Почему свидригайлова и лужина называют двойниками раскольникова?

10 ответов на вопрос “Почему свидригайлова и лужина называют двойниками раскольникова?”

  1. ЙА_ЙО}|{ИГ Ответить

    В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова — это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.
    Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это «отлично сохранившийся человек» лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то «ужасно неприятным». Взгляд ярко-голубых глаз Свидригайлова «как-то слишком тяжел и неподвижен». В романе он самая загадочная фигура: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова). Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет. Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны. Покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он — зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни.
    Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности. В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина — прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапартизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.
    Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.

  2. Rainbourne Ответить

    В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова — это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам…
    Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это «отлично сохранившийся человек» лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то «ужасно неприятным». Взгляд ярко-голубых глаз Свидригайлова «как-то слишком тяжел и неподвижен». В романе он самая загадочная фигура: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова). Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет. Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны. Покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он — зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни…
    Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности. В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина — прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапартизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде…
    Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории…
    источник… http://school-essay.ru/luzhin-i-svidrigajlov-kak-dvojniki-raskolnikova-v-romane-fedora-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

  3. МоЖеТ ДаЖе Не Я Ответить

    Фокус в романе сосредоточен на мысли Раскольникова о его властной индивидуальности, которая готова наплевать на духовные ценности социума ради исполнения важнейшей задачи. Эта теория зеркально отображается в других действующих лицах, применяется на практике, пробует себя в них.
    В произведение четко прослеживается концепция присутствия духовных двойников Раскольникова. Эта система позволяет создателю романа в полной мере раскрыть точку зрения центрального персонажа, его мировоззрение. В качестве духовных двойников представлены малозначащие герои, но каждый из них олицетворил доктрину «права имеющих» на примере своей судьбы.
    Пожалуй, самым бесспорным и выделяющимся двойником Раскольникова выступает Аркадий Иванович Свидригайлов, таинственный и парадоксальный персонаж. Свидригайлов – веская личность, пошляк и картежник, с наплевательским отношением к моральным и духовным традициям. Он абсолютно не растрачивает свои силы и время на мысли о злодействе. Уверенность в своей правоте, вот что заставляет его действовать, а не размышлять. Видоизмененная концепция Раскольникова, воплощенная в жизнь – есть сам Свидригайлов. Самым весомым аргументом, отличающим его от Родиона, выступает полное отсутствие угрызений совести и душевных мук от раскаяния. Тем не менее, ближе к развязке романа, в нем воскресают сострадание и жалость. Осознав, насколько никчемную и бессмысленную жизнь он проживает, Свидригайлов совершает самоубийство.
    Очередной психологической копией Родиона Раскольникова, духовная общность с которым отчетливо прослеживается, можно рассматривать надворного советника – негодяя Лужина, пожалуй, самого ненавистного героя Федора Михайловича. Алчным, себялюбивым, тщеславным человеком выступает в произведении второй двойник Родиона. На людей сословием ниже, он смотрит свысока, с презрением и брезгливостью.  Их похожесть – это абсолютно одинаковые методы претворения своей цели в жизнь. Да, намерения у них не совпадают. Раскольников пытался докричаться до всего мира, обратить на себя внимание, как на человека влиятельного и величественного. Ну а пределом мечтаний Петра Петровича Лужина была возможность эксплуатировать достоинства таких людей в своих интересах. Эгоизм и любовь к самому себе целиком и полностью охватили его.
    Неслучайно в романе фигурируют герои, настолько схожие с Раскольниковым.
    Таким образом, посредством духовных близнецов, его теория проявляет себя полностью бездоказательной и малосостоятельной. Вседозволенность невозможна в принципе, не применима ни к одному человеку. Во всяком случае не приводит она к позитивным последствиям. Осознав это, Раскольников раскрывает портрет своей личности полностью, ведь его становление происходило на протяжении всего произведения.
    10 класс

  4. Адвокат Канала Ответить

    Лужин
    и Свидригайлов

    Лужин
    и Свидригайлов в романе Ф. М. Достоевского
    “Преступление и наказание” Роман
    “Преступление и наказание” был
    задуман Достоевским еще на каторге.
    Тогда он назывался “Пьяненькие”,
    но постепенно замысел романа
    трансформировался в “психологический
    отчет одного преступления”. Достоевский
    в своем романе изображает столкновение
    теории с логикой жизни. По мнению
    писателя, живой жизненный процесс, то
    есть логика жизни, всегда опровергает,
    делает несостоятельной любую теорию –
    и самую передовую, революционную, и
    самую преступную. Значит, делать жизнь
    по теории нельзя. И потому главная
    философская мысль романа раскрывается
    не в системе логических доказательств
    и опровержений, а как столкновение
    человека, одержимого крайне преступной
    теорией, с жизненными процессами,
    опровергающими эту теорию.
    Раскольников
    окружен в романе персонажами, которые
    являются как бы его “двойниками”:
    в них снижается, пародируется или
    оттеняется какая-либо сторона личности
    главного героя. Благодаря этому, роман
    оказывается не столько судом над
    преступлением, сколько (и это главное)
    судом над личностью, характером,
    психологией человека, в которых отразились
    черты русской действительности 60-х
    годов прошлого века: поиски правды,
    истины, героические стремления, “шатания”,
    “заблуждения”.
    Родион
    Раскольников связан с многими людьми
    в произведении. Одни из них –Лужин и
    Свидригайлов, которые являются
    “двойниками” главного героя, потому
    что они создали теории схожие теорией
    о “избранных” и “тварей дрожащих”.
    “Мы одного поля ягоды”, – говорит
    Свидригайлов Родиону, подчёркивая их
    сходство. В плену ложной теории находится
    Свидригайлов–один из наиболее сложных
    образов Достоевского. Он, как и
    Раскольников, отверг общественную
    мораль и растратил свою жизнь на
    развлечения. Свидригайлов, виновный в
    смерти нескольких людей, заставил свою
    совесть надолго замолчать, и только
    встреча с Дуней разбудила в его душе
    какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие
    от Раскольникова, пришло к нему слишком
    поздно. Он даже помог Соне, своей невесте,
    детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить
    угрызения совести. Но не хватает ни
    времени, ни сил, чтобы справиться с собой
    и он пускает себе пулю в лоб.
    Свидригайлов
    — человек без совести и чести —как бы
    предостережение Раскольникову, если
    он не послушается голоса собственной
    совести и захочет жить, имея на душе
    преступление, не искупленное страданием.
    Свидригайлов—самый мучительный для
    Раскольникова “двойник”, потому
    что в нем раскрываются глубины
    нравственного падения человека, из-за
    душевной опустошенности пошедшего по
    пути преступлений. Свидригайлов—это
    своеобразный “черный человек”,
    который все время тревожит Раскольникова,
    который убеждает его, что они “одного
    поля ягоды”, и с которым поэтому
    особенно отчаянно борется герой.
    Свидригайлов
    –зажиточный помещик, ведет праздный
    образ жизни. Свидригайлов человека и
    гражданина в себе уничтожил. Отсюда у
    него цинизм, с которым он формулирует
    суть раскольниковской идеи, освободив
    себя от смятения Родиона, оставшись
    пребывать в безграничном сладострастии.
    Но, наткнувшись на препятствие, кончает
    жизнь самоубийством. Смерть для
    него–освобождение от всех преград, от
    “вопросов человека и гражданина”.
    Это и есть результат идеи, в котором
    хотел убедиться Раскольников.
    Другим
    “двойником” Родиона Раскольникова
    является Лужин. Он –герой, преуспевающий
    и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает
    отвращение и ненависть Раскольникова,
    хотя он признает нечто общее в их
    жизненном принципе спокойного переступания
    через преграды, и это обстоятельство
    еще больше терзает совестливого
    Раскольникова.
    Лужин
    – деловой человек со своими “экономическими
    теориями”. В этой теории он оправдывает
    эксплуатацию человека, и она построена
    на выгоде и расчете, она отличается от
    теории Раскольникова бескорыстием
    помыслов. И хотя теории и одного и другого
    приводят к мысли, что можно “проливать
    кровь по совести”, мотивы Раскольникова
    благородны, выстраданы сердцем, им
    движет не просто расчет, а заблуждение,
    “помрачение ума”.
    Лужин
    – прямолинейно-примитивный человек. Он
    – сниженный, почти комический двойник,
    по сравнению с Свидригайловым. В прошлом
    веке умы многих людей были подвластны
    теории “наполеонизма” – возможность
    сильной личности повелевать над судьбами
    других людей. Пленником этой идеи и стал
    герой романа Родион Раскольников. Автор
    произведения, желая изобразить
    безнравственную идею главного героя,
    показывает её утопический результат
    на образах “двойниках” Свидригайлова
    и Лужина. Установление социальной
    справедливости насильственным путём
    Раскольников объясняет как “кровь
    по совести”. Писатель дальше развил
    эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали
    идею отказа от “принципов” и
    “идеалов” до конца. Один потерял
    ориентиры между добром и злом, другой
    проповедует личную выгоду – всё это
    логическое завершение мыслей Раскольникова.
    Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина
    Родион отвечает: “Доведите до
    последствий, что вы давеча проповедовали,
    и выйдет, что людей можно резать”.
    В
    своем произведении “Преступление и
    наказание”, Достоевский убеждает нас
    в том, что не всегда борьба добра и зла
    в душе человека оканчивается победой
    добродетели. Через страдания люди идут
    к преображению и очищению, это мы видим
    на образах Лужина и особенно Свидригайлова.

  5. Whitebourne Ответить

    Достоевский при написании романа ввел двойников Раскольникова, чтобы развенчать его антигуманную теорию. Родион встречает Лужина, и узнает его теорию о “целом кафтане”, которая является, по сути, аналогом теории о “тварях дрожащих и право имеющих” Раскольникова. Лужин переступает все преграды на своем пути и пренебрежительно относится к интересам другого человека в угоду своего. Он считает, что люди должны стремиться к достижению только своих целей и жить только для себя. В убеждениях Лужина Раскольников признает свою теорию, которая лишь немного опошлена и изменена, без Наполенов и “вошей”, но с тем же смыслом. После встречи с Лужином, у главного героя пошатнулась уверенность в собственной правоте, его начинают терзать сомнения. Раскольников обманывает себя, считая что теория Лужина не похожа на его точку зрения, но позже, он признает свои ошибки. С помощью психологического двойника автор романа подводит героя к переосмыслению прежних взглядов. Через весь роман тянется мысль Достоевского, что преступление против человека в угоду многих недопустимо, даже такие ничтожные люди, как Алена Ивановна, имеют право на жизнь, а человек не может ставить себя на место Бога.

  6. Tojataxe Ответить

    1. Основная идея романа, его замысел.
    2. Двойники главного героя.
    3. Свидригайлов и Раскольников.
    4. Лужин и Раскольников.
    5. Значение двойников в романе.
    Замысел романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» относится ко времени его пребывания на каторге. Первоначальное название было «Пьяненькие», но в ходе работы над ним и само название, и содержание подверглись существенным изменениям, чтобы воплотиться затем в роман «Преступление и наказание».
    Основным мотивом и смыслом произведения в конечном итоге стало столкновение теории с логикой реальной жизни. По мнению автора, изложенному в тексте любая, даже самая передовая и разумная на первый взгляд теория не в состоянии бороться с живой и неконтролируемой логикой жизни. Следовательно, бессмысленно строить жизнь по какой-либо теории. И потому основная философская мысль в романе кроется не в череде логических построений, а в столкновении одержимого идеей человека с жизнью, развенчивающей эту идею.
    Для более ясной картины столкновения, для того, чтобы читатель глубже понял и узнал мысли и чувства главного героя, автор окружает Раскольникова так называемыми двойниками, оказывающимися при ближайшем рассмотрении антиподами. В таких людях одна из основных сторон героя пародируется, снижается или, напротив, превозносится над прочими характеристиками. Роман оказывается не только своеобразным судилищем над преступлением, совершенным Раскольниковым, но и судом над типичной личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов XIX века. Это поиски правды, истины, героические стремления, шатания, заблуждения. В произведении Родион Раскольников оказывается связанным со многими персонажами, но главными двойниками в его окружении являются два героя — Лужин и Свидригайлов. Они создали, каждый сам для себя, подобные теории об «избранных» и «тварях дрожащих», поэтому сравниваются в романе не столько сами личности, сколько созданные ими идеи.
    Любимая фраза Свидригайлова — «Мы одного поля ягоды» — как бы подчеркивает его кажущееся сходство с главным героем. Он также одержим безумной теорией, являясь при этом одним из наиболее сложных образов, созданных Достоевским. Он сознательно отвергает общепринятую мораль, растрачивая свою жизнь на глупые развлечения. Свидригайлов, также как и Раскольников, виновен в нескольких человеческих смертях, однако ему удается надолго, заставить замолчать свою совесть, и только встреча с Дуней пробуждает в нем что-то человеческое. Но раскаяние, несмотря на помощь Соне и ее семье, приходит к нему слишком поздно. Ему не хватает ни сил, ни времени вести дальнейшую борьбу с самим собой, потому единственным для него выходом оказывается пуля, выпущенная в лоб.
    Свидригайлов — человек с отсутствием совести — не столько двойник, сколько живое предостережение для Раскольникова о его дальнейшей возможной судьбе. То же было бы с героем, если бы у него отсутствовали голос совести и малейший здравый смысл, если бы герой не нашел в себе силы признаться и раскаяться в совершенном им преступлении. Свидригайлов — мучительный двойник, так как через его характер раскрывается та бездна, в которую человек способен сам себя скинуть.
    Свидригайлов схож с «черным человеком» С. А. Есенина, также как этот таинственный герой, он является для того, чтобы снова и снова вызывать в главном герое волны приливы боли, неуверенности и отчаяния. Это человек, смогший уничтожить сам в себе гражданина и личность, отсюда и цинизм, которым он выражает псевдотеорию Рас-кольникова. Но в отличие от него натолкнувшись на неприятности, он не в состоянии с ними справиться и выбирает наиболее приемлемый для себя вариант — кончает жизнь самоубийством. Смерть для этого героя — освобождение от «вопросов человека и гражданина», это результат идеи, от которой пострадал сам преступник. Другим, немаловажным для понимания самого героя двойником является Лужин. Он представляет собой преуспевающего и ничем себя не ограничивающего человека. Он в отличие от Свидригайлова вызывает отвращение и ненависть со стороны Родиона Раскольникова, так как является скорей не двойником, а пародией, насмешкой над Раскольниковым. Несмотря на это, он оказывается в состоянии признать общие, объединяющие их черты, отчего близость с Лужиным становится для него еще более мучительным. Лужин — человек деловой, наделенный собственными взглядами на жизнь и своими экономическими теориями. В большинстве подобных умозаключений он оправдывает эксплуатацию человека человеком. Преобладает в этой теории корысть и честолюбивые помыслы в отличие от бескорыстной по сути своей теории главного героя. И хотя обе теории допускают «пролитие крови по совести», теория Раскольникова не представляет собой результат помутившегося ума, она выстрадана сердцем и душой героя.
    Основные черты характера Лужина могут быть объяснены прямолинейностью и примитивностью самой его натуры. Он двойник практически комический, гротескный, по сравнению с тем же Свидригайловым.
    Теория наполеонизма в прошлом веке имела большое значение. Пленником этой теории становится и Раскольников. Желая развенчать ее, показать безнравственную суть идеи, автор переносит ее на двойников, демонстрируя тем самым наглядные результаты ее действия в реальной жизни. Свидригайлов и Лужин в романе исчерпали идею отказа от принципов и идеалов до конца. Один потерял личностные ориентиры, другой ищет во всем исключительно личную выгоду — а это и есть логичное завершение измышлений Родиона. Не случайно он прерывает себялюбивые изречения Лужина следующей фразой: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».
    Достоевский убеждает читателя в том, что не всегда в противостоянии добра и зла в человеке победу одерживает добро. Но сам человек в силах изменить подобную ситуацию, если только сможет отречься от заведомо ложных теорий и постарается изменить самого себя.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *