Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения человека?

12 ответов на вопрос “Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения человека?”

  1. Mr.hot Ответить

    ЗОЖ – индивидуальная система поведения человека.
    Сохранение здоровья требует от каждого человека целенаправленного и постоянного труда. При этом вам необходимо уяснить одну истину: о сохранении вашего индивидуального здоровья никто, кроме вас самих, в полной мере не позаботится. Если есть желание быть всегда здоровым, то необходимо помнить, что для этого нужны постоянные, целенаправленные усилия и немалые. Необходима система личного поведения, которая характеризует общую культуру организации вашего труда и отдыха, рациональное сочетание физической и умственной нагрузки, рациональное питание, активный отдых и полноценный сон, а также умения и навыки безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Все это в целом и составляет систему здорового образа жизни.
    Запомните!
    Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
    Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.
    При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию вредных влияний. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.
    Почему следует считать здоровый образ жизни индивидуальной системой поведения?
    Каждый человек индивидуален и неповторим. Человек индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени среда, окружающая человека, носит индивидуальный характер (дом, семья и т. д.). Значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят. Все могут заниматься спортом, но занимаются им сравнительно немногие. Все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.
    Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, духовного и социального благополучия.
    Образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.
    Это должен знать каждый
    Для того чтобы сформировать свою систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести:
    соблюдение режима дня;
    рациональное питание;
    закаливание;
    занятия физической культурой и спортом;
    хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.
    Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье:
    курение;
    употребление алкоголя, наркотиков;
    эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими;
    неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания.
    Таким образом, здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которая соблюдается им не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении его здоровья.
    Отметим, что здоровый образ жизни — это динамическая система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе стиля своего поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Чтобы создаваемая вами система здорового образа жизни имела привлекательность, необходимо постоянно хорошо видеть конечную цель усилий. Это — достижение полного духовного, физического и социального благополучия для себя, для нашего общества и государства.
    Это должен знать каждый
    Выбор пути создания своей индивидуальной системы здорового образа жизни должен сделать каждый человек сам. Для этого существует ряд наиболее значимых жизненных ориентиров, которые будут способствовать ее формированию. К ним можно отнести:
    четко сформулированную цель жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях; знание форм своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
    стремление быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни даст положительные результаты;
    выработать у себя правильное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости;
    развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать; постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека — вечно двигаться; нет никаких средств, которые бы заменили движение);
    соблюдать гигиену и правила питания; соблюдать режим труда и отдыха;
    быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья;
    ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
    радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.

  2. БлОнДиНкО в ШоКоЛаДе Ответить

    Здоровый образ жизни – это динамичная система поведения человека, основанная на глубоком знании многих факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе такого алгоритма своего поведения, который максимально обеспечивает сохранение и укрепление здоровья. При этом необходимо постоянно корректировать свое поведение с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Эта перестройка поведения всегда требует дополнительных усилий. Поэтому, чтобы было приятно от затраченных усилий, необходимо хорошо видеть конечную цель усилий: чего вы хотите добиться, ведя здоровый образ жизни. Коротко эту цель можно сформулировать так: благополучие для себя, для своей семьи и для государства.
    Общие рекомендации по выработке личных качеств, необходимых для ведения здорового образа жизни:
    • иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
    • знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
    • стремиться быть хозяином своей жизни; верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты;
    • выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, уметь радоваться жизни;
    • развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
    • постоянно соблюдать режим двигательной активности, так как нет никаких других средств, которые бы заменили движение;
    • соблюдать правила и гигиену питания;
    • соблюдать режим труда и отдыха, выполнять правила личной гигиены;
    • быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
    • радоваться успехам во всех человеческих начинаниях – успех порождает успех.
    Теперь рассмотрим основные составляющие здорового образа жизни.
    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УРАВНОВЕШЕННОСТЬ
    Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед человеком проблемы, которые необходимо решать. Эмоционально устойчивые люди спокойно воспринимают большинство изменений, происходящих с ними. Такие люди успешно справляются с проблемами (несчастными случаями, болезнями и др.), так как обладают психологической уравновешенностью. Необходимо отметить, что любые перемены в жизни, даже положительные, заставляют человека приспосабливаться (адаптироваться) к новым обстоятельствам и вызывают определенное напряжение. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, называют стрессом. Концепцию и понятие стресса сформулировал канадский специалист Ганс Селье. Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким–либо из стрессовых факторов (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, физическая травма и др.).
    Действие этих факторов накапливается и суммируется. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Совокупность защитных реакций организма при стрессе Селье назвал общим адаптационным синдромом. Различают три стадии этого синдрома: мобилизация (реакция тревоги), сопротивление, истощение.
    Общий адаптационный синдром развивается следующим образом. В ответ на действие стрессора (стрессового фактора) в организме возникает тревога. Это мобилизует организм (стадия мобилизации)и готовит его к срочным действиям. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. В результате улучшаются кратковременные возможности организма. Однако, если все эти приготовления не переходят в действие, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям в организме (нарушения функций сердечно–сосудистой системы и др.).
    На стадии сопротивлениястресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров.
    Если уровень стресса слишком долго остается очень высоким, наступает стадия истощения, при которой способность организма сопротивляться срессорам уменьшается. Состояние человека на этой стадии характеризуется упадком физических и духовных сил.
    Стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно в оптимальном режиме работы. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (например, состояние спортсмена перед стартом).
    Если стресс оказывает вредное воздействие на организм, снижает его адаптивные возможности, он называется дистрессом. У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний. Чаще всего развиваются болезни сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, а коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, при этом сужаются, и количество кислорода, поступающего к этой мышце, резко уменьшается. Дистресс нарушает работу иммунных механизмов организма, что может привести к различным заболеваниям.
    Разные люди реагируют на стресс по–разному, но есть общие принципы борьбы со стрессом, помогающие поддерживать стресс на оптимальном уровне и обеспечивать необходимую психологическую уравновешенность.
    Вот некоторые из них:
    1. Борьба со стрессом начинается с выработки в себе убеждения, что только вы сами ответственны за свое духовное и физическое благополучие.
    2. Будьте оптимистом; источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий.
    3. Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом; физические упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику человека; постоянная двигательная активность способствует формированию психологической уравновешенности и уверенности в себе; физические упражнения – один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса.
    4. Ставьте себе посильные задачи; реально смотрите на вещи, не ждите от себя слишком многого; уясните границы своих возможностей, не требуйте от себя слишком многого; учитесь говорить «нет», если нельзя выполнить какое–то задание.
    5. Учитесь радоваться жизни, получайте удовольствие от своей работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не только от того, что она вам дает.
    6. Правильно питайтесь.
    7. Высыпайтесь: сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья.
    Борьба со стрессом – это, главным образом, поддержание своего психологического равновесия, так как такое духовное состояние человека обеспечивает ему хорошее настроение, высокую работоспособность и адекватное реагирование на действие различных стрессоров.
    ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
    Под двигательной активностью понимается любая мышечная деятельность, позволяющая поддерживать оптимальную физическую форму и обеспечивать хорошее самочувствие.
    Человек в течение многих тысячелетий выработал у себя способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией своих физических резервов. В наши дни воздействие этих раздражителей постоянно возрастает, физические силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализации этой готовности не происходит. Большую часть физической нагрузки выполняют за человека машины и механизмы. Он как бы пребывает в ситуации постоянной готовности к действию, которое не позволено выполнить, и его тело в конце концов начинает испытывать негативные последствия такого состояния. С другой стороны, поток информации постоянно растет, а значит, увеличивается эмоциональная нагрузка на человека. Поэтому для поддержания своего здоровья в хорошем состоянии человеку необходима физическая культура. Он должен сам выработать у себя постоянную привычку заниматься физкультурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из самых важных составляющих индивидуальной системы здорового образа жизни. Начинать заниматься физической культурой следует с раннего возраста, когда еще нет больших жизненных проблем, и для воспитания у себя необходимых физических качеств практически нет объективных препятствий. Нужны только желание и упорство в достижении поставленной цели.
    Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессам, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны быстро расслабиться, но и умеют с помощью физических упражнений снять эмоциональное напряжение. Организм этих людей лучше сопротивляется болезням. Они легче засыпают, лучше спят, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два–три часа.
    ЗАКАЛИВАНИЕ
    Закаливание– это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды путем систематического воздействия на организм этих факторов.
    В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Эта процедура приводит к снижению чувствительности организма при воздействии определенного физического фактора. Так, например, систематическое воздействие на организм холода повышает его устойчивость к низким температурам. Это одно из самых важных направлений закаливания, так как имеет большое значение для профилактики респираторных вирусных заболеваний. У незакаленных людей в результате охлаждения снижается уровень обменных процессов, ухудшается деятельность центральной нервной системы. Это приводит к общему ослаблению организма, способствует обострению имеющихся хронических заболеваний или возникновению новых. У закаленных людей вырабатывается устойчивость к воздействию низких температур. Теплообразование в их организме происходит более интенсивно, что активизирует работу защитных механизмов и уменьшает вероятность развития заболеваний.
    Использование закаливающих процедур известно с глубокой древности. Их использовал еще более 2,5 тыс. лет назад древнегреческий врач и ученый Гиппократ. По его мнению, особой целительной силой обладают холодовые закаливающие процедуры, те же люди, кто держит тело в тепле, приобретают изнеженность мышц, слабость нервов, а также подвержены обморокам и кровотечениям. Для проведения закаливающих процедур используют факторы окружающей среды: воду, солнце, воздух, землю. Существует целая система закаливающих водных процедур: обтирание, обливание холодной водой, купание в открытых водоемах. Наиболее эффективной водной процедурой является купание в ледяной воде – «моржевание». В качестве закаливающих процедур применяются также воздушные и солнечные ванны, хождение босиком.
    При проведении закаливающих процедур нужно выполнять следующие условия:
    • необходим позитивный психологический настрой (желание) на выполнение закаливающих процедур;
    • выполнение процедур должно носить системный характер, проводить их необходимо регулярно, а не от случая к случаю;
    • закаливание должно быть комплексным, сочетаться с физическими упражнениями, что обеспечивает наиболее благоприятное влияние на состояние здоровья;
    • продолжительность процедур должна увеличиваться постепенно и не ухудшать общего самочувствия;
    • необходимо правильно подбирать средства закаливания (водные процедуры, загорание, прогулки, босохождение), ориентируясь на свое самочувствие;
    • процедуры следует выполнять с учетом индивидуальных особенностей организма и климатических условий региона проживания;
    • все процедуры должны проводиться на «грани удовольствия», необходимо помнить, что закаливание осуществляется не для установки рекорда, а с целью укрепления своего здоровья.
    РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
    Правильное, научно обоснованное питание является важнейшим условием крепкого здоровья, высокой работоспособности и долголетия человека. С пищей человек получает энергию, нужную для жизнедеятельности и роста. Необходимые организму питательные вещества подразделяют на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Правильно питаться – значит получать их с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании. Питание должно учитывать генетические особенности человека, его возраст, уровень физической нагрузки, климатические и сезонные особенности окружающей природной среды. Следует учитывать, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все их виды. Важно не только то, что мы едим, а также сколько едим, когда и в каких сочетаниях.
    Человечество выработало ряд правил рационального питания.
    Главные из них заключаются в следующем:
    1. Относиться к пище надо с уважением и ответственностью, во время еды получать удовольствие. Поэтому, принимая пищу, не следует решать дела и проблемы.
    2. Пищу надо пережевывать очень тщательно (не менее 30 раз). Чем дольше пища остается во рту и чем лучше она пережевывается, тем больше будет сока в желудке и тем успешнее будет проходить процесс пищеварения.
    3. Не следует садиться за стол усталым, озабоченным и возбужденным. Перед едой необходим 10—15–минутный отдых, отключение от всех проблем, настрой на прием пищи. Наиболее усталым и часто озабоченным человек бывает, как правило, вечером после трудового дня. Подготовиться к ужину поможет непродолжительная прогулка на свежем воздухе или легкая разминка, снимающая напряжение. После них хорошо принять теплый душ, а затем облиться холодной водой. Усталость прошла, заботы отступили, человек готов к приему пищи.
    4. Если нет достаточного времени для приема пищи, то его лучше пропустить.
    5. Питаться следует разнообразно, но нельзя переедать. Человек должен помнить, что объем желудка не превышает 350–450 см3.
    6. Употреблять воду или другие напитки следует за 15–20 минут до приема пищи. Во время еды и после нее пить не следует, так как это несовместимо с хорошим пищеварением. Если в это время принимается вода или какая–либо другая жидкость, пищевые соки в желудке разбавляются. В результате этого пищеварение сильно затормаживается.
    7. Многочисленные исследования показали, что лишь один раз в день можно кушать плотно, а два раза следует лишь слегка перекусить. Наиболее подходящее время для «основательной» еды – вечер. Утром, как правило, есть некогда, а в обед – негде. Вечером же все дела закончены, есть возможность уделить необходимое внимание и время для приема пищи, но не позднее, чем за 2–3 часа до сна. Утренний прием пищи может быть самым легким и состоять из хорошо и быстро усваиваемых организмом продуктов: фруктов, овощей, соков. Дневное питание также должно быть достаточно умеренным.
    Каждый человек, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни, должен вдумчиво и серьезно относиться к своему питанию, избегать в любых случаях привычки питаться, как попало.
    Вопросы и задания
    1. Перечислите основные нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, физическое, духовное и социальное благополучие.
    2. Сформулируйте цель, которой вы хотите достичь, ведя здоровый образ жизни.
    3. Что такое стресс, каким образом человек реагирует на воздействие стрессоров?
    4. Назовите общие принципы борьбы со стрессовым состоянием.
    5. Что такое двигательная активность и как она влияет на здоровье человека?
    6. Какие факторы внешней среды используют при проведении закаливающих процедур?
    7. Перечислите, какие общепринятые правила рационального питания следует соблюдать.
    8. Проанализируйте влияние различных факторов на ваше здоровье и благополучие, разработайте для себя систему здорового образа жизни, которая наиболее полно будет отвечать вашим жизненным запросам и интересам. _

  3. Ananadar Ответить

    Здоровый образ жизни – это динамичная система поведения человека, основанная на глубоком знании многих факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе такого алгоритма своего поведения, который максимально обеспечивает сохранение и укрепление здоровья. При этом необходимо постоянно корректировать свое поведение с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Эта перестройка поведения всегда требует дополнительных усилий. Поэтому, чтобы было приятно от затраченных усилий, необходимо хорошо видеть конечную цель усилий: чего вы хотите добиться, ведя здоровый образ жизни. Коротко эту цель можно сформулировать так: благополучие для себя, для своей семьи и для государства.
    Общие рекомендации по выработке личных качеств, необходимых для ведения здорового образа жизни:
    • иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
    • знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
    • стремиться быть хозяином своей жизни; верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты;
    • выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, уметь радоваться жизни;
    • развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
    • постоянно соблюдать режим двигательной активности, так как нет никаких других средств, которые бы заменили движение;
    • соблюдать правила и гигиену питания;
    • соблюдать режим труда и отдыха, выполнять правила личной гигиены;
    • быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
    • радоваться успехам во всех человеческих начинаниях – успех порождает успех.
    Теперь рассмотрим основные составляющие здорового образа жизни.
    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УРАВНОВЕШЕННОСТЬ
    Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед человеком проблемы, которые необходимо решать. Эмоционально устойчивые люди спокойно воспринимают большинство изменений, происходящих с ними. Такие люди успешно справляются с проблемами (несчастными случаями, болезнями и др.), так как обладают психологической уравновешенностью. Необходимо отметить, что любые перемены в жизни, даже положительные, заставляют человека приспосабливаться (адаптироваться) к новым обстоятельствам и вызывают определенное напряжение. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, называют стрессом. Концепцию и понятие стресса сформулировал канадский специалист Ганс Селье. Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким–либо из стрессовых факторов (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, физическая травма и др.).
    Действие этих факторов накапливается и суммируется. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Совокупность защитных реакций организма при стрессе Селье назвал общим адаптационным синдромом. Различают три стадии этого синдрома: мобилизация (реакция тревоги), сопротивление, истощение.
    Общий адаптационный синдром развивается следующим образом. В ответ на действие стрессора (стрессового фактора) в организме возникает тревога. Это мобилизует организм (стадия мобилизации)и готовит его к срочным действиям. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. В результате улучшаются кратковременные возможности организма. Однако, если все эти приготовления не переходят в действие, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям в организме (нарушения функций сердечно–сосудистой системы и др.).
    На стадии сопротивлениястресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров.
    Если уровень стресса слишком долго остается очень высоким, наступает стадия истощения, при которой способность организма сопротивляться срессорам уменьшается. Состояние человека на этой стадии характеризуется упадком физических и духовных сил.
    Стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно в оптимальном режиме работы. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (например, состояние спортсмена перед стартом).
    Если стресс оказывает вредное воздействие на организм, снижает его адаптивные возможности, он называется дистрессом. У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний. Чаще всего развиваются болезни сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, а коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, при этом сужаются, и количество кислорода, поступающего к этой мышце, резко уменьшается. Дистресс нарушает работу иммунных механизмов организма, что может привести к различным заболеваниям.
    Разные люди реагируют на стресс по–разному, но есть общие принципы борьбы со стрессом, помогающие поддерживать стресс на оптимальном уровне и обеспечивать необходимую психологическую уравновешенность.
    Вот некоторые из них:
    1. Борьба со стрессом начинается с выработки в себе убеждения, что только вы сами ответственны за свое духовное и физическое благополучие.
    2. Будьте оптимистом; источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий.
    3. Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом; физические упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику человека; постоянная двигательная активность способствует формированию психологической уравновешенности и уверенности в себе; физические упражнения – один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса.
    4. Ставьте себе посильные задачи; реально смотрите на вещи, не ждите от себя слишком многого; уясните границы своих возможностей, не требуйте от себя слишком многого; учитесь говорить «нет», если нельзя выполнить какое–то задание.
    5. Учитесь радоваться жизни, получайте удовольствие от своей работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не только от того, что она вам дает.
    6. Правильно питайтесь.
    7. Высыпайтесь: сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья.
    Борьба со стрессом – это, главным образом, поддержание своего психологического равновесия, так как такое духовное состояние человека обеспечивает ему хорошее настроение, высокую работоспособность и адекватное реагирование на действие различных стрессоров.
    ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
    Под двигательной активностью понимается любая мышечная деятельность, позволяющая поддерживать оптимальную физическую форму и обеспечивать хорошее самочувствие.
    Человек в течение многих тысячелетий выработал у себя способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией своих физических резервов. В наши дни воздействие этих раздражителей постоянно возрастает, физические силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализации этой готовности не происходит. Большую часть физической нагрузки выполняют за человека машины и механизмы. Он как бы пребывает в ситуации постоянной готовности к действию, которое не позволено выполнить, и его тело в конце концов начинает испытывать негативные последствия такого состояния. С другой стороны, поток информации постоянно растет, а значит, увеличивается эмоциональная нагрузка на человека. Поэтому для поддержания своего здоровья в хорошем состоянии человеку необходима физическая культура. Он должен сам выработать у себя постоянную привычку заниматься физкультурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из самых важных составляющих индивидуальной системы здорового образа жизни. Начинать заниматься физической культурой следует с раннего возраста, когда еще нет больших жизненных проблем, и для воспитания у себя необходимых физических качеств практически нет объективных препятствий. Нужны только желание и упорство в достижении поставленной цели.
    Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессам, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны быстро расслабиться, но и умеют с помощью физических упражнений снять эмоциональное напряжение. Организм этих людей лучше сопротивляется болезням. Они легче засыпают, лучше спят, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два–три часа.
    ЗАКАЛИВАНИЕ
    Закаливание– это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды путем систематического воздействия на организм этих факторов.
    В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Эта процедура приводит к снижению чувствительности организма при воздействии определенного физического фактора. Так, например, систематическое воздействие на организм холода повышает его устойчивость к низким температурам. Это одно из самых важных направлений закаливания, так как имеет большое значение для профилактики респираторных вирусных заболеваний. У незакаленных людей в результате охлаждения снижается уровень обменных процессов, ухудшается деятельность центральной нервной системы. Это приводит к общему ослаблению организма, способствует обострению имеющихся хронических заболеваний или возникновению новых. У закаленных людей вырабатывается устойчивость к воздействию низких температур. Теплообразование в их организме происходит более интенсивно, что активизирует работу защитных механизмов и уменьшает вероятность развития заболеваний.
    Использование закаливающих процедур известно с глубокой древности. Их использовал еще более 2,5 тыс. лет назад древнегреческий врач и ученый Гиппократ. По его мнению, особой целительной силой обладают холодовые закаливающие процедуры, те же люди, кто держит тело в тепле, приобретают изнеженность мышц, слабость нервов, а также подвержены обморокам и кровотечениям. Для проведения закаливающих процедур используют факторы окружающей среды: воду, солнце, воздух, землю. Существует целая система закаливающих водных процедур: обтирание, обливание холодной водой, купание в открытых водоемах. Наиболее эффективной водной процедурой является купание в ледяной воде – «моржевание». В качестве закаливающих процедур применяются также воздушные и солнечные ванны, хождение босиком.
    При проведении закаливающих процедур нужно выполнять следующие условия:
    • необходим позитивный психологический настрой (желание) на выполнение закаливающих процедур;
    • выполнение процедур должно носить системный характер, проводить их необходимо регулярно, а не от случая к случаю;
    • закаливание должно быть комплексным, сочетаться с физическими упражнениями, что обеспечивает наиболее благоприятное влияние на состояние здоровья;
    • продолжительность процедур должна увеличиваться постепенно и не ухудшать общего самочувствия;
    • необходимо правильно подбирать средства закаливания (водные процедуры, загорание, прогулки, босохождение), ориентируясь на свое самочувствие;
    • процедуры следует выполнять с учетом индивидуальных особенностей организма и климатических условий региона проживания;
    • все процедуры должны проводиться на «грани удовольствия», необходимо помнить, что закаливание осуществляется не для установки рекорда, а с целью укрепления своего здоровья.
    РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
    Правильное, научно обоснованное питание является важнейшим условием крепкого здоровья, высокой работоспособности и долголетия человека. С пищей человек получает энергию, нужную для жизнедеятельности и роста. Необходимые организму питательные вещества подразделяют на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Правильно питаться – значит получать их с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании. Питание должно учитывать генетические особенности человека, его возраст, уровень физической нагрузки, климатические и сезонные особенности окружающей природной среды. Следует учитывать, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все их виды. Важно не только то, что мы едим, а также сколько едим, когда и в каких сочетаниях.
    Человечество выработало ряд правил рационального питания.
    Главные из них заключаются в следующем:
    1. Относиться к пище надо с уважением и ответственностью, во время еды получать удовольствие. Поэтому, принимая пищу, не следует решать дела и проблемы.
    2. Пищу надо пережевывать очень тщательно (не менее 30 раз). Чем дольше пища остается во рту и чем лучше она пережевывается, тем больше будет сока в желудке и тем успешнее будет проходить процесс пищеварения.
    3. Не следует садиться за стол усталым, озабоченным и возбужденным. Перед едой необходим 10—15–минутный отдых, отключение от всех проблем, настрой на прием пищи. Наиболее усталым и часто озабоченным человек бывает, как правило, вечером после трудового дня. Подготовиться к ужину поможет непродолжительная прогулка на свежем воздухе или легкая разминка, снимающая напряжение. После них хорошо принять теплый душ, а затем облиться холодной водой. Усталость прошла, заботы отступили, человек готов к приему пищи.
    4. Если нет достаточного времени для приема пищи, то его лучше пропустить.
    5. Питаться следует разнообразно, но нельзя переедать. Человек должен помнить, что объем желудка не превышает 350–450 см3.
    6. Употреблять воду или другие напитки следует за 15–20 минут до приема пищи. Во время еды и после нее пить не следует, так как это несовместимо с хорошим пищеварением. Если в это время принимается вода или какая–либо другая жидкость, пищевые соки в желудке разбавляются. В результате этого пищеварение сильно затормаживается.
    7. Многочисленные исследования показали, что лишь один раз в день можно кушать плотно, а два раза следует лишь слегка перекусить. Наиболее подходящее время для «основательной» еды – вечер. Утром, как правило, есть некогда, а в обед – негде. Вечером же все дела закончены, есть возможность уделить необходимое внимание и время для приема пищи, но не позднее, чем за 2–3 часа до сна. Утренний прием пищи может быть самым легким и состоять из хорошо и быстро усваиваемых организмом продуктов: фруктов, овощей, соков. Дневное питание также должно быть достаточно умеренным.
    Каждый человек, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни, должен вдумчиво и серьезно относиться к своему питанию, избегать в любых случаях привычки питаться, как попало.

  4. ЗАКАЛДОВАН Ответить

    Автор: Шереметьева Алла Владимировна
    г. Санкт-Петербург, ГБОУ школа№15
    «Когда нет здоровья, мудрость молчит и не до искусства, сила спит, богатство бесполезно и разум бессилен…»
    Здоровый образ жизни – основа здоровья и активности! Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций. Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека. Почему следует считать здоровый образ жизни индивидуальной системой поведения? При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию вредных влияний. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается. Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, духовного и социального благополучия.
    Занятие спортом помогает быть стойким и стрессоустойчивым.
    Здоровый образ жизни заключается, по моему мнению, в правильном питании, в употреблении здоровой пищи: фруктов, овощей, горячих блюд, без употребления фастфуда.
    Индивидуальное здоровье – это здоровье каждого человека. В понятие «здоровье» входят и формы поведения человека, которые позволяют улучшить жизнь, сделать ее благополучной, достичь высокой степени самореализации. Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Душевное благополучие относится к разуму, интеллекту, эмоциям. Поэтому одной из основ человеческого здоровья выступает духовная его составляющая. Следовательно, духовное и физическое здоровье является единым целым человеческого здоровья. Оно должно находиться постоянно в гармоническом единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья
    А также в занятии спортом, в следовании распорядку дня. Для того чтобы сформировать свою систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести:
    соблюдение режима дня;
    рациональное питание;
    занятия физической культурой и спортом;
    хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.
    Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье:
    курение;
    употребление алкоголя, наркотиков;
    эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими; неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания.
    Таким образом, здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которая соблюдается им не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении его здоровья.
    Выбор пути создания своей индивидуальной системы здорового образа жизни должен сделать каждый человек сам. Для этого существует ряд наиболее значимых жизненных ориентиров, которые будут способствовать ее формированию. К ним можно отнести:
    четко сформулированную цель жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
    знание форм своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
    стремление быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни даст положительные результаты;
    выработать у себя правильное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости;
    развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
    постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека — вечно двигаться; нет никаких средств, которые бы заменили движение);
    соблюдать гигиену и правила питания; соблюдать режим труда и отдыха;
    быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья;
    ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
    радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.
    Я думаю, тот, кто ведет правильный образ жизни, всегда полон энергии и сил, у такого человека всегда хорошее настроение, у него постоянно есть желание что-то делать.
    Его отличает бодрость и хорошее самочувствие, он может зарядить своей положительной энергией другого. Человек, который следует правильному образу жизни, легче переносит проблемы и невзгоды.
    Литература:
    1. Воронцов И.М. «Закономерности физического развития детей и методы его оценки».
    2.Воронцов И.М., Мазурин А.В., «Центильные распределения массы тела по длине тела».
    3.Гандельсман А.Б., Смирнов А.М., «Физическое воспитание детей школьного возраста».
    4.Гвоздев С.Г. «Динамика массоростовых соотношений у детей и подростков».
    5.Годик М.А. «Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок».
    6.Гольдберг Е.Д. «Физическое развитие детей и подростков».
    7.Горюнова А.А. «Об ускорении физического развития детей дошкольного возраста».

  5. Дима Колесников Ответить

    Здоровый образ жизни обеспечивает оптимальные условия для течения психических и физиологических процессов, что уменьшает вероятность заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.
    Основными составляющими этой системы являются:
    • оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении;
    • закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
    • рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и мик­роэлементы);
    • соблюдение режима труда и отдыха;
    • личная гигиена;
    • экологически грамотное поведение;
    • психическая и эмоциональная устойчивость;
    • сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
    • отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
    • безопасное поведение дома, на улице и в школе, позволяющее избежать травм и других по­вреждений.
    Здоровый образ жизни, являясь индивидуальной системой поведения человека, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания.
    2. Одна из наиболее важных разновидностей человеческой деятельности —воинская деятельность. Цели её изложены в Федеральном законе Российской Федерации «Об обороне». К ним отнесены отражение агрессии, направленной против нашей страны, вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации и выполнение задач в соответствии с международными договорами.
    Условно воинскую деятельность можно подразделить на три основных вида: боевую, учебно-боевую и повседневную.
    Боевая деятельность — это основной вид воинской деятельности. Она осуществляется в ходе боевых действий, основными видами которых являются наступление и оборона.
    Учебно-боевая деятельность (ее осуществляют в целях обеспечения успешной боевой деятельности) состоит из системы мероприятий по обучению и воспитанию военнослужащих и подготовке подразделений и частей для совместных боевых действий. В ее процессе с военнослужащими проводят занятия и тренировки по различным предметам обучения, боевые стрельбы, а также учения — наиболее эффективную форму полевой, морской и воздушной выучки личного состава.
    Повседневная деятельность охватывает практически все остальные стороны жизни военнослужащих. В каждой воинской части ее осуществляют в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. Они регламентируют эту деятельность в целях поддержания в подразделениях и частях внутреннего порядка и дисциплины, обеспечивающих высокую боевую готовность, учебу военнослужащих, организованное выполнение других задач и сохранение здоровья личного состава. Выполнение своих обязанностей в повседневной деятельности помогает воинам выдерживать тяжелые испытания в боевой обстановке.
    Воинская деятельность предъявляет к военнослужащим высокие требования по уровню профессиональной подготовки, образования, состояния здоровья, физической подготовки и психологической устойчивости.

  6. Drelagar Ответить

    8.2. Здоровый образ жизни и его составляющие
    ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
    Человек в процессе своей повседневной жизнедеятельности должен следовать целому ряду правил (норм поведения) для обеспечения личного физического, духовного и социального благополучия и сохранения здоровья. К этим правилам относят следующие:
    • умение сохранять психологическую уравновешенность в различных жизненных ситуациях;
    • умение обеспечивать высокий уровень своей физической формы;
    • умение адекватно реагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации;
    • умение правильно строить взаимоотношения в обществе.
    Все эти умения составляют основные нормы здорового образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни Под ним понимается индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие. Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для протекания физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека. Ведя иной образ жизни, человек своим поведением наносит ущерб собственному здоровью: нормальное течение физиологических процессов часто нарушается, жизненные силы организма в большинстве своем расходуются на компенсацию того вреда, который причиняется здоровью. При этом увеличивается вероятность различных заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, сокращается продолжительность жизни.
    Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям, в определенной степени даже окружающая человека среда (дом, семья, работа и т. д.) имеет индивидуальный характер.
    Поэтому для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек должен создать свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечит ему достижение физического, духовного и социального благополучия.
    Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье. Это соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Следует учитывать также и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.
    Здоровый образ жизни – это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и уверен, что она даст положительные результаты в деле сохранения и укрепления здоровья.
    Здоровый образ жизни – это динамичная система поведения человека, основанная на глубоком знании многих факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе такого алгоритма своего поведения, который максимально обеспечивает сохранение и укрепление здоровья. При этом необходимо постоянно корректировать свое поведение с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Эта перестройка поведения всегда требует дополнительных усилий. Поэтому, чтобы было приятно от затраченных усилий, необходимо хорошо видеть конечную цель усилий: чего вы хотите добиться, ведя здоровый образ жизни. Коротко эту цель можно сформулировать так: благополучие для себя, для своей семьи и для государства.
    Общие рекомендации по выработке личных качеств, необходимых для ведения здорового образа жизни:
    • иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
    • знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
    • стремиться быть хозяином своей жизни; верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты;
    • выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, уметь радоваться жизни;
    • развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
    • постоянно соблюдать режим двигательной активности, так как нет никаких других средств, которые бы заменили движение;
    • соблюдать правила и гигиену питания;
    • соблюдать режим труда и отдыха, выполнять правила личной гигиены;
    • быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
    • радоваться успехам во всех человеческих начинаниях – успех порождает успех.
    Теперь рассмотрим основные составляющие здорового образа жизни.
    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УРАВНОВЕШЕННОСТЬ
    Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед человеком проблемы, которые необходимо решать. Эмоционально устойчивые люди спокойно воспринимают большинство изменений, происходящих с ними. Такие люди успешно справляются с проблемами (несчастными случаями, болезнями и др.), так как обладают психологической уравновешенностью. Необходимо отметить, что любые перемены в жизни, даже положительные, заставляют человека приспосабливаться (адаптироваться) к новым обстоятельствам и вызывают определенное напряжение. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, называют стрессом. Концепцию и понятие стресса сформулировал канадский специалист Ганс Селье. Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким–либо из стрессовых факторов (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, физическая травма и др.).
    Действие этих факторов накапливается и суммируется. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Совокупность защитных реакций организма при стрессе Селье назвал общим адаптационным синдромом. Различают три стадии этого синдрома: мобилизация (реакция тревоги), сопротивление, истощение.
    Общий адаптационный синдром развивается следующим образом. В ответ на действие стрессора (стрессового фактора) в организме возникает тревога. Это мобилизует организм (стадия мобилизации) и готовит его к срочным действиям. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. В результате улучшаются кратковременные возможности организма. Однако, если все эти приготовления не переходят в действие, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям в организме (нарушения функций сердечно–сосудистой системы и др.).
    На стадии сопротивления стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров.
    Если уровень стресса слишком долго остается очень высоким, наступает стадия истощения, при которой способность организма сопротивляться срессорам уменьшается. Состояние человека на этой стадии характеризуется упадком физических и духовных сил.
    Стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно в оптимальном режиме работы. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (например, состояние спортсмена перед стартом).
    Если стресс оказывает вредное воздействие на организм, снижает его адаптивные возможности, он называется дистрессом. У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний. Чаще всего развиваются болезни сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, а коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, при этом сужаются, и количество кислорода, поступающего к этой мышце, резко уменьшается. Дистресс нарушает работу иммунных механизмов организма, что может привести к различным заболеваниям.
    Разные люди реагируют на стресс по–разному, но есть общие принципы борьбы со стрессом, помогающие поддерживать стресс на оптимальном уровне и обеспечивать необходимую психологическую уравновешенность.
    Вот некоторые из них:
    1. Борьба со стрессом начинается с выработки в себе убеждения, что только вы сами ответственны за свое духовное и физическое благополучие.
    2. Будьте оптимистом; источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий.
    3. Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом; физические упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику человека; постоянная двигательная активность способствует формированию психологической уравновешенности и уверенности в себе; физические упражнения – один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса.
    4. Ставьте себе посильные задачи; реально смотрите на вещи, не ждите от себя слишком многого; уясните границы своих возможностей, не требуйте от себя слишком многого; учитесь говорить “нет”, если нельзя выполнить какое–то задание.
    5. Учитесь радоваться жизни, получайте удовольствие от своей работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не только от того, что она вам дает.
    6. Правильно питайтесь.
    7. Высыпайтесь: сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья.
    Борьба со стрессом – это, главным образом, поддержание своего психологического равновесия, так как такое духовное состояние человека обеспечивает ему хорошее настроение, высокую работоспособность и адекватное реагирование на действие различных стрессоров.
    ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
    Под двигательной активностью понимается любая мышечная деятельность, позволяющая поддерживать оптимальную физическую форму и обеспечивать хорошее самочувствие.
    Человек в течение многих тысячелетий выработал у себя способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией своих физических резервов. В наши дни воздействие этих раздражителей постоянно возрастает, физические силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализации этой готовности не происходит. Большую часть физической нагрузки выполняют за человека машины и механизмы. Он как бы пребывает в ситуации постоянной готовности к действию, которое не позволено выполнить, и его тело в конце концов начинает испытывать негативные последствия такого состояния. С другой стороны, поток информации постоянно растет, а значит, увеличивается эмоциональная нагрузка на человека. Поэтому для поддержания своего здоровья в хорошем состоянии человеку необходима физическая культура. Он должен сам выработать у себя постоянную привычку заниматься физкультурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из самых важных составляющих индивидуальной системы здорового образа жизни. Начинать заниматься физической культурой следует с раннего возраста, когда еще нет больших жизненных проблем, и для воспитания у себя необходимых физических качеств практически нет объективных препятствий. Нужны только желание и упорство в достижении поставленной цели.
    Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессам, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны быстро расслабиться, но и умеют с помощью физических упражнений снять эмоциональное напряжение. Организм этих людей лучше сопротивляется болезням. Они легче засыпают, лучше спят, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два–три часа.
    ЗАКАЛИВАНИЕ
    Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды путем систематического воздействия на организм этих факторов.
    В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Эта процедура приводит к снижению чувствительности организма при воздействии определенного физического фактора. Так, например, систематическое воздействие на организм холода повышает его устойчивость к низким температурам. Это одно из самых важных направлений закаливания, так как имеет большое значение для профилактики респираторных вирусных заболеваний. У незакаленных людей в результате охлаждения снижается уровень обменных процессов, ухудшается деятельность центральной нервной системы. Это приводит к общему ослаблению организма, способствует обострению имеющихся хронических заболеваний или возникновению новых. У закаленных людей вырабатывается устойчивость к воздействию низких температур. Теплообразование в их организме происходит более интенсивно, что активизирует работу защитных механизмов и уменьшает вероятность развития заболеваний.
    Использование закаливающих процедур известно с глубокой древности. Их использовал еще более 2,5 тыс. лет назад древнегреческий врач и ученый Гиппократ. По его мнению, особой целительной силой обладают холодовые закаливающие процедуры, те же люди, кто держит тело в тепле, приобретают изнеженность мышц, слабость нервов, а также подвержены обморокам и кровотечениям. Для проведения закаливающих процедур используют факторы окружающей среды: воду, солнце, воздух, землю. Существует целая система закаливающих водных процедур: обтирание, обливание холодной водой, купание в открытых водоемах. Наиболее эффективной водной процедурой является купание в ледяной воде – “моржевание”. В качестве закаливающих процедур применяются также воздушные и солнечные ванны, хождение босиком.
    При проведении закаливающих процедур нужно выполнять следующие условия:
    • необходим позитивный психологический настрой (желание) на выполнение закаливающих процедур;
    • выполнение процедур должно носить системный характер, проводить их необходимо регулярно, а не от случая к случаю;
    • закаливание должно быть комплексным, сочетаться с физическими упражнениями, что обеспечивает наиболее благоприятное влияние на состояние здоровья;
    • продолжительность процедур должна увеличиваться постепенно и не ухудшать общего самочувствия;
    • необходимо правильно подбирать средства закаливания (водные процедуры, загорание, прогулки, босохождение), ориентируясь на свое самочувствие;
    • процедуры следует выполнять с учетом индивидуальных особенностей организма и климатических условий региона проживания;
    • все процедуры должны проводиться на “грани удовольствия”, необходимо помнить, что закаливание осуществляется не для установки рекорда, а с целью укрепления своего здоровья.
    РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
    Правильное, научно обоснованное питание является важнейшим условием крепкого здоровья, высокой работоспособности и долголетия человека. С пищей человек получает энергию, нужную для жизнедеятельности и роста. Необходимые организму питательные вещества подразделяют на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Правильно питаться – значит получать их с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании. Питание должно учитывать генетические особенности человека, его возраст, уровень физической нагрузки, климатические и сезонные особенности окружающей природной среды. Следует учитывать, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все их виды. Важно не только то, что мы едим, а также сколько едим, когда и в каких сочетаниях.
    Человечество выработало ряд правил рационального питания.
    Главные из них заключаются в следующем:
    1. Относиться к пище надо с уважением и ответственностью, во время еды получать удовольствие. Поэтому, принимая пищу, не следует решать дела и проблемы.
    2. Пищу надо пережевывать очень тщательно (не менее 30 раз). Чем дольше пища остается во рту и чем лучше она пережевывается, тем больше будет сока в желудке и тем успешнее будет проходить процесс пищеварения.
    3. Не следует садиться за стол усталым, озабоченным и возбужденным. Перед едой необходим 10—15–минутный отдых, отключение от всех проблем, настрой на прием пищи. Наиболее усталым и часто озабоченным человек бывает, как правило, вечером после трудового дня. Подготовиться к ужину поможет непродолжительная прогулка на свежем воздухе или легкая разминка, снимающая напряжение. После них хорошо принять теплый душ, а затем облиться холодной водой. Усталость прошла, заботы отступили, человек готов к приему пищи.
    4. Если нет достаточного времени для приема пищи, то его лучше пропустить.
    5. Питаться следует разнообразно, но нельзя переедать. Человек должен помнить, что объем желудка не превышает 350–450 см3.
    6. Употреблять воду или другие напитки следует за 15–20 минут до приема пищи. Во время еды и после нее пить не следует, так как это несовместимо с хорошим пищеварением. Если в это время принимается вода или какая–либо другая жидкость, пищевые соки в желудке разбавляются. В результате этого пищеварение сильно затормаживается.
    7. Многочисленные исследования показали, что лишь один раз в день можно кушать плотно, а два раза следует лишь слегка перекусить. Наиболее подходящее время для “основательной” еды – вечер. Утром, как правило, есть некогда, а в обед – негде. Вечером же все дела закончены, есть возможность уделить необходимое внимание и время для приема пищи, но не позднее, чем за 2–3 часа до сна. Утренний прием пищи может быть самым легким и состоять из хорошо и быстро усваиваемых организмом продуктов: фруктов, овощей, соков. Дневное питание также должно быть достаточно умеренным.
    Каждый человек, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни, должен вдумчиво и серьезно относиться к своему питанию, избегать в любых случаях привычки питаться, как попало.
    Вопросы и задания
    1. Перечислите основные нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, физическое, духовное и социальное благополучие.
    2. Сформулируйте цель, которой вы хотите достичь, ведя здоровый образ жизни.
    3. Что такое стресс, каким образом человек реагирует на воздействие стрессоров ?
    4. Назовите общие принципы борьбы со стрессовым состоянием.
    5. Что такое двигательная активность и как она влияет на здоровье человека ?
    6. Какие факторы внешней среды используют при проведении закаливающих процедур ?
    7. Перечислите, какие общепринятые правила рационального питания следует соблюдать.
    8. Проанализируйте влияние различных факторов на ваше здоровье и благополучие, разработайте для себя систему здорового образа жизни, которая наиболее полно будет отвечать вашим жизненным запросам и интересам.

  7. Dorikelv Ответить

    «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА»
    Цель:
    расширить представление учащихся о здоровом образе жизни;
    формировать позитивную оценку активного, здорового образа жизни, критическое отношение к вредным привычкам;
    побуждать к самопознанию, саморазвитию, к искоренению вредных привычек.
    Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья.
    ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ ЧЕЛОВЕКА
    Вредные привычки являются одной из самых больших проблем современного общества. Курение и злоупотребление алкоголем являются самыми опасными вредными привычками и приносят огромнейший вред не только лицам, страдающим этими привычками-заболеваниями, но и окружающих их людям и всему обществу в целом.
    Вредные привычки: КУРЕНИЕ
    Курение – одна из самых распространенных вредных привычек. Специалисты все чаще относят эту привычку к наркомании. Курильщики вдыхают в легкие продукты горения и насыщают организм целым набором ядовитых веществ. Кроме этого все эти гадости вдыхают окружающие курильщика люди и очень часто это еще и дети.
    Вредные привычки: АЛКОГОЛИЗМ
    Алкоголизм давно уже вышел из понятия вредная привычка, алкоголизм – это болезнь. При алкоголизме нарушается работа не только организма человека, но и происходят психологические процессы, ведущие к необратимой деградации личности. Лечение алкоголизма требует участия врачей различных специализаций, в том числе и психологов.
    ВЛИЯНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    Очень часто люди, страдающие вредными привычками, не знают о влиянии этих привычек на здоровье или же не осознают всю опасность, которую таят в себе алкоголь и табак. И нередки случаи когда человек, просто поняв какой вред, наносит себе и окружающим, расстается с вредными привычками.
    Влияние курения на здоровье человека:
    Портится структура ногтей и волос, меняется цвет кожи.
    Желтеют и слабеют зубы, появляется неприятный запах изо рта.
    Сосуды курильщика становятся хрупкими и неэластичными.
    Табакокурение способствует гниению органов желудочно-кишечного тракта.
    Повышается риск возникновения язвы желудка.
    Нарушается кислородный обмен в организме и как следствие затрудняется очистка крови.
    Никотин способствует повышению давления.
    Увеличивается вероятность возникновения инсультов, инфарктов, стенокардии и других заболеваний сердечно-сосудистой системы.
    Нарушается защита дыхательных путей, в результате чего курильщики более подвержены заболеваниям горла, бронхов и легких, а так же тяжелее переносят данные заболевания.
    Курение способствует развитию онкологических заболеваний.
    Курение беременных женщин очень негативно сказывается на здоровье ребенка. Очень часто такие дети отстают в развитии и чаще болеют.
    Влияние алкоголя на здоровье человека.
    В России ежегодно от алкоголя гибнет около 700 тысяч человек. Это население одного крупного города. Это страшная статистика… Алкоголизм поражает людей из всех социальных слоев населения вне зависимости от пола, возраста, образования и материального положения. Более всего риску алкогольной зависимости подвержены женщины и несовершеннолетние.
    Разрушается иммунная система организма.
    Нарушается деятельность печени, которая несет в организме главную очистительную функцию.
    Нарушается работа органов пищеварения, что приводит к тяжелым заболеваниям пищевода, желудка, поджелудочной железы.
    Нарушается регуляция уровня сахара в крови.
    Алкоголь неминуемо приводит к заболеваниям сердечно сосудистой системы, т.к. алкоголь разрушает эритроциты (клетки крови), которые перестают правильно выполнять свои функции.
    Употребление алкоголя в период беременности ведет к тяжелейшим последствиям для ребенка, а так же пагубно влияет на все следующие поколения.
    Алкоголь сокращает жизнь человека на 10-15 лет
    Алкоголь нарушает работу нервной системы и приводит к потере памяти и внимания, проблемам умственного развития, мышления, психики и очень часто к полной деградации личности.
    Главный «удар» алкогольных напитков приходится на головной мозг. Алкоголь приводит к разрушению коры головного мозга и отмиранию целых его участков.
    ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.
    Бороться со своими вредными привычками нелегко, ведь борьба с самим собой – дело сложное. Если вы осознали, что табак и алкоголь вредят вашей жизни и жизни окружающих людей, то приложите все усилия чтобы справиться с этой пагубной зависимостью. Читайте литературу, смотрите передачи, обращайтесь к специалистам и вы обязательно найдете метод и справитесь с этой задачей.
    Профилактика вредных привычек среди детей и подростков.
    Искоренить вредные привычки взрослых сложнее, чем привычки подростков. Подростки легче воспринимают и усваивают информацию. Поэтому родителям не стоит отчаиваться, если их ребенок стал зависимым от вредных привычек. Конечно, лучше такие ситуации предупредить и снизить вероятность возникновения к минимуму, путем бесед на тему опасности вредных привычек, приобщению к физической культуре и спорту, развитию творческих способностей и так далее.  К сожалению, в нашей стране пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков находится на довольно низком уровне, поэтому эта работа ложиться целиком и полностью на родителей.
    Курение и употребление алкоголя – это зло для каждого отдельного человека и для всего общества. Отказываясь от вредных привычек, вы делаете выбор в пользу здоровья, счастья и долголетия!

  8. Гриндер Ответить


    Здоровье-
    неоценимое счастье в
    жизни любого человека. Каждому из нас
    присуще желание быть сильным и здоровым,
    сохранить как можно дольше подвижность,
    бодрость, энергию и достичь долголетия. Что
    поможет нам это сделать? (Ответы учеников).
    Конечно Здоровый Образ Жизни. Этому и будет
    посвящен наш сегодняшний урок.

    1. Проверка домашнего задания.

    – разноуровневые карточки: на «3» (зеленого
    цвета), «4»(желтого цвета), «5»(красного цвета).
    (приложение
    1).
    Физкультминутка.

    Сесть ровно, положить руки на
    колени. Выполнить повороты головы влево –
    вправо под счет возвращаясь в И.П.

    2. Изучение новой темы.

    (ещё 300лет до н.э.философы
    говорили: «Когда нет здоровья, мудрость
    молчит и не до искусства, сила спит,
    богатство бесполезно и разум бессилен…»
    ).
    Тема нашего урока: «ЗОЖ –
    индивидуальная система поведения человека,
    направленная
    На сохранение и укрепление
    здоровья».
    – ребята, как вы понимаете, что
    такое здоровый образ жизни? (ответы
    учеников).

    А сейчас мы систематизируем наши
    знания.
    Просмотр презентации: «Составляющие
    здорового образа жизни». (приложение
    2).
    Компоненты здорового образа жизни:
    умеренное и сбалансированное
    питание
    режим дня
    достаточная двигательная
    активность
    закаливание
    личная гигиена
    грамотное экологическое
    поведение
    умение управлять своими
    эмоциями
    отказ от вредных привычек
    А теперь рассмотрим эти
    компоненты более подробно.
    Умеренное и сбалансированное питание.
    Означает полноценный прием пищи людьми с
    учетом их пола, возраста, характера труда.
    Существует три правила рационального
    питания:
    питание должно быть разнообразным ( в
    пище должен присутствовать большой
    набор биологически активных веществ –
    белки, жиры, углеводы, фрукты и овощи.)
    поддержание своего веса в норме.
    учет в рационе питания интенсивности
    физических нагрузок.
    Режим дня с учетом динамики
    индивидуальных биологических ритмов.
    Составляется строго индивидуально на
    основании личных данных.
    Работоспособность человека имеет два
    подъема: с 10 до 12ч. и с16 до18ч. Ночью
    работоспособность понижается, особенно в
    интервале от 1 до 3ч. Одни энергично
    работают в первой половине дня, их
    называют «жаворонками», другие –
    вечером. Это «совы».

    Достаточная двигательная активность.
    Включает режим труда и отдыха подростка,
    режим занятий физической культурой.
    Правильный режим учебы и отдыха
    обеспечивает высокую работоспособность
    и бодрое состояние в течении длительного
    времени.
    Закаливание. Включает в себя воздушное,
    солнечное водное. Состоит в
    постепенности, продолжительности ,постоянстве
    применения. Закаленный человек мало
    подвержен любым заболеваниям.
    Личная гигиена. Гигиена кожи, зубов,
    волос это и есть личная гигиена. Также она
    включает в себя правила туалета, гигиену
    одежды и обуви.
    Грамотное экологическое поведение.
    Состоит из осознанного отношения к
    окружающей среде, как среде своего
    обитания, то есть сведения к минимально
    вредному влиянию на ее состояние.
    Умение управлять своими эмоциями.
    Включает аутотренинг, саморегуляцию,
    самовнушение.
    Отказ от вредных привычек. (курение,
    употребление алкоголя, наркотиков).

    Состоит в преодолении ошибочных правил:
    Желание быть, как все.
    Преодоление комплекса неполноценности
    Желание занять лидирующие позиции
    Преодоление тяжелого микроклимата (голод,
    нищета).

    На протяжении всей жизни вы
    будете возвращаться к этим составляющим
    ЗОЖ.
    Физкультминутка.

    Встать ровн. Повороты головы
    вперед-назад, вправо-влево, обязательно
    возвращаясь в и.п.
    3. Работа в парах. (закрепление) включить
    музыку.
    (приложение 3, приложение
    4).
    Выберите себе на пару один
    критерий ЗОЖ. Обсудите его друг с другом и
    предложите более конкретные правила
    поведения.

    Обсудить с классом, а оставшиеся
    рассмотреть вместе.
    4. Проверка усвоенных знаний.

    – тест из 5 вопросов. Включить
    музыку.
    (приложение 4, приложение
    5).
    Теперь поменяйтесь с соседом по
    парте, возьмите цветную ручку и сделайте
    взаимопроверку и поставьте оценку.(озвучить
    разбалловку)
    (приложение 6).
    – передайте с последних парт
    вперед.
    5. Закрепление по теме: Игра
    Синквейн. (приложение 7).
    Синквейн – это
    пятистрочный стих.
    Синквейн – это
    стихотворение, которое требует синтеза
    информации и материала в кратких
    выражениях.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *