Попутная песня глинка сколько в ней частей 2 класс?

8 ответов на вопрос “Попутная песня глинка сколько в ней частей 2 класс?”

  1. TacmaH_c_TacmaHkou Ответить

    Разделы:
    Музыка

    Художественно-педагогическая идея:
    Закрепить в понимании учащихся
    «временную» природу музыки, неразрывность музыки и движения, продолжая постигать
    изобразительность и выразительность в их единстве. В процессе интонационного
    творчества найти смысловую и музыкально-выразительную основу музыкального образа
    поезда.

    Музыкальный материал:

    М. Глинка «Попутная песня»
    С. Прокофьев «Отъезд» из сюиты «Зимний костёр»
    В. Лаурушас «В путь»
    И. Арсеев «Поезд»

    Ход урока
    1. Музыкальное приветствие
    2. Учитель:
    Скажите, ребята, а может ли в жизни что-то существовать без
    движения?

    Учащиеся:
    Нет. Вся наша жизнь в движении.

    Учитель:
    Конечно, в мире абсолютного покоя не существует. А сама музыка
    движется? А может музыка изобразить кого-то движущимся или что-то движущееся?
    Что или кого в движении может изображать музыка?

    Учащиеся:
    Музыка может изобразить в движении человека, животное, машину,
    дождь и так далее.

    Учитель:
    Отгадаете загадку?
    Мимо нас стрелой летит,
    Всё колёсами стучит
    И пронзительно гудит.
    Нас по белу свету возит.
    Ну, конечно, это – …?

    Учащиеся:
    Поезд!

    Учитель:
    О чём мы будем сегодня говорить?

    Учащиеся:
    О поезде!

    Учитель:
    Скажите, ребята, можно нарисовать поезд, который стоит? А поезд,
    который набирает ход или тормозит?
    (Работа по учебнику, рисунок на стр. 114–115)

    Учащиеся:
    На рисунке сложно понять, движется поезд или нет, если рядом не
    нарисована трава, склоняющаяся от движения несущегося поезда, искры, летящие
    из-под колес. Не понятно на рисунке, поезд набирает ход или останавливается.

    Учитель:
    А в музыке можно изобразить, как поезд набирает ход? Как
    останавливается?

    Учащиеся:
    Можно. Музыка может ускоряться и замедляться.

    Учитель:
    А поезд, стоящий на месте, можно изобразить?

    Учащиеся:
    Трудно. Если только гудок.

    Учитель:
    Чем изображает музыка?

    Учащиеся:
    Звуками. Мелодиями.

    Учитель:
    А как поезд звучит?

    Учащиеся:
    Гудит гудок, стучат колёса.

    Учитель:
    Вот мы и попробуем сегодня сочинить музыку под названием
    «Поезд».
    Учитель:
    Найдите звукоподражанием, как стучат колёса?

    Учащиеся:
    Чух-чух, та-та, тук-тук.

    Учитель:
    Давайте поищем звук колёс на инструменте. (Инструментальные
    пробы на ксилофоне и фортепиано.)

    Учитель:
    А как гудит поезд?

    Учащиеся:
    У-у-у!!!

    Учитель:
    А все поезда гудят одинаково?

    Учащиеся:
    Нет. (Поиск звука гудка на инструменте.)

    Учитель:
    Пропойте, изображая стук колёс, следующие слова:
    Мимо речек и полей
    Мчится поезд всё быстрей.

    (Вокальные пробы. Дети поют эти строчки, изображая голосом стук колес поезда)

    Учитель:
    А теперь давайте споём песенку-повторялку!
    Вот поезд, он стоит у перрона.
    Машинист гудок дает (играется интонация гудка),
    Набирает поезд ход (2 раза) (играются интонации колес, плавно
    ускоряется темп
    ).
    Мимо речек и полей
    Мчится поезд всё быстрей. (2 раза)
    Ничего что путь далёк,
    Мы приедем точно в срок. (2 раза)
    Замедляет поезд ход (темп замедляется),
    Приближается вокзал. (2 раза)
    Остановка. Поезд стал.

    (Можно исполнять песенку, аккомпанируя совместно с детьми на инструменте.
    Один ребенок помогает играть в нижнем регистре фортепиано стук колес, другой в
    высоком регистре играет гудок поезда. Можно использовать детские музыкальные
    инструменты.)

    Учитель:
    На рисунке в учебнике (стр. 115) вы, ребята, видите первый поезд
    в России. В 1836 году была построена первая железная дорога от Петербурга,
    столицы России, до города Павловска, места отдыха русских царей. 27 сентября
    1836 г. собрался народ посмотреть на первый поезд, его тогда называли «северным
    слоном». Представьте, вы никогда не видели поезда, что бы вы испытывали?

    Учащиеся:
    Страх, удивление, волнение.

    Учитель:
    Весь народ волновался. И вот появился «пароход». Почему пароход?

    Учащиеся:
    Паровоз ходил с помощью пара.

    Учитель:
    Люди стали бросать вверх шляпы, ликовать, а кто-то на самом деле
    испугался. Что в этот момент происходило?

    Учащиеся:
    Суета, волнение, удивление.

    Учитель:
    Эти события наблюдал и русский композитор Михаил Иванович
    Глинка. Картина произвела на него огромное впечатление, и Глинка написал
    музыкальное произведение, которое назвал «Попутная песня». Что означает
    слово «Попутная»?

    Учащиеся:
    Рассказывает о путешествии или поется в пути.

    Учитель:
    Послушайте слова песни.
    Дым столбом кипит, дымится пароход!
    – На что похоже?

    Учащиеся:
    На стук колёс. Давайте пропоем эти слова, изображая движение
    поезда. Мы это уже умеем делать. (Дети импровизируют по тексту.)

    Учитель:
    Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье!
    Пропойте с радостью. (дети поют, изображая ликование и радость)

    Учитель:
    А теперь давайте послушаем «Попутную песню» Михаила Ивановича
    Глинки и посмотрим, какую мелодию сочинил русский композитор? Будет ли меняться
    движение, будет ли меняться характер музыки, её настроение?

    (Слушание. Желательно, чтобы во время слушания у детей был текст.)

    Учитель:
    Итак, мы послушали «Попутную песню» Глинки. Что-то вас удивило?

    Учащиеся:
    Глинка очень похоже изобразил стук колес. Композитор, как и мы
    изображает движение поезда.

    Учитель:
    А почему у нас родились похожие с композитором интонации?

    Учащиеся:
    Потому что именно так движется поезд. Так происходит в
    жизни, так и музыка изображает.

    Учитель:
    Что изображает первая часть, какие выражает чувства? (Ответы
    детей.)

    – А что изменилось во второй части? Почему в мелодии появилась грусть? Почему
    мелодия стала такой певучей?

    Нет, тайная дума быстрее летит, и сердце мгновенья считая, стучит…

    – Что мы обычно делаем в поезде?

    Учащиеся:
    Разговариваем, думаем, смотрим в окно.

    Учитель:
    Что значит «дума»?

    Учащиеся:
    Человек думает, вспоминает.

    Учитель:
    Почему же мелодия стала грустной и певучей?

    Учащиеся:
    Возможно, человек задумался, размышлял, глядя за окно.

    Учитель:
    А когда смотрим за окно, что там происходит?

    Учащиеся
    : Все пейзажи проплывают.

    Учитель:
    Почему же мелодия стала протяжной?

    Учащиеся:
    Композитор, возможно, изобразил проплывающие мимо окна пейзажи.

    Учитель:
    А изменился ли аккомпанемент? Почему? Давайте дослушаем
    произведение. (Слушание «Попутной песни» до конца.)

    Учитель:
    Скажите, для каких исполнителей написал песню о поезде Глинка?

    Учащиеся:
    Для голоса в сопровождении фортепиано.

    Учитель:
    А теперь давайте послушаем, как может сыграть поезд целый
    оркестр? Обратите внимание, какой будет поезд? Как он движется? Какие
    инструменты вы услышите?
    (Слушание фрагментов музыкальных произведений: «Отъезд» С. Прокофьева, «В
    путь» В. Лаурушас, беседа с детьми)


    Учитель:
    В учебнике на стр. 114–115 мы видим выделенные слова «Темп» и
    «Контраст».

    Учитель:
    Что такое темп?

    Учащиеся:
    Скорость движения музыки.

    Учитель:
    Важен ли темп для изображения поезда?

    Учащиеся:
    Да. Ведь поезд набирает движение и замедляет.

    Учитель:
    А что такое контраст?

    Учащиеся:
    Резкие отличия.

    Учитель:
    В музыкальном произведении М.И. Глинки мы ощущали контрасты?

    Учащиеся:
    Да. Контрастными были части музыкального произведения.
    Контрастными были мелодии.

    3. Учитель:
    Продолжите, пожалуйста, фразу:
    – Я сегодня узнал(а)…
    – Я сегодня запомнил(а)…
    – Я сегодня удивился(ась)… (рефлексия)

    4. Учитель:
    Наш урок закончен. Попрощаемся интонацией поезда.
    (Учитель и дети поют слова «До свидания, ребята!» и «До свидания,
    учитель!»
    на интонацию стука колес поезда).

    Литература:

    Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с
    учебниками «Музыка» 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2002.
    Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 класс.
    Учебник. – М.: Просвещение, 2002.
    Программа общеобразовательных учреждений. Музыка 1–7 классы: Учебное
    издание. – М.: Просвещение, 2010. – 141 с.
    Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М.: Музыка, 1986.
    12.04.2012

  2. Я не ты ! Ответить

    «Глинка принадлежит к числу  тех величайших гениев, чье значение все возрастает с течением времени»
    Д.Шостакович.
    Задачи: продолжать знакомить детей с творчеством Михаила Ивановича Глинки. Развивать навыки анализа музыкальных произведений.  Воспитывать интерес, любовь к творчеству М.И. Глинки. Через творчество М.И.Глинки развивать патриотические чувства к своей Родине.
    Использованный материал: CD диск: «Мир музыки Глинки»
    Репертуар:  песня «Жаворонок»,  «Детская полька», «Попутная песня», «Арагонская хота», романс «Венецианская ночь», ноктюрн «Разлука», «Вальс – фантазия»,  пляска «Камаринская».
    Ход занятия
    Муз. руководитель.  Сегодня мы продолжим знакомство с великим русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Посмотрите его портрет.(слайд)  
    Я рассажу вам о его детстве.
    Родился Глинка в самом конце весны, когда природа расцветает.  Детство маленького Миши прошло в деревне, в помещичьей  усадьбе. Он очень любил слушать сказки и песни своей няни, простой русской женщины Авдотьи Ивановны, благодаря которой любовь к русской песни сохранилась у Глинки на всю жизнь.
    Глинка очень любил родную природу, которая окружала  его с детства и образы которой он воспевал в музыке.
    В романсе «Жаворонок» передается ощущение русского раздолья. Широко льется мелодия, словно из бездонной глубины неба слышится песня жаворонка. Музыка полна покоя, очарования, безмятежности. Давайте с вами послушаем песню в аудиозаписи. (слайд)
    М.р. Глинка очень любил детей. У его сестры была маленькая дочка Оля. Глинка много занимался с ней, рисовал, рассказывал сказки, пел, играл. Однажды Оля опасно заболела. Глинка ходил чуть слышно, а когда девочка поправилась, первое, что он сочинил, была «Детская полька» ей к елке. Сейчас прозвучит  эта музыка, а вы можете под неё потанцевать. (слайд)
    М.р.В своих произведениях Глинка чутко откликался на разные события, происходившие вокруг него. Однажды ему удалось побывать на открытии первой в России железной дороги. Это произвело на композитора сильное такое сильное впечатление, что родилась песня. Он назвал её «Попутная», от слова «путь» или «путешествие». Как вы думаете, можно ли в музыке изобразить стоящий на месте поезд?
    Дети. Нельзя.
    М. р. А быстро мчащийся поезд?
    Дети. Можно.
    М.р. Послушайте внимательно и расскажите, что вы услышите в музыке Глинки. Сколько в песне частей, все ли они одинаковые по своему характеру? (слайд)  
    Дети. Музыка сначала очень быстрая, отрывистая, четкая. А в середине она становится немного грустной и напевной. Потом опять повторяется быстрая часть.
    М.р. Вы правильно определили  трехчастную структуру песни и её настроение.
    Первая часть рисует весёлую суету,  радостный шум толпы, встречающей поезд, её «волненье, ожиданье, нетерпенье». Очень выразительно исполнение вокальной партии скороговоркой. Быстрый, непрерывный аккомпанемент создает впечатление безостановочного движения, стука колес. Во второй части поется о раздумье путника. Музыка становится пластичнее, мягче, задушевней.
    Ребенок. Мне показалось, что пели про пароход.
    М.р. Ты не ошибся. Первый русский паровоз называли пароходом. Надо сказать, что Глинка любил путешествовать и побывал в разных странах. Особенно ему нравилась Испания. Он жил в этой стране несколько лет, изучал народную музыку. Ему удалось воплотить в своих произведениях красочные картины народной испанской жизни и природы. «Арагонская хота» – так называется «испанская» увертюра для симфонического оркестра. Арагон – название области, местечка в Испании. Хота – название национального испанского танца, на мелодию которого Глинка создал свою композицию. В основе музыки – стремительный, жизнерадостный, огненный танец. В нем слышатся звучные переборы струн гитары и задорное щелканье кастаньет. Сейчас пусть каждый выберет себе какой – либо музыкальный  инструмент и попробует  и попробует придумать с ним свой танец под названием «Хота».
    Детям предлагают на выбор бубны, гитары, кастаньеты, треугольник.
    Звучит фрагмент «Арагонской хоты» (слайд), дети импровизируют движения под музыку.                                                  
    М.р. Глинка умел тонко передавать национальный характер музыки разных народов. Восхищение красотой Италии он выразил в романсе «Венецианская ночь».
    Венеция – уникальный по красоте город, где вместо улиц – каналы, где почти нет пешеходных дорожек, а передвигаются все на гондолах -длинных узких лодках.
    Музыка романса словно рисует картину: блеск луны,  прозрачный воздух, издали доносится песня венецианского гондольера – баркаролла. Музыка плавно колышется, словно гондола бесшумно скользит по тихим водам каналов. Голос выводит красивую плавную мелодию. (слайд)

    М.р. Но какими бы яркими впечатлениями  ни была полная жизнь Глинки за границей, он все же  остро переживал разлуку с родиной. Свои чувства он выразил в фортепьянном ноктюрне «Разлука». Послушайте это произведение, отметьте, какое настроение у него. (слайд)

    Дети. Музыка грустная, нежная, словно кто – жалуется, тоскует.
    М.р. Верно. Это проникновенная, просветленно – печальная мелодия – своеобразное выражение усилившейся тоски по родине. Лирические эмоции пронизывают и оркестровые произведение «Вальс  – фантазию». Сколько поэтической красоты  в этой прозрачной, вдохновенной музыке. Попробуйте передать в движении то нежно –  мечтательное настроение, грацию, изящество, которыми пронизана музыка Глинки. (слайд)

    М.р. Сейчас вы услышите музыку еще к одному танцу, вернее пляске, уже совершенно другого характера. Прозвучит «Камаринская» Глинки. Зто задорный, веселый, озорной народный наигрыш, который переработан в оркестровую фантазию. В ней яркими, живыми красками передана картина народного веселья, разудалой русской пляски. Мотив «Камаринской» повторяется неоднократно, и каждый раз он звучит по – новому.
    Звучит фрагмент «Камаринской» (слайд).

    М.р.   Сейчас я предлагаю  вам потанцевать под  эту музыку.
    Вновь звучит «Камаринская», дети исполняют под неё        импровизированный танец.
    М.р. Михаил Иванович Глинка писал свои произведения много лет тому назад, но и по сей день они нам особенно близки и дороги. Недаром Глинку называют отцом русской музыки.

  3. Nuadafyn Ответить

    ПОПУТНАЯ
    ПЕСНЯ

    Музыка Михаила Глинки
    Слова Нестора Кукольника
    Дым столбом – кипит, дымится
    Пароход…
    Пестрота, разгул, волненье,
    Ожиданье, нетерпенье…
    Православный веселится*
    Наш народ.
    Православный веселится
    Наш народ.
    И быстрее, шибче воли
    Поезд мчится в чистом поле.
    Нет, тайная дума быстрее летит,
    И сердце, мгновенно считая, стучит.
    Коварные думы мелькают дорогой,
    И шепчешь невольно: «О боже, как долго!»
    Дым столбом – кипит, дымится
    Пароход…
    Пестрота, разгул, волненье,
    Ожиданье, нетерпенье…
    Православный веселится
    Наш народ.
    Православный веселится
    Наш народ.
    И быстрее, шибче воли
    Поезд мчится в чистом поле.
    Не воздух, не зелень страдальца манят, –
    Там ясные очи так ярко горят,
    Так полны блаженства минуты свиданья,
    Так сладки надеждой часы расставанья.
    Дым столбом – кипит, дымится
    Пароход…
    Пестрота, разгул, волненье,
    Ожиданье, нетерпенье…
    Православный веселится
    Наш народ.
    Православный веселится
    Наш народ.
    И быстрее, шибче воли
    Поезд мчится в чистом поле.
    15 июля 1840, слова
    Русская поэзия XIX – начала XX в. – М.: Худож. лит., 1987. –
    (Б-ка учителя).
    *В более привычной редакции поется «Веселится и ликует / Весь народ».
    Глинка, как и Кукольник, был убежденным монархистом, но так как к музыке Глинки
    у большевиков претензий не было, то в советское время его творчество не только
    не тронули, но даже активно пропагандировали, лишь тексты освободили от «контрреволюционной»
    лексики. Например, оперу “Жизнь за царя” переименовали в “Ивана
    Сусанина”. Это обычное явление в культуре.
    Песня написана по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и
    Царским Селом, вошла в цикл романсов Глинки “Прощание с Петербургом”
    (1840). Паровоз тогда назывался пароходом. Одна из самых известных песен из
    репертуара Федора Шаляпина. Повторы строк сделаны для песенного варианта, в
    оригинальном стихотворении они отсутствуют.
    Романсы Глинки из цикла “Прощание с Петербургом” (1840, на
    слова Н. Кукольника):

    Баркарола
    Болеро
    Еврейская песня
    Жаворонок
    К Молли
    Колыбельная песня
    Песня Рахили
    Попутная песня
    Прощальная песня
    Романс Риццио
    Рыцарский романс
    Стой, мой верный, бурный конь…
    Нестор Васильевич Кукольник, родился 8 сентября 1809 г. в Петербурге,
    в семье профессора. Окончил Нежинскую гимназию высших наук, после чего преподавал
    русский язык и литературу в Виленской гимназии. В 1833 г. поступил на службу
    в канцелярию министерства финансов, где прослужил почти 20 лет. Активный сторонник
    самодержавия. Последние годы жизни жил на юге России; умер 8 декабря 1868 г.
    в Таганроге. Был необычайно плодовитым литератором, писал романы, трагедии,
    драмы, лирику, выпускал “Художественную газету” (1836-1838), журналы
    “Дегерротип”, “Иллюстрация”. При жизни пользовался огромной
    популярностью и считал себя величайшим поэтом современности, однако из всего
    его литературного наследия прижилась только песня “Жаворонок”.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *