Рифма мужская и женская что это такое?

13 ответов на вопрос “Рифма мужская и женская что это такое?”

  1. Kagagar Ответить

    Пора уже, думаю, внести ясность, что такое рифма, какая она бывает и какие существуют способы рифмовки. То есть, сразу важно уловить – рифма и тип рифмовки – это не одно и тоже.
    В типовых вариантах за 2011 год вопросы про мужскую, женскую рифму не встречались, были только про способ рифмовки, естественно, выпускник, видя слово рифма, по привычке вводил свой ответ.
    Давайте же обратимся к одному из вариантов, где звучит вопрос про рифму – Вариант 10.
    Как называется рифма, использованная во всех строфах стихотворения?
    Для сравнения сразу покажу вопрос со типом рифмовки – Вариант 15.
    Какой тип рифмовки использовал поэт в 1-й строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей»?
    Подчеркнул вам ключевые слова, как видите, разница в вопросах есть, не путайте.
    Теперь, думаю, стоит перейти к терминологии.
    Рифма у нас бывает двух видов: мужская и женская, очень редко встречается дактилическая и гипердактилическая. Назвал последние два с той целью, чтоб всякие умники не пытались сказать, что мы тут не то даём.
    Пример мужской рифмы:
    И море, и буря качали наш че’лн;
    Я, сонный, был предан всей прихоти во’лн.
    Две беспредельности были во мне’,
    И мной своевольно играли оне’. (Ф.И. Тютчев “Сон на море”).
    Мужская рифма – это такая, при которой ударение в стихотворной строке падает на последний слог.
    У женской рифмы, следуя логике, ударение падает на предпоследний. Запомнить это можно так: мужики всегда последние, идут после дам. =)
    Пример женской рифмы:
    Есть речи значе’нье,
    Темно иль ничто’жно,
    Но им без волне’нья
    Внимать невозмо’жно,
    Как полны их зву’ки
    Безумством жела’нья!
    В них слезы разлу’ки,
    В них трепет свида’нья. (М.Ю. Лермонтов “Есть речи значенье”).
    В дактилической рифме ударение падает на 3й слог с конца, в гипердактилической на 4й слог с конца. В ЕГЭ встречаются только мужская и женская.
    Отчеркнули. Перейдем на тип рифмовки (система рифмовки, способ рифмовки, вид рифмовки – всё это одно и тоже). На самом деле, у нас уже есть материал на рифмовку, но повторим еще раз, не отходя от кассы.
    В кимах встречаются следующие термины: смежная (парная), кольцевая (кольцо) и перекрёстная.
    Смежная – рифмовка смежных стихов: первое со вторым, третье с четвертым, пятое с шестым и т.д. ааББ
    По небу полуночи ангел летел (а)
    И тихую песню он пел; (а)
    И месяц, и звезды, и тучи толпой (Б)
    Внимали той песне святой.; (Б)
    Кольцевая – первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей. аББа
    Любовь и дружество до вас (a)
    Дойдут сквозь мрачные затворы, (Б)
    Как в ваши каторжные норы (Б)
    Доходит мой свободный глас. (a)
    Перекрёстная – первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. аБаБ
    О милых спутниках, которые наш свет (а)
    Своим сопутствием для нас животворили
    , (Б)
    Не говори с тоской: их нет;
    (а)
    Но с благодарностию: были. (Б)
    Это то, что бывает на ЕГЭ, всякие там сложные, открытые, бедные и проч. рифмы вы будете изучать на филфаке, к ЕГЭ необходим самый минимум, который я здесь вам осветил.

  2. Tehuginn Ответить

    Рифмой называют повтор сходных комбинаций звуков, которые связывают и переплетают таким образом между собой как минимум две строки. Также рифма может сплетать между собой симметрично стоящие места строчек, располагаясь, к примеру, посередине. По русским канонам считается показателем рифмы наличие в словах в окончании строчки одних и тех же гласных, стоящих под ударением. Повторный звук в конце строчки – клаузуле – выделяет паузу между строчками и задает ритм всего произведения. Рифма подразделяется на виды в зависимости от места ударения в созвучных словах. Она бывает:
    женская;
    дактилическая;
    мужская;
    гипердактилическая;
    точная;
    неточная.

    Мужская

    Мужская – это рифма, при которой в созвучных словах в конце строки ударение приходится на последний слог. Например:
    На чужих небесах
    Неродная звезда,
    Я живу только в снах,
    Я упал из гнезда.
    Мужской клаузулой может завершаться стопа ямба, анапеста, а также усеченная стопа хорея, амфибрахия и дактиля. Кроме того, это могут быть разные виды акцентных стихотворных произведений, тактовый и долевых, которые завершаются иктом. Таким способом написаны, например, «Черная, потом пропахшая выть» Есенина и «С последнею нежностью, потому» Цветаевой.

    Женская

    В этом случая ударение падает на предпоследний слог в строчке:
    Замело на несчастной планете,
    То ль пурга, то ль тоска виновата,
    Но смеются одни только дети,
    В бой идут уж не только солдаты.
    Строка должна оканчиваться одним слогом без ударения. Стихотворный размер может быть практически любым, усеченным или нет. Из классики можно вспомнить Лермонтова «Утес».

    Дактилическая

    Ударение при данном типе рифмовки должно падать на слог, третий с конца. Это идентично схеме дактиля – стихотворного размера, при котором ударный звук чередуется с двумя безударными.
    В поле, в лесу – всё-то прелесть незримая,
    Всё невесомая, звонкая, чудная.
    Как же мне слиться с тобою, о милая
    Матерь-природа, живая и юная?
    С помощью этой клаузулы написана известная блоковская «Незнакомка» и «Пророк» Пушкина. Стихи эти звучат по-разному за счет использования разных размеров.

    Гипердактилическая

    При такой разновидности клаузулы ударение ставится на четвертый и следующие после него от конца строчки слоги. Это нечастый способ. Родился он благодаря устному фольклорному творчеству, в котором не всегда есть строгий размер. Например, он может выглядеть так:
    А русалка из пруда водой поплескивает,
    Добра молодца манит, косу причесывает.
    Подобную рифму можно встретить в классике, например, в произведении Брюсова «Друзья».

    Точная и неточная

    Рифма может быть точной или неточной – тут играет роль совпадение и несовпадение звуков в переплетающихся клаузулах. Вот пример точной:
    Блеснет на небе утром мимолетным
    От ливня, слез и рос промокшая заря,
    И человечество ребенком беззаботным
    Продолжит жить, дышать, всё руша и творя.
    Неточная рифма выглядит следующим образом:
    Молод день, певуч и светел,
    Слышен колокол вдали,
    Над костром разносят пепел
    Полевые глухари.
    Неточные рифмы являются отклонением от классических канонов, но часто применяются сознательно, для придания произведению оригинального звучания. Состав заударных гласных в них разнится.

    Заключение

    Стихотворения могут чередовать в себе разные виды рифм или сочетать один. Часто встречаются произведения с попеременной мужской и женской клаузулой, например:
    По острым камням выжженных долин истерши ноги,
    Из виду упустил единственный маяк.
    Я долго брел во тьме, не находя дороги,
    Несозданных миров искатель и чудак.
    Это чередование может быть как упорядоченным, так и случайным. По статистике, среди стихотворных произведений русских классиков чаще всего встречается женская рифма – она занимает больше половины от всех других видов. На втором месте мужская, а на последнем – дактилическая и гипердактилическая. А вот в других языках это соотношение иное. Например, в английском подавляющее количество рифм – мужские (около восьмидесяти процентов от всех). Можно предположить, что частота использования той или иной рифмы зависит от свойств языка – в русском больше длинных и певучих слов, в языках же с латинскими корнями слова короче и ударение в них чаще падает на последний слог.

  3. Goltilkis Ответить

    Точных и богатых рифм, естественно, гораздо меньше, чем неточных, и большинство из них употреблялись по многу раз, переходя в разряд банальных – кровь – любовь, пой –бой, солнце – оконце и так далее. Поэтому в современной поэзии используется больше неточных рифм. Главное тут – не переборщить и соблюсти норму. Допустим, если всё ваше стихотворение держится на точных рифмах, одна неточная будет портить всю картину, выглядеть откровенно слабой и натянутой. А точная рифма в финальном двустишии английского сонета может оказать эффект разорвавшейся бомбы и достойно завершить стихотворение.
    4) По лексическим признакам.
    Тавтологическая – полный повтор слова или словоформы (слово рифмуется само с собой). Примеры – знаменитый «ботинок – полуботинок», «любил – не любил», «пришёл – ушёл». Следует отличать от омонимической и каламбурной рифмы.
    Пример – хрестоматийное пушкинское:
    «Всё мое»,— сказало злато;
    «Всё мое»,— сказал булат.
    «Всё куплю»,— сказало злато;
    «Всё возьму»,— сказал булат.
    А.С. Пушкин. Злато и булат
    Тавтологическая рифма зачастую случайно «проскальзывает» в стихах начинающих авторов. Это довольно распространённая ошибка, её лучше не избегать, если только вы не добиваетесь тавтологической рифмой определённого эффекта (как в примере выше).
    Омонимическая – рифма, в которой написание и звучание рифмующихся слов совпадает, но слова имеют различное значение, например: ключ (средство открывания замка) – ключ (родник), стекло (существительное) – стекло (глагол) и т.д.
    Мне боги праведные дали,
    Сойдя с лазоревых высот,
    И утомительные дали,
    И мёд укрепный дольних сот.
    Когда в полях томленье спело,
    На нивах жизни всхожий злак,
    Мне песню медленную спело
    Молчанье, сеющее мак.
    Когда в цветы впивалось жало
    Одной из медотворных пчёл,
    Серпом горящим солнце жало
    Созревшие колосья зол.
    Когда же солнце засыпало
    На ложе облачных углей,
    Меня молчанье засыпало
    Цветами росными полей.
    И вкруг меня ограды стали,
    Прозрачней чистого стекла,
    Но тверже закалённой стали,
    И только ночь сквозь них текла,
    Пьяна медлительными снами,
    Колыша ароматный чад.
    И ночь, и я, и вместе с нами
    Мечтали рои вешних чад.
    Ф.Сологуб. Мне боги праведные дали,
    Каламбурная – схожа с омонимической, только вместо абсолютно идентичных по написанию и звучанию слов применяются рифмы, основанные на фонетическом звучании нескольких слов, например:
    Нёс медведь, шагая к рынку,
    На продажу мёду крынку.
    Вдруг на мишку — вот напасть —
    Осы вздумали напасть!
    Мишка с армией осиной
    Дрался вырванной осиной.
    Мог ли в ярость он не впасть,
    Если осы лезли в пасть,
    Жалили куда попало,
    Им за это и попало.
    Я.А. Козловский
    С нею я дошёл до сада
    И прошла моя досада,
    И теперь я весь алею,
    Вспомнив тёмную аллею.
    Д.Д. Минаев
    Каламбурная рифма успешно используется в пародировании. Но удачная каламбурная рифма может послужить и удачным украшением серьёзного стихотворения.
    Паронимическая – рифма, образуемая словами, близкими по звучанию и написанию – паронимами.
    Темной славы головня,
    Не пустой и не постылый,
    Но усталый и остылый,
    Я сижу. Согрей меня.
    В. Хлебников. О, черви земляные…
    5) По частеречной принадлежности:
    однородная: глагольная, именная, местоимённая и др.
    разнородная: глагольно-именная, именно-числительная, именно-именная (существительное+прилагательное) и т.д.: Китай — играй.
    составная – рифмы с участием союзов, частиц, местоимений и служебных частей речи:  ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п.
    6) По степени новизны (банальные / оригинальные).
    7) По языковой принадлежности (макароническая рифма).
    Особый вид рифмы, когда слова русского языка рифмуются со словами другого языка:
    Hу, – думают, – команда!
    Здесь ногу сломит черт,
    Es ist ja eine Schande,
    Wir mussen wieder fort.
    А. К. Толстой. История государства российского…

  4. сегодня не реально не мой день Ответить

    Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском класическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
    В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает:
    Мужская – рифма с ударением на последнем слоге в строке.
    И море, и буря качали наш челн;
    Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
    Две беспредельности были во мне,
    И мной своевольно играли оне.
    Женская – с ударением на предпоследнем слоге в строке.
    Тихой ночью, поздним летом,
    Как на небе звезды рдеют,
    Как под сумрачным их светом
    Нивы дремлющие зреют.
    Дактилическая – с ударением на третьем от конца строки слоге.
    Девочка во поле с дудочкой ивовой,
    чем ты поранила веточку вешнюю?
    Плачет у губ она утренней иволгой,
    плачет все горше и все безутешнее.
    Гипердактилическая – с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.
    Леший бороду почесывает,
    Палку сумрачно обтесывает.
    (по материалам Справочника по стихосложению Г.Апановича)

  5. Ariugda Ответить

    Всякий поэт знает, что рифма различается:
    По количеству совпадающих звуков (точная, неточная);
    По числу слов, входящих в рифмующиеся словосочетания (простая, сложная);
    По общему количеству слогов (равносложная, неравносложная);
    По тому, на какой слог падает ударение (мужская, женская, дактилическая);
    По фонетическим особенностям (усечённая, замещённая, йотированная).
    Точная – неточная.
    Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма считается точной: конь – огонь. Если совпадает меньшая часть фонем, рифма неточная: снежок – ледок.
    Простая – сложная.
    Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма (пень – лень), когда соединяем между собой группы слов (в окне – на дне) или одно слово с группой слов (давно — всё равно), рифма называется составной или сложной.
    Равносложная – неравносложная.
    Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой число слогов одинаково: зи-ма – са-ма. В неравносложной количество слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма.
    Мужская – женская – дактилическая.
    Если ударение падает в рифмующихся словах на последний от конца слог, такая рифма называется мужской: пожАр – самовАр.
    Если ударение падает на предпоследний слог, рифма является женской: гОрод – распОрот.
    Когда же ударение падает на третий и далее от конца слог, рифма считается дактилической: орУжие – обнарУживая.
    Усечённая – замещённая – йотированная.
    Усечённой рифма имеет место тогда, когда на конце слова как бы отсекается звук или слог: тепло – слов. Пара держится на ударном слоге «ло», а концевой согласный отпадает.
    Йотированная — разновидность усечённой рифмы. «Пропадет» звук «й» на конце одного из слов: дно – родной.
    При замещении один звук меняется на другой в начале слова (речка – печка), середине (вагон – ворон), конце (поток – потом). Замещённая рифма очень нравится детям, она полезна для развития речи.

    Способы рифмовки

    В классическом стихосложении, представленном в школьной программе, поэтические тексты чаще всего делятся на четверостишия. Это вид строфики – самый распространённый в русской поэзии.
    Рифмующиеся строки могут располагаться внутри четверостишия по-разному.
    В зависимости от этого выделяют следующие способы рифмовки:
    — параллельный (парный);
    — кольцевой (опоясывающий);
    — перекрёстный.
    Проиллюстрируем все три вида:
    Над землёй метель кружится,
    Словно сказочная птица.
    Где падёт её перо,
    Там сияет серебро.
    Слова «кружится» – «птица», «перо» – «серебро» стоят рядом, в соседних (параллельных) строчках и образуют пары. Такую рифмовку называют парной или параллельной.
    Над землёй метель кружится,
    Сыплет белое перо.
    Там сияет серебро,
    Где земли коснётся птица.
    Теперь рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Если соединить их линиями, получится часть колечка или пояска с короткой внутренней и длинной внешней стороной, поэтому такую рифмовку называют кольцевой или опоясывающей.
    Самая привычная для нас схема выглядит так:
    Над землёй метель кружится,
    Рассыпает серебро,
    Словно сказочная птица,
    Обронившая перо.
    Рифмуются 2 и 4, 1 и 3 строки. Если соединить двумя линиями пары рифм, эти линии пересекутся, образуя крест. Данный способ рифмовки назвали перекрёстным.
    Использовать все три вида рифмовки в одном стихотворении не приветствуется, особенно, если человек только начал осваивать стихосложение, но мастер способен сотворить из такого соединения чудо!
    Так, А.С.Пушкин придумал новый вид строфы, записав три четверостишия с разными способами рифмовки и увенчав их итоговым двустишием. Таким стихом написаны главы его знаменитого романа «Евгений Онегин». Созданную поэтом строфу стали называть «онегинской».

    Заключение

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *