Почему теория раскольникова изложена в романе после преступления?

11 ответов на вопрос “Почему теория раскольникова изложена в романе после преступления?”

  1. Stalin3322 Ответить

    Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).
    Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния.
    Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» – это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.
    В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь». Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая», как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей. Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества. Пустынная земля—вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь побеждает эту теорию.
    Таким образом, Достоевский в своем романе проводит мысль, что преступление недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.

  2. v-leks Ответить

    “Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.”
    “…первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.”
    Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.”

  3. vitali_54 Ответить

    Родион Раскольников – главный герой романа. Это – чрезвычайно умный, одаренный студент, который не имеет ни гроша и живет в ужасных условиях. Он не может продолжать учебу и найти работу. Полная нищета, которая его окружает и отсутствие какой-либо надежды вырваться из нее, доводят юношу до крайности.

    Рис. 1. Родион Раскольников на лестнице. И.С. Глазунов Неустойчивый политический строй и последствия реформ, которые лишили народ традиционных взглядов и моральных принципов, оказывают на него большое влияние. Он каждый день видит, как нарушаются принятые ранее моральные нормы, как люди совершают поступки, выходящие за рамки приличий. В его неокрепшем, но развитом аналитическом разуме рождается страшная по своей сути теория, которая укореняется в его голове и в результате толкает на убийство.

    Суть теории

    Раскольников делит всех людей на два типа:
    “Сверх-человеки” – это волевые незаурядные личности, которые творят историю (к таким он относит Наполеона).
    “Твари дрожащие” – это все остальные люди, влачащие заурядное существование.
    Важно! Сильные люди, по его мнению, имеют право совершить любое преступление, если оно будет оправдано для свершения великой цели.
    В ходе своих размышлений Раскольников пытается определить, к какой категории отнести себя. Он решает, что доказать свое превосходство можно, совершив преступление, не испытывая при этом угрызений совести. Он считает, что уничтожение эксплуататоров общества может быть достойной целью. К этому типу Раскольников причисляет и старуху-процентщицу – Алену Ивановну, которая наживается на страданиях бедных людей. Он хочет забрать ее деньги и помочь нуждающимся.

    Рис. 2. Родион Раскольников в своей каморке. И.С. Глазунов
    Важно! Эта теория пересекается с идеологическими настроениями революционной демократии, которые царили в то время, и дополнена оригинальной философией индивидуализма, которая допускает нарушение моральных принципов и “кровь по совести”.
    Раскольников считает, что развитие человечества невозможно без насилия и жертв, которые осуществляют великие люди. Высокое самомнение толкает его на реализацию плана, который сможет доказать ему, что он не “тварь дрожащая”.

    Реализация и развенчание

    Развив свою теорию, студент решается на ее подтверждение. С самого начала весь его точно разработанный план нарушается. Он убивает не только процентщицу, которая представляет собой зло, но и ее сестру Лизавету, так как она оказалась случайным свидетелем. Это не соответствует его идеологии и становится первой из проблем. После совершенного злодейства читатель подробно наблюдает, как развивается страх, паранойя героя. Он даже падает в обморок в полицейском участке, а после – серьезно заболевает.

    Рис. 3. Родион Раскольников. И. С. Глазунов Страх разоблачения полностью поглощает Раскольникова – он отгораживается от всего мира, погружается в опасное и губительное одиночество. Даже после того, как в убийстве обвинили другого персонажа, Раскольников боится показаться и пустить в ход полученные деньги, чтобы помочь обездоленным. Однако его страдания вызваны не только страхом. Родион по своей натуре был человеком добрым и чувствительным. Всему его существу было невыносимо насилие и, переступив через себя, он нарушил душевное равновесие, обрести которое смог очень нескоро. Он говорит “Я не старуху убил, я себя убил!”, понимая губительность своих действий для души. Он ставит себя на одну ступень с законченными мерзавцами вроде Лужина и Свидригайлова.
    Важно! Раскольников понимает, что убив, он переступил нравственную и религиозную черту, которая отрезала его от хороших людей и перенесла в разряд злодеев. Он не отказывается от своей теории, но разочаровывается в себе.
    Несмотря на свою замкнутость и скрытность, Раскольников все же нуждается в общении. Достигнув полного отчаяния, он рассказывает о содеянном Соне Мармеладовой (малознакомой и глупой проститутке). В ней он видит более сильную личность, ведь, несмотря на ее род занятий, который лишил ее нравственности, и нищету, она смогла сохранить любовь к людям, готовность к самопожертвованию. Соня опровергает его теорию, так как не относится ни к первой, ни ко второй категории. Она сама распорядилась своей жизнью и даже в ужасных условиях смогла сохранить чистоту души.

    Рис. 4. Двор Раскольникова. И.С. Глазунов Под влиянием Мармеладовой он признается в преступлении и отправляется на каторгу. Даже здесь он не сразу понимает, что его теория ошибочна. Осознание этого приходит к нему только в последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя благополучия человечества, и итогом этого становится пустынная земля. Только после этого сна Родион постепенно возвращается к христианским ценностям, осознавая, что все люди равны, и жизнь – величайший дар, который нужно беречь. Опровергая теорию Раскольникова, Достоевский подводит читателя к мысли, что единственный способ изменить человечество – это христианская любовь и самопожертвование. Предлагаем вам также посмотреть видео с анализом теории Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” и экранизированными важными моментами произведения.
    Статьи по теме:

  4. olec73 Ответить

    Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс. Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов. Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».

    Проверка теории жизнью

    Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.

  5. sasa0512 Ответить

    Роман «Преступление и Наказание» был написан и опубликован Ф.
    Достоевским в 1866 году, то есть, вскоре после отмены крепостного права
    и начала смены общественно-экономического строя. Подобная ломка
    социальных и экономических устоев влечет за собой непременное
    экономическое расслоение, то есть обогащение одних за счет обнищания
    других, падение нравственности, потерю идеалов и веры. И как следствие,
    преступность.
    Представитель мещанского сословия Родион Романович Раскольников, в
    недавнем прошлом студент петербургского университета оказался на
    грани нищеты и социального падения. Ему нечем платить за проживание,
    гардероб изношен настолько, что в нем и на улицу стыдно выйти приличному
    человеку. Часто приходится голодать.

    Причины преступления Раскольникова

    В один прекрасный день он появляется в квартире старухи-процентщицы
    Алены Ивановны с вещами, которые были ему дороги, как память о близких
    и дорогих ему людях. При виде этой маленькой старушенции с жидкими
    волосенками, заплетенными в крысиную косичку, в его воспаленном от
    голода и постоянной нужды мозгу рождается мысль о том, что жизнь этой
    старушонки ничтожна, она никому не нужна, и что ей все равно осталось
    не так долго жить. Мысль только успела зародиться, как совершенно
    случайно в одном трактире он подслушал разговор студента и офицера о
    том, что если убить старуху, то скольких людей можно было бы
    осчастливить ее деньгами, которые, кстати говоря были завещаны
    монастырю. «Она злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить
    заклад, и пропала вещь. Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а
    процентов по пяти и даже по семи берет в месяц». Таким образом, можно
    сделать вывод о том, что старуха процентщица сама породила в сознании
    Раскольникова ( да и некоторых других людей, знавших ее), эту самую
    мысль об ее убийстве. Может быть, она, в силу своего ограниченного ума и
    не выстраивала никаких теорий, но она использовала тяжелое
    материальное положение людей, обирала их, наживалась. И ради чего? Чтобы
    деньги отдать в монастырь на помин собственной души. «Если дашь деньги
    взаймы бедному.., то не притесняй его и не налагай на него роста»
    (Исх.22,25). А Алена Ивановна брала грех на душу, «разрешила своей
    совести» переступить через Священное Писание. Значит, неосознанно она
    поставила себя выше других.

    Теория Раскольникова

    Вызревавшая неделями идея о свершении преступления в сознании
    Раскольникова переросла в некую теорию, согласно которой
    «необыкновенный человек имеет право… то есть не официальное право, а
    сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные
    препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи
    (иногда спасительной, может быть, и для всего человечества) того
    потребует…». Впрочем, статья, где он намеками излагает свою теорию,
    была написана намного раньше, а познакомившись с процентщицей, он решил
    именно на ней проверить, сможет или нет он перешагнуть через себя и
    нравственные устои. «Тварь ли я дрожащая, или право имею?» Этому в
    значительной мере способствовало крайнее материальное положение и письмо
    матери. Правда, в какой-то момент, он словно трезвеет, обращается к
    Богу «Господи! — молил он, — покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой
    проклятой… мечты моей!» Но это было всего лишь минутное просветление.

    Крах теории Раскольникова

    После свершения преступления он понял, что несмотря на совершенное
    убийство, он не сумел перешагнуть через себя, через нравственную черту,
    так и остался «тварью дрожащей». И эта мысль угнетает его все время до
    разоблачения, во время суда. И целый год на каторге.
    Он так и не признал до конца несостоятельность своей теории. Хотя
    болезнь и бредовые сны заставили его иными глазами взглянуть на свои
    умозаключения. Он осознал, наконец, что если все будут рассуждать как
    он, то это может привести к хаосу, подобному тому, что он увидел в
    своем сне. Он увидел, что людей поразила какая-то язва, последствием
    которой явились безумием и вседозволенность. Целые селения, целые города
    и народы заражались и сумасшествовали. Этот сон в иносказательной
    форме показал ему, к чему может привести его теория.
    Все-таки перелом в его душе свершился, и этому в немалой степени
    способствовала Соня, отправившаяся за ним на каторгу и являвшая собой
    настолько яркий пример любви и самопожертвования, что не могла не
    повлиять и на него самого.
    В данном сочинении Вы прочитали о теории Раскольникова и о ее крахе. Мы старались, как могли, но Достоевский, безусловно, писал лучше. Посему советуем не пожалеть времени и прочесть бессмертное “Преступление и наказание” и более глубоко разобраться в идее бедного студента и ее крушении.

  6. dmv130682 Ответить

    Преступление Родиона Раскольникова началось не с убийства и получило свою развязку не в полиции. Время не закончилось в участке, оно полетело вдаль, в бесконечность, которую читатель, по-моему, затрудняется определить для героев романа.
    Задолго до описываемых событий бедный студент Родион Раскольников пишет статью, в которой он доказывает и отстаивает права “высших” людей на преступление, на отрицание ими законов, если преступления совершаются во имя великой идеи, “спасительной для человечества”.
    Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик рождают абсурдную теорию о “высших” и “низших” представителях общества в уме совершенно, как мне кажется, гуманного человека, который даже переживает за своих современников. Себя он конечно же считал одним из “высших”, так как если бы он так не думал, то по его теории у него не было бы никаких прав на убийство. Раскольников хотел быть одним из тех, кому “все дозволено”. Он хотел, чтобы от него хоть кто-нибудь зависел. В конце концов, он хотел власти “над всей дрожащей тварью, над всем муравейником”.
    По ходу действия романа Достоевский пытается убедить своего героя в бесполезности его единичного бунта, в том, что бунт Раскольникова против бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер. Но, я думаю, Раскольников все равно не понимает этого. Он не в состоянии отказаться от своей теории “сверхчеловека”, он не только не отказывается, но и старается по ней жить. В этом проявляется его вина перед всеми, его мечта засела у него не только в уме, но и глубоко в сердце.
    Родиону Раскольникову не нужны ни деньги, ни драгоценности. Все это — ничто по сравнению с возведением себя в разряд “сверхлюдей”. Но ведь единственным средством для того, чтобы быть таким, для Раскольникова явилось убийство.
    На протяжении всего романа он не только не уступает, но и становится все более и более уверенным в себе.
    Раскольников вовсе не считает себя преступником. Случайно подслушав разговор, в котором были высказаны его собственные мысли, Раскольников решает, что если так же, как и он, думает еще кто-нибудь, то намерение, которое только намечалось в его мозгу, не является преступным. Но разве можно назвать то, что вырисовывалось в голове и в сердце Раскольникова, благими намерениями? Мне кажется, что нет, потому что разве можно как-либо оправдать убийство и можно ли для самоутверждения убивать человека, даже если этот человек никому не приносит пользы и вызывает только отвра-щение и раздражение, даже если это “гадкая, зловредная
    Теория, которую исповедует Раскольников, человек заму-ченный своими и чужими горестями и бедами, презирающий и ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с непорядочными людьми, негодяями, как Лужин и Свидригайлов.
    Близки они, конечно, не характерами, а мыслями, зарождающимися в их головах. Но ведь Свидригайлов же сумел существовать, совершив свои преступления, наверное, поэтому Раскольникова тянуло к нему, он хотел узнать: как можно жить и наслаждаться жизнью после греха.
    По отношению к жизни и к окружающим Раскольников похож на Лужина. Он сам это понимает, и это приносит ему некоторое неудобство. Я не думаю, что у Раскольникова были высокие цели, что только средства для достижения этих целей были не те. Это не так! Хотя средства были просто ужасными и бесчеловечными, сами цели, достижения которых так добивался Раскольников, были не менее безнравственны. Мне кажется, даже Раскольников немного побаивается своей теории. Он не знает, к какому “разряду” отнести мать, Дуню, Соню… (к “высшим” — вроде бы не тянут, к “низшим” — вроде бы жалко, близкие люди все-таки). И Раскольников, по-моему, по трусости думает о том, что слово “низший” не должно унижать достоинств человека. Парадокс: что не унижало “жалкую вошь” старуху-процентщицу, унижает многих других “низших людей”.
    Раскольников, как мне кажется, вообще очень противоречивая личность. Во многих эпизодах нормальному человеку его сложно понять: многие его высказывания опровергаются одно другим. Я не считаю Раскольникова бескорыстным человеком и даже, может быть, честным.
    Раскольников совершает свое преступление под влиянием созданной им же теории, рассматривая его как какой-то эксперимент, который должен подтвердить в его глазах и в глазах окружающих гениальность и правильность его выводов. Ошиб- -ка Раскольникова в том, что он не увидел в своей идее самого преступления.
    Состояние Раскольникова характеризуется автором такими словами, как “мрачный”, “подавленный”, “нерешитель ный”. Я думаю, это показывает несовместимость теории Рас-кольникова с жизнью. Хотя он и убежден в своей правоте, эта убежденность что-то очень неуверенная. Почему же он называет свою мечту “проклятой”, почему, окончательно решив пойти на преступление, он чувствует себя приговоренным к смерти или, может быть, еще только ведомым на лобное место? Если бы Раскольников был прав, то события и его чувства Достоевский описывал бы не мрачно-желтыми тонами, а светлыми, но они появляются только в эпилоге, да и то не по поводу теории. Но он был не прав, он взял на себя роль Бога, имел смелость за Него решать, кто должен жить, кто должен умереть.
    Если бы Раскольников не был таким совестливым, чувствительным человеком, на старухе бы дело не закончилось. И кто знает, сколько еще “ненужных” людей погибло бы от руки Родиона Раскольникова.
    Так, по-моему, совсем не благие намерения Раскольникова v привели его к наказанию. А в чем выражалось для него это наказание? Можно сказать, что оно началось сразу после убийства старухи. И именно муки совести — наказания за грехи.
    Раскольников страдает, видя любовь к себе близких людей, но чувствуя себя убийцей. Он находится отдельно ото всех, не ощущая себя частицей человеческого общества, понимает, что один. Это одиночество сводит его с ума… Также Раскольников понимает, что как был “вошью”, так ей и остался.
    Но, несмотря на все переживания, он не отступается от своей идеи. Он даже еще сильнее в ней убежден. Этот обман самого себя мешает ему осознать ситуацию полностью, понять, что к чему. Если бы у Раскольникова были не преступные цели, то он бы никогда не стал думать о том, совершил он преступление или нет.

  7. muf1 Ответить

    Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание») . Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда ALLSoch.ru 2005 началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния. Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» – это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий» . Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь» . Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая» , как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей. Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества.
    [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

  8. borzila Ответить

    Следующие дни после убийства до явки с повинной (около 10 дней) Раскольников глубоко страдает. В его душе разгорается внутренняя борьба, которая изнуряет его:
    “Раскольников до того устал за все это время, за весь этот месяц…”
    “Я как-то слаб, Дуня; уж очень устал…”
    “Э… черт! Да и устал я: где-нибудь лечь или сесть поскорей!”
    “…слишком уж я желчен стал в последнее время. Веришь ли: я сейчас погрозил сестре чуть ли не кулаком за то только, что она обернулась в последний раз взглянуть на меня. Свинство — этакое состояние! Эх, до чего я дошел!”
    Наконец после тяжелой борьбы с самим собой Раскольников решает признаться в преступлении и явиться с повинной в полицию:
    “…решение его было принято. Костюм его был ужасен: все грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою. Всю эту ночь провел он один, бог знает где. Но, по крайней мере, он решился.”
    Раскольников признается в преступлении, потому что решает быть сильным человеком, который не боится стыда. Его гордость не позволяет ему совершить побег или самоубийство:
    ” — Иду. Сейчас. Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня, но подумал, уже стоя над водой, что если я считал себя до сей поры сильным, то пусть же я и стыда теперь не убоюсь… Это гордость, Дуня?
    — Гордость, Родя.”
    Это было описание душевного состояния Раскольникова после преступления в романе “Преступление и наказание”: психологическое состояние героя после убийства.
    Смотрите:
    Все материалы по “Преступлению и наказанию”
    Все материалы о Раскольникове

  9. kirik839 Ответить

    После совершения убийства теория сразу же начинает рассыпаться. Попытка обокрасть старуху, чтобы раздать деньги нуждающимся (своей семье, Мармеладовым) обернулась неудачей. Преступление совершено зря. Но не только это не дает покоя Родиону. Встретившись с такими персонажами как Лужин и Свидригайлов, Раскольников понимает, насколько схожи их идеи с его пониманием жизни. В своей теории он предполагал, что «право имеющие» могут избавить мир от таких персонажей, которые похожи на Лужина и Свидригайлова. Но размышляя об убийстве, терзаясь муками отчуждения от людей, страхом быть разоблаченным, он понимает, что именно эти ненавистные для него личности наиболее близки по духу к нему самому, к его идее. Попытка вознестись над остальными выражается одинаковыми чертами между Раскольниковым, Лужиным и Свидригайловым.
    Думая о тех, кого он любит больше всего на свете – о своей семье, а также о Мармеладовых, Родион все больше понимает, что по его теории именно они и относятся к категории «тварей». Герой путается в своих мыслях, он понимает, что убив старуху, убил себя, а теория его никчемна. Именно благодаря страданию и состраданию, добру и свету можно спасти мир, а зло порождает зло. Долгий путь терзаний и мук вел его к пониманию этой истины, но пришел он к ней на каторге, рядом с Сонечкой, которая не побоялась отправиться за ним. Она умела сострадать, она положила свою жизнь на служение другим, и именно этим раскрыла красоту и чистоту мира.

  10. Bazooka92 Ответить

    Незадолго до совершения убийства в жизни Раскольникова происходит несколько событий, которые подталкивают его к преступлению:
    Незадолго до преступления Раскольников подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников понимает, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.
    Накануне преступления Раскольников знакомится с Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизни непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова глубокое впечатление.
    Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников против того, чтобы Дуня шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
    Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет Раскольникова задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
    Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время (“завтра в 7 часов вечера”).
    Каморка Раскольникова угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери, комната Раскольникова отчасти виновата в том, что он несчастен.
    Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть “зацикленности” на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию.
    Еще раз подчеркиваем, что, каковы бы ни были причины и мотивы убийства, они не оправдывают Раскольникова, как преступника.




    Раскольников после преступления
    Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей теории. Он понимает, что не является “Наполеоном” и не способен ценой преступления строить “светлое будущее”. Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.

  11. teddy_fazer Ответить

    По теории Раскольникова, все люди делятся на два разряда. Одни, люди «обыкновенные» , обязаны жить в смирении, повиновении и послушании, они не имеют права переступать юридические зако­ны, потому что они обыкновенные. Это «твари дрожащие» , «мате­риал» , «не люди» , как называет их Раскольников.
    Другие же – «необыкновенные» – имеют право переступать за­кон, совершать всякие злодеяние, бесчинства, преступления имен­но потому, что они необыкновенные. Раскольников говорит о них как о «собственно людях» , «наполеонах» , «двигателях истории че­ловечества» . Раскольников считает, что низший разряд существует для того, чтобы производить «себе подобных» . А «сверхчеловеки» -это люди, имеющие «дар или талант» , которые могут сказать в своей среде новое слово. «Первый разряд – господин настоящего, а вто­рой – господин будущего» , – говорит Раскольников.
    Раскольников доказывает, что «необыкновенные люди» могут и должны «переступать законы» , но только ради идеи, «спаситель­ной для человечества» .
    Разумеется, создавая свою теорию, себя Раскольников причис­лял заочно к «людям» . Но ему нужно проверить это на практике. Тут и «подворачивается» старуха-процентщица. На ней он хочет про­верить свой расчет, свою теорию: «Одна смерть и сто жизней вза­мен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна» .
    Итак, не обладая необходимым материальным состоянием. Рас­кольников решает убить ростовщицу и получить таким образом сред­ства для достижения своей цели. Но согласно теории героя романа, он имеет право «переступить» , если исполнение его идей (спаси­тельной, возможно, для человечества) потребует этого.
    Раскольников вначале (до преступления) искренне верит, что пре­ступление его будет совершено «во имя спасения человечества» . По­том он признается: «Свобода и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником! Вот цель!.. » Впослед­ствии он объясняет Соне: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил» . Он жаждал попасть в число тех, кому «все позволено» : «кто много посмеет» . Вот последнее, определяющее его цель признание: «Не для того я убил, чтобы матери помочь. Вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем че­ловечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного.. . Мне надо было узнать тогда и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!. . Тварь ли я дрожащая или право имею? »
    Результат и средства преступления не совпали с высокими це­лями, которые он провозглашал. «Цель оправдывает средства» , – вот казуистика Раскольникова. Но у героя не было такой правой цели. Здесь цель не оправдывает средства, а указывает на неправильность, негодность таких средств и результатов, как убийство. Теория Роди­она Раскольникова сломалась, рухнула.
    Достоевский не согласен с философией Раскольникова. По мне­нию автора, вседозволенность страшна, антигуманна и поэтому не­допустима.
    Немецкий философ Фридрих Ницше создал теорию «белокурых бестий» , «чистокровных арийцев» . «Люди делятся на «господ» и «ра­бов» , – говорил он, – и господам – «сильным личностям» , «сверхчело­векам» – все дозволено» . Следуя такой теории, эти «сверхчеловеки» вправе не считаться с законом, с моралью, уничтожать и подавлять всех, кто становится на их пути. Позднее теория Ницше послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла множество несчастий, бедствий всему человечеству.
    Античеловечность теории Раскольникова не вызывает сомнения. Ясно и очевидно, что никакая цель не может оправдывать средства, и тем более, «цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель» .
    Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл чело­веческой жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *