Почему природа вдохновляет писателей и художников на творчество?

7 ответов на вопрос “Почему природа вдохновляет писателей и художников на творчество?”

  1. Daisho Ответить

    Тема природы в данное время очень актуальна. В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово “экология” встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей, художников, композиторов.
    Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.
    Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают определенное звучание и влияют тем или иным образом. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволит проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы. В наш век индустриализации и урбанизации вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Человек, на мой взгляд, никак не может определить свое место в мире: кто же он – царь природы или только маленькая часть великого целого?
    Велико наследие русской литературы. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.
    Так, в творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь.
    Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы:
    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний, первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.
    Гремят раскаты молодые,
    Вот дождик брызнул, пыль летит,
    Повисли перлы дождевые.
    И солнце нити золотит.
    Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”, – говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина – дети одной матери – природы. Человек – часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение “Зеленая прическа …”. В нем человек уподоблен березке, а она – человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о дереве или о девушке.
    Не зря Михаила Пришвина называют “певцом природы”. Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой.
    Нельзя в одном сочинении рассказать о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей – не просто среда обитания, она – источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.
    Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно. Для них каждая встреча с природой – это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу – значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.
    До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.
    Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи.
    Однако собственно пейзажная живопись в России начала развиваться только в XVIII в. вместе с развитием светской живописи. Когда стали возводить великолепные дворцы, разбивать роскошные сады, когда, как по волшебству, начали расти новые города, появилась потребность все это увековечить. При Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками.
    Первые русские художники-пейзажисты черпали вдохновение за границей. Федор Матвеев – видный представитель классицизма в русской пейзажной живописи. «Вид в окрестностях Берна» – изображение современного художнику города, но реальный пейзаж представлен художником идеально-возвышенным.
    Итальянская природа отражена на холстах Щедрина. В его картинах природа раскрылась во всей своей естественной красе. Он показал не только внешнее обличье природы, но ее дыхание, движение, жизнь. Однако уже в работах Венецианова мы видим обращение к картинам родной природы. Бенуа писал о творчестве Венецианова: «Кому в целой русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение, как то, которое вложено в его картину «Лето»! Такая же удивительная вещь – парная ей картина «Весна», где «в пейзаже выражена вся тихая, скромная прелесть русской весны».
    Современники считали, что творчество Шишкина отзывается фотографичностью, и именно в этом заслуга мастера.
    В 1871 г. на выставке появилась знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта работа стала откровением, настолько неожиданным и странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя.
    Говоря о русских пейзажистах, нельзя не упомянуть В.Д. Поленова, его трогательные пейзажи «Бабушкин сад», «Первый снег», «Московский дворик».
    Саврасов был учителем, а Поленов – другом знаменитого русского художника-пейзажиста Левитана. Картины Левитана – новое слово в русской пейзажной живописи. Это не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу.
    В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная – выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.
    Природа удивительно разнообразна красками и формами. Жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе – во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных!
    Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.
    Музыка и стихи – это то прекрасное, без чего человек не может жить. Писатель Паустовский сказал чудесные слова: «… и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».  Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.
    Композиторы сочинили множество песен о красоте природы. Может ли песня внести радость в наше сердце? А стихи? А природа? В ней есть душа, в ней есть язык, только, к сожалению, не каждому дано услышать этот язык, понять его. Но многим талантливым людям, таким как поэт С.А. Есенин, композитор П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.
    Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
    В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном.
    Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.
    Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие шедевры. Художников привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой.
    «Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом!.. Ковыльный простор с затравившим гнездовым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу». Так описывает донской писатель М. А. Шолохов наш Отчий край. В этих словах чувствуется вся красота и ширь таких привычных для нас с детства пейзажей.
    Красота донской природы в необъятных степях. Чем больше всматриваешься в неброскую красоту родных пейзажей, тем больше впитываешь в себя ощущение невиданного простора и шири. И краски, и цвета в природе здесь какие-то особенные. Широко в приволье зеленых степей течёт Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Кажется, что  Дон спит. Недаром и прозвали  его Тихим.
    Эпицентром казачьих переживаний являлась река Дон. Это очень сложный, динамичный фольклорный образ. В ранней традиции Дон выступал как мифический прародитель, а в более поздней – как путь-дорога, раздвигающая границы. Дон – своего рода, «земля-вода» казака. Именно река вошла в песни донских казаков как образ Родины. Запев многих песен начинался со слов, посвященных Дону. Например, «Ой, да ты кормилец, Дон, наш батюшка. Православный тихий Дон Иванович…». К степи у казачества двойственное отношение. С одной стороны степь – это олицетворение раздолья, широты, а с другой стороны, степь – источник постоянной опасности. Противопоставление реки-степи выражено в фольклоре через оппозицию «свое-чужое». «Своей» территорией была река, а «чужой» – была степь, о чём свидетельствуют традиционные названия берегов реки Дон по имени врагов – ногайская сторона и крымская сторона.
    Рядом с живописью в глубокой древности зародилась и архитектура, искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду жизни человека. В этих сооружениях можно увидеть стремление человека творить по законам природы, используя симметрию, линии, подсмотренные у природы. Люди стремились украсить свой быт, свою повседневную жизнь, сделать ее красивей, нарядней. Присмотритесь к вещам, которые окружают вас, и вы увидите, что в их создании принимал участие художник.
    Рассмотрите в доме обои, открытки, игрушки, посуду, платок мамы, коврик и вы убедитесь, что нет в доме предмета, к которому не прикасалась рука художника. Вот платок, его повязывают мамы, бабушки. Чем украшен он – красными розами, алыми маками – хороводом цветов, все это делает его нарядным, праздничным, улучшает настроение. А посуда: чашки, чайники, что изображено на них? Опять же цветы, листья, фрукты, наши любимые звери, птицы. Какая посуда вам нравиться больше,  металлическая, без рисунка?  Или та, что украшена рисунками природных обитателей или пейзажами. Красота природы волновала человека во все времена.
    Я считаю, что очень важно, чтобы мы научились любить и ценить природу. И жизнь станет для нас богаче и интереснее. Мы не будем равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу. Мне бы очень хотелось, чтобы мы  научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы мы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес – это необыкновенное чудо природы.
    Понятие “родное” и “Родина” формируется в детстве. В душе с рождения остаются окружающий пейзаж, звери и птицы – персонажи детских сказок. Паустовский пишет: «Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц».
    Общение с природой рождает в душе, открытой познанию добра, высокие нравственные чувства. Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом.
    Давно замечено, что вставая рано утром, надо обязательно подойти к окну и поздороваться с восходящим солнцем, небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник нашего здоровья и хорошего настроения. Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, нам придется открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то, великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей». Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины, создавайте свои поделки.

  2. Nuador Ответить

    Живопись – одно из направлений искусства, в котором отчетливо прослеживается природа. Многие художники, независимо от придерживаемых направлений, черпали свое вдохновение в природе, которая представляет собой огромное изобилие самых разнообразных явлений. Благодаря этому сегодня мы можем наблюдать множество известных и уникальных картин.
    Иван Айвазовский – один из русских живописцев, для которого природа служила настоящим источником вдохновения. Именно этот художник написал множество известнейших сегодня картин, в которых природа является главным героем.
    В большинстве своем Айвазовский писал картины моря, многие из которых на сегодняшний день представляют собой особую ценность. Море, а именно сочетание его красоты и необыкновения с изменчивым и непредсказуемым характером, вдохновляло художника на создание необычайных картин. Творчество Айвазовского относится к жанру марина, в котором образ воды передает множество ярких эмоций.
    Наиболее популярными картинами Айвазовского являются «Радуга», «Волна», «Черное море» и «Девятый вал», которая получила мировое признание. В этой картине полностью воплощен талант художника, благодаря чему сегодня каждый может насладиться лучезарностью и естественностью моря.

    В самой картине преобладают теплые тона, благодаря чему появляется призрачная надежда на спасение людей. Эту картину можно действительно назвать уникальной – трагичность сюжета здесь переплетается с красотой моря, которую художник смог мастерски передать.
    Творчество Айвазовского является достаточно своеобразным – в его картинах отлично сочетается романтическое изображение необъятного величия и буйная мощь морской стихии и огненных закатов, которые играют на волнах лунного света. Кроме того, художник любил показывать всю смелость людей, безуспешно борющихся с морем.
    Многие картины Айвазовского посвящены подвигам русских моряков и передают всю красоту моря и отвагу людей. Айвазовский – один из художников, который мог мастерски передать все чувства, эмоции и необычайную красоту, которые дарит нам природа, в частности, одно из главных ее проявлений – море.

  3. Bandidred Ответить

    Природа удивительно разнообразна красками и формами. Жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе – во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных!
    Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.
    Музыка и стихи – это то прекрасное, без чего человек не может жить. Писатель Паустовский сказал чудесные слова: «… и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы». Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.
    Композиторы сочинили множество песен о красоте природы. Может ли песня внести радость в наше сердце? А стихи? А природа? В ней есть душа, в ней есть язык, только, к сожалению, не каждому дано услышать этот язык, понять его. Но многим талантливым людям, таким как поэт С.А. Есенин, композитор П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.
    Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
    В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном.
    Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.
    Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие шедевры. Художников привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой.
    «Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом. Ковыльный простор с затравившим гнездовым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу». Так описывает донской писатель М. А. Шолохов наш Отчий край. В этих словах чувствуется вся красота и ширь таких привычных для нас с детства пейзажей.
    Красота донской природы в необъятных степях. Чем больше всматриваешься в неброскую красоту родных пейзажей, тем больше впитываешь в себя ощущение невиданного простора и шири. И краски, и цвета в природе здесь какие-то особенные. Широко в приволье зеленых степей течёт Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Кажется, что Дон спит. Недаром и прозвали его Тихим.
    Эпицентром казачьих переживаний являлась река Дон. Это очень сложный, динамичный фольклорный образ. В ранней традиции Дон выступал как мифический прародитель, а в более поздней — как путь-дорога, раздвигающая границы. Дон — своего рода, «земля-вода» казака. Именно река вошла в песни донских казаков как образ Родины. Запев многих песен начинался со слов, посвященных Дону. Например, «Ой, да ты кормилец, Дон, наш батюшка. Православный тихий Дон Иванович. ». К степи у казачества двойственное отношение. С одной стороны степь — это олицетворение раздолья, широты, а с другой стороны, степь – источник постоянной опасности. Противопоставление реки-степи выражено в фольклоре через оппозицию «свое-чужое». «Своей» территорией была река, а «чужой» — была степь, о чём свидетельствуют традиционные названия берегов реки Дон по имени врагов — ногайская сторона и крымская сторона.
    Рядом с живописью в глубокой древности зародилась и архитектура, искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду жизни человека. В этих сооружениях можно увидеть стремление человека творить по законам природы, используя симметрию, линии, подсмотренные у природы. Люди стремились украсить свой быт, свою повседневную жизнь, сделать ее красивей, нарядней. Присмотритесь к вещам, которые окружают вас, и вы увидите, что в их создании принимал участие художник.
    Рассмотрите в доме обои, открытки, игрушки, посуду, платок мамы, коврик и вы убедитесь, что нет в доме предмета, к которому не прикасалась рука художника. Вот платок, его повязывают мамы, бабушки. Чем украшен он – красными розами, алыми маками – хороводом цветов, все это делает его нарядным, праздничным, улучшает настроение. А посуда: чашки, чайники, что изображено на них? Опять же цветы, листья, фрукты, наши любимые звери, птицы. Какая посуда вам нравиться больше, металлическая, без рисунка? Или та, что украшена рисунками природных обитателей или пейзажами. Красота природы волновала человека во все времена.
    Я считаю, что очень важно, чтобы мы научились любить и ценить природу. И жизнь станет для нас богаче и интереснее. Мы не будем равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу. Мне бы очень хотелось, чтобы мы научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы мы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес — это необыкновенное чудо природы.
    Понятие “родное” и “Родина” формируется в детстве. В душе с рождения остаются окружающий пейзаж, звери и птицы – персонажи детских сказок. Паустовский пишет: «Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц».
    Общение с природой рождает в душе, открытой познанию добра, высокие нравственные чувства. Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом.
    Давно замечено, что вставая рано утром, надо обязательно подойти к окну и поздороваться с восходящим солнцем, небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник нашего здоровья и хорошего настроения. Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, нам придется открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то, великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей». Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины, создавайте свои поделки.

    Природа вдохновляет людей

    Постепенно, изучая растительность и флору, мы с тобой познакомились с окружающим зеленым миром — миром растений.
    Мы узнали, как живут лесные сообщества: ельники и сосняки, более южные леса — дубравы. Как появились вторичные леса — осинники и березняки. Что шепчет листва весной и что дает лиственный опад осенью. Мы побродили по черноольховому лесу и познакомились с его влаголюбивыми растениями. Ходили мы по лугам около Москвы-реки и смотрели, какие растения живут в пойме.
    Мы чуть не увязли в болоте, но зато узнали про болотные кустарнички, их приспособления к открытым болотным пространствам. Узнали и про диковинные насекомоядные растения-животные. Наконец, мы с тобой побывали в степях, видели замечательные разнотравные луговые степи на мощных черноземах.
    На юге мы жарились на солнце в сухих ковыльных степях и познакомились с сухолюбивыми растениями-ксерофитами. Наконец, узнали законы охраны природы, запомнили виды, которые нужно особенно тщательно оберегать от сборщиков цветов.
    А самое главное — ты понял, для чего нужно беречь природу. Природа вдохновляет людей. Она воодушевляет поэтов, прозаиков, художников, музыкантов — людей творческих, одаренных, талантливых!
    Вспомним стихи Пушкина. Они пронизаны любовью к природе, к людям.
    Замечательно описывал природу М. Пришвин. У него оживает каждая травинка, трепещет каждый листочек на дереве. Как тонко подметил он изменения природы в различные времена года: «весна света», «весна воды», «весна трав и деревьев». А певец природы К. Паустовский! Поэтичны его рассказы. Как он описывает болотистый край — Мещеру! «Неужели мы должны любить свою землю за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния! Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что даже небогатые, они для нас прекрасны». Так пишет К. Паустовский в рассказе «Бескорыстие».

  4. МоЖеТ ДаЖе Не Я Ответить

    «…мало одной жизни, чтобы испытать до конца очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране»
    К.Г. Паустовский
    Задачи:
    1. Образовательные:
    закрепить представление учащихся о многогранных связях музыки, живописи и литературы;
    закрепить понятие «средства музыкальной выразительности»;
    продолжить накопление сведений о музыкантах и их произведениях.
    2. Развивательные:
    совершенствовать исполнительское мастерство;
    развивать творческое воображение учащихся;
    развивать умение анализировать и сравнивать музыкальные, художественные и литературные произведения.
    3. Воспитательные:
    воспитывать интерес к искусству;
    воспитание слушательской и исполнительской культуры;
    воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, живописи и литературе;
    любить и беречь природу, видеть в ней источник творчества.
    Цель: Увидеть, услышать и прочувствовать, как природа вдохновляет композиторов, поэтов, художников на создание произведений и попробовать создать музыкальные картины при помощи средств музыкальной выразительности.
    Оборудование: репродукции пейзажей русских художников и И.И.Левитана «Золотая осень», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», портрет П.И.Чайковского, таблицы, CD и DVD диски, компьютер.

    План урока:

    Тема нашего урока: «Природа – источник вдохновения».
    Для поэтов, писателей, композиторов и живописцев природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные и художественные произведения родились благодаря любви к ней.
    Цель: Увидеть, услышать и прочувствовать, как природа вдохновляет композиторов, поэтов, художников на создание произведений и попробовать создать музыкальные картины при помощи средств музыкальной выразительности.
    -Какие композиторы отражали красоту природы в своих произведениях?
    (П.И.Чайковский, М.И.Глинка, С.В.Рахманинов, Э.Григ, М.П.Мусоргский)
    Композиторы изображали природу по-разному: с помощью звукоподражания или, воспроизведя переживания, которые природа пробуждает в них или их героях.
    Так у композитора П.И.Чайковского есть музыкальное произведение «Времена года», которое представляет собой 12 частей – 12 месяцев. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.
    -Сейчас прозвучит одна из пьес этого цикла.
    – Определите, какого характера музыка?
    (Характер: грустная, печальная, тоскливая, задумчивая)
    – Эта музыка выражает чувства или изображает какие – либо звуки природы?
    (Чувства: печаль, грусть, тоска)
    – Какому времени года созвучна эта пьеса?
    (Осени)
    -Почему? (увядает природа, облетают листья с деревьев, дождь, слякоть, дни становятся короче)
    Эта пьеса так и называется «Осенняя песня».
    – Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать чувства печали, грусти?
    (Медленный темп, звучит тихо, мелодия протяжная, распевная, лад – минор, регистр – средний, ритм – ровный)
    ( Показ репродукций картины осени)
    П.И.Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мало сказать, что Петр Ильич страстно любил природу – он ее боготворил.
    Вот одно из высказываний композитора «Прогулка летом по России, по полям, по степям, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в таком изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, речка, степь, деревья вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляет убогий русский пейзаж».
    – А каких вы знаете писателей и поэтов, которые воспевали осень в своих произведениях?
    (А.С.Пушкин, И.Бунин, С.Есенин, Н.Некрасов, А.Н.Плещеев)
    – Послушайте фрагменты двух стихотворений: А.С.Пушкина и А.Н.Плещеева.
    (Стихи напечатаны)
    (выразительное чтение)
    А.С.Пушкин
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса.
    – Какими настроением проникнуто стихотворение?
    (настроение грустное, печальное)
    -Что помогает поэту передать эти чувства? Какие слова?
    (унылая, прощальная)
    -Как в литературе называют такие слова?
    (эпитеты)
    -Что необычного в построении предложения?
    -Какие слова на первом месте? (приятна, люблю)
    (Необычный порядок слов в предложении помогает автору передать своё отношение к унылой поре природы. Какое? Он её любит, несмотря ни на что. Поэтому в начале строк стоят эти слова, помогая поэту передать, а нам понять его чувства)
    -Что ещё помогает автору передать восхищение природой?
    (синтаксис, восклицательные знаки)
    (выразительное чтение)
    А.Н.Плещеев
    Скучная картина!
    Тучи без конца,
    Дождик так и льется,
    Лужи у крыльца;
    Чахлая рябина
    Мокнет под окном;
    Смотрит деревушка
    Сереньким пятном.
    -Какие чувства выражены в стихотворении? (грусть, печаль, тоска)
    -В какой строчке заключается основная мысль? (скучная картина)
    -Какие образы помогают передать поэту грусть, печаль? (тучи, дождик, лужи)
    -Какие эпитеты? (скучная, чахлая)
    -И всё же, что нам помогает понять, что А.Н. любит этот унылый пейзаж?
    (слова деревушка, серенький с уменьшительно-ласкательным суффиксом передают любовь, нежность к родным местам)
    – Созвучны ли эти стихи с «Осенней песней» П.И.Чайковского.
    (Оба стихотворения созвучно с музыкой П.И.Чайковского)
    Вывод: Вот видите ребята и для П.И.Чайковского, и для поэтов, и художников осень явилась источником вдохновения и способствовало созданию этих произведений.
    Все времена года разнообразны, но прекрасны по-своему и способны вдохновлять.
    – Что такое «Вдохновение»?
    Вдохновение – это творческий подъем, прилив творческих сил.
    Известный художник-пейзажист Игорь Эммануилович Грабарь сумел уловить необычное в хорошо знакомой нам берёзе.
    Прочитаем воспоминания художника:
    «…Настали чудесные солнечные февральские дни, утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
    Перед вами репродукции картин И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
    -Удалось ли художнику передать ту красоту, которая его однажды поразила?
    (да)
    -Какие краски увидел в природе и стремился передать на полотне художник?
    (лазоревое небо, жемчужные берёзы, коралловые ветки, сапфировые тени, сиреневый снег)
    лазоревый – лазурный, светло-синий.
    жемчужный – белый или желто-белый.
    коралловый – ярко-красный.
    сапфировый – синий или голубой, зеленовато-синий.
    Опишите настроение картины.
    («Февральская лазурь» – радостное, бодрое, яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег, сочетание желтого и голубого тона создаёт праздничное настроение)
    -Почему так названа? (На ней изображён прекрасный солнечный день, с ослепляющей голубизной неба, белоствольной красавицей берёзой и сиреневым снегом. Всё это и представляет единое целое, радостное и праздничное по настроению)
    «Февральская лазурь» – полотно отличающееся особой звучностью, мажорностью цветового решения.
    -Какие слова являются музыкальными?
    (звучность и мажорность)
    Ни одно время года так не волшебно, как зима.
    – Сейчас мы прочитаем два отрывка из стихотворений А.С.Пушкина.
     ЗИМНЕЕ УТРО.
    ЗИМНЯЯ ДОРОГА.
    Под голубыми небесами
    По дороге зимней, скучной
    Великолепными коврами,
    Тройка борзая бежит,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Колокольчик однозвучный
    Прозрачный лес один чернеет.
    Утомительно гремит.
    И ель сквозь иней зеленеет,
    Что-то слышится родное
    И речка подо льдом блестит.
    В долгих песнях ямщика:
    То разгулье удалое,
    То сердечная тоска…
    -Какое из них по настроению подходит к картине? Почему?
    – Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С.Пушкиным?
    (своим настроением: «Зимнее утро» – веселое, игривое, задорное, яркое, а
    «Зимняя дорога» – грусть, печаль, одиночество, тоска)
    – Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)? (Записываем на доске)
    Средства музыкальной Выразительности.
    «Зимнее утро»
    «Зимняя дорога»
    «На тройке»
    Мелодия
    Плавная
    Плавная
    Плавная
    Лад
    Мажор, минор
    Минор
    Минор
    Регистр
    Средний
    Средний
    Средний
    Ритм
    Ровный
    Ровный
    Ровный.
    Звуковедение.
    Связное
    Связное
    СвязноеОтрывистое
    Темп
    Умеренный
    Медленный
    Умеренный
    Динамика
    Умеренно
    Тихо
    Умеренно
    – В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С.Пушкина они бы соответствовали?
    («Тройка борзая бежит», «Колокольчик однозвучный утомительно гремит»)
    – Что такое тройка? (Тройка – это три лошади с бубенцами)
    Значение слова «борзая» (быстрая, резвая)
    -Сейчас прозвучит еще одна пьеса из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, которая так и называется «На тройке». (Видиозапись)
    -Какого характера музыка?
    (Напевная, радостная, игривая, протяжная, задорная. Мы не услышим здесь тоски и тревоги. Резко звучат бубенцы, кони весело мчатся мимо заснеженных холмов и сказочно одетых деревьев.
    С первых звуков перед глазами встают необъятные просторы полей, покрытых снегом.
    -Какие средства музыкальной выразительности использует композитор?
    (таблица)
    -Обратите внимание на таблицу, которая получилась. Что вы можете сказать?
    -Почему же природа служит источником вдохновения?
    Итог: Мир вокруг нас огромен и прекрасен, и когда, талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, красками, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку или смотрят картины сами становятся добрее, красивее и лучше.
    У писателя К.Г.Паустовского есть такие прекрасные слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране».
    -Обратите внимание на три слова: творчество, природа, вдохновение.
    -Какое вы можете поставить на первое место? (Природа – вдохновение – творчество).
    – Если природа – это источник вдохновения, то как отразится ее гибель на творчестве?
    (Нет природы, нет вдохновения, нет творчества).
    Мы говорили о природе средней полосе, которая поражала воображение поэтов, художников, композиторов. Сами же живём на Крайнем севере, за Полярным кругом.
    -Что вы можете сказать о северной природе? Какая она?
    (суровая, полярная, длинная ночь, сопки, карликовые деревья и т.д.)
    -Может ли наша природа быть источником вдохновения?
    Сегодня мы с вами разучим песню композитора Владимира Попова на слова Виктора Тимофеева «Рябиновый Мурманск».
    (Выразительное чтение стихотворения)
    -Какой образ ассоциируется у поэта Виктора Тимофеева с Мурманском? (образ рябины)
    -Чем является слово рябиновый? (эпитетом)
    Имя Владимира Попова хорошо известно жителям Заполярья. Им написано много песен для детей и взрослых, наполненных лиризмом, душевностью, мягкостью и добротой. Все они связаны с северной темой, написаны с большой любовью к родному краю.
    -Что вдохновило композитора написать песню? (Красота родного края, очарование северной осени)
    Исполнение 1 куплета.
    Разучивание песни.
    Исполнение песни под фонограмму (видеозапись).
    Презентация.

  5. Вампирша Ответить

    Какие примеры дружбы  человеком с животными  вам  запомнились?
    Мне запомнились примеры дружбы человека с собакой, потому что они  относились друг к другу  с любовью, нежностью и заботой,  приходили на помощь в трудную минуту.
    В каких случаях можно говорить о дружбе между человеком и животными?
    На мой взгляд, о дружбе между человеком и животными  можно говорить в тех случаях , когда люди и звери относятся  друг к другу  с любовью, нежностью и заботой, приходят  на помощь в трудную минуту.
    Какие примеры дружбы между животными Вам известны?
    Мне известны такие примеры дружбы между    животными, в которых  звери заботятся друг о друге, делают всё, чтобы близкому существу было хорошо, (много времени проводят вместе).
    1. Константин Янковский «В пути далёком».
    2. Гавриил Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо».
    3.Примеры из собственного жизненного опыта.
    4.Фильм «Хатико: самый верный пёс» (Режиссёр Лассе Халльстрём)
    Дружба амурского тигра и козла Тимура.
    5.Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
    __________________________________
    Природа –
    __________________________________
    __________________________________
    _________________________________
    Чем интересен мир природы?
    На мой взгляд, мир природы интересен своей красотой, разнообразием форм и загадочностью.
    Чем интересен мир живой природы?
    На мой взгляд, мир живой природы интересен повадками животных (поведением насекомых) (их умением приспосабливаться к окружающей среде), красотой и разнообразием растений.
    К.Паустовский  «Заячьи лапы».
    Л.Толстой «Детство».
    Наблюдения за природой: наблюдения за муравьями, за птицами, за растениями, водопадами  и т.д.
    Как нужно относиться к живой природе?
    На мой взгляд, к живой природе нужно относиться бережно, с любовью и заботой, потому что мы сами являемся частью этого большого и прекрасного мира.
    Как характеризует человека забота о живой природе?
    На мой взгляд,  забота о живой природе (растениях и животных) характеризует человека как добрую и ответственную личность.
    1.Константин Янковский «В пути далёком».
    2.Константин Паустовский «Заячьи лапы».
    Примеры из собственного жизненного опыта
    о помощи воробьям, ежам, кошкам, собакам.
    Чему можно научиться у природы?
    На мой взгляд, у природы можно научиться способности восстанавливаться после серьёзных жизненных испытаний.
    Чему можно научиться у живой природы?
    На мой взгляд, у живой природы можно научиться любви, доброте, выносливости, стойкости, умению приспосабливаться к разным жизненным условиям.
    Е.Носов «Белый гусь».
    А.Платонов «Неизвестный цветок».
    Примеры того, как птицы защищают свои гнёзда, отводят от них людей. Много таких историй рассказывают о куропатках.
    Почему, с Вашей точки зрения, природа вдохновляет писателей и художников на творчество?
    На мой взгляд, природа вдохновляет писателей и художников на творчество, потому что обладает необыкновенной красотой, спокойствием и неподвластной человеку силой.
    Полотна Ивана Константиновича Айвазовского (например, картина «Девятый вал»).
    Аргументы
    1
    Как нужно относиться к живой природе?
    На мой взгляд, к живой природе нужно относиться бережно, с любовью и заботой, потому что мы сами являемся частью этого большого и прекрасного мира.
    Почему к живой природе нужно относиться с заботой?
    На мой взгляд, к живой природе нужно относиться бережно, с любовью и заботой, потому что мы сами являемся частью этого большого и прекрасного мира.
    Как характеризует человека забота о живой природе?
    На мой взгляд,  забота о живой природе (растениях и животных) характеризует человека как добрую и ответственную личность.
    Почему нельзя обижать живую природу?
    На мой взгляд, нельзя обижать живую природу, потому что мы сами являемся частью этого большого и прекрасного мира. Ведь если мы будем плохо относиться к животным, птицам и растениям, то сами пострадаем от этого.
    К.Паустовский «Заячьи лапы»
    В рассказе  К. Паустовского  «Заячьи лапы» повествуется о том, как Ларион Малявин помог зайцу, пострадавшему от лесного пожара. Герой добился приёма у лучшего детского врача и тем самым спас зверька. Думаю, такая забота о животном характеризует героя как доброго и ответственного человека.
    В рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы» повествуется о том, как заяц вывел охотника Лариона Малявина из лесного пожара. После огненного плена у животного были обожжены живот и лапы. Ларион Малявин добился приёма у лучшего детского врача и тем самым спас своего «героя». А ведь это был тот самый заяц, которого охотник незадолго до этого чуть не убил! Данный пример, на мой взгляд, показывает, что природу нужно любить и беречь, тогда и мы, люди, будет живы и здоровы.
    К.Д. Янковский «В пути далёком»
    В рассказе К.Д. Янковского «В пути далёком» повествуется о том, как герой помог  больной ондатре. Рассказчик каждый день брал зверька на руки, обрабатывал ранку и ласково разговаривал со своей «красавицей». (Человек и животное подружились. И не удивительно, что после выпуска зверьков ондатра приплыла к герою и сама вскарабкалась к нему на колени- она тоже скучала.). Я думаю, забота о животном характеризует героя как очень доброго, внимательного, неравнодушного к чужой боли человека. (Я думаю, данный пример показывает, что к живой природе нужно относиться с любовью и заботой и тогда она ответит нам тем же).
    В.П. Астафьев «Белогрудка»
    В рассказе В.П. Астафьева повествуется о том, как деревенские мальчишки обидели белогрудую куницу: они забрали её котят и отнесли домой. Автор показывает, как Белогрудка металась в поисках своих детей, и было очень больно читать эти строки. В результате детёныши животного погибли, а куница начала мстить. Думаю, данный пример показывает, что нельзя обижать живую природу, иначе нам, людям, самим будет плохо.
    2
    Какие примеры дружбы  человеком с животными  вам  запомнились?
    Мне запомнились примеры дружбы человека с собакой, потому что они  относились друг к другу  с любовью, нежностью и заботой,  приходили на помощь в трудную минуту.
    В каких случаях можно говорить о дружбе между человеком и животными?
    На мой взгляд, о дружбе между человеком и животными  можно говорить в тех случаях, когда люди и звери относятся  друг к другу  с любовью, нежностью и заботой, приходят  на помощь в трудную минуту.
    Какие примеры дружбы между животными Вам известны?
    Мне известны такие примеры дружбы между    животными, в которых  звери относятся  друг к другу  с  нежностью и заботой, приходят  на помощь в трудную минуту.
    К.Д. Янковский «В пути далёком»
    В рассказе К.Д. Янковского «В пути далёком» повествуется о том, как герой помог  больной ондатре. Рассказчик каждый день брал зверька на руки, обрабатывал ранку и ласково разговаривал со своей «красавицей». За время пути человек и животное привязались друг к другу, подружились. И не удивительно, что после выпуска зверьков ондатра приплыла к герою и сама вскарабкалась к нему на колени – она тоже скучала. Думаю, такой удивительный пример дружбы человека с дикой природой не может не запомниться.
    Гавриил Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо».
    В повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» рассказывается о том, как дружили человек и собака. Иван Иванович и Бим с удовольствием вместе проводили время на охоте, занимались домашними делам. Особенно мне запомнился эпизод: когда герой почувствовал плохо, пёс лёг рядом с кроватью и не отходил от своего друга, лизал его руки и тосковал, предчувствуя беду. Они были друг для друга целым миром.  Думаю, такой пример дружбы человека и животного не может не запомниться.
    Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
    В рассказе Л.Н. Толстого «Лев и собачка» повествуется о том, как ко льву в клетку бросили маленькую собачку. Но царь зверей не съел её – зверёк ему понравился. Лев делился с собачкой пищей, спал вместе с ней, а иногда играл.  Через год любимица хищника умерла – от горя он метался по клетке. Через несколько дней и его не стало. Когда любимица заболела и умерла, хищник не смог этого пережить.
    3
    Чем интересен мир природы?
    На мой взгляд, мир природы интересен своей красотой, разнообразием форм и загадочностью.
    Чем интересен мир живой природы?
    На мой взгляд, мир живой природы интересен повадками животных (их умением приспосабливаться к окружающей среде), красотой и разнообразием растений.
    Чему можно научиться у природы?
    На мой взгляд, у природы можно научиться способности восстанавливаться после серьёзных жизненных испытаний.
    Чему можно научиться у живой природы?
    На мой взгляд, у живой природы можно научиться любви, доброте, выносливости, стойкости, умению приспосабливаться к разным жизненным условиям.
    Чем интересен мир природы?
    На мой взгляд, мир природы интересен своей красотой, разнообразием форм и загадочностью.
    К.Паустовский «Заячьи лапы»
    В рассказе Константина Паустовского повествуется об удивительной способности животных находить путь из лесного пожара. В произведении автор показывает, как заяц выбирается из огневого плена  и выводит из него охотника Лариона Малявина. Как старый лесной житель, герой знает, что звери гораздо лучше человека чувствуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда разбушевавшееся пламя окружает. Очевидно, что звери, наряду с разнообразием повадок, обладают способностью к выживанию, особым чутьём.
    Е.Носов «Белый гусь»
    В рассказе Евгения Носова «Белый гусь» повествуется о том, как гусь во время града закрыл своим телом птенцов и тем самым спас их от смерти.  Сам же гусь не выдержал ударов града… Я думаю, данный пример показывает, что в живой природе есть случаи настоящего героизма, а мы можем научиться у зверей и птиц стойкости и выносливости.
    А.П. Платонов «Неизвестный цветок».
    В рассказе А.П. «Неизвестный цветок» повествуется о том, как цветок вырос и выжил на каменистой почве. Он трудился каждый день, по капле собирая росу, по частичке – землю, приносимую ветром. При этом растение было прекрасно и благоухало. Я думаю, у этого неизвестного цветка людям можно научиться трудолюбию, выносливости, любви к жизни.
    4
    Как природа влияет на человека?
    На мой взгляд, природа  делает человека лучше, добрее.
    Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями»
    В рассказе Ю.Яковлева «Разбуженный соловьями» повествуется о том, как мальчик в пионерском лагере хулиганил, нарушал дисциплину. Но однажды ночью он услышал пение соловья, и в его душе что-то перевернулось. Под воздействием прекрасных звуков перестал хулиганить и стал заниматься творчеством. Я думаю, данный пример показывает, что природа делает нас лучше.
    5
    Почему, с Вашей точки зрения природа вдохновляет писателей и художников на творчество?
    С моей точки зрения,  природа вдохновляет писателей и художников на творчество, потому что обладает необыкновенной красотой, спокойствием и неподвластной человеку силой. Постараюсь подтвердить свои слова, опираясь на читательский и жизненный опыт.
    Очерк С.С. Гейченко «Чувства добрые».
    Полотна И.К. Айвазовского.
    в очерке С.С. Гейченко «Чувства добрые» повествуется о том, что особое влияние на творчество поэта оказало село Михайловское: его растения и птицы. Возможно, автор прав, ведь именно в период ссылки 1824-1826 годов Александр Сергеевич Пушкин написал многие свои известные произведения. Вот строки одного из них:
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение называется «19 октября» и посвящено оно лицейскому братству. Думаю, природа переплеталась в душе поэта с внутренними переживаниями и помогала выразить чувства, вдохновляла на творчество.
    Известно, что этого талантливого художника часто именно водная стихия вдохновляла  на творчество. Особенно мне нравится  картина «Девятый вал», на которой мы видим  выживших после бури людей и озарённые предрассветным солнцем небо и воды. Однако очевидно, что это затишье обманчиво… Глядя на произведения И.К. Айвазовского, понимаешь, что море  вдохновляло художника  на творчество, потому что обладало неподвластной человеку силой, удивительной палитрой красок, необыкновенной прелестью.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *