Почему культуру античности называют колыбелью европейской цивилизации?

11 ответов на вопрос “Почему культуру античности называют колыбелью европейской цивилизации?”

  1. Частица Вселенной Ответить

    В архаическую эпоху возникли все основные формы античной культуры и искусства – философия, литература, изобразительное искусство, театр. Агональное (состязательное) начало греческой культуры породило традицию проведения знаменитых греческих игр (Олимпийские, Пифийские, Истмийские, Немейские). Общегреческие игры оказали заметное влияние на античное искусство: прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческой скульптуры.
    В этот же период складывается система рабовладельческих отношений, в дальнейшем породившая феномен античного (классического) рабства, которое имело ряд существенных отличий от древневосточного рабовладения. Большое значение имело законодательное запрещение порабощения граждан за долги, т. е. уничтожение долгового рабства в ходе реформ Солона (594 г. до н. э.).
    Именно в архаическую эпоху на месте прежнего родового строя возникла новая политическая структура – полис (от греч. polis – «город», «община», «государство»), который представлял собой гражданскую общину. Греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала народному собранию, состоявшему из полноправных граждан. Оно избирало должностных лиц, которые управляли полисом и, по истечении срока их пребывания в должности, отчитывались перед народным собранием. Доминирующее значение народного собрания воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия граждан в управлении полисом. Таким образом, полис осуществлял экономические, военные и политические функции.
    В глазах греков полис был высшей ценностью, в рамках которого можно существовать не только физически, но и вести полнокровную нравственную жизнь, достойную человека. В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как свободной личности, наделенной политическими и экономическими правами. Решающее значение при этом имело отсутствие государственного и духовного гнета, а также личная свобода, которой пользовались граждане полиса. Именно в этом было главное отличие древнегреческой цивилизации как от первобытных общин, где жизнь каждого человека жестко регламентировалась родовыми обычаями, так и от цивилизаций Древнего Востока, в которых государственная власть и жречество полностью контролировали духовную жизнь общества.
    Классический период – вершина развития древнегреческой цивилизации, ее самая знаменитая эпоха. В V в. до н. э. центр политической и культурной жизни греческого мира переместился в Афины, которые называли «светочем Эллады». Афины были в то время наиболее развитым греческим полисом, обладавшим колоссальным военно-экономическим потенциалом и развитой демократической системой. Известный вождь афинской демократии Перикл (495–429 гг. до н. э.) стремился сделать родной город крупнейшим культурным центром, средоточием всего самого прекрасного и ценного в греческом мире.
    Светский характер греческой культуры обусловил специфику мировоззрения древних греков: поиски эффективного пути философского осмысления мира, дискуссии о наилучшем устройстве общества ничем не были стеснены. Активная политическая, гражданская жизнь развивала умение логически рассуждать, познавать психологию людей, видеть в человеческой личности наивысшую ценность. Греки не просто опередили в своем развитии другие народы древнего мира, они создали новый тип цивилизации, в центре которой – человек. Понимание ценности каждого человека, признание его права на личную свободу и права каждого народа на самоопределение стали теми идеями, на которых построена современная европейская демократия.
    Эллинизмом принято называть время от образования державы Александра Македонского (посл. треть IV в. до н. э.) до завоевания Восточного Средиземноморья Римом (I в. до н. э.). Термин «эллинизм» был предложен немецким историком И. Дройзеном. Культура эллинистического мира представляла собой синтез греческой культуры и культуры народов Ближнего и отчасти Среднего Востока. Характерные черты этого периода: систематизация знаний, накопленных в течение веков; усиление культурного взаимообмена между странами; распространение греческого языка в качестве официального на весь эллинистический мир; открытый, космополитический характер греческой культуры, которая все более становится культурой интеллектуальной элиты; вырождение рабовладельческой демократии и замена ее монархиями или олигархиями. В период эллинизма, наряду с традиционными культурными центрами – Афины, Коринф, Дельфы, Милет и др., – возникло множество новых: Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос и др. В формировании эллинистической культуры принимали участие не только греки, но и представители других народов: египтяне, сирийцы, карфагеняне, евреи и пр. Поэтому эллинистическую культуру можно в каком-то смысле назвать мировой.
    Римская цивилизация во многом похожа на древнегреческую, поэтому среди ученых нет единства в определении ее места в историческом процессе. Одни утверждают, что Рим не имел самостоятельного значения как цивилизация и представлял собой кризис античности. Они не видят оригинальности в римской культуре и называют ее подражательной. По их мнению, главные достижения римлян выражены в технике, прикладных науках и законодательстве; литература, искусство, философия находились под греческим влиянием. Другие считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему ценностей и государственность, отличавшие его от Греции.
    Апеннинский полуостров занимает центральное место в Средиземноморье. В древности греки назвали его Италией («страной телят»), а жителей – италиками. В центральной Италии расположена Латинская равнина, или Лаций, – область, где ок. 753 г. до н. э. возник город Рим. Древнейший период истории Рима получил название царского (VII–VI вв. до н. э.). Во главе общества стоял выборный царь, выполнявший обязанности жреца, военачальника, законодателя и судьи. Высшими органами власти были сенат (совет старейшин) и народное собрание.
    В VI в. до н. э. в Риме установилась республика (от лат. res publica – «общее дело») – форма правления, при которой власть принадлежит должностным лицам, выбранным на определенный срок. Высшим государственным органом Римской республики стало народное собрание, принимавшее законы. Важнейшим органом управления был сенат, состоявший из патрициев (знати) и верхушки плебса (народа). Сенат занимался вопросами внутренней и внешней политики, под его контролем находились финансы и религиозный культ. В республиканском Риме сохранились также традиции, унаследованные от монархии. Высшая исполнительная власть принадлежала двум консулам. Они командовали армией, созывали народные собрания, осуществляли правосудие. Древние историки осознавали своеобразие государственности Рима и считали ее наиболее совершенной. Так, греческий историк Полибий полагал, что в Римской республике создана лучшая форма правления – смешанная, сочетающая демократию, монархию и аристократию. Ни одна из этих форм правления не подавляла остальные, а взятые вместе, они составляли единое гармоничное целое.
    Древний Рим вел постоянные войны, и это в значительной степени определило организацию, строй жизни и ход римской истории. Если греки создавали мифы о богах, то для римлян в центре мифологии всегда находился сам Рим, его героический и победоносный народ. Война, железная воинская дисциплина требовали воинских добродетелей – мужества, верности, стойкости, гордого достоинства. Такие добродетели были нужны не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга примерного гражданина. Политическая карьера была возможна только через военное поприще. Абсолютная власть главы фамилии (семьи) с детства приучала юношей к беспрекословному повиновению, отсутствию собственной инициативы, собственного суждения. Римляне были не только прекрасными солдатами, но и умелыми строителями, инженерами, администраторами, юристами – и вместе с властью Рима к народам Западной Европы приходили дороги, акведуки, латинские школы и римское право. Римскую культуру часто называют утилитарной, и это во многом правомерно.
    Своего расцвета цивилизация Рима достигла в эпоху империи (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.). Император Октавиан Август провозгласил себя принцепсом («первым»), поэтому период правления Августа и его преемников (30 г. до н. э. – 192 г. н. э.) называется принципатом. Особенность политической системы принципата заключалась в сочетании неограниченной власти принцепса с формальным сохранением республиканских государственных институтов. К нач. II в. н. э. Римская империя включала огромные территории: Галлию, Пиренейский полуостров, западную часть Германии и Британию, а также весь Балканский полуостров до Дуная, Ближний Восток – до Кавказа и Евфрата и побережье Северной Африки.
    В III в. н. э. наступает эпоха кризиса Римской империи. Вторжения варваров, гражданские войны вели к упадку хозяйственной жизни. Очень остро стояла проблема рабства: оно обрекало общество на экономический застой и представляло собой источник опасности для государства. «Сколько рабов – столько врагов», – утверждала пословица того времени. Многочисленные восстания подрывали империю изнутри. Существенно изменился состав жителей Рима, среди которых по численности стали преобладать покоренные народы. Трансформировались и отношения между обществом и государством: граждане Рима превращались в подданных императора, и его указы имели силу закона. Сенат стал не государственным, а только городским советом Рима, государственная казна превратилась в городскую казну. Все больше становилось мелких арендаторов земли – колонов. Они не были рабами, но и не считались свободными. Колоны были приписаны к земле, а землевладелец распоряжался их имуществом. Они несли повинности в пользу господина и государства.
    Римское общество переживало глубокий нравственный и религиозный кризис. Характерной приметой времени стала утрата веры в традиционных богов. Наряду со скептическим отношением к собственным богам в римском обществе распространился интерес к восточным культам, гаданиям, составлению гороскопов. Коррупция, политические интриги, безудержная погоня за наживой, кровавые гражданские войны, доносы, произвол стали обычными нормами жизни римлян. В 395 г. Римская империя разделилась на две части – Западную и Восточную. К V в. ситуация в Западной Римской империи становится катастрофической. Все чаще происходили вторжения варваров. В 476 г. последний римский император Ромул Августул был низложен полководцем-варваром Одоакром. Это событие считается концом истории Западной Римской империи.
    Вопросы
    1. Этапы развития истории и культуры древнегреческой цивилизации. Полисная система ценностей.
    2. Эпоха эллинизма – «синтез» греческих и восточных традиций.
    3. Римская цивилизация: зарождение, развитие, крах.
    Методические советы
    1. В первом вопросе, изучая основные этапы развития древнегреческой цивилизации, охарактеризуйте их общие и особенные черты. Обратите внимание на то, что Греция никогда не была единым государством (лишь во время греко-персидских войн полисы объединились). Однако регулярные торговые связи между полисами, общность языка, религии, культурных традиций способствовали формированию этнического самосознания: греки считали себя единым народом, отличающимся от других – не эллинов.
    Какие основы греческой цивилизации закладываются в эпоху архаики? Почему расцвет греческой культуры приходится на классический период? Назовите памятники искусства Древней Греции V–IV вв. до н. э. Что было создано в этот период в области архитектуры, скульптуры, литературы, театра, образования и воспитания? В чем, на ваш взгляд, непреходящая ценность достижений классической культуры древних эллинов?
    Изучая полисную систему устройства древнегреческой цивилизации, определите категорию «полис» и выделите основные принципы существования полисной организации. Какую роль в общественно-политической структуре полиса играло народное собрание? Какие идеалы были характерны для граждан полиса? Дайте сравнительную характеристику Афинам и Спарте. Какие политические права имели граждане афинского полиса? В чем состояли особенности спартанского полиса? Обратите внимание на то, что полисная демократия уживалась с античным (классическим) рабством. Почему? Объясните, в чем причины кризиса полиса и всей древнегреческой цивилизации?
    2. Анализируя второй вопрос, раскройте следующие проблемы:
    · что означает термин «эллинизм»;
    · какой этап в истории Греции называют эллинистическим;
    · какие политические структуры характерны для эллинизма;
    · чем они отличаются от греческих полисов;
    · какие элементы восточных цивилизаций были усвоены греками; что сами греки привнесли в жизнь завоеванных стран Востока;
    · почему процесс завоевания римлянами эллинистических государств оказался столь быстрым?
    В заключение следует подчеркнуть, что культурное наследие периода эллинизма составляет существенную часть той материальной и духовной основы, на которой вырастает и развивается вся последующая культура Запада и отчасти Востока.
    3. Изучая третий вопрос, перечислите основные этапы развития древнеримской цивилизации. Подумайте, какая система ценностей сложилась в римской гражданской общине? Что вкладывали римляне в понятие «гражданский долг»? Какие занятия римляне считали достойными гражданина, а к каким относились пренебрежительно? Что такое римское право? Назовите основные причины гибели Западной Римской империи.
    Рассмотрите культурные достижения Римской цивилизации. Какие из них стали частью современной европейской цивилизации? Приведите конкретные примеры, назовите имена выдающихся деятелей римской эпохи.
    Обязательная литература
    1. Древние культуры: CD. М.: ЦНИТ МЭИ, 2000.
    2. Мировые цивилизации Древности и Средневековья (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2003. – С. 45–98.
    Дополнительная литература
    1. Античная Греция / Отв. ред. Е. С. Голубцова. В 2-х т. М.: Наука, 1983.
    2. Боннар А. Греческая цивилизация (любое издание).
    3. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. М., 1988.
    4. История Древнего Рима: учебник / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2001.
    5. История Древней Греции: учебник / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2001.
    6. Капустин М. П. История мировой культуры. Древность: учебное пособие. М.: Флинта, 2000.
    7. Культура Древнего Рима / Отв. ред. Е. С. Голубцова. В 2-х т. М.: Наука, 1985.
    8. Моисеева Л. А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
    9. Человек античности: Идеалы и реальность / Сост. В. И. Исаева. М., 1992.
    10. Эллинизм: Восток и Запад / Отв. ред. Е. С. Голубцова. М., 1992.
    Тема 4

  2. Самозванец Ответить

    Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. понятие античности в культуре возникло в эпоху возрождения. так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего востока. античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. всего три поколения деятелей культуры древней греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. культура древнего рима, которая во многом продолжила античные традиции греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. культура древнего рима во многом определила культуру последующих эпох в западной европе. императорский рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох. в кризисе, охватившем римский мир в iii веке н. э., можно обнаружить начало переворота, которому зародился средневековый запад. варварские нашествия v века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира. итак, античная культура средиземноморья считается величайшим творением человечества. ограниченная пространством (в основном, побережье и острова эгейского и ионического морей) и временем (от ii тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в средиземноморье в древний период , следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов: – первый связан с культурным развитием греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н. – второй период связан с захватническими войнами македонских царей – филиппа и александра, созданием обширной империи александра македонского (400-е гг. до н. – третий период относится ко времени расцвета римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и грецию, и македонию.

  3. Fon de la more Ответить

    Античная  культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально  во всех областях духовной и материальной деятельности. Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.
    Всего три поколения деятелей  культуры Древней Греции создали  искусство высокой классики, заложили  основы европейской цивилизации  и образы для подражания на многие тысячелетия. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью.
    Культура  Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное  выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох. В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.
    Итак, античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов:
    – Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.).
    – Второй период связан с захватническими войнами македонских царей – Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-е гг. до н.э.).
    – Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и Грецию, и Македонию.

  4. Kagalar Ответить

    Античная  культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально  во всех областях духовной и материальной деятельности. Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.
    Всего три поколения деятелей  культуры Древней Греции создали  искусство высокой классики, заложили  основы европейской цивилизации  и образы для подражания на многие тысячелетия. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью.
    Культура  Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное  выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох. В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.
    Итак, античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов:
    – Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.).
    – Второй период связан с захватническими войнами македонских царей – Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-е гг. до н.э.).
    – Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и Грецию, и Македонию.

  5. dsdds Ответить

    Максим
    Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.
    Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью.
    Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох. В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э. , можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.
    Итак, античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства) , античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов:
    – Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н. э.) .
    – Второй период связан с захватническими войнами македонских царей – Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-е гг. до н. э.) .
    – Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и Грецию, и Македонию.

  6. Gam Ответить

    Само географическое положение Греции, омытой морем и рассыпанной в море, определило ей эту великую миссию (рис. 1). Море издревле играет огромную роль в истории человечества: оно не только дает пропитание, но и дарует общение людям. Море не только благотворно действует на ум одного человека, но и поддерживает сознание общности у группы людей — народа и нации — и тем самым содействует развитию национальной культуры. Море объединяет людей и зовет их в дорогу. Не случайно одно из древнегреческих названий моря означало дорогу. И не от древнегреческого ли «понта» (?????? — море) проистекает русское слово «путь»?

    Рис. 1. Античный мир в VI в. до н. э.
    Все географические названия, упоминаемые в книге, отражены на карте.
    Но особое море — Средиземное. Оно омывает сразу три континента. Его лазурные воды ласкают и согревают все живое. И уж вовсе уникальна его восточная часть — Эгейское море, лежащее между Балканским полуостровом и Малой Азией. Во всем Эгейском море нет точки, удаленной от суши — будь то материк или ближайший остров — более чем на 60 км, как и во всей Греции нет места, отстоящего от моря более чем на 90 км.
    Россыпи островов, больших и малых, покрывают Эгейское море. Не успеешь отплыть от одного из них, как на горизонте появляется второй, затем — третий. Круг Киклады[2] — вершины некогда ушедшего под воду горного хребта — и небрежно разбросанные Спорады[3] создавали идеальные условия для древнего мореплавателя, для которого упускать берег из виду было безумием. Эти острова стали опорами незримого моста, связавшего Азию с Европой (рис. 2).

    Рис. 2. Самоина — самосский военный корабль времен Пифагора.
    Эгейское море для древних греков — это не просто место ловли кефали или сардин, но это и путь к иным народам и иной культуре, это дорога к невиданным произведениям искусства и сказочным восточным богатствам, это окно в неведомый мир знаний, хранимый скупыми на слова восточными мудрецами. Море — это путешествие в волшебную страну чудес, дорогу в которую указывают звезды.
    Начиная с VIII в. до н. э. у каждого большого города-государства Эллады появляются за морем свои колонии. Эти отростки сильного эллинского древа появляются всюду: в Южной Италии и по берегам Южной Галлии, в Иберии и Северной Африке, в дельте Нила и на далеком Понте Эвксинском (Черном море), где только один Милет основал около сотни поселений.
    Но — и в этом источник греческого гения — открывая в плаваниях новые земли, вступая в прямые контакты с великими восточными цивилизациями, греки умели найти в себе способности усваивать их уроки, а не отмахиваться от них. Греки не только впитывали мудрость великих учителей, но и творчески преломляли ее, а главное — сказочно обогащали.
    «Что бы эллины ни перенимали от варваров[4], они всегда доводили это до более высокого совершенства». Эти слова Платона из его посмертного диалога «Эпиминос», хотя и принадлежат эллину, очень точно передают суть интеллектуальных отношений между Востоком и Элладой. Вот почему именно восточные греки, и прежде всего ионийцы и эолийцы, заложили основы философии (Фалес из Милета), математики (Пифагор с острова Самос), лирической поэзии (поэтесса Сапфо с острова Лесбос). Так зарождалась новая оригинальная культура, так по незримому островному мосту перетекала в Европу древняя восточная мудрость.
    Но и материковая Греция, изрезанная горными хребтами и глубокими долинами, походила скорее на группу островов, на каждом из которых протекала своя жизнь. Горные кряжи, будто стены крепостей, защищали жителей долин от смертоносных вихрей завоеваний, беспрепятственно проносящихся над беззащитными равнинами. Сама природа способствовала возникновению в Греции сотен обособленных городов-государств (по-гречески полисов: ????? — город), цепко державшихся за свою политическую и хозяйственную независимость.
    По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока и уж тем более по сегодняшним меркам размеры этих государств были смехотворно малы. Например, по подсчетам профессора С. Я. Лурье, население беотийского государства Хорсий в III в. до н. э. составляло 64 человека. Впрочем, и сами Афины в лучшие времена имели не более двух-трех сотен тысяч жителей.
    По крутой тропинке (греки не любили обходных путей и прокладывали тропы напрямик, высекая ступени в скалах) можно было подняться на ближайшую вершину и окинуть взором все свое государство, лежащее внизу в долине. По другую сторону хребта, в другой долине, было уже другое государство. Столь близкое соседство разных государств неизбежно приводило к бесконечным конфликтам. Увы, это была неизлечимая язва греческого народа, которая оказалась для него смертельной.
    Небольшие размеры греческих полисов стимулировали к участию в общественной жизни практически все население. Свободные члены общества были гражданами, а не бесправными подданными, как на Востоке. В пору расцвета в Афинах некоторые общественные должности замещались ежегодно в порядке жеребьевки, город практически не знал слоя чиновников, а высшим законодательным органом было собрание граждан полиса. Так, в Греции задолго до нашей эры возникла невиданная форма политического управления — народовластие, или по-гречески демократия (????-?????? — от ?????, народ и ?????? — управлять), форма, которая и сегодня через два тысячелетия является манящим идеалом для многих народов мира.
    Возможность общения сразу всех жителей государства породила дух состязательности, который пропитал все слои общественной жизни Эллады. Каждый праздник, посвященный любому из богов, а богов в Древней Греции было великое множество, непременно заканчивался соревнованиями атлетов, состязаниями певцов, танцоров, музыкантов, поэтов, конкурсами трагиков, комедиантов, ремесленников, конкурсами красоты — и женскими, и мужскими. На время всенародных Олимпийских или Пифийских игр воюющие стороны складывали оружие, толпы людей устремлялись по дорогам Греции к месту состязаний, жизнь в городах замирала. Награда победителю была, как правило, невелика — лавровый венок или корзина винных ягод, но всегда эта награда была очень почетна. В исключительных случаях победителю ставили памятник или избирали на ответственные государственные должности. Так, величайший драматург Эллады Софокл (ок. 496 — 406 до н. э.) после своей «Антигоны» был избран военачальником и, надо сказать, с честью провел ряд военных операций.
    Раскрепощенный ум, чувство свободы и собственного достоинства породили взрывоподобный всплеск интеллектуальных сил Греции. Неугомонная мысль забурлила в узких, а порой и грязных улочках греческих полисов. Не в помпезных державах Древнего Востока с их чудовищно громадными пирамидами, храмами, статуями, фантастическим богатством, а в бедности, но в свободе взрастала беспримерная по силе интеллекта и духа культура. Торжество человеческого разума стало главным богатством и невиданным завоеванием греческого народа.
    Влилась в века Эллада, как вино,—
    В дворцовой фреске, в мраморном кумире,
    В живом стихе, в обточенном сапфире,
    Явя, что было, есть и суждено.
    (В. Брюсов)
    Именно греки первыми из древних народов стали искать тайны мироздания не в религиозных канонах, а в самом мироздании, окружающем человека. И именно греки первыми ощутили щемящую радость постижения истины.
    Трижды счастливы души, которым дано
    Подняться до истин подобных и звездное небо измерить.
    В этих двух строках древнеримского поэта Овидия (43 до н. э. — ок. 18 н. э.) заключен еще один кладезь, которым владели древние греки (и которым они щедро одарили древних римлян), — это тонкое чувство прекрасного. С молоком матери впитывали греки краски щедрой Эллады: синеву неба, лазурь моря, золото морского песка, зелень вздыбленных хребтов, блеск неприступных скал и вновь синеву неба. «Гармоническая природа этой страны, чуждая всякой чудовищной громадности, всяких чудовищных крайностей, — писал В. Г. Белинский, — не могла не иметь влияния на чувство соразмерности и соответственности, словом, гармонии, которое было как бы врожденно грекам».
    Никакой другой народ не был так богато и счастливо одарен природой. Склонные к веселью и наслаждениям, с радостью предаваясь пению, танцам и гимнастическим упражнениям, греки в то же время имели пытливый ум и живое стремление к знаниям, проницательный и трезвый взгляд на природу, лишенный схоластических умствований египетских и вавилонских мудрецов. Чувством прекрасного и чувством гармонии пронизана вся греческая культура. Художники боготворили красоту человеческого тела, поэты воспевали радость жизни, но и ученые, все изучая и все испытуя согласно законам разума, мыслили не только логическими категориями, но и живыми образами. Величайший философ Платон (428 или 427 — 348 или 347 до н. э.) писал нежные лирические стихи:
    Яблоко это тебе я кидаю. Поймай, если любишь,
    И отведать мне дай сладость твоей красоты…
    Вообще наука и искусство шли в Древней Греции рука об руку, а математика и музыка назывались родными сестрами.
    Таковы были древние греки, подобно смеющемуся солнечному лучу явившиеся на небосклоне истории. Такова была великая греческая культура, которую Гегель сравнил с быстро облетающей розой.
    Таков Эллады край чудесный,
    Уже умершей, но прелестной.
    (Дж. Г. Байрон)
    И все же не следует забывать о двух тысячелетиях, отделяющих нас от Древней Эллады. Мы восхищаемся мудростью древних эллинов, предугадавших многие пути развития и многие принципиальные проблемы современного научного знания, но мы и снисходительно улыбаемся, видя их конкретные результаты — слишком далеко вперед ушло современное естествознание. Идея симметрии, положенная древними греками в основу строения атома,— эта в чистом виде идея XX в. — поражает нас своей прозорливостью, однако ее воплощение — сами атомы, мыслимые Платоном в виде правильных многогранников, — кажется сегодня безнадежно наивным. Нас пленяют беломраморные шедевры Эллады, ее восхитительные статуи и безупречные храмы, и мы не думаем о том, что во время жертвоприношений по их отполированным ступеням текли потоки крови, а безмятежная лазурь безоблачного неба была пропитана запахом крови и горящего жира.
    Вообще ослепительный свет греческого интеллектуального и художественного гения никак не проникал в сумрачные подвалы их нравов и суеверий, бывших не только забавными, но порой и чудовищно жестокими. Чтобы весна вновь вернулась на землю, в Афинах ежегодно устраивалось пышное бракосочетание самой знатной афинянки, жены первого сановника города, с деревянной статуей бога плодородия Диониса, хранившейся весь год взаперти специально для этого случая; для избавления города от несчастий существовал ритуал изгнания «козлов отпущения», каковыми часто оказывались несчастные жители города: их жестоко избивали прутьями из морского лука, затем сжигали и пепел развеивали над морем; прославленный полководец Фемистокл накануне Саламинской битвы принес в жертву богу Дионису-Пожирателю трех знатных персидских юношей, трех красавцев — племянников персидского царя, одетых по этому случаю в роскошные, шитые золотом одежды; мудрый Демокрит, основоположник материализма и создатель учения об атомах, призывал девушек во время регул трижды обегать засеянное поле, дабы оно одарило крестьянина обильными всходами. И т. д., и т. д., и т. д.
    С тех пор мир неузнаваемо переменился. Но сила и слава античной культуры продолжает сиять в веках. По двум столбовым дорогам философии — дорогам Платона и Демокрита — идут современные философы: мудрость Пифагора, энциклопедичность Евклида, искрометность идей Архимеда продолжают восхищать и питать современных математиков, совершенство линий Парфенона и божественная красота Афродиты Милосской два с половиной тысячелетия вдохновляют художников (рис. 3).

    Рис. 3. Ника Самофракийская — олицетворение победы, ставшая и символом иного взлета Древней Эллады. Мрамор. Конец IV в. до н. э. Париж. Лувр.
    И все-таки как и почему именно в Греции, будто Афродита из пены морской, родилась поразительно современная культура? Два тысячелетия лучшие умы человечества пытаются постичь этот непостижимый феномен «греческого чуда». Вот почему нам остается лишь вернуться к началу пролога и с гордостью констатировать: Греция — это слава человеческой культуры, Греция — колыбель европейской цивилизации.

  7. Ingardia Ответить

    Для наглядности можно привести периодизацию истории Древней Греции:
    – эгейский, или крито-микенский (III-II тыс. до н.э.);
    – предполисный период (XI-X вв. до н.э.);
    – архаический период (VIII-VI вв. до н.э.);
    – классический период (V-IV вв. до н.э.);
    – эллинистический период (вторая половина IV – середина I в. до н.э.).
    Однако активизация политической жизни началась лишь в самом конце VII в. до н.э. После гражданских войн в Афинах в VI в. до н.э. произошли существенные изменения в обществе.
    Это выразилось в окончательном оформлении рабовладельческих полисов в большей части Греции. Временем наибольшего подъема греческого полиса и высшего расцвета эллинской культуры был V в. до н.э.
    Таким образом, всего лишь три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывалась в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образцы для подражания на тысячелетия вперед.
    Отличительной особенностью античной культуры является ее пластичность, “телесный характер”. Мир – “космос” понимался древними греками как одушевленное, прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. Первые самые древние боги были ужасны, но по степени роста самосознания формирование мифической картины мира шло от уродства к красоте, от хаоса к порядку, от анимистических представлений к антропоморфным. Боги были наделены не только внешним обликом людей. Их жизнь на Олимпе была очень похожа на повседневную жизнь и идеалы греков. Боги были близки людям, ибо они сами – как бы облагороженные, “улучшенные” люди, существа, которые отличаются от людей лишь бессмертием. Они любят и ненавидят, как люди, ревнуют и плачут, смеются и страдают, и в этом, по мнению греков, проявлялась красота жизни.
    Это мироощущение вело к принятию жизни во всех ее проявлениях, с ее добром и злом, уравновешивающими друг друга и образующими гармонию, как “все различное, противоположное образует тем самым не хаос, а прекраснейшую гармонию”. Само слово “космос” означает мир, порядок. Чувство порядка и меры – одно из важнейших для античности. В стремлении к гармонии эллинами был создан канон, т.е. мера (соразмерность), отражающая определенную закономерность в создании правильного красивого – здания, статуи, драмы или песни.
    Вообще стремление древних греков к идеалу, совершенству, гармонии, характерное для их мировосприятия, очень сильно повлияло на все стороны культуры, в том числе и на художественную. Чего бы не касалась рука древнегреческого мастера, будь то амфора, столик или какой-либо другой предмет быта, – все становилось предметом искусства, хотя и сохраняло свою бытовую функцию.
    Пластичность – основа греческого миропонимания, поэтому эллины отдавали предпочтение именно пластическим видам искусства – архитектуре и скульптуре.
    Объединяющим началом всего художественного творчества являлась его гуманистическая направленность, восприятие человека как главной эстетической ценности.
    Считалось, что не среда, не быт, не внешние обстоятельства формируют человека, а наоборот, разумность человека, пластическая красота его тела, целесообразная общественная и политическая деятельность вносит в мир гармонию и красоту. Именно такой человек нашел воплощение в художественном творчестве. В образе человека греческим художником подмечены общие черты, так называемое “человеческое в человеке”, т.е. его природа, телесная оболочка. Отсюда столь активный и разнообразный поиск соответствия человека как существа природного с миром вещей и миром идей (скульптуры Фидия, Мирона, Поликлета). Отсюда же первые скульпторы, показывающие обнаженное тело во всей его пластической красоте (скульпторы Праксителя). Поликлетом были определены и переданы в пластике совершеннейшие пропорции человеческого тела. Строгая ориентация греческой скульптуры на гармонию и равновесие позволила изобразить человека таким, каким он должен быть.
    Свободный духом грек увидел идеал не только в скульптурном изображении, но и в собственном усовершенствовании: гармонии человеческого тела и духа, гармонии человека и окружающего мира. Ценностный характер античного мироощущения и миропонимания проявился в такой категории, которая органично соединила прекрасное и доброе – калокагатии. Расцвет античной культуры связан с возникновением и расцветом “единой, основной и исходной общественной формы античного мира” – полисом.
    Полис приходит на смену родовому строго в VII веке до н.э. после крушения власти родовой земельной аристократии как новая общественная, политическая и экономическая структура. Полис или город-государство состоял из собственно города, который являлся центром государства, и примыкающей к городу территории, являющейся собственностью свободных граждан.
    Но место полиса не ограничивалось столь узким пониманием как города с его территориальной, административной структурой, в греческом сознании это понятие имело более глубокое содержание.
    Основным средством производства Греции была земля. И только владелец земли считался полноправным гражданином. Кровные родственники (владельца земли) составляли ядро семьи, но были и люди, зависящие от главы семьи, – периферия. Но не только это определяло автономию семьи. Это объединение несло и сакральное значение. У каждой общины было свое божество, покровитель и, следовательно, культ, что также обособляло ее в самостоятельное целое. Именно из таких групп, взаимодействующих друг с другом, и состоял полис.
    Таким образом, люди, связанные общественными и культурными узами, составляли замкнутую общность, т.е. нельзя быть гражданином вне рамок коллектива, человек мог чувствовать себя полноценным только являясь частью общего. В то же время коллектив этот существовал не как подавляющее человека огромное государственное целое, а как интимное, близкое его окружение, как нечто свое, привычное.
    Человек, являясь членом гражданской общины, жизнь которой регулировалась нормами, основанными на идее справедливости, был защищен от произвола.
    Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. Поэтому высшая доблесть гражданина заключалась в защите своего полиса. С экономической жизнью полиса связана еще одна особенность. Экономика базировалась на земледелии, скотоводстве, виноградарстве. Основным принципом хозяйства была идея самообеспеченности, которую можно рассматривать как экономическую основу свободы.
    Таким образом, полис осуществлял экономические, военные и политические функции.
    Для полисного мировоззрения было характерно представление об особой связи города с богами. Полис, так же как и семейная община, находился под покровительством бога, соответственно и гражданин находился под покровительством бога, т.е. жизнь гражданина была защищена не только законами и установлениями полиса, но и охраняема богами. Поэтому жизнь вне рамок полиса была просто невозможна.
    Опираясь на вышесказанное, можно определить основные черты полиса: земля как основа собственности; тяготение к натуральному хозяйству, возделываемому трудом “фамилии” и кормящему ее; община, семья, род – вообще принадлежность к целому как условие человеческой полноценности; гражданская община как наиболее естественная и совершенная форма такой целостности; острое ощущение различия между собственно общиной и не-общиной, гражданами и не-гражданами.
    В соответствии с основными принципами полиса формируется полисная система ценностей. Полис воспринимался “как единственно естественная организация жизни, обусловленная самой структурой бытия”. Полис – это та модель, которая лежит в основе представлений о мироздании, о космосе. Поэтому его изменение представлялось как упадок и гибель мироздания.
    Невозможность существования человека вне коллектива ставит благополучие человека в зависимость от благополучия полиса. Частный интерес неотделим от общего, постоянное их взаимодействие было обеспечено властью народного собрания и строгими законами.
    Мерило ценности человека – его служение государству, главное в человеке то, что объединяет его с согражданами, т.е. общественная личность, а не его неповторимая индивидуальность.
    Полисный строй воспитал у греков особое мировоззрение. Он научил их ценить реальные способности и возможности человека – гражданина. Главное в жизни древних греков – ориентация на успех, что было равнозначно счастью. Счастлив тот, кто сильнее, умнее, красноречивее. Постепенно в греческом обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе (агональность).
    Формирование этих представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер. Этот дух пронизывал почти все стороны жизни и деятельности древних греков, будь то публичное обсуждение законов или Олимпийские игры, театральные постановки или судебные тяжбы. У древних греков сами боги состязаются. Более того, согласно греческой мифологии, наблюдаемый миропорядок возник в результате победы Зевса над Кроном, а затем над титанами. В честь этой славной победы и были устроены состязания смертных людей на Олимпии.
    Погоня греков за славой и обретением бессмертия в памяти поколений была одним из ярких проявлений их острого чувства “скоротечности” человеческой жизни и неуёмного желания преодолеть смерть.
    Для древних греков славное имя было нетленным, непреходящим, ценное само по себе, оно не покупается и не продается, славное имя превосходит всякую материальную награду.
    Таким образом, полис представлял собой замкнутую структуру не только в экономической, политической сферах жизни, но и в сфере морали, нравственности, норм поведения, поэтому полисная идеология ориентирована на сохранение этих традиций.
    Однако идеальное соответствие полиса исходному уровню развития производительных сил приходит в противоречие с потребностями развития этих сил, с движением жизни. Обогащение жизни, распространение на этой основе досуга, искусства не укладывается в жесткие рамки полиса. Без развития нельзя жить, но оно же уничтожает ценности, придававшие жизни смысл.
    Полис живет в постоянном нарушении живой нормы.
    Исходя из этого, центральной проблемой античной культуры является соотношение идеала и жизни. Отличительная особенность античности состоит в том, что это противоречие не находят в себе разрешение. В повседневной реальности античное общество предстает перед нами как раздираемое глубочайшими противоречиями, знающее такие формы общественной вражды и розни, которые позднейшие эпохи даже не представляли себе. В пределах гражданского единства, как его изнанка, разворачивались и социальные антагонизмы верхов и низов, и борьба демократии с постоянно возникавшими олигархиями, и подозрительность по отношению к каждому, кто выделился и стал выше массы, хотя бы он даже выделился своими подвигами и самоотверженным служением полису.
    Идеал полисного общежития с его нормами героизма, гармоничности развития, гражданской солидарности, консервативной морали и спокойного подчинения личности обществу оказывается трансформированным в особую сферу мифологизированного бытия. Она активно воздействовала на человеческую практику, утверждала в ней свои нормы, но никогда этой практикой не исчерпывалась.
    В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии положили начало захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского, основавшего огромную империю от Дуная до Инда. Александр еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель, а “придворным” художником – последний великий скульптор классики Лисипп. Все это не помешало ему, захватив персидскую державу и заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать, чтобы ему и в Греции воздавали божеские почести. Это было симптомом поворота античного общества от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Наступила эпоха эллинизма – синтез, под эгидой имперского строя, эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры. В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мира сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Пробужденному индивидуализму соответствует возросший интерес к психологии, к философии, которая занимается в первую очередь проблемами этики и счастья индивида. Это отражается в литературе и искусстве. Значение искусства эллинизма весьма велико, ибо оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока.
    В эпоху эллинизма возникла Александрия – настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных традиций. Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она осталась “ученицей” классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного рабовладельческого общества, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация.
    Культура Древнего Рима (III в. до н.э. – V в. н.э.) во многом базировалась на греческой. Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины и основных ее ценностей. Служение общине было долгом и благом и эллина и римлянина. И греки, и римляне, будучи свободными, противопоставляли свободу рабству. И те, и другие не мыслили себя вне самой тесной связи гражданской общины с богами и полубогами, покровительствующими ей.
    Вместе с тем между греками и римлянами имелись и серьезные различия. Наиболее яркой особенностью древнеримской культуры явилась высокая степень различия практической деятельности: военное дело, право, историческая наука, риторика, сатира, зрелища.
    Так, у греков было славное прошлое (Троянская война), римлянам же надо было постоянно утверждать себя в настоящем. Войны во многом определили организацию, строй жизни и всю историю Рима. Различна и мифология Древней Греции и Древнего Рима. Греческие мифы – о богах и героях, римские – о самом Риме, его победах и славе. Главный римский миф об основателях города Ромуле и Реме. Мифы объясняли настоящее и давали руководство в будущих делах. Вся римская действительность с постоянными войнами делала наиболее ценимыми в обществе такие качества, как мужество, верность, стойкость, гордое достоинство, суровая сдержанность. Особая роль в римском обществе принадлежала праву.
    Римской культуре оказались присущи открытость, способность вбирать в себя культурные ценности других народов. Однако культурный синтез был бы не возможным без наличия точек соприкосновения различных культур. Это и обеспечило римской культуре ее удивительную жизнеспособность. Римская культура изначально складывалась как культура синтетическая. Все научные и философские идеи, мифология и искусство переосмысливались с позиций доминанты римского сознания: “Рим – центр мира”. Еще до II в. до н.э. римская культура становится двуязычной. Греческий язык стал обычным в высшем обществе, это считается признаком образованности и хорошего тона; в то же время латинский язык передает все тонкости сложности эллинистической культурной и научной традиции.
    Утилитарность появилась в различных сферах творческой деятельности. Рим славился искусством слова, ораторского мастерства. Марк Туллий Цицерон популяризировал среди римлян достижения греческой философии. Учась у греков, он вместе с тем упрекал их за увлечение умозрительными науками, в частности математикой, и считал правильным ограничить ее развитие “надобностями денежных расчетов и земельных межеваний”.
    Римской культуре не свойственен космизм греческой культуры. Человек в римской культуре – это, прежде всего, гражданин Рима, Римской империи. Человек как часть социума, общества обретает себя не как неразрывная часть природы, а как неразрывная часть установившейся политической системы. Он нацелен на карьеру, государственную деятельность, возвышение над другими. Поэтому и архитектурные формы не соизмеримы с человеком, их цель – поразить человека своим величием. Искусство Рима богато и разнообразно. Если греки стремились к созданию идеальных прекрасных образов граждан, то римляне передавали неповторимую индивидуальность своих моделей. В статуе в рост римляне решили другую проблему – образ делового человека, оратора, гражданина республики. Позы просты и естественны, жесты полны достоинства, в лицах нет идеализации. В период империи появились бесчисленные идеализированные статуи императоров. Скульптуры отличались героизацией образа, внешним пафосом. Основная черта науки в римском обществе – подход к знаниям не как к теории, а как к практической дисциплине. Это определило характер римского образования и науки. Особую роль в Древнем Риме играли исторические науки, биографическое творчество.
    Внешнее величие Рима, обожествление императоров, подобно восточным владыкам, имело теневую сторону, весьма болезненную для самих римлян. Путь простого римлянина от “гражданина” к “подданному” был легче, чем аналогичный путь грека. Римляне психологически были более готовы к повиновению. Рим в эпоху императорского правления охватила волна междоусобных войн с целью захвата центральной власти. В империи, как ранее в эпоху эллинизма, росло чувство неуверенности в завтрашнем дне, ощущение зависимости от чужой (императорской) воли.
    Идеальное равновесие античного мира постоянно разрушалось, но постоянно поддерживалось и, когда распад его определился окончательно, начался тот предсмертный кризис, который заполняет целую эпоху в истории Европы – переходное состояние от античности к средним векам. Переворот был связан с распространением христианства, но не сводился к нему. Христианство только усилило ощущение, что человек вообще не принадлежит полисному миру, что он оставлен наедине с чем-то всеобщим и абсолютным – историей, судьбой, богом. Единство человека и государства исчерпало себя – исчерпался ценностный смысл полисного принципа античного мира.
    Задания и контрольные вопросы
    1. Раскрыть значения следующих понятий и определений:
    – агон (агональность),
    – античность,
    – калокагатия,
    – космос,
    – полис,
    – пластичность,
    – эллинизм,
    – эллины.
    2. Как повлияли ландшафт и природные условия на специфику культуры Древней Греции?
    3. Какой смысл вкладывается в выражение “греческое чудо”?
    4. Как соотносятся основные принципы полиса с представлениями древних греков о Космосе?
    5. Доказать, что для древнего грека полис – образ мира.
    6. Указать и объяснить причины кризиса полисной системы.
    7. Доказать агональный характер античной культуры.
    8. Древнюю Грецию называют колыбелью Европейской цивилизации. Каковы основания для подобного утверждения?
    9. Заполнить таблицу:
    Позиции сопоставления
    Древняя Греция
    Древний Рим
    1.
    Искусство
    2.
    Наука
    3.
    Мифология
    4.
    Природа человека и его статус в обществе
    Список использованной литературы
    1. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995.
    2. Бондраг-Левин А. Древнейшие цивилизации. М., 1994.
    3. Кнабе Г.С. История. Быт. Античность // Быт и история в античности. М., 1998.
    4. Кознова И.Е. Культурология. М., 1998.
    5. Лосев А.Ф. Античная мифология. М., 1957.
    6. Лурье С.Я. История Греции. СПб., 1993.
    7. Поликарпов В.С. Курс лекций по культурологии. М., 1997.
    8. Словарь античности. М., 1994.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *