Учение о пролетариате как движущей силой революции называется?

11 ответов на вопрос “Учение о пролетариате как движущей силой революции называется?”

  1. yurban22 Ответить

    Переход к коммунизму, осуществляемый в СССР, выдвинул проблемы дальнейшего развития социалистического государства. Коммунистическая партия Советского Союза в своей Программе (1961) разработала вопрос о перерастании государства диктатуры пролетариата во всенародное социалистическое государство.
    Марксистско-ленинское учение о диктатуре пролетариата складывалось и развивалось в ожесточённой борьбе против правого и “левого” оппортунизма. “Марксист лишь тот, – писал Ленин, – кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма”. Борясь против реформистов и правых ревизионистов, отрицающих необходимость диктатуры пролетариата для перехода от капитализма к социализму, марксисты-ленинцы исходят из того, что без диктатуры пролетариата строительство социализма невозможно. Вместе с тем марксизм-ленинизм ведёт решительную борьбу против догматического, вульгаризаторского толкования диктатуры пролетариата стремления увековечить её, преувеличения роли насилия при переходе к социализму и коммунизму, недооценки необходимости развития социалистической демократии.
    Характер и черты диктатуры пролетариата определяются задачами построения социализма. В области экономической необходимо заменить частную собственность на орудия и средства производства общественной и ввести планомерную организацию производства в интересах благосостояния и всестороннего развития трудящихся; в области социальных отношений – ликвидировать эксплуататорские классы, возможность эксплуатации человека человеком; в области политической – укрепить государство путём расширения его социальной базы, упрочения союза рабочих и крестьян, привлечения всё более широких масс к участию в управлении общественными делами, дальнейшего развития пролетарской демократии; в области военной – укреплять оборонную мощь и вооружённые силы. Диктатура пролетариата – писал Ленин, – “… есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества” Ленин В. И. О задачах пролетариата в данной революции, Полн. собр. соч. т. 41. – М., 1988. – С. 27. .
    Одним из первых шагов диктатуры пролетариата является экспроприация собственности крупной буржуазии и помещиков. Опыт показал, что экспроприация, как правило, вызывает ожесточённое сопротивление эксплуататорских классов. Сопротивление свергнутой буржуазии тем опаснее, что она непосредственно после социалистического переворота располагает ещё большой силой. Парализовать силу буржуазии и подавить её сопротивление способна только сильная и решительная власть. Сила, которую рабочий класс вынужден использовать против реакционеров, носит глубоко демократический характер как по своим целям, выражающим волю подавляющего большинства народа, так и по своим методам, применяемым самим народом.
    Сущность и высший принцип пролетарской власти состоит в союзе рабочего класса со всеми трудящимися и др. демократическими силами. “Диктатура пролетариата, – писал Ленин, – есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся (мелкая буржуазия, мелкие хозяйчики, крестьянство, интеллигенция и т.д.), или большинством их, союза против капитала, союза в целях полного свержения капитала, полного подавления сопротивления буржуазии и попыток реставрации с ее стороны, союза в целях окончательного создания и упрочения социализма” там же, т. 38. – С. 377.. Рабочий класс не в силах в одиночку, без союзников, решить грандиозные задачи социалистического строительства. Он исторически призван не только повести всех трудящихся на свержение капиталистического строя, но и возглавить их в строительстве социалистического общества.
    Широта союза рабочего класса с другими демократическими силами зависит от конкретно-исторических условий, а также от гибкой политики пролетарского государства.
    Власть рабочего класса и всех трудящихся на практике воплощается в системе политических и общественных организаций, к числу которых относятся: органы государства, политические партии, профсоюзы, кооперативные объединения, молодёжные организации и др. Руководящей силой в системе диктатуры пролетариата является марксистско-ленинская партия рабочего класса. Она играет особую роль в политической системе стран социализма. Рабочему классу и его союзникам после взятия власти предстоит выдержать упорную борьбу против сил и традиций капиталистического строя, против отсталых взглядов и привычек миллионов людей. “Без партии, железной и закаленной в борьбе, без партии, пользующейся доверием всего честного в данном классе, без партии, умеющей следить за настроением массы и влиять на него, вести успешно такую борьбу невозможно” там же, т. 41. – С. 129.. На основе теории марксизма-ленинизма и опыта масс партия вырабатывает политическую линию во всех областях социалистического и коммунистического строительства и руководит всем процессом осуществления этой линии на практике.
    Такое понимание роли партии в системе диктатуры пролетариата подвергается критике со стороны ревизионистов. Ревизионисты настолько сужают руководящую роль партии, что это равноценно полному отказу от партийного руководства социалистическим строительством. Они утверждают, что партия должна быть лишь идеологическим фактором развития социалистического сознания, но не политическим фактором, фактором власти. Эта концепция способна привести к усилению влияния в обществе и государстве враждебных трудящимся политических сил. Отвергая концепцию ревизионистов, марксисты-ленинцы вместе с тем дают отпор вульгаризаторам, которые утверждают будто диктатура рабочего класса тождественна диктатуре его партии. Это привело бы к свёртыванию многообразных форм, через которые рабочий класс осуществляет своё руководство обществом, сузило бы базу его власти, а значит ослабило её.
    Партия руководит всеми государственными и общественными организациями, но не подменяет их. Она добивается осуществления своей политики, действуя через членов партии, работающих в государственном аппарате и в общественных организациях.
    Для всех социалистических стран характерно возрастание роли масс в общественно-политической и хозяйственной жизни. Этому способствуют принципы устройства всех организаций диктатуры пролетариата на основе демократического централизма. Диктатура рабочего класса порождает исторически новый тип демократизма – пролетарскую демократию, направляемую и руководимую рабочим классом, которая служит классам и группам населения, строящим социализм, т. е. интересам подавляющего большинства общества.
    Власть рабочего класса вырастает из конкретных условий освободительной борьбы каждого народа. Поэтому в разных странах она не может не приобретать различной формы. “Все нации придут к социализму, – писал Ленин, – это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни” Ленин В. И. О “демократии” и диктатуре. – М., 1981. – С. 123..
    Разнообразие форм диктатуры пролетариата объясняется тем, что на форму пролетарской власти, наряду с определяющим влиянием её классовой сущности, оказывают воздействие и др. факторы, к числу которых относятся: уровень экономического и политического развития страны, расстановка классовых сил в ней и соотношение сил социализма и капитализма на мировой арене, мирный или немирный путь развития социалистической революции, уровень политического сознания народа, национальные традиции.
    Исторически первой формой власти рабочего класса была Парижская Коммуна 1871. Советы были формой диктатуры пролетариата, рождённой революционным опытом рабочего класса, народных масс России и утвердившейся в результате Великой Октябрьской социалистической революции Маркс К.Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. – М., 1988. – С .97.. В ходе дальнейших революций после 2-й мировой войны 1939-1945 родилась новая форма диктатуры пролетариата – народная демократия. Развитие революционного движения убедительно показало, что основные черты власти рабочего класса одинаковы для всех стран, осуществляющих переход к социализму.
    Идея диктатуры пролетариата – одна из важнейших частей политической теории марксизма. Выдвинутое и обоснованное в теоретических исследованиях положение о диктатуре рабочего класса К.Маркс включал в программные документы революционного пролетарского движения. В “Манифесте Коммунистической партии” в качестве первого шага рабочей революции провозглашено превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.
    По мнению Маркса и Энгельса, всякая классовая борьба есть борьба политическая, борьба за государственную власть. Социалистическая революция пролетариата – высшая форма его классовой борьбы увенчивается его диктатурой. Так же как и буржуазия в результате революции, свергнув господство феодалов, установила свою диктатуру, так и пролетарская революция, отвергая господство буржуазии, должна привести к диктатуре рабочего класса.
    К.Маркс последовательно проводит мысль, что для совершения революции необходимы материальные предпосылки. Говоря об определяющем характере материальной силы, он также высоко оценивает и роль революционной теории.
    “Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами” Ленин В. И. О диктатуре пролетариата. – М., 1981..
    Классом, способным осуществить человеческую эмансипацию, Маркс считает пролетариат. Пролетарская революция может свершиться только если пролетариат возьмет на свое вооружение передовую философию.
    “Каждый, стремящийся к господству класс, даже если его господство обуславливает, как это имеет место у пролетариата, уничтожение всей старой общественной формы и господства вообще – должен прежде всего завоевать себе политическую власть.” Ленин В. И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. – М., 1971.
    “Рабочий должен со временем захватить в свои руки политическую власть, чтобы установить новую организацию труда, он должен будет ниспровергнуть старую политику, поддерживающую устаревшие институты, если не хочет лишиться своего царства на земле.” Маркс К. Нищета философии. – М., 1988.
    К числу важных теоретических обобщений относится мысль о коренном различии между буржуазными революциями и революциями пролетарскими. Пролетарские отличаются от буржуазных грандиозностью своих задач – они предполагают значительно более глубокую ломку существующего строя, его коренное преобразование. Буржуазные революции скоропреходящи, они быстро достигают своего апогея. Пролетарские же отличаются своей основательностью, они постоянно критикуют самих себя, им свойственна постоянная неудовлетворенность достигнутым, неудержимая тяга к движению вперед.
    “Рабочие знают, что уничтожение буржуазных отношений собственности не может быть осуществлено посредством сохранения феодальных отношений собственности. Они знают, что революционное движение революции против феодальных сословий и абсолютной монархии может лишь ускорить развитие их собственного революционного движения. Они знают, что их собственная борьба с буржуазией может начаться лишь в тот день, когда буржуазия сама окажется победительницей… если пролетариат и свергнет политическое господство буржуазии, его победа будет лишь кратковременной, будет лишь вспомогательным моментом самой буржуазной революции до тех пор, пока в ходе истории в ее “движении” не создались еще материальные условия, котрые делают необходимым уничтожение буржуазного способа производства, а, следовательно, также и окончательное свержение политического господства буржуазии.” Основы марксизма-ленинизма. – М., 1962.
    Диктатура рабочего класса является прежде всего антиподом диктатуры буржуазии, антиподом во всем: по порождающим экономическим, социальным и политическим причинам.
    Маркс писал: “Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собой. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты – экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.” Ленин В. И. Государство и революция. – М., 1980.
    Так как диктатура пролетариата может быть установлена лишь в результате победы пролетарской революции, Маркс и Энгельс огромное внимание в своих трудах уделяют учению о пролетарской революции, обогащая и развивая его на базе обобщения опыта революционной борьбы рабочего класса. Они подчеркивали значение пролетарской партии и союза пролетариата с крестьянством как необходимой предпосылки для победы пролетарской революции.
    В конечном итоге коммунистическая революция приведет к устранению всяких политических институтов, только в практическом движении и “никаким иным способом невозможно свергнуть господствующие классы”.
    Революция – конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями.
    Маркс и Энгельс выделяют такие характеристики революций, как Маркс К.Гражданская война во Франции. – М., 1965.: 1) движущие силы; 2) цели и задачи; 3)реальные результаты.
    Одна и та же революция может быть по своим движущим силам демократической, по целям и задачам – буржуазно-демократической, а по результатам – чисто буржуазной.
    1) Буржуазные революции.
    Маркс и Энгельс сформулировали положение о различных типах буржуазных революций. Они хоть и тождественны в целом по своим историческим задачам, но так как протекают в различных социально-экономических условиях, имеют существенные различия, относящиеся к характеру движущих сил революции, к стратегии и тактике различных классов в ходе революции.
    а) Ранние революции.(Английская 1648г., ВФБР 1789 и др.)
    Буржуазия выступала как революционный класс, который встал во главе антифеодального движения. Буржуазия – новый класс, новая производительная сила общества. В ходе данных революций победа буржуазии означает нового общественного строя, победу буржуазной собственности над феодальной.
    Ранние буржуазные революции развивались, как правило, по восходящей линии. У власти становились, сменяя друг друга все более и более революционные партии.
    б) Непрерывные буржуазные революции 19в. (1848-50 гг.)
    В этих революциях буржуазия постепенно предавала интересы трудящегося народа, так как она сама уже принадлежала к старому обществу. Эти революции носили уже буржуазно-демократический характер. В этот период остро обнаруживаются классовые антагонизмы. Французская буржуазная революция 1848-1849гг. двигалась по нисходящей линии.
    Переход этих революций в контрреволюции имел следующие причины:
    – соглашательская тактика буржуазии,
    – недостаточная активность и организованность выступлений народных масс.
    Буржуазные революции не встречаются в чистом виде, социально-республиканские революции – их разновидность.

  2. chemerus0703 Ответить

    Опубликовано 30.09.2017 по предмету История от Гость
    1. В каком году Александр III вступил на престол?
    а) 1885; б) 1880;
    в) 1891; г) 1881.
    2. В августе 1881 г. было издано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», по которому власти могли:
    а) закрывать торгово-промышленные предприятия и учебные
    заведения;
    б) передавать судебные дела на рассмотрение военного суда
    вместо гражданского;
    в) приостановить выпуск периодических изданий;
    г) все указанное.
    3. Условия труда рабочих в России характеризовались:
    а) низкой заработной платой;
    б) штрафами, достигавшими половины зарплаты;
    в) 12-14-часовым рабочим днем;
    г) использование труда детей старше 12-ти лет.
    4. Какое из направлений было ведущим в правительственной поли тике при Александре III?
    а) либерализм; б) консерватизм;
    в) западничество; г) славянофильство.
    5. Капиталистическая система не характеризовалась …
    а) использованием наемного труда;
    б) специализацией сельского хозяйства;
    в) отработками крестьян на полях помещиков;
    г) строительством фабрик и заводов.
    6. Какие социальные группы складываются в России с ее оконча тельным вступление в капиталистическую стадию?
    а) помещики; б) буржуазия;
    в) крестьяне; г) пролетариат.
    7. В 90-е годы развитие сельского хозяйства характеризовалось …
    а) малоземельем;
    б) аграрным перенаселением;
    в) экстенсивный путем развития;
    г) спутанностью крестьянских хозяйств выкупными платежами.
    8. Кто из министров издал указ «о кухаркиных детях»?
    а) К. П. Победоносцев;
    б) Д. А. Толстой;
    в) И. Д. Делянов
    9. В обязанности появившейся при Александре III должности земского начальника входило …
    а) надзор за деятельностью крестьянских сельских и волостных
    учреждений;
    б) право ареста и телесных наказаний провинившихся крестьян;
    в) право отмены любого постановления волостного суда;
    г) все указанное.
    10. Группа «Освобождение труда» считала, что движущей силой революции является:
    а) крестьянство; б) пролетариат;
    в) дворянство; г) буржуазия.
    11. Когда была подписана русско-французская конвенция?
    а) 1890; б) 1892;
    в) 1881; г) 1896.
    12. Из какого документа приведена статья: «Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии… Россия употребит все войска, какими она может располагать…»?
    а) из договора о создании Тройственного союза;
    б) из договора «Союза трех императоров»;
    в) из договора между Россией и Францией накануне русско-турецкой войны;
    г) из русско-французской военной конвенции.
    13. Учение о пролетариате, как движущей силой революции, называется …
    а) марксистское; б) либеральное;
    в) консервативное; г) анархистское.
    14. Кем была открыта периодическая
    система химических элементов?
    а) В. О. Ковалевским; б) Д. И. Менделеевым;
    в) А. С. Поповым; г) С. В. Ковалевской.
    15. Отметьте изобретение А. Ф. Можайского:
    а) создание приемника-передатчика;
    б) создание электрической лампочки;
    в) создание самолета;
    г) создание гусеничного трактора.
    16. Кто был основоположником современной гидро- и аэродинамики?
    а) К. Э. Циолковский; б) Н. Е. Жуковский;
    в) П. Н. Яблочков; г) А. Н. Лодыгин.
    17. В отношении кого в правление Александра III была сокращена « черта оседлости»?
    А. финнов
    Б. евреев
    В. Поляков
    Г. Татар
    18. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков .Одному элементу левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
    Ученый
    Открытие, изобретение
    1И.М. Сеченов
    А. учение о рефлексах головного мозга
    2. В.В.Докучаев
    БОткрытие Антарктиды
    3. Н.Н.Миклухо-Маклай
    В. Создание основ научного пововедения
    Г. Изучение народов Юго- Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана.
    19. Что было характерной чертой культуры второй половины XIXв.?
    А. отрицание народных истоков и традиций
    Б. отказ от излбражения реальности
    В. Ослабление влияния искусства на духовную жизнь
    Г.культура становится в оппозицию к самодержавию
    20.Какая картина принадлежит кисти И.Е.Репина
    А. «Тройка»
    Б. «Отказ от исповеди».
    В. «Грачи прилетели»
    Г. «Бурлаки на Волге».
    21. К какому стилю относится творчество Л.Толстого, Ф.Достоевского?
    А. классицизм
    Б. романтизм
    В. Реализм
    Г. Сентиментализм
    22. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков .Одному элементу левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
    Объединение
    Деятель культуры
    1.передвижники
    А.А.Мусоргский
    Б.А.Саврасов
    2.»Могучая кучка»
    В.А.Римский-Корсаков
    Г.А.Бородин
    Д.В.Маковский

  3. smartn90 Ответить

    1. В каком году Александр III вступил на престол?
    а) 1885; б) 1880;
    в) 1891; г) 1881.
    2. В августе 1881 г. было издано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», по которому власти могли:
    а) закрывать торгово-промышленные предприятия и учебные
    заведения;
    б) передавать судебные дела на рассмотрение военного суда
    вместо гражданского;
    в) приостановить выпуск периодических изданий;
    г) все указанное.
    3. Условия труда рабочих в России характеризовались:
    а) низкой заработной платой;
    б) штрафами, достигавшими половины зарплаты;
    в) 12-14-часовым рабочим днем;
    г) использование труда детей старше 12-ти лет.
    4. Какое из направлений было ведущим в правительственной поли тике при Александре III?
    а) либерализм; б) консерватизм;
    в) западничество; г) славянофильство.
    5. Капиталистическая система не характеризовалась …
    а) использованием наемного труда;
    б) специализацией сельского хозяйства;
    в) отработками крестьян на полях помещиков;
    г) строительством фабрик и заводов.
    6. Какие социальные группы складываются в России с ее оконча тельным вступление в капиталистическую стадию?
    а) помещики; б) буржуазия;
    в) крестьяне; г) пролетариат.
    7. В 90-е годы развитие сельского хозяйства характеризовалось …
    а) малоземельем;
    б) аграрным перенаселением;
    в) экстенсивный путем развития;
    г) спутанностью крестьянских хозяйств выкупными платежами.
    8. Кто из министров издал указ «о кухаркиных детях»?
    а) К. П. Победоносцев;
    б) Д. А. Толстой;
    в) И. Д. Делянов
    9. В обязанности появившейся при Александре III должности земского начальника входило …
    а) надзор за деятельностью крестьянских сельских и волостных
    учреждений;
    б) право ареста и телесных наказаний провинившихся крестьян;
    в) право отмены любого постановления волостного суда;
    г) все указанное.
    10. Группа «Освобождение труда» считала, что движущей силой революции является:
    а) крестьянство; б) пролетариат;
    в) дворянство; г) буржуазия.
    11. Когда была подписана русско-французская конвенция?
    а) 1890; б) 1892;
    в) 1881; г) 1896.
    12. Из какого документа приведена статья: «Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии… Россия употребит все войска, какими она может располагать…»?
    а) из договора о создании Тройственного союза;
    б) из договора «Союза трех императоров»;
    в) из договора между Россией и Францией накануне русско-турецкой войны;
    г) из русско-французской военной конвенции.
    13. Учение о пролетариате, как движущей силой революции, называется …
    а) марксистское; б) либеральное;
    в) консервативное; г) анархистское.
    14. Кем была открыта периодическая
    система химических элементов?
    а) В. О. Ковалевским; б) Д. И. Менделеевым;
    в) А. С. Поповым; г) С. В. Ковалевской.
    15. Отметьте изобретение А. Ф. Можайского:
    а) создание приемника-передатчика;
    б) создание электрической лампочки;
    в) создание самолета;
    г) создание гусеничного трактора.
    16. Кто был основоположником современной гидро- и аэродинамики?
    а) К. Э. Циолковский; б) Н. Е. Жуковский;
    в) П. Н. Яблочков; г) А. Н. Лодыгин.
    17. В отношении кого в правление Александра III была сокращена « черта оседлости»?
    А. финнов
    Б. евреев
    В. Поляков
    Г. Татар
    18. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков .Одному элементу левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
    Ученый
    Открытие, изобретение
    1И.М. Сеченов
    А. учение о рефлексах головного мозга
    2. В.В.Докучаев
    БОткрытие Антарктиды
    3. Н.Н.Миклухо-Маклай
    В. Создание основ научного пововедения
    Г. Изучение народов Юго- Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана.
    19. Что было характерной чертой культуры второй половины XIXв.?
    А. отрицание народных истоков и традиций
    Б. отказ от излбражения реальности
    В. Ослабление влияния искусства на духовную жизнь
    Г.культура становится в оппозицию к самодержавию
    20.Какая картина принадлежит кисти И.Е.Репина
    А. «Тройка»
    Б. «Отказ от исповеди».
    В. «Грачи прилетели»
    Г. «Бурлаки на Волге».
    21. К какому стилю относится творчество Л.Толстого, Ф.Достоевского?
    А. классицизм
    Б. романтизм
    В. Реализм
    Г. Сентиментализм
    22. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков .Одному элементу левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
    Объединение
    Деятель культуры
    1.передвижники
    А.А.Мусоргский
    Б.А.Саврасов
    2.»Могучая кучка»
    В.А.Римский-Корсаков
    Г.А.Бородин
    Д.В.Маковский

  4. grevgenpda Ответить

    [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
    вот тут есть
    А в целом
    Кризис в России народнического дви­жения в конце XIX века, разочарование масс его идеологией способствова­ли популярности поиска новых форм борьбы с самодер­жавием и социальных идеалов национального возрожде­ния. В этой обстановке усилилось влияние марксизма.
    Первым русским марксистом является Г. В. Плеханов (1856 – 1918 гг.) , который считал, что в философии марк­сизма социализм стал научной теорией. Он критиковал на­родников, отрицал самобытный путь России, заявляя, что она уже идет по пути капитализма. Написав много работ, допустил ряд ошибочных положений теоретического и по­литического характера.
    Проводя монистический принцип в диалектике материализма, он в качестве основания берет материю с атрибутами протяженности и мышления. Этот спинозизм он дополняет гносеологией Канта, что приво­дит к дуализации материи на «вещь в себе» и «чувствен­ные впечатления» , или «иероглифы» . «Вид объекта зави­сит от организации субъекта» – вот вывод этой позиции. Из диалектического материализма он извлекает филосо­фию действия, а диалектический метод сводит к схеме «скачкообразного» развития. Члены группы «Освобож­дения труда» склонялись к точке зрения, что движущей си­лой революции выступают не столько экономические, сколько нравственные отношения, вводимые в общество вождями народных масс. Они перевели на русский язык многие работы Маркса и Энгельса и сделали первые шаги по внедрению марксистской идеологии в рабочее движение.
    Новый этап в истории марксизма в России связан с име­нем В. И. Ленина (1870 – 1924 гг.) . Сфера его научных ин­тересов: теория и практика политической деятельности, теория государственного устройства, революция как соци­альная технология. Как выдающийся политический дея­тель он внес весомый вклад в развитие теории и практики государственного строительства, осмысление процессов со­циального развития. Опираясь на открытый им закон не­равномерного развития капитализма, он провозгласил о победе социализма через революционную борьбу в слабых звеньях империалистической системы. К ним он относил и Россию, а ее пролетариат рассматривал как авангард все­мирной революции. В области философии он существенно обогатил концепцию материализма, обосновал теорию от­ражения, предпринял методологический анализ взаимо­связи естествознания и философии. Его интерес к пробле­мам диалектики оказался связанным с практикой, поли­тикой. Он доказывает, что практика выше теории и является критерием истины.

  5. Deejaa Ответить

    «Вопрос стоит так: исчерпаны ли уже революционные возможности, таящиеся в недрах крестьянства, в силу известных условий его существования, или нет, и если не исчерпаны, есть ли надежда, основание использовать эти возможности для пролетарской революции, превратить крестьянство, его эксплуатируемое большинство, из резерва буржуазии, каким оно было во время буржуазных революций Запада и каким оно остаётся и теперь,— в резерв пролетариата, в его союзника?» (И. В. Сталин, Соч., т. 6, стр. 124.).
    Ленин и Сталин дали на этот вопрос положительный ответ. Они развили цельную и стройную теорию о союзе рабочего класса с крестьянством при гегемонии рабочего класса не только в буржуазно-демократической революции, но и в социалистической революции. Они ввели «в дело новый момент, как обязательный момент социалистической революции,— союз пролетариата и полупролетарских элементов города и деревни, как условие победы пролетарской революции» («История ВКП(б). Краткий курс», стр. 72.).
    Велико значение этих идей Ленина и Сталина о гигантских резервах пролетарской революции. Это была «новая теория социалистической революции, осуществляемой не изолированным пролетариатом против всей буржуазии, а пролетариатом—гегемоном, имеющим союзников в лице полупролетарских элементов населения, в лице миллионов «трудящихся и эксплуатируемых масс»» (Там же).
    Западноевропейские социал-демократы и меньшевики в России считали, что в социалистической революции пролетариат будет один против буржуазии, без союзников, против всех непролетарских классов и слоев. Они не хотели считаться с тем, что капитал эксплуатирует не только пролетариев, но и миллионы полупролетарских слоев города и деревни, что эти слои могут быть союзниками пролетариата в борьбе за освобождение от капиталистического гнета. Западноевропейские социал-демократы и меньшевики считали, что условия для социалистической революции созреют лишь тогда, когда пролетариат станет большинством нации, большинством общества.
    «Эту гнилую и антипролетарскую установку западно-европейских социал-демократов опрокидывала вверх дном ленинская теория социалистической революции» (Там же, стр.73).
    Великой исторической проверкой и подтверждением гениальных идей Ленина и Сталина о союзниках пролетариата явилась победа Октябрьской социалистической революции. Она совершилась на основе союза рабочего класса с деревенской беднотой, составлявшей громадное большинство крестьянского населения России.
    Таким образом, движущими силами Октябрьской социалистической революции явился рабочий класс и руководимые им полупролетарские трудящиеся массы, в частности крестьянская беднота. «Наличие союза рабочего класса и крестьянской бедноты определило и поведение середняков, которые долго колебались и только перед Октябрьским восстанием повернулись, как следует, в сторону революции, присоединившись к крестьянской бедноте» («История ВКПб. Краткий курс», стр. 203). Как указывает товарищ Сталин, большевистская партия сумела «соединить в один общий революционный поток такие различные революционные движения, как общедемократическое движение за мир, крестьянско-демократическое движение за захват помещичьих земель, национально-освободительное движение угнетенных народов за национальное равноправие и социалистическое движение пролетариата за свержение буржуазии, за установление диктатуры пролетариата.
    Несомненно, что соединение этих различных революционных потоков в один общий мощный революционный поток решило судьбу капитализма в России» (Там же, стр. 204).
    Ленин и Сталин доказали, что пролетариат, придя к власти, может и должен повести все трудящееся крестьянство по пути социалистического преобразования общества. Это положение ленинизма также блестяще выдержало испытание на практике. В СССР впервые в истории народов победил социализм, он победил именно на основе союза рабочих и крестьян под руководством рабочего класса. Советское крестьянство идет вместе с рабочим классом к коммунизму, что является полным торжеством ленинско-сталинских идей о союзниках рабочего класса в его борьбе за социализм. Развитие стран народной демократии, характеризующееся вовлечением трудящегося крестьянства в социалистическое строительство, еще раз подтверждает истинность ленинско-сталинского учения.
    В связи с этим следует отметить еще одно громадное отличие социалистической революции от революции буржуазной. «Буржуазная революция не может сплотить вокруг буржуазии на сколько-нибудь длительный период миллионы трудящихся и эксплуатируемых масс именно потому, что они являются трудящимися и эксплуатируемыми, тогда как пролетарская революция может и должна связать их с пролетариатом в длительный союз именно как трудящихся и эксплуатируемых, если она хочет выполнить свою основную задачу упрочения власти пролетариата и построения новой, социалистической экономики» (И.В.Сталин, Соч., т.8, стр. 22).
    4. Объективные и субъективные условия победы революции
    Ленин и Сталин установили, что в эпоху империализма пролетарская революция становится прямой практической необходимостью. Вместе с тем они показали, что расстановка классовых сил при империализме открывает пролетариату возможность осуществить при помощи и поддержке своих союзников прорыв фронта империализма и совершить победоносную революцию.
    Руководящей и организующей силой пролетарской революции является авангард рабочего класса, коммунистическая партия. Для успеха революции от коммунистической партии требуется уменье распознать революционную ситуацию и использовать ее посредством правильной организации революционных сил и правильной тактики для победоносного вооруженного восстания.
    Революционная ситуация
    Революция, согласно учению Ленина, невозможна без революционной ситуации. Революционная же ситуация определяется следующими признаками:
    «1) Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство; тот или иной кризис «верхов», кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому. 2) Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов. 3) Значительное повышение, в силу указанных причин, активности масс, в «мирную» эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими «верхами», к самостоятельному историческому выступлению.
    Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция — по общему правилу — невозможна. Совокупность этих объективных перемен и называется революционной ситуацией». (В. И. Ленин, Соч., т.21, изд. 4., стр. 189-190).
    Такие ситуации были в революциях XVII, XVIII и XIX вв. в странах Западной Европы, в 1905 и 1917 гг. в России. Но история знает много примеров, когда имелась революционная ситуация, когда были все эти объективные условия, и тем не менее революции не происходило. В 60-х годах прошлого века в Германии, в 1859—1861 и в 1879—1880 гг. в России были революционные ситуации, однако они не увенчались революциями. В ряде стран капиталистической Европы уже в первый год мировой империалистической войны (1914/15) была налицо революционная ситуация. Обострившаяся революционная ситуация в Германии в 1923 г. не привела к революции.
    «Не из всякой революционной ситуации возникает революция» (Там же, стр. 190), — писал Ленин. Для превращения революционной ситуации в победоносную революцию пролетариата требуется, чтобы к совокупности объективных перемен, образующих революционную ситуацию, присоединились субъективные факторы: «…способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят»» (В.И.Ленин, Соч., т.21, изд. 4, стр. 190), наличие революционной партии, способной повести за собой массы в бой и вести их по правильному пути.
    Революционная ситуация не является некоей стадией, предшествующей революции. Революционная ситуация есть совокупность тех объективных перемен, которые в соединении с субъективным фактором дают революцию.
    При наличии революционной ситуации перед партией пролетариата встает задача вести массы в прямую атаку на буржуазное государство в целях свержения политического господства буржуазии и снятия ее с власти: в порядок дня ставится подготовка и проведение вооруженного восстания. Для успеха восстания важнейшее значение имеют организация восстания, выбор момента для восстания и тактика его проведения.
    Вооруженное восстание
    Вооруженное восстание — высшая форма классовой борьбы трудящихся с классами угнетателей. Это решающий и самый ответственный момент в ходе революционной борьбы. В своей работе «Революция и контрреволюция в Германии» Энгельс показывает, что франкфуртское Национальное собрание в 1848 г. погибло именно потому, что добродетельные демократы этого собрания пренебрегли вооруженным восстанием, предоставили повстанческие движения их стихийному ходу, а частью и прямо способствовали подавлению восстания.
    «Восстание есть искусство,— подчеркивает Энгельс,— точно так же как и война, как и другие виды искусства. Оно подчинено известным правилам, забвение которых ведет к гибели партии, оказавшейся виновною в их несоблюдении» (К. Маркс, Избранные произведения, т. 11, 1941, стр. 110.).
    Взгляд марксизма на восстание, как на искусство, Ленин и Сталин развили всесторонне и до глубочайших деталей. Уже в книге «Что делать?» (1902) Ленин конкретизирует марксистский взгляд на восстание, отмечая такие стороны, как подготовка восстания, назначение срока восстания и его проведение.
    Ленинские положения о вооруженном восстании явились руководством для партии в Октябрьские дни 1917 г. Взвешивая положение в стране и соотношение классовых сил, Ленин отмечал, что в июльские дни еще не было объективных условий для победы восстания: «…3—4 июля восстание было бы ошибкой» (В.И.Ленин, Соч., т.26, изд. 4, стр. 5). Определив момент, когда оказались «налицо все объективные предпосылки успешного восстания» (Там же, стр. 6), Ленин настаивал на необходимости немедленной подготовки к восстанию, требовал отнестись к восстанию, как к искусству, подчеркивал, что с восстанием «ждать нельзя», что, «сосредоточив всю фракцию на заводах и в казармах, мы правильно учтем момент для начала восстания» (Там же, стр. 8). Восстанием нужно руководить, а для руководства восстанием должен создаваться специальный военно-революционный центр. Для проведения Октябрьского вооруженного восстания такой центр был создан Центральным Комитетом партии большевиков во главе с товарищем Сталиным.
    Ленин и Сталин указывают, что поддержка народа со стороны армии или части армии является важнейшим фактором победоносной революции. В условиях империализма народ может победить в революции при обязательной поддержке его хотя бы частью армии. Еще Энгельс указывал на огромные трудности, с которыми встретятся грядущие восстания в связи с сосредоточением в руках господствующих классов усовершенствованной военной техники и с новой планировкой улиц, проведенной после революции 1848 р. в больших городах и как бы специально приспособленной для действий новых орудий и ружей. В крупнейших капиталистических центрах была разработана новая планировка улиц в целях подавления восстания: план Z (зет) в Париже, «Eiserne Ring» (железное кольцо) в Вене.
    «Раньше,— говорит товарищ Сталин,— в XVIII и XIX столетиях, революции начинались так, что обычно восставал народ, большей частью безоружный или плохо вооружённый, и сталкивался он с армией старого режима, каковую армию он старался разложить или, по крайней мере, частично перетянуть на свою сторону. Это типичная форма революционных взрывов в прошлом. То же самое имело место у нас в России в 1905 году» (И.В.Сталин, Соч., т.8, стр. 363).
    История русской революции, история Парижской Коммуны щ 1871 г. показали, отмечает Ленин, что милитаризм никогда и ни в коем случае не может быть побежден и уничтожен каким-либо иным способом, как только победоносной борьбой одной части народной армии против другой ее части (См. В.И.Ленин, Соч., т. 23, изд. 4, стр. 238). Учитывая этот исторический опыт, большевистская партия, подготовляя Октябрьскую революцию, вела большую работу в армии, создавала военные организации среди солдат и матросов. Успехи вооруженной борьбы пролетариата, являющейся необходимым и важнейшим средством свержения господства эксплуататоров, определяются тем, насколько партии удается овладеть поддержкой основной силы революции — пролетариата — и правильно использовать его резервы — широкие трудящиеся массы. В опоре на массы лежит кардинальное отличие марксизма от бланкизма в вопросе о восстании. Восстание «должно опираться не на заговор, не на партию, а на передовой класс» (В.И.Ленин, Соч., т.26, изд. 4, стр. 4),— учит Ленин.
    Ленинская тактика отвергает какие бы то ни было схемы вооруженного восстания, а требует учета конкретно данного соотношения сил. Она опирается на следующие важнейшие принципы: 1) «Никогда не играть с восстанием, а, начиная его, знать твердо, что надо идти до конца» (Там же, стр. 152), 2) «Сосредоточение главных сил революции в решающий момент на наиболее уязвимом для противника пункте, когда революция уже назрела, когда наступление идёт на всех парах, когда восстание стучится в дверь и когда подтягивание резервов к авангарду является решающим условием успеха» (И.В.Сталин, Соч., т.6, стр. 157), 3) Тщательно следить за назреванием революционного кризиса, приурочивая момент открытия восстания к высшей точке кризиса. «Нарушение этого условия ведёт к опасной ошибке, называемой «потерей темпа»» (Там же, стр. 159). 4) «Раз восстание начато, надо действовать с величайшей решительностью…» (В.И.Ленин, Соч., т.26, изд. 4, стр. 152), нарушение этого условия ведет к громадной ошибке, заключающейся в «потере курса» (См. И.В.Сталин, Соч., т.6, стр. 159).
    Партия ленинизма – руководящая и направляющая сила социалистической революции.
    «Победа революции никогда не приходит сама. Ее надо подготовить и завоевать. А подготовить и завоевать ее может только сильная пролетарская революционная партия» (И.В.Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 433).
    Социалистическая революция, знаменуя самый глубокий поворот во всемирной истории и осуществляя полное освобождение трудящихся, характеризуется активным участием в ней широчайших народных масс. Для победы социалистической революции требуется, чтобы рабочий класс и идущие за ним полупролетарские массы осознали ее необходимость и готовы были итти на решительный штурм капитализма. «Здесь,— как указывает Ленин,— оправдывается одно из самых глубоких положений марксизма, в то же время являющееся самым простым и понятным. Чем больше размах, чем больше широта исторических действий, тем больше число людей, которое в этих действиях участвует, и наоборот, чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов» (В.И.Ленин, т.26, изд. 3, стр. 33).
    Руководящей и организующей силой социалистической революции является партия пролетариата. История рабочего класса России, осуществившего победоносную социалистическую революцию, наглядно показала, как велика в этой революции роль большевистской партии и ее гениальных вождей Ленина и Сталина.
    Революции рабов и революции крепостных крестьян возглавлялись и руководились отдельными вожаками или небольшими группами вожаков. Осуществление пролетарской, социалистической революции потребовало создания могущественной партии рабочего класса — партии социальной революции и диктатуры пролетариата. Революционная деятельность вождей рабочего класса Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина выражалась прежде всего в борьбе за создание такой партии. Такую партию и выковывали Ленин и Сталин: это партия большевиков.
    Необходимость создания такой мощной руководящей и организующей силы, какой явилась партия ленинизма, диктуется колоссальными задачами социалистической революции, которая есть дело творческой самодеятельности многомиллионных народных масс. Задачи партии заключаются в том, чтобы воспитать рабочие массы в революционном духе, привить им боевую решимость, поднять их на борьбу против капитализма, за государственную власть. Задачи партии в социалистической революции заключаются, далее, в том, чтобы подготовить и подтянуть резервы, выковать союз рабочего класса с полупролетарскими элементами населения, с миллионами трудящихся и эксплуатируемых масс, установить прочные связи с освободительным движением колоний и зависимых стран. Для победы пролетарской революции требуется точный учет революционной ситуации, революционного кризиса, правильный выбор момента для вооруженного восстания. Все эти сложнейшие задачи революционной политики и стратегии требуют серьезнейшей революционной работы в массах.
    Для решения этих задач необходимо, чтобы партия пролетариата была вооружена революционной теорией и программой и готова была претворять ее в жизнь, чтобы она обладала несокрушимым духом смелости, настойчивости, чтобы она была в высшей степени дисциплинированна и держала прочную и широкую связь со своим классом, со всеми его массовыми организациями, умела объединить их и направлять всю их деятельность к единой цели.
    Товарищ Сталин учит, что «оставить пролетариат без такой партии — значит оставить его без революционного руководства… значит провалить дело пролетарской революции». («История ВКП(б). Краткий курс», стр. 337).
    Опыт рабочего движения свидетельствует, что без коммунистической партии победа пролетарской революции была бы невозможна. Руководство революцией 1871 г. во Франции делили между собой две партии, что явилось одной из причин ее поражения.
    Ленин и Сталин, учтя опыт истории и исходя из существа пролетарской революции и диктатуры пролетариата, обосновали положение о том, что социалистическая революция и пролетарская диктатура могут восторжествовать лишь под руководством одной партии, что «диктатура пролетариата может быть полной лишь в том случае, если ею руководит одна партия, партия коммунистов, которая не делит и не должна делить руководство с другими партиями» (И. В. Сталин, Соч., т. 10, стр. 99).
    Для обеспечения за коммунистической партией безраздельного руководства революцией Ленин и Сталин требуют разгрома буржуазной агентуры в рабочем классе. Товарищ Сталин в «Кратком курсе истории ВКП(б)» пишет: «…без разгрома мелкобуржуазных партий, действующих в рядах рабочего класса, толкающих отсталые слои рабочего класса в объятия буржуазии и разбивающих, таким образом, единство рабочего класса,— невозможна победа пролетарской революции» («История ВКП(б). Краткий курс», стр. 343). Буржуазная агентура в рабочем классе для обмана именует себя «рабочими», «социалистическими» партиями и течениями, а на деле борется против пролетарской революции и всячески препятствует ее победе.
    Ленин и Сталин вооружили коммунистическую партию теорией и тактикой социалистической революции. Они создали организационную мощь партии, построенную на том принципе, что только монолитная марксистская партия, спаянная единством программы и тактики, единством поли и действий, в состоянии привести к победе социалистической революции, что «без железной дисциплины в партии не могут быть осуществлены задачи диктатуры пролетариата по подавлению эксплуататоров и перестройке классового общества в общество социалистическое» (И. В. Сталин, Соч., т. 10, стр. 99).
    Великая Октябрьская социалистическая революция подтвердила ленинско-сталинское учение о партии. Она победила потому, что во главе рабочего класса стояла монолитная партия большевиков, вооруженная марксистско-ленинской теорией и тактикой социалистической революции. Партия большевиков не делила руководства революцией ни с какой другой партией.
    На теорию и опыт большевизма опираются коммунистические партии всего мира. В странах народной демократии осуществлена консолидация рабочего класса под руководством единой марксистско-ленинской партии: в Болгарии — Рабочая партия коммунистов, в Чехословакии — Коммунистическая партия, в Румынии — Рабочая партия, в Венгрии — Партия трудящихся, в Албании — партия труда, в Польше — Польская объединенная рабочая партия.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *