Старик и море в чем смысл повести?

12 ответов на вопрос “Старик и море в чем смысл повести?”

  1. Cererana Ответить

    Повесть «Старик и море» была закончена Хемингуэем в 1951 году. В ней писатель постарался передать читателям весь свой жизненный и литературный опыт. Хемингуэй создавал повесть долго, кропотливо выписывая каждый эпизод, каждое размышление и наблюдение своего, во многом лирического, героя. Затем он делился написанным с женой Мэри, и только по мурашкам на её коже понимал, насколько хорош сделанный им отрывок. По признанию самого писателя, повесть «Старик и море» вполне могла бы стать большим романом, со множеством действующих лиц (преимущественно рыбаков) и сюжетных линий. Однако всё это уже было в литературе до него. Хемингуэю же хотелось создать нечто иное: повесть-притчу, повесть-символ, повесть-жизнь.
    На уровне художественной идеи «Старик и море» тесно связан со 103 псалмом Давида, воспевающим Бога как Творца неба и земли, и всех тварей, населяющих нашу планету. Библейские реминисценции прослеживаются в повести и в образах главных героев (мальчик носит имя Манолин – уменьшительно-ласкательное сокращение от Эммануила, одного из имён Иисуса Христа; старика зовут Сантьяго – точно так же, как и святого Иакова, и ветхозаветного Иакова, бросившего вызов самому Богу ), и в рассуждениях старика о жизни, человеке, грехах, и в чтении им основных христианских молитв – «Отче наш» и «Богородицы».
    Художественная проблематика повести заключается в показе внутренней силы человека и его умении не только осознавать красоту и величие окружающего мира, но и своего места в нём. Огромный океан, в который уходит старик, – это символический образ как нашего вещного пространства, так и духовной жизни человека. Огромная рыба, с которой сражается рыбак, носит двоякий символический характер: с одной стороны – это собирательный образ всех рыб, пойманных когда-то Сантьяго, образ предназначенного ему Богом дела, с другой – это образ самого Создателя, обитающего в каждом своём творении, умершего ради людей, воскресшего и живущего в душах верующих.
    Старик считает, что далёк от религии, но в трудный момент ловли он читает молитвы и обещает прочесть ещё, если Пресвятая Дева сделает так, чтобы рыба умерла. Рассуждения Сантьяго о жизни просты и безыскусны. Он и сам внешне такой: старый, измождённый, довольствующийся малым – простой едой, бедной хижиной, постелью, заправленной газетами.
    День за днём изматывая в океане большую рыбу, старик не думает о том, как ему больно или тяжело от режущих руки и спину бечевок. Нет. Он пытается сохранить свои силы для решающего боя. Он ловит в море тунца и летучих рыб и ест их сырыми, даже несмотря на отсутствие чувства голода. Он заставляет себя спать, чтобы набраться сил. Он использует все подручные средства для сражения с акулами, покушающимися на его рыбу. И ещё он разговаривает, оценивает, вспоминает. Постоянно. В том числе и с рыбой – и живой, и мёртвой.
    Когда от морской красавицы остаётся изуродованная туша, старику становится не по себе. Он не знает, как вести себя с рыбой. Убив одной из прекраснейших созданий этого мира, Сантьяго оправдывает свой поступок тем, что рыба насытит его и других людей. Растёрзанная акулами добыча лишается этого простого, житейского смысла. Старик извиняется перед рыбой за то, что всё получилось так нехорошо.
    В отличие от многих классических литературных произведений в «Старике и море» отсутствует критика чего бы то ни было. Хемингуэй не считает себя вправе судить окружающих. Главная цель писателя – показать, как устроен наш мир, в котором рыбак рождается рыбаком, а рыба – рыбой. Они не враги друг другу, они – друзья, но смысл жизни рыбака в убийстве рыбы, и по другому, увы, нельзя.
    Каждый раз, когда старик сталкивается с морскими обитателями, он проявляет себя человеком любящим, жалеющим и уважающим каждое создание Божие. Он волнуется за птиц, которым тяжело добывать себе пропитание, наслаждается любовными играми морских свинок, испытывает сочувствие к марлину, который лишился своей подруги по его вине. К большой рыбе старик относится с чувством глубокого уважения. Он признаёт в ней достойного соперника, который может и победить в решающей схватке.
    Свои неудачи старик встречает с поистине христианским смирением. Он не жалуется, не ропщет, он молча делает свою работу, а когда на него нападает небольшая разговорчивость, вовремя приказывает себе вернуться к действительности и заняться делом. Потеряв свой улов в неравной схватке с акулами, старик чувствует себя побеждённым, но это ощущение наполняет его душу невероятной лёгкостью.
    – Кто же тебя победил, старик?, – спрашивает он самого себя и тут же даёт ответ. – Никто. Просто я слишком далеко ушёл в море. В этом простом рассуждении видна несгибаемая воля и настоящая житейская мудрость человека, познавшего всю необъятность окружающего мира и своё место в нём, место хоть и маленькое, но почётное.

  2. Писающий мальчик Ответить

    Хемингуэй Эрнест Миллер: журналист, писатель 1899 г., 21 июля. Родился в Оук-Парке (пригород чикаго). Окончил среднюю школу. Репортёр газеты «Канзас-сити стар» 1923-1929 гг. Изданы книги «В наше время», «Вешние воды», «И восходит солнце», «мужчины без женщин», «Прощай, оружие!». 1939 г. Работа над романом «По ком звонит колокол».
    1947 г. Вручение в Гаване Бронзовой звезды за отвагу и отличную работу по сбору военной информации. 1958-1959 гг. Работа над книгой воспоминаний о Париже 1920-х гг. (издана посмертно под названием «Праздник, который всегда с тобой»). Завершение многолетней работы над повестью «морская погоня». Погиб в своём доме, на Кубе. Лауреат высшей литературной награды СШа — премии Пулитцера (1952) — и Нобелевской премии (1954) за повесть «Старик и море».
    Эрнест Хемингуэй прожил 62 года, и его жизнь была наполнена приключениями и борьбой, поражениями и победами, большой любовью и изнурительной работой. Он был заядлым охотником и рыбаком, участвовал в самых рискованных приключениях и дерзких исследованиях. Его герои были похожи на него: смелые, энергичные, готовые к борьбе. В сентябре 1952 г.
    Умудрённый жизненным опытом художник выпускает повесть «Старик и море» в свет. Произведение вышло на страницах журнала «лайф» (тираж — 5 млн экземпляров) и принесло ему всемирную известность. За эту повесть, по глубине и силе напоминающую, скорее, небольшой роман, Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию — самый престижный символ литературного признания в США. Это же произведение повлияло и на присуждение писателю Нобелевской премии по литературе в 1954 г. Повесть «Старик и море» — один из последних завершённых произведений легенды американской литературы Эрнеста Хемингуэя, своеобразный итог творческих поисков автора. литературоведы определяют жанр произведения как повесть-притча, то есть произведение, рассказывающее о судьбе героя, но имеющее аллегорический характер, глубокий нравственный и философский смысл. Повесть тесно связана со всеми предыдущими произведениями писателя и является вершиной его размышления о смысле жизни.
    Как вы думаете, почему герой притчи — старый человек, ведь старость — это слабость, угасание, неудача? Почему старик обращается к природе, разговаривает с ней? Как старик относится к морю, небу, звёздам, птицам? Почему в своих монологах он обращается к рыбе как к мыслящему существу?
    Что понял Сантьяго, когда «увидел табун диких уток, которые летели над водой, чётко отличаясь на фоне неба»? Старик Сантьяго, впервые увидев рыбину, которая попалась ему на крючок, рассуждает так: «Интересно, чего это она вынырнула? Будто только для того, чтобы показать мне, какая она огромная. Ещё бы, теперь я это знаю.
    Хорошо было бы показать и ей, что я за человек. Эх, если бы я был ею и имел всё, что имеет она против моего единственного оружия». О каком «оружии» идёт речь? Как старый Сантьяго понимает мир природы, общества и Вселенной? Каковы его рассуждения о счастье?
    Какой художественный принцип использует Эрнест Хемингуэй при написании своих произведений, объясняя его так: «Если писатель хорошо знает то, о чём пишет, он может опустить много из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель ощутит всё опущенное так же остро, как если бы писатель сказал об этом?» «Принцип айсберга», провозглашённый Хемингуэем. Согласно этому принципу в тексте должна быть выражена одна десятая смысла, девять десятых — в подтексте. «Принцип айсберга» по собственному определению писателя: художественный текст произведения подобен той часть айсберга, которую видно над поверхностью воды. Писатель широко использует намёки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел.
    В новелле «Старик и море» мастер сумел в лаконичной форме пересказать и осмыслить извечную трагедию человеческого существования. Героем этого гениального в его простоте творения Хемингуэй избирает рыбака Сантьяго — старика, иссушённого солнцем и изглоданного морем. Сантьяго всю жизнь мечтал о сказочной удаче — и она неожиданно приходит к нему в обличье неслыханной, огромного размера рыбы, клюнувшей на приманку. Основная часть новеллы — описание многочасового поединка старика и рыбы в открытом океане, поединка, который ведётся по-честному, на равных. В символическом плане этот поединок прочитывается как извечная борьба человека с природными стихиями, с самим бытиём.
    В момент, когда старик победил рыбу, его лодку окружают акулы и объедают её остова. Название произведения вызывает определённые ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, смертное и вечное, безобразное и прекрасное и т. п. Союз «и» объединяет и вместе с тем противопоставляет эти понятия.
    Герои и события повести конкретизируют эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы. Старик символизирует человеческий опыт и вместе с тем его ограниченность. рядом со старым рыбаком автор изображает маленького мальчика, который учится, перенимает опыт у Сантьяго. Безрадостная мораль повести-притчи — в самом её тексте: человек в поединке с бытиём осуждён на поражение. Но он обязан вести борьбу до конца. только один человек смог понять Сантьяго — мальчик, его ученик.
    Когда-нибудь мальчику тоже улыбнётся удача. В этом — надежда и утешение старого рыбака. «человека можно уничтожить,– думает он,– но его нельзя победить». Когда старик засыпает, ему снятся львы,– символ силы духа и молодость.
    Такие суждения о жизни, о жестоком мире и месте человека в нём снискали Э. Хемингуэю репутацию философа, проповедующего новый стоицизм.
    Э. Хемингуэй говорил о повести-притче «Старик и море»: «Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, настоящих акул. И если мне удалось сделать это достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть истолкованы по-разному». Как вы «истолковываете» образы этой повести?
    Повесть Хемингуэя «Старик и море» — одна из вершин американской и мировой словесности XX в. Книга двуплановая. С одной стороны, это вполне реалистически-достоверный рассказ о том, Как старый рыбак Сантьяго поймал огромную рыбу, как стая акул набросилась на эту рыбу, и старику не удалось отбить свою добычу, и на берег он привёз только рыбий остов.
    Но за реалистической тканью повествования явственно проступает иное, обобщённое, эпически-сказочное начало. Оно ощутимо в намеренной гиперболизации ситуации и деталей: рыба слишком огромна, акул слишком много, от рыбы ничего не осталось — скелет обглодан начисто, старик сражается один со стаей акул. Эта книга с её универсальной проблематикой, казалось бы, никак не связана с тогдашней злобой дня. Описанное здесь могло произойти в любой стране и в любое время.
    Тем не менее её появление именно в эту эпоху вполне закономерно. Она удивительно вписывается в американскую литературу 1950-х гг. только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй — философскими категориями. Его небольшая повесть — это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание.
    старик море философский принцип хемингуэй
    Библиографический список
    1. «Старик и море», Э.Хемингуэй.
    2. http://www.verlibr.com
    3. Википедия

  3. Gardarn Ответить

    Сантьяго намерен поймать большую рыбу, и для этого далеко отплывает от берега. Он сильно рискует, ведь в открытом море много акул. Несколько дней старик сражается с голодом, усталостью и болью. Его старания увенчались успехом – он поймал огромную «рыбу своей мечты» – марлина. Однако ему так и не удалось в целости доставить ее на берег: акулы обглодали ее по пути. В результате измученный старик вытащил на берег только большой скелет рыбы.
    Казалось бы, автор снова показывает поражение героя, но не все так однозначно. Люди удивляются тому, что скелет рыбы такой большой и они понимают, что старик таки смог добиться своей цели. Да, он не добыл себе пищу, но доказал, что он способен на многое.
    Автор в повести воспевают силу духу человека, который идет к мечте на пределе своих возможностей. Сантьяго – не идеализированный герой, а обычный человек, что всячески подчеркивает автор. Поэтому в повести так много реалистичных подробностей. Но это не мешает ему быть сильным и целеустремленным. Вера в себя помогает старику добиться мечты, которая, к сожалению, нагло испорчена «акулами».
    Море – символ жизни, рыба марлин – мечта, акулы – сложности. Исходя из этого, мы видим, что старик на своем жизненном пути шел к мечте, несмотря на сложности. Он добился цели, пусть и не стал в полной мере победителем.
    Эрнест Хемингуэй – создатель нового направления в литературе. Повесть «Старик и море» наделена поучительным наставническим характером. Она очень напоминает притчу, в которой писатель раскрывает суть жизни человека, его внутренний мир, стремление к мечте. Главный герой Сантьяго олицетворяет силу духа и верность своей мечте.

  4. PROton Ответить

    Философско-символический смысл повести “Старик и море”
    Повесть-притча “Старик и море” выдающегося американского письмен ника Эрнеста Хемингуэя – это не только один из последних завершенных произведений, а самая сложная в философском плане вещь. Это – аллегорическое раскрытия мировоззренческой позиции автора, собственный вариант ответа писателя на самое важное по вопросам философии о смысле жизни.
    Еще раньше в творчестве Хемингуэя сложился особый художественный принцип, который писатель назвал “принципу айсберга”: “Если письмен ник хорошо знает то, о чем он пишет, он может обойти многое из того, что знает, и, если он пишет правдиво, читатель почувствует все проминуте так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величество движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды”. Отталкиваясь от этой метафоры, можно сказать: “надводная” часть содержания повести “Старик и море” чрезвычайно мала, а глубина “подводной” – несравненно большая.
    Внешне сюжет повести очень простой, его можно пересказать в нескольких предложениях. Живет одинокий старик рыбак Сантьяго, единственный друг которого – мальчик Маноло, его ученик и помощник. Старого Сантьяго покинуло счастье, как покинула большинство людей, не способных его понимать. Он уходит в море, где на наживу ловится огромная рыба, борьба с которой длится почти двое суток, но в конце концов пойманную добычу уничтожают акулы. Остатками добычи старого любуются туристы, но и те видят в рыбе лишь какую-то экзотическую вещь.
    Будто ничего особенного и не происходит – если видеть только внешний сюжет. И множество скрытых образов-символов скрывается за этой вроде простенькой историей.
    Старый – это одновременно и живой человек со своими чувствами, мыслями и опытом, и символ определенной системы ценностей. Мальчик Маноло – не только парень, что живет со своими родителями, которые пытаются отдалить его от старого учителя-друга, это – надежда на будущее, моральная победа Сантьяго и его ценностей над отчужденностью окружения. Родители мальчика олицетворяют этот мир, отчужденности и разобщенности людей в котором является нормой, как и туристы, смотрят на рыбу. Рыба для Сантья-го – цель существования, к которой надо стремиться при любых обстоятельствах, несмотря на все трудности и препятствия. Победа над рыбой – достижения этой цели. Уничтожение рыбы – непонимание миром ее значение. Утлий челнок на фоне безграничного пространства – одиночество. Море – непреодолимая сила природы, сама вечность. Примерно такой смысл имеют символы, взятые в одиночку, но сочетание их создает идеи всего произведения.
    Победил старый рыбу и море? Снаружи – нет. Добыча утрачено. Но рыба – не только еда, как уже упоминалось выше. Моральную победу старый все-таки добивается, пусть ее материальное воплощение исчезает из рук. И борьба с рыбой одновременно является еще и удивительным соединением с ней, хоть она является целью, но вынужденной, если посмотреть немного с другой стороны. Не случайно, разговаривая сам с собой, Сантьяго говорит: “Как хорошо, что нам не нужно убивать солнце, месяц, звезды, достаточно того, что мы требуем пищу у моря и убиваем своих братьев”. То есть как будто не он ставит себе цель, ее требуют жизненные обстоятельства, однако, приняв вызов, вступив с ней в поединок, Сантьяго достигает еще одной цели: доказать, что человек не бессильна, вообще свою способность победить.
    Отвага и шансы на победу у него и у рыбы практически равны. Не будет преувеличением сказать, что уровни эти двое и по моральным качествам. В своей борьбе победитель и побежденный достигают своеобразной гармонии – а это уже одна из главных авторских идей. Найти гармонию с природой – чем не смысл существования человека?
    Гармонии с природой невозможно достичь ни относясь к ней свысока, видя в ней источник удовлетворения собственных потребностей, ни отстраненно любуясь ею издали. Для этого надо понять ее внутренние законы и научиться жить с ними. Гармоничность природы вовсе не исключает борьбы, более того – она невідривна от борьбы, но борьбы на равных, когда основаниями для победы становятся не какие-то технические средства, а личные внутренние силы: решительность, мужество, воля к победе. Она тоже жестокая, как и человеческий мир, но щедра и справедлива – побеждает тот, кто достоин победить. Ее правила игры будто противопоставляются таким в человеческом обществе.
    Старик Сантьяго по законам природы – победитель, но он – побежденный по шкале ценностей людей, поэтому среди них он одинок и бессилен выигрывать по их правилам игры. Море и рыба значительно ближе ему духовно, чем человеческое общество.
    Но он все-таки человек, и именно людей представляет в поединке со стихийными силами. С большой гордостью звучат его слова: “Человек создан не для того, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но нельзя победить”.
    Вот таким человеком и предстает он в повести: человеком, богаче духовно тех, что не задумываются над тем, что значит быть человеком. Человеком-победителем, выигрыш которой подтверждает сам принцип гармонии природы, пусть не понятен другим, но выше любые другие законы. Победителем, кто бы что не считал.
    Видимо, это и является главной идеей произведения. Но однозначно утверждать это трудно – айсберг на то и айсберг, что его невозможно увидеть все. Каждый может отыскать в повести-притче “Старик и море” что-то свое.

  5. Шизо-Пряник Ответить

    Произведение Эрнеста Хемингуэйя «Старик и море» входит в школьную программу. Его читают школьники, его читали и вы, но рассказывали ли вам на уроках зарубежной литературы о том, что «Старик и море» – не просто произведение, но повесть-притча, и что в ней есть библейские мотивы? А они есть.
    «Старик и море» (The Old Man and the Sea) — повесть американского писателя Эрнеста Хемингуэя, которую он написал в Бимини, на Багамских островах. «Старик и море» была опубликована в 1952 году и стала последним известным художественным произведением Хемингуэя, опубликованным при его жизни.

    Повесть Хемингуэя «Старик и море», отмеченная Пулитцеровской премией, — одна из вершин американской и мировой словесности XX столетия.

    Повесть-притча

    Если коротко, то «Старик и море» — это история старика Сантьяго, кубинского рыбака и о его борьбе в открытом море с гигантским марлином, который стал самой большой добычей в его жизни. Но такая трактовка слишком поверхностная.
    По своей стилистике и образному стилю повесть «Старик и море» близка к литературному жанру притчи, которая строится на аллегориях и предусматривает некоторую моральную науку. Много критиков так и приняли ее как притчу и попробовали толковать всю историю старика как символическое изображение борьбы добра и зла, борьбы человека с природой.
    Сам Хемингуэй протестовал против такого одностороннего и упрощенного трактования его произведения, отстаивая реалистическую основу повести. Он говорил: «Ни одна красивая книга никогда не будет написана так, чтобы символы в ней были продуманы заранее, а потом вставлены в нее. Такие символы вылазят наверх, как изюминки в хлебе с изюмом. Хлеб с изюминками красивый, но простой хлеб лучше. В «Старике и море» я старался создать реального старика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул. Но если я сделал их довольно хорошо и довольно правдиво, они могут означать много».
    100-летний кубинский рыбак Грегорио Фуэнтес, ставший одним из прототипов главного героя повести (фото 1998 года)
    Эта книга с ее универсальной проблематикой, казалось бы, никак не связана с тогдашней злобой дня. Описанное здесь могло произойти в любой стране — на любом морском или океанском побережье — и в любое время. Тем не менее, появление ее именно в эту эпоху вполне закономерно. Она удивительно вписывается в тенденцию нонконформизма в американской литературе 50-х. Только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй — философскими категориями. Его небольшая повесть — это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание.
    Поэтизация физического труда, утверждение единства человека и природы, неповторимости личности «маленького человека», общее гуманистическое звучание, сложность замысла и отточенность формы — все это есть активное отрицание ценностей потребительской цивилизации, ответ Америке и предупреждение всему современному послевоенному миру.

    О символах и аллегориях?

    Старик — в разных культурах рассматривается как знак праведности и Божественного благословения. Старые люди могут представлять высочайшие истины, и в этом (так как и в других характеристиках) могут быть подобны детям. Старик — это воплощение высшей духовной мудрости, истины жизни, которая проявляется в любви ко всему окружающему.
    Парус — соотносится с символикой воздуха, ветра. Является атрибутом Фортуны, которая олицетворяет ее непостоянство.
    Море — древние греки видели в море воплощение материнского начала. В то же время это образ стихии, которая несет бедствие и смерть. Плавание по морю нередко рассматривается как состояние между жизнью и смертью.
    Кость — в Библии есть эпизод, где рассеянные по полю кости возрождаются в плоть по велению Господа. Кость, таким образом, становится символом жизни и веры в будущее воскресение.

    «Старик и море» и Псалом Давида

    На уровне художественной идеи «Старик и море» тесно связан со 103 псалмом Давида, воспевающим Бога как Творца неба и земли, и всех тварей, населяющих нашу планету. Библейские реминисценции прослеживаются в повести  в образах главных героев. Мальчика зовут Манолин – уменьшительно-ласкательное сокращение от Эммануила, одного из имён Иисуса Христа
    Имя старика – Сантьяго (буквально святой Иаков) – напоминает читателю не только одного из апостолов, но и ветхозаветного Иакова, боровшегося с самим Богом и не уступившего Ему: «…я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32:30). Таким образом, в контексте своего имени Сантьяго выступает как достойный противник пойманной им великой рыбы, а библейские аллюзии помогают нам постичь концепцию его создателя. Старик не закостенел в своих убеждениях и, постоянно ведя диалог со своей совестью, внутренне готов к переоценке ценностей. Это помогает ему одержать победу над самим собой (так как заслуга Сантьяго состоит именно в этом, а не в поимке гигантского марлина и не в поединке с акулами). В самой неизбежности смерти заключена возможность обновления, поэтому и пойманная рыба пребывает живой в убившем ее старике. По словам самого Хемингуэя, «нет ничего благородного в том, чтобы быть выше кого-то другого. Истинное благородство проявляется тогда, когда человек становится выше своего прежнего “я”».
    Для героя повести «Старик и море» рыболовство было не прихотью, а насущной необходимостью в его ежедневной борьбе за выживание, но, тем не менее, его терзают сомнения в допустимости убийства живых существ и правильности его жизненного выбора. Поскольку старик испытывает к пойманной им рыбе уважение как к достойному сопернику и любовь как к брату, мотив греха конкретизируется здесь в мотиве братоубийства. После нападения акул, почти полностью уничтоживших его добычу, Сантьяго все острее начинает понимать трагичность и непоправимость случившегося. Он осознает возможную греховность своего поступка, размышляет о том, меньший или больший грех убить того, кого любишь, и неоднократно просит у рыбы прощения.
    Но в душе Сантьяго нет опоры на Бога, вера в которого заменяется верой в самого себя: «Глупо терять надежду, – думал он. – К тому же, кажется, это грех. Не стоит думать о том, что грех, а что не грех. пусть грехами занимаются те, кому за это платят. Пусть они раздумывают о том, что такое грех ты убил рыбу не только для того, чтобы продать ее другим и поддержать свою жизнь, – думал он. – Ты убил ее из гордости и потому, что ты – рыбак. Ты любил эту рыбу, пока она жила, и сейчас любишь. Если кого-нибудь любишь, его не грешно убить. А может быть, наоборот, еще более грешно?»
    Только в  минуты отчаяния и смертельной опасности Сантьяго старается заручиться поддержкой Всевышнего, читая молитвы. Однако этот порыв вызван  исключительно страхом перед опасностью, но не искренней верой. Старик далек от истинного понимания религии, в трудный момент ловли он также обращается с молитвой к Деве Марии и обещает молиться ещё, если Пресвятая Дева сделает так, чтобы рыба умерла.
    Человек у Хемингуэя интуитивно, а позднее и сознательно, стремится к своему первоначалу, к природе. И в то же время персонаж послевоенного периода начинает бороться с ней, чтобы в итоге достичь внутренней  гармонии: «Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается». Но это оказывается невозможным для старика. Природу невероятно сложно поработить и победить. Она, в конце концов, оказывается могущественнее, чем человек представлял её себе. И здесь происходит проверка кодекса мужества героя Хемингуэя, сумеет ли он сам, в одиночку, противостоять природе. В молодости герою это удавалось, а вот в старости —  уже нет. Поэтому с течением времени депрессивнее становятся внешний и внутренний сюжеты, утрачивается вера героя в жизнь и в себя.

  6. Rez Free Ответить

    Сантьяго – рыбак с большим опытом. Его руки в старых шрамах, что указывает на нелегкий рыбацкий труд. Вся его жизнь связана с морем. И поэтому он ощущает тесную связь с природой, от которой уже много лет берет дары в виде рыбы. Старик ощущает некую вину перед существами природы, когда их ловит. Но уж такова жизнь: он рыбак, а значит – его удел рыбачить. Тем ни менее, старик с уважением относится к рыбе, которая дает возможность ему выжить. Мы можем в этом убедиться, когда старик душевно обращается к рыбе, жалеет ее, хотя и не может отпустить на волю. У него нет к ней злости, даже когда она натягивает леску, раня его руки. Сантьяго видит в марлине достойного противника, в отличие от подлых акул, которые нападают исподтишка на рыбу.
    Эрнест Хемингуэй показывает тесную связь человека и природы. Люди привыкли просто брать ее дары, не задумываясь о том вреде, который ей приносят. Главный герой повести – другой, он чувствует благодарность, с уважением относится к природе. И даже когда море «отвернулось» от него на целых 84 дня, не даря никакого улова, старик не потерял веры. А принял смелое решение отплыть подальше от берега, чтобы поймать рыбу своей мечты. Так автор показывает нам, что достигают своей цели только те, которые не боятся потерять из виду берег и поплыть в открытое море.
    У Сантьяго есть друг Манолино. Это маленький мальчик, который видит в старике своего наставника. Дружба таких разных по возрасту людей удивительна и показывает связь поколений. Да, главный герой уже стар, но ему есть кому передать свой жизненный опыт. И хотя Манолино должен выбрать свою «счастливую лодку», то есть свой путь, все равно он продолжит дело Сантьяго.
    В образе Сантьяго автор показывает стойкость человеческого духа. «Человека можно уничтожить, но победить нельзя» – вот основная идея произведения, над которой стоит задуматься каждому. Герой ловит рыбу мечты, но довозит до берега только ее скелет. Его еду уничтожили акулы, но все равно старика не победили. Ведь важно уже то, что Сантьяго прикоснулся к своей мечте и не сдался.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *