Почему мультик маша и медведь вреден для детей?

10 ответов на вопрос “Почему мультик маша и медведь вреден для детей?”

  1. Gurisar Ответить

    Много лет подряд люди, которые (как и я) выросли на прекрасных советских мультиках, жаловались, что Россия, как страна производитель детской мультипликации, исчезла с мировой карты. Ситуация изменилась несколько лет назад, прежде всего благодаря мультфильму “Маша и Медведь”, который стал мировым хитом. Его смотрят в разных странах люди, далекие от русского фольклора, с его вечной темой девочки забредшей к медведям.
    Буквально пару недель назад в Штатах. Сидим с родственниками в японском ресторанчике, суши наворачиваем, общаемся… Тут дочка говорит “что-то знакомое где-то звучит”. Прислушались – вроде что-то где-то но никак не вспомнилось… Дочка вышла прогуляться, возвращается слегка в непонятках: через пару столиков сидит негритянка с дочкой (такой же) и дочка “Машу и медведя” на таблете” – прочитал вчера в Facebook.
    Нечто подобное сегодня можно увидеть во многих странах: от Франции до Южной Кореи. Причем, общее мнение, которое можно прочитать в реакциях на разных языках: этот сериал относится к той редкой категории, который взрослые могут смотреть вместе с детьми. И вместе заливаться смехом.

    Но довольны сериалом отнюдь не все. Есть и критики, которые предупреждают о вреде, который Маша может нанести детской психике, общественному сознанию, государственной идеологии. Лет двадцать тому назад одна немного истеричная глава неполной семьи (в просторечии: мать-одиночка) сказала мне:
    А почему никто не обращает внимание, что сказка “Волк и семеро козлят” – она о проблемах безотцовщины.
    – Безотцовщины?!
    – Козла ведь нет. Коза одна детей воспитывает. Нет козла.

    Потом помолчала и грустно добавила: “Вернее, козлов очень много“.
    Женщину эту понять можно было. Я не спорил.
    Но вот именно с таким методом истолкования подошел к мультику “Маша и медведь” критик “Гаарец” Рогель Альпер, усмотрев в популярном российской мультфильме “назойливый и мрачный осадок, запрятанный в двойном дне”. Увидев эту новость на сайте IzRus, я вначале не поверил.
    Рогель Альпер, следуя методу интерпретации моей знакомой, обнаружил главную проблему в отсутствии родителей: “Девочка, где твои мама и папа?”. Он сумел диагностировать в мультике целый пучок нездоровых и идеологически вредных комплексов: от параноидальных экзистенциальных страхов одиночества у девочки, которая боится, что медведь от нее сбежит, поскольку от нее и раньше сбегали (где родители?), до нездорового чувство вины и нереализованного долга у мечтающего сбежать от ребенка хищника. С звериной серьезностью проанализировал Альпер взаимоотношения Маши и животных, которым мешает гиперактивная и сующая во все свой носик маленькая девочка. “Маша – инородное тело в этой среде, мирящейся с ее существованием”, – заключил Альпер, призывая родителей обратить внимание на пугающее сущностное содержание российского мультика. Ведь дети могут невольно впитать в себя эти психологически нездоровые, идеологически вредные и противные экологии посылы.
    Людей, которые прочитав текст, сразу же принялись клеймить “левую сволочь” и “русофобию”, начали насмехаться “что они курят в этом Гаареце” спешу уверить. Альпер – такой не один. Российский профессор Лидия Владимировна Матвеева, которая возглавляет Комиссию по мониторингу за исполнением федерального закона 436 “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте России по правам ребенка поделилась с “Психологической газетой” своими размышлениями о том, какое воздействие оказывает на психику ребенка сериал “Маша и медведь”. Лидия Владимировна — человек дюже серьезный – профессор кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор психологических наук, руководитель научно-исследовательской группы “Психология массовых коммуникаций”, изучающей проблему воздействия СМИ на психику человека и проблему психологической безопасности человека в информационном глобальном пространстве. Она ученый чиновник, уполномоченный государством надзирать над контентом. И приговор ее звучит тоже не по-детски серьезно.
    “Давайте, для примера, рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал “Маша и медведь”. Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не все, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это “информационная бомба”, заложенная под российский менталитет”, – говорит Лидия Владимировна. Приговор ее настолько строг, что совершенно непонятно почему она не призывает запретить мультик, а его создателей отправить в места не столь отдаленные.
    Обвинений в адрес мультика у нее много. И картинки в мультике, как кажется профессору, движутся слишком быстро, а потому у ребенка может возникнуть логоневроз. И еще в нем есть “несоответствие иерархии”. В старинной народной сказке, придя в дом к медведям, девочка не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего, то Маша из мультфильма, к великому профессорскому сожалению, ведет себя иначе. “Проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом…”. А если сегодня разрешить девочке нарушать табу в отношении отца и Медведя, то завтра, вырастая, она замахнется и на “медвежью” партию “Единая Россия”, а то и, страшно подумать, на самого всероссийского отца — президента Путина!
    И эмоциональная ограниченность Маши: “Даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все ее эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний – ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это все. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно”. Действительно, здесь можно согласиться с профессором. В образе Маши никак не раскрыта тема пятого размера гражданской ответственности, и линия готовности погибнуть за Русскую весну под Луганском.
    И принижение статусной роли российской женщины также отразилось в образе маленькой девочки Маши. “Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует”. А маленькая Маша, как мы видим в мультике, далеко не соответствует этому высокому стандарту. Она медведя достает, а не поддерживает. Не помогает в работе, а мешает и портит.
    Но нам в этой заметке интересны пункты, в которых надзирающий профессор схожа с критиком либеральной газеты. А сходство поразительное. Матвеева тоже осуждает фильм за то, что девочка в лесу инородное тело, разрушительное начало, которого боятся все животные: “В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы еще не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных – все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна”.
    Руководитель Комиссии по мониторингу за исполнением закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” тоже считает, что мультик вреден с экологической точки зрения, поскольку разрушает связь ребенка с природой, с окружающей средой, частью которой подрастающий человечек должен себя чувствовать. Профессор клеймит эмоционально ограниченную Машу за неспособность любить, безответственность и пр.
    И тема взаимоотношения детей и родителей, которые в мультфильме отсутствуют, профессора Матвееву тоже волнует: “А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям?”. Интервью профессора Матвеева вообще полно перлов. И я делаю над собой недюжинные усилия, чтоб прекратить его цитировать, поскольку и так уже многократно превысил размеры заметки, рекомендованные редакцией сайта.
    Многословные выводы делать не буду. Не буду перечислять доводы эстетического, этического, психологического плана в защиту “Маши и медведя”. Этот шедевр в моей защите не нуждается. У меня только один вопрос: почему мнение либерального автора прогрессивной газеты “Гаарец” настолько совпадает с мнением российского реакционного держиморды?
    izrus.co.il

  2. Thetanin Ответить

    Итак, в одном случае, средняя скорость смены кадра – в интервале от 1 до 1,5 секунд, а в другом –  4-5 секунд.
    Понятно, что при желании мы могли бы найти и более быстрые или медленные отрывки как в «Маше и Медведе», так и в «Чудесном колокольчике», но в целом эти показатели и их соотношение достаточно объективны.
    «Ну и что, – скажут некоторые родители, – 1 секунда или 4 секунды – какая разница, главное, что ребёнку мультфильм нравится, и он его хорошо смотрит».
    Вот только это очень печальное заблуждение, и сейчас подробно объясним, почему.
    Психика человека устроена как двухуровневая система, состоящая из сознания и подсознания.
    Всякая информация, попадающая к нам в психику, сохраняется там, занимая своё место в постоянно формируемой мировоззренческой картине, и в дальнейшем начинает влиять на нашу жизнь и поведение.
    Именно поэтому все родители всегда стараются создать благоприятную среду вокруг ребёнка, которая будет стимулировать его интеллектуальное и нравственное развитие.
    Но если детализировать описанный процесс, то в нём есть одна очень важная составляющая: критический фильтр.
    Поступая в нашу психику, информация в норме должна оцениваться с уровня сознания, т.е. приобретать такие характеристики как «вредная», «полезная», «ложная», «правдивая», «сомнительная» и т.д.
    Но критический фильтр нам не даётся от рождения, а формируется по мере того, как человек учится мыслить, рассуждать и анализировать, а также накапливает определённый жизненный опыт.

    И теперь мы возвращаемся к нашим мультикам.
    Как вы думаете, может ли ребёнок осознать и оценить то, что происходит на экране, если анимация плавная, как в большинстве советских картин?
    При смене кадров раз в 4-5 секунд это вполне реально даже для дошкольника: осмыслить, проанализировать и понять содержание произведения.
    А теперь попробуйте осмыслить происходящее на экране при клиповом формате подачи информации, свойственном российскому мультсериалу «Маша и Медведь».
    Даже взрослому человеку очень сложно успеть отследить и оценить такой поток быстро сменяющихся образов, а о ребёнке и говорить нечего. Он способен только залипнуть в экран и просто поглощать информацию, полностью отключив мышление.
    И самое страшное даже не то, что ребёнку на подкорку запишется огромное количество вредных моделей поведения, транслируемых в этом мультфильме (например, жестокое обращение с животными), а то, что ребёнок привыкает потреблять информацию, абсолютно её не анализируя и не оценивая – то есть в сугубо развлекательном формате.
    И по мере взросления эта привычка, сформированная в детстве как раз на подобной продукции, становится для него нормой.

    На выходе мы получаем легко-манипулируемого «человека-потребителя», или по-другому «служебного человека», про технологию формирования которых в Совете Федерации откровенно рассказал директор Курчатовского института Михаил Ковальчук.
    Указанная технология повышения частоты смены кадров пришла в современный кинематограф и телевизионный формат из рекламного бизнеса, задача которого в предельно короткий срок запихать в зрителя как можно больше информации, при этом отключив всякое критическое восприятие.
    Использование подобных античеловечных технологий при производстве детских мультфильмов – это очевидный инструмент дебилизации, и создатели такой продукции заслуживают к себе соответствующее отношение.
    Подробное научное описание влияния клипового формата на психику ребёнка содержится в книге Райнера Пацлафа  «Застывший взгляд».
    Настойчиво рекомендуем ознакомиться с ней всем родителям и просто думающим людям.
    И ещё – по опыту предыдущего нашего видеообзора «Чему учит Маша и Медведь», создатели указанного мультсериала очень боятся распространения подобной информации и стараются заблокировать её под предлогом защиты своих авторских прав.
    Дополнительный видеоматериалы и статьи по теме:
    Маша и Медведь: Воспитываем ребенка-эгоиста
    Мультфильм «Маша и Медведь»: Какие образы, такое и будущее
    Самый вредный мультфильм «Маша и Медведь»: Правда или провокация?
    «Маша и медведь» и другие современные мультфильмы: Мнения экспертов

  3. Grewn Ответить

    Причем многие — как простые люди, так и психологи, — называют «Машу и Медведя» не только вредным, но и опасным мультиком. Некоторые даже диагностируют Машеньке ряд психических расстройств! Но почему-то мультфильм все равно нравится сотням и сотням тысяч людей по всему миру.
    Можно предположить, что такое количество людей ошибается, бывали и такие случаи. Но все же хочется найти в мультике что-то хорошее. Ведь наверняка его смотрят и дети, и взрослые не из-за садистских наклонностей, которые приписывают маленькой девочке в розовом сарафанчике. Может быть, Машенька все же напоминает нам о счастье и непосредственности детства — серии всегда заканчиваются хорошо, даже если она очень много шалит. Да и Медведь все-таки получает свое — с заботой смотрит на угомонившуюся или довольную Машу, гуляет со своей Медведицей…
    Да, ему сложно, но кто говорил, что родительство — легкая работа? Может, поэтому «Маша и Медведь» хороши — они честные. Они оба не идеальные, но они оба готовы заботиться. Пусть забота Маши чаще приводит к проблемам для Медведя, но ведь с детьми так бывает часто — они только учатся. Маша знает, что она может побыть шалуньей, а Медведь все равно будет ее любить. И это очень важно: позволять ребенку быть ребенком. Иначе потом из него не получится взрослый.
    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

  4. Angel567love8 Ответить

    Кто бы мог подумать, что такой забавный и с виду невинный мультфильм, как «Маша и медведь», может хоть как-то повредить детям, однако психологи пришли к выводу, что это возможно. После анализа нескольких мультсериалов, российские учёные составили рейтинг самых опасных для детской психики. В этом списке «Маша и медведь» оказался на самой первой строчке.
    Основной причиной того, что мультфильм признали опасным для неокрепшей психики ребёнка, психологи назвали плохое поведение главной героини. Ребёнок, который копирует поведение своих любимых персонажей, может посчитать, что капризное поведение Маши, которая, к тому же, постоянно издевается над медлительным медведем, это нормально. В сознании самого ребёнка может произойти ассоциация большого и беззлобного медведя со своими родителями, в результате чего ребёнок начнёт использовать приёмы Маши, будет издеваться над своими родными и всячески играть на их чувствах. К тому же, в мультфильме вредный характер Маши, постоянные капризы, плохое поведение, а также вседозволенность маленькой девочки, которая делает всё, что ей заблагорассудится, преподносится как норма. Специалисты рассказывают, что в результате просмотра этого мультфильма может сформироваться неправильная модель поведения.
    На второй строчке в данном рейтинге разместился мультсериал «Монстер Хай». В этом мультфильме нашли такую опасную черту, как постоянный сленг, из-за которого у ребёнка может испортиться словарный запас. На третьей строчке «Губка Боб квадратные штаны», в котором представлено много эгоизма и чрезмерная критика взрослых. На четвёртом месте ещё один известный и практически культовый мультсериал «Том и Джерри», в котором, по мнению специалистов, прививается непозволительное отношение детей к взрослым.
    Маша и Медведь — Дышите! Не Дышите!
    Хотите, чтобы ваши дети развивались правильно, учились хорошо рисовать и создавать прекрасные картины? В этом случае вас заинтересуют товары для художников на http://www.artkisti.ru. Кисти, холсты, мольберты, этюдники, краски и многое другое.

  5. PAPANARO Ответить

    Некая группа российских психологов заработала, конечно, немало PR-очков, предложив внести в список “вредных” сверхпопулярный мультфильм “Маша и медведь”. Они сочли опасными для детской психики непослушание Маши и ее капризы, которые могут показаться маленьким зрителям нормой. При этом в Ассоциации детских психиатров и психологов России заявили, что таких оценок мультику не давали. Впрочем, даже если есть мнение о вредности мультфильма, то как объяснить его мировую славу?
    “Маша и Медведь” оказался тем самым уникальным мультфильмом, который сочетает в себе то, что так любят дети. Это такой элемент озорства, юмора, доброты, каких-то приключений, песен обязательно. Сами создатели этого мультфильма обратились в Ассоциацию психологов, которая дала официальный комментарий, что мультик не приносит никакого вреда, его можно показывать детям. Кроме этого, конечно же, все психологи, которые консультируют нас как канал, тоже дают эту оценку, что можно показывать. Мультфильм не только популярен в нашей стране, но мы гордимся, что он уже стал популярен и в Европе, и в Америке. Это действительно универсальный мультфильм, который нравится самой широкой аудитории, начиная от самых маленьких до взрослых. Это настоящий семейный мультфильм. И мне кажется, мы, наоборот, должны гордиться тем, что российская анимация вышла на такой уровень”, — считает Татьяна Цыварева, генеральный директор телеканала “Карусель”.

  6. SplerzyGUN Ответить

    5. Маша фактически издевается над медведем. В каждой серии. Это, как норма отношений. Медведь — это мужской образ.
    Как Вы думаете, какое отношение заложится к мужчинам у будущей молодой женщине?
    К мужу, к отцу, к сыну?
    Мужчина показан, как объект для пользования. Без уважения. Родителей, кстати, в мультфильме нет вообще. Медведь, вместо папы.
    Образ полноценной семьи отсутствует. И, модели нормальных взаимоотношений тоже нет.
    А, это уже фундаментальные, системные вещи.
    6. Мультфильм создан, как набор ярких клипов. Все очень быстро происходит. Не успеваешь осознать и подумать. Именно, так и происходят внушения.
    7. Можно только догадываться, как будет относиться к собственным детям взрослая Маша. Это уже видно, по отношению к животным и медведю.
    8. Постоянно показано, как можно нарушать социальные нормы. Например, поиздеваться над Дедом Морозом и т.д.
    В детстве закладывается сценарий, программа на всю жизнь. Кто, если не родители, должны защищать хрупкий мир ребенка от агрессивности мультимедийной империи?
    Которой нужны продажи, рейтинги, пустые, но яркие картинки и прилипшие к экрану дети. Цель любым способом.
    Наверное, Вы скажите, что я «сгущаю краски» и придираюсь. Нет. Просто, пытаюсь быть думающим папой.
    У меня две дочери и я очень хорошо вижу, как они играют и повторяют любимых героев мультфильмов. Во всем.
    Берегите детей. Сейчас, они очень быстро растут и учатся. Впитывают все, как «губки». В то время, когда Вы заняты.
    http://s-shevchenko.com/poleznoe/zaschititje-dushu-ot-degrad

  7. Aurigda Ответить

    Некая группа российских психологов заработала, конечно, немало PR-очков, предложив внести в список “вредных” сверхпопулярный мультфильм “Маша и медведь”. Они сочли опасными для детской психики непослушание Маши и ее капризы, которые могут показаться маленьким зрителям нормой. При этом в Ассоциации детских психиатров и психологов России заявили, что таких оценок мультику не давали. Впрочем, даже если есть мнение о вредности мультфильма, то как объяснить его мировую славу?
    “Маша и Медведь” оказался тем самым уникальным мультфильмом, который сочетает в себе то, что так любят дети. Это такой элемент озорства, юмора, доброты, каких-то приключений, песен обязательно. Сами создатели этого мультфильма обратились в Ассоциацию психологов, которая дала официальный комментарий, что мультик не приносит никакого вреда, его можно показывать детям. Кроме этого, конечно же, все психологи, которые консультируют нас как канал, тоже дают эту оценку, что можно показывать. Мультфильм не только популярен в нашей стране, но мы гордимся, что он уже стал популярен и в Европе, и в Америке. Это действительно универсальный мультфильм, который нравится самой широкой аудитории, начиная от самых маленьких до взрослых. Это настоящий семейный мультфильм. И мне кажется, мы, наоборот, должны гордиться тем, что российская анимация вышла на такой уровень”, — считает Татьяна Цыварева, генеральный директор телеканала “Карусель”.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *