Почему отцы и дети заканчивается смертью базарова?

10 ответов на вопрос “Почему отцы и дети заканчивается смертью базарова?”

  1. Harry Shprotter Ответить

    Финал романа “Отцов и детей” – 3 свадьбы и одни похороны. Некоторых персонажей ожидает дорога дальняя.
    Главный герой -Евгений Базаров погиб от неудачно проведенного вскрытия трупа тифозного. Не оказалось у врача, который позволил Енюшке поднабить руку в патанатомии, адского камня, чтобы ранку на пальце обработать. Из-за такой мелочи человек сгинул, причем медик. Последние дни были достойными, знает Базаров, что умрет, без самообмана наблюдает симптомы, не истерит, а только бредит под конец, вызывает проститься подругу, просит Одинцову о родителях своих. Самые последние строки – описание могилки сына, на которую родители нигилиста ходят.
    Аркадий Кирсанов женится через полгода после смерти друга на Кате, сестричке Анны Сергеевны. Молодые один из тостов поднимают за Евгения. В тот же день Николай Петрович женится на Фенечке. И это уже после рождения сына Мити и долгого сожительства. Самое любопытное, что на браке неравном настоял брат жениха, аристократ с принципами Павел. Зря девушка его боялась и стеснялась, как выяснилось. Одинцова находит мужа себе под стать, умного да холодного, законника успешного, в подробности не вдается автор.
    Павел Петрович Кирсанов укатил за границу, мирно сибаритствует в Дрездене. Жить с братом и тайно любить свояченицу, которая слишком похожа на незабвенную княгиню Р., он как человек порядочный не может. Благородство обошлось стареющему рыцарю оборванным контактом с семьей.
    Кукшина тусуется с химиками-физиками-студентиками уже в Гейдельберге, как она и хотела. Учится на архитектора. Ее приятель Ситников придумал себе занятие – продолжать “дело” незабвенного нигилиста, чем и занимается, когда жена властная да папаша- откупщик не мешают. Независимости финансовой нет, сначала брал деньги отца, потом – у супруги презнатной.
    Как Базаров и говорил, что ни он не нужен стране, ни кто либо ещё, так и вышло. После того как “сгибнул” герой главный жизнь шла своим чередом.

  2. Dreladar Ответить

    Евгений Базаров представляет в романе человека, чьи убеждения основаны на новом для того времени мировоззрении. Черты нигилизма Тургенев видит повсюду и удивляется, как общество не замечает этого нарождающегося течения. В своих воспоминаниях «По поводу „Отцов и детей“» автор рассказывает, что идея написать роман возникла у него после встречи с молодым провинциальным доктором, проявившим «едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма». Базаров сразу выделен автором из окружающей среды:

    Сын отставного штабс-лекаря и дворянки, он не относит себя ни к высшему сословию, ни к простым обывателям, одинаково критически отзывается об их представителях.
    Внешность его так же противоречива, как и характер. Он выделяется высоким ростом, длинными волосами, выразительными зелёными глазами. «Славное у него лицо», — говорит приятель Аркадий Кирсанов.
    Небрежность в одежде и явная незамысловатость балахона с кистями свидетельствует как о бедности, так и о пренебрежении условностями и этикетом.
    Поселившись в доме помещиков-аристократов Кирсановых, Базаров сразу вступает в споры и конфликт со старшим из братьев, дядей его приятеля Аркадия. Из разговоров Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым становится понятно, какой идеологии придерживается главный герой. Он отрицает всё кажущееся бесполезным, ничего не принимает на веру и считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
    Цитата, в которой раскрывается стиль мышления: «Мне скажут дело — я соглашусь». Романтика, искусство, красота ничего не значат для него, а природа — это мастерская, из которой человек берёт всё нужное.

    Авторский взгляд

    Тургенев говорил, что взгляды Базарова, кроме отношения к искусству, ему близки. Он не на стороне «отцов». Недаром порядочный и честный, но недалёкий аристократ Павел Петрович приобрёл гротескные черты и стал поистине смешон. И при всём добром отношении к главному герою своего сочинения автор не видит у него будущего. Базаров очень одинок. Его последователи только сами считают себя таковыми:

    Приятель Аркадий, попав в привычную домашнюю среду, сразу становится на сторону близких. Одно дело — отрицать всё абстрактно, а другое, когда это относится к твоему миру, ко всему, что составляло именно твою сущность. Поведение Базарова, его открытое пренебрежение условностями и, наконец, дуэль с Павлом Петровичем делают для него нежелательным дальнейшее пребывание в доме Кирсановых и приводят к охлаждению в отношениях с Аркадием.
    Псевдонигилистка Кукшина — развязная и вульгарная особа.
    Ситников, называющий себя учеником Базарова — это просто карикатура на «учителя». Его нигилизм — средство преодоления комплексов, вызванных низким происхождением и сознанием собственной ничтожности.
    Это мелкие образы, лишённые убеждённости. Они исполняют роль фона, усиливающего впечатление от масштаба личности главного героя.
    Автор понимает, что смысл жизни не в отрицании, на котором ничего невозможно построить, а в созидании. Поэтому он предвидит крах идеологии нигилизма и признание героем несостоятельности своих убеждений. Это и есть причина того, почему Тургенев заканчивает роман смертью Базарова.

    Любовь, преодолевающая скепсис


    С Базаровым случилось то, чего он не мог предполагать. Он встретил красивую, умную женщину, Анну Сергеевну Одинцову, и для него открылась бездна чувств, которые он так яростно отрицал. Это породило кризис в душе, скованной одной идеей, и стало испытанием на верность идеалам. Всех женщин вне зависимости от сословия он называл «бабами» и считал ничтожными, глупыми существами, неспособными даже поддержать разговор в течение получаса.

  3. Krasotka_tv Ответить

    Более полутора веков этот вопрос возникает у каждого прочитавшего произведение и желающего разобраться в замысле автора, его отношении к персонажам. Вначале это были современники писателя, которым, казалось бы, это сделать было легче всего, просто спросив: “Почему такой конец?”. Они и спрашивали, но не все смогли понять ответ: ведь у каждого своё мировоззрение, которое ох как нелегко изменить.
    Казалось бы, уже написано о “лишних людях”, что же ещё нового можно сказать? Но Тургенев рассмотрел новые нюансы – нигилизм. И именно на это попытался обратить внимание публики.
    Толчком к написанию романа послужили мысли о бренности всего сущего, возникшие после того, как он узнал об обстоятельствах смерти молодого врача. То есть вначале сложился финал, а уж на нём был выстроен весь сюжет. Можно сказать, что смысл романа – в последних сценах.
    Таким образом, смерть Базарова была предопределена заранее и уж во всяком случае не являлась неожиданностью для самого автора, как об этом говорилось в критических статьях впоследствии. Дескать, “не хотел его смерти, любил героя, а как ему в таких жизненных условиях быть?” – не готово общество принять в своё лоно. Руководствуясь этими “исследованиями творчества”, писали сочинения в школах по “образу”. Идеям-де не время было воплотиться в жизнь, почва не подготовлена.
    Надо вспомнить, каково было отношение Тургенева к революционным преобразованиям общества, которые всегда несут неизбежное насилие и разрушение, а также его воззрения на отношения человека с природой. Казалось бы, какой тогда герой ближе самому автору? Но на протяжении всего романа мы видим старание не быть ни на чьей стороне: объективность – такова авторская позиция. Зато совершенно ясно высказано сожаление, что совершенно невозможно примирить ни отцов, ни детей, пока последние сами не станут “отцами”.
    Всё течёт, всё меняется. И вот, как только начали происходить эти изменения в Базарове – выход из статуса “детей”, роман и закончился. Но как! Это самое лучшее место в романе, герой полностью раскрывается и можно увидеть, что ничто человеческое ему, оказывается, не чуждо. Как бы глубоко не помещались и к тому же насильно не выпускались любовь, романтизм – они всё равно пробьются наружу.
    Но тем не менее от своих идеалов он не отказывается, и мы понимаем, что проживи он дольше, начнётся уже борьба внутри него, когда нигилизм и духовность будут стараться одержать верх. А это сюжет уже другого романа.
    Поэтому только смерть могла стать преградой на пути этих изменений. Но зато, умирая физически, он не умирает духовно.

  4. Nitaxe Ответить

    Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определят фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.
    Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители, Фенечка, Аркадий и последнее отсечение Базарова – от народа. Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Базаров – представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. Они одиноки в мелкопоместной и городской дворянской среде. Но Базаров погибает, но остаются единомышленники, которые продолжат общее дело. Тургенев не показал единомышленников Базарова и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: «А что дальше?» Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. Это главная причина гибели Базарова в романе, главная причина того, что автор не смог наметить будущее. Вторая причина – внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что он стал романтиком, так как он не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа. Вот почему Базарову Тургенева побеждает как боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте

  5. Bakus Ответить

    Какие-то однолинейные ответы… Базаров не так прост (а уж Тургенев тем более!), как кажется тем, кто “проходит литературу”, а не изучает её.
    Итак… Сцена на сеновале (Базаров с Аркадием в гостях у родителей Базарова). “Я как представлю, что место, мною занимаемое здесь и сейчас, так мало по сравнению со Вселенной, что злость накатывает!.. И всем на меня, в сущности, наплевать (+ лопух из меня будет расти)!” Это претензия быть Богом, который с суперменом Базаровым расходится только в вопросе о бессмертии. ОН бессмертен, а Базаров – увы… Что сделал Наполеон для подтверждения своего бессмертия? Он посетил чумной госпиталь в Египте(где военный гений угробил армию) – см. знаменитую картину. +бытовавшее во Франции мнение, что истинный государь может не то что не заболеть среди больных, а и других излечить от болячки (например, от золотухи) – см. жизнеописание Людовика Святого. Вспомним великие строки А.С.Пушкина: “Есть упоение в бою! … И в дуновении ЧУМЫ! …Всё, всё, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья – БЕССМЕРТЬЯ, может быть, залог! …” (расстановка моя) Переворачиваем страницу от начала этой беседы (она, кстати, для Аркадия чуть смертью не кончилась – от руки друга, между прочим, который “себя испытать захотел”, задавшись вопросом Достоевского “Тварь я дрожащая или право имею?”) – на следующей странице продолжение жизненно важного разговора с упоминанием и Наполеона, и Пушкина.
    Т. о., если Базаров (по своему собственному желанию) проходит испытание тифом (ведь НЕ ВСЕ И НЕ ВСЕГДА умирали даже во время пандемий!), то он
    БЕССМЕРТЕН, КАК БОГ!
    А если нет – “туда мне и дорога” (все цитаты даю по памяти, но смысл тот).
    Давайте всё-таки не повторять чужие истины времён брежневского СССР (“Тургенев не видел будущего у своего героя” – ну да, стал бы он его тогда придумывать!), а мыслить самостоятельно, со знанием великого текста великого автора, а не “квадратно-гнездовым способом”.
    С уважением, филолог.

  6. FixxxPlayTv Ответить

    Смерть Базарова досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.
    Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Базаров, ничего не может противопоставить смерти: Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста! . За высказыванием героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.
    Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. И тут к герою пришли на помощь силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их Базаров направляет на борьбу со смертью. Отпала надобность скрывать свой «романтизм» . Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Базаров становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.
    Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него это не просто прекращение существования, но и знак того, что он видно, не нужен России. Осознание этой ненужности приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.
    Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *