Рейтингование образовательных организаций как процесс не должен?

10 ответов на вопрос “Рейтингование образовательных организаций как процесс не должен?”

  1. Fehuginn Ответить

    Однако в субъектах Российской Федерации условия функционирования образовательных организаций неоднородны, тем самым возникает потребность в создании вариативных моделей построения рейтингов.
    Рассмотрим подходы к формированию рейтингов в Новгородской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском крае, Астраханской области исходя из условий и приоритетов регионов Российской Федерации.
    В Новгородской области рейтинги являются ключевым элементом мотивационной стратегии управления результатами и формируются с 1990 года. Для построения рейтингов используются конкретные значимые показатели, которые признаются образовательным сообществом и населением. Результаты рейтингов дают возможность работникам системы образования получить точное представление об успешности решения ими задач образовательной политики, бонусы за высокие результаты деятельности. Посредством рейтингов определяются лучшие специалисты в реализации образовательной политики для поддержания конкуренции и распространения успешного опыта в массовую практику. Разработаны критерии и показатели, по которым оценивают результативность деятельности специалистов органов управления образованием.
    В течение нескольких лет все показатели оценки отражали критерии «доступности», «качества» и «эффективности» образования. Результаты, заложенные в критериальную базу, делились на «общеобразовательные», «профильные», «творческие» и «социально-личностные». При определении весового коэффициента каждого показателя учитывались значимость результата, сложность его достижения, зависимость от эффективности работы, а не от внешних факторов. Наравне с общеизвестными применялись оценочные процедуры, разработанные в Новгородской области: тестирование учащихся 4-го класса, социологический мониторинг качества воспитательной деятельности. Кроме этого оценивались условия, обеспечивающие доступность качественного образования: наличие необходимого количества учебников, квалифицированных педагогических кадров, оборудования, а также условия, влияющие на здоровье обучающихся.
    В дальнейшем показатели оценки качества образования совершенствовались. На данный момент оценка значений показателей осуществляться отдельно по уровню эффективности (уровень результативности деятельности, уровень эффективности расходования бюджетных средств, уровень оценки населением результатов деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений) и по динамике эффективности (динамика определяется как разность значений соответствующего показателя в отчетном и базовом году).
    Анализ данных проводится экспертной группой, состоящей из представителей органов управления образованием, общественных организаций и независимых экспертов. В соответствии с оценкой значений показателей деятельности (с учетом результатов экспертного анализа) далее определяется рейтинг муниципального района (городского округа) или образовательного учреждения по уровню эффективности, рейтинг по динамике эффективности и итоговый рейтинг.
    В Ямало-Ненецком автономном округе используется кластерный подход, нивелирующий специфические особенности образовательных организаций, функционирующих в разных условиях (территориальная дифференциация, различия в контингенте и др.). С учетом характеристик выделено 8 кластеров: инновационные образовательные учреждения, большие и малые городские школы по численности учащихся в выпускных классах, сельские школы, основные школы, школы-интернаты, начальные школы, вечерние школы. Критерии сформированы на основании анализа запросов потребителей к качеству образовательных услуг и распределены по 9 направлениям: качество обучения, содержание и технология обучения, доступность и качество дополнительного образования, безопасность и комфортность образовательной среды, оснащенность образовательного процесса, режим работы школы, качество кадрового обеспечения, открытость образовательной организации, образовательные возможности для детей с особыми потребностями. Критерии оценки качества образования содержат инвариантную и вариативную части для учета различий дифференцированности кластерного подхода. Тем самым обеспечивая каждый кластер собственным набором критериев, показателей и индикаторов.
    Далее на основе нормированных данных и весовых коэффициентов рассчитывается сводный индекс каждой образовательной организации. По его результатам формируется рейтинг образовательных организаций по каждому кластеру отдельно.
    В Красноярском крае отбор критериев оценки качества образования осуществлялся по результатам опроса населения и на основе статистических данных, находящихся в органах управления образованием. Таким образом, рейтинги для школ строятся по следующим направлениям и критериям: качество обучения (средние результаты ЕГЭ, ГИА-9, Краевых контрольных работ по русскому языку и математике, результаты участия в этапах Всероссийской олимпиады школьников); оснащенность образовательного процесса (наличие специализированных помещений, использование сети Интернет); безопасность и комфорт (обеспечение медицинского обслуживания, питания, безопасности); качество кадров (обеспеченность кадрами, уровень квалификации); обучение детей с особыми потребностями.
    Рейтинги для дошкольных образовательных организаций строятся по следующим направлениям: доступность образовательных услуг (за исключением платных); качество кадрового обеспечения; качество условий (по критериям организации пространства и условий для сохранения здоровья).
    При построении рейтингов не учитываются условия, в которых находятся отельные школы и детские сады.
    В Астраханской области рейтингование проводится по четырем направлениям, содержащим следующие группы индикаторов: индикаторы оценки качества условий реализации общеобразовательных программ в учреждении; индикаторы оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ, характеризующие минимальный уровень достижения обучающимися региона действующих федеральных государственных образовательных стандартов и региональных нормативов; индикаторы оценки достижения образовательного ценза по результатам освоения основных общеобразовательных программ как основные значения, характеризующие качество реализуемых в регионе общеобразовательных программ; индикаторы оценки общественного мнения о качестве оказания образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях. Комплексная оценка качества образования проводится на основе: результатов анкетирования родителей учеников образовательных организаций Астраханской области; стандартизированных процедур мониторинга качества общего образования; данных федерального государственного статистического наблюдения по образованию; данных процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений; итоговой аттестации выпускников 9-х, 11-х классов.
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что подходы к формированию рейтингов образовательных организаций различны в каждом конкретном регионе Российской Федерации в силу особенностей их функционирования и территориального расположения.
    Несмотря на разность подходов, рейтингование рассматривается как системообразующий элемент комплексного (правового, экономического, социального, организационного) механизма эффективного управления реализацией образовательной политики.
    Рейтингование служит основой для выявления и анализа проблем, которые замедляют темп реализации образовательной политики, для выстраивания приоритетов при постановке новых задач и оптимизации механизмов их решения. Рейтинги формируют конкурентную среду, которая в свою очередь ускоряет решение приоритетных задач, выявляют лучшие практики решения задач с целью дальнейшей диссеминации, повышают информированность населения о результатах проводимых реформ, вызывая доверие населения.
    Результаты независимой оценки качества образования и рейтингования могут быть использованы при прогнозировании и сравнительном анализе эффективности различных организационных моделей и образовательных систем, инновационном проектировании, при разработке методов управления и государственно-частного партнерства, внутри- и межотраслевой работы, а также объединении усилий органов управления, родительской общественности и экспертного сообщества в развитии образования.

  2. ЧЕЛОВЕК Всегда будь добр Ответить

    В целях оказания методической помощи при реализации положений Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
    Заместитель министра
    А.Б. Повалко

    Методические рекомендации
    по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность
    (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 1 апреля 2015 г.)

    Настоящие Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    1. Общие положения

    Независимая оценка качества образования (далее – НОКО) – оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:
    привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
    координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
    совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
    мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.
    Результаты НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:
    1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):
    в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
    для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;
    для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;
    2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность в целях:
    оценки уровня подготовки обучающихся и факторов на него влияющих;
    оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;
    определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;
    3. Заинтересованными организациями:
    для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.
    4. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность:
    в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.
    5. Федеральными и региональными органами исполнительной власти:
    в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, и др.;

    2. Проведение независимой оценки качества подготовки обучающихся (НОК ПО)

    1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся, в том числе:
    определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ;
    выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов);
    выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;
    выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;
    определение степени эффективности принимаемых управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации);
    создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации), направленных на повышение качества подготовки обучающихся.
    2. Участниками отношений в сфере образования могут выступать:
    обучающиеся;
    родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
    педагогические работники и их представители;
    организации, осуществляющие образовательную деятельность;
    работодатели и их объединения;
    федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
    3. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и/или образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.
    В качестве оператора, ответственного за проведение НОК ПО, могут привлекаться различные организации, такие как:
    организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете). Например, центры оценки качества образования и/или подведомственные региональным органам управления образованием организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие кроме прочего функции по проведению процедур независимой оценки качества образования (далее – организации ОКО, организации-операторы);
    некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
    коммерческие организации, имеющие опыт в проведении процедур НОК ПО;
    иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.
    При проведении ведомственной независимой оценки качества образования привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.
    Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется со стороны заказчика.
    Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:
    разработка методики и инструментария проведения НОК ПО;
    разработка инструктивных и методических материалов;
    сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
    разработка программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
    обработка и анализ информации, получаемой в ходе НОК ПО;
    проведение апробации разработанного инструментария для оценки качества подготовки обучающихся;
    подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей);
    иные виды работ, услуг не противоречащие законодательству Российской Федерации.
    НОК ПО осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.
    4. В целях осуществления НОК ПО органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления:
    создают условия для развития организаций ОКО;
    создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ПО на региональном уровне;
    координируют работу субъектов НОК ПО на региональном уровне;
    организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ПО на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
    организуют разработку методических рекомендаций по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.
    5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:
    сбор необходимой информации и ее представление организации, осуществляющей НОК ПО, в соответствии с требованиями оценочной процедуры;
    необходимые условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО;
    по результатам участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по улучшению качества подготовки обучающихся;
    использует результаты НОК ПО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
    обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах.
    6. Организации-операторы.
    Функционал организаций-операторов определяется рамками соответствующего технического задания, заказа. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ПО организациям-операторам могут быть переданы следующие функции:
    установление видов образования, групп обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится НОК ПО;
    определение условий, форм и методов проведения НОК ПО;
    определение размеров выборки и периодичность проведения НОК ПО;
    разработка методики и инструментария проведения НОК ПО, в том числе анкет для сбора контекстной информации;
    разработка инструктивных методических материалов;
    сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
    разработка (при необходимости) соответствующего программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
    обработка, анализ и интерпретация результатов процедур НОК ПО;
    подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей).
    7. Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:
    повышения эффективности управления образованием;
    повышения качества подготовки обучающихся;
    корректировки подходов к подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих работников;
    популяризации подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
    развития разнообразия образовательных программ при сохранении единого образовательного пространства.
    8. При подготовке управленческих решений на уровне региона, муниципального образования на основе результатов НОК ПО органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают:
    информационное сопровождение процедур НОК ПО, открытость методик, на основе которых они проводятся;
    условия для предоставления образовательными организациями в открытом доступе в сети «Интернет» достоверных данных, полученных в ходе НОК ПО.
    Значительному повышению качества принимаемых решений на основании НОК ПО способствует всестороннее обсуждение не только результатов, но и основных характеристик процедуры оценки с экспертным и профессиональным сообществами, работодателями и их объединениями, общественными советами, а также самими участниками образовательных отношений и заинтересованными гражданами.
    Результаты НОК ПО могут быть использованы при формировании рейтингов и других форм представления результатов оценочных процедур.

    3. Проведение независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (НОК ОД)

    1. Функции НОК ОД:
    определение соответствия предоставляемого организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образования потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
    ориентирование потребителей образовательных услуг при выборе образовательной организации (программы) для получения образования, соответствующего их интересам, потребностям и возможностям;
    обеспечение открытости и доступности информации о деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
    обеспечение различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей) достоверной информацией, охватывающей различные аспекты деятельности образовательных организаций, для обоснованного принятия управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) и разработки программ и мер повышения качества образовательных услуг;
    повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.
    2. Для выполнения работ (оказания услуг) по проведению НОК ОД могут привлекаться организации-операторы, в том числе:
    федеральные организации, осуществляющие функции по оценке качества образования;
    организации, подведомственные федеральным и региональным органам управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в данном субъекте Российской Федерации (в соответствующем муниципалитете);
    иные организации, которые обладают необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования, социологических исследований, рейтингования организаций социальной сферы.
    К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут быть привлечены:
    некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
    коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы.
    Привлечение организаций на роль оператора НОК ОД может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.
    Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:
    разработка методики и инструментария проведения оценки;
    сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ДО, формирование баз данных;
    обработка и анализ информации, полученной в ходе НОК ДО;
    распространение (публикация, организация обсуждения и др.) результатов проведенной оценки;
    иные виды работ, услуг, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
    3. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД органы управления образованием реализуют следующие функции:
    формируют общественные советы по проведению НОК ОД. Формирование таких общественных советов осуществляется с обязательным участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) (далее – общественные организации). В случае если при органе управления образованием уже существует действующий общественный совет, функции и полномочия по проведению НОК ОД могут быть возложены на него. Делегирование полномочий по проведению НОК ОД действующему общественному совету может осуществляться только при условии согласования с соответствующим общественным советом;
    утверждают Положение об общественном совете по проведению НОК ОД. В случае делегирования полномочий по проведению НОК ОД уже существующему общественному совету орган управления образование должен утвердить внесение изменений и дополнений в Положение соответствующего общественного совета;
    разрабатывают с учетом предложений общественного совета по проведению НОК ОД техническое задание для организации ОКО (организации-оператора);
    размещают информацию о результатах НОК ОД на своих официальных сайтах и официальном сайте Минобрнауки России;
    рассматривают и учитывают в своей управленческой деятельности результаты НОК ОД, рекомендации по совершенствованию системы образования, предоставленные общественным советом по проведению НОК ОД;
    обеспечивают на своих официальных сайтах в сети “Интернет” техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Для этого могут быть использованы сервисы интерактивного голосования, электронное анкетирование, обсуждение на открытых коммуникативных площадках (форумах).
    Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве образовательной деятельности организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении организации-оператора, ответственного за проведение НОК ОД, а также при необходимости предоставляют организации-оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации).
    4. Общественные советы по проведению НОК ОД:
    определяют перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится НОК ОД;
    формируют предложения для разработки технического задания для организации-оператора, принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления с организацией-оператором;
    устанавливают при необходимости критерии НОК ОД (дополнительно к установленным пунктом 4 статьи 95.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» критериям);
    проводят НОК ОД с учетом информации, представленной организацией-оператором;
    представляют соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты НОК ОД, а также предложения об улучшении их деятельности.
    Общественный совет по НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав указанного общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети «Интернет».
    5. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД организации, осуществляющие образовательную деятельность, выполняют следующие функции:
    предоставляют в открытом доступе в сети «Интернет» отчет о результатах самообследования, а также информацию о своей деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации*;
    по результатам участия в процедурах НОКО разрабатывают, согласовывают с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;
    используют результаты НОКО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
    могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.
    6. Основные критерии и соответствующие параметры оценки деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регламентируются соответствующим законодательством Российской Федерации**.
    В качестве основных критериев НОК ОД выступают:
    открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
    комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
    доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
    удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
    Данные критерии являются обязательными при проведении НОК ОД. Дополнительно к ним органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут включить в проведение НОК ОД иные критерии, отражающие характеристики образовательных организаций и программ, важные для соответствующей системы образования.
    Введение (при необходимости) дополнительных критериев НОК ОД осуществляется общественным советом по проведению НОК ОД.
    7. НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.
    Каждая процедура НОК ОД может охватывать различные группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Группы участников таких процедур могут формироваться следующим образом:
    полный охват всех организаций определенного типа;
    выборочный охват организаций определенного типа.
    При выборочном охвате необходимо точно определить характеристики организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основании которых будет проводиться отбор участников НОК ОД.
    В частности, это могут быть:
    характеристики контингента обучающихся (например, школы, работающие в сложном социальном контексте);
    территориальная отнесенность (например, дошкольные образовательные организации, расположенные в сельской местности);
    ведомственная принадлежность;
    объемные показатели организации, осуществляющей образовательную деятельность (например, малокомплектные школы);
    специализация образовательных программ;
    иные характеристики.
    8. Процедуры НОК ОД осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Они призваны способствовать:
    развитию конкурентной среды в системе образования;
    популяризация подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
    сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.
    Информация о результатах НОК ОД размещается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет».
    Результаты оценки являются значимыми для широкого круга заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и других заинтересованных групп пользователей. Необходимо обеспечивать свободный доступ к полученным результатам НОКО.
    9. Подробная информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах НОК ОД должна размещаться в открытом доступе и содержать:
    описание методов и индикаторов, используемых при формировании Форм образовательных организаций;
    сведения о баллах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора;
    анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов.
    При формировании Форм организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или реализуемых ими образовательных программ необходимо учитывать специфику факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся и др.).
    Все информационные источники, используемые для построения Форм, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (данные ведомственной статистики, базы данных, мнения обучающихся, учителей и родителей (законных представителей), и т.п.).
    Формы, представленные в открытом доступе, должны содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в Формы, могут получить разъяснения о методологии, направить свои комментарии.
    При построении Форм в сфере общего и дополнительного образования детей целесообразно опираться на «Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации», утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 года***.
    3. Результаты независимой оценки качества образования могут быть представлены в различных формах (далее – Формы):
    Рейтинг – это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники оценки (организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные программы или системы образования) сравниваются между собой и размещаются в итоговом списке в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Как правило, размещение осуществляется по принципу «от лучших – к худшим»,
    Рэнкинг – это форма представления результатов оценки качества образования, при которой участников можно упорядочить по любому из имеющихся показателей. В отличие от рейтинга, это не зафиксированная форма, а база данных для получения всех интересующих вариантов ранжирований исходного списка.
    Таблица лиг – это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники разбиваются на некоторое количество групп (лиг) в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. В одну лигу входят участники, получившие сопоставимые оценки по выбранным показателям. Все участники, вошедшие в одну группу (лигу) считаются примерно равными по данным показателям.
    Топ лучших – это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой выделяются только те участники, которые попали в список «лучших». Количество «лучших» для топа определяют организаторы (заказчики) оценки. Для этого используют, как правило, круглые числа: Топ-100. Список «лучших» может также определяться самими оценками, полученными участниками при проведении оценочной процедуры. В этом случае «лучшие» – это те, кто получил оценку не ниже заданного порога.
    Аналитические материалы – это форма обобщенного представления результатов оценки качества образования, при которой индивидуальные оценки участников могут вообще не упоминаться, либо использоваться в качестве единичных отдельных примеров. Аналитические материалы могут быть оформлены как инфографика, либо как текстовый документ. Примерами текстовых аналитических материалов являются публичные доклады, отчеты о результатах и перспективах деятельности образовательных организаций и систем.

    4. Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития независимой оценки качества образования

    Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
    Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
    Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы;
    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95 «Независимая оценка качества образования»);
    Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации»;
    Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295;
    Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»;
    Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
    Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. № 951 «О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р»;
    Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
    «Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации», утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 г. http://www.oprf.ru/files/2014dok/reyting_obrazovanie01122014.pdf;
    В качестве инструктивно-методической базы в части подготовки информации о результатах работы образовательной организации рекомендуется использовать письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. № 13-312 «О подготовке публичных докладов».
    Заместитель
    Министра образования и науки
    Российской Федерации
    А.Б. Повалко
    _____________________________
    * Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 29); Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации»; приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (зарегистрирован в Минюсте России 28 января 2014 г. № 31135); приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте России 27 июня 2013 г. № 28908).
    ** Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 95.2); Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2015 г. № 35837).
    *** http://www.oprf.ru/files/2014dok/reyting_obrazovanie01122014.pdf

  3. seveliy Ответить

    В нашем советском прошлом вопрос выбора образовательных организаций перед обучающимися и их родителями не стоял. Во-первых, выбор школы ограничивался районом проживания (то есть, выбора фактически не было), а во-вторых, все школы, техникумы, училища и ВУЗы были государственными и “работали” по единым обучающим программам, что практически полностью исключало разделение образовательных учреждений на лучшие и худшие.
    Сегодня ситуация заметно изменилась. Мало того, что появилось большое количество частных образовательных организаций, которые предлагают огромнейшее разнообразие программ обучения, так еще и каждая из них стремиться предстать в глазах абитуриентов только с самой лучшей стороны. В результате, современные образовательные организации, помимо обязательных обучающих программ, предлагают различные дополнительные услуги (например, факультативные занятия по этикету или усиленная подготовка по химии, стажировка за границей или гарантированное трудоустройство и т.д.), призванные сделать учебное заведение в глазах потенциальных учеников и их родителей максимально привлекательным.
    Как же из всего этого многообразия предложений выбрать правильный ВУЗ, колледж, лицей или кружок? Прежде всего, обратить внимание на позицию образовательной организации в соответствующем рейтинге. Сегодня мы постараемся найти правильный “рецепт” выбора и рассмотрим более подробно те критерии, на основе которых составляются рейтинги образовательных учреждений.

    Как создают рейтинги и зачем они нужны?


    Анализ рейтинга образовательного учреждения это один из самых надежных способов оценить его престижность, эффективность обучения и перспективы карьерного роста после учебы. Поэтому свои рейтинги сегодня составляют не только специальные государственные организации, но и авторитетные профессиональные издания, онлайн порталы и научные центры образовательной сферы. При этом, для удобства потребителей, рейтинги делятся на разные категории: сельских и городских школ, детских садов, ВУЗов, колледжей, образовательных организаций, развивающих творчество учеников и т.д.
    В последние годы активное участие в создании ТОПов самых популярных учебных учреждений России разного уровня берут такие организации как рейтинговое агентство “ЭКСПЕРТ РА”, Московский центр непрерывного математического образования, Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, Федеральное агентство по образованию, Высшая школа экономики, независимое рейтинговое агентство в сфере образования “Рейтор” и Национальный исследовательский университет.
    Стоит отметить, что часто создание рейтингов образовательных организаций происходит при поддержке периодики, например, активно участвуют в этом процессе «Россия сегодня», «Учительская газета», «Социальный навигатор», «Директор школы», РИА Новости и “Коммерсантъ”.

    Как формируется рейтинг образовательного учреждения?

    Критерии создания рейтинга зависят от вида учебного учреждения и цели создания перечня. Например, рейтинг ВУЗов нацелен на анализ его престижности, эффективности обучения, перспектив карьерного роста. А ТОПы кружков и развивающих центров помогают родителям оценить качество преподавания, организации творческого процесса и их соответствие оплате. Каждый рейтинг создается по специально разработанной методике, с учетом специфики учебного заведения. Мы предлагаем вам ознакомиться с методикой создания и целями рейтингов самых популярных видов образовательных учреждений.

    Детские сады


    Главной целью создания рейтингов детских садов является решение проблемы их информационной доступности для родителей, стимулирование развития учреждения, создание новых образовательных методик и повышение уровня преподавания. Таким образом, рейтинги не только дают родителям необходимые данные, но и подталкивают руководителей дошкольных учреждений к усовершенствованию. Кроме того, рейтинги дают специалистам образовательной сферы объективную информацию о работе детсадов. Как правило, в качестве основных критериев формирования перечня лучших дошкольных учреждений выступают такие показатели, как:
    качество работы педагогов;
    результаты обучения;
    условия пребывания ребенка и безопасность;
    санитарно-гигиеническое состояние детсада;
    дополнительные услуги детского сада;
    оздоровление;
    доступность для детей с ограниченными возможностями.
    Кроме экспертов и руководства детсада, которое предоставляет все данные о работе организации, в создании рейтинга обязательно берут участие родители, дети (как те, кто еще посещают детский садик, так и те, кто уже пошли в школу). Родители практически каждого российского города могут найти региональный рейтинг детских садов в периодических изданиях и на образовательных порталах.
    Кстати, согласно итоговому Рейтингу муниципальных детских садов России по итогам 2014 года, оценку “отлично” не получил ни один детсад из 21 региона РФ. Наибольшее количество дошкольных учреждений (39 шт.), получивших оценку “хорошо” находятся в Самарской обл. 666 детских садов Новосибирской области стали лидерами в позиции “удовлетворительно”.

    Средне-образовательные школы

    Рейтинги школ направлены на то, чтобы помочь родителям детей школьного возраста определиться с местом учебы своего ребенка, путем рассмотрения всех преимуществ и недостатков образовательной организации, исходя из индивидуальных особенностей школьника. Здесь главным критерием должен быть не факт географического месторасположения школы, а качество ее работы и престиж заведения.
    Информацию, на основании которой создаются рейтинги, предоставляют региональные органы управления образованием, образовательные организации, выпускники и ученики школ. Заведение оценивают с точки зрения доступности и качества образования, возможностей для индивидуального развития, состояния материально-технической базы, результатов обучения (в частности по результатам сдачи ЭГЕ и участия в олимпиадах).
    Согласно рейтингу департамента образования Москвы лучшими школами в 2014 году стали: лицей №1535, СУНЦ МГУ, школа № 179 МИОО, «Пятьдесят седьмая школа», лицей «Вторая школа».

    ВУЗы


    Абитуриентам и их родителям часто непросто сделать правильный выбор среди огромного разнообразия образовательных организаций. И именно рейтинги ВУЗов помогают сделать окончательный выбор, и понять, какой ВУЗ подойдет вам больше всего.
    Рейтинги высших учебных учреждений создаются на базе особых критерий в силу специфики обучения. Решающими факторами считаются:
    результаты опросов среди выпускников и студентов, работодателей и преподавательского коллектива;
    качество преподавания, количество студентов, формы и методы обучения, уровень научных исследований, материально-техническая база, количество филиалов (эти данные предоставляет администрация ВУЗа);
    баллы по ЭГЕ студентов, зачисленных на первый курс;
    результаты опросов больших компаний, которые берут на работу молодых специалистов.
    Согласно рейтингу «Эксперт РА» в 2014 году в пятерку лучших ВУЗов России вошли: МГУ им. М.В. Ломоносова, Московским физико-технический институт, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Санкт-Петербургский государственный университет. Методика создания этого рейтинга формировалась на базе анализа статистических данных, опросов студентов, выпускников и работодателей.

    Вместо заключения

    Рейтинги образовательных учреждений, в основе которых лежат оценки работы и условий для обучения, отзывы выпускников и анализ результатов обучения, без всякого сомнения, помогут вам оценить работу образовательной организации по приоритетным критериям и сделать правильный выбор. Однако не стоит рассматривать их как “истину в последней инстанции”, поскольку каждый из ТОПов помимо объективной информации содержит и субъективные факторы (все-таки их составляют люди, которые могут подвергнуться влиянию извне).
    Поэтому, изучая рейтинги учебных учреждений и стремясь найти “свою” школу, колледж или ВУЗ, руководствуйтесь не только разумом, но и интуитивными ощущениями. И тогда вы обязательно выберете “правильную” образовательную организацию, которая откроет перед вами дорогу в светлое будущее.

  4. HellPler Ответить

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
    от 14 октября 2013 года
    Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций
    УТВЕРЖДАЮ
    Заместитель Министра образования
    и науки Российской Федерации
    А.Б.Повалко
    14 октября 2013 года
    Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством образования и науки Российской Федерации с целью содействия развитию системы независимой системы оценки качества работы образовательных организаций (далее – Методические рекомендации).
    В Методических рекомендациях дано определение независимой оценки качества образования с указанием основных “потребителей” результатов работы соответствующей системы, описаны формы независимой оценки качества, указаны возможные направления применения системы в деятельности органов управления образованием – соответствующая обобщенная информация представлена в разделе “Общие положения”. Также в методические рекомендации включены разделы, характеризующие объект, инструменты, заказчиков, участников независимой оценки качества образования, порядок использования инструментов независимой оценки качества образования для разработки и принятия управленческих решений.

    I. Общие положения

    Независимая оценка качества образования – оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:
    – потребностям физических лиц – потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
    – потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
    – учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.
    Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических или физических лиц с привлечением к этой оценке организаций, имеющих опыт в данной деятельности и использующих валидный инструментарий для проведения оценочных процедур. Вместе с тем, образовательная организация вправе выбрать сама те организации (общественные, общественно-профессиональные, автономные некоммерческие, негосударственные организации), которые будут содействовать получению ею независимой оценки деятельности.
    Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов, а также образовательных программ, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования.
    В мировой практике разработкой и реализацией процедур независимой оценки качества образования, в том числе рейтингов организаций, предоставляющих образовательные услуги, занимаются, как правило, независимые организации.
    Например, формирование мировых рейтингов университетов осуществляется информационными холдингами US News (выпускает рейтинг вузов US News and World Report), News UK (холдинг, выпускающий известное лондонское издание the Times). При создании рейтингов и при реализации иных форм независимой оценки качества в Российской Федерации проявляют инициативу российские информационные агентства и их региональные представители, например, информационное агентство “Интерфакс”, “Эксперт РА/РейтОР” рейтинговое агентство “Эксперт РА”, РИА “Новости”.
    На уровне региона, муниципального образования также может быть востребована сравнительная оценка (рейтингование) школ (например, в разрезе отдельных категорий: гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов).
    Результаты оценки могут оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей: родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней.
    Соответствующий рейтинг (или другие оценочные процедуры) может быть инициирован учредителем для последующего обсуждения параметров качества образования, соответствия запроса потребителей и предложений поставщиков на рынке образовательных услуг, места и роли продвинутых школ в развитии системы образования.
    Инициатором проведения сравнительных оценочных процедур также могут выступать общественный совет при региональном (муниципальном) органе исполнительной власти, региональная общественная палата, общественные объединения.
    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления могут инициировать проведение оценочных процедур с учетом перспективы их применения в интересах граждан.
    Инициативу по проведению оценочных процедур, направленных на получение результатов, значимых для отдельных граждан, проявляют сами граждане при обращении с соответствующим заказом в организации (к экспертам), осуществляющие такие процедуры.

    II. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций

    1. Методические рекомендации разработаны для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, в целях осуществления деятельности в интересах потребителей образовательных услуг и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:
    ________________
    С учетом результатов пилотных проектов по проведению независимой оценки качества в Астраханской области, Пермском крае.
    – привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
    – координацию действий ведомств, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
    – совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
    – мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.

    2. Система независимой оценки качества образования

    2.1. Объект независимой оценки качества образования
    Объектом независимой оценки качества образования могут быть:
    образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
    условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.;
    результаты освоения обучающимися образовательных программ;
    деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образов.
    2.2. Инструменты независимой оценки качества образования
    Согласно принципам информационной открытости в соответствии с действующим Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон) все образовательные учреждения обязаны представлять на своем сайте данные о своей деятельности (далее – открытые данные).
    Данная норма расширяет возможности для формирования различных инструментов независимой оценки качества образования. В этой связи органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, могут осуществлять мониторинг информационной открытости образовательных учреждений или рекомендовать его проведение негосударственным организациям с целью стимулирования через публикацию его результатов выполнения соответствующей нормы Федерального закона.
    Организации, осуществляющие оценочные процедуры, используют открытые данные, публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций (при согласовании с образовательной организацией) для построения рейтингов (рэнкингов) по различным основаниям, в интересах различных групп потребителей образовательных услуг.
    2.2.1. Рейтинги в образовании
    Рейтинги в сфере образования являются популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг.
    Вместе с тем, рейтинг – один из возможных в рамках независимой системы оценки качества образования подходов к представлению информации о результатах деятельности образовательных организаций. Для обеспечения качества и достоверности осуществляемых в субъектах Российской Федерации рейтингах необходимо соблюдение следующих рекомендаций:
    – информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах независимой оценки качества образования была размещена в открытом доступе и содержать:
    описание методов и индикаторов, используемых при построении рейтинга образовательных организаций;
    сведения о баллах и весах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора;
    анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов;
    – при формировании системы рейтингов необходимо учитывать специфику характеристик и факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся);
    – все информационные источники, используемые для осуществления рейтинга, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (отчетные данные ведомственной статистики, базы данных, результаты внешних оценочных процедур, мнения школьников, учителей и родителей, и т.п.);
    – результаты рейтинга должны быть направлены на удовлетворение запросов целевой аудитории (участников получения, предоставления образовательной услуги, заинтересованных организаций, ведомств) и представлены в открытом доступе в сети Интернет;
    – рейтинг, представленный в открытом доступе, должен содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в рейтинг, могут получить разъяснения о применяемой методологии, направить свои комментарии.
    2.2.2. Публичные доклады и другие открытые данные
    С переходом на новые образовательные стандарты образования расширено общественное участие в управлении образованием и оценке его качества, эффективности. Данные внешней и внутренней оценки публикуются образовательными организациями в публичном докладе, обсуждаются с участием представителей органов государственно-общественного управления образованием, СМИ, общественных объединений.
    В настоящее время в 84,4% организациях общего образования Российской Федерации созданы и осуществляют свою деятельность органы государственно-общественного управления (советы образовательного учреждения, управляющие советы, наблюдательные советы). В 51,5% школ Российской Федерации действуют одновременно несколько форм государственно-общественного управления.
    Необходимо обеспечить максимальное включение представителей данных органов в развитие региональной инфраструктуры независимой системы оценки качества образования, а также в совершенствование подходов к формированию содержания и форматов представления и обсуждения публичных докладов, используемых при оценке условий и результатов реализации образовательных программ соответствующего уровня.
    Параметры представления информации в публичных докладах уточняются в соответствии с ожиданиями и запросами граждан – потребителей образовательных услуг, представителей заинтересованных структур (бизнес, общественные объединения, профессиональные объединения и ассоциации). Публичные доклады размещаются на официальных сайтах образовательных организаций, органов, осуществляющих управление в сфере образования.
    В соответствии со статьей 97 Федерального закона органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования.
    Данные официального статистического учета, другие сведения, характеризующие условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации, размещаются на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети “Интернет”. При подготовке и размещении соответствующих данных необходимо руководствоваться Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 582).
    Размещенные в открытом доступе данные о деятельности образовательных организаций могут использоваться в процедурах независимой оценки качества образования при условии согласования участия самой организации в данных процедурах.
    2.2.3. Измерительные материалы
    Для определения уровня результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.).
    В качестве основы для разработки измерительных материалов используются:
    – требования соответствующих ФГОС к результатам освоения образовательных программ;
    – измерительные материалы международных сопоставительных исследований результатов образования;
    – требования заказчика.
    2.3. Заказчики независимой оценки качества образования
    В качестве заказчиков процедур независимой оценки качества образования могут выступать:
    – общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты – формируют заказ на проведение сопоставительных оценочных процедур для определения качества работы и результатов деятельности образовательных организаций совместно с информационными агентствами, организациями, осуществляющими процедуры независимой оценки качества образования;
    ________________
    В составе общественного совета целесообразно обеспечить участие представителей профессиональной педагогической общественности в количестве не более 1/3 его членов, а также обеспечить формирование перечня задач и полномочий, обеспечивающих проведение процедур независимой оценки качества образования.
    – учредитель образовательной организации – обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, для включения подведомственной организации (с учетом согласия на участие в соответствующей программе со стороны органа государственно-общественного управления данной организации) в соответствующие программы оценочных процедур (в том числе рейтинги, формы общественно-профессиональной аккредитации, др.);
    – органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления – согласовывают с общественным советом инициативу по проведению соответствующих оценочных процедур и совместно формируют заказ организациям, осуществляющим процедуры независимой оценки качества образования, обеспечивая открытость этапов обсуждения и согласования заказа;
    – руководитель образовательной организации – обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, а также экспертам в области оценки качества образования с целью независимой оценки качества реализуемых его организацией образовательных программ;
    – педагогический работник образовательной организации – имеет право обратиться к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью проведения оценки качества собственной профессиональной деятельности, в том числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории;
    – родители обучающихся – обращаются непосредственно в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью определения уровня результатов освоения образовательных программ обучающегося. Выбранная организация с учетом образовательной программы, осваиваемой обучающимся, разрабатывает и проводит оценочные процедуры, по результатам которых формирует рекомендации родителям обучающегося;
    – обучающиеся старших классов – имеют право обратиться в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, и пройти независимое тестирование, анкетирование, и иные формы оценки уровня результатов освоения образовательных программ и получить рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, перспективам получения профессионального образования.
    2.4. Участники независимой оценки качества образования
    2.4.1. Образовательные организации:
    – обеспечивают сбор информации по показателям деятельности, подготовку публичных докладов и размещение их в открытом доступе на официальных электронных ресурсах образовательных организаций в информационно-коммуникационной сети Интернет*;
    ________________
    * Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, устанавливаются Минобрнауки России (п.3 части 2 статьи 29 Федерального закона).
    Во исполнение п.4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 в 4 квартале 2013 года Минобрнауки России будут утверждены показатели мониторинга системы образования, методика их расчета, а также технический регламент оформления и представления на сайте статистической информации о деятельности образовательной организации.
    – предоставляют в открытом доступе в сети Интернет отчет о результатах самообследования, а также информацию в соответствии с принципами открытости согласно действующему Федеральному закону;
    – по результатам участия в процедурах независимой оценки качества образования разрабатывают, согласовывают с органами государственно-общественного управления образовательной организации и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;
    – используют результаты независимой оценки качества образования для решения задач, отраженных в основной образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
    – обеспечивают открытость и доступ к всесторонней информации об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах;
    – могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.
    2.4.2. Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования:
    – формируют перечень показателей деятельности образовательных организаций, предлагаемых для оценки, предложения по периодичности, механизмам получения информации;
    – разрабатывают порядок проведения оценочных процедур, контрольно-измерительные инструменты, методики и другие инструменты, с помощью которых организуется работа по проведению независимой оценки качества образования;
    – анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем;
    – разрабатывают методологию и проводят рейтингование образовательных организаций, другие оценочные процедуры;
    – проводят по заказу образовательных организаций экспертизу качества образования – систематический, независимый и документированный процесс, экспертная оценка качества работы образовательной организации, ее подразделения, реализуемых ею отдельных образовательных программ на основе представленных материалов и установление соответствия объекта исследования определенным и согласованным критериям оценки;
    – участвуют в работе общественных советов для обсуждения общей стратегии развития независимой оценки качества в регионе, результатов оценочных процедур;
    – участвуют в разработке или разрабатывают электронную среду для организации оценочных процедур с использованием с целью повышения эффективности и прозрачности этих процедур;
    – участвуют (по согласованию) в процедурах государственной аккредитации образовательной деятельности;
    – готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур.
    Организации и отдельные эксперты осуществляют свою деятельность в соответствии со сформированным заказом на проведение независимой оценки качества образования.
    Особое внимание необходимо уделять обеспечению соответствия качества используемых инструментов оценки современным требованиям, учитывая при разработке критериев разнообразие и разнонаправленность образовательных программ, реализуемых образовательными организациями.
    К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут быть привлечены:
    – некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
    – коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
    – региональные центры оценки качества образования;
    – отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования.
    ________________
    В составе общественного совета целесообразно обеспечить участие представителей профессиональной педагогической общественности в количестве не более 1/3 его членов, а также обеспечить формирование перечня задач и полномочий, обеспечивающих проведение процедур независимой оценки качества образования.
    Возможно привлечение нескольких исполнителей под разные технические задачи: разработка методики оценочных процедур, проведение оценки, создание базы данных, статистико-математическая обработка результатов, анализ результатов оценочных процедур; подготовка материалов к публикации и публикация.
    2.4.3. Общественные советы:
    – определяют стратегию проведения независимой оценки качества образования в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;
    – готовят предложения в открытый перечень организаций, индивидуальных предпринимателей, которые могут проводить независимую оценку качества образования в регионе, а также рекомендуют широкой общественности кандидатов в список физических лиц – экспертов регионального уровня;
    – проводят общественные обсуждения критериев планируемых оценочных процедур, итогов независимой оценки качества образования при участии экспертных организаций и отдельных экспертов, готовят предложения по улучшению качества услуг, предоставляемых образовательными организациями;
    – оказывают содействие деятельности рейтинговых агентств, организаций и отдельных экспертов, осуществляющих оценочные процедуры, социологические исследования при реализации процедур независимой оценки качества образования;
    – координируют деятельность по организации общественной экспертизы предлагаемых и реализуемых методик независимой оценки качества образования.
    2.4.4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления:
    – содействуют созданию условий для формирования и развития в регионе независимых организаций, обеспечивающих проведение объективных, независимых оценочных процедур в отношении результатов и качества образования;
    – формируют и координируют деятельность общественных советов;
    – вносят на рассмотрение общественных советов предложения по планам мероприятий, направленных на проведение независимой оценки качества образования, в том числе рейтингов, на муниципальном, региональном уровнях, по содержанию технического задания на разработку методики оценки, в том числе рейтингов;
    – развивают региональные центры оценки качества образования;
    – обеспечивают подготовку и размещение в открытом доступе на официальных электронных ресурсах в сети Интернет информации по показателям деятельности региональных, муниципальных систем образования*, публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием в том содержащие описание результатов независимой оценки качества образования;
    ________________
    * Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, устанавливаются Минобрнауки России (п.3 части 2 статьи 29 Федерального закона).
    Во исполнение п.4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 в 4 квартале 2013 года Минобрнауки России будут утверждены показатели мониторинга системы образования, методика их расчета, а также технический регламент оформления и представления на сайте статистической информации о деятельности образовательной организации.
    – способствуют проведению рейтингов для образовательных организаций, содействуют их многообразию и учету их результатов при поведении региональных, муниципальных оценочных процедур;
    – координируют деятельность по созданию условий для обеспечения информационной открытости государственных (муниципальных) образовательных организаций;
    – формируют и размещают открытый список организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, физических лиц – экспертов регионального уровня на сайте регионального органа управления образованием;
    – обеспечивают открытость при формировании заказа на оценку деятельности или результатов деятельности образовательных организаций, при согласовании набора критериев оценки, методологии оценочных процедур.
    Приоритетными задачами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления являются поддержка и содействие развитию независимых институтов оценки качества образования, взаимодействие с региональными общественными палатами, общественными организациями. В качестве форматов переговорных площадок рекомендуется использовать официальные электронные ресурсы в информационно-коммуникационной сети “Интернет”, общественные слушания, заседания общественного совета, др.

    3. Использование инструментов независимой оценки качества образования

    Процедуры независимой оценки качества образования осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг, призваны способствовать:
    – развитию конкурентной среды;
    – выявлению и распространению подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
    – сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.
    При подготовке управленческих решений на уровне региона, муниципального образования на основе результатов независимой оценки качества образования (за исключением перечисленных в части 6 статьи 95 Федерального закона) необходимо обеспечить соблюдение ряда условий:
    органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, обсуждают возможность использования результатов независимой оценки качества образования для соответствующих управленческих решений (например, о выделении дополнительного финансирования из фонда поддержки качества образования), обеспечивают открытость информации о результатах обсуждения;
    при разработке предложений (методологии, инструментария) по проведению оценочных процедур должны учитываться актуальные интересы и потребности потребителей образовательных услуг;
    пакет предложений по проведению процедур независимой оценки качества образования, включая инструменты оценки качества образования, согласовываются с общественным советом, протоколы согласования размещаются на официальном электронном ресурсе органа власти;
    органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают:
    – информационное сопровождение процедур независимой оценки качества образования, открытость методик, на основе которых они проводятся;
    – условия для предоставления образовательными организациями в открытом доступе достоверных данных.

    4. Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития системы независимой оценки качества образования

    – Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (статья 95 “Независимая оценка качества образования”);
    – Федеральный закон от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ “Об Общественной Палате Российской Федерации” (п.1-2 статьи 2 “Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
    1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;
    2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений”);
    – Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики” (подпункт “к” пункта 1 “…обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности”);
    – постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года N 286 “О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги”;
    – постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 582 “Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации”;
    – постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 “Об осуществлении мониторинга системы образования”;
    – распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года N 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы;
    – Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 792-р;
    – приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 года N 462 “Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации” (далее – Порядок);
    – приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 года N 951 “О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года N 487-р”.
    В качестве инструктивно-методической базы в части подготовки информации о результатах работы образовательной организации рекомендуется использовать письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 года N 13-312 “О подготовке публичных докладов”.
    Электронный текст документа
    подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
    файл-рассылка

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *