Почему и как происходит перераспределение занятого населения?

13 ответов на вопрос “Почему и как происходит перераспределение занятого населения?”

  1. ульт!матум Ответить

    какой океан оказывает основное влияние на климат россии:
    а) северный ледовитый; б) атлантический; в) тихий; г) индийский.
    основные районы действия летних циклонов:
    а) восточная сибирь; б) дальний восток; в) запад равнины; г) арктические побережья.
    количество воды, которое может испариться при данной температуре:
    а) испарение; б) испаряемость; в) коэффициент увлажнения; г) туман.
    самые высокие температуры летом летом:
    а) на прикаспийской низменности; б) на юге приморья; в) на северном кавказе; г) на юге урала.
    россия не расположена в климатическом поясе:
    а) арктическом; б) умеренном; в) субтропическом; г) субарктическом.
    на большей части россии климат формируют воздушные массы:
    а) арктические; б) умеренные; в) тропические; г) экваториальные.
    общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности земли, – это:
    а) солнечная радиация; б) суммарная радиация; в) поглощенная радиация; г) радиационный .
    зимой климат россии больше всего формируется под воздействием:
    а) азиатского максимума; б) арктического максимума; в) исландского минимума; г) алеутского минимума.
    при коэффициенте увлажнения больше 1 увлажнение считается:
    а) избыточным; б) недостаточным; в) крайне недостаточным.
    самое холодное место в россии:
    а) остров рудольфа; б) оймякон; в) кольский полуостров; г) таймыр.
    1. суммарная радиация – это:
    а. количество энергии, остающееся на земле после отражения и излучения.
    б. общее количество энергии, достигающее земной поверхности.
    в. количество отраженной энергии.
    2. на территории россии господствуют:
    а. умеренные воздушные массы с тихого океана.
    б. тропические континентальные воздушные массы.
    в. умеренные воздушные массы с атлантического океана.
    3. атмосферный фронт-это:
    а. область взаимодействия воздуха с одинаковыми свойствами.
    б. область взаимодействия воздуха с различными свойствами.
    в. закономерная смена циклонов и антициклонов.
    4. характеристика циклона:
    а. облачная дождливая погода, зимой – потепление, летом – похолодание.
    б. холодный воздух приходит на территорию тёплого, похолодание, ливни.
    в. тёплый воздух приходит на территорию холодного, моросящие дожди.
    5. смена температур воздуха зимой:
    а. в широтном направлении, с севера на юг.
    б. в меридиональном направлении, с запада на восток.
    в. влияние 3-х океанов, около них теплее, в центре страны – холоднее.
    6.распределение осадков зависит:
    а. подстилающая поверхность, рельеф, океаны.
    б. солнечная радиация, воздушные массы.
    в. воздушные массы, рельеф, температуры воздуха.
    7. коэффициент увлажнения для степи и лесостепи: а. недостаточное.
    б. избыточное.
    в. достаточное.
    8. арктический пояс:
    а. господствует умеренный и арктический воздух, осадков мало, температуры в
    течении года минимальные.
    б. господствует умеренный воздух, температуры меняются в течении года.
    в. господствует арктический воздух, осадков мало, температуры низкие.
    9. в умеренном поясе:
    а. 3 области климата.
    б. 4 области климата.
    в. 5 областей климата.
    10. на территории россии максимально неблагоприятное влияние оказывают:
    а. торнадо, частые туманы.
    б. продолжительные ливневые дожди.
    в. засухи, заморозки, морозы.

  2. UWAXEF Ответить

    Другой функцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для перераспределения необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов.
    Выполняя перераспределительную функцию, миграция не только увеличивает численность населения отдельных территорий, но и опосредованно влияет на динамику демографических процессов, ибо мигранты участвуют в воспроизводстве населения. Поэтому значение миграции в изменении численности населения той или иной местности всегда больше, чем доля мигрантов в составе населения этой местности.
    Наиболее приемлемыми количественными показателями межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе.
    Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивающие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.
    Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно и (или) не претендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то, что не иммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой иммиграции.

  3. YT| DeByшka Ответить

    ВНИИ труда, в рамках выполнения госзадания по теме «Научный анализ современных тенденций и проблем развития национального рынка труда», проанализировал изменения в структуре занятости населения по отраслям.
    С 2012 года произошло заметное перераспределение занятости между секторами экономики – снижение в реальном секторе при наращивании численности занятых в сфере услуг: в деятельности гостиниц и предприятий общественного питания, оптовой и розничной торговле, на транспорте, а также в научной, технической и административной деятельности.
    Особенно быстрыми темпами росла занятость в гостиничном бизнесе и на предприятиях общественного питания, а также в сфере научной, технической и административной деятельности. С 2012 года число занятых в этих секторах увеличилось, соответственно, на 20% (306 тыс. человек) и на 19,8% (644 тыс. человек).
    За этот же период значительно выросла занятость в финансовой и страховой сферах – на 10,7% (156 тыс. человек), а также в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений – на 9,7% (116 тыс. человек).
    В сфере транспорта и связи число занятых за последние шесть лет в среднем увеличилось на 4,9% или 286 тыс. человек.
    Снижение занятости за последние шесть лет происходило в реальном секторе экономики.
    Среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве (включая лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство) с 2012 по 2017 годы снизилась более, чем на миллион человек или на 19,6%. Отток занятых из аграрного сектора является многолетней тенденцией и связан как с продолжающимся сокращением общей численности сельского населения, так и с ростом производительности труда в отрасли в условиях роста производства сельскохозяйственной продукции. Основными причинами этого в последние годы стал повышенный спрос на производство сельхозпродукции в период действия контрсанкций и рост ее экспорта.
    В строительстве с 2012 по 2015 гг. ежегодно численность занятых увеличивалась в среднем на 0,5-1,4%, в 2016 году по сравнению с 2015 годом произошло заметное снижение численности занятых – на 274 тыс. человек или 5%. В 2017 году численность занятых в отрасли несколько подросла (на 1,1%, или на 57 тыс. человек по сравнению с 2016 годом), однако оказалась даже ниже аналогичного показателя в 2012 году. В результате в целом за период с 2012 по 2017 численность занятых в строительстве сократилась на 1,2% или 62 тыс. человек.
    В промышленности занятость снизилась в целом на 2,5% или 358 тыс. человек. Наибольшее снижение произошло по таким видам экономической деятельности как «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» – на 16% или 98 тыс. человек, «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» – на 6,2% или 126 тыс. человек; «Обрабатывающие производства» – на 2,4% или 247 тыс. человек.
    В то же время среди производственных отраслей наблюдался рост числа занятых в добывающей промышленности (преимущественно в области добычи нефти и газа) – увеличение с 2012 по 2017 год на 7,8% или 113 тыс. человек.
    «В целом, изменения структуры занятости населения, происходящие в России, характерны для экономики постиндустриального общества и выражаются в росте числа занятых в сфере услуг и их сокращении в производственных отраслях», – отмечает эксперт ВНИИ труда Галина Антонова.
    К позитивным трендам эксперты отнесли резкое (более, чем на 1 млн. человек) снижение в 2017 году численности занятых в неформальном секторе по сравнению с 2016 годом, что прервало существующую тенденцию ежегодного прироста таких занятых. В 2017 году в неформальном секторе работали14,3 млн человек или 20% занятого в экономике страны населения. При этом для абсолютного большинства из них (93,3%) занятость в неформальном секторе была единственной работой.
    По итогам трех кварталов 2018 года рост занятости в неформальном секторе возобновился, но только за счет тех, для кого эта работа была единственной, тогда как число тех, кто рассматривал эту занятость как дополнительную к основной работе, сократилась. Это связано с тем, что продолжающийся с 2017 года рост заработных плат позволил многим отказаться от дополнительного заработка.
    Эксперты выделяют еще один долговременный тренд, характеризующий российский рынок труда, – на снижение спроса на рабочую силу со стороны крупных и средних организаций, дальнейшее «сжатие» этого сектора и перетекание рабочей силы в малые и средние предприятия. Это подтверждается обследованием Росстата, проведенным в конце 2016 года в отношении крупных и средних организаций. Анализ результатов выявил общее снижение не только списочной численности работников, но и общее снижение числа рабочих мест, в том числе вакантных, как по сравнению с обследованием 2014 года, так и в сравнении с данными аналогичных обследований, начиная с 2008 года.

  4. граф Ответить

    Распределение и перераспределение трудовых ресурсов.
    (2ая фаза воспроизводства)
    Представляет социально экономический и временной процесс движения экономически активного населения в целях его первичного распределения по видам работ, роду и сферам деятельности, отраслям, организациям, регионам и перераспределение в соответчики со спросом и предложением на рынке труда.
    Первичное распределение трудовых ресурсов,происходит в результате трудоустройства граждан, впервые вступающих в сферу социально трудовых отношений. Этот процесс сопровождается рядом проблем, среди которых основными являются поиск и получение рабочего места молодыми людьми не имеющим опыт работы. Даже в том случае, если такие работники имеют необходимое образование, обладают современными знаниями, работодатели предпочитают нанимать опытных сотрудников обладающих отработанными навыками конкретной деятельности. С другой стороны, зачастую молодые специалисты сами препятствуют своему трудоустройству предъявляя завышенные требования к уровню оплаты труда и содержания работы. Тем не менее практика последних лет показывает, что студенты проявляющие активность в поиске будущего рабочего места, как правило успешно трудоустраиваются и кроме того многие работодатели, осознающие необходимость обновления персонала осуществляют поиск потенциальных работников среди способных студентов.
    Другая проблема связана с тем, что многие выпускники вузов и образовательных учреждений не хотят трудоустраиваться по полученной специальности. Причин такой ситуации множество- непродуманный выбор буреющей профессии, низкая зарплата молодых специалистов, высокая конкуренция в профессиональной среде, нередко учащиеся весьма поверхностно подходят к выбору сферы приложения труда, ориентируясь в первую очередь на высоко оплачиваемые и престижные профессии не учитывая при этом долгосрочных прогнозов развития ситуации на рынке труда, относительно спроса на рабочую силу.
    Третья проблема в области первичного распределения рабочей силы проявляются в том, что не получившие начальной профессиональной подготовки практически не имеют шансов на получение работы приносящий достаточной для жизни разработок.
    Следствием указанных проблем в первую очередь является высокий уровень безработицы среди молодежи, что оказывает влияние на многие стороны общественной жизни, выражающейся в частности в снижении способности ТР к обновлению за счет новых поколений, не соответствии качеств рабочей силы реальным потребностям экономики, криминализации общества и тд.
    Решение этих проблем возможно при проведении активной образовательный политики, направленной на реализацию мер по развитию системы профессионального образования, с целью повышения качества и конкурентно способности на рынке труда выпускников учебных заведений.
    Перераспределение ТР, происходит в процессе перемены места работы, а так же протекает в виде миграции- перемещения населения из одних населенных пунктов в другие, с перемены места проживания и места приложения рабочей силы. Высокая мобильной ты рабочей силы является не племенным условием эффективности общественного производства. Постоянное перераспределение является важнейшим свойством трудовых ресурсов.
    Для трудовых ресурсов характерно так же постоянная протекание миграционных процессов обусловленных:
    1. Переселением в другой регион( страну, город и тд) на новое постоянное место жительства, при этом человек вынужден искать новую работу;
    2. Переселением в другой регион в связи с переменой постоянного места работы, при этом человек вынужден искать новое жилье;
    3. Временным перемещением на определенный срок ( неделю, месяц, сезон и тд) с возвращением к прежнему месту жительства;
    4. Регулярными перемещениями граждан на работу из одного населенного пункта в другой, значительно удаленных друг от друга и находящихся в различных административно территориальных образованиях.
    Активные миграционные процессы являются необходимыми для развития любой страны. Благодаря беспрепятственному перемещения граждан их одного региона в другой обеспечивается требуемое распределение ТР по сферам и отраслям экономики в каждом случае миграция обусловлена одним из 2х факторов: перемены места работы или места жительства. Поэтому привлекательность региона для рабочей силы определяется возможностями трудоустройства, а так же качеством жизни на его территории. В России есть регионы, страдающие от нехватки рабочей силы ( Сибирь, северные регионы) в других наблюдается ее избыток ( Москва, крупные города и тд).
    26.10.12
    Рынок труда.
    В самом общем понимании рынок- это система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг. Рынок можно так же рассматривать как экономическое и географическое пространство на котором происходит процесс товарного обращения, обмена товаров на деньги и соответственно денег на товары. Рынок понимается и как механизм сводящийся вместе продавцов и покупателей товаров и услуг. Каждая из названных определений ( система отношений, пространства, механизм) дает сущностную характеристику одной из сторон многогранного понятия “рынок”. Различают рынок сырья, материалов, топлива, готовой продукции, ценных бумаг, кредитов. Функционирование каждого из них имеет свои особенности связанные со спецификой товаров выступающего объектом купли-продажи на данном рынке. Среди рынков особое место занимает рынок труда, являющийся фундаментом рыночных отношений, поскольку управление экономикой предполагает прежде всего управление трудовой деятельностью. Рынок труда является органического составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределения, общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видом и формами занятости, по критериям эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности.
    Рынок труда можно рассматривать широко – как совокупные рынок труда охватывающий все совокупные предложения ( все экономически активное население) и совокупные спрос (общую потребность экономики в рабочей силе). В узком смысле принято говорить о текущем рынке труда как составной части совокупного рынка труда, основными характеристика ми которого является предложение рабочей силы, те контингент не занятого населения ищущего работу и спрос на рабочую силу или не укомплектованная рабочие места, отряжающие не удовлетворенную часть общей потребности экономики в кадрах. Текущий рынок труда состоит из отдельных элементов:
    1. Открытый рынок труда, представлен экономическим активным населением ищущим работу и нуждающимся в подготовке и переподготовке, а так же всеми вакантными рабочими местами во всех секторах экономики;
    2. Скрытый рынок труда, характеризуется наличием работников которые формально заняты в экономике но в тоже время в связи с сокращением или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для деятельности предприятия.
    Оба рынка имеют официальную зарегистрированную и не официальные части.
    Официальный открытый рынок труда определяется наличием свободной рабочей силы и вакантными рабочими местами зарегистрированными в службе занятости очевидно, что такой рынок труда охватывает далеко не все потребности работодателей в наемной силе, не отражает реальные ситуации в области ее распределения по рабочим местам, а так же не учитывает все категории населения заинтересованные в работе по найму.
    Официальный скрытый рынок труда, отражает структуру трудовых ресурсов, которые в перспективе могут выйти на открытый рынок. Ряд предприятий в период спада производства вынуждено принимают меры направленные на временное сокращение трудно использование:
    Отправляют своих работников в отпуска без оплаты, переводят их на сокращенную рабочую неделю и тд, то следствием не эффективности производства является не эффективность занятости, кроме того, излишнее рабочая сила возникает из-за сокращения затрат живого труда в следствие развития и внедрения новой техники и технологий, закрытие нерентабельных производств по причине сокращения спроса на их продукцию, оптимизация управленческих структур, приводящий к сокращению затрат рабочего времени и тд. При этом одна часть работников перераспределятся внутри самих предприятий, а другая – выходит на открытый рынок труда и либо трудоустраиваются ( переходит в сферу занятости) либо эти люди становятся безработными.
    Неофициальный рынок труда, характеризуется тем, что наемная рабочая сила и вакантные рабочие места не регистрируются в службах занятости. При этом поиск работы не занятому населению и поиск подходящих работников работодателями осуществляется собственными силами, а купля продажа рабочей силы происходит непосредственно между заинтересованными сторонами.
    В целом работодатели заинтересованы с соблюдении норм трудового права при найме на работу. Оформление трудового договора определением легальным условия занятости обеспечением использования обязательных гарантий относительно режимов труда и отдыха, организация безопасного рабочего места, предоставлением льгот и компенсаций определенным категориям работников, однако такие сделки не редко оказываются не обеспеченными гарантиями в сфере социально трудовых отношений, что приводит к серьезным последствиям как для работников так и для работодателя: аварии, травматизм, выплаты компенсаций работникам в судебном порядке и тд.
    Рынок труда, как система. Функционирование рынка труда основано на взаимодействии следующих элементов:
    1. Субъекты рынка труда;
    2. Правовые акты и документы регламентирующие отношения субъектов труда;
    3. Конъюнктурная часть рынка труда;
    4. Структура рынка труда.
    Основными субъектами рынка труда являются наемные работники и их объединение – профсоюзы, работодатели ( предприниматели) и их союзы а так же государство являющийся с одной стороны работодателем а с другой субъектом регулирования отношений складывающихся на рынке труда и в социально трудовой сфере.
    Для нормального функционирования труда необходимы законодательные акты, нормы, правила, регулирующие отношения между субъектами рынка, регулирующие их права, создавшие равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривающие социальное страхование на случай потери работы и тд. Такие нормы определены Конституцией РФ, в законе РФ “О Занятости населения в РФ”, ТК РФ, других законах, они конкретизированы в указах президента решениях правительства, региональных и отраслевых соглашениях, коллективных договорах предприятий.
    Конъюнктура рынка труда, это соотношения спроса и предложение предложения рабочей силы. Она может быть 3х типов:
    1. Труднодифицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения рабочей силы;
    2. Трудоизбыточный, когда на рынке труда имеется большое число безработных и соответственно избыток предложения рабочей силы;
    3. Равновесный, когда спрос на рабочую силу соответствует ее предложению.
    Инфраструктура рынка труда, это система институтов, учреждений и организаций занимающихся проблемами движения рабочей силы и обеспечивающих функционирование рынка труда: Государственные учреждения, биржи труда, не государственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации фонды. Деятельность органов инфраструктуры направлена на содействие занятости, снижения безработицы, реализацию социальных гарантий в отношении граждан оставшихся без работы. Формирование банков данных о рабочих местах, сбор и анализ статистической информации и тд.
    Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимы для его нормального функционирования под которым понимается положение когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда.
    К таким функция относятся:
    1. Организация встречи продавцов и покупателей рабочей силы;
    2. Обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;
    3. Установление равновесных ставок з/п;
    4. Содействие лишению решению вопросов занятости населения;
    5. Осуществление социальной поддержки безработных.
    Функционирование рынка труда имеет ряд следующих особенностей, связанных с характером и спецификой воспроизводства рабочей силы:
    1. Неотделимость прав собственности на товар – рабочую силу от владельца. На рынке труда покупатель ( работодатель) приобретает только право использования и частичного распоряжения способностью к труду ( рабочей силой), функционирующей в течении определенного времени;
    2. Значительная продолжительность по времени контакта продавца и покупателя рабочей силы накладывает свой отпечаток на их взаимоотношения и играет значительную роль в обеспечении жизни способности организации;
    3. Наличие большого числа институциональных структур особого рода ( развлетвенной системы законодательства, социально-экономических программ, служб занятости, и тд);
    4. Высокая степень индивидуализации сделок, связанная с различным профессионально квалификационным уровнем рабочей силы, разнообразие технологий и организация труда;
    5. Своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом любого другого вещного товара: первый обмен начинается в сфере обращения товара -рабочей силы, те на рынке труда, продолжается в сфере производства и заканчивается в сфере обращения жизненных благ, те на рынке товаров и услуг. Второй обмен начинается и заканчивается в сфере обращения вещного товара;
    6. Значимость для работника не денежных аспектов сделки: содержание и условий труда, микро климата в коллективе возможностей продвижения по службе и тд.

  5. Xelo Ответить

    Неконтролируемая миграция и свойственные ей угрозы присущи не только дальневосточному региону. Известно, что по абсолютному объему иммиграции наша страна занимает второе место в мире среди стран — крупных миграционных реципиентов. По приему иммигрантов нас опережает только США — государство с давними традициями иммиграции и лучшей в мире системой ассимиляции мигрантов. Масштабы миграционного движения в России настораживают своей стихийностью: за период 1992–2005 гг. только в поле зрения официальной российской статистики попали 7,2 млн. иммигрантов. Даже, если согласиться со спорным допущением, будто большинство приехавших (около 2/3) — этнически русские, то, так или иначе, получается, что по официальным (далеко не полным) данным с начала девяностых к нам въехало почти 2,5 млн. людей с иной культурой и ментальностью. В то же время, по оценкам ряда экспертов, численность незаконных иммигрантов, пребывающих на территории Российской Федерации, доходит до 15 млн. чел. Иными словами, численность нелегальных иммигрантов составляет 10,5% от населения страны. Учитывая, что основными центрами миграционного притяжения являются крупные городские агломерации (в основном, Московская и Ленинградская области), не сложно спрогнозировать чем чревато подобное изменение этнических пропорций для коренного населения этих регионов и для страны в целом. [3]
    Влияние расселения на развитие и размещение производительных сил
    Города прошли огромный путь в своем развитии: от возникновения небольших поселений несколько тысячелетий тому нами, расцвета крупных городов в античном обществе, их упадка при феодализме, возрождения и развития при капитализме и до нового исторического этапа их становления в социалистическом обществе.
    Расселение и формирование городов определяются способом производства, который обусловливает как способ расселения (размещение населения по территории страны), формы расселения (типы поселений), так и системы расселения, представляющие собой единство способа и формы расселения.
    Способ производства и система расселения взаимодействуют, что проявляется в трех аспектах:
    во-первых, способ, производства определяет систему расселения – каков способ производства, такова и система расселения;
    во-вторых, расселение активно влияет на развитие производительных сил – та или иная система расселения может способствовать развитию производительных сил, а может и задерживать их развитие;
    в-третьих, противоречия системы хозяйства и производственных отношений определяют противоречия системы расселения. Так, например, противоречия капиталистического города как формы расселения служат выражением общих противоречий капиталистического способа производства.
    Непосредственное влияние на расселение оказывает размещение производительных сил, определяемое способом производства. Поэтому каждой социально-экономической формации соответствует свой, исторически особый тип размещения производительных сил и присущая ей специфическая система территориальной организации общественного производства.
    Для капиталистического общества характерна неравномерность размещения производительных сил, что порождает неравномерность расселения населения. Образование промышленных центров и городов происходит стихийно, поскольку в капиталистических странах «население так же централизуется, как и капитал», и в каждый данный момент капиталы размещаются там, где возможно извлечение максимальной прибыли. Социальной предпосылкой стремительного роста населения капиталистических городов являлось углубление противоположности между городом и деревней. [2]

  6. Garg Ответить

    Предпосылкой развития общественного производства, главной производительной силой выступает население — та часть, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудиться.
    Пример. Возрастные границы и социально демографический состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов. Они (границы и состав) менялись в разные периоды истории нашей страны. Так, впервой пятилетке (1929-1932) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет К концу второй пятилетки (1933-1937) эта граница была повышена до 16 лет. В годы Великой Отечественной войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время граница тру­доспособного возраста — 16 лет. Прослеживаются тенденции сокращения доли населения моложе трудоспособного и трудоспособного возрастов и увеличения доли населения старше трудоспособного возраста Специа­листы прогнозируют заметное сокращение общей численности населения и доли населения в дорабочем возрасте, стабилизации доли населения в пенсионном возрасте и возрастание доли населения в рабочем возрасте, старение населения, что в дальнейшей перспективе приведет к сокраще­нию численности населения в трудоспособном возрасте
    В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в обще­ственном производстве выделяют:
    1) активную (функционирующую), т.е лица, непосредственно занятые в общественном производстве,
    2) пассивную (потенциальную) — учащиеся с отрывом от про­изводства и занятые в домашнем хозяйстве.
    Численность трудовых ресурсов определяется на конкретную дату, но ее можно рассчитывать и как среднюю за какой-либо промежуток времени. В России она составляет приблизительно 50% общей численности населения. В западной экономической науке нет единого подхода к определению трудовых ресурсов, по­этому в национальных статистических изданиях стран с рыночной экономикой, а также в международной статистике встречаются различные понятия, имеющие отношение к характеристике дан­ной категории.
    Однако для некоторых видов деятельности предусмотрены так называемые льготы. Они касаются таких людей, которые заняты работой, связанной с высокой психофизиологической нагрузкой или неблагоприятными условиями труда (химическая отрасль, металлургическая отрасль, балет и тд ). Льготные пенсионеры в реальности могут продолжать трудиться и поэтому их включают в состав трудовых ресурсов
    Распределение и перераспределение трудовых ресурсов – вторая фаза воспроизводства. Это социально-экономический и временной процесс движения экономически активного населения в целях его первичного распределения по видам работ, роду и сферам деятельности, отраслям, организациям, регионам и перераспределения в соответствии со спросом и предложением на рынке труда.

  7. Saithigrinn Ответить

    Рассматривая проблему неравенства под различными углами зрения, можно выделить несколько аргументов в пользу его снижения и, следовательно, перераспределения доходов в обществе. Говоря о неравенстве с позиций экономики благосостояния, следует отметить возможную взаимосвязь между социальным неравенством и размером общественного благосостояния. При определенных предположениях о функции общественного благосостояния (аддитивность; убывающая предельная полезность по доходу; индивидуальные функции полезности одинаковы и ставят полезность в зависимость только от дохода индивида) она достигает своего максимума в условиях полного равенства (см. лекцию 20). Поэтому любое снижение неравенства, вызванное перераспределением дохода, приводит к росту общественного благосостояния. Такое перераспределение дохода в полной мере отвечает реализации принципа максимина, положенного в основу функции общественного благосостояния Дж. Роулза. При других допущениях (неаддитивность, различие в индивидуальных функциях полезности) повышение благосостояния может потребовать неравенства доходов. перераспределение доход трансферт
    Второй аргумент в пользу перераспределения доходов в обществе носит макроэкономический характер – это существование определенной взаимосвязи между уровнем социального неравенства и темпами экономического роста. По сути, этот аргумент несколько противоречив и используется и сторонниками, и противниками процессов перераспределения. С одной стороны, чем менее интенсивный характер носят перераспределительные процессы, тем сильнее стимулирование индивидов к производительному труду, которое проявляется в возможности получения ими высоких реальных доходов. В этом смысле неравенство – это цена, которую общество вынуждено платить за эффективную экономическую систему и стабильный экономический рост.
    Однако слишком высокий уровень неравенства приводит, напротив, к снижению экономического роста в стране (т. е. между неравенством и темпами экономического роста существует взаимосвязь в форме выпуклой вверх параболы – с ростом неравенства происходит увеличение темпов экономического роста только до определенного уровня, начиная с которого при дальнейшем увеличении неравенства темпы экономического роста снижаются). Поэтому целесообразно регулировать неравенство путем проведения политики перераспределения и не допускать слишком высокий его уровень. Третья причина связана, пожалуй, с наиболее ярким проявлением неравенства – с проблемой бедности. Бедность существует в любой стране, независимо от достигнутого в ней уровня жизни. К бедным относят людей, которые не имеют возможности жить в соответствии с минимально необходимыми стандартами, принятыми в данной стране. Вследствие этого они лишены также возможности в полной мере использовать все права и привилегии, гарантированные гражданам этой страны. Для бедных слоев населения характерны низкие уровень и качество жизни, высокая смертность (в том числе детская); значительная часть правонарушений также совершается представителями бедного населения. Ввиду этих соображений, а также в соответствии с принципами социальной справедливости и общепринятыми нормами в демократическом государстве снижение размеров бедности является одной из целей государства, реализация которой осуществляется с помощью политики перераспределения доходов. Механизмы перераспределения доходов достаточно разнообразны, и применение того или иного механизма зависит от существующего в стране уровня неравенства, его структуры, причин, а также специфики целей и задач политики по снижению неравенства. Поэтому, прежде чем ставить задачу перераспределения доходов, нужно понять, что такое неравенство и как оно может быть оценено (измерено).

  8. Популярный Ютубер Ответить

    Если одни и те же действия ведут к позитивным изменениям значений функций полезности для одних индивидов и отрицательным изменениям для других, налицо перераспределение, даже если оно целенаправленно не планировалось. По существу, едва ли не любые действия государства влекут за собой принудительное перераспределение, намеренное либо ненамеренное. В самом деле, эти действия чаще всего относятся либо к разряду целенаправленных мер социальной политики, стержнем которой на практике является разнообразная помощь нуждающимся, либо к области производства общественных благ при отсутствии равновесия Линдаля.
    В роли непосредственных объектов перераспределения могут выступать, во-первых, доходы, во-вторых, физический и денежный капитал как фактор производства и, в-третьих, экономические возможности. Перераспределение доходов и капитала не требует особых комментариев. Что же касается перераспределения экономических возможностей, то оно имеет место, когда государство изменяет «правила игры» в экономике. Допустим, например, что вводятся высокие пошлины на импорт продовольствия. Такого рода мера заведомо выгодна отечественным производителям продовольствия, поскольку их конкурентные позиции сразу же улучшаются. Вместе с тем эта мера невыгодна потребителям продовольствия, так как речь фактически идет об ограничении предложения, что, при прочих равных условиях, приводит к повышению цен. В конечном счете благосостояние производителей продовольствия повышается, а уровень благосостояния его потребителей падает. Иными словами, имеет место перераспределение, хотя никакие денежные суммы или материальные объекты непосредственно не изымаются у потребителей в пользу производителей. Меняется не распределение ранее сформированных (и имеющихся потому в готовом виде) доходов и капиталов, а спектр регулируемых государством возможностей получать доход и образовывать капитал в будущем. Для одной группы лиц эти возможности расширяются, для другой – сужаются.
    Перераспределение экономических возможностей происходит и в других случаях. Например, устанавливаемое законом существенное повышение уровня минимальной заработной платы способно вести к сокращению спроса на труд. В этом случае ухудшается положение тех, кто теряет работу, но улучшается положение значительной части занятых. Перераспределение экономических возможностей может иметь место и при государственном регулировании цен. В конечном итоге перераспределение возможностей оборачивается перераспределением доходов.
    Итак, действия государства, как правило, имеют перераспределительный аспект. Крайне важно заблаговременно выделять и осмысливать этот аспект при подготовке управленческих решений, касающихся общественного сектора, даже если на первый взгляд они не носят перераспределительного характера. Необходимо ясно сознавать, чьим интересам в наибольшей степени соответствует то или иное решение и чьи интересы оно в какой-либо мере ущемляет.
    Между тем перераспределение, нацеленное на достижение большего равенства доходов, вообще говоря, ведет к экономическим потерям. Потери возникают прежде всего потому, что всякое принудительное перераспределение требует административных издержек (издержек перераспределения). Необходимо идентифицировать тех, за чей счет предстоит осуществлять перераспределение, а также тех, кто получит право на вспомоществование. Далее, требуется наладить сбор и распределение средств. Все это предполагает затраты, из которых и складываются административные издержки. Однако еще более важное значение имеет дестимулирующий эффект перераспределения. С одной стороны, у граждан с высокими доходами снижается заинтересованность в напряженном труде и предпринимательской активности. Дело в том, что значительная часть дополнительно заработанных средств может быть изъята для помощи нуждающимся. С другой стороны, у самих нуждающихся ослабляется заинтересованность в поиске приемлемо оплачиваемой работы и в интенсификации трудовых усилий. При известных обстоятельствах могут создаваться так называемые ловушки безработицы и бедности. Они бывают сильными и слабыми.
    Сильная ловушка безработицы возникает в тех случаях, когда чистый денежный доход безработного, формируемый за счет перераспределения, фактически превышает чистый денежный доход такого же индивида, который имеет работу. Следует учитывать, что чистый денежный доход работающего меньше, чем его заработная плата. Из последней следует вычесть налоги (безработные часто освобождаются от налогов), а также расходы, связанные с работой, например, стоимость проезда до предприятия. Сильная ловушка безработицы встречается сравнительно редко. Несколько более обычное явление представляет собой слабая ловушка безработицы. Это ситуация, когда чистый денежный доход работающего индивида превышает доход, которым он располагал бы, не имея работы, но разница недостаточна, чтобы перекрыть отрицательную полезность трудовых усилий для того, кто их предпринимает. Разумеется, в этом случае предполагается, что работа, которую мог бы найти данный индивид, сама по себе непривлекательна и заниматься ею можно, только если заработок перекрывает тягость труда.
    Сильная ловушка бедности имеет место в ситуации, когда дополнительный доход, который индивид получает, интенсифицируя свои трудовые усилия, оказывается недостаточным, чтобы превысить дополнительное эксплицитное и имплицитное налогообложение. Эксплицитное налогообложение — это собственно налоги, собираемые государством, в том числе с целью перераспределения. Имплицитное налогообложение — это потери, которые несет индивид в связи с тем, что, достигнув определенного уровня заработка, он перестает получать от государства те или иные пособия, предназначенные для помощи малоимущим. Тому, кто оказался в сильной ловушке бедности, выгодно меньше работать, с тем чтобы повысить свое благосостояние за счет снижения налогов и получения социальных выплат.
    Слабая ловушка бедности отличается от сильной лишь тем, что при наличии первой прирост эксплицитного и имплицитного налогообложения примерно равен приросту заработной платы, так что с точки зрения чистого денежного дохода активизация трудовых усилий не ведет ни к очевидным потерям, ни к существенным приобретениям. В этом случае, как и при слабой ловушке безработицы, решающее значение приобретает тягость труда как такового.
    Итак, мы убедились, что принудительное перераспределение, нацеленное на достижение большего равенства, чаше всего ослабляет трудовую и предпринимательскую активность. Впрочем, встречаются исключения. Допустим, что в исходном состоянии распределение доходов в большой степени определялось сохранением феодальных привилегий, которыми пользовался узкий круг лиц. Ликвидация этих привилегий влечет за собой большее равенство доходов и имеете с тем способствует стимулированию трудовых усилий и инвестированию капиталов, поскольку более значительная часть результатов достается производителям, Однако для современной рыночной экономики, в которой привилегии отдельных лиц, искусственно поддерживаемые государством, в целом не играют значительной роли, характерен конфликт между равенством и эффективностью.
    Ослабление экономического неравенства в масштабах, при которых предельные доходы существенно отклоняются от предельных продуктов соответствующих факторов производства, ведет к замедлению экономического роста. И наоборот, стимулируя повышение эффективности, обычно приходится до некоторой степени жертвовать равенством доходов. Поскольку стремление к большему экономическому равенству диктуется пониманием справедливости, преобладающим в том или ином конкретном обществе, не существует универсальных рецептов разрешения конфликта между эффективностью и равенством. Как уже отмечалось выше, инструментарий экономической науки не пригоден для того, чтобы выносить решающие суждения по проблемам, которые касаются справедливости. Зато именно эта наука призвана обосновывать критерии эффективности.
    В качестве измерения неравенства в экономике страны применяются следующие показатели:
    1. Коэффициент Джини: измеряет площадь между кривой Лоренца и биссектрисой. Максимальное значение ½. На Рис. 1 представлена кривая Лоренца. По горизонтальной оси откладывается % дохода, по вертикальной – % населения с соответствующим доходом. Биссектриса характеризует равномерное распределение дохода. Чем круче кривая Лоренца, тем больше неравенство доходов. Чем ближе к биссектрисе, тем меньше неравенство.

    Рис. 1. Кривая Лоренца
    2. Индекс бедности – это процент населения, находящегося за чертой бедности.
    3. Черта бедности – это стоимость набора товаров и услуг, которые государство считает минимальными для существования.
    4. Абсолютная бедность – это минимальный доход, который требуется для физического выживания человека.
    5. Относительная бедность – это количество товаров и услуг, которое помогает достичь минимального прожиточного уровня в данной стране.
    6. Дефицит дохода (российский показатель) – это отношение общей суммы доходов населения, недостающих до величины прожиточного минимума, к общей сумме доходов населения в стране.
    7. Крайняя бедность (российский показатель) – это численность семей, среднедушевой доход которых составляет не более половины прожиточного минимума.
    8. Постоянная бедность – это численность семей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума в течение, как минимум, года.
    Выделяют следующие виды богатства индивида:
    1. Физическое (мебель, автомобили, квартиры и т.д.);
    2. Человеческий капитал (знания, умения, навыки);
    3. Финансовое (наличные деньги, ценные бумаги).

  9. Celhala Ответить

    С начала переходного периода в России произошли существенные сдвиги в перемещении занятого населения:
    – между различными формами собственности и секторами экономики;
    – между отраслями и предприятиями;
    – между различными видами занятости;
    – по территории (по регионам страны, между городом и селом).
    Текучесть рабочей силы является важным фактором развития рынка труда, поэтому постоянно возрастает потребность в статистической информации, отражающей быстро меняющуюся ситуацию в этой области. Указанные процессы – это объективная необходимость, они вызываются не только негативными причинами (спад производства, просчеты в политике занятости и оплаты труда), но и постоянным техническим прогрессом, изменениями в территориальном размещении производства, появлением новых отраслей экономики, развитием процессов специализации и кооперирования и другими производственными и социально-экономи­ческими факторами.
    В материалах МОТ в числе основных категорий текучести рабочей силы выделяются:
    – занятые лица, теряющие свою работу;
    – незанятые лица, ищущие работу;
    – лица, покидающие рынок труда в связи с обучением, отпуском по беременности и уходу за ребенком, болезнью, инвалидностью, выходом на пенсию, иммиграцией;
    – впервые вступающие в рынок труда (например, выпускники школ, иммигранты);
    – вернувшиеся на рынок труда (лица, получившие профессиональное образование, лица, у которых закончился отпуск по уходу за ребенком, пенсионеры, нуждающиеся в дополнительном доходе).
    Для полноты анализа мобильности различных категорий на рынке труда указанный перечень можно дополнить показателями, характеризующими отраслевое перераспределение (прием и выбытие из одной отрасли в другую) и изменение по статусу в занятости (например, работающие по найму или работающие не по найму).
    Источниками информации о движении рабочей силы являются:
    – отчетность предприятий и организаций;
    – данные служб занятости о числе лиц, ищущих работу, и о трудоустройстве;
    – данные административного учета о лицах, получающих пенсии по возрасту, инвалидности и т.п.;
    – данные специальных обследований рабочей силы;
    – информация о профессиональной подготовке кадров.
    Статистика движения рабочей силы исследует как объемные показатели, характеризующие число лиц, входящих в категорию рабочей силы или выходящих из нее, масштабы отраслевой мобильности, перемещения лиц по секторам экономики, изменения в структуре занятости, так и показатели, отражающие факторы и причины движения рабочей силы.
    Для сравнительного анализа используется система показателей: индексы численности работников, показатели общего оборота рабочей силы, оборота по приему на работу и оборота по выбытию.

  10. imhotepp Ответить

    Рыночное распределение дает всем владельцам факторов производства возможность получить доход от какого-либо фактора производства. Однако в любом обществе существуют нетрудоспособные люди, то есть рыночное распределение дохода в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода. Поэтому появляется необходимость перераспределения доходов – изъятие части дохода у физических и юридических лиц и перераспределение их в пользу малоимущих. Это перераспределение осуществляется как косвенными методами (благотворительные фонды, льготы) и прямыми методами (государство взимает налоги). В рыночной экономике существует неравенство в распределении доходов. Возникает задача измерить то неравенство. Предположим, что 100% доходов должно распределиться между 100% населения. Получим линию равномерного распределения.
    Механизм осуществления политики доходов и заработной платы многообразен. Он включает взаимодействие государственных и ры­ночных, административных и правовых, экономических и социаль­ных нормативов.
    Рыночное регулирование доходов и заработной платы осущест­вляется с помощью соотношения спроса и предложения на рабочую силу и другие товары, конкуренции, инфляции.
    Государственное регулирование доходов и заработной платы про­водится посредством налогов и трансфертных платежей (социальных трансфертов). Они составляют основной механизм перераспределе­ния доходов.
    Под налогами понимаются нормативные, срочные и обяза­тельные отчисления государству со стороны граждан как получателей доходов и собственников имущества. Важнейшим налогом с физичес­ких лиц является подоходный налог.
    Социальный трансферт – это сумма средств, безвозмездно пере­данных от одних юридических и физических лиц другим. Социальные трансферты предоставляются населению из федеральных, региональ­ных и местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций. Они включают все виды пенсий, стипендий, пособий, компенсационные выплаты, льготы и благотворительную помощь.
    Государство также оказывает влияние на доходы населения с по­мощью льготных цен и тарифов, например на электроэнергию, услуги жилищно-коммунального хозяйства. В этом случае социальные транс­ферты могут приобретать форму натуральных доходов.
    Политика доходов и заработной платы строится с учетом издержек перераспределения доходов, включающих затраты на осуществление самого перераспределения и его влияние на эффективность произ­водства. Издержки перераспределения доходов должны быть мини­мизированы, чтобы повышение уровня и качества жизни одних граж­дан не наносило ущерба другим.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *