Спаситель
    (Антонова    Виктория)
    Музыка
    Тихая, душевная
    Возрождает, воодушевляет, успокаивает
    Музыка властвует над пространством.
    Жизнь
    (Федотенко Надежда)
    IV. Домашнее задание.
    1.Напишите сочинение-эссе на тему по выбору:
    Гимн музыке.
    Роль музыки в жизни людей.
    Почему музыку понимают все люди земли без перевода?
    2.Напишите небольшой рассказ о том, как сложится дальше жизнь Марии.
    3. Напишите сказку о стране, которой правила музыка.

  3. Landameena Ответить

    Дэвид Финчер считается настоящим мастером триллеров. Его работы, среди которых «Семь», «Бойцовский клуб» и «Исчезнувшая», регулярно попадают в списки лучших фильмов этого жанра. К тому же, картины Финчера отличаются мрачной атмосферой и напряжёнными историями, не втянуться в которые попросту невозможно. «Загадочная история Бенджамина Баттона» попросту не вписывается в его фильмографию, так как она сохранила в себе лишь малую толику узнаваемых черт творчества режиссёра.
    Этот фильм вполне мог бы снять кто-нибудь другой без потери смысла и общей атмосферы. И это неудивительно — среди кандидатов на пост режиссёра студия рассматривала Стивена Спилберга и Рона Ховарда, которые знали толк в постановке подобных картин. Не совсем ясно, чем эта сентиментальная история привлекла Финчера, но студия явно не прогадала с выбором: большие кассовые сборы и 13 номинаций на «Оскар» позволяют назвать этот фильм крайне успешным.
    По сути, «Загадочная история Бенджамина Баттона» — это фэнтези, что резко отличает его от всех остальных проектов Финчера, характерных своей приземлённостью и предельной реалистичностью.
    Если в других своих работах режиссёр исследовал мрачные стороны человеческой души, то в этом фильме он неожиданно показывает любовь, триумф добра и надежды, светлые аспекты жизни, что совершенно для него нетипично. Общий мелодраматический тон настраивает на расслабленный и меланхоличный просмотр, и это резко контрастирует с фирменной чертой Финчера снимать происходящее динамично и напряжённо.

  4. Fruitybomb Ответить

    http://www.chitalnya.ru/users/Margosha/
    Miliza
    [Margosha]
    Константин Паустовский – “Старик в станционном буфете” – читает – Miliza
    Худой старик
    с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над
    Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял
    толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на
    крепкую ледяную закраину.
    Старик зашел
    в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на
    деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.
    Вместе со
    стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и
    дрожала.
    Рядом за
    столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у
    них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой
    колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это
    внимания.
    Когда один
    из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала.
    Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот
    молодому человеку.
    – Пети! –
    тихо позвал старик. – Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?
    Но Пети
    продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали и опускались
    от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и
    подымала их снова.
    Но молодые
    люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в
    стаканы холодное пиво.
    Снег
    залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу
    совершенно ледяное пиво.
    – Пети! –
    снова позвал старик. – А Пети! Ступай сюда!
    Собачка
    несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его
    слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не
    взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила:
    “Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд”.
    – Эх, Пети,
    Пети! – шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.
    Пети снова
    вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила
    его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее самой нехорошо на душе и
    она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.
    Наконец один
    из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил собаку.
    – Просишь,
    стерва? – спросил он. – А где твой хозяин?
    Пети
    радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.
    – Что же это
    вы, гражданин! – сказал молодой человек. – Раз собаку держите, так должны
    кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню выпрашивает.
    Нищенство у нас запрещено законом.
    Молодые люди
    захохотали.
    – Ну и
    отмочил, Валька! – крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.
    – Пети, не
    смей! – крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.
    Собачка
    сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.
    – Не смей
    брать у них ни крошки! – сказал старик.
    Он начал
    судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал
    пересчитывать ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него
    дрожали.
    – Еще
    обижается!-сказал скуластый молодой человек. – Какой независимый, скажи
    пожалуйста!
    – А, брось
    ты его! На что он тебе сдался? – примирительно сказал один из молодых людей,
    наливая всем пиво.
    Старик
    ничего не ответил. Он подошел к стойке и положил горсть мелких денег на мокрый
    прилавок.
    – Один
    бутерброд! – сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост.
    Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.
    – Один! –
    сказал старик.
    – Берите! –
    тихо сказала продавщица. – Я на вас не разорюсь…
    – Палдиес! –
    сказал старик. – Спасибо!
    Он взял
    бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошел, второй
    подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на
    белые леса за рекой Лиелупа.
    Старик сел
    на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок
    и спрятал в карман.
    Собачка
    судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:
    – Ах, Пети,
    Пети! Глупая собака!
    Но собачка
    не слушала его. Она ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза – они у
    него слезились от ветра.
    Вот, собственно, и вся
    маленькая история, случившаяся на станции Майори на Рижском взморье.

  5. Yerpals Apotheoses Ответить

    Имя старика — Сантьяго. Его имя тоже символично, хотя, с другой стороны, оно и делает его реальным, менее обобщенным “стариком”. Сантьяго: сант – святой, яго – эго (шекспировский Яго как суперэгоист). Сантьяго — святой человек. Произведение “Старик и море” — о том, как Сантьяго приближается к пути, который ведет к “святости”.
    Только старики могут просить у моря, про себя называя его “la mar”, женского рода, ждать чуда и не удивляться неудачам. Море — это символ жизни, сама жизнь.
    Он постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милостыни или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж её природа.
    Старик уже не может сам бороться с морем, как те, которые считают море мужчиной и врагом. У него уже нет сил. Поэтому он считает море матерью (богиня-мать, рождающая и убивающая), женщиной, и просит у нее. Гордость старика не позволяет просить у мальчика, а только у нее, у матери, у женщины. И тот факт, что он просит, означает, что к нему уже начало приходить смирение.
    Но гордость еще осталась в его душе — гордость своей силой, волей, выдержкой. Его лески висят прямее, чем у других, он не брезгует пить рыбий жир, он стесняется показать мальчику свою бедность, он пытается быть великим, как Ди Маджио.
    Обращение к великому бейсболисту Ди Маджио служит и для старика, и для мальчика эталоном настоящего мужчины. Сантьяго соотносит себя с ним, когда хочет доказать «на что способен человек и что он может вынести».
    А еще он обрел веру. Вера — это ключевое понятие в произведении “Старик и море”
    Хотя он и не прочитал сто раз “Отче наш” в пределах повествования, но он приобрел ту беспомощность, которая необходима для веры. Он понял, что надо верить не в себя (ему было важно, что мальчик в него верит, именно в него). Что нужно не “покупать” счастье у языческого моря, у языческой золотой рыбки, а другое.
    Именно веру приобрел старик, а вместе с верой — смирение.
    Хемингуэевская притча о старике и море — также о смирении и о силе духа.
    Слово “смирение” не раз встречается в тексте. Там сказано, что старик не помнит, когда к нему пришло смирение. В процессе борьбы смирение только начало к нему приходить. Смысл текста — описание того, как к старику пришло смирение. Эта притча — о смирении старости.
    Сочувственно описано старания старика нести каждый раз после выхода в море на плече мачту и мальчик, несущий деревянный ящик с мотками туго сплетенной коричневой лесы, багор и гарпун с рукояткой.
    Всё повествование пронизано заботой о дне завтрашнем, вряд ли кто вздумал бы обокрасть старика, но лучше было отнести парус и тяжелые снасти домой, чтобы они не отсырели от росы.
    И хотя старик был уверен, что никто из местных жителей не позарится на его добро, он все-таки предпочитал убирать от греха багор, да и гарпун тоже.
    Старик сам назвал себя “необыкновенным стариком”. Если бы так о старике сказал мальчик, мы бы ему поверили. Но необыкновенные старики не говорят так о себе. Потом, в течение повествования, мы понимаем, что старик имел в виду: он хотел сказать, что он был всегда очень сильным человеком. У него было прозвище — чемпион. Была очень сильная воля, и он был физически очень сильным, — значит, он никогда не болел и никогда не мог почувствовать себя слабым и зависящим от кого-то. Может быть, поэтому старик и не верил сознательно в Бога (бессознательно он в Него верил). Сильный человек Сантьяго Чемпион считал, что он не верит в Бога. И эта прежняя сила старика — тоже символ, старик — символ сильного человека в старости. Старик именно поэтому так исключительно силен, потому что если бы он не был так силен, он был бы более реальным и менее абстрактным. Его преувеличенная сила нужна, чтобы подчеркнуть его истинную слабость.
    Он ведь понимает, что его счастье обернулось несчастьем потому, что он слишком далеко ушел в море — гораздо дальше, чем другие. Поэтому он чуть не умер, поэтому за него волновался мальчик. Он чуть не умер из-за своей гордости. Из-за того, что ему надо было поддерживать амплуа «необыкновенного старика» и мечтал поймать большую рыбу. Его предназначение было поймать именно большую рыбу, а не маленькую, каких люди много лет ловили раньше.
    И эта пойманная большая рыба оказалась даже больше, чем он о ней думал, — он думал о себе, что к нему уже пришло смирение, — с тех пор, как он стал называть себя стариком и просить у моря. Море очень доброе. Все желания сбываются. Но они искажаются нашими пороками, поэтому сбываются часто не целиком, в искаженном виде. Бог не мог не помочь старику. Но Он помог ему не так, как старик думал, что для него будет лучше всего. Старик привез кости рыбы в город, — потому что ему была важнее его гордость, доказать себе, что он еще может, а не накормить людей. Он показал всем, что он может: люди увидели хребет рыбы. Но он не хотел на самом деле накормить и именно поэтому не смог накормить. Главное — он выжил и обрел смирение.
    Акулы съели рыбу, потому что дело не в везении: иногда счастье дорого стоит. А потому что все на самом деле не в руках старика. Потому что на самом деле не надо просить то, что не твое. Старик раскаялся в том, что он убил рыбу. Он убил рыбу, потому что возгордился, думал, что это его гордое предназначение. «…А на самом деле надо любить то, что тебе дают. Ведь Бог добрый, Он дает то, что у него просят. (Если ты попросишь рыбу, разве Он даст змею?)…» Но не все человек может взять.
    Старик называет рыбу своим другом и братом. Он думал, что его гордое предназначение — бороться с другом и братом. А оказалось, что нет.
    В повествовании, он и не нашел свое предназначение. Старик нашел смирение. Он понял, что не надо бороться, убивать и что он не замечательный старик.
    Мальчик и старик, как символика слабости, детскости, зависимости, смирения. Мальчик плачет о старике, и правда, старика жалко, и плакать хочется. Но все же кажется, что потом все будет хорошо, спокойно. Спокойное счастье.
    Оттенки смысла — в мелочах. Старику у Хемингуэя снились львы. Почему?
    Во-первых, лев — символ счастья. Это гармоничное сильное животное. Во-вторых, лев — символ силы. В-третьих, лев — одно из четырех животных-символов в Апокалипсисе.
    Основным мотивом, который проходит через всё произведение, есть упорная вера в завтрашний день, вера в удачный улов, не смотря на предыдущие восемьдесят четыре дня безуспешных выходов на рыбную ловлю.
    На этом фоне хижина, кровать, одежда – всё могло подождать завтрашний день, ведь завтра обязательно должно повезти, и большая рыба будет обязательно поймана. А там и снасти и еда – всё будет.
    Спокойные, красочные сны о африканских золотистых и белых берегах, львах их великолепии показывают силу духа, желание идти вперёд, верить и согревать себя этой уверенностью в обязательном хорошем рыбном лове. Сны об Африке служат развитию лирического сюжета, помогают проникнуть во внутренний мир героя.
    Старик обращается к Богу в моменты высшего напряжения, он делает это интуитивно, а не потому, что привык молиться, что свидетельствует о глубоких внутренних переживаниях.
    Вера мальчика в старика, как в самого лучшего рыбака на свете показывает насколько глубоко уважение Манолина к Сантьяго. С желанием мальчуган старается быть исправным помощником старику, то принесёт немного еды, то сардины для наживки и обязательно помогает загрузить снасти в лодку.
    Старик Сантьяго пропитан жизненной энергией и любовью ко всему, что его окружает, ведь во всём есть свой смысл. Птиц он жалел, особенно маленьких и хрупких, которые вечно летают в поисках пищи и почти никогда её не находят. Питает нежную привязанность к летучим рыбам – «ведь они его лучшие друзья».
    Тема «старик и мальчик» не так развита в повести, как основная тема «старик и море», но по-своему знаменательна. «В ней выражена живая связь поколений, преемственность мужества и борьбы, та цепкая сила жизни, которая присутствует и в образе самого Сантьяго и в целом, как реальный мотив, противостоит фаталической и пессимистической струе в творчестве Хемингуэя» (8).
    Раскрывая взаимосвязь, можно с уверенность сказать, что старик и море – две стихии, дающие жизнь одна другой. Душа, сила и уверенность в удачной охоте дают желание жить старому рыбаку. Море и рыба, которая в нём живёт как зеркальное отражение старика и его души.
    Сам сюжет «Старика и моря» развёрнут по другим законам. Действие здесь не имеет завершающего итога: оно совершается по кругу. Слова ученика Сантьяго, мальчика: “Теперь я опять могу пойти с тобой в море” — почти дословно, только с другой интонацией, повторены в конце повести: “Теперь мы опять будем рыбачить вместе”. В море старик ощущает не только окружающие вещи и явления, но и даже части собственного тела — олицетворёнными, одушевлёнными (“Для такого ничтожества, как ты, ты вела себя неплохо, — сказал он левой руке”). Человек и стихия представляются ему связанными родственными или любовными узами (“сёстры мои, звёзды”, морские свиньи “нам родня”, большая рыба “дороже брата”). Его размышления о вечной борьбе человека со стихией: “Представь себе: человек что ни день пытается убить луну! А луна от него убегает. Ну, а если человеку пришлось бы каждый день охотиться за солнцем? Нет, что ни говори, нам ещё повезло”. В решающий момент схватки Сантьяго теряет различия между “я” и “не-я”, собой и рыбой. “Мне уже всё равно, кто кого убьёт, — говорит он себе — … Постарайся переносить страдания, как человек… Или как рыба”.
    Важными элементами произведения являются загадочные лейтмотивы. Вглядимся в текст «Старика и моря»: какие мотивы постоянно повторяются, какие темы проходят красной нитью через всё повествование? Это хижина старика. Её стены украшены картинками с изображениями Христа и Богоматери, а под кроватью лежит газета с результатами бейсбольных матчей. Их и обсуждают старик с мальчиком:
    “– «Янки» не могут проиграть.
    — Как бы их не побили кливлендские «Индейцы»!
    — Не бойся, сынок. Вспомни о великом Ди Маджио”.
    В подтексте «Старика и моря» более чем далёкие понятия — “вера” и “бейсбол” — оказываются сопоставленными и противопоставленными. Даже у рыбы, в представлении старика, глаза похожи на “лики святых во время крестного хода”, а меч вместо носа — на бейсбольную биту. Три раза молитва — разговор с Богом — сменяется разговором с Ди Маджио. В душе старика борются, с одной стороны, смиренное желание попросить Бога о помощи, а с другой стороны — горделивая потребность сверить свои поступки с высоким образом Ди Маджио.
    Когда рыба выныривает из глубины, молитва и обращение к великому бейсболисту звучат с одинаковой силой. Старик сначала начинает читать «Отче наш», а потом думает: “…Я должен верить в свои силы и быть достойным великого Ди Маджио…” Когда приближается развязка в его поединке с рыбой, старый рыбак обещает прочесть сто раз «Отче наш» и сто раз «Богородицу», но, убив рыбу, уже не молится, не благодарит Бога, зато с торжеством заключает: “…Я думаю, что великий Ди Маджио мог бы сегодня мной гордиться”. Наконец, когда акулы начинают отрывать от рыбы кусок за куском, старик отказывается от религиозных вопросов (“пусть грехами занимаются те, кому за это платят”) и прямо ставит рядом рыбака святого Петра и сына рыбака Ди Маджио.
    Что это значит? Здесь мы видим борьбу лейтмотивов. Старик лишён веры и предан миру спорта: между неверием и любовью к спорту в мире Хемингуэя существует неожиданная, но несомненная связь.
    Cтарик, говорит сам с собой и вспоминает «Отче наш», но не с надеждой, а с предельным отчаяньем: “Всё — ничто, да и сам человек — ничто. Вот в чём дело, и ничего, кроме света, не надо, да ещё чистоты и порядка. Некоторые живут и никогда этого не чувствуют, а он-то знает, что всё это nada y pues nada [ничто и только ничто]. Отче ничто, да святится ничто твоё, да приидет ничто твоё, да будет ничто твоё, яко в ничто и в ничто”.
    Очень много споров среди критиков ведется о функциях символов в повести. Американский критик Л. Гурко полагает, что эта повесть создана Хемингуэем – романтиком; другой американский критик К. Бейкер видит в ней убедительное доказательство своего тезиса о «символической основе» всего творчества писателя.
    Э. Хеллидей (американский критик) утверждал, что Хемингуэй использовал в своем творчестве не символы, а «символику ассоциаций» (9). Писатель вдумчиво отбирал факты и детали, создавая метафоры, имевшие гораздо более широкое значение, чем непосредственное значение образа.
    Сам же Хемингуэй на вопрос о символах отвечал: «Очевидно, символы есть, раз критики только и делают, что их находят. Простите, но я терпеть не могу говорить о них и не люблю, когда меня о них спрашивают. Писать книги и рассказы и без всяких объяснений достаточно трудно. Кроме того, это значит отбивать хлеб у специалистов… Читайте то, что я пишу, и не ищите ничего, кроме собственного удовольствия. А если вам еще что-нибудь надо – найдите, это уж будет ваш вклад в прочитанное» (10).
    И еще: «Не было еще хорошей книги, которая возникла бы из заранее выдуманного символа, запеченного в книгу, как изюм в сладкую булку … Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу и настоящих акул. И, если мне это удалось сделать достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть истолкованы по-разному» (11).
    Повесть говорит не только об исключительном человеческом мужестве. Жизнь Сантьяго, его борьба за существование утратили бы свое значение, если бы он действительно был совершенно одинок. Но, как известно, старику в повести сопутствует мальчик Манолин. Он необычайно трогательно заботится о старике, видя в нем не только учителя, но и друга. Манолин встречает старика после одной из его многократных неудачных попыток “добыть” что-нибудь в море. Он поддерживает в нем веру в свои силы, ведет его в рыбацкое кафе, чтобы угостить пивом. Сантьяго принимает эти знаки внимания подростка: “Ну что ж, — говорит он. — Ежели рыбак подносит рыбаку…”
    В повести звучит мотив человеческой солидарности и Взаимопомощи, тема единения людей.
    Создав образ Сантьяго, Хемингуэй отказался от поэтизации одиночества человека. Сантьяго и Манолин отказываются следовать неписаному закону борьбы одного против всех.
    Поэтому они были “победителями”, которые “не получают ничего”. Сантьяго оказался победителем даже в своем поражении: “Они одолели меня, Манолин, — сказал он об акулах. — Они меня победили.” На что мальчик отвечает: “Но сама-то она ведь не смогла тебя одолеть! Рыба ведь тебя не победила!”
    Мотив любви к природе выстраивает картину целостного божественного мира, в котором человек не просто хозяин, но и зависимое существо.
    Большое внимание Хемингуэй уделяет таким древним человеческим ритуалам, как ловля рыбы. Примером достойного и честного отношения к жизни становится старик Сантьяго с его позицией терпеливого смирения, которому он учит и своего ученика.
    Так в обычный разговор старика и мальчика автор вплетает “отгадку” своего замысла. Его повесть — плод зрелого обобщения. “Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение, — поясняет нам свою мысль автор. — Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”.
    «Одиночество Сантьяго в морских просторах, несгибаемая воля в поединке сперва с меч-рыбой, затем с напавшими хищниками, баснословные размеры пойманной им добычи, трагическое превращение этой необыкновенной по мощи и красоте рыбы « в длинный белый позвоночник с огромным хвостом на конце, который вздымался и раскачивался в огнях прибоя», мужество, с которым рыбак проигрывает свой бой, – всё это тяготеет к символу.” (8)
    Также одним из ведущих мотивов в произведении есть мотив необычной рыбы, про которую так долго мечтал и, наконец-то, поймал старый рыбак.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *