Сочинение в чем смысл финала пьесы горького на дне?

14 ответов на вопрос “Сочинение в чем смысл финала пьесы горького на дне?”

  1. Desi Ответить

    Остальные же герои пьесы приняли ложные слова странника слишком близко к сердцу. К примеру, Актер, из-за слабости своего душа и полного отсутствия силы воли, покончил жизнь самоубийством, после того, как узнал, что нет никакой бесплатной клиники. Конечно, он попытался бороться со своим пьянством, и у него это прекрасно получилось, но именно слабохарактерность Актера не дала ему возможности вернуться к прежней жизни.
    Еще один герой пьесы – Васька Пепел тоже внимательно прислушивался к словам странника. Он был увлечен его рассказами о хорошей жизни в Сибири. Лука советовал Ваське убежать вместе с Наташей в Сибирь, и начать новую жизнь, с чистого листа. Но, герой распорядился своей судьбой по иному. Да, он попал в холодные края, но, не как свободный человек, а как каторжник. Убийство – это тяжелый грех и за него нужно платить.
    Что изменилось в жизни Сатина после встречи с Лукой? Да, практически ничего! Конечно, он стал вести более активный способ жизни, но, лень и ничего не деланье перебороли в нем все светлые порывы.
    Поэтому, в финале пьесы мы, читатели, знакомимся с позицией автора о том, что никакая ложь, даже сладкая, не поможет человеку выбраться со дна, если он сам того не хочет. Такие неправдивые истории еще больше сломали жизни слабых и совершенно бесхарактерных людей.

  2. Durn Ответить

    Пьеса Горького «На дне» сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. На протяжении всей пьесы перед нашими глазами появляются и развиваются проблемы разного масштаба: от общечеловеческих до личных. В финале произведения автор раскрывает нам свою позицию через судьбы героев пьесы.
    Огромную роль в развитии сюжета сыграл образ странника Луки. После его появления в ночлежке многое изменилось. Да, Лука дарит людям жалость, сладкую ложь… Но к чему это все привело?… Мне кажется, что утешающая ложь по-настоящему нужна была лишь умирающей Анне. Она страдала всю свою жизнь, не видела ничего хорошего. И вот в тридцать лет она умирает, замученная, «заезженная». И даже это она не может сделать в спокойствии. Многие обитатели ночлежки придерживаются позиции, что «шум – смерти не помеха», и уже не смотрят на нее, как на живого человека. Естественно, в таких условиях элементарное сочувствие Луки было для неё важно.
    Не менее трагична судьба другого обитателя ночлежки – Актера. Это человек, бывший когда-то служителем Мельпомены. Уйдя из театра, он начал пить и опускаться все ниже и ниже. У этого человека нет силы воли, ему не хватает даже элементарной твердости для того, чтобы бросить пагубное пьянство. Он предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления и забывать о своей жажде сцены, а не пытаться вернуть все обратно. Ему больше нечем гордиться, кроме фразы, что его «организм отравлен алкоголем». Из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, Актер перестает пить: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!» Узнав о тщетности своих надежд, актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя. Судьба Актера явно перекликается с притчей о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Лука понимал это так, что человеку необходима вера во что-то, чтобы была сила жить в любых условиях, человек должен верить в лучшее… Да, это верно, но для этого не обязательно давать призрачные надежды. Это очень пассивная философия, не способная изменить жизнь к лучшему. Безусловно, каждому в тяжелой ситуации хочется слышать слова утешения, но эти же слова должны и вдохновлять человека на перемены, на действия, а не успокаивать его тем, что все это не так уж и плохо. Человеку необходимо поверить в себя, а для этого Лука выбрал неверную позицию. Это мы можем видеть через судьбу Актера. Да, странник вдохновил его на то, чтобы бросить пьянство, но он не помог Актеру поверить в себя. И вот, узнав о нереальности своих фантазий, герой кончает жизнь самоубийством. В принципе, можно сказать, что Лука просто ускорил логическое завершение жизни этого человека. Горький говорит нам, что именно ложная надежда может привести человека к петле.
    Ваське Пеплу Лука рассказывает прекрасные сказки о Сибири, подбивает его идти туда и начинать новую жизнь с Наташей. Васька вдохновляется, желает покончить с воровским прошлым. Да, в конце пьесы он попадает в Сибирь, но только как каторжник. И вряд ли, если он вернется живым, он сможет вести праведную и честную жизнь. И уж точно больше никогда в жизни не увидит он Наташу…
    Подтолкнув Ваську Пепла на убийство своего мужа, Василиса выходит единственной победительницей. Она одним махом достигает сразу всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не осталось ничего человеческого, и ее нравственное оскудение показывает чудовищность социальных условий, в которые погружены и обитатели ночлежки, и ее хозяева. И мы догадываемся, что, когда у власти окажется эта женщина, и без того адская жизнь ночлежников станет совсем невыносимой.
    Очень интересно преображение Сатина в конце произведения. Сатин – скептик. Он апатичен и пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию». «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..» Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои способности. От природы Сатин наделен живым умом, способностью мыслить. Но Лука смог чудесным образом раскрыть сокрытый в этом герое потенциал: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…»; «Правда – бог свободного человека!»; «человек – вот правда!»; «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!» Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Что изменит встреча с Лукой в жизни этого героя? Боюсь, что ничего. Да, на словах он принимает более активную жизненную позицию, но на этом все перемены заканчиваются.
    Таким образом, в финале Горький хочет показать нам свое неприятие пассивной жизненной позиции, когда человек предпочитает заливать свои страдания вином, а не решать проблемы реальными действиями. Также автор желает показать нам всю опасность «ласковой лжи», которая способна еще быстрее загнать человека в петлю, нежели осознание суровой действительности. Я разделяю мысли Горького, мне близка его жизненная позиция. Я считаю, что выбраться из любой сложной ситуации можно лишь тогда, когда ты не будешь опускать руки.

  3. tolьko dlя svoix Ответить

    Пьеса Горького «На дне» сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. На протяжении всей пьесы перед нашими глазами появляются и развиваются проблемы разного масштаба: от общечеловеческих до личных. В финале произведения автор раскрывает нам свою позицию через судьбы героев пьесы.
    Огромную роль в развитии сюжета сыграл образ странника Луки. После его появления в ночлежке многое изменилось. Да, Лука дарит людям жалость, сладкую ложь… Но к чему это все привело… Мне кажется, что утешающая ложь по-настоящему нужна была лишь умирающей Анне. Она страдала всю свою жизнь, не видела ничего хорошего. И вот в тридцать лет она умирает, замученная, «заезженная». И даже это она не может сделать в спокойствии. Многие обитатели ночлежки придерживаются позиции, что «шум — смерти не помеха», и уже не смотрят на нее, как на живого человека. Естественно, в таких условиях элементарное сочувствие Луки было для неё важно.
    Не менее трагична судьба другого обитателя ночлежки — Актера. Это человек, бывший когда-то служителем Мельпомены. Уйдя из театра, он начал пить и опускаться все ниже и ниже. У этого человека нет силы воли, ему не хватает даже элементарной твердости для того, чтобы бросить пагубное пьянство. Он предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления и забывать о своей жажде сцены, а не пытаться вернуть все обратно. Ему больше нечем гордиться, кроме фразы, что его «организм отравлен алкоголем». Из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, Актер перестает пить: «Я сегодня — работал, мел улицу… а водки — не пил! Каково? Вот они — два пятиалтынных, а я — трезв!» Узнав о тщетности своих надежд, актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя. Судьба Актера явно перекликается с притчей о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Лука понимал это так, что человеку необходима вера во что-то, чтобы была сила жить в любых условиях, человек должен верить в лучшее… Да, это верно, но для этого не обязательно давать призрачные надежды. Это очень пассивная философия, не способная изменить жизнь к лучшему. Безусловно, каждому в тяжелой ситуации хочется слышать слова утешения, но эти же слова должны и вдохновлять человека на перемены, на действия, а не успокаивать его тем, что все это не так уж и плохо. Человеку необходимо поверить в себя, а для этого Лука выбрал неверную позицию. Это мы можем видеть через судьбу Актера. Да, странник вдохновил его на то, чтобы бросить пьянство, но он не помог Актеру поверить в себя. И вот, узнав о нереальности своих фантазий, герой кончает жизнь самоубийством. В принципе, можно сказать, что Лука просто ускорил логическое завершение жизни этого человека. Горький говорит нам, что именно ложная надежда может привести человека к петле.
    Ваське Пеплу Лука рассказывает прекрасные сказки о Сибири, подбивает его идти туда и начинать новую жизнь с Наташей. Васька вдохновляется, желает покончить с воровским прошлым. Да, в конце пьесы он попадает в Сибирь, но только как каторжник. И вряд ли, если он вернется живым, он сможет вести праведную и честную жизнь. И уж точно больше никогда в жизни не увидит он Наташу…
    Подтолкнув Ваську Пепла на убийство своего мужа, Василиса выходит единственной победительницей. Она одним махом достигает сразу всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не осталось ничего человеческого, и ее нравственное оскудение показывает чудовищность социальных условий, в которые погружены и обитатели ночлежки, и ее хозяева. И мы догадываемся, что, когда у власти окажется эта женщина, и без того адская жизнь ночлежников станет совсем невыносимой.
    Очень интересно преображение Сатина в конце произведения. Сатин — скептик. Он апатичен и пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию». «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто — обременяй землю!..» Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои способности. От природы Сатин наделен живым умом, способностью мыслить. Но Лука смог чудесным образом раскрыть сокрытый в этом герое потенциал: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он — умница!.. Старик — не шарлатан! Что такое правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь — религия рабов и хозяев…»; «Правда — бог свободного человека!»; «человек — вот правда!»; «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Что изменит встреча с Лукой в жизни этого героя? Боюсь, что ничего. Да, на словах он принимает более активную жизненную позицию, но на этом все перемены заканчиваются.
    Таким образом, в финале Горький хочет показать нам свое неприятие пассивной жизненной позиции, когда человек предпочитает заливать свои страдания вином, а не решать проблемы реальными действиями. Также автор желает показать нам всю опасность «ласковой лжи», которая способна еще быстрее загнать человека в петлю, нежели осознание суровой действительности. Я разделяю мысли Горького, мне близка его жизненная позиция. Я считаю, что выбраться из любой сложной ситуации можно лишь тогда, когда ты не будешь опускать руки.

  4. AMOFILOZA Ответить

    Пьеса Горького «На дне» сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. На протяжении всей пьесы перед нашими глазами появляются и развиваются проблемы разного масштаба: от общечеловеческих до личных. В финале произведения автор раскрывает нам свою позицию через судьбы героев пьесы.
    Огромную роль в развитии сюжета сыграл образ странника Луки. После его появления в ночлежке многое изменилось. Да, Лука дарит людям жалость, сладкую ложь… Но к чему это все привело?… Мне кажется, что утешающая ложь по-настоящему нужна была лишь умирающей Анне. Она страдала всю свою жизнь, не видела ничего хорошего. И вот в тридцать лет она умирает, замученная, «заезженная». И даже это она не может сделать в спокойствии. Многие обитатели ночлежки придерживаются позиции, что «шум – смерти не помеха», и уже не смотрят на нее, как на живого человека. Естественно, в таких условиях элементарное сочувствие Луки было для неё важно.
    Не менее трагична судьба другого обитателя ночлежки – Актера. Это человек, бывший когда-то служителем Мельпомены. Уйдя из театра, он начал пить и опускаться все ниже и ниже. У этого человека нет силы воли, ему не хватает даже элементарной твердости для того, чтобы бросить пагубное пьянство. Он предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления и забывать о своей жажде сцены, а не пытаться вернуть все обратно. Ему больше нечем гордиться, кроме фразы, что его «организм отравлен алкоголем». Из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, Актер перестает пить: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!» Узнав о тщетности своих надежд, актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя. Судьба Актера явно перекликается с притчей о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Лука понимал это так, что человеку необходима вера во что-то, чтобы была сила жить в любых условиях, человек должен верить в лучшее… Да, это верно, но для этого не обязательно давать призрачные надежды. Это очень пассивная философия, не способная изменить жизнь к лучшему. Безусловно, каждому в тяжелой ситуации хочется слышать слова утешения, но эти же слова должны и вдохновлять человека на перемены, на действия, а не успокаивать его тем, что все это не так уж и плохо. Человеку необходимо поверить в себя, а для этого Лука выбрал неверную позицию. Это мы можем видеть через судьбу Актера. Да, странник вдохновил его на то, чтобы бросить пьянство, но он не помог Актеру поверить в себя. И вот, узнав о нереальности своих фантазий, герой кончает жизнь самоубийством. В принципе, можно сказать, что Лука просто ускорил логическое завершение жизни этого человека. Горький говорит нам, что именно ложная надежда может привести человека к петле.
    Ваське Пеплу Лука рассказывает прекрасные сказки о Сибири, подбивает его идти туда и начинать новую жизнь с Наташей. Васька вдохновляется, желает покончить с воровским прошлым. Да, в конце пьесы он попадает в Сибирь, но только как каторжник. И вряд ли, если он вернется живым, он сможет вести праведную и честную жизнь. И уж точно больше никогда в жизни не увидит он Наташу…
    Подтолкнув Ваську Пепла на убийство своего мужа, Василиса выходит единственной победительницей. Она одним махом достигает сразу всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не осталось ничего человеческого, и ее нравственное оскудение показывает чудовищность социальных условий, в которые погружены и обитатели ночлежки, и ее хозяева. И мы догадываемся, что, когда у власти окажется эта женщина, и без того адская жизнь ночлежников станет совсем невыносимой.
    Очень интересно преображение Сатина в конце произведения. Сатин – скептик. Он апатичен и пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию». «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..» Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои способности. От природы Сатин наделен живым умом, способностью мыслить. Но Лука смог чудесным образом раскрыть сокрытый в этом герое потенциал: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…»; «Правда – бог свободного человека!»; «человек – вот правда!»; «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!» Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Что изменит встреча с Лукой в жизни этого героя? Боюсь, что ничего. Да, на словах он принимает более активную жизненную позицию, но на этом все перемены заканчиваются.
    Таким образом, в финале Горький хочет показать нам свое неприятие пассивной жизненной позиции, когда человек предпочитает заливать свои страдания вином, а не решать проблемы реальными действиями. Также автор желает показать нам всю опасность «ласковой лжи», которая способна еще быстрее загнать человека в петлю, нежели осознание суровой действительности. Я разделяю мысли Горького, мне близка его жизненная позиция. Я считаю, что выбраться из любой сложной ситуации можно лишь тогда, когда ты не будешь опускать руки.
    Беру!

  5. BlackLife Ответить

    Пьеса Горького «На дне» сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. На протяжении всей пьесы перед нашими глазами появляются и развиваются проблемы разного масштаба: от общечеловеческих до личных. В финале произведения автор раскрывает нам свою позицию через судьбы героев пьесы.
    Огромную роль в развитии сюжета сыграл образ странника Луки. После его появления в ночлежке многое изменилось. Да, Лука дарит людям жалость, сладкую ложь… Но к чему это все привело?… Мне кажется, что утешающая ложь по-настоящему нужна была лишь умирающей Анне. Она страдала всю свою жизнь, не видела ничего хорошего. И вот в тридцать лет она умирает, замученная, «заезженная». И даже это она не может сделать в спокойствии. Многие обитатели ночлежки придерживаются позиции, что «шум – смерти не помеха», и уже не смотрят на нее, как на живого человека. Естественно, в таких условиях элементарное сочувствие Луки было для неё важно.
    Не менее трагична судьба другого обитателя ночлежки – Актера. Это человек, бывший когда-то служителем Мельпомены. Уйдя из театра, он начал пить и опускаться все ниже и ниже. У этого человека нет силы воли, ему не хватает даже элементарной твердости для того, чтобы бросить пагубное пьянство. Он предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления и забывать о своей жажде сцены, а не пытаться вернуть все обратно. Ему больше нечем гордиться, кроме фразы, что его «организм отравлен алкоголем». Из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, Актер перестает пить: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!» Узнав о тщетности своих надежд, актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя. Судьба Актера явно перекликается с притчей о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Лука понимал это так, что человеку необходима вера во что-то, чтобы была сила жить в любых условиях, человек должен верить в лучшее… Да, это верно, но для этого не обязательно давать призрачные надежды. Это очень пассивная философия, не способная изменить жизнь к лучшему. Безусловно, каждому в тяжелой ситуации хочется слышать слова утешения, но эти же слова должны и вдохновлять человека на перемены, на действия, а не успокаивать его тем, что все это не так уж и плохо. Человеку необходимо поверить в себя, а для этого Лука выбрал неверную позицию. Это мы можем видеть через судьбу Актера. Да, странник вдохновил его на то, чтобы бросить пьянство, но он не помог Актеру поверить в себя. И вот, узнав о нереальности своих фантазий, герой кончает жизнь самоубийством. В принципе, можно сказать, что Лука просто ускорил логическое завершение жизни этого человека. Горький говорит нам, что именно ложная надежда может привести человека к петле.
    Ваське Пеплу Лука рассказывает прекрасные сказки о Сибири, подбивает его идти туда и начинать новую жизнь с Наташей. Васька вдохновляется, желает покончить с воровским прошлым. Да, в конце пьесы он попадает в Сибирь, но только как каторжник. И вряд ли, если он вернется живым, он сможет вести праведную и честную жизнь. И уж точно больше никогда в жизни не увидит он Наташу…
    Подтолкнув Ваську Пепла на убийство своего мужа, Василиса выходит единственной победительницей. Она одним махом достигает сразу всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не осталось ничего человеческого, и ее нравственное оскудение показывает чудовищность социальных условий, в которые погружены и обитатели ночлежки, и ее хозяева. И мы догадываемся, что, когда у власти окажется эта женщина, и без того адская жизнь ночлежников станет совсем невыносимой.
    Очень интересно преображение Сатина в конце произведения. Сатин – скептик. Он апатичен и пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию». «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!. . » Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои способности. От природы Сатин наделен живым умом, способностью мыслить.
    –> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ <--

  6. Taujind Ответить

    Пьеса Максима Горького «На дне» оставляет после прочтения очень тягостное, гнетущее впечатление. Он отразил жизнь московских босяков, обитателей жалкой ночлежки, где нет места личной жизни, где все на виду, даже самое сокровенное…
    Самые разнообразные типы вывел Горький в своей драме. Это рабочие люди, которые могут, хотят, любят работать, но государство не обеспечивает их работой, и они ожесточаются, спиваются… Таковы Клещ и Бубнов…
    В страшном мире уродливой социальной действительности в человеке убивают гордость, достоинство. Ваське Пеплу с детства внушали, что он вор… Васька с горечью говорит: «Я — сызмалетства — вор… Все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну — нате! Вот — я вор! Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… Оттого я вор, что другим именем никто, никогда, не догадался назвать меня…».
    Что же происходит в последнем, четвертом акте драмы Горького?
    Во-первых, читатели и зрители становятся очевидцами пьянки. Обитатели ночлежки пьют горькую. В попойке участвуют Барон, Клещ, Сатин. Считается: когда человек выпьет, ему станет легче, он забудет на время о своих проблемах, они покажутся ему уже не страшными, не такими неразрешимыми. Но героям Горького и под воздействием алкоголя легче не становится, слишком уж безобразна действительность, в условиях которой они живут.
    На последних страницах пьесы устами Сатина дается оценка философии Луки. Клещ где-то прав: старик Лука «поманил куда-то их товарищей… а сам — дорогу не сказал». Сатин понимает, что старик «врал… но — это из жалости». Старик Лука из той породы людей, которые «лгут из жалости к ближнему», «красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут». Сатин — против лжи. Он считает, что «ложь — религия рабов и хозяев», для тех, «кто слаб душой», но все-таки, по его мнению, Лука — «умница». Я думаю, Лука — умница потому, что у него нет зла в сердце к людям, не озлобился он, хотя несладко ему в жизни приходилось. Бубнов, Клещ, Барон, Васька Пепел — озлобились, а он — нет. Да, не во всем прав Лука, трудно узреть грань, на которой кончается утешение и начинается обман. И все равно Лука — добрый человек, с неожесточившимся сердцем.
    Последние страницы драмы хороши монологом, который произносит Сатин. Его монолог — апофеоз Человеку, человеческому величию. Герой драмы Горького убежден, человек — свободное существо. К человеку надо относиться с уважением: «Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо. Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!”
    Обратимся к самой последней, финальной сцене драмы. Пьяные обитатели ночлежки затянули тюремную песню «Солнце всходит и заходит».
    Тюремные песни народ слагал в неволе. Мне кажется, сам выбор Горьким для финала именно тюремной песни с ее мрачным содержанием, заунывным напевом весьма символичен: «Сол-нце всходит и захо-оди-ит», — затягивает Кривой Зоб. И Бубнов подхватывает: «А-а в тюрьме моей темно-о!». Эта песня об узнике, который томится в неволе, не видя ни восходов, ни закатов солнца — источника всего живого на Земле…
    Но герои горьковской драмы будто бы поют про самих себя. Ночлежка, такая неуютная, представляющая собой «подвал, похожий на пещеру с тяжелыми каменными сводами», с нарами вдоль стен, так похожа на тюрьму, на тюремную камеру, набитую заключенными. Какая символичная песня: где-то бушует жизнь, рождаются люди, совершаются открытия, а здесь, в этом страшном общежитии, все так же темно. В «темноте» живут бедняки.
    Столько безысходности в этой песни-жалобе… Эта песня, как признался Бубнов, — его «любимая»: «Затягивай… любимую! Запою… Заплачу!”
    Но песню допеть им было не суждено… Дверь быстро отворилась, появился Барон. Он принес страшную весть о том, что Актер покончил с собой. Он повесился. Вот такой трагический финал.
    Почему Актер решился на этот шаг?
    Странник Лука со своей утешительной философией вселял в обитателей ночлежки ложную надежду. Так, Ваське Пеплу он внушил, что есть прекрасный край Сибирь, где бедный Васька непременно разбогатеет.
    Умирающую Анну он убеждает не бояться смерти, говорит о том, что смерть — избавление от мук мирских.
    Актер — алкоголик. Но Лука убедил его в том, что есть необыкновенная лечебница, где алкоголиков излечивают от этой страшной, пагубной привычки. И Актер поверил в эту ложь. Однако, поняв, осознав, что рассказы Луки о прекрасной лечебнице всего лишь россказни, красивая ложь во имя спасения, он не смог продолжить жить дальше. Я думаю, смерть Актера наглядно иллюстрирует несостоятельность философии Луки. Ложная надежда иногда убивает человека.

  7. Morluzius Ответить

    Жанр драмы очень сложен сам по себе. Автор здесь имеет очень много ограничений. Он не может напрямую высказывать свою позицию, отражая ее лишь в монологах и диалогах героев, а также в ремарках. Кроме того, автор очень ограничен во времени, ведь пьеса не может играться на сцене слишком долго. Таким образом, писатель должен суметь выбрать нужное место и момент действия, чтобы во всей полноте раскрыть тему. Для этого необходим большой талант.
    Максим Горький, несомненно, обладал таким талантом. Его пьеса «На дне» охватывает целый ряд философско-социальных проблем. Его герои – босяки из ночлежки, опустившиеся на самое дно не только в социальном, но и моральном плане. Хозяева этой ночлежки в нравственном плане недалеко ушли от них. Духовное угасание своих героев Горький показывает на протяжении всей пьесы. Но окончание четвертого действия в этом произведении имеет особое значение. Финал пьесы помогает нам понять, что будет с ночлежниками дальше, как завершится их жизнь.
    Безусловно, большую жалость и искреннее сочувствие вызывает у читателя Татарин. Это был, пожалуй, единственный обитатель дна, сохранивший в себе какие-то человеческие качества. Возможно, ему помогает вера: он каждый день молится. Татарин упорно работает, но по страшной случайности раздавил себе на работе руку. Скорей всего, ее придется ампутировать, а с одной рукой он уже не сможет работать. Поэтому в конце пьесы он поддается всеобщему веселью «погибших» людей, и пьянствует вместе с остальными ночлежниками.
    Безусловно, одним из важнейших моментов этого действия можно назвать монолог Сатина о Человеке: «Человек – вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!.. Понимаешь? Это огромно!… Все – в человеке, все для человека!.. Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!». Безусловно, устами Сатина автор выражает свою позицию. Горький действительно считает, что человек – это звучит «гордо». Но что за герой произносит эти громкие слова?! Ведь Сатин сам упал на дно жизни и добровольно остался там, считая это для себя самой удобной позицией. Он невероятно пассивен в жизни… И именно он говорит о гордом человеке.
    А чуть раньше этот герой размышляет о свободе человека: «Человек – свободен, он за все платит сам, и потому он – свободен!..» Да, человек свободен, но это должен быть сильный человек. Можно ли самого Сатина назвать свободным? Не думаю, он уже порабощен тем образом жизни, который выбрал для себя. Может быть, этот монолог послужит началу новой жизни?.. Хотя Горький достаточно хорошо раскрыл характер этого героя. Скорее всего, для Сатина это было временное прозрение, которое, впрочем, тот поторопится залить вином.
    Также в этой части пьесы очень важен монолог Барона о «переодевании». Он воспринимает всю свою жизнь просто как смену разных видов одежды: «Учился – носил мундир дворянского института… Женился – одел фрак, потом – халат… Прожил все, что было, – носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки… Служил в казенной палате… мундир, фуражка с кокардой… растратил казенные деньги, – надели на меня арестантский халат… потом – одел вот это…». Этим монологом Горький подчеркивает внутреннюю пустоту дворянского класса. За них всегда все делали другие, и вот, оказывается, они совсем не предназначены для самостоятельной жизни. За все время своего существования Барон лишь пассивно, точно со стороны, наблюдал за своей жизнью и «никогда и ничего не понимал». Так он и опустился на самое дно жизни, позволив внешним событиям руководить им.
    В конце произведения замечается деградация Медведева. В списке действующих лиц Горький представляет его нам как полицейского, дядю Василисы и Наташи. То есть, в социальном плане он стоит выше ночлежников. К тому же это страж порядка, у него есть определенная доля власти. Но вот в финале пьесы он уже сожительствует с Квашней и пьянствует вместе с босяками. Тем самым он окончательно опустился до их уровня. Мало того, его, полицейского, бьет сожительница, таскает за волосы и ругает за пьянки. Благодаря сапожнику Алешке об этом узнает весь город. Квашня говорит сапожнику: «Зачем сор из избы выносить?.. И, опять же, обидно ему… Он от твоего разговору пить начал…». Видимо, Медведев чувствует свое нравственное падение и заливает это чувство вином.
    Заканчивается пьеса трагически. Актер понимает, что никогда не сможет найти бесплатную лечебницу для алкоголиков. Последнее, что мы слышим от него – как он просит Татарина помолиться за него. Но тот отказывается. Тогда Актер выбегает в сени, чтобы больше не вернуться. В конце пьесы Барон говорит ночлежникам: «На пустыре… там… Актер… удавился!». Этот герой покончил с собой, потому что понял, что спасения ему нет. Но! Когда Лука дал ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, Актер прекратил пить и начал копить деньги! Значит, выздоровление от алкоголизма было в нем самом. Ему просто надо было поверить в себя. Но Актер не смог этого сделать.
    Последней в пьесе стоит реплика Сатина в ответ на известие о смерти Актера: «Эх… испортил песню… дур-рак!». Такая реакция на смерть своего соседа по нарам нормальна для этих людей. Ведь их жизнь научила каждого думать исключительно о себе. Поэтому смерть Актера не долго будет держаться в их памяти.
    Пьеса «На дне» очень интересна и необычна своими героями. На протяжении всего произведения автор раскрывает нам их характеры, моральные и нравственные устои. Безусловно, особую роль в этой пьесе играет ее финал. Именно здесь окончательно рушатся жизни всех ночлежников. Финал показывает нам безвозвратную деградацию даже тех героев, которые подавали хоть какие-то надежды на возрождение души, превращение в нормальных людей.

  8. Sensei Ответить

    Пьеса Горького «На дне» сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. На протяжении всей пьесы перед нашими глазами появляются и развиваются проблемы разного масштаба: от общечеловеческих до личных. В финале произведения автор раскрывает нам свою позицию через судьбы героев пьесы.
    Огромную роль в развитии сюжета сыграл образ странника Луки. После его появления в ночлежке многое изменилось. Да, Лука дарит людям жалость, сладкую ложь… Но к чему это все привело?… Мне кажется, что утешающая ложь по-настоящему нужна была лишь умирающей Анне. Она страдала всю свою жизнь, не видела ничего хорошего. И вот в тридцать лет она умирает, замученная, «заезженная». И даже это она не может сделать в спокойствии. Многие обитатели ночлежки придерживаются позиции, что «шум – смерти не помеха», и уже не смотрят на нее, как на живого человека. Естественно, в таких условиях элементарное сочувствие Луки было для неё важно.
    Не менее трагична судьба другого обитателя ночлежки – Актера. Это человек, бывший когда-то служителем Мельпомены. Уйдя из театра, он начал пить и опускаться все ниже и ниже. У этого человека нет силы воли, ему не хватает даже элементарной твердости для того, чтобы бросить пагубное пьянство. Он предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления и забывать о своей жажде сцены, а не пытаться вернуть все обратно. Ему больше нечем гордиться, кроме фразы, что его «организм отравлен алкоголем». Из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, Актер перестает пить: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!» Узнав о тщетности своих надежд, актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя. Судьба Актера явно перекликается с притчей о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Лука понимал это так, что человеку необходима вера во что-то, чтобы была сила жить в любых условиях, человек должен верить в лучшее… Да, это верно, но для этого не обязательно давать призрачные надежды. Это очень пассивная философия, не способная изменить жизнь к лучшему. Безусловно, каждому в тяжелой ситуации хочется слышать слова утешения, но эти же слова должны и вдохновлять человека на перемены, на действия, а не успокаивать его тем, что все это не так уж и плохо. Человеку необходимо поверить в себя, а для этого Лука выбрал неверную позицию. Это мы можем видеть через судьбу Актера. Да, странник вдохновил его на то, чтобы бросить пьянство, но он не помог Актеру поверить в себя. И вот, узнав о нереальности своих фантазий, герой кончает жизнь самоубийством. В принципе, можно сказать, что Лука просто ускорил логическое завершение жизни этого человека. Горький говорит нам, что именно ложная надежда может привести человека к петле.
    Ваське Пеплу Лука рассказывает прекрасные сказки о Сибири, подбивает его идти туда и начинать новую жизнь с Наташей. Васька вдохновляется, желает покончить с воровским прошлым. Да, в конце пьесы он попадает в Сибирь, но только как каторжник. И вряд ли, если он вернется живым, он сможет вести праведную и честную жизнь. И уж точно больше никогда в жизни не увидит он Наташу…
    Подтолкнув Ваську Пепла на убийство своего мужа, Василиса выходит единственной победительницей. Она одним махом достигает сразу всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не осталось ничего человеческого, и ее нравственное оскудение показывает чудовищность социальных условий, в которые погружены и обитатели ночлежки, и ее хозяева. И мы догадываемся, что, когда у власти окажется эта женщина, и без того адская жизнь ночлежников станет совсем невыносимой.
    Очень интересно преображение Сатина в конце произведения. Сатин – скептик. Он апатичен и пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию». «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..» Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои способности. От природы Сатин наделен живым умом, способностью мыслить. Но Лука смог чудесным образом раскрыть сокрытый в этом герое потенциал: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…»; «Правда – бог свободного человека!»; «человек – вот правда!»; «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!» Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Что изменит встреча с Лукой в жизни этого героя? Боюсь, что ничего. Да, на словах он принимает более активную жизненную позицию, но на этом все перемены заканчиваются.
    Таким образом, в финале Горький хочет показать нам свое неприятие пассивной жизненной позиции, когда человек предпочитает заливать свои страдания вином, а не решать проблемы реальными действиями. Также автор желает показать нам всю опасность «ласковой лжи», которая способна еще быстрее загнать человека в петлю, нежели осознание суровой действительности. Я разделяю мысли Горького, мне близка его жизненная позиция. Я считаю, что выбраться из любой сложной ситуации можно лишь тогда, когда ты не будешь опускать руки.
    < Предыдущая Следующая >

  9. Kulalace Ответить

    Традиции русской литературы XIX века усвоили и раз­вили драматурги XX века. Один из наиболее значитель­ных среди них — М. Гэрький. Прошло уже более ста лет со времени первой постановки его пьесы «На дне». Но про­изведение не устаревает, по-прежнему привлекает вни­мание постановщиков и зрителей, читателей.
    Отличительная особенность пьес Горького в их фи­лософской наполненности. Пьеса «На дне» как художе­ственный текст не менее действенна, чем ее постановки. Финал же пьесы вполне вписывается в те традиции, о ко­торых шла речь выше. Смерть Актера — продуманный пи­сателем «ход». Это попытка заставить зрителя и читате­ля еще раз подумать, какую же «песню» испортил добро­вольный уход из жизни этого человека.
    Для того чтобы понять это, важно еще раз вглядеться в героев, понять смысл их споров, жизненные позиции, взгляды. Проблематика этой социально-философской драмы многогранна. Вопросы о предназначении челове­ка, о границах его возможностей, о соотношении правды и успокоительной лжи волнуют писателя. Герои особенно активно обратились к ним после появления в ночлежке Костылева Луки. Автор считал этого героя главным в пье­се. Лука — герой-идеолог, много повидавший и переду­мавший, знающий жизнь и людей человек. В финале, да и в четвертом акте вообще, Луки нет. Он исчез во время ссоры, в ходе которой был убит Костылев. Но в сущности поступок Актера может быть понят как своеобразная «ре­плика» в том споре, который другие герои, а в еще боль­шей степени автор, ведут с Лукой.
    Обратим внимание на то, что Лука со своей «правдой» о слабом, достойном жалости человеке появился в пер­вом акте, а кульминационные эпизоды второго, третье­го, четвертого актов связаны со смертью. И Лука, прямо или косвенно, к этим смертям причастен. Анна во втором акте умирает почти «на руках» у него. Он последним из ге­роев беседует с Анной, обещает ей покой в ином мире. И вдруг Анна говорит такое, что даже изощренный Лука не нашелся с ответом: «Коли там муки не будет… здесь мож­но потерпеть… Можно!» «Ничего там не будет!..» — только и сумел сказать Лука. Он уже здесь показал свою враж­дебность жизни, неверие в людей, да и в Бога. И служит умный, проницательный и предусмотрительный герой все-таки в основном себе.
    Лука один был свидетелем того, как Василиса подгова­ривала Пепла убить Костылева. Он мог бы после смерти хозяина ночлежки не только помочь утвердить «юридиче­скую справедливость», но важнее, что Лука должен был убедить Наташу в невиновности Васьки по отношению к ней. Не предавал он ее, не сговаривался с Василисой, как от боли и отчаяния думала Наташа. Но разбиратель­ство могло обернуться неприятностями для «беспачпорт- ного» Луки, и он предпочел уйти «в хохлы», искать очеред­ную абстрактную идею обустройства человека на земле. А конкретные люди? Что в них — «все — черненькие, все — прыгают». «Приспособился» Лука к жителям ночлежки, приспособится к другим. Когда необходимо — пожалеет, расскажет притчу, сказку, утешит. А помочь — всем не по­можешь, да и стоит ли помогать-то слабым, никчемным, безвольным, легковерным людям.
    Перед финальной сценой уже прозвучали из уст Са­тина, но, как мы знаем, «с подачи» автора, гордые слова о Человеке. Автор уже сформулировал позицию, в кор­не противоречащую той, которую обозначил и утверж­дал Лука. Но важно не только словами, но и сценическим поступком героя, в образной форме «возразить» Луке. И Горький «заставляет» умереть Актера.
    Он был человеком эмоциональным, когда-то, должно быть, талантливым. Актер сильнее, горячее всех воспри­нял идею о возрождении, подброшенную Лукой. Актер бросил на некоторое время пить, начал копить деньги на дорогу в лечебницу. Актер не участвует в разговоре, в ходе которого Сатин произносит монолог о Человеке, но, должно быть, внимательно слушает. И именно после этих слов и воспоминаний о «занятном» старичке совер­шает решительный и однозначный внутренний выбор. Он понял, что та жизнь, которую они ведут, не достойна че­ловека. Лука же «поманил… куда-то, а сам дорогу — не сказал
    Можно ли осуждать Луку за то, что жизнь Актера оборвалась трагически? Конечно, юридически, да и с моральной точки зрения он «неподсуден». Не в прямоли­нейном осуждении противоречивого героя заключается цель автора. Писатель создал философскую ситуацию, хочет, чтобы зритель и читатель сделали для себя выво­ды о том, какова жизнь, нужно ли ее менять, можно ли это сделать, в каком направлении должны происходить из­менения. Человек «на дне жизни» (Очень хорошо: выпя­чивать свое знакомство с вариантами названия пьесы нет необходимости, лучше тонко обнаружить его в про­цессе анализа. — Прим. авт.), вовсе не «звучит гордо». На дне душ героев царят мрак, боль, отчаяние. Интерьер, обстановка действия в четвертом акте повторяют обста­новку первого:
    Солнце всходит и заходит…
    А в тюрьме моей темно!
    Не закрыть глаза, не приукрасить жизнь и успоко­ить «золотыми снами» людей, а изменить действитель­ность, сделать ее достойной высокого человеческого предназначения — об этом должен напомнить финал, на это нацелен последний драматический аккорд пьесы «На дне».
    Итак, финал пьесы «На дне» органично связан с раз­витием действия. Идеи героев и позиция автора выявля­ются в свете финала более отчетливо. Автор обращается и к зрителю, желая и его привлечь к решению социаль­но-философских проблем: о предназначении человека, роли правды, необходимости примириться с негодной жизнью, похожей на смерть, или изменить ее.

  10. Black Fire Ответить

    СОЧИНЕНИЕ
    В ЧЕМ СМЫСЛ ФИНАЛА ПЬЕСЫ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»Пьеса Горького «На дне» сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. На протяжении всей пьесы перед нашими глазами появляются и развиваются проблемы разного масштаба: от общечеловеческих до личных. В финале произведения автор раскрывает нам свою позицию через судьбы героев пьесы.
    Огромную роль в развитии сюжета сыграл образ странника Луки. После его появления в ночлежке многое изменилось. Да, Лука дарит людям жалость, сладкую ложь… Но к чему это все привело?… Мне кажется, что утешающая ложь по-настоящему нужна была лишь умирающей Анне. Она страдала всю свою жизнь, не видела ничего хорошего. И вот в тридцать лет она умирает, замученная, «заезженная». И даже это она не может сделать в спокойствии. Многие обитатели ночлежки придерживаются позиции, что «шум – смерти не помеха», и уже не смотрят на нее, как на живого человека. Естественно, в таких условиях элементарное сочувствие Луки было для неё важно.
    Не менее трагична судьба другого обитателя ночлежки – Актера. Это человек, бывший когда-то служителем Мельпомены. Уйдя из театра, он начал пить и опускаться все ниже и ниже. У этого человека нет силы воли, ему не хватает даже элементарной твердости для того, чтобы бросить пагубное пьянство. Он предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления и забывать о своей жажде сцены, а не пытаться вернуть все обратно. Ему больше нечем гордиться, кроме фразы, что его «организм отравлен алкоголем». Из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, Актер перестает пить: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!» Узнав о тщетности своих надежд, актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя. Судьба Актера явно перекликается с притчей о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Лука понимал это так, что человеку необходима вера во что-то, чтобы была сила жить в любых условиях, человек должен верить в лучшее… Да, это верно, но для этого не обязательно давать призрачные надежды. Это очень пассивная философия, не способная изменить жизнь к лучшему. Безусловно, каждому в тяжелой ситуации хочется слышать слова утешения, но эти же слова должны и вдохновлять человека на перемены, на действия, а не успокаивать его тем, что все это не так уж и плохо. Человеку необходимо поверить в себя, а для этого Лука выбрал неверную позицию. Это мы можем видеть через судьбу Актера. Да, странник вдохновил его на то, чтобы бросить пьянство, но он не помог Актеру поверить в себя. И вот, узнав о нереальности своих фантазий, герой кончает жизнь самоубийством. В принципе, можно сказать, что Лука просто ускорил логическое завершение жизни этого человека. Горький говорит нам, что именно ложная надежда может привести человека к петле.
    Ваське Пеплу Лука рассказывает прекрасные сказки о Сибири, подбивает его идти туда и начинать новую жизнь с Наташей. Васька вдохновляется, желает покончить с воровским прошлым. Да, в конце пьесы он попадает в Сибирь, но только как каторжник. И вряд ли, если он вернется живым, он сможет вести праведную и честную жизнь. И уж точно больше никогда в жизни не увидит он Наташу…
    Подтолкнув Ваську Пепла на убийство своего мужа, Василиса выходит единственной победительницей. Она одним махом достигает сразу всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не осталось ничего человеческого, и ее нравственное оскудение показывает чудовищность социальных условий, в которые погружены и обитатели ночлежки, и ее хозяева. И мы догадываемся, что, когда у власти окажется эта женщина, и без того адская жизнь ночлежников станет совсем невыносимой.
    Очень интересно преображение Сатина в конце произведения. Сатин – скептик. Он апатичен и пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию». «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..» Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои способности. От природы Сатин наделен живым умом, способностью мыслить. Но Лука смог чудесным образом раскрыть сокрытый в этом герое потенциал: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…»; «Правда – бог свободного человека!»; «человек – вот правда!»; «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!» Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Что изменит встреча с Лукой в жизни этого героя? Боюсь, что ничего. Да, на словах он принимает более активную жизненную позицию, но на этом все перемены заканчиваются.
    Таким образом, в финале Горький хочет показать нам свое неприятие пассивной жизненной позиции, когда человек предпочитает заливать свои страдания вином, а не решать проблемы реальными действиями. Также автор желает показать нам всю опасность «ласковой лжи», которая способна еще быстрее загнать человека в петлю, нежели осознание суровой действительности. Я разделяю мысли Горького, мне близка его жизненная позиция. Я считаю, что выбраться из любой сложной ситуации можно лишь тогда, когда ты не будешь опускать руки.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *