Трассологическая экспертиза после дтп что это такое?

20 ответов на вопрос “Трассологическая экспертиза после дтп что это такое?”

  1. Andy_M Ответить

    В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП могут быть получены ответы на вопросы касающиеся:
    определения скорости движения и других параметров транспортного средства;
    определения тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени;
    определения удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные лицом, назначившим экспертизу, моменты;
    установления технической возможности предотвращения ДТП в заданные лицом, назначившим экспертизу, моменты;
    определения взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
    определения времени преодоления ТС определенных участков пути;
    установления момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
    определения взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
    определения того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
    какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
    определения соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
    установления у водителя технической возможности в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
    установления технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу, момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствие);
    определения причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
    установления технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по результатам, полученным экспертом расчетным путем, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела;
    определения причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.
    В частности на разрешение экспертизы ДТП (автотехнической, транспортно-траслогической) могут быть поставлены вопросы (Вопросы для экспертизы ДТП):
    Определить скорость движения автомобиля Х и автомобиля У перед столкновением.
    Каков механизм столкновения автомобилей Х и У ?
    Каков остановочный путь и остановочное время автомобиля Х со скорости км/ч и автомобиля У со скорости км\ч в данной дорожно-транспортной ситуации?
    Установить моменты возникновения опасности для движения автомобилей.
    Располагал ли водитель автомобиля Х возможностью предотвратить столкновение с автомобилем У в момент (указать)?
    Располагал ли водитель автомобиля У возможностью предотвратить столкновение с автомобилем Х в момент начала движения от (указать место)?
    Требованиями каких пунктов Правил дорожного движения должны были руководствоваться водители автомобилей Х и У в данной дорожно-транспортной ситуации и соответствовали ли их действия указанным пунктам?
    Определить наличие причинно-следственной связи между действиями водителя автомобиля Х и ДТП между автомобилями У и Z.
    Соответствуют ли повреждения автомобиля Х обстоятельствам ДТП и столкновению с автомобилем У?
    Определить стоимость восстановительного ремонта автомобиля Х по состоянию на момент ДТП с учетом износа.

  2. 234525rar Ответить

    можно ли считать замок исправным;
    пригоден ли он для отпирания и запирания;
    имеются ли на нем признаки взлома;
    если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).
    Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.

    Вид 4. Изучение пломб

    Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.
    В этом виде исследования рассматриваются вопросы:
    Пытались ли сорвать пломбу?
    Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
    Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
    Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
    Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?

    Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах

    Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.
    Здесь перед экспертом встают такие вопросы:
    На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
    Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
    Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
    Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.
    Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.

    Вид 6. Транспортная экспертиза

    Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.

    Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.
    Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.

    Вид 7. Исследование отпечатков животных

    Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.
    В ходе этого исследования решаются задачи:
    какое животное оставило следы;
    было ли это одно существо или несколько;
    в каком направлении двигалось животное.
    Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.

    3. Какие задачи решает трасологическая экспертиза — 6 главных задач

    Условно разделим все задачи трасологической экспертизы на идентификационные и диагностические.
    Идентификационная задача — установить объект, оставивший следы. То есть идентифицировать. Диагностические задачи мы рассмотрим более подробно.

    Задача 1. Пригодность отпечатков для идентификации

    Это первое, что определяется исследованием. Следы и отпечатки мало обнаружить и зафиксировать, нужно определить, удастся ли подвергнуть их дальнейшему исследованию.
    Возможности экспертизы не безграничны и не всякие следы годятся для исследований. Бывает, что отпечаток настолько слабый, размытый или стертый, что экспертизу провести невозможно.

    Задача 2. Период появления следов

    Определение давности следов и отпечатков особенно важно при расследовании ДТП, когда тщательно исследуются отпечатки на дорогах.
    Такие следы очень уязвимы перед внешними условиями. Время года, осадки, ветер, состояние дорожного покрытия или грунта могут быстро изменить отпечатки настолько, что они станут непригодными для экспертизы или же снизят процент достоверности.

    Задача 3. Механизм образования отпечатков

    Основной объект исследования в трасологии — это следы, возникшие в результате механического воздействия. Иногда специалистам-трасологам приходится работать с отпечатками, имеющими тепловой, химический или микробиологический характер образования.
    Следы механического воздействия образуются, когда происходит контактное взаимодействие двух предметов и возникает давление или скольжение. В результате этого более мягкий предмет деформируется, и на его поверхности остается отпечаток более твердого предмета.

    Задача 4. Последовательность появления следов

    Еще одна из диагностических задач — это выяснить, в какой очередности появились следы. Если расследуется ДТП, то после определения количества автомобилей устанавливается, в какой последовательности возникли следы от шин транспортных средств, ставших участниками ДТП.
    Если же следы оставил только один человек, животное или транспортное средство, но в разное время, экспертиза может определить, какие из них были оставлены раньше, а какие позже.

    Задача 5. Техническое состояние ТС или предмета

    Исследование транспортного средства (ТС), ставшего участником ДТП, очень важно для определения дальнейшего хода судебного процесса. По состоянию автомобиля делаются выводы о скорости, которая была им развита, о вероятности предотвращения столкновения и т. д.
    От того, насколько своевременно была проведена экспертиза, во многом зависит ее окончательное заключение. Если при ДТП автомобиль пострадал настолько, что объективно определить его состояние невозможно, то транспорт в этом случае не подлежит экспертизе и не может быть доказательством.
    В статье «Оценка автомобиля» вы узнаете о подробностях этого исследования.

    Задача 6. Причинно-следственная связь

    На основании всех проведенных исследований устанавливается причинно-следственная связь. Выводы трасологической экспертизы напрямую влияют на то, к чему придет расследование ДТП и что решит суд. Каждый аварийный случай — результат либо неправильных действий участников, либо стечения обстоятельств.
    Кроме того, выводы о причнно-следственных связях часто используют страховые компании для установления, является ли случай страховым.

    4. Как провести трасологическую экспертизу автомобиля при ДТП — пошаговая инструкция для новичков

    Теперь рассмотрим, как проводится трасологическая экспертиза автомобиля. Если вы попали в ДТП и сомневаетесь в объективности судебного исследования, вы всегда можете заказать независимую экспертизу и оспорить результаты.

    Шаг 1. Выбираем экспертную компанию

    Как выбрать солидную компанию, чтобы не сомневаться в качестве экспертизы?
    Во-первых, у нее должен быть стаж, довольные клиенты и хорошие отзывы.
    Во-вторых, проверьте разрешительные документы на экспертную деятельность.
    В-третьих, соответствующие документы об образовании и страховки профессиональной ответственности должны иметь и эксперты, которые работают в компании.
    Признак серьезного экспертного учреждения — это бесплатная предварительная консультация.

    Шаг 2. Собираем пакет необходимых документов

    Список вам предоставит эксперт, но неплохо и самим собрать заранее все необходимые бумаги.
    Для трасологической экспертизы предоставляются:
    схема ситуации;
    протокол, составленный сотрудниками ГИБДД;
    фотоматериалы с места аварии;
    транспортные средства, которые стали участниками происшествия;
    фото или видео с видеорегистраторов, установленных в ТС, если таковые имеются;
    протокол, который свидетельствует о проверке и техническом состоянии транспортных средств;
    документы, подтверждающие право на владение ТС;
    справка из полиции, подтверждающая ДТП;
    пояснения всех, кто участвовал в ДТП или оказался свидетелем.

    Шаг 3. Приглашаем эксперта для осмотра места ДТП

    Поскольку на месте аварии сосредоточено максимальное количество данных о ДТП, эксперту нужно обязательно его посетить.
    Эксперт-трасолог должен иметь при себе:
    фотоаппарат;
    масштабную линейку;
    рулетку;
    лупу;
    пинцет;
    небольшие емкости для микрочастиц;
    слепочные (пластические) массы (гипс, пластилин, полимерные соединения).

    Шаг 4. Согласовываем место и время осмотра транспортного средства

    Когда вы уже подписали договор, можете выбирать время и место экспертизы ТС. Удобнее всего делать это в автосервисе.
    При этом устанавливается:
    есть ли на автомобиле следы от другого ТС;
    каким объектом был поврежден автомобиль;
    модель ТС, оставившего отпечатки;
    какой частью было нанесено повреждение;
    направление перемещения и угол столкновения;
    режим движения;
    состояние протектора;
    механизм повреждения.
    Исследовать состояние ТС не менее важно, чем исследовать отпечатки на месте ДТП.

    Шаг 5. Разбираем агрегаты и узлы транспортного средства

    Если необходимо выявить скрытые повреждения, трасолог разбирает агрегаты и узлы. В ходе исследования он определяет направление, характер и силу взаимодействия объектов и другие параметры.
    В статье «Независимая автоэкспертиза» вы можете почитать о подробностях этого процесса, а также о том, как не ошибиться в выборе автоэксперта.

    Шаг 6. Дожидаемся результатов моделирования ситуаций с места аварии

    Для этого существуют специальные компьютерные программы. Такая модель нужна в большинстве случаев. Она помогает представить наглядно весь процесс аварии судьям, которые не обладают специальными познаниями в этой области.
    К тому же, такой способ позволяет воссоздать процесс ДТП максимально точно. Основывается он на данных всех следов, зафиксированных на месте дорожно-транспортного происшествия.

    Шаг 7. Получаем отчет о проделанной работе

    Итог работы эксперта — документальное заключение экспертизы. Его можно использовать в качестве доказательства в судебном процессе или аргумента для страховой компании.
    Важно знать, что экспертное заключение содержит выводы эксперта только по техническим вопросам. Определение виновников — это уже в компетенции суда.
    При любых затруднениях, связанных с проведением трасологической экспертизы, обращайтесь за помощью к компетентным юристам. Мы рекомендуем искать таких на сайте «Правовед.ru». Это онлайн-сервис бесплатных и платных консультаций, с которым сотрудничает больше 16 тысяч юристов по всей РФ.
    Вам предоставят юридически грамотную консультацию в любой сфере юриспруденции. Вы найдете нужного специалиста и будете подготовлены к любому судебному процессу. «Правовед» станет для вас надежной поддержкой — ведь качество услуг здесь ценится превыше всего.

    5. Где заказать трасологическую экспертизу — обзор ТОП-3 экспертных компаний

    В этом разделе уделим внимание нескольким крупным компаниям, которыми производится трасологическая экспертиза. Не забывайте, что стоимость каждого исследования будет рассчитываться индивидуально.

    1) Компания «Атлант Оценка»

    Организация работает с 2001 года и накопила уже большой опыт в проведении трасологической и других видов экспертиз, в которых возникает необходимость в случае причинения ущерба автомобилю.
    Компания — член Российского Федерального центра судебной экспертизы, а ее эксперты — участники ассоциаций оценщиков. Для экспертизы используется лицензионное программное обеспечение. Все услуги оказываются очень оперативно.
    Обращайтесь к специалистам прямо на сайте:
    задавайте вопросы автоэксперту;
    получайте профессиональную помощь юриста;
    наиболее важные и экстраординарные вопросы направляйте напрямую директору.

    2) Центр независимых экспертиз, оценки и технических исследований «Паритет-Консалтинг»

    Здесь берутся даже за самые сложные и нестандартные задачи. Все эксперты компании имеют профильное образование и дипломы о подтверждении квалификаций. Все они внесены в реестр экспертов-техников министерства юстиции РФ.
    Кроме результатов экспертиз и оценок, вы можете при необходимости получить юридическое сопровождение, помощь и консультацию. А также рецензию на судебную экспертизу, если качество и достоверность таковой вызывают сомнения.
    Цена за каждый вид услуг указана в прайс-листе на сайте. Кроме того, компания предлагает бесплатную предварительную оценку ситуации, которая позволит вам определить целесообразность проведения трасологической экспертизы. Для этого материалы и вопросы нужно просто отправить по электронной почте.

    3) Экспертно-правовое бюро «Honest»

    Учреждение специализируется на проведении судебной и досудебной экспертиз транспортных средств в Москве, Санкт-Петербурге и их областях.
    Более чем 10-летний опыт и команда из 20 экспертов высшей категории позволяют не сомневаться в качестве проводимых здесь исследований. Более 300 результатов предоставляется в различные суды каждый месяц.
    Если вам понадобилась трасологическая экспертиза, вопросы эксперту вы можете задать непосредственно в офисе, по телефону, оправив по электронной почте.
    В случае проигранного процесса вам возместят до 80% затраченных средств. Хотя в практике компании зафиксирован всего 1 такой случай.

    6. Как оспорить результаты трасологической экспертизы — 4 полезных совета

    Такая процедура возможна, хотя и не так уж проста. Проводят ее через суд.

    Совет 1. Объективно оцените деятельность эксперта

    Посмотрите, достигнуты ли при экспертизе поставленные цели. Убедитесь, что специалист не превышал своих полномочий.
    Читая экспертное заключение, обязательно прослеживайте логические цепочки. В них не должно быть противоречий и формулировок, которые можно истолковать двояко.
    Если вы нашли хоть малейшие ошибки, настаивайте на том, чтобы результаты судебно-трасологической экспертизы признали недействительными.

    Совет 2. Внимательно изучите отчет о проделанной работе

    В заключении, составленном экспертом, не должно быть отклонения от реальных данных. Потому что даже небольшие неточности могут изменить ход судебного процесса.

    Правильно составленный отчет об экспертизе содержит:
    описание обстоятельств, при которых случилось ДТП;
    показания свидетелей;
    сведения об участниках аварии;
    изложение информации, содержащейся в документах ГИБДД;
    сведения из протокола осмотра места ДТП.
    Отсутствие любого из перечисленных пунктов — законный повод для оспаривания экспертизы.

    Совет 3. Настаивайте на приглашении эксперта в зал суда

    Так проще доказать, что проведенная экспертиза необъективна, так как проводилась с нарушениями. Это будет хорошим основанием для требования провести исследование еще раз.
    Прямо в суде вы можете предъявить эксперту все нарушения, допущенные в экспертизе. Если он не даст объяснений, вы докажете его некомпетентность и получите разрешение на повторное исследование.

    Совет 4. Пользуйтесь услугами квалифицированных юристов

    Если вы уверены, что ошибки эксперта очевидны, и вы сможете это доказать, можете выступать в суде самостоятельно. Но чтобы гарантированно выиграть процесс, лучше пригласить в качестве представителя профессионального юриста.
    Специалист без труда найдет недочеты в работе эксперта и поможет вам успешно оспорить результаты экспертизы. Тогда вы сможете найти более компетентного трасолога и получить объективное исследование.
    Найти юриста высокого уровня вам поможет «Правовед» — портал правовой помощи, сфера деятельности которого распространяется на всю страну.
    О том, в каких случаях назначается «Судебная экспертиза», предлагаем почитать отдельную публикацию.
    По теме трудностей, которые поможет избежать трасологическая экспертиза, смотрите видеоролик.

  3. MrChamp Ответить

    Трасологическая экспертиза при ДТП может выполняться на любом этапе разбирательства. Часто эксперта-трасолога вызывают сразу после столкновения. Это оптимальный вариант при сложных авариях с большим количеством участников. Специалист «по горячим следам» восстанавливает механизм происшествия, устанавливает факт наличия нарушений ПДД, определяет виновников. Если все стороны согласны с экспертным мнением, удается избежать затяжного конфликта и урегулировать все мирным путем.
    Но иногда ситуация выходит из-под контроля. В ходе расследования выясняется, что одна из сторон отказывается признавать свою ответственность. Или страховой агент не считает, что ТС получило весь объем повреждений вследствие ДТП и занижает размер компенсации. В таком случае также требуется автотехническая трасологическая экспертиза. Она позволит восстановить истинную картину происшествия и станет необходимым доказательством для страховщиков.
    Также к экспертному мнению прибегают уже в ходе судебного процесса. Но мы рекомендуем не затягивать с обращением к специалисту: даже если вы намерены подавать исковое заявление, делать это лучше, имея на руках доказательство своей правоты – акт экспертизы, заверенный подписями и печатями.

    Как осуществляется экспертиза?

    Исследование проводится в несколько этапов:
    предварительное изучение материалов и поставленных перед экспертом вопросов;
    детальное обследование транспортных средств, места аварии (при необходимости);
    оценка полученных результатов, установление соответствия полученных повреждений общей схеме ДТП, подготовка выводов;
    написание экспертного отчета и его передача клиенту.
    В ходе судебно-трасологической экспертизы детально изучаются участвовавшие в ДТП машины, предоставленные фотографии и видеозаписи с места аварии. Часто ТС разбирают для получения доступа к скрытым повреждениям. Это необходимо для комплексной оценки всего объема повреждений.
    В некоторых случаях трасологическая экспертиза проводится только по предоставленным фотографиям. Но это ограниченный метод исследования, не позволяющий получить однозначные ответы. Возможно ли прибегнуть к такому формату оценки в конкретной ситуации – решает специалист.

    Что понадобится для проведения исследования?

    Трасологическая экспертиза при ДТП проводится на основании следующих материалов:
    схемы аварии;
    полного комплекта документов, выданных сотрудниками ГИБДД;
    показаний самих участников происшествия, а также опроса свидетелей, если они были;
    фото- и видеоотчетов;
    пострадавших транспортных средств;
    результатов других экспертиз, если они были проведены.
    Чем больше вводной информации получает эксперт-трасолог, тем точнее и подробнее будет проведенный им анализ. Если у вас остались вопросы о том, как проходит экспертиза и что нужно для получения этой услуги в ExCompany, свяжитесь с нами по контактным телефонам или оставьте заявку на этом сайте.

  4. 'ATLANT' Ответить

    Криминалистическая характеристика ДТП нацелена в первую очередь на выявление механизма нарушения и обстановки, которая могла способствовать этому. Также учитываются личностные особенности участников аварии. Так как ДТП относится к разряду непреднамеренных преступлений, способ его совершения имеет второстепенное значение.

    На возникновение аварийной ситуации влияет несколько факторов:
    обстановка;
    дорожные условия;
    водитель;
    транспортное средство.
    Все факторы исследуются в совокупности, и лишь только после этого можно характеризовать ДТП.
    В криминалистике аварии делят на следующие группы:
    наезд автомобиля на пешехода, велосипедиста, гужевой транспорт, препятствие, животных;
    столкновение машин друг с другом;
    выпадение пассажира из транспортного средства;
    переворот автомобиля;
    иные ДТП (сход транспорта с рельсов, падение в обрыв и другое).
    Данная классификация используется сотрудниками внутренних ведомств при расследовании.
    Столкновение транспортных средств также разделяется на 7 типичных ситуаций:
    задний удар — одна машина въезжает в заднюю часть другой;
    лобовое столкновение — когда автомобили двигались по направлению друг к другу;
    боковое столкновение;
    угловой удар;
    перекрестное столкновение;
    участие нескольких автомобилей в аварии;
    столкновение с автотягачем с прицепом.
    Трасологическая экспертиза позволит следствию установить механизм возникновения аварии. Для проведения экспертизы потребуется:
    Схема места аварии.
    Протокол и справка о ДТП, они составляются сотрудниками ДПС.
    Фото- и видеоматериалы.
    Автомобили, участвовавшие в аварии.
    Протокол осмотра транспортного средства и его техпаспорт.

  5. VlAdiMir ppz Ответить

    В статье рассказано о том, в каких случаях и в каком порядке назначается трасологическая экспертиза ДТП, рассмотрен круг вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертом-трасологом, даны рекомендации участникам дорожно – транспортных происшествий, столкнувшихся с необходимостью назначения трасологической экспертизы.
    Содержание статьи:
    В каких случаях проводится экспертиза
    Назначение экспертизы
    Вопросы, решаемые экспертизой
    Рекомендации участникам ДТП

    В каких случаях проводится трасологическая экспертиза ДТП

    Любое дорожно-транспортное происшествие образует большое количество следов. Эти следы остаются не только на транспортных средствах после их деформации, но и на дорожном покрытии, теле пешехода, иных объектах, приближенных к месту дорожного происшествия.
    Многим водителям приходилось наблюдать последствия уже свершившегося события, задаваясь вопросами: как это все могло произойти, и кто виновен в ДТП? Ответить достоверно на эти вопросы часто невозможно, без привлечения к расследованию дела эксперта-трасолога.
    Анализ следов, зафиксированных на месте происшествия, с использованием специальных познаний, позволяет эксперту-трасологу восстановить последовательность наступления и развития всех стадий любого из видов ДТП – столкновения, наезда, опрокидывания. Таким образом, трасологическая экспертиза (ТЭ) дает возможность восстановить картину аварии в её динамическом развитии, что позволяет с высокой степенью вероятности определить виновника ДТП и оградить от необоснованного обвинения иных участников происшествия.
    Несмотря на столь широкие возможности рассматриваемой экспертизы, её назначение целесообразно только в ряде случаев, к которым относятся:
    сложные ДТП, механизм которых не очевиден;
    при оспаривании обстоятельств дорожного происшествия одним из его участников;
    для установления причин, способствующих совершению ДТП, которые могут свидетельствовать об обоюдной вине,
    для определения соответствия повреждений транспортных средств обстоятельствам дорожного происшествия.
    Главным условием, без которого не может быть назначена и проведена трасологическая экспертиза, является наличие пригодных для её исследования объектов, то есть следов дорожно-транспортного происшествия.
    В результате взаимного контакта на транспортах средствах образуются различного рода деформации – задиры, порывы, царапины, вмятины, проколы, пробои, прижатия. Всё это в криминалистике называется следами. Следы заключают в себе сведения о едином механизме дорожно-транспортного происшествия. Их анализ экспертом-трасологом, позволяет получить достоверную информацию о том, каким образом началось, развивалось и закончилось дорожное происшествие. Изучение следов аварии, в целях установления причин и обстоятельств происшествия, входит в предмет трасологической экспертизы. Заключение ТЭ является весомым доказательством по делу и опровергнут его можно только экспертным путем.

    Назначение трасологической экспертизы по делам о ДТП

    Рассмотрим, когда, кем и каким образом назначается трасологическая экспериза.
    К вопросу: когда назначается ТЭ?
    Как правило это происходит на стадии предварительного следствия по уголовному делу, возбужденному после дорожно-транспортного происшествия с тяжкими последствиями (статья 264 УК РФ) или страхового мошенничества (статья 159 УК РФ). Порядок назначения экспертиз по уголовным делам определен Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
    Если последствия дорожной аварии не относятся к категории тяжких, то данная экспертиза назначается в рамках административного расследования, в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
    Также судебная трасологическая экспертиза может быть назначена судом, при рассмотрении дела. В зависимости от вида судопроизводства, порядок назначения судебных экспертиз регламентирован УПК РФ – по уголовным делам, ГПК РФ – по гражданским делам, АПК РФ – по делам, относящихся к компетенции арбитража.
    К вопросу: кем назначается ТЭ?
    Исключительно должностными лицами, осуществляющими производство по делу. То есть дознавателем, следователем, судьей.
    К вопросу: каким образом назначается ТЭ?
    Если при расследовании (рассмотрении) дела о дорожно-транспортном происшествии, или вытекающего из него страхового мошенничества, возникает необходимость в специальных познаниях в области трасологии, то дознаватель, следователь, судья по своей инициативе, либо ходатайству стороны (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего или их защитника (представителя), выносить определение (постановление) о назначении судебной трасологической экспертизы по уголовному делу.
    В определении (постановлении) указываются обстоятельства дела, вопросы, подлежащие рассмотрению экспертом, экспертное учреждение в котором назначается ТЭ и срок на её производство. Вне зависимости от вида производства по делу, его участники при назначении судебной ТЭ вправе ставить вопросы перед экспертом, знакомиться с определением (постановлением) и обжаловать его.

    Вопросы трасологической экспертизы ДТП

    Спектр вопросов, на которые эксперт-трасолог может дать ответы, достаточно широк. Условно их можно разделить на несколько разделов.
    Раздел №1 включает вопросы, позволяющие идентифицировать транспортные средства по оставленным ими следам:
    Каким транспортам средством оставлен след, зафиксированный при осмотре места происшествия?
    Каким типом шин оставлен след?
    Принадлежат ли следы указанному автомобилю?
    Подтверждается ли версия столкновения автомобиля А с автомобилем Б исходя из имеющихся на них следов деформаций?
    Какова последовательность столкновений автомобилей – участников происшествия?
    Раздел №2 состоит из вопросов, позволяющих определить принадлежность частей обнаруженным на месте ДТП к тому или иному объекту:
    Являются ли поврежденные объекты деталей, обнаруженных на месте происшествия частями транспортного средства А?
    Являлись ли одним целым частицы краски (стекла, пластмассы), обнаруженные на месте происшествия и какому транспортному средству они принадлежали?
    Раздел №3 состоит из вопросов, имеющих отношение к механизму ДТП:
    Каков механизм происшествия?
    Где располагается место столкновения (наезда)?
    Какими признаками характеризуется место столкновения (наезда), указанное на схеме и какими экспертными расчётами подтверждается этот вывод?
    Где располагается первоначальное место наезда на пешехода (препятствие)?
    Какова последовательность столкновения автомобилей?
    Какими частями транспортных средств произошло первичное контактное взаимодействие?
    Каков угол столкновения и расположение автомобилей относительно друг друга и элементов проезжей части на месте происшествия?
    Кто из указанных в постановлении о назначении экспертизы лиц, находился за рулем автомобиля?
    Приведенный перечень вопросов не является исчерпывающим, так как в каждом отдельном случае, формулировка задач для исследования ТЭ определяется с учетом материалов дела и обстоятельств происшествия.

    Рекомендации участникам ДТП при назначении независимой трасологической экспертизы

    Зная о том, что ТЭ исследует исключительно следы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию, надо отдавать себе отчет в том, что заинтересованному лицу при подготовке к её назначению, необходимо приложить максимум усилий, направленных на сохранение и предоставление в распоряжение эксперта следов. Если дело принимает такой оборот, когда без помощи эксперта- трасолога не обойтись, то рекомендуем не приступать к ремонту поврежденного транспорта до его осмотра экспертом, а в спорных и сложных ситуациях – до вступления решения по делу в законную силу.
    Постарайтесь незамедлительно ознакомиться с первичными протоколами, находящимися в материалах дела. Если схема происшествия, протоколы осмотра поврежденных транспортных средств и места происшествия были составлены поверхностно, то незамедлительно следует заявить ходатайства о проведении дополнительных осмотров в целях полной фиксации следов, которые могут быть со временем безвозвратно утрачены.
    Читатели, дочитавшие до этих строк, могли убедиться, в том, что для полной и эффективной реализации возможностей, которая дает трасология, от участника происшествия, заинтересованного в назначении независимой экспертизы, потребуется как практическая, так и теоретическая подготовка. Лучшим решением в таком случае будет обращение к адвокату со специализацией по делам о дорожно-транспортных происшествиях.
    Если же такая возможность отсутствует или человек, оценивая реально собственные возможности, способен самостоятельно отстоять свои права и интересы, то при необходимости, команда наших автоюристов всегда готова дать профессиональный совет по вопросам, оставшимся за рамками настоящей статьи.
    Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *