Почему для обломова мир обломовки является воплощением рая на земле?

12 ответов на вопрос “Почему для обломова мир обломовки является воплощением рая на земле?”

  1. _ch@mpion_ Ответить

    Сон героя переносит нас в Обломовку, где человеку живется уютно и он чувствует себя защищенным от внешнего мира. Ничего там не будоражит человеческое сознание, во всем мире царит гармония. Пространство Обломовки отделено от внешнего мира, и обломовцы лишь по слухам знают, что где-то есть иной, «темный мир». Они довольны своей жизнью и ничего не нарушает ее размеренный ход: рождение, крестины, свадьба, именины, праздники, шумные обеды… Жители Обломовки не задают себе вопрос «почему?», их сознание свободно от каких-либо мыслей. Труд в Обломовке считается наказанием за грехи предков.
    Рисуя картину жизни Обломовки, автор рассказывает и о жизни ее хозяев. «Сам Обломов – старик тоже не без занятий… Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе», – с иронией говорит Гончаров. Но все хозяйство постепенно приходит в упадок. Приказчику не составляет особого труда обворовывать беспечного и бесхозяйственного старика Обломова, который даже не знает, сколько доходов приносит его имение. Мать Илюши тоже занята «делом», все свободное время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке», здесь царил культ еды.
    В таких условиях формировался характер героя. В начале картины Обломов предстает перед читателем человеком с огромными возможностями, способным, талантливым, энергичным. Он активен, умен, любознателен, не по годам наблюдателен. Он будоражит сонное царство Обломовки неуемной детской энергией. В иных условиях Илюша, несомненно, достиг бы больших успехов, но воздействие обломовской среды было настолько сильным, что ребенку было очень трудно ему противостоять. Илье постоянно внушали, что он барин, что у него есть Захар и еще триста Захаров. Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос».
    У Обломова не было необходимости трудиться, так как все делали крепостные крестьяне, слуги. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самостоятельно пресекалась. Стоило ему выбежать одному за пределы двора или открыть форточку, как родители, тетки и няньки бросались к нему, чтобы уберечь от невидимой опасности.
    Сон переносит Обломова во времени, но в его существовании почти ничего не меняется. Перемены затрагивают лишь внешнюю сторону. Учеба в «пансионе» Штольца не повлияла на жизнь Ильи, так как его родители в образовании видели только выгоду. Старик Обломов смотрел на книгу, «как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать». Родители не утруждали сына учебой. Чтобы он не похудел, не заболел и не перетрудился, ему часто разрешали пропускать занятия: «Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь». Результатом такого воспитания и образа жизни Обломовки стала утрата героем инициативы и самостоятельности.
    Сон Обломова выдержан в стиле сказки и помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение.
    http://www.litra.ru/composition/get/coid/00090901184864173151

  2. Slomanniy_Lomik Ответить

    «Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)
    Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем
    общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание
    читателя на главную черту своего героя : «Душа так открыто и ленно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении
    головы и рук». Вот с каким обаятельным Обломовым автор предлагает нам разделить переживание и мысли о мире, в рамках
    довольно объёмного романа.
    Наиболее кульминационным моментом в романе является «Сон Обломова». Этот эпизод романа можно считать отдельным
    произведением, так как Гончаров изобразил «Сон» по всем правилам литературно-поэтического искусства. Именно «Сон
    Обломова» позволяет читателю узнать всю сущность натуры главного героя – Обломова. В начале «сна» перед нами предстаёт
    удивительнейшая картина земного рая. Края забвения и хранилища души. Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её
    с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот
    беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь
    засело в сердце Обломова. Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В
    том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом.
    «Сон Обломова» отражает два жизненных периода Обломова. В первый период жизни главный герой представлен
    семилетним мальчиком, который полон жизненных сил и идей. Детский ум Илюши Обломова ещё девствен настолько, что
    поглощает любую информацию в неограниченном количестве, но никак не может насытиться. И в этом период как раз и начинает
    формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во
    многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем
    ощущение это росло. Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак
    семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум
    был уже пародией на родителей. Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для
    них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой!
    он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием. Тогда его детскому любопытству были открыты все границы, и он мог
    наслаждаться в полной мере этой свободой. В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького
    Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с
    сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что
    обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться. Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же
    остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо
    от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Но нужно отдать
    справедливость и тому, что, находясь под крылом своих родителей, Илюша большей частью воспринимал мир сердцем, а не
    умом. Он был изолирован от этого мирского зла, которое цар!
    ило везде. Все эти нянины сказки о реках с молочными берегами странах, где нет забот и хлопот обломов закладывал себе в
    сердце на всю жизнь. Макет быть, именно таким представляется ему мир за пределами Обломовки, может быть, именно сказкой
    представлялась ему жизнь, которая была там, за Обломовкой. Мне кажется, что так и думал маленький Илюша Обломов, ведь
    сама жизнь в Обломовке была такой, монотонной сказкой. Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши
    богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс,
    данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением
    жизни Обломовки.
    Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни
    Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя. Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он
    должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя
    чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор. Но я считаю, что и в этом
    случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не
    научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть
    времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи. И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей
    Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни
    Обломова, ни его родителей, ни родителей его р!
    одителей. Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием –
    обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих
    грязных цепей обломовщины. К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут
    же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно. Но иногда в нём
    просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где
    резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова
    варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей.
    Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу
    в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё
    плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, ин всё-таки тонет. То же самое произошло и с Обломовым.
    Его неопытного, не готового ни к какому роду труда пустили в океан жизни. Может быть, со времени Илья Ильич и научился
    бы работать, но было ещё одно «но». В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой
    семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта,
    которому был подвержен. Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно
    создать вокруг себя обстановку родной Обломовки.
    Обломов с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его от туда, так как он
    ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для
    всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной. Но сила Обломова в том,
    что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в
    душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть
    чувства жалости и сострадания. Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда
    благодатным краем, но под руками варваров( а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню.
    Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!

  3. kurbatov1967 Ответить

    В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.
    Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

    Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

    В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.
    Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

    Заключение

    Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

  4. SergeySN Ответить

    «Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)
    План.
    I. Место эпизода «Сон Обломова» в произведении.
    II. Сон Обломова как шаг к уяснению обломовщины.
    1. Идиллический пейзаж Обломовки.
    2. Гармоничность и размеренность жизни «благословенного богом уголка»:
    3. Время и пространство Обломовки:
    а) ограниченность пространства;
    б) неизменность жизни обломовцев.
    4. Обычаи и обряды обломовцев:
    а) мифическое сознание людей;
    б) особое отношение к приметам.
    5. Мифический характер сна.
    III. Сон Обломова – ключ к пониманию характера героя.
    В романе И. А. Гончарова «Обломов» ключевое место занимает эпизод «Сон Обломова». Он помогает более полно и глубоко
    раскрыть образ главного героя. Рассмотреть его мечты представления о жизни на подсознательном уровне, то есть с помощью
    сна.
    Сон Обломова переносит нас в Обломовку. Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта,
    незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить
    обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля.
    Нет там ни моря, которое будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы когти дикого зверя,
    а вся территория вокруг представляет собой «ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Такая атмосфера мира
    Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми
    уголок и жить никому неведомым счастьем».
    «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». В газетах не прочесть чего-нибудь страшного об этом
    «благословенном богом уголке». Не было там никаких «странных небесных знамений»; не водится там ядовитых гадов; «саранча
    не залетает туда; нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей, потому что нет лесов. Все в Обломовке спокойно,
    ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы довольны общим
    видом этой скромной и незатейливой местности». В Обломовке царит полная идиллия.
    Идиллический пейзаж неотделим от конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды, будут жить дети и внуки.
    Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали о том, что в восьмидесяти
    верстах от них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове, и о Москве, Питере, “что за Питером
    живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые
    чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и, наконец, всё оканчивалось той рыбой, которая
    держит на себе землю”.
    Никто из жителей Обломовки не стремится выйти из этого мира, ибо там — чужое, враждебное, их вполне устраивает
    счастливое “житьё-бытьё”, и их мир — самостоятельный, целостный и завершённый.
    Жизнь в Обломовке протекает как будто по ранее запланированной схеме, спокойно и размерено. Ничто не тревожит ее
    жителей. Даже «правильно и невозмутимо совершается там годовой круг».
    Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть —
    вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.
    Любовь в Обломовке носит совсем иной характер, чем в реальном мире, она не может стать каким-то переворотом в душевной
    жизни человека, она не противостоит другим сторонам жизни. Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев, они “плохо
    верили… душевным тревогам, не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня,
    увлечения страстей”. Ровное, спокойное переживание любви естественно для обломовцев.
    Существенное место в жизни обломовцев занимают обряды и ритуалы. “И вот воображению спящего Ильи Ильича начали…
    открываться сначала три главные акта жизни, разыгравшиеся как в его семействе, так и у родственников и знакомых: родины,
    свадьба, похороны. Потом потянулась пёстрая процессия весёлых и печальных подразделений её: крестин, именин, семейных
    праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слёз и
    улыбок”.
    Кажется, что вся жизнь обломовцев состоит только из одних обрядов и ритуальных праздников. Всё это свидетельствует об
    особом сознании людей — мифическом сознании. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь
    возведено в ранг мистического бытия — обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость. Отсюда особое отношение к
    времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет
    жизнью людей. Есть здесь и таинственные места — овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала
    “не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”.
    Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки, предупреждает его, диктует свою волю. Если в
    зимний вечер погаснет свеча, то в ответ “все встрепенутся: “Нечаянный гость!” — скажет непременно кто-нибудь”, и дальше
    начнётся самое заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог быть, но в том, что гость будет, в этом никто
    не сомневается. Мир обломовцев абсолютно свободен от каких-либо причинно-следственных связей, которые очевидны для
    аналитического ума. Вопрос “почему?” — это не обломовский вопрос. “Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю,
    — они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то
    Марфа или Степанида — ведьма, они будут бояться и барана, и Марфы: им и в голову не придёт спросить, отчего баран стал
    не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да ещё накинутся на того, кто бы вздумал усомниться в этом”.
    Мистическое восприятие мира уводит обломовцев от истинного его познания, следовательно, и от борьбы с ним, тем самым
    обеспечивает миру какую-то надёжность, неизменность.
    4. Мифический характер сна.
    Масштаб сна позволяет разглядеть в нём черты античного мира. Античные реминисценции постоянно присутствуют в тексте
    сна. Уже в самом его начале читаем: “Небо там, кажется… ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее
    стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью… чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяческих
    невзгод”. Это описание точно рифмуется с мифом о браке Земли с Небом — Геи с Ураном. Отсюда возникает образ мира,
    который весь заключён в любовные объятия; он несёт в себе утопию “золотого века”.
    Вернёмся к начальным фрагментам сна. Почему стихия, “дикость и грандиозность” моря вызывает у автора неприятие? Всё это
    не соответствует умиротворённости жизни обломовцев, романтический пейзаж не в их духе, он тревожит сердце, он может быть
    опасен. Эта стихия не из “золотого века”, где всё говорит об идиллическом восприятии мира.
    Детство Ильи Ильича Обломова. Какие внутренние силы Обломова увяли, какие развились его воспитанием, образованием?
    Любознательность, активное участие в любых проявлениях жизни, сознательное отношение к жизни, трудолюбие — всё это
    утрачено под влиянием чрезмерной опеки матери, няни, слуги.
    В то же время развились черты мечтательности, воображения, поэтического восприятия жизни, широта души, добродушие,
    мягкость, утончённость. Все эти черты — результат воздействия сказок, таинственного восприятия жизни, её мифологизация.
    Сон Обломова выдержан в духе идиллии. Он не пророчествует, не предупреждает, он своеобразный ключ к пониманию характера
    героя. “Сон Обломова — этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, — был
    первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной”, — писал критик Александр Васильевич Дружинин.

  5. SilentScream777 Ответить

    Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.

    Обломовка и «обломовщина»

    Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке. Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод».
    Все здесь сулило «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Даже поры года сменяли друг друга по календарю, не разрушая посевы весенними снегами, – все в Обломовке шло по привычному укладу, не меняясь десятки лет. В таком подобии рая на земле и развивались Обломов и обломовцы, даже природой огражденные от всяких невзгод, переживаний и утрат.
    Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.

  6. razor_393 Ответить


    Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием.

    И. А. Гончаров. Обломов
    Роман И. А. Гончарова “Обломов” был написан еще в дореформенное время. В нем автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века. Сюжет романа — это жизненный путь Ильи Ильича Обломова, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа — это обломовщина — образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя; но главное — это отсутствие труда, практическая бездеятельность.
    Понятие “обломовщина” применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это “отражение русской жизни”, ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обло-мовцев, и потому обломовщину можно назвать “господствующей болезнью” того времени. Суть обломовщины раскрывается Гончаровым посредством изображения жизни Обломова, большую часть которой герой проводит, лежа на диване, мечтая и строя всевозможные планы. Что же мешает ему встать с этого дивана?
    На мой взгляд, основная причина бездеятельности Обломова — это его социальное положение. Он — помещик, и это освобождает его от множества занятий. Он — барин, ему не надо ничего делать — за него все сделают слуги. У Ильи Ильича никогда даже не возникало желания делать что-то самому, хотя винить его в этом не стоит, так как это — следствие воспитания. А воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения.
    Родился Илья Ильич Обломов в Обломовке — этом “благословенном уголке земли”, где “нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого”, нет “ни страшных бурь, ни разрушений”, где господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое спокойствие. Жизнь в Обломовке была однообразной, здесь страшно боялись каких бы то ни было перемен. В имении Обломовых традиционным был полуденный “всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти”. И маленький Илюша рос в этой атмосфере, он был окружен заботой и вниманием со всех сторон: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка Илюши сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться. А учение Илюши у Штольца таковым и назвать трудно. Причины для того чтобы мальчик не поехал в школу, родители находили самые различные, вплоть до нелепых и смешных.
    Таким образом, живя в таком доме и в таком окружении, Илья Ильич все больше “пропитывался” обломовщиной, вего сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, несколько детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать — любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительности, которую он был не в состоянии принять. (“Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?”)
    Итак, реальность Обломов не приемлет, она его пугает. А есть ли у Ильи Ильича конкретная цель в жизни, если не считать той обломовской идиллии? Нет. А есть у него какое-нибудь дело, которому бы он полностью отдавался? Тоже нет. Значит, и вставать с дивана незачем.
    Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окружавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Но ведь Обломов — человек с, “чистым, верным сердцем”, с гармоничной, цельной, возвышенной, поэтической душой, в которой “всегда будет чисто, светло, честно”, таких людей мало; это “перлы в толпе”. Но Обломов не нашел применения своему огромному нравственному, духовному потенциалу, он оказался “лишним человеком”, его развратила сама возможность ничего не делать. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек мог бы стать поэтом или писателем, может быть, учителем или революционером. Но, в любом случае, он принес бы пользу окружающим, не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, обломовщина его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.

  7. AndrewStick Ответить

    Герой романа, Обломов, родился и вырос в атмосфере старого русского барства. Его олицетворением в романе стали несколько деревень, объединенных в имение семьи Обломовых. Это Обломовка. Автор на время переносит читателя в этот благословенный уголок в главе “Сон Обломова” Сон – своеобразная мечта Обломова, воплощение, с его точки зрения, идеальной жизни. Что же мы видим? Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце, чистое небо. Погода в том краю всегда прекрасная, лето жаркое, но засух никогда не бывало, дождь шел в самое нужное время, придавая новые силы и людям, и природе. Зимы морозные, но ровно настолько, насколько нужно крестьянину. Все идет по календарю. В марте наступает, как положено, весна. Тает снег, греет солнце, просыпается лес. Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений, ни эпидемий. Горы в Обломовке – это не мрачные отвесные скалы, а плодородные холмы. Речка весело течет, шаля и играя своими водами. “Все как будто было нарочно прибрано одно к другому и мастерски нарисовано”.Люди жили там счастливые, полагая, что весь мир живет именно так, а не иначе. Если кто и умирал, то от глубокой старости, а потом еще долго дивились тому, как такое несчастье могло случиться.
    В Обломовке царили свои естественные законы. Никто и никогда не занимался там ни наукой, ни философией, никто не писал ни книг, ни картин. Все время проходило в праздном поглощении пищи, созерцании мира, а чаще всего во сне. Сон и еда стали важными занятиями в доме. Что приготовить на ужин, продумывалось весь день, а готовка начиналась с обеда. Ежедневный сон носил всеобщий характер, никто не мог противиться возможности поспать часок-другой после обильного обеда. Этому порядку следовали все, от барина до последнего мужика.
    Главной своей обязанностью родители считали накормить и оградить любимое чадо от всего опасного. Самой неприятной повинностью был труд. Ребенок, живший в барской семье, ничем не был обременен. Его естественное любопытство постепенно угасало, он терял интерес ко всему необычному, начинал видеть идеал жизни в гордом созерцании чужого труда. Этому немало способствовали и вечные сказки о неведомой стране, где текут реки молока и меда, где никто круглый год ничего не делает, а только знай себе гуляют добрые молодцы да красавицы. Где все делается “по щучьему велению” и “по хотению” лентяя. Где запросто тебя женят на неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне. Из года в год, из десятилетия в десятилетие так воспитывали детей. Вырастали новые баре, все шло своим чередом.
    Обломовка во сне и наяву.. .
    Сон — старая патриархальная Обломовка, золотые времена барства, мечта Обломова.
    Явь — крушение барства и крепостного права, ненужность обломовцев, их психологии и, как следствие, смерть Обломовки – мечты Ильи Ильича.
    Глава “Сон Обломова”-центральная по своему значению.
    В этой главе мы впервые знакомимся с Обломовкой.
    Обломовка – чудесный и дивный край! Нет здесь ни моря, ни высоких гор, ни скал, ни пропастей, ни дремучих лесов. Жители Обломовки и трех соседних деревень: Сосновки, Вавиловки и Верхлевки -тихо и мирно существуют в этом тихом уголке, отделенном от всего остального мира. Но они этой жизнью вполне довольны. Так жили их отцы, деды и прадеды, и они просто не мыслят себе другой жизни.
    Жизнь здесь протекает совсем незаметно, и каждый день здесь похож на предыдущий. Дни идут по своему особому распорядку, сложившемуся в течение многих веков. И распорядок этот никак не нарушается с приездом гостей, которых всегда великое множество.. .
    На Выборгской стороне, мы видим ту же Обломовку, то же безразличие и лень. Ничто и никто не может изменить этого. Казалось бы, любовь к Ольге разбудила Обломова, но “обломовщина” настолько глубоко живет в душе человека, что спустя некоторое время Обломов вновь возвращается к прежнему образу жизни. Обломовка не умерла вместе с патриархальным укладом. Это образ жизни, который губительно сказался на целом поколении русского дворянства.

  8. man5144 Ответить

    Глава “Сон Обломова” начинается описанием дворянской усадьбы,
    одной из тысяч подобных в дореволюционной России.
    За великой русской рекой Волгой дремала патриархальная
    Обломовка, тихое, захолустное поместье, где жизнь текла вяло и по
    привычке и куда почти совсем не проникали вести.
    И описание природы этого “благословенного уголка”,и нравы оби­тателей,
    и круговорот их обычного дня – всё сводится в один образ **тишины**, ***неподвижности** или *сна*.
    Умственные интересы в жиз­ни обломовцев отсутствовали.
    Реальное понимание и восприятие жизни у них занимал наивный вымысел.
    Сама природа, кажется поддерживает их:” Ни страшных бурь,
    ни разрушений не слыхать в том краю”,
    “Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?
    Что за чудный край!
    Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих
    лесов-нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
    Да и зачем оно, это дикое и грандиозное?
    Море, например? Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека:
    глядя на него, хочется плакать.
    Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод,
    и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием
    бесконечной картины.”
    “не водится там ядовитых гадов, саранча не залетает туда;
    нет ни львов рыкающих ни тигров ревущих…”
    Сравнительно мягкий климат делает излишним противостояние
    природе, готовность отразить её атаки.
    Природа помогает жить в Покое,” на авось”.
    Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце,
    чистое небо.
    Погода в том краю всегда прекрасная, лето жаркое, но засух никогда
    не бывало, дождь шел в самое нужное время, придавая новые силы
    и людям, и природе.
    Зимы морозные, но ровно настолько, насколько нужно крестьянину.
    Никогда “… не дразнит ранними оттепелями и не гнет в три дуги
    морозами… ”.
    Всё идет по календарю.
    В марте наступает, как положено, весна. Тает снег, греет солнце,
    просыпается лес.
    Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений, ни эпидемий.
    Горы в Обломовке – это не мрачные отвесные скалы, а плодородные
    холмы.
    Речка весело течет, шаля и играя своими водами.
    “Все как будто было нарочно прибрано одно к другому и мастерски
    нарисовано”.
    Люди жили там счастливые, полагая, что весь мир живет именно так,
    а не иначе.
    Если кто и умирал, то от глубокой старости, а потом еще долго
    дивились тому, как такое несчастье могло случиться.
    В Обломовке царили свои естественные законы. Никто и никогда
    не занимался там ни наукой, ни философией, никто не писал ни книг,
    ни картин.
    Всё время проходило в праздном поглощении пищи, созерцании
    мира, а чаще всего во сне.
    Воспитание детей тоже проходило по определенным канонам.
    Главной своей обязанностью родители считали накормить
    и оградить любимое чадо от всего опасного.
    Самой неприятной повинностью был труд.
    Ребенок, живший в барской семье, ничем не был обременен.
    Его естественное любопытство постепенно угасало,
    он терял интерес ко всему необычному, начинал видеть идеал
    жизни в гордом созерцании чужого труда.
    Этому немало способствовали и вечные сказки о неведомой стране,
    где текут реки молока и меда, где никто круглый год ничего не делает,
    а только знай себе гуляют добрые молодцы да красавицы.
    Где все делается “по щучьему велению”и где женят на
    неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне.
    Из года в год, из десятилетия в десятилетие так воспитывали
    детей. Вырастали новые баре, все шло своим чередом.
    Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова,
    недаром картины патриархальной жизни в родном доме навсегда
    остались для Ильи
    Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытой.
    И никакие последующие влияния – книги, университетский быт,
    служба в Москве – не смогли его серьезно поколебать.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *