Сколько лет проработал крылов в петербургской публичной библиотеке?

16 ответов на вопрос “Сколько лет проработал крылов в петербургской публичной библиотеке?”

  1. Evgeny-72 Ответить

    А.Н. Оленин, зная И.А. Крылова, как человека, знакомого с книгопродавцами, вводит его 24 апреля 1817 г. в члены создаваемого временного комитета по сдаче торговых помещений Библиотеки в аренду и по руководству различными хозяйственными делами. В работе этого комитета И.А. Крылов участвует вплоть до марта 1841 года. Необходимые суммы были получены от сдачи в аренду книгопродавцам имеющихся у Библиотеки шести торговых помещений. Торги устраивались каждое четырехлетие, и Библиотека получала значительные суммы на приобретение книг, отсутствующих в Библиотеке [3, с. 48].
    По предложениям библиотекаря Русского отдела делались очень крупные приобретения. Так, в 1819 г. книгопродавец А.Ф. Прохоровский предложил библиотеке 784 тома за 3000 р., и они были приобретены “по одобрению, сделанному об оных библиотекарем Крыловым” [3, с. 49]. В 1826 г. по его предложению библиотека купила литературу у книгопродавца М.П. Глазунова. Иван Андреевич занялся и хлопотным обменом одноименных книг – отдал Смирдину “разнопереплетенные” библиотечные, а взял такие же, но в одинаковых переплетах (почти 500 томов).
    Следующий пример показывает, что И.А. Крылов готов был биться и бился за каждую книгу, нужную библиотеке [3, с. 50]. Речь идет о приобретении части ценнейшего собрания старопечатных книг и рукописей графа Ф.А. Толстого, его личная библиотека не имела себе равных в России. Из частных собраний с ней могла соперничать только библиотека Н. П. Румянцева.
    Приобретение 377 старопечатных книг и 1300 рукописей на огромную сумму 150 000 р. считается большим событием в жизни Публичной библиотеки [3, с.51]. Доставленную из Москвы коллекцию принимали: И.А. Крылов – старопечатные книги и А. Х. Востоков – рукописные. При сверке наличности с описью выяснилось, что одной редкой книги 1694 г. издания (она числилась в каталоге под № 283) не оказалось на месте. В связи с недостачей Иван Андреевич неоднократно ходил к графу, рассматривал его предложения о замене, отвергал их, т.к. они не удовлетворяли требовательного библиотекаря, прежде всего потому, что были слишком “молодые”. Только после долгих переговоров было найдено взаимоприемлемое решение, устраивающее знатного коллекционера и библиотеку.
    Благодаря успешной деятельности И.А. Крылова фонд Русского отделения уже в 1836 году составил 20 тыс. книг, а в 1843 – около 30 тыс., не считая 10 тыс. бесплатных экземпляров [1, с. 53]. Таким образом, И.А. Крылов и его помощник И.П. Быстров фактически создали отделение русских книг в Библиотеке.
    В 1829 г. Публичная библиотека впервые провела страхование своих изданий и книг Русского отделения. Работа И.А. Крылова в этом деле выразилась в определении ориентировочной стоимости русского фонда [3, с.53].
    Многие годы после кончины В.С. Сопикова во всем Русском отделе библиотеки работал один сотрудник – сам И.А. Крылов. Иногда при работе над каталогами ему помогали М. Н. Загоскин и А.А. Дельвиг. Но дел было много, с увеличением книг возрастал и объем работы. Вдобавок ко всему приходилось тратить много сил для подготовки всевозможных записок и рапортов, которые надо было писать по всей форме и обстоятельно. И.А. Крылов нашел себе помощника Ивана Павловича Быстрова. По поручению и при помощи И.А. Крылова И. П. Быстров составил систематические реестры книг “для удобнейшего и скорейшего приискивания их по требованиям посетителей” [3, с. 54].
    Из этого примера видно, что И.А. Крылов не только лично способствовало процветанию библиотеки, но и обучал молодых сотрудников.
    Особенно много труда поглощал каталог русских книг, над которым И.А. Крылов работал более 10 лет [26, с. 230]. Это капитальный библиографический труд под названием «Библиографические алфавитные указатели, составленные Иваном Андреевичем Крыловым, библиотекарем Императорской Публичной библиотеки», который представлял собой рекомендательный перечень около 3 тыс. названий по философии, праву, физике, химии, художественной литературе. В своем указателе Крылов поместил наиболее значительные книги по различным отраслям знаний. Большое место в указателе занимала художественная литература (более 1800) книг. Классификация художественной литературы в указателе отличалась простотой и оригинальностью замысла.
    Роль И.А. Крылова, как заведывающего русским отделением, не ограничивалась пополнением, учетом фондов. Вся совокупность работ по организации фонда также лежала на нем [3, с. 57]. Приемка книг в отделение производилась лично И.А. Крыловым или его помощником. Один из пунктов «Положения» об управлении Публичной библиотекой требовал от библиотекарей ответственности за «целостность книг и содержание их в порядке», и И.А. Крылову приходилось немало работать, чтобы установить и поддержать этот порядок в Русском отделении. В связи с производившимися ремонтными и строительными работами и расширением Русского фонда, последний неоднократно переставлялся. Вначале, при недостатке помещения, книги стояли в шкафах в несколько рядов, затем их поместили в один ряд. В Библиотеку поступало много изданий без переплета, типа листовок, брошюр, различного мелкого материала. И.А. Крылов для удобства их хранения и использования придумал ставить эти мелкие издания в картонные футляры, сделанные в форме книг.
    Кроме того, за время пребывания в библиотеке он выполнял по заданию А.Н. Оленина ряд специальных заданий. Он был, например, членом комиссии по составлению славяно-русского словаря, писал записи и принципах каталогизации книг, входил в состав хозяйственного комитета, готовил всевозможные библиографические материалы [8, с. 37].
    В заключении, нужно добавить, что И.А. Крылов не только способствовал росту книжных богатств Публичной библиотеки и составлял всевозможные указатели и каталоги, но и часто дежурил в читальном зале. И в обслуживание читателей он внес присущую ему смекалку, разработав новую систему выдачи книг [3, с. 74].
    Таким образом, И.А. Крылов внес огромный вклад в развитие русской литературы и просвещения. Наиболее известные его произведения – «Клеопатра», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники», «Модная лавка», «Урок дочкам», «Триумф, или Подщипа». Басенное творчество И.А. Крылова, включающее более 200 басен, завоевало ему славу национального поэта. Немаловажную роль в развитии русского просвещения сыграли сатирические журналы И.А. Крылова: «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий». И.А. Крылов проявил себя не только как талантливый баснописец, драматург, журналист и издатель, но и как любящий свое дело библиотекарь. Необходимо отметить, что биографы Крылова часто ограничивались простым упоминанием об этой деятельности или приводили такие сведения, которые, по существу, заключали в себе отрицание всякого значения тринадцатилетней работы великого баснописца в Публичной библиотеке и создавали у читателя представление о нем, как о нерадивом чиновнике [3, с.3]. Тем не менее, анализ работы Крылова в Публичной библиотеке в Петербурге доказывает обратное.
    Прежде всего, Крылов со своими помощниками фактически создали отделение русских книг в Библиотеке, пополнение которого велось за счет поступления обязательного экземпляра и приобретения книг у книгопродавцев и владельцев частных собраний. Затем, И.А. Крылов вел большую работу по организации и каталогизации: составлял каталоги, шифровал и расставлял книги на полках. Он также составлял списки литературы для читателей и библиографические указатели, выполнял библиографические справки. Кроме того, еще одна сторона деятельности И.А. Крылова в библиотеке – его дежурства в читальном зале. В архиве Публичной библиотеки сохранилось дело дежурств в читальном зале в 1814 г., из которого следует, что И.А. Крылов, как и другие служащие, дежурил в среднем два раза в месяц [3, с. 71]. Дежурящий библиотекарь следил за состоянием библиотеки в течение суток. Такие дежурства И.А. Крылов нес до 1830-х гг.

  2. maha74 Ответить

    13 февраля исполняется 250 лет со дня рождения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Крылов был чрезвычайно одаренным человеком: хорошим математиком, неплохим художником, прекрасным скрипачом. Обладая великолепным чувством юмора, Крылов буквально сыпал пословицами и поговорками. Но не всем известно о том, какой вклад внес Иван Андреевич в развитие библиотечного дела.

    Во время Отечественной войны 1812 г. великий баснописец пришел служить в Императорскую публичную библиотеку Санкт-Петербурга (сначала — помощником библиотекаря, а с 1816 г. — библиотекарем и заведующим Русским отделом). Работал он там вплоть до 1841 г., при директоре А.Н. Оленине, который очень его уважал и всячески поддерживал.
    Оленин поощрял литературные и научные занятия сотрудников библиотеки и сам принимал в них живейшее участие. Именно при Оленине в Публичной библиотеке возникла культурная среда, создавшая особую атмосферу, привлекательную как для библиотекарей, так и для читателей.
    Должности библиотекарей и их помощников поручались тогда известным в литературе лицам. Рядом с Иваном Андреевичем тогда трудились: переводчик «Илиады» Н.И. Гнедич, знаток славянской филологии А.Х. Востоков, переводчик «Ифигении» и «Федры» (Ж. Расина) М.Е. Лобанов, позже — поэт барон А.А. Дельвиг.
    К этому же периоду относится и зарождение в Библиотеке справочно-библиографической службы, когда сотрудники начали предпринимать конкретные шаги по подбору литературы по запросам читателей.
    Главнейшей задачей Публичной библиотеки в 1 четверти XIX века было создание русского фонда. 10 октября 1811 года Александр I утвердил составленное А. Н. Олениным «Положение об управлении Императорской Публичной библиотекой», которое предусматривало обязательную присылку в Библиотеку двух обязательных экземпляров печатных изданий от каждого типографа. Книгоиздатели не всегда соблюдали это положение, поэтому в дело вмешивался Иван Андреевич Крылов. Во многом именно благодаря его усилиям был создан Фонд русской книги. Он следил за объявлениями о выходе новых книг и писал письма в типографии, прося выслать положенные два экземпляра. Если переписка не приводила к должному результату, тучный и одышливый Крылов шёл к издателям лично. Нередко он обращался к самим авторам с просьбой жертвовать книги в библиотеку. Он внимательно следил за каталогами книготорговцев и «отлавливал» поступающие к ним старинные книги из частных коллекций. Как и в наши дни, денег на комплектование отводилось недостаточно, и баснописец занимался изысканием средств на приобретение старинной литературы – фандрайзингом, если говорить по-современному.
    С подачи А. Н. Оленина Крылов становится членом временного комитета по сдаче торговых помещений Библиотеки в аренду, чтобы иметь возможность получать из этого источника средства на приобретение старинной литературы. Если в 1812 г. фонд отечественной литературы насчитывал всего лишь 4 русские книги, в 1814 г. — 2, 3 тыс. книг, то в 1836 г. благодаря успешной деятельности И.А. Крылова — уже 20 тыс. книг, а к концу его службы — около 30 тыс. экземпляров, не считая 10 тыс. дублетных.
    Практический склад ума помог Крылову внести ряд усовершенствований по расстановке фондов и обслуживанию читателей.Так, для более удобного хранения мелких изданий он придумал картонные футляры в форме толстых книг, в которых они располагались в алфавите авторов. Крыловские «закладки» в книги, отправляемые из фонда в читальный зал, дожили до наших дней. В 1815 году Крылов составил специальные правила пользования книгами в читальном зале, отдельные положения которых сохранились до сих пор.
    В 1815 году Крылов составил правила пользования книгами в читальном зале. Лишь в 1921 году была опубликована (а в 1946 году детально проанализирована) «Записка» Крылова, где он, отвечая на вопросы директора библиотеки Оленина, писал о необходимости лучшей организации каталогов, высказывался за их публичность, за необходимость шифровки книг. Он больше чем на 20 лет опередил введённую в 1840-х годах в Публичной библиотеке систему использования шифров, связывающую книги и каталог.
    Иван Андреевич любил библиотечную работу: сам составлял каталоги (в этом ему помогали первый в России библиограф B.C. Сопиков и будущий писатель М.Н. Загоскин), шифровал, расставлял книги на полках. В 1814 г. он впервые ввел описание книг под коллективным автором. Описание под наименованием учреждения значительно облегчало работу и читателям, и библиотекарям. Кроме того, он ввел у себя в отделе упрощенный топографический каталог: все каталожные карточки имели свой номер, который заносился в особую «нумерационную тетрадь». По этому номеру в другой графе библиотекарь находил указание № комнаты, шкафа, полки и № книги на полке (считалось, что шифр для читателя должен быть тайной).
    Велика роль Ивана Андреевича и в каталогизации. Он лично расписывал обязательные экземпляры на карточках. Потом эти сведения переносились писцами в каталожные книги. Вел Крылов и многочисленную библиографическую работу, составлял всевозможные списки для читателей, указатели, выполнял библиографические справки.
    Наивно было бы в наши дни отыскивать в библиографической и библиотечной практике великого баснописца какие-то крупицы конкретного опыта, которые можно перенять и использовать. Важно другое – вспомнить, что когда-то в России статус библиотекаря был необычайно высок.
    Работа в библиотеке, обеспечившая Ивану Андреевичу безбедную и спокойную жизнь,способствовала его успешной творческой деятельности. Возможно, он и не состоялся бы как гениальный баснописец, если бы не работа в Публичке. За время службы Крылов написал большую часть своих басен: 153 из 205.Многие характеры персонажей басен он высмотрел у своих коллег и посетителей библиотеки.
    Оленин, понимая значимость таланта своего друга для общества, рассматривал процесс сочинения басен как его служебную обязанность и даже в официальных отчётах отмечал, что Крылов занимается подготовкой новых изданий своих сочинений, «порученной ему по высочайшему его императорского величества соизволению».
    Иван Андреевич Крылов высоко ценил свою библиотечную деятельность и говорил: «Я свою должность ни на какую другую не променяю. В библиотеке надо быть человеком работающим и занимающимся делом своим по любви; с таким расположением легко можно привести свою часть в устройство».
    Слова Белинского о Крылове — «честь, слава и гордость нашей литературы» — относятся к Крылову-писателю, Крылову-баснописцу, но, думается, по праву можно сказать и «Крылов — честь, слава и гордость русского библиотечного дела».
    Деятельность И.А. Крылова в Императорской Публичной библиотеке
    Иван Андреевич Крылов. У истоков российской национальной библиографии
    Деятельность И.А.Крылова в Публичной библиотеке в Петербурге
    Иван Крылов (1769-1844)
    История библиотеки. Крылов Иван Андреевич
    Крылов И.А. – библиотекарь Императорской библиотеки. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России: Уч.-метод. пособ. / К.И.Абрамов — Москва: Либерея, 2000. — С. 60 — 61.
    Гордин, М.А. Жизнь Ивана Крылова / М.А.Гордин. – Москва: Книга, 1985. – 282 с. – (Писатели о писателях) (Центральная городская библиотека им. Ю.Н.Либединского, библиотека-филиал № 1,2,3,4,5,6,8,10,16)
    Степанов, Н. Крылов / Н. Степанов. – Москва: Молодая гвардия, 1969. – 272 с. – Серия «Жизнь замечательных людей», вып.372) (Центральная городская библиотека им. Ю.Н.Либединского)


  3. olegator667 Ответить

    1. Два знаменательных события в жизни баснописца Ивана Андреевича Крылова произошли почти одновременно. В декабре 1811г. его избрали членом Российской Федерации наук, а в январе следующего приняли на службу в Императорскую Публичную библиотеку. События эти тесно связаны между собой. Академиком он стал потому, что к тому времени его сочинения были признаны “истинным обогащением и украшением словесности российской”. А в Библиотеку его назначили – это было тогда большой честью – за учёность. Её директор А.Н.Оленин, ходатайствуя о принятии Крылова на должность помощника библиотекаря, писал министру просвещения А.К.Разумовскому, что кандидат “известными талантами и отличными в российской словесности познаниями может быть весьма полезен библиотеке”.
    Родился он 13 февраля 1769 года в Москве.
    В 1809 году, когда выходит первая книга Крылова “Басни”, через два года – вторая. Известность возносит Ивана Андреевича на литературный Олимп, он становится членом многих обществ, его избирают в Российскую Академию наук.
    И вот человек с именем, обширными познаниями и писательским талантом назначается “библиотекарским помощником” в Императорскую Публичную библиотеку – правда, вкупе с опытными библиографами, учёными, талантливыми писателями.
    Согласно распоряжению директора Оленина, отныне “помощник библиотекаря г. коллежский асессор Крылов, обще с помощником библиотекаря 14-го класса Сопиковым, заведывает все печатные книги на славянском и российском языке”. Это было, напомню, в январе 1812 года. Затем, в 1816 году, он был произведён в должность библиотекаря того же Русского отдела. В течении 13-ти лет, вплоть до отставки 1 марта 1841г., Крылов служит в Публичной библиотеке.
    Библиотека была государственным учреждением, служащие которого должны были точно и неукоснительно исполнять свои служебные обязанности. Оленин требовал от подчинённых труда добросовестного и усердного. Обязанности библиотекарей были определены директором в обстоятельном регламенте – “Начертание подробных правил для управления ими Публичной библиотекой” (1812г.). В этом документе им предписывались наблюдать за сохранностью фонда, вести каталоги и принимать посетителей. Кроме того, от библиотекарей требовалось знание библиографии и иностранных языков. И ещё: они должны “отличаться добропорядочностью поведения”, “твёрдыми правилами честности и бескорыстия”.
    Иван Андреевич Крылов в полной мере обладал всеми требуемыми качествами и очень исправно нёс библиотечную службу. Но прежде следует упомянуть легенду о лености и нерадивости Крылова. Говорили, например, что дежурства в библиотеке он проводил лёжа на диване и, не отрываясь от чтения, одним только пальцем указывал читателям, где взять приготовленные книги.
    Современники много и колоритно рассказывали и лености Ивана Андреевича, но что касается службы в Библиотеке, то знакомство с подлинными документами, а не с легендами, показывает, что этот “ленивец” на самом деле был неутомимым работником. В этом убеждает сама статистика. В 1804г. в фондах Библиотеки было всего четыре книги на русском языке, к моменту прихода сюда Крылова – несколько сотен, в 1819 году уже 4636, а в 1841-м, в год ухода Крылова в отставку, число их приблизилось к 30-ти тысячам. Основной его задачей, особенно в первые годы службы, было собрание книг. Потребовалось приложить много сил и энергии, чтобы приобрести через книготорговцев и издателей книг русских авторов, журналы и газеты прошлых лет.
    Пополнение новинками шло, прежде всего, за счёт так называемого обязательного бесплатного экземпляра. По высочайшему установлению от ноября 1811г. Цензурный комитет обязан был снабдить Библиотеку экземпляром каждого выходящего в свет издания. Но делал он это не очень-то усердно, относился к дополнительной обязанности как к обузе. Приходилось посылать в Цензуру напоминания с приложением списков недоставленных книг. А выявить их в то время было совсем непросто: “книжной летописи” – государственного указателя всего того, что увидело свет в стране, тогда не существовало (н.20в.).
    Вот и приходилось Ивану Андреевичу просматривать книгоиздательские и книготорговые каталоги, следить за объявлениями о выходе новых книг, за отзывами о них в печати, обходить книжные лавки.
    Иногда Крылову приходилось обращаться и непосредственно к авторам – учёным и писателям – с письмами, в которых он почтительно и в то же время настойчиво просил их жертвовать свои книги для общественного пользования.
    Иван Андреевич сам описывал поступившие обязательные экземпляры, поступившие обязательные экземпляры на карточках, сведения с которых переносились писцами в каталожные книги.
    Решал библиотекарь Русского отдела Крылов и другую – сложную и трудоёмкую – задачу: собирал все старые русские книги, вышедшие в свет с начала книгопечатания до 1811 года все газеты и журналы прошлого века. Решая её, Иван Андреевич проявил себя и как рачительный хозяин (купить подешевле), и как глубокий знаток отечественной книги. Действовал он неторопливо, обдуманно, обстоятельно. Просматривал каталоги, знакомился с частными собраниями и отдельными поступлениями, участвовал в торгах, посещал книжные лавки.
    Но комплектование фонда – только часть библиотечных обязанностей Крылова.
    Иван Андреевич участвовал в подготовке книговедам и библиографам, с помощником библиотекаря Василием Степановичем Сопиковым фундаментального труда “Опыт российской библиографии” (ч.1-5, 1813-1821г.г.), а в 1816г. подготовил вместе с ним рабочий “Каталог Российским книгам в Императорской Публичной библиотеке находящимся”, включивший свыше 2000 описаний книг. Сейчас этот каталог хранится в Отделе рукописей Библиотеки. Здесь же хранятся капитальный библиографический труд под названием “Библиографические алфавитные указатели, составленные И.А.Крыловым, библиотекарем Императорской Публичной Библиотеки, и писанные его рукой”.
    Крылов впервые применил систему шифровки книг с одновременным проставлением шифров в каталоге, предвосхитил на два десятилетия этот метод в масштабе всей Библиотеки. В начале 1820-х годов он составил ещё несколько рукописных указателей к русскому фонду по различным отраслям знания, где применил широкую систему ссылок, впервые разработанную им классификацию художественной литературы по жанровому признаку…
    Библиотечное начальство неоднократно отмечало “усердную и похвальную службу” Ивана Андреевича Крылова. А за составление каталога Ивана Андреевича наградили орденом Владимира 4-й степени. Девиз ордена – “Польза, честь, слава”.
    Следует добавить, что Иван Андреевич во время пребывания в Библиотеке выполнял по поручению Оленина немало специальных заданий. Он был, например, членом комиссии по составлению славяно-русского словаря, писал записи и принципах каталоголизации книг, входил в состав хозяйственного комитета, готовил всевозможные библиографические материалы.
    В заключении, нужно добавить, что Крылов не только способствовал росту книжных богатств Публичной библиотеки и составлял всевозможные указатели и каталоги, но и часто дежурил в читальном зале. И в обслуживание читателей он внёс присущую ему смекалку, разработав новую систему выдачи книг. Оставляя литературу на определённый срок в читальном зале, современный посетитель обычно и не подозревает, что обязан этой возможностью правилам, предложенным Крыловом.
    …Наивно было бы в наши дни отыскивать в библиографической и библиотечной практике великого баснописца какие-то крупицы конкретного опыта, которые можно перенять и использовать. Важно другое – вспомнить, что когда-то в России статус библиотекаря был необычайно высок. Кроме Крылова библиографами были выдающиеся деятели культуры Н.И.Гнедич, М.И.Заганин, К.Н.Батюшкова, А.А.Дельвиг,А.Х.Востоков, В.С.Сопиков, В.Г.Анастасевич. Более того, в те времена стать почётным библиотекарем (существовало такое звание!) было труднее, чем… академиком!
    А ещё один урок Ивана Андреевича Крылова библиотекарям следующих поколений – его отношение к своим обязанностям, его представление о своём долге. Приведу характерные его высказывания. “Я свою должность, – с гордостью говорил он, – ни на какую другую не променяю”. В библиотеке надо быть ”человеком работающим и занимающимся делом своим по любви; с таким расположением легко можно привести свою часть в устройство”.
    Устройством Русского отделения великий баснописец и замечательный библиотекарь занимался три десятилетия, и занимался, как говорил о нём А.И.Оленин, с”отличным рвением и успехом”.
    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

  4. Ozzy 346 Ответить

    Цели:
    Обобщить знания детей по разделу “Великие
    русские писатели”.
    Прививать интерес и любовь к чтению, к книгам.
    Развивать память, речь, мышление.
    Воспитывать чувство товарищества, умение
    работать в команде.
    Оборудование: портреты Л.Н.Толстого,
    А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, рисунки
    детей к прочитанным произведениям, тесты, медали,
    грамоты.
    Подготовительная работа:
    1. Деление на команды.
    2. Придумывание названия команды, эмблемы
    команды.
    3. Выполнение рисунков по рассказам
    Л.Н.Толстого.
    4. Инсценировка одной из басен И.А.Крылова.
    Ход урока
    I.Организация класса.
    II. Сообщение темы урока.
    – Ребята, как называется раздел, который мы с
    вами закончили изучать?
    – Сегодня мы проведём урок в форме КВН, который
    будет посвящён творчеству великих русских
    писателей. А каких? (показываю на портреты
    писателей, дети называют их фамилии, имена,
    отчества)
    – Вы уже разбиты на команды. Представляю вам
    жюри – это ваши мамы, члены родительского
    комитета).
    – Итак, мы начинаем КВН. (звучит музыка “Мы
    начинаем КВН”)
    III. Ход конкурсов.
    (После каждого конкурса, жюри объявляет
    результаты).
    1. Представление команд и их эмблем.
    2. Разминка (вопросы по биографиям
    авторов, за каждый правильный ответ, команда
    получает по одному баллу).
    *Когда родился Александр Сергеевич Пушкин? (6
    июня 1799г.)
    *В каком городе он родился? (в Москве)
    *Почему в день рождения А.С.Пушкина по всей
    России звонили колокола? (в честь рождения внучки
    императора Павла I).
    *На каком языке говорили в семье Пушкина? ( на
    французском)
    *Сколько лет было Пушкину, когда его впервые
    привезли к бабушке в имение Захарово? (шесть)
    *Кто учил маленького Сашу писать по-русски?
    (бабушка)
    *Как звали его няню? (Арина Родионовна)
    *Какое стихотворение А.С.Пушкин посвятил няне?
    (“Зимний вечер”)
    *Как звали Крылова? (Иван Андреевич)
    *Что писал И.А.Крылов? (басни)
    *Что высмеивают басни И.А.Крылова? (пороки людей:
    жадность, глупость, наглую самоуверенность)
    *Где он работал ? (в Петербургской публичной
    библиотеке)
    *Сколько лет проработал И.А.Крылов в
    Петербургской публичной библиотеке? (более 30 лет)
    *Какие иностранные языки изучил Крылов без
    помощи учителей? (французский и итальянский)
    *Как звали в семье маленького М.Ю.Лермонтова?
    (Мишелем)
    *Кто воспитывал Мишеля? (бабушка)
    *Где учился Лермонтов? (в Москве)
    *Как назывались стихи, которые он написал по
    поводу смерти Пушкина? ( “На смерть Поэта”)
    *Сколько лет прожил М.Ю.Лермонтов? (27)
    *Где родился Л.Н.Толстой? ( в деревне Ясная
    Поляна)
    *Сколько детей было в семье Л.Н.Толстого? (
    пятеро)
    *Кем был Толстой? (графом)
    *Какие рассказы Л.Н.Толстого вам запомнились?
    3. Восстановление стихотворения.
    Каждой команде даётся деформированный отрывок
    из стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”.
    Стихотворение разрезано по строчкам, дети должны
    правильно их разложить.
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    4. Конкурс капитанов.
    (Звучит песня “Капитаны”. Чтение наизусть
    капитанами команд стихов Лермонтова или Пушкина
    (по выбору самих детей).
    5. Викторина по басням И.А.Крылова.
    – В какой басне такая мораль?
    *Таких примеров много в мире:
    Не любит узнавать никто себя в сатире.
    Я даже видел то вчера:
    Что Климыч на руку нечист, все это знают;
    Про взятки Климычу читают,
    А он украдкою кивает на Петра. (“Зеркало и
    Обезьяна”)
    *К несчастью, то ж бывает у людей:
    Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,
    Невежда про неё свой толк
    всё к худу клонит;
    А ежели невежда познатней,
    То он её ещё и гонит. (“Мартышка и Очки”
    *Уж сколько раз твердили миру,
    Что лесть гнусна, вредна;
    Но только всё не впрок,
    И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (“Ворона
    и Лисица”)
    6. Конкурс “Домашнее задание”.
    Инсценировка басен И.А.Крылова.
    7. Тест по рассказам и биографии
    Л.Н.Толстого
    (каждой команде выдаётся листок
    с тестом, побеждает та команда, которая быстрее и
    правильнее ответит на все вопросы)
    – Какое произведение написал Л.Н.Толстой?
    А)“Акула”
    Б) “Утёс”
    В)“Зимнее утро”
    Г)“Зеркало и Обезьяна”
    – Герой какого произведения лишился шляпы из-за
    проделок обезьяны?
    А)“Куда девается вода из моря?”
    Б)“Лев и собачка”
    В) “Акула”
    Г)“Прыжок”
    – В каком произведении говорится о дружбе
    животных?
    А)“Котёнок”
    Б)“Акула”
    В)“Прыжок”
    Г)“Лев и собачка”
    – Из какого произведения приведённые строки?
    “Раздался выстрел, и мы увидели, что
    артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо
    руками”
    А)“Прыжок”
    Б)“Лев и собачка”
    В)“Акула”
    Г)“Какая бывает роса на траве?”
    – Найди лишнее произведение.
    А)“Акула”
    Б) “Какая бывает роса на траве?”
    В)“Прыжок”
    Г) “Зимний вечер”
    – Какое из приведённых произведений можно
    назвать научно-познавательным?
    А)“В тот год осенняя погода…”
    Б)“На севере диком”
    В)“Куда девается вода из моря?”
    Г)“Горные вершины”
    – Сколько братьев и сестёр было у Л.Н.Толстого?
    А) два брата и две сестры
    Б) один брат и одна сестра
    В)три брата и одна сестра
    Г) 4 сестры и один брат
    – Сколько лет было маленькому Толстому, когда
    скончалась его мать?
    А)пять лет
    Б) полтора года
    В)десять лет
    Г)три года
    – Узнайте произведение по ключевым словам.
    Корабль, Африка, капитан, мальчики, матросы,
    артиллерист, морское чудовище.
    – Как называется явление, о котором написал
    Л.Н.Толстой?
    А) смена времён года
    Б) вращение Земли вокруг своей оси
    В) вращение Земли вокруг Солнца
    Г) круговорот воды в природе
    8. Конкурс художников.
    – По рисунку узнайте произведение и его автора
    (используются рисунки детей, нарисованные ранее)
    IV. Подведение итогов жюри.
    V. Вручение грамот, выставление оценок.
    VI. Итог урока.
    – С произведениями каких авторов мы
    познакомились в разделе “Великие русские
    писатели”?
    – Какие произведения вам больше всего
    запомнились? Почему?

  5. Chaesster Ответить


    автор нескольких сотен работ по проблемам теории и практики библиографии, библиотековедения и документации. Поль Отле называл библиотекаря «Semis Servorum Scientiae» – «слуга слуг науки» и считал, что «библиотекарь должен обладать серьезным общим и профессиональным образованием», а «понимание научных основ профессии воспитывает и возвышает; оно заставляет выйти из изолированности и “социализирует” ум человека». Выдающийся бельгийский ученый организовал учебу для будущих библиотекарей, сам читал лекции, из записи которых создалось «Руководство для общественных библиотек» (совместно с Л. Вутерсом). П. Отле – идеолог образования не только политических международных организаций (Лига Наций, 1919 г.), но и интеллектуальных и экономических, которые были образованы уже после его смерти (ЮНЕСКО, ООН). Единая денежная единица, Международный банк, идея Всемирного города тоже в свое время были предложены П. Отле. Кроме того, создание Всемирной сети документации (сейчас эту роль выполняет Интернет) должно обеспечивать, по мысли Отле, доступ к любой информации любому человеку из любой страны. Самым главным для него было создание Документарного союза правительств, над планом которого он работал многие годы. Одним из принципов созданной им науки о документах Отле считал «унификацию всех работ, связанных с производством, обработкой, рассылкой, хранением документов». По его предложению был введен международный стандарт на формат писчей бумаги, каталожных карточек (каталожная карточка Дьюи), микрофишей, почтовых открыток, на оформление документации. Идея депонирования рукописей (научные работы, представляющие интерес для узкого круга специалистов, сохранять в рукописном виде в специальных бюро и доводить эту информацию до заинтересованных читателей) тоже принадлежит Полю Отле. Стратегическую роль библиотек ученый видел во всемирной регистрации, сборе, систематизации (по УДК) и хранении документов. «Мировое знание» должно было быть собрано в «документарной энциклопедии». Многие идеи Поля Отле уже реализованы, некоторые, намного опередив свое время, еще ждут своей реализации.

  6. goodfriend350 Ответить

    Иван появился на свет в Москве 13 февраля 1769 года.
    Отец, Крылов Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Когда усмиряли пугачёвский бунт в 1772 году, он состоял на службе в драгунском полку и проявил себя героем, но никаких чинов и медалей за это не получил. Наукам особо отец не обучался, но писать и читать умел. Выйдя в отставку, он был переведён на государственную службу в должность председателя магистрата Твери. Хорошего дохода такая служба не приносила, поэтому семья жила очень бедно.
    Мама поэта, Крылова Мария Алексеевна, рано осталась вдовой. Муж умер на 42-ом году жизни, старшему сыну Ивану было только 9 лет. После смерти главы семейства жизнь Крыловых стала ещё беднее. Ранние детские годы Ивана прошли в разъездах, так как по долгу отцовской службы семья очень часто переезжала.

    Образование

    У Ивана Крылова не было возможности получать хорошее образование. Когда он был маленьким, отец научил его читать. Сам старший Крылов чтение очень любил и оставил в наследство сыну большой сундук, полный книжек.

    Рядом проживали состоятельные соседи, разрешившие мальчику присутствовать на уроках французского языка, который преподавали их детям. Так Иван постепенно выучил иностранный язык. В общем, всё своё образование Крылов получил в основном только за счёт того, что очень много читал.
    А вот, что его сильно привлекало в подростковом возрасте, – так это шумные ярмарки и кулачные бои, торговые площади и народные сборища, он любил потолкаться среди люда простого и послушать, о чём они речи ведут. Одно время он даже принимал участие в уличных боях, которые назывались «стенка на стенку», сам парень был очень крепким и рослым, поэтому зачастую выходил победителем.

  7. Ekzop Ответить


    В 1814 г. открылась в Петербурге Публичная библиотека. И появился в ней библиотекарский помощник, ставший потом библиотекарем. Совместно с еще одним сотрудником, Сопиковым, этот библиотекарь ведал отделом русских книг. Библиотека для посетителей работала всего три дня. В остальное время книги разбирали, составляли каталоги. В то время, когда наш библиотекарь пришел на службу в библиотеку, в русском отделе было всего… четыре книги! И он начинает собирать фонд. В библиотеке до сих пор хранятся библиографические карточки, написанные его рукой. Есть его кабинет, диванчик, на котором он любил отдохнуть. Догадались, как звали этого удивительного библиотекаря? В Санкт-Петербурге, на берегу Невы, в Летнем саду ему установлен памятник. Наш библиотекарь невозмутимо сидит на камне, спокойно взирая на проходящих по саду людей. А вот и герои его произведений (ведь наш библиотекарь не только читал книги, но и писал их) — они изображены на барельефе подножия памятника. Ну, конечно, это… Иван Андреевич Крылов!

    Жизнь баснописца была трудной. Впрочем, у тех, кто пишет о человеческих пороках, желая их искоренить, всегда нелегкий путь. Самое первое литературное произведение, над которым раздумывал маленький мальчик Ваня Крылов, было «Прошение». Мама Вани, когда умер муж, отец Ванюши и брата его Левушки, обратилась к государыне императрице с просьбой о пенсии — ведь верой и правдой служил Андрей Прохорович Крылов России, принимая участие в военных действиях против мятежного Емельяна Пугачева. Ванюша обсуждал с матушкой текст письма императрице Екатерине: «…воззрите милостиво на наше несчастное состояние и, приняв во уважение двадцатисемилетнюю мужа моего беспорочную и ревностную службу, повелите на пропитание наше и воспитание детей определить, что Вашему величеству всевышний Бог на сердце положит…» Ваня надеялся, что императрица расплачется над письмом и поспешит помочь семье своего верного слуги. И тогда младший брат Левушка и он пойдут учиться, бабка Матрена станет печь пироги с мясом, а мама перестанет ходить по домам стирать и убирать — от этой работы она очень устает и часто болеет.
    Ваня помнил, как семья жила в Оренбурге, как при наступлении Пугачева падали во двор ядра, как все время хотелось есть — был голод. А отец смело и твердо принимал решения, как обороняться от яицких казаков. Ваня часто играл с ребятами в сражения. В городке дети делились на «бунтовское» и городское войско. Ваня возглавлял защитников города — ведь он был сыном довольно заметного офицера. Сражения и драки были настолько значительные, что взрослые вмешались и запретили эту игру. Когда Иван Андреевич вырос, он разыскал исторические документы о событиях, свидетелем которых был в детстве. В бумагах Пугачева были найдены списки тех, кого, захватив город, следует сразу повесить. И имя Крыловой, матери Вани, «с сыном» было обозначено в бумагах Пугачева. Много позже Иван Андреевич рассказывал Пушкину о службе своего отца, капитана Андрея Прохоровича Крылова. Нетрудно догадаться, кого Пушкин вывел в повести «Капитанская дочка» в образе капитана Миронова.

    Ответа на прошение не пришло. Ваня, совсем еще мальчик, подросток двенадцати лет, стал главой семьи. В Твери, где они тогда жили, он работал канцеляристом. Он должен был без помарок, красиво, переписывать бумаги. Невольно наблюдал, как брали взятки, как жалобы простых людей скидывались в мусорную корзину, — но сделать ничего не мог.
    Спасали его книги. Одной из самых любимых был французский букварь, подарок одной богатой семьи. Особенно нравилась ему басня Лафонтена «Ворона и Лисица». Ваня стал переводить ее. Такие вечера над переводами поднимали настроение и успокаивали.
    Жить в Твери было не на что, и семья решила переехать в Петербург, надеясь на помощь сослуживцев отца или на то, что все-таки удастся в столице увидеть императрицу и попросить помощи. Они прибыли как раз к открытию памятника Петру I на Сенатской площади. Видели и императрицу — только издали, надежно окруженную войсками. Петербург поразил юного Крылова своей красотой. Не сразу, но удалось устроиться на службу. Опять в канцелярию, здесь он увидел то же равнодушие чиновников, то же казнокрадство и взяточничество.
    Попав однажды в театр, Ваня Крылов решил написать пьесу. И написал в стихах комическую оперу «Кофейница». Было ему всего 14 лет. Опера имела успех, но не принесла семье денег. Удачливого дебютанта стали приглашать в дома богатых помещиков, но он производил неблагоприятное впечатление — слишком прост, плохо одет, явно беден. Смешило господ то, что сочинителя радовал гонорар — бесплатный проход в театр.

    Крылов не отвечает своим оскорбителям гневными речами и язвительными репликами. Под видом мошенников, злых, беспощадных угнетателей
    крестьян, мучителей слуг, простых людей, он выводит их в своих пьесах. В то время на сцене пели пространные оперы и комедии, а русского репертуара совсем не было. Крылов мечтал в своих произведениях рассказать о России, вывести на сцену характеры людей из жизни. И актеры бы радовались — им было бы тогда что играть. Но его пьесы перестают ставить…
    Очень близки русской жизни были басни любимого Крыловым Лафонтена. Те же характеры, те же поступки. Вот басня «Дуб и трость». Крылову кажется, что под образом Тростинки скрывается его натура. А «Дуб» — это Радищев, сосланный за свою сатиру на общество в Сибирь. Крылов хорошо понимал и чувствовал Лафонтена, поэтому басни самого Ивана Андреевича не кажутся переводами. Он вводит в содержание другие персонажи, а язык берет из самых глубин народной жизни. Крылов часто вспоминал, как хорошо приговаривала бабка Матрена: «Горе наше, гречневая каша! Есть не хочется, а выбросить жаль!», «Добро, собьем ведро, обручи под лавку, а клепку в печь — так и не будет течь», «Живем, не мотаем, а пустых щей не хлебаем: хоть сверчок в горшок, а все с наваром бываем».

    В начале 19-го века выходит первая книга басен Ивана Крылова. Как долго он искал свою дорогу, но не потерял надежды, не опустил руки. Он много скитался, терпел безденежье, был бездомным, видел жизнь, не боялся лишений. Ему не нужны были слава и богатство. Он познал, как трудно добиться справедливости. В баснях, как и в пьесах, операх и опереттах, Крылов говорил правду. Но особым языком — эзоповым. Эзоп, фрикийский раб, в своих притчах умел рассказывать, несмотря на запреты, правду, пользуясь иносказанием. Сквозь мысль притчи, прикрытой вроде бы далеким от идеи сюжетом, все равно проглядывала истина. Такое повествование позже стало называться эзоповым языком. Крылов не только переводил из Лафонтена, он создал и свои оригинальные басни по своему замыслу, откликаясь на события в жизни страны, споря с современниками. «Волк на псарне» — это о Наполеоне, вторгшемся в пределы России. Басня «Чиж и Еж» — своеобразный отказ на просьбу друзей создавать оды монархам.
    Однажды Крылова пригласил на обед граф Хвостов. Он почитал себя за большой талант, но таковым не был, и читающая публика подшучивала над ним. Хвостов принялся читать Крылову свои басни. Они были скучны, а граф читал и читал. Под монотонный голос Крылов задремал. Подкрепленный тихим вниманием, граф вдохновился еще больше. Затем он стал хвалить известного поэта Сумарокова и его басню «Ворона и Лисица»: «Ворона сыру кус когда-то унесла..» — читал Хвостов. Крылов проснулся. Когда чтец закончил, попросил разрешения прочесть ту же басню, но в своем переводе. Хвостов нехотя согласился. «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру…» — прочел Крылов с выражением — он замечательно читал свои басни. Граф понял, насколько Крылов написал интереснее, остроумнее, талантливее. Разговоры о литературе прекратились, и встреча закончилась великолепным обедом.
    В Париже на одной из площадей есть памятник Лафонтену. У его подножия «Лисица видит сыр». Как все же народы любят своих мудрых учителей. Франция — Лафонтена, а Россия — нашего Крылова.
    О. Ковалевская
    Фото Бориса Гесселя
    Смотрите также:
    Биография И. А. Крылова
    Басни И. Крылова

  8. dzxtckfd2 Ответить

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 февраля. /Корр. ТАСС Олег Сердобольский/. Легендарный сотрудник Императорской публичной библиотеки Иван Крылов (1769-1844) станет в среду героем двух выставок, которые откроются в историческом здании Российской национальной библиотеки (РНБ). Их открытие день в день приурочено к 250-летию со дня рождения классика отечественной басни, работавшего здесь в скромной должности библиотекаря.
    “Иван Андреевич был сначала помощником библиотекаря, а затем стал библиотекарем, который много сделал для формирования отделения русских книг. Мы представляем каталоги, над которыми он работал, широко представляем его автографы. Наш фонд Крылова – один из самых больших в России, составляет ныне 60 единиц хранения”, – рассказал ТАСС сотрудник отдела рукописей Леонид Сухоруков. Он формировал выставку, названную строкой современника Крылова – поэта Константина Батюшкова: “Поэт, лентяй, счастливец и тонкий философ”.
    При Крылове в оборот была введена система коллективный автор, когда в один блок собирались книги, изданные, например, Академией наук или труды по различным областям знаний. В представленный на выставке “Алфавитный указатель”, составленный Крыловым, включено 3327 русских книг, вышедших с 1663 по 1822 годы. В число книг Русского отделения входили и басенные собрания самого Ивана Андреевича. Однако, как рассказал организатор выставки, “после смерти Крылова обнаружилось, что его книг в библиотеке больше не осталось: некоторые книги не были возвращены или затерялись, а некоторые были зачитаны настолько, что крайне обветшали”.
    Еще одна выставка, которая откроется в Зале Корфа, носит название “Баснословно: Крылов и компания”. Главный ее герой – Иван Андреевич Крылов – публицист, драматург, специалист библиотечного дела, а главное – баснописец, чье басенное наследие из 236 миниатюр живет в народе крылатыми выражениями. В экспозиции представлены прижизненные публикации, первое издание собрания сочинений, литературные журналы начала XIX века.
    Память об Иване Крылове, проработавшем в Императорской библиотеке 29 лет, увековечена мемориальной доской на историческом здании РНБ. Именным стало и примыкающее к историческому корпусу здание, где Иван Андреевич занимал на втором этаже служебную квартиру с 1816 года по 1843 год. Ныне она называется “Дом Крылова”, здесь расположен информационно-сервисный центр старейшей общедоступной библиотеки России.
    Одной из самых любимых горожанами достопримечательностей стал открытый в 1855 году памятник Ивану Крылову в Летнем саду, где “дедушка Крылов” фантазией скульптора Петра Клодта изображен в окружении героев своих басен. Это был первый в Петербурге памятник русскому литератору.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *