Почему повесть карамзина стала открытием для его современников?

3 ответов на вопрос “Почему повесть карамзина стала открытием для его современников?”

  1. Adosida Ответить

    ВЛИЯНИЕ ПОВЕСТИ Н.М.КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА» НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ПРОЗЫ
    О  Карамзине написаны увлекательные и глубокие книги. Но если возникло желание поближе познакомиться с ним, то не миновать пути, который указал он сам: «Творец всегда изображается в творении, и часто – против воли своей» (из статьи «Что нужно автору?», 1794).
    Величайшую заслугу Н.М.Карамзина отметил Белинский: «Карамзин преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции… и приблизив к живой, естественной разговорной речи».
    Карамзин сделал для русской литературы необычайно много. Кроме упомянутого преобразования языка, он также положил основу новому направлению в литературе – сентиментализму. Его повесть «Бедная Лиза» совершила настоящий  переворот. До этого в произведениях чувства героев не выводились на первый план, не было такой «чувствительности». Необычно легкий, «акварельный» язык написания и новый взгляд на человеческие отношения сделали «Бедную Лизу» весьма популярным произведением для всех слоев населении. Дворяне, умевшие читать крестьяне  – Карамзина знали все! У дворянских детей стало модно знать наизусть несколько страниц из этой повести.
    Н.М.Карамзин, как и другие сентименталисты его круга, на первый план в художественной литературе выдвинул язык и стиль средних жанров, то есть разговорный стиль дворянского салона. Писатель считал, что для литературного языка пригодна лишь лексика и фразеология, которая отвечала сложившемуся в эстетике карамзинистов идеалу сентиментальной «души», которая ласкала слух, рождала нежные ассоциации у каждого участника дворянского салона. Несмотря на то, что изысканность слога часто звучит чересчур «изысканно» (например, вместо простого «я люблю путешествовать» употребляет писатель «путешествие сделалось потребностью души моей»), А.С.Пушкин признавал заслуги писателя в освобождении русского литературного языка от ненужных варваризмов, от перенасыщенности старославянизмами, от тяжелых синтаксических оборотов речи и возвращении к живым источникам народного слова.
    Для современников Н.М.Карамзина повесть «Бедная Лиза» была открытием. Писатель впервые заговорил о том, что волнует всех. Всех и каждого – независимо от происхождения, положения в обществе, образования… «И крестьянки любить умеют!» – сказал Карамзин. Сказал впервые в нашей литературе, и в этом была своя смелость. Ведь любовь – высокое чувство, и оно может быть доступно только избранным. А здесь – какая-то крестьянка…. Но если высокие чувства доступны всем, значит – все люди равны. И крестьянская дочь Лиза душевно ничем не уступает знатному дворянину Эрасту. А иногда и превосходит его.
    Перед нами не совсем обычное произведение: это рассказ в рассказе, построенный по принципу кольцевой композиции: рассказчик открывает повествование, и он же заканчивает его. Но его «я» присутствует не только во вступлении и эпилоге, но и там, где ведется рассказ о трагической любви Лизы и Эраста. Нередко автор открыто обнаруживает свою симпатию или антипатию, иногда бросает лишь замечание, позволяющее судить о его позиции, но большей частью он выражает себя через художественное изображение героев, событий, природы.
    Ведущая сюжетная линия повести сводится к истории любви Лизы и Эраста. Карамзин всегда уделяет большое внимание внутреннему миру человека, его чувствам, переживаниям, полагая, что постижение их помогает становлению человеческой души. Читая повесть, мы обращаем внимание на то, какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к чему приводят. Ответы на эти вопросы позволяют выйти на вечные проблемы жизни: любовь – счастье и любовь – трагедия; рок и обстоятельства; природа и человек.
    Бедная крестьянка  Лиза несет на продажу цветы в город и встречает там молодого красивого дворянина Эраста. Он, уставший от светских развлечений, очень рад такой встрече, ему кажется, что он нашел в Лизе тот идеал, который давно искал. Для него Лиза – образец чистоты и красоты, нежности и невинности, послание свыше. Их любовь ярка и страстна, но, увы, печальна. Разорившийся Эраст «продал» себя богатой вдове, а Лиза покончила с собой.
    Их чувство можно сравнить с семенем цветка. На плодородной почве чистых сердец этой пары цветок вырос и чудесно расцвел, но не выдержал жестких погодных условий сложившихся обстоятельств – разных сословий, разорения Эраста, бедности Лизы.
    Изображая широкий и далеко не однозначный поток чувств героини, Карамзин обнаружил истинное мастерство психолога. Это проявилось в особой подаче душевных переживаний Лизы. Перед нами предстает непрерывный процесс изменяющихся, непосредственных чувств, мыслей, впечатлений, воспоминаний Лизы, вызванных важнейшими для ее сердца внешними и внутренними событиями.
    Лиза, полюбив, проходит через разные психологические состояния: за короткое время любви она испытала  робость волнения, надежду, радость, счастье, тревогу, грусть, тоску, страх, отчаяние и, наконец, потрясение. Все это — проявления безграничной любви.
    Карамзин фиксирует внимание не только на внутренних переживаниях героини, но и на внешних деталях, помогающих передать то или иное ее состояние. Сюда надо отнести взгляды, речь, действия, выхваченные взором предметы внешнего мира. Например: Лиза «осмелилась взглянуть на молодого человека»; «быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором»; «в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою» и так далее. Карамзин сумел показать богатство души Лизы, ее неоднозначность, глубину. Карамзина, знакомя читателей с «изгибами сердца», погружает нас в напряженную, эмоциональную атмосферу «нежных страстей».
    А   какое   изображение   получает  духовная жизнь  Эраста?  Конечно,  Карамзин  и  здесь выступает как истинный психолог, прекрасно знающий, что формирует человеческую личность  и какую роль при этом играет чувство любви.   Поэтому рассказ писателя сосредоточивается не столько на истории жизни героя, сколько на истории его души. Под влиянием чего складывается внутренняя жизнь Эраста? Прежде всего сказались его природные свойства («доброе сердце, доброе от природы, но слабое и ветреное»), затем свое дело сделали среда («рассеянная светская жизнь», наполненная светскими забавами, не всегда безвредными) и чтение романов, которые угодили его в мир беспечных, наивных наслаждений. В итоге в душе Эраста поселились скука (он «жаловался на судьбу свою») и жажда непосредственных, чистых чувств и ощущений.
    Обстоятельства оказались милостивы к Эрасту: на его пути встретилась Лиза — олицетворение чистоты и непосредственности. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Даже в самом ее появлении он увидел промысел божий. «Натура призывает меня в свои объятья, к чистым своим радостям»,— думал он. Любовь Лизы — это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его сердца, глубины его чувств.
    В истории его взаимоотношений с Лизой мы видим некоторую двойственность, которая дает о себе знать в самой тонкой сфере — в сфере любви, причем эта двойственность — следствие и «доброго сердца», и пагубной среды, углубившей его легкомыслие и эгоизм. С одной стороны, Эраст  искренне влюблен в Лизу, он гордится их чистыми отношениями, с отвращением вспоминая прежнюю жизнь. Он заботится о покое Лизы, умеет осушить ее слезы. Он плачет, расставаясь с нею. Кажется, что сердце его воскресло и живет новыми чувствами — вполне достойными. С другой — в новом Эрасте проглядывает прежний; в его чувствах к Лизе нет истинной глубины, в них присутствует элемент игры, которая увлекает его; в любви он мыслит штампами, взятыми, вероятно, из прочитанных им книг: он называет Лизу, по обычаю «пастушкой», говорит, что «возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно в деревне и в дремучих лесах, как в раю», что для него «важнее всего душа, чувствительная, невинная душа» и т.д.
    В итоге в нем одерживают победу не высокие, а низкие, привычные для него чувства. Лиза теряет для него интерес. Он обманывает ее, изменяет своей клятве. Все это рождает впечатление, что Эраст не выдержал испытания любовью и душа его не очистилась от зла. Это впечатление поддерживается и рассказчиком, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его»,— говорит он.       Но из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы «не мог утешиться и почитал себя убийцею».
    Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.
    Своей повестью Н.М.Карамзин утверждал и другое. Литература должна сосредоточиться на внутренней, душевной жизни человека, потому что это и есть настоящая жизнь. Она одинаково важна для всех людей. Внутренняя жизнь каждого должна быть свободной, не зависимой ни от кого и ни от чего. Лиза кончает жизнь самоубийством, но это дело ее совести. Она сама сделала выбор между жизнью и смертью, и никто не в праве осуждать ее за это.
    Н.М.Карамзин писал о любви, но одновременно говорил о равенстве людей и свободе человеческой личности. «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце…» – признается автор-повествователь «Бедной Лизы». Дело писателя – трогать сердце читателя, возвышать его душу, воспитывать «чувствительность» – любовь и сострадание к человеку.
    Сочувствие простому человеку, его радостям и бедам, защита слабых, угнетенных и безгласных – в этом видит свою нравственную задачу Н.М.Карамзин, а вслед за ним – вся русская литература.
    Кроме того, многие литературоведы считают, что прозу открыл для России Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» появилась на пустом месте. Писатель в одиночку «распоряжался» будущим русской прозы – потому, что его можно было читать не только для того, чтобы возвыситься душой или вынести нравственный урок, а для удовольствия, развлечения, забавы. А Н.М.Карамзин «Бедной Лизой» угодил читателю. Русская литература увидела в этой маленькой повести прообраз светлого будущего. Она нашла в произведении, с точки зрения П.Вайля и А.Гениса, «беглый конспект своих тем и героев». Крестьянка Лиза с добродетельной матушкой породила бесконечную череду литературных крестьян. Уже у Н.М.Карамзина лозунг «правда живет не в дворцах, а хижинах» звал к тому, чтобы учиться у народа здоровому нравственному чувству. Вся русская классика, в той или иной степени, идеализировала русского мужика.
    Образ Лизы можно обнаружить в «деревенской прозе». Прав всегда остается человек из народа. Эраст мучается: он «был до конца жизни несчастлив». Этой незначительной реплике тоже суждена была долгая жизнь. Из нее «выросла» впоследствии «вина интеллигента перед народом». Только русская интеллигенция страдала комплексом вины в такой степени, что спешила отдать долг народу всеми возможными способами – от фольклорных сборников до революции.
    У Н.М.Карамзина все эти сюжеты есть, но они не развиты. Например, конфликт города и деревни; изображение умных бездельников, которым праздность помогает сохранить дистанцию между собой и государством, то есть изображение «лишних людей». Впоследствии мы узнаем разочарованного Эраста в героях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Гончарова.
    Мне кажется, современной словесности не хватает нового Карамзина, который очень много сделал для столетия, о котором писал: «Девятый на десять век! Сколько в тебе откроется такого, что мы считали тайной!» Но сам  писатель все же остался в восемнадцатом веке. Его открытиями воспользовались другие. Его прозу мы читаем сейчас с ностальгическим чувством умиления.
    Вот так на почве, увлажненной слезами бедной Лизы, выросли многие цветы  сада российской словесности.

  2. Muri Ответить

    соня мармеладова – дочь семёна захаровича мармеладова, титулярного советника, спившегося бывшего чиновника, падчерица катерины ивановны мармеладовой, сводная сестра полины, коли и лидочки. в семье мармеладова было четверо детей: дочь мармеладова и трое детей катерины ивановны.
    бедная проходная комната, через задний угол протянута дырявая простыня, догорающий огарок в железном и вдруг, как резкий, кричащий диссонанс в музыке, в этой полутёмной комнате появляется соня с ненужным зонтиком в руках, в соломенной шляпке с ярким, огненным пером. такой она и запомнилась раскольникову. он ещё не подозревал, какую роль суждено ей сыграть в его судьбе. “соня представляла собою неумолимый приговор, решение без перемены, тут – или её дорога, или его.”
    соню и раскольникова объединяет то, что оба они, руководствуясь разными мотивами, совершили преступления (преступили евангельские заповеди). она вынуждена заняться проституцией, поскольку иных способов добыть средства к существованию её семья не находит. встретив родиона раскольникова, находит в нём родственную душу и идёт вслед за ним на каторгу. верующая.
    портрет сони даётся в сцене смерти мармеладова, в сцене, изображающей её появление у раскольникова, когда у него находились мать пульхерия александровна, сестра авдотья романовна, бывший студент и приятель раскольникова разумихин, приятель разумихина доктор зосимов, и сцене чтения евангелия (глазами раскольникова).
    у сони, несмотря на её покорность и безответность, сильный характер. она руководствуется твёрдыми этическими и моральными принципами. соня непостижимым чутьём поняла всю меру страданий убийцы раскольникова. она твёрдо убеждена, что воскресить его можно. девушка чувствует это любящим сердцем. притягиваются два полюса: герой, ищущий истину, и соня с её душевной кротостью, покорностью и сердечной чистотой.

  3. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *