Почему пьесу на дне называют социально философской драмой?

14 ответов на вопрос “Почему пьесу на дне называют социально философской драмой?”

  1. alex6741 Ответить

    Автор: Горький М.
    Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии. Пьесы, конечно, во многом отличаются друг от друга, но существует и сходство. Оба произведения, как кажется, ближе к жанру драмы. Но Чехов настаивал на таком жанровом определении, как лирическая комедия, а Горький назвал свою пьесу собранием картин из жизни босяков. Почему же нам, читателям, ближе определение жанра пьесы “На дне” как драмы? На мой взгляд, это обусловлено ее социально-философским содержанием, глубиной жизненных и человеческих проблем, поставленных и решаемых автором.
    Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов, “дна”. Жизнь обитателей костылевской ночлежки так страшна и беспросветна, что заставляет читателей содрогнуться. На “дне” происходит страшное — морально и физически гибнут люди, каждый из которых достоин лучшей доли. Невозможно представить положения более трагичного, чем то, в котором оказались герои пьесы. Все они жертвы уродливых и жестоких порядков, царящих в обществе, жертвы социального зла. Несчастливое стечение жизненных обстоятельств – и человеку не под силу выправить судьбу, не подняться, и тогда одна дорога — на “дно”.
    Разными путями попали в ночлежку герои пьесы, теперь же у них одна судьба, страшная и неотвратимая. Их жизнь мало чем отличается от смерти, недаром так много смертей в пьесе, а умный Сатин говорит: “Мертвецы не слышат!” Эти “живые мертвецы” – не самые худшие из людей. Многие из них мечтают о добре, красоте. Это Настя, Клещ, Анна. Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном. И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные, начисто отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть. Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?
    Постепенно, но неотвратимо все участники споров встают перед вопросом: что лучше — истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Проповедник лжи во спасение, странник Лука, выполняет в пьесе роль утешителя. Автор разоблачает философию Луки. Сама действительность, правда жизни опровергает ложь Луки, не только успокаивающую и утешающую, но и оправдывающую и примиряющую, что уж никак не приемлемо для человека достойного. Так считает автор, и поэтому Лука уходит в третьем акте: “Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!” – так говорит противопоставленный Луке Сатин, выступающий в качестве резонера.
    Человек силен правдой, какой бы она ни была. Философия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу. В пьесе звучат гордые слова о человеке: “Человек – вот правда! Человек! Это -великолепно! Это— звучит… гордо!”. Эти слова резко контрастируют со страшной участью обитателей ночлежки. И это неизбежно порождает сложнейшие вопросы: почему происходит так, что люди попадают на “дно”? Что делать, чтобы жизнь каждого была бы достойна великого звания — Человек? Такие глубокие социально-философские проблемы ставит автор в своей пьесе.
    Леонид Андреев писал, что Горький как философ настойчиво и мучительно ищет смысл бытия. “Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц – все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости”.
    Пьеса заканчивается трагически, потому что ее героям, попавшим на “дно”, уже не подняться к свету, не возродиться к достойной жизни. Но близко духовное пробуждение обитателей “дна”, растет их стремление к лучшему. Так звучит в пьесе горьковское слово – и осуждение мрака, и надежда на свет.

  2. Igogosha13 Ответить

    Описание строений, домов, ночлежки, в которой обитают герои, наводит ужас, и мурашки бегут по телу. Все рушится, грязь и паутина заполонили комнаты. Жители ночлежки плохо одеты, в большинстве случаев голодны и больны. Конечно, у каждого из них есть своя светлая мечта, но, до нее очень далеко, она практически не реальна. Социальное положение, бедность и нищета дают понять, что герои находятся в ужасных условиях, они практически смирились со своей судьбой и могут только размышлять о хорошем.
    В тексте пьесы мы знакомимся с двумя философскими мыслями. Странник Лука проповедует радостные идеи, которые должны вернуть человека к жизни, а Сатин говорит о том, что нельзя жалеть человека, ведь это будет унижать его достоинство.
    Конечно, практически все жители ночлежки тянуться к сладким словам Луки. Ведь их жизнь состоит из сплошного ужаса. Но, реальность и выдуманные иллюзии не сопоставимы. Ведь после веры в ложь, жизни многих персонажей ломаются. М. Горький раскрывает перед нами картину страшных будней низшего слоя населения. Философские наставления Луки не спасают их социальное положение. Из-за своей слабохарактерности, герои пьесы заканчивают жизнь самоубийством, отправляются на каторгу в Сибирь. Ведь сил на возрождение у них нет.
    Автор в своей творческой работе пытается сопоставить различные мнения, различные мировоззрения героев и осознать действительность, которая их окружает. Поэтому, пьесу «На дне» можно смело отнести в разряд социально – философской драмы, которая поднимает накипевшие проблемы наверх, на всеобщее обозрение.

  3. cfif999 Ответить

    Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии. Пьесы, конечно, во многом отличаются друг от друга, но существует и сходство. Оба произведения, как кажется, ближе к жанру драмы. Но Чехов настаивал на таком жанровом определении, как лирическая комедия, а Горький назвал свою пьесу собранием картин из жизни босяков. Почему же нам, читателям, ближе определение жанра пьесы “На дне” как драмы? На мой взгляд, это обусловлено ее социально-философским содержанием, глубиной жизненных и человеческих проблем, поставленных и решаемых автором.
    Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов, “дна”. Жизнь обитателей костылевской ночлежки так страшна и беспросветна, что заставляет читателей содрогнуться. На “дне” происходит страшное — морально и физически гибнут люди, каждый из которых достоин лучшей доли. Невозможно представить положения более трагичного, чем то, в котором оказались герои пьесы. Все они жертвы уродливых и жестоких порядков, царящих в обществе, жертвы социального зла. Несчастливое стечение жизненных обстоятельств – и человеку не под силу выправить судьбу, не подняться, и тогда одна дорога — на “дно”.
    Разными путями попали в ночлежку герои пьесы, теперь же у них одна судьба, страшная и неотвратимая. Их жизнь мало чем отличается от смерти, недаром так много смертей в пьесе, а умный Сатин говорит: “Мертвецы не слышат!” Эти “живые мертвецы” – не самые худшие из людей. Многие из них мечтают о добре, красоте. Это Настя, Клещ, Анна. Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном. И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные, начисто отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть. Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?
    Постепенно, но неотвратимо все участники споров встают перед вопросом: что лучше — истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Проповедник лжи во спасение, странник Лука, выполняет в пьесе роль утешителя. Автор разоблачает философию Луки. Сама действительность, правда жизни опровергает ложь Луки, не только успокаивающую и утешающую, но и оправдывающую и примиряющую, что уж никак не приемлемо для человека достойного. Так считает автор, и поэтому Лука уходит в третьем акте: “Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!” – так говорит противопоставленный Луке Сатин, выступающий в качестве резонера.
    Человек силен правдой, какой бы она ни была. Философия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу. В пьесе звучат гордые слова о человеке: “Человек – вот правда! Человек! Это -великолепно! Это— звучит… гордо!”. Эти слова резко контрастируют со страшной участью обитателей ночлежки. И это неизбежно порождает сложнейшие вопросы: почему происходит так, что люди попадают на “дно”? Что делать, чтобы жизнь каждого была бы достойна великого звания — Человек? Такие глубокие социально-философские проблемы ставит автор в своей пьесе.
    Леонид Андреев писал, что Горький как философ настойчиво и мучительно ищет смысл бытия. “Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц – все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости”.
    Пьеса заканчивается трагически, потому что ее героям, попавшим на “дно”, уже не подняться к свету, не возродиться к достойной жизни. Но близко духовное пробуждение обитателей “дна”, растет их стремление к лучшему. Так звучит в пьесе горьковское слово – и осуждение мрака, и надежда на свет.

  4. CherryBlossom47 Ответить

    Отличительных признаков драмы, выделяемых в литературоведении, два — наличие сюжета и конфликта. В тексте пьесы присутствуют они оба. Первое противопоставление, находящееся на поверхности — конфликт Костылева и его жены Василисы с прочими обитателями «Дна». Хозяева ночлежки показаны людьми, неготовыми проявить сочувствие к обездоленным и лишившимся всего жителям. Они требуют плату и совершенно невосприимчивы к проблемам других.

    Второй конфликт, носящий философский оттенок — противопоставление правды и спасительной лжи, воплощением которой выступает Лука. Этот человек — пожилой странник, считающий своей целью «утешить» несчастных жильцов. Но на деле он только делает им хуже. Говоря то, что они хотят услышать, из добрых побуждений он вселяет в сердца людей надежду на то, чего сбыться не суждено.
    Любой из героев пьесы имеет мечту, но никому из них не удастся воплотить ее в реальность — вот основной мотив, который формирует сюжетную ткань произведения. Поставленные в невыносимые условия существования, они вызывают у читателя и самого автора лишь сочувствие. Нельзя назвать героев «бывшими» людьми. Ведь многие из них сохраняют в себе моральные ценности и нравственные качества.
    Каждый день жизни героев напоминает предыдущий, кажется, что череда повторяющихся действий не прекратится никогда. Они устали от вынужденного соседства и от самих себя, но сделать усилие, вырваться за границы жизненного дна у них нет ни сил, ни возможности.

    Философский аспект

    В тексте можно найти яркое противопоставление двух жизненных позиций — Луки и Сатина, представляющих собой разноплановые точки зрения. Вот почему драму «На дне» можно назвать философской. Кажется, что симпатия автора на стороне философии Луки, этого доброго странника, который действительно пытается посильно облегчить жизнь обездоленных обитателей ночлежки. Но на самом деле Горький уверен, что правда в любом случае лучше, чем спасительная ложь.
    На уроках литературы и при написании сочинения следует разобраться в том, что более ценно и значимо для писателя и его героев. Лука уверен в том, что можно солгать во благо, чтобы избавить человека от страданий. Горький же полагает, что «правда — вот бог свободного человека».
    Другие жители ночлежки также имеют свое мнение по данному вопросу, но оно не столь радикально. Клещ полагает, что правда губительна, поэтому в сердцах проклинает ее.
    Однако мудрость и доброта Луки вступает в противоречие с реальной действительностью, в которой вынуждены жить окружающие его люди:

    Актер, убедившись, что никто не способен излечить его от алкоголизма, принимает роковое решение.
    Анна, поверив, что вскоре всем ее страданиям придет конец, хочет еще «пожить и помучаться».
    Васька с воодушевлением воспринимает идею уехать в Сибирь и начать новую жизнь с Наташей, однако этим надеждам сбыться не суждено. Решившись на месть Василисе, он обрекает себя на тюрьму.
    Спасительная философия жалости оказывается бесполезной, она только унижает силу духа и лишает жителей дна последних сил. Эту мысль необходимо обязательно отразить в любой работе, будь то сочинение по теме или конспект.
    Вот почему произведение Горького принято называть социально-философским. Сложная проблематика и наличие конфликта, столкновение двух противоположных жизненных позиций и реалистичное изображение жизненного дна — вот кратко те основные признаки, благодаря которым текст подходит под жанровое определение.

  5. tenzor67 Ответить

    Тут нет места состраданию и помощи, все привыкли, отсутствуют хоть какие-то связи между людьми. Для обитателей ночлежки жизнь уже кончена, они ни к чему не стремятся, ничего не хотят, они смирились и сдались.
    Но герои поднимают и глубокие философские вопросы. Горький словно спрашивает у читателей, что полезнее для человека: сладкая ложь, способная дать утешение, или же горькая действительность. Идею сострадания продвигает Лука, он всех утешает. Лука осознает, что вера очень важна для человека, она способна дать ему силу на борьбу, она дает надежду на будущее. Ключевым событием является рассказ Луки о спасении беглых каторжников. Горький подводит читателей к мысли, что только добром можно спасти человека. Контрастная точка зрения на философский вопрос есть у Сатина. Он выступает за правду, ложь – для рабов. Монологи Сатина – это крик отчаяния, это мечта о будущем.
    Пьеса Горького поднимает острые социальные вопросы, которые необходимо решать обществу. Помимо этого в пьесе имеет место быть и вопросам философским, вечным, на которые каждый человек ответит по-своему.

    Сочинение На дне как социально-философская драма

    В замечательной работе Горького “На дне” поднимаются темы, которые до сих пор будоражат умы многих людей, даже далёких от литературы и прочих вещей.
    В произведении нам повествуют о нелёгкой судьбе группы человек, которые по той или иной причине попали туда, где они находятся на момент повествования. Все эти люди объединены тем, что в прошлом у них было не очень честное прошлое. Кто-то занимался воровством, кто-то разбоем, а кто-то и убийствами. Все они рассуждают над смыслом жизни, рассказывают о том, что с ними произошло. Кто-то из них смирился со своим положением, а кто-то отчаянно борется за своё будущее. Но всё-таки всех их в конце ждёт только одно – забвение. В размышлениях об этом проходит почти всё произведение.
    Показывая нам этих персонажей, Горький рассуждает над теми же темами, над которыми рассуждают персонажи. Он говорит о теме жизни и смерти, правды и лжи, добра и зла. Через некоторых персонажей он проносит либо что-то хорошее, либо что-то плохое, из-за чего у читателя есть время поразмыслить над той или иной вещью. Показывая нам как страдают эти люди, он показывает к чему может привести такая распутная жизнь, которую вели некоторые герои произведения.
    Также Горький говорит о намерении персонажей что-то изменить, но, несмотря на огромное желание, они не в силах справиться с гнётом окружающего мира и его давлением. Каждый окружающий их человек старается сбить их с истинного пути, что у них неплохо получается. Именно схождением с пути Горький объясняет смерть моральную и этическую. Он говорит о том, что если человек изменяет своим идеалам, то от этого умирает та часть человека, которая преследовала эти идеалы. Такой моральную смерть видел Горький. Он хотел, чтобы читателю стало жалко его героев из-за их ничтожности и невозможности ничего изменить.
    В своём сочинении я анализировал произведение Горького “На дне” пытаясь раскрыть тему трагедии и философема в произведении. Из произведения видно, что автор достаточно размышлял на философские темы, описывая их в своих произведениях. Это моё субъективное мнение, оно основано на личных убеждениях и не претендует на право называться истинно верным.
    Для 11 класса

  6. tatia.kom Ответить

    Пьеса М. Горького “На дне” явилась ярким изображением взаимоотношений человека со средой, со всей совокупностью не зависящих от него социальных условий. Это опровержение пассивного гуманизма, обращенного лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, с одной стороны, и противопоставление ему, с другой стороны, гуманизма активного, можно даже сказать, революционного, возбуждающего в людях стремление к протесту, борьбе. Поначалу этого не поняли, и Луку, которого сыграл Москвин, все восхваляли, он сделался центром внимания. “Лука должен был явиться отрицательным типом, в противовес ему предполагалось дать Сатина. Вышло же наоборот: Лука стал положительным, а Сатин очутился в роли подгудка Луки”, – писал Горький.
    Действие пьесы развивается по нескольким параллельным сюжетным линиям, почти независимым друг от друга. В особый сюжетный узел завязываются отношения хозяина ночлежки Костылева, его жены Василисы, сестры ее Наташи и вора Васьки Пепла – на этом материале можно было создать отдельную социально-бытовую драму. Обособленно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося слесаря Клеща и его умирающей жены Анны. Социально-философский конфликт пьесы разрешается в речи Сатина. Здесь слышен голос Горького, его правда: нужно принять жизнь, не прятаться от реальности, опираться на лучшее, что есть в человеке. В человека нужно верить, чтобы он поверил в себя. Но нельзя отказывать ему в любви и жалости, потому что не вовремя сказанная правда убивает. Действительно, на основе этой драмы тоже можно было создать отдельное произведение. Вот почему пьесу “На дне” называют социально-философской драмой. В пьесе много и других героев, но все они живут своей жизнью и собрались в ночлежке.

  7. TavrK Ответить

    Автор: Горький М.
    Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии. Пьесы, конечно, во многом отличаются друг от друга, но существует и сходство. Оба произведения, как кажется, ближе к жанру драмы. Но Чехов настаивал на таком жанровом определении, как лирическая комедия, а Горький назвал свою пьесу собранием картин из жизни босяков. Почему же нам, читателям, ближе определение жанра пьесы “На дне” как драмы? На мой взгляд, это обусловлено ее социально-философским содержанием, глубиной жизненных и человеческих проблем, поставленных и решаемых автором.
    Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов, “дна”. Жизнь обитателей костылевской ночлежки так страшна и беспросветна, что заставляет читателей содрогнуться. На “дне” происходит страшное — морально и физически гибнут люди, каждый из которых достоин лучшей доли. Невозможно представить положения более трагичного, чем то, в котором оказались герои пьесы. Все они жертвы уродливых и жестоких порядков, царящих в обществе, жертвы социального зла. Несчастливое стечение жизненных обстоятельств – и человеку не под силу выправить судьбу, не подняться, и тогда одна дорога — на “дно”.
    Разными путями попали в ночлежку герои пьесы, теперь же у них одна судьба, страшная и неотвратимая. Их жизнь мало чем отличается от смерти, недаром так много смертей в пьесе, а умный Сатин говорит: “Мертвецы не слышат!” Эти “живые мертвецы” – не самые худшие из людей. Многие из них мечтают о добре, красоте. Это Настя, Клещ, Анна. Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном. И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные, начисто отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть. Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?
    Постепенно, но неотвратимо все участники споров встают перед вопросом: что лучше — истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Проповедник лжи во спасение, странник Лука, выполняет в пьесе роль утешителя. Автор разоблачает философию Луки. Сама действительность, правда жизни опровергает ложь Луки, не только успокаивающую и утешающую, но и оправдывающую и примиряющую, что уж никак не приемлемо для человека достойного. Так считает автор, и поэтому Лука уходит в третьем акте: “Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!” – так говорит противопоставленный Луке Сатин, выступающий в качестве резонера.
    Человек силен правдой, какой бы она ни была. Философия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу. В пьесе звучат гордые слова о человеке: “Человек – вот правда! Человек! Это -великолепно! Это— звучит… гордо!”. Эти слова резко контрастируют со страшной участью обитателей ночлежки. И это неизбежно порождает сложнейшие вопросы: почему происходит так, что люди попадают на “дно”? Что делать, чтобы жизнь каждого была бы достойна великого звания — Человек? Такие глубокие социально-философские проблемы ставит автор в своей пьесе.
    Леонид Андреев писал, что Горький как философ настойчиво и мучительно ищет смысл бытия. “Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц – все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости”.
    Пьеса заканчивается трагически, потому что ее героям, попавшим на “дно”, уже не подняться к свету, не возродиться к достойной жизни. Но близко духовное пробуждение обитателей “дна”, растет их стремление к лучшему. Так звучит в пьесе горьковское слово – и осуждение мрака, и надежда на свет.

  8. maksim230 Ответить

    Пьеса “На дне” как философская драма.
    Пьеса Горького “На Дне” написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на “дно жизни”, с другой- он старается подробно изучить эту проблему и , возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый ,социальный- между хозяевами ночлежки и босяками, другой- философский , затрагивающий основные вопросы бытия , разворачивается между обитателями ночлежки. Он- то и является основным. Мир ночлежки- это мир “бывших людей”. Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы. Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств- открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот это три позиции , которых придерживаются персонажи пьесы.
    Самый мрачный мыслитель в ночлежке- Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена “правда факта”. Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить: “все так: родятся , поживут и умираютЕ Чего жалеть?” Мечты для него- стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон: “у всех людей души серенькиеЕ все подрумяниться желают”.
    С появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука- сложный и интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что он не верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть “обухом” для человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в будущее : “для лучшего живет человек”. Но это философия рабской покорности, недаром Сатин говорит, что “Е ложь- религия рабов и хозяев. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею”. Идеи Луки направлены на то, чтобы заставить людей либо как бы “обойти” жизнь, либо постараться приспособиться к ней. Советы странника никому не помогли : Васька убивает Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом , конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей. Но косвенно он виноват, точнее не он , а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрения, после которых они уже не могли нормально продолжать жить.
    Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку : “Надо уважать человека! Не жалетьЕ не унижать его жалостью,… уважать надо!”. Сатин убежден в следующем- необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. ” Всё в человеке , все для человека” . “Существует только Человек, все остальное – дело его рук, его мозга”. “Человек! Это звучит гордо!”.
    Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и “герой слова”. В отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом : “Человек свободен, он за все платит самЕ”.
    Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться пл них.

  9. tucson777 Ответить

    В 1902 году великий русский писатель М. Горький написал пьесу “На дне”. В ней автор поставил вопрос, который остается актуальным до сих пор – это вопрос о свободе и назначении человека. М. Горький был хорошо знаком с жизнью низших слоев общества, и вид страдания, несправедливости вызывал в нем чувство острого неприятия действительности. Всю свою жизнь он искал образ идеального Человека, образ Героя. Он пытался найти ответы на свои вопросы в литературе, философии, истории, в жизни. Горький говорил, что ищет героя там, “где нет обыкновенно людей”. В пьесе “На дне” автор показал образ жизни и мышление именно тех людей, кого уже считают пропащими, бесполезными для общества. Автор много раз менял название пьесы: “Дно”, “Без солнца”, “Ночлежка”. Все они- безрадостные, унылые. Хотя по-другому и нельзя: содержание пьесы требует мрачных красок. В 1901 году писатель сказал о своей пьесе: “Это будет страшно…”
    Пьеса по своему содержанию довольно неоднозначна, но исказить или не понять ее основной смысл нельзя.
    По литературному жанру пьеса “На дне” является драмой. Для драмы характерны сюжетность и конфликтность действия. На мой взгляд, в произведении четко обозначены два драматических начала: социальное и философское.
    О наличии в пьесе социального конфликта говорит даже ее название -“На дне”. Ремарка, помещенная в начале первого действия, создает унылую картину ночлежки. “Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой… Везде по стенам- нары”. Картина не из приятных- темно, грязно, холодно. Далее идут описания жильцов ночлежки, точнее, описания их занятий. Чем они занимаются? Настя читает, Бубнов и Клещ заняты своей работой. Создается впечатление, что они работают нехотя, от скуки, без энтузиазма. Все они – нищие, жалкие, убогие создания, живущие в грязной дыре. В пьесе присутствует и другой тип людей: Костылев, содержатель ночлежки, его жена Василиса. На мой взгляд, социальный конфликт в пьесе заключается в том, что обитатели ночлежки чувствуют, что они живут “на дне”, что они оторваны от мира, что они лишь существуют. У них у всех есть заветная цель (например, Актер хочет вернуться на сцену), есть своя мечта. Они ищут в себе силы, чтобы противостоять этой уродливой действительности. И для Горького само стремление к лучшему, к Прекрасному – это замечательно.
    Все эти люди поставлены в ужасные условия. Они больны, плохо одеты, часто голодны. Когда у них появляются деньги, в ночлежке немедленно устраиваются праздники. Так они пытаются заглушить в себе боль, забыться, не вспоминать о своем нищенском положении “бывших людей”.
    Интересно то, как автор описывает занятия своих героев в начале пьесы. Квашня продолжает спор с Клещом, Барон привычно насмехается над Настей, Анна стонет “каждый божий день…”. Все продолжается, все это длится уже не первый день. И люди постепенно перестают замечать друг друга. Кстати, отсутствие повествовательного начала является отличительной чертой драмы. Если прислушаться к высказываниям этих людей, то поражает то, что все они практически не реагируют на замечания окружающих, говорят все одновременно. Они разобщены под одной крышей. Обитатели ночлежки, на мой взгляд, устали, устали от действительности, которая их окружает. Бубнов недаром говорит: “А ниточки-то гнилые…”.
    В таких социальных условиях, в которые поставлены эти люди, обнажается сущность человека. Бубнов замечает: “Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется”. Жильцы ночлежки становятся, как считает автор, “философами поневоле”. Жизнь заставляет их задумываться над общечеловеческими понятиями совести, труда, правды.
    Наиболее ярко в пьесе противопоставлены две философии: Луки и Сатина. Сатин говорит: “Что такое прав да?.. Человек – вот правда!.. Правда- бог свободного человека!” Для странника Луки такая “правда” неприемлема. Он считает, что человек должен слышать то, от чего ему будет легче и спокойнее, что для блага человека можно и солгать. Интересны точки зрения и других обитателей. Например, Клещ считает: “…Жить нельзя… Вот она- правда!.. Будь она проклята!”
    Оценки Лукой и Сатиным действительности резко расходятся. Лука вносит в жизнь ночлежки новый дух – дух надежды. С его появлением что-то оживает – и люди начинают чаще говорить о своих мечтах и планах. Актер загорается идеей найти лечебницу и вылечиться от алкоголизма, Васька Пепел собирается податься в Сибирь с Наташей. Лука всегда готов утешить и подарить надежду. Странник считал, что с действительностью надо примириться и смотреть на происходящее вокруг спокойно. Лука проповедует возможность “приспособиться” к жизни, не замечать ее истинных сложностей и своих собственных ошибок: “Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…”
    Совсем иная философия у Сатина. Он готов обличать пороки окружающей действительности. В своем монологе Сатин говорит: “Человек! Это -великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… Не унижать его жалостью… уважать надо!” Но уважать, по-моему, надо человека, который работает. А обитатели ночлежки будто чувствуют, что у них нет шансов выбраться из этой нищеты. Поэтому они так тянутся к ласковому Луке. Странник удивительно точно выискивает что-то сокровенное в сознании этих людей и разукрашивает эти мысли и надежды в яркие, радужные тока.
    К сожалению, в тех условиях, в которых обитают Сатин, Клещ и дру гие обитатели “дна”, подобное противопоставление иллюзий и реальное ти имеет печальный итог. В людях пробуждается вопрос: как и чем жить дальше? И в этот момент Лука исчезает…Он не готов, да и не желае. отвечать на этот вопрос.
    Постижение истины завораживает обитателей ночлежки. Наибольшей зрелостью суждений отличается Сатин. Не прощая “ложь из жалости ”, Сатин впервые поднимается до осознания необходимости совершенствования мира.
    Несовместимость иллюзий и реальности оказывается очень мучительной для этих людей. Актер обрывает свою жизнь, Татарин отказывается молиться Богу… Уход из жизни Актера – шаг человека, не сумевшего осознать подлинную правду.
    В четвертом действии определяется движение драмы: в сонной душе “ночлежки” пробуждается жизнь. Люди оказываются способными чувствовать, слышать друг друга, сопереживать.
    Скорее всего, столкновение взглядов Сатина и Луки нельзя назвать конфликтом. Они идут параллельно. На мой взгляд, если объединить обличающий характер Сатина и жалость к людям Луки, то получился бы тот самый идеальный Человек, способный возродить жизнь в ночлежке.
    Но такого человека нет – и жизнь в ночлежке остается прежней. Прежней внешне. Внутри происходит какой-то перелом – люди начинают больше задумываться о смысле и цели жизни.
    Пьесе “На дне” как драматическому произведению присущи конфликты, отражающие общечеловеческие противоречия: противоречия во взглядах на жизнь, в образе жизни.
    Драма как литературный жанр изображает человека в остроконфликтных, но не безысходных ситуациях. Конфликты пьесы действительно не безысходны – ведь (по замыслу автора) все-таки побеждает активное начало, отношение к миру.
    М. Горький, писатель, обладающий удивительным талантом, в пьесе “На дне” воплотил столкновение различных взглядов на бытие и сознание. Поэтому эту пьесу можно назвать социально-философской драмой.
    В своих произведениях М. Горький часто раскрывал не только обыденность жизни людей, но и происходящие в их сознании психологические процессы. В пьесе “На дне” писатель показал, что соседство доведенных до жизни в нищете людей с проповедником терпеливого ожидания “лучшего человека” обязательно приводит к перелому в сознании людей. В ночлежниках М. Горький запечатлел первое, робкое пробуждение человеческой души – самого прекрасного для писателя.

  10. fenix2k Ответить

    Related posts:

    Мир бывших людей в философской драме Максима Горького “На дне” Самую значительную пьесу Горький назвал лаконично – “На дне”. Она написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на “дно жизни”, с другой – он старается подробно изучить эту проблему и, возможно, найти ее решение. В драме […]…
    Я прочитал пьесу М. Горького “На дне” О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества? В чем смысл его существования, к какому нравственному идеалу он может стремиться, да и вообще, хочет ли он жить ради светлого будущего, ради своей жизненной идеи? Что для него этот мир? Всего лишь темный угол обшарпанной комнаты, тусклая свеча на грязном столе, бутылка “горькой”… Его […]…
    Почему Островский назвал пьесу “Гроза”? Появление пьесы Островского ” Гроза ” вызвало большой резонанс в обществе. Многочисленные споры об этом произведении не утихают до сих пор. Один из важнейших вопросов, который тревожит многих и современных критиков: “Почему Островский назвал свою пьесу “Гроза”?”. Это очень интересный вопрос и для меня. На самом деле, случайно ли название пьесы именно “Гроза”. ” Ведь […]…
    Барин. Почему эту пьесу-игру фольклористы назвали сатирической драмой? 1. Почему эту пьесу-игру фольклористы назвали сатирической драмой? Эту пьесу-игру фольклористы, которые ее записали, назвали сатирической дра­мой. Крестьяне, которые в ней участво­вали, хотели посмеяться над недостатками своих односельчан, которые рождали спо­ры и даже ссоры, при этом игра способст­вовала их мирному решению. 2. Опишите главных героев представления, их внешность, характер. В пьесе может участвовать любой житель […]…
    Почему рассказ М. Горького “Старуха Изергиль” относят к романтической прозе? (ЕГЭ по русскому) Роль ключевого признака того, что используемый автором литературный метод относится к романтической манере передачи, отведена изображению человека, которому свойственно стремиться к свободе. Это, как правило, гордые люди, не признающие законов общества, и не желающие с ними мириться. Такие персонажи нам встречаются в произведениях, что входят в категорию раннего творчества А. М. Горького. Подобная линия просматривается […]…
    Почему Генрик Ибсен создал синтетическую пьесу Это объединение в пьесе “Кукольный дом” имеет странный оттенок. Автор сумел изобразить и подать в непринужденной, почти комедийной форме чрезвычайно острую проблему семейной жизни. В центре пьесы – якобы счастливая семья: Нора и Торвальд Хельмери. Они вместе уже восемь лет, имеют трое хорошеньких детишек, уютный домик и определенные доходы. Нора обожествляет мужа и детей. Что […]…
    Жанровое своеобразие драмы М. Горького “На дне” Человек – вот правда! М. Горький Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе “На дне” Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды “бывший людей”, обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво. Драма “На дне” ставит и решает философские вопросы: что […]…
    “На дне”, анализ драмы Максима Горького Драма как род литературы предполагает обязательную постановку произведения на сцене. При этом ориентация на сценическую интерпретацию, на первый взгляд, ограничивает драматурга в средствах выражения своей позиции. Он не может напрямую обратиться к читателю, выразить свое отношение к своим же героям. Авторская позиция выражена в ремарках, в развитии действия пьесы, в монологах и диалогах героев. Ограничено […]…
    Нужна ли героям пьесы М. Горького “На дне” правда? Свой ответ обоснуйте. (ЕГЭ по русскому) В пьесе “На дне” М. Горький показывает два вида гуманизма – суровую правду и сладкую ложь. Но хотят ли такой правды сами герои? Попробуем разобраться. В ночлежке сталкиваются взгляды двух “идейных противников” – Сатина и Луки. Странник Лука имеет солидный жизненный опыт и тонкую психологию. Своей ложью он дает оказавшимся на “дне” людям надежду: смертельно […]…
    Темы сочинений по пьесе М. Горького “На дне” 1. Система персонажей пьесы М. Горького “На дне”. 2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького “На дне”. 3. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького “На дне”.) 4. Человек и правда в пьесе М. Горького “На дне”. 5. Пьеса М. Горького “На дне” как социально-философская драма. 6. Проблематика добра и правды […]…
    Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького “На дне”? (ЕГЭ по русскому) Пьеса М. Горького “На дне” затрагивает целый спектр социальных проблем начала минувшего века. Поднятые автором темы остаются актуальными и в наши дни. В центре сюжета – спор о человеке, противопоставление мировоззрений, проблема правды и лжи. Герои произведения – обитатели городской ночлежки, оказавшиеся за бортом жизни по разным причинам. Действующие лица в большинстве своем сломленные обстоятельствами […]…
    Почему в поэме “Кому на Руси жить хорошо” автор подвергает осуждению не только помещичий деспотизм, но и добровольное холопство? (ЕГЭ по русскому) Поэму “Кому на Руси жить хорошо” смело можно считать энциклопедией русской жизни, наступившей во времена перелома, а именно в эпоху недавней отмены крепостного права. Это был 1861год – период ломки феодально-крепостнических отношений, наступления изменений в политической, экономической и общественной жизни. Фраза “Распалась цепь великая: …по барину, … по мужику” часто повторяется в поэме. Она стала […]…
    Отзыв на пьесу Н. В. Гоголя “Женитьба” Пьеса Н. В. Гоголя “Женитьба” была написана в 1842 году. Сразу по своему выходу она стала предметом многочисленных обсуждений и самых разноречивых мнений. Гоголя обвиняли в том, что он вывел на сцену “маленьких людишек” – купцов и мелких чиновников, погрузил читателя в жизнь, проблемы и интересы этих “простых” людей. И действительно, героиней пьесы становится купеческая […]…
    Почему главный персонаж рассказа И. Л. Бунина “Господин из Сан-Франциско” не имеет имени? (ЕГЭ по русскому) И. Бунин свой рассказ “Господин из Сан-Франциско” посвятил детальному и яркому изображению мира, в котором господствует роскошь и достаток, мира царствования богатых людей, обладающих возможностью позволить себе все. Одному из них – господину из Сан-Франциско – отведена роль главного героя, поступки и манера поведения которого автором представлены в качестве пороков, свойственных представителям “золотого” круга, к […]…
    Художественные особенности драмы “Гроза” 1. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается картина жизни провинциальной России второй трети девятнадцатого века. 2. Двуплановость конфликта в драме: сочетание конфликта социального и любовного. При этом для автора развитие любовного конфликта не представляет особого интереса. Лишь в ремарке указывается, что с его начала до кульминации прошло десять дней. […]…
    Почему чеховский “Вишневый сад” часто называли пьесой-предупреждением? (ЕГЭ по русскому) В каждом произведении присутствует смысл и определенное поучение для читателя. Пьеса, созданная А. П. Чеховым “Вишневый сад”, не стала исключением. В ней описаны обыденные события, однако во время ее чтения нас не покидает чувство переполненности эмоциями и переживаниями. Пьеса названа предупреждением неспроста. Она считается примером реальной жизни людей, которые обладают разными характерами и мечтами, поэтому […]…
    Какие черты романтизма присущи рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”? (ЕГЭ по русскому) В литературе роль ключевого признака романтического стиля написания исполняет прием, согласно которому человек, стремящийся к обретению свободы, изображается в необычном образе. Такие люди зачастую отличаются наличием гордого нрава, и не желают признавать устои и ведение жизни по законам своего общества. Герои такого типа встречаются нам в произведениях раннего периода творчества А. М. Горького. Рассказ “Старуха […]…
    Почему осень – любимое время года многих одаренных..? По тексту К. Г. Паустовского: Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени (ЕГЭ по русскому) Наизусть знаменитое изречение К. Паустовского, касающееся отношения к осени русских поэтов, в школе не учат. Однако с содержимым данного высказывания знакомы практически все, кто наделен способностью к восприятию философской глубины и красоты природы: “Самые…трогательные стихи, книги…картины написаны русскими писателями…об осени”. Почему именно осень стала любимым временем года одаренных людей? Озадачиться данным вопросом предлагает своему читателю […]…
    Как в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” раскрывается тезис: “В жизни всегда есть место подвигам”? (ЕГЭ по русскому) Главная героиня, образ которой был создан Горьким в рассказе “Старуха Изергиль”, проговаривает важную фразу, связанную с тем, что в жизни человека всегда находится место подвигам. Произведение содержит описание легенды, посвященной Ларре, в которой звучат нотки осуждения эгоизма и индивидуализма. Этому герою характерны были такие качества как ловкость, сила, хищность и жестокость. В адрес людей он […]…
    Почему важно сохранять дневниковые записи? (ЕГЭ по русскому) Какое же значение имеют они, сделанные людьми сегодня, для будущего? Именно этой теме и посвящен текст Даниила Александровича Гранина. Писатель считает, что в дневниках “идет непрестанная работа чувствования, стремления понять увиденное”, что только в них “меньше литературщины, украшательства и крема”. Гранин хочет донести нам, что дневники нужно вести, а в последующем бережно хранить, ведь они […]…
    Рассуждение почему диалектные слова все реже встречаются в речи (Гиа по русскому) Русский язык! Какой долгий путь развития прошел он! И сегодня продолжаются языковые изменения: в языке постоянно что-то отмирает и появляется новое. Давайте вслед за Л. Успенским поразмышляем о судьбе диалектных слов, которые отличаются от литературных ограниченностью сферы употребления – территорией распространения. Л. Успенский, автор прочитанного мною текста, поднимает важную тему – отмирание диалектных слов, сближение […]…
    Почему в финале шестой главы романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? (ЕГЭ по русскому) Читателем образ романтика и поэта Ленского рассматривается в качестве духовного и социального антипода Онегина. Ему чуждо понимание русской жизни и участие в ее быте. Ленский в романе олицетворяет молодость, дружеские отношения, сердечное “невежество”, преданность чувствам. С его появлением в произведении открывается тема отваги и Юношеского благородства. Автор выбрал для своего персонажа особенное имя – Владимир […]…
    ПАФОС РАННИХ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ГОРЬКОГО (ИДЕИ И СТИЛЬ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГОРЬКОГО) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому самоутверждению подвига во имя людей. 4. Рассказы о босяках. “Не столько отверженные, […]…
    Всегда ли нужно поступать так, как принято в обществе? Всегда ли нужно поступать так, как принято в обществе, а не идти своим путем – вот вопрос, который поднимает М. И. Веллер. Писатель, размышляя над данной проблемой, с некоторой осторожностью относится к принятым в обществе стандартам поведения, так как они отбивают у людей необходимость думать и принимать самостоятельные решения. Задаваясь вопросом: “Почему надо жить так?”- […]…
    Почему именно повесть “Фаталист” завершает роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? (ЕГЭ по русскому) “Герой нашего времени” – это роман, содержащий пять глав. М. Ю. Лермонтов свое произведение писал в социально – психологической направленности. Все главы, представлены в форме отдельных повестей, которым свойственно не сюжетное расположение, а фабульное. Посредством данного приема автор сумел добиться наиболее полного изображения психологического портрета главного героя. Читатель благодаря этому смог с максимальной объективностью представить, […]…
    Почему смешны и одновременно грустны произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина? (ЕГЭ по русскому) Салтыков-Щедрин писал свои сказки вовсе не для детворы. В образах медведей, зайцев, лошадей, карасей, пескарей критически мыслящие современники автора узнавали чиновников, помещиков, крестьян. Мораль его сочинений заключалась в сатирическом обличении пороков общества, давая тему для раздумий о причинах их появления и возможности избавления от изъянов. Произведения Салтыкова-Щедрина близки к народному творчеству. Их объединяет простота сюжета, […]…
    За что я не люблю пьесу А. Н. Островского “Бесприданница” Общим местом давно стал тот факт, что русский драматург А. Н. Островский является “Колумбом Замоскворечья” – писателем, открывшим купеческую Россию, в полном объеме, вплоть до мельчайших деталей и нюансов, перенесшим ее на сцену. И действительно, все пьесы Островского, начиная с дебютного “Банкрута” (“Свои люди – сочтемся)” и заканчивая самыми поздними произведениями, так или иначе затрагивают […]…
    Как в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” отображен идеал и антиидеал человека? (ЕГЭ по русскому) Написание произведения относится к периоду раннего творчества (1894 года) Максима Горького. В его строках отражены авторские воспоминания о Бессарабии. Писателем была поднята тема сильной личности. Он решил заняться поиском ответа на вопрос, касающимся того, какими качествами Должен обладать человек? Идеал личностных качеств отображен в образе Данко, его антиподом стал персонаж по имени Ларра. Горький избегает […]…
    Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении? (ЕГЭ по русскому) В психологическом романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский окружает центрального героя разными персонажами. Все они оказывают определенное влияние на Родиона Раскольникова. Кто-то косвенно подталкивает бедного студента на преступление, другие содействуют его раскаянию. По моему мнению, “добрым ангелом” для Раскольникова стала Соня Мармеладова. Именно она содействовала тому, что герой осознал несостоятельность и бесчеловечность собственной теории […]…
    Какую роль в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” играет образ повествователя? (ЕГЭ по русскому) Рассказу “Старуха Изергиль” характерно наличие стройной композиционной структуры, так как он представлен в трех частях, включая при этом в себя три новеллы. Особенность композиции рассказа также состоит в использовании приема ретроспекции – изначально повествование ведет Рассказчик, и читатель из его уст узнает, где точно он встречается впервые со старухой Изергиль. К тому же нам становится […]…
    Почему в ранней лирике В. В. Маяковского лирический герой ощущает свою любовь как трагедию? (ЕГЭ по русскому) Поэзия Владимира Маяковского является редкостным явлением в русской и советской литературе. О личности поэта до сих пор спорят критики, его творчество широко обсуждается в кругах читающей молодежи. Манера поэта выражать мысли необычна и сложна, но в ней заложен глубокий смысл. Нельзя однозначно описать образ лирического героя Маяковского. Мне нравится его поэзия тем, что, агитационная направленность […]…
    Рецензия на пьесу А. В. Вампилова “Прощание в июне” Дар драматического писателя – из самых редких в литературном ремесле. Форма драмы ставит немало стеснительных условий. Надобны особый драматический слух, подобный музыкальному, и чутье, чтобы не просто переводить литературную речь в диалоги, но чтобы она лилась сверкающим, напористым потоком. Да еще необходимо уметь привести на сцену героя, столкнуть его с другими и вовремя увести, чтобы […]…
    Почему автор романа “Война и мир” лишает Наполеона права на величие? (ЕГЭ по русскому) Роман “Война и мир” знакомит читателя с разными историческими личностями, среди которых и Наполеон Бонапарт. Многие историки видят в нем выдающуюся личность – полководца, революционера, реформатора. Однако Лев Толстой на протяжении повествования показывает нам мнимость величия французского императора. Рисуя образ Наполеона, автор то и дело прибегает к эпитетам “малый ростом” и “маленький”, низвергая превознесенного до […]…
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького “На дне”. (2) Одним из лучших произведений Горького является пьеса “На дне”. Она социально-философского жанра и направлена к общечеловеческим ценностям. Горький впервые поднял вопрос о людях “дна”, как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком. Все люди рождаются свободными и равноправными. Они должны поступать в отношении друг друга в духе братства. В пьесе “На дне” автор показывает нам […]…
    Почему в системе образов пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” нет главного героя (ЕГЭ по русскому) Системе создания образов персонажей “Вишневого сада” характерна оригинальность. Здесь присутствует не один герой. При этом читатель сразу замечает отсутствие деления персонажей на положительных и отрицательных героев. Они все одинаково далеко находятся от истинного осознания сути жизни. Им всем характерна беспомощность перед ходом быстротекущего времени, и все они стремятся бросить взгляд в будущее, которому суждено остаться […]…
    Почему Софья, героиня комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, по выражению автора, – “девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку”? (ЕГЭ по русскому) Комедия “Горе от ума”, созданная А. С. Грибоедовым в 20-х годах XIX столетия, стала сатирой на столичную аристократию. Автор в стихах изобразил конфликт “века нынешнего” в образе Чацкого с “веком минувшим”, который олицетворяет “фамусовское общество”. Единственным лицом, близким по духу главному герою, Грибоедов показывает Софью Фамусову. Именно ради нее Чацкий после трехлетнего отсутствия возвратился на […]…
    Кого из героев комедии А. П. Чехова “Вишневый сад” можно назвать “недотепами” и почему? (ЕГЭ по русскому) А. П. Чехов своей пьесой “Вишневый сад”, считающейся по праву достаточно известной в русской литературе, показал пример новаторского подхода к передаче старых идей в новом стиле. Автор высмеивает поступки героев произведения. Им выявляется истинная глубина их переживаний и ощущений. Они стали олицетворением беспомощности перед этим миром. Персонажи – недотепы – это все без исключения герои […]…
    Вопросы и ответы к жанру “Стихотворение” Можно ли инсценировать лирическое произведение? Лироэпическое можно. Стихотворение нельзя инсценировать, его можно переложить на музыку, создать романс или песню и исполнять. Какие признаки лирического произведения считаете вы самыми характерными, специфичными для него? Наличие в лирическом произведении образа-переживания, лирического героя, повышенная эмоциональность. Стихотворения, созданные великими поэтами по какому-либо конкретному случаю или в связи с фактами биографии, […]…
    Проблема мировоззрения. По тексту М. Горького B дни зимних вьюг, когда вся земля, все на земле – дома (ЕГЭ по русскому) Писатель Максим Горький размышляет в своем произведении о полярности взглядов на мир. От первого лица автор описывает человека с мировоззрением, отличным от точки зрения “толпы”. Показателен эпизод восприятия Капендюхиным слов рассказчика о том, что будь он богат, непременно купил бы книги. Задавший вопрос казак раздосадовано отвернулся от. Народ всегда мечтает о переменах к лучшему, но […]…
    Строки из любовной и философской лирики Тютчева У молодого Тютчева любовь – праздник, свет, благоухание. Она – то прибежище, где можно обрести покой. Никогда не упоминается в стихах конкретная женщина, везде просто “она” – светлый, веселый, легкий образ. Чистоту, незапятнанность чувства подчеркивает множество поэтических деталей, таких (сак яблоневый цвет, заря, арфа, аромат роз, – в каждом стихотворении что-то свое. Несмотря на довольно […]…

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *