В чем схожи и чем отличаются друг от друга первая и последняя сцены на дне?

16 ответов на вопрос “В чем схожи и чем отличаются друг от друга первая и последняя сцены на дне?”

  1. zergut_jin Ответить

    В пьесе М. Горького “На дне” рассматриваются важные философско-нравственные и социальные проблемы своего времени: вопросы сострадательной лжи, духовного обнищания, безвыходности социальных условий. В рассуждении о сущности человеческой личности важную роль играет композиция произведения: можно отметить, что первая и последняя сцены пьесы связаны между собой.
    Первая сцена представляет собой своеобразное знакомство с героями пьесы, основными тематическими конфликтами, принципами отношения к человеку. Пьеса открывается описанием мира ночлежки, в котором сквозит непреодолимая, унизительная бедность. Грязная ночлежка, походящая на пещеру, напоминает собой тюремную камеру, набитую заключенными. В этой безобразной действительности существует несколько героев, которые активно осмысляют свое положение и устройство в жизни в целом, вспоминают о собственном прошлом, но не находят сил “выбраться со дна”. Первое действие оканчивается появлением нового героя – Луки, “старца лукавого”, предлагающего каждому из ночлежников свою утешительную ложь и пробуждающего в них желание изменить губительные условия жизни. Поступаете в 2019 году?
    Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:
    подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
    Финальная сцена описывает судьбы героев уже после того, как Лука вселил в ночлежников мечты о лучшем будущем и ушел. Становится ясно, что каждый из героев терпит неудачу в воплощении своих надежд: Актёр убивает себя, Пепел попадает на каторгу после убийства Костылева, Анна умирает, но Клещ и после её смерти остается без денег и без возможности спастись. Мечтам ночлежников о счастливой жизни не суждено сбыться, так как каждый из них уже внутренне мертв: “Дважды убить нельзя”. Главным моментом финальной сцены является самоубийство Актёра, повторяющее поступок человека из притчи Луки, и фраза Сатина “Эх… испортил песню”, которую можно трактовать и как окончание жизни, и как разрушение надежд выбраться со дна.
    Однако несмотря на то, что судьбы некоторых героев меняются, в последней сцене круг “замыкается”, и все возвращается к началу: герои лишаются своих надежд и примиряются с неизбежностью существования на дне жизни. Ночлежники запевают песню “Солнце” в начале и в конце пьесы, а, значит, подвал для них как был, так и остается тюрьмой. Персонажи продолжают не слышать друг друга, не приходят ко взаимопониманию, так как обе сцены представляют собой многоголосье, бессвязный поток фраз разных героев.
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что первая и последняя сцены, несмотря на некоторые различия, неразрывно связаны между собой: существующие в унизительных условиях бедности герои возвращаются к безобразному существованию, столкнувшись с крушением своих надежд на лучшую жизнь.
    Полезный материал по теме:
    Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»).
    Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены 1-го акта пьесы М. Горького «На дне).
    В чём смысл финала пьесы М. Горького «На дне»?
    В чём заключается внутренняя драма героев пьесы М.Горького «На дне»?
    В чём заключается своеобразие финального звучания пьесы М. Горького «На дне»?

  2. ahmadilvas Ответить

    Некоторые люди вступают на ложный путь невольно, ибо прямого пути для них не существует.
    Томас Манн
    Ужасен тот, кому уже нечего терять.
    Гете
    Несмотря на то, что пьеса А.М. Горького «На дне» была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся «на дно» жизни, можно найти черты и современных нам людей, которые не смогли приспособиться к нарождающемуся капитализму в России и волею судьбы оказались на обочине жизни, погрязли в нищете и человеческих пороках.
    Расскажем о человеческих судьбах героев Горького на примере первого действия пьесы. Драматическое произведение предназначено для исполнения на сцене, в нем нет описаний портрета, пейзажа, интерьера, и о характере персонажей читатель может судить лишь по их репликам. А пейзаж, интерьер заменяют авторские ремарки. Обратим внимание на то, как Горький описывает ночлежку Костылевых: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». С первых строк пьесы нас поражает нищенская обстановка: в подвале грязь, антисанитария, болезни. А на улице начало весны, утро. Видимо свет солнечных лучей никогда не проникнет сквозь эти каменные стены.
    Но герои Горького не обращают внимания на грязь и зловонье, они привыкли к такой жизни, друг к другу и почти не замечают окружающих. Каждый герой существует будто сам по себе, живет своей жизнью. Поэтому в начале пьесы говорят сразу все присутствующие, не ожидая ответа, слабо реагируя на замечания окружающих. Параллельно идет сразу несколько диалогов: Квашни и Клеща, Насти и Барона и др. Квашня гордится тем, что она свободная женщина, не связанная узами брака, и это вызывает озлобление у Клеща. У него на руках умирающая жена. Настя, падшая женщина, читает роман «Роковая любовь», что вызывает ироничный смех Барона. За ширмой – тяжело больная Анна, которую будто бы никто не замечает, кроме Квашни. Пьянство, ругань, сквернословие – это нормально, к такой жизни все привыкли и не обращают внимания друг на друга.
    Кто же они, эти жалкие обитатели человеческого «дна»? У многих героев вместо имени и фамилии существует лишь прозвище, например, Актер, Барон. По другому в пьесе их никто не называет.
    Бывший Актер, потерявший свое имя, постоянно вспоминает о своей прошлой жизни в театре, в его репликах звучат цитаты из известных пьес. Но сейчас его «организм отравлен алкоголем». Рассуждая о предназначении творческих людей, Актер считает, что «талант – это вера в себя, в свою силу». Но сам он утратил эту веру, спился, потерял работу и оказался «на дне».
    Проститутка Настя мечтает о светлой и чистой любви, но это вызывает лишь смех окружающих. Девушка пытается выйти из порочного круга, покинуть ночлежку и начать новую жизнь, но это лишь ее мечты.
    Бубнов, бывший скорняк, вспоминает о том, что когда-то «свое заведение имел», работал, а теперь и он один из обитателей «дна», никому не нужный человек.
    О прошлом Барона говорит его прозвище. Он был состоятельным человеком, родился в богатой семье, но тоже спился, промотал свое состояние, оказался в ночлежке для нищих и живет на содержании у Насти. Многие из обитателей подвала даже не верят его рассказам о былом благополучии.
    Слесарь Клещ зарабатывает на жизнь тем, что подгоняет ключи к старым замкам. И все же он гордится этим: «Я – рабочий человек … Мне глядеть на них стыдно … я с малых лет работаю». Клещ мечтает вырваться из ночлежки и начать новую жизнь, как только умрет Анна.
    Сатин – «интеллигент», «философ». Его речь отличается от обитателей ночлежки. В ней много слов, порой не понятных ни окружающим, ни ему самому. «Макробиотика», «оранон», «сикамбр» и др. Он считает себя образованным человеком, так как служил на телеграфе, читал много книг. Сатин много рассуждает, порой говорит афоризмами: «Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются». Свое нежелание работать он объясняет так: «Когда труд – удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» И с ним нельзя не согласиться. Но природный ум не нашел себе применение. А кто Сатин в настоящем? Лишь один из нищих пьяниц, обитателей ночлежки.
    А Васька Пепел никогда и не имел профессии. Для него не существует идеалов, он не стремится работать, так как живет воровством: «… всякий человек хочет, чтоб его сосед совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее … честь-совесть богатым нужна». Он не может жить по-другому, так как вор и сын вора. Однако и в этом человеке сохранилась доброта, наивность, он тянется к чистоте и добру. Но Васька Пепел попадает в рабство «сильных мира сего». Содержатель ночлежки Костылев оказывается еще более низким человеком: он не отдает Василию деньги за краденые часы, считая, что Пепел и так многим ему обязан. Его жена Василиса тоже в кабале у своего мужа, который вдвое ее старше: «Озвереешь с такой жизни… Привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее…» Она тоже несчастна, и ее любовь к Ваське Пеплу – вызов семейному деспотизму. Ради Василисы вор готов совершить преступление – убить Костылева. Страшной ненавистью воспылала Василиса к сестре Наталье, когда узнает об измене любовника. Она готова ее убить, лишь бы сохранить Василия для себя.
    Вот такой страшной жизнью живут обитатели ночлежки. Их объединяет то, что почти все они «бывшие»: бывший Актер, бывший Барон, бывший скорняк, бывший телеграфист … Их настоящее – беспробудное пьянство, нищенское существование в сыром подвале. Они живут лишь ностальгическими воспоминаниями о прошлом, порой идеализируя его. Но и будущего у них нет. Оно ужасно так же, как и настоящее. Но самое страшное в том, что герои и не стремятся изменить себя и свою жизнь. В этой пьесе так много общего с современной нам Россией конца XX начала XXI века! И все же я считаю, что каждый человек сам «кузнец своего счастья», сам виноват в том, что не смог найти выход из сложной ситуации, погряз в пьянстве и выброшен «на дно». Ведь «в карете прошлого далеко не уедешь». Необходимо быть сильнее обстоятельств и не зависеть от слабостей.

  3. Kittykoller Ответить

    Пьеса Максима Горького «На дне» оставляет после прочтения очень тягостное, гнетущее впечатление. Он отразил жизнь московских босяков, обитателей жалкой ночлежки, где нет места личной жизни, где все на виду, даже самое сокровенное…
    Самые разнообразные типы вывел Горький в своей драме. Это рабочие люди, которые могут, хотят, любят работать, но государство не обеспечивает их работой, и они ожесточаются, спиваются… Таковы Клещ и Бубнов…
    В страшном мире уродливой социальной действительности в человеке убивают гордость, достоинство. Ваське Пеплу с детства внушали, что он вор… Васька с горечью говорит: «Я — сызмалетства — вор… Все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну — нате! Вот — я вор! Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… Оттого я вор, что другим именем никто, никогда, не догадался назвать меня…».
    Что же происходит в последнем, четвертом акте драмы Горького?
    Во-первых, читатели и зрители становятся очевидцами пьянки. Обитатели ночлежки пьют горькую. В попойке участвуют Барон, Клещ, Сатин. Считается: когда человек выпьет, ему станет легче, он забудет на время о своих проблемах, они покажутся ему уже не страшными, не такими неразрешимыми. Но героям Горького и под воздействием алкоголя легче не становится, слишком уж безобразна действительность, в условиях которой они живут.
    На последних страницах пьесы устами Сатина дается оценка философии Луки. Клещ где-то прав: старик Лука «поманил куда-то их товарищей… а сам — дорогу не сказал». Сатин понимает, что старик «врал… но — это из жалости». Старик Лука из той породы людей, которые «лгут из жалости к ближнему», «красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут». Сатин — против лжи. Он считает, что «ложь — религия рабов и хозяев», для тех, «кто слаб душой», но все-таки, по его мнению, Лука — «умница». Я думаю, Лука — умница потому, что у него нет зла в сердце к людям, не озлобился он, хотя несладко ему в жизни приходилось. Бубнов, Клещ, Барон, Васька Пепел — озлобились, а он — нет. Да, не во всем прав Лука, трудно узреть грань, на которой кончается утешение и начинается обман. И все равно Лука — добрый человек, с неожесточившимся сердцем.
    Последние страницы драмы хороши монологом, который произносит Сатин. Его монолог — апофеоз Человеку, человеческому величию. Герой драмы Горького убежден, человек — свободное существо. К человеку надо относиться с уважением: «Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо. Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!”
    Обратимся к самой последней, финальной сцене драмы. Пьяные обитатели ночлежки затянули тюремную песню «Солнце всходит и заходит».
    Тюремные песни народ слагал в неволе. Мне кажется, сам выбор Горьким для финала именно тюремной песни с ее мрачным содержанием, заунывным напевом весьма символичен: «Сол-нце всходит и захо-оди-ит», — затягивает Кривой Зоб. И Бубнов подхватывает: «А-а в тюрьме моей темно-о!». Эта песня об узнике, который томится в неволе, не видя ни восходов, ни закатов солнца — источника всего живого на Земле…
    Но герои горьковской драмы будто бы поют про самих себя. Ночлежка, такая неуютная, представляющая собой «подвал, похожий на пещеру с тяжелыми каменными сводами», с нарами вдоль стен, так похожа на тюрьму, на тюремную камеру, набитую заключенными. Какая символичная песня: где-то бушует жизнь, рождаются люди, совершаются открытия, а здесь, в этом страшном общежитии, все так же темно. В «темноте» живут бедняки.
    Столько безысходности в этой песни-жалобе… Эта песня, как признался Бубнов, — его «любимая»: «Затягивай… любимую! Запою… Заплачу!”
    Но песню допеть им было не суждено… Дверь быстро отворилась, появился Барон. Он принес страшную весть о том, что Актер покончил с собой. Он повесился. Вот такой трагический финал.
    Почему Актер решился на этот шаг?
    Странник Лука со своей утешительной философией вселял в обитателей ночлежки ложную надежду. Так, Ваське Пеплу он внушил, что есть прекрасный край Сибирь, где бедный Васька непременно разбогатеет.
    Умирающую Анну он убеждает не бояться смерти, говорит о том, что смерть — избавление от мук мирских.
    Актер — алкоголик. Но Лука убедил его в том, что есть необыкновенная лечебница, где алкоголиков излечивают от этой страшной, пагубной привычки. И Актер поверил в эту ложь. Однако, поняв, осознав, что рассказы Луки о прекрасной лечебнице всего лишь россказни, красивая ложь во имя спасения, он не смог продолжить жить дальше. Я думаю, смерть Актера наглядно иллюстрирует несостоятельность философии Луки. Ложная надежда иногда убивает человека.

  4. SSB100 Ответить

    Анализ первого действия драмы А.М.Горького «На
    дне».
    Пьеса Горького «На дне» взбудоражила своим
    появлением общество. Первое представление её
    вызвало шок: неужели вместо актёров на сцену
    вышли настоящие ночлежники?
    Действие пьесы в подвале, похожем на пещеру,
    приковывает внимание не только необычностью
    героев, оно захватывает многоголосием. Это
    только в первый момент, когда читатель или
    зритель видит «тяжёлые каменные своды» потолка,
    «нары Бубнова», «широкую кровать, закрытую
    грязным ситцевым пологом» кажется, что и лица
    здесь все одинаковые – серые, мрачные, грязные.
    Но вот герои заговорили, и…
    -…Я-говорю,- свободная женщина, сама себе
    хозяйка…(Квашня)
    – Кто это бил меня вчера? А за что били? (Сатин)
    – Мне вредно дышать пылью. Мой организм отравлен
    алкоголем. (Актёр)
    Какие разные голоса! Какие разные люди! Какие
    разные интересы! Экспозиция первого действия –
    это разноголосый хор героев, которые как будто бы
    не слышат друг друга. Действительно, каждый живёт
    в этом подвале так, как ему хочется, каждый
    озабочен собственными проблемами (для кого-то
    это проблема свободы, для кого-то – проблема
    наказания, для кого-то проблема здоровья,
    выживания в создавшихся условиях).
    Но вот первый переломный момент действия –
    спор Сатина и актёра
    .
    В ответ на слова актёра:
    «Доктор сказал мне: ваш, говорит, организм –
    совершенно отравлен алкоголем»,- Сатин,
    улыбаясь,
    произносит совершенно непонятное
    слово «органон», а затем добавляет в адрес Актёра
    – «сикамбр».
    Что это? Игра слов? Бессмыслица? Нет, это тот
    диагноз, который Сатин поставил обществу.
    Органон – это нарушение всех разумных основ
    жизни. Значит, не организм Актёра отравлен, а
    отравлена, извращена жизнь человеческая, жизнь
    общества.
    Сикамбр в переводе на русский язык – «дикарь».
    Конечно же, только дикарь (по мысли Сатина) может
    не понимать этой истины.
    Звучит в этом споре и третье «непонятное» слово
    – «макробиотика». ( Значение этого понятия
    известно: книга немецкого врача, почетного члена
    Петербургской Академии Наук Гуфеланда
    называлась «Искусство продлить человеческую
    жизнь», 1797 г.). «Рецепт» продления человеческой
    жизни, который предлагает Актёр: «Если организм
    – отравлен,… значит, – мне вредно мести пол…
    дышать пылью…», – вызывает однозначно
    отрицательную оценку Сатина. Именно в ответ на
    это утверждение Актёра Сатин произносит
    насмешливо:
    « Макробиотика…ха!»
    Итак, мысль обозначена: жизнь в ночлежке
    нелепа и дика, потому что отравлены сами разумные
    основы ее.
    Это понятно Сатину, однако рецептов
    лечения основ жизни герой, по всей видимости, не
    знает. Реплику «Макробиотика… ха!» можно
    истолковать и иначе: какой смысл задумываться
    над искусством продления такой жизни.
    Переломный момент первой сцены приковывает
    внимание не только тем, что читатель определяет
    доминантную мысль об основах жизни, он важен и
    потому, что даёт представление об уровне
    интеллекта ночлежников в лице Сатина. И мысль о
    том, что в ночлежке есть умные, знающие люди,
    поражает.
    Обратим внимание и на то, как Сатин
    преподносит свои убеждения
    . Было бы вполне
    объяснимо, если бы избитый накануне ночлежник
    напрямую сказал бы о том ненормальном состоянии
    общества, которое заставляет людей вести себя не
    по-человечески. Но он почему-то произносит
    совершенно непонятные слова. Это явно не
    демонстрация знания иноязычной лексики. Тогда
    что? Ответ, который напрашивается, заставляет
    призадуматься о нравственных качествах Сатина. Может
    быть, он щадит самолюбие Актёра, зная о
    повышенной эмоциональности его? Может быть, он
    вообще не склонен обижать человека, даже такого,
    который многого не знает?
    И в том, и в другом
    случае мы убеждаемся в деликатности и
    тактичности Сатина.
    Не странно ли
    присутствие таких качеств в человеке «дна»?!

    Другой момент, на который нельзя не обратить
    внимания: совсем недавно мы видели: «Сатин только
    что проснулся, лежит на нарах и рычит» (ремарка к 1
    действию), теперь, разговаривая с Актёром, Сатин
    улыбается. Чем вызвана такая резкая смена
    настроения?
    Возможно, Сатину интересен ход
    спора, возможно, он чувствует в себе ту силу (и
    интеллектуальную, и духовную), которая выгодно
    отличает его от Актёра, признающего собственную
    слабость, но, возможно, это не улыбка
    превосходства над Актёром, а добрая,
    сострадательная улыбка по отношению к человеку,
    нуждающемуся в поддержке. Как бы мы не расценили
    улыбку Сатина, получается, что в нём живут
    настоящие человеческие чувства, будь то гордость
    от осознания собственной значимости, будь то
    сострадание к Актёру и желание поддержать его.

    Это открытие тем удивительнее, что первое
    впечатление от гула голосов ночлежников, не
    слушающих, оскорбляющих друг друга было не в
    пользу этих людей. («Козёл ты рыжий!» /Квашня –
    Клещу/; «Молчать, старая собака» /Клещ – Квашне/и
    т.д.).
    После спора Сатина и Актёра резко меняется
    тональность разговора. Послушаем, о чём говорят
    герои теперь:
    -Люблю непонятные, редкие слова…Есть очень
    хорошие книги и множество любопытных слов…
    (Сатин)
    – Я вот скорняком был…Своё заведение имел…Руки
    у меня были такие жёлтые – от краски…Я уж думал,
    что до самой смерти не отмою…А вот они
    руки…Просто грязные…Да! (Бубнов)
    – Образование – чепуха, главное – талант. А
    талант – это вера в себя, в свою силу. ( Актёр)
    -Работа? Сделай так, чтоб работа была мне
    приятна – я, может быть, буду работать, да! (Сатин)
    – Какие они люди? Рвань, золотая рота…Люди! Я –
    рабочий человек… Мне глядеть на них
    стыдно…(Клещ)
    – У тебя совесть есть? (Пепел)
    Опять многоголосый хор, но звучит он совсем
    иначе, чем раньше.

    О чём думают, о чём размышляют герои «дна»?
    Да
    о том же, о чём размышляет любой человек: о любви,
    о вере в свои силы, о труде, о радостях и горестях
    жизни, о добре и зле, о чести и совести.

    Первое открытие, первое изумление, связанное с
    прочитанным у Горького –
    вот оно: люди
    «дна» – это обычные люди, это не злодеи, не изверги
    не мерзавцы. Они такие же люди, как и мы, только
    живут в других условиях.
    Может быть, именно это
    открытие потрясло первых зрителей пьесы и
    потрясает всё новых и новых читателей?! Может
    быть…
    Если бы Горький завершил первое действие этим
    полилогом, наш вывод был бы верен, но драматург
    вводит новое лицо. Появляется Лука « с палкой в
    руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у
    пояса». Кто он, человек, приветствующий всех:
    «Доброго здоровья, народ честной!»
    Кто он, человек, утверждающий: « Мне всё равно! Я
    и жуликов уважаю, по- моему, ни одна блоха не
    плоха: все чёрненькие, все прыгают…»(?)Размышляя
    над вопросом о том, кто же такой Лука, думаем,
    прежде всего, о том, что драматург даёт своему
    герою странное имя. Лука – это святой, это тот
    самый библейский герой
    ?
    ( Обратимся к Библейской энциклопедии.
    Поинтересуемся, что сказано там о Луке: «Лука
    Евангелист – писатель третьего Евангелия и
    книги Деяний Апостольских. Он вообще не
    поименован как писатель последней книги, но
    всеобщее и непрерывное предание Церкви с самого
    начала приписывало ему составление означенной
    книги Нового Завета. По свидетельству Евсения и
    Иеронима, Лука был уроженец г. Антиоха. Апостол
    Павел именует его врачом возлюбленным.
    Основательное его знакомство с Иудейскими
    обычаями, образ мышления, фразеология делают
    несколько вероятным, что он сначала был
    прозелитом, иноплеменником, принявшим Иудейскую
    веру, хотя с другой стороны, по его классическому
    стилю, чистоте и правильности Греческого языка в
    его Евангелии, скорее можно заключить, что он
    происходил не из Еврейской, а из Греческой расы.
    Нам неизвестно, что побудило его к принятию
    Христианства, но мы знаем, что по своему
    обращению, сердечно привязавшись к апостолу
    Павлу, он всю последующую жизнь свою всецело
    посвятил служению Христу. Существует древнее
    предание, что Лука был из 70 учеников, посланных
    Господом во всякий город и место, куда сам хотел
    идти
    (Лука X,1).Другое древнее предание говорит,
    что он был вместе с тем и живописец и приписывает
    ему начертание икон Спасителя и Божией Матери, из
    коих последняя доселе хранится в Большом
    Успенском Соборе в Москве. Касательно образа его
    деятельности по вступлении в апостольское
    служение, мы находим точные и определённые
    сведения, описанные им самим в книге Деяний.
    Думают, что в трогательном Евангельском
    повествовании его о явлении воскресшего Господа,
    двум ученикам, шедшим в Емманус под другим
    учеником, имя которого не упоминается,
    разумеется сам Лука (гл.XIV). Когда Лука
    присоединился к апостолу Павлу и сделался его
    спутником и сотрудником, достоверно неизвестно.
    Может быть, это было в 43 или 44 году по Р.Х. Затем он
    сопровождал апостола в Рим, до времени первого
    его темничного заключения в оном и оставался при
    нём. И во время вторых уз апостола незадолго до
    его смерти он тоже был при нём, тогда как все
    прочие оставили Апостола; вот почему так
    трогательно звучат слова Павла в конце II
    послания к Тимофею: «Дамас оставил меня,
    возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалоники,
    Крискент в Галатею, Тит в Далматию. Один Лука со
    мною».
    По кончине апостола Павла о последующей
    жизни Луки из Священного Писания ничего
    неизвестно. Существует предание, что он
    проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и
    Греции и даже в Африке и мирно скончался в
    80-летнем возрасте. По другому преданию, он
    скончался мученическою смертью при Домициане, в
    Ахаии и за неимением креста был повешен на
    оливковом дереве.»).
    Исходя из этих представлений о Луке, мы можем
    говорить о том, что Лука – врачеватель сердец,
    странник, носитель христианской морали, учитель
    заблудших душ во многом напоминает Евангелиста
    Луку.

    В то же время, возникает и другой вопрос: может
    быть, Лука – лукавый, двуличный человек? А может
    быть Лука – «светоносный» (ведь именно так
    переводится это имя)?

    Однозначно ответить на эти вопросы очень
    сложно, ведь даже сам драматург порой видел в
    своём герое святого, порой лжеца, порой
    утешителя.
    Первые слова Луки настораживают: он настолько
    равнодушен по отношению к людям, что все они для
    него одинаковы?!
    («Все чёрненькие, все прыгают»)
    А может, он так мудр, что видит в любом просто
    Человека?!
    («Доброго здоровья, народ честной!»).
    Прав Пепел, называя Луку «занятным».
    Действительно, он по-человечески интересен,
    неоднозначен, по-стариковски мудр: «Вот всегда
    так выходит: человек-то думает про себя – хорошо
    я делаю! Хвать – а люди недовольны!»
    Да, люди могут быть недовольны тем, что
    «старикашка» видит их тайные желания, понимает
    больше, чем сами герои (вспомним разговоры Луки с
    Пеплом); люди могут быть недовольны и тем, что
    Лука говорит так убедительно и так мудро, что его
    слова трудно оспорить: «Сколько это разного
    народа на земле распоряжается…и всякими
    страхами друг дружку стращает, а всё порядка нет
    в жизни и чистоты нет…».
    Первый шаг Луки в ночлежке – желание «помести»:
    «Ну-ка хоть я помету здесь. Где у вас метла?»
    Подтекст фразы очевиден: Лука появляется в
    подвале, чтобы сделать жизнь людей чище. Но это
    одна часть правды. Горький философичен, поэтому
    есть и другая часть правды: может быть, Лука
    появляется, поднимает пыль (взбудораживает
    людей, заставляет их взволноваться, озаботиться
    своим существованием) и исчезает. (Ведь такое
    значение тоже есть у глагола «помести». В
    противном случае надо было сказать «подмести»,
    «подмету»).
    Лука уже при первом появлении формулирует
    несколько основных положений отношения к жизни:
    1) – Они бумажки-то все такие – все никуда
    не годятся.

    2) – А всё – люди! Как ни притворяйся, как ни
    вихляйся, а человеком родился, человеком и
    помрёшь…

    3) –И всё гляжу я умнее люди становятся,
    всё занятнее…И хоть живут всё хуже, а хотят всё
    – лучше…Упрямые!

    4) – А разве можно человека эдак бросать?
    Он – каков ни есть – а всегда своей цены
    стоит!
    Вот теперь, размышляя над некоторыми
    положениями жизненной правды Луки, мы можем
    приблизиться к моменту истины: в страшной,
    неправедной жизни есть одна ценность и одна
    правда, которую нельзя оспорить. Эта правда – сам
    человек.
    Лука заявляет об этом при своём
    появлении.
    Драматург размышлял о проблеме человека многие
    годы. Вероятно, появление Луки в первом действии
    пьесы «На дне» – кульминационный момент этого
    действия не только потому, что герой намечает
    одну из главных проблем пьесы – как относиться к
    человеку; появление Луки – наиболее яркий момент
    и потому, что от него тянутся лучи- мысли к
    следующим действиям драмы.
    «Без имени нет человека», – открытие Актёра во
    втором действии;
    «Человек – вот правда»,- заключительное
    признание Сатина. Такие признания – явления
    одного порядка.
    Прозрение героев в финале пьесы,
    оптимистическое звучание «На дне» стало
    возможным, в том числе и потому, что в пьесе
    появился Лука, подействовавший на тёмный мир, как
    «кислота» на ржавую монету, высветивший и лучшие,
    и худшие стороны жизни. Конечно, деятельность
    Луки разнопланова, многие дела и слова этого
    героя могут быть истолкованы прямо
    противоположным образом, но это вполне
    естественно, ведь человек – явление живое,
    меняющееся и изменяющее мир вокруг себя. Что бы
    ни говорил Лука, как бы он не аргументировал
    то или иное положение, он по-человечески мудро,
    иногда с усмешкой, иногда с хитрецой, иногда
    серьёзно ведет читателя к пониманию того, что
    есть в мире Человек, а всё остальное – дело его
    рук, его ума, совести. Именно это понимание и
    ценно в герое Горького, появившемся среди
    разуверившихся людей и исчезнувшем тогда, когда
    в людях проклюнулось, проснулось, ожило то
    ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗЕРНО, которое до поры до времени
    дремало.
    С появлением Луки жизнь ночлежников
    приобретает новые, человеческие грани.
    Прочитано первое действие пьесы. Рассмотрены
    взаимоотношения героев, личностные
    характеристики ночлежников, выявлены
    композиционные особенности этого важного для
    пьесы действия. Наряду с теми промежуточными
    выводами, которые мы делали по ходу анализа,
    вероятно, стоит сделать общий вывод о звучании
    первого действия.
    Зададимся вопросом, какую роль в контексте
    драмы играет первое действие?
    На этот вопрос
    можно ответить по-разному: во-первых, в нём
    намечены те темы, которые будут звучать на
    протяжении всей пьесы; во-вторых, здесь
    сформулированы (пока ещё очень приблизительно)
    принципы отношения к человеку, которые будут
    разрабатываться и Лукой, и Сатиным по ходу драмы;
    в-третьих, и это особенно важно, уже в первом
    действии пьесы, в расстановке героев, в их словах
    мы видим отношение писателя к ЧЕЛОВЕКУ, мы
    ощущаем, что главное в пьесе – авторский взгляд
    на человека, на его роль и место в мире.
    Интересно
    с этой точки зрения обратиться к признанию
    Горького, прозвучавшему в статье «О пьесах»: «И с
    т о р и ч е с к и й ч е л о в е к, тот, который за 5-6
    тысяч лет создал всё то, что мы именуем культурой,
    в чём воплощено огромнейшее количество его
    энергии и что является грандиознейшей
    надстройкой над природой, гораздо более
    враждебной, чем дружественной ему, – этот человек
    как художественный образ – превосходнейшее
    существо! Но современный литератор, драматург
    имеет дело с б ы т о в ы м ч е л о в е к о м,
    который веками воспитывался в условиях
    классовой борьбы, глубоко заражён зоологическим
    индивидуализмом и вообще является фигурой
    крайне пёстрой, очень сложной, противоречивой…
    мы должны показать его самому себе во всей
    красоте его запутанности и раздробленности, со
    всеми «противоречиями сердца и ума».
    Уже первое действие драмы «На дне» реализует
    эту задачу, именно поэтому мы не можем однозначно
    толковать ни один характер, ни одну реплику, ни
    один поступок героев. Очевиден в первом действии
    и исторический пласт, который интересовал
    писателя: если принять во внимание исторические
    корни Луки, то читатель может проследить путь
    Человека от самых истоков до современного
    драматургу момента, до начала XX века. Очевиден в
    первом действии и другой пласт – социально –
    нравственный: Горький рассматривает Человека во
    всём многообразии его проявлений: от святого –
    до оказавшегося «на дне» жизни.

  5. Acrotis Ind Ответить

    В пьесе «На дне» Горькому удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченные философские категории.
    Что касается действующих лиц, то, по воспоминаниям автора, их состав определился не сразу. Какие-то лишние образы автор убрал, и тогда-то появился «благородный» старичок Лука. Что же в пьесе предшествует его появлению?
    Поднимается занавес, и сразу же нищенская, вымороченная жизнь: грязь, голод, болезни, озлобление. Идет обычное существование ночлежки, это даже и жизнью-то назвать нельзя. Скорее, это неминуемая гибель людей в условиях «дна». И разговоры у них под стать: о смерти, драках, пьянке. И в этой атмосфере общей злобы и ненависти вдруг как-то незаметно появляется такой «старичок-домовичок». Никто из обитателей ночлежки не мог и предположить, что с его приходом начнутся острые внутренние смещения в их, казалось бы, незыблемой среде.
    Вид у Луки самый обычный, вид странника: «С палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса». Но все же есть нечто, что отличает его от остальных «босяков». Как-то постепенно, ненавязчиво, не переча никому, Лука потихоньку начинает строить отношения с обитателями ночлежки. И слова у него ласковые, проникновенные: «милая», «доброго здоровья», «спасибо»… Лука принимает «любой вариант» жизни: «Мне все равно, я и жуликов уважаю». Он не лезет в душу, а просто как бы присматривается, прислушивается, поддакивает и со всеми соглашается.
    Первое действие пьесы «На дне» – это как бы прелюдия к философии Луки.
    Можно сказать, что у обитателей ночлежки только появляются росточки заинтересованности к этому человеку. Пепел так и говорит: «Какого занятного старичишку-то привели…».
    И для зрителя Лука пока непонятен, лишь речь выдает его крестьянское происхождение: «давеча», «всяко» и т.д.
    Откуда же появился этот загадочный человек? На вопрос Барона Лука отвечает уклончиво: «Все мы на земле странники…»
    Оставаясь для всех пока загадкой, он «перекидывает мостики» к новым знакомым. Да, Лука много пожил, повидал. И сущность человека он определяет сразу. Пьяному сапожнику Алешке он говорит: «Запутался ты…» И Василисе дает точную характеристику: «Ах, и неласкова ты, мать…»
    А еще можно сказать, что Лука как бы настроен на добро: подметает полы, помогает Анне.
    Да, появление Луки в пьесе Горького не случайно. Что нужно истерзанной, измученной душе? Чего хочет обездоленный, никому не нужный, живущий без надежды на будущее человек? Хоть капли сочувствия, доброго взгляда, ласкового слова, капельку участия. И вот уже отогрелась душа, распахнулась навстречу этому крохотному росточку добра, затеплилась в сердце надежда… Вот потому и пришел в ночлежный дом «странник» Лука.
    Сцена появления Луки в ночлежке несет и определенную художественную нагрузку в пьесе. Во-первых, следует отметить особенность речевого стиля каждого персонажа. Ведь именно в ней отразилась судьба, происхождение, социальные связи, степень культуры героев пьесы. Вот, к примеру, Василиса требует, чтобы Лука принес ей «пачпорт», и сам Лука так же произносит это слово. А вот Барон, принимая строгий вид, спрашивает у Луки, есть ли у него паспорт. Горький использует двоякое значение слова и мастерски вводит его в речь персонажей. Слово «накинут» меняется в зависимости от контекста.
    Костылев: Надо будет на тебя накинуть полтинничек…
    Клещ: Ты петлю на меня накинь…
    Лука в ответ на ласковые слова Анны подменяет слово «мягкий» словом «мягок».
    Анна: Гляжу я на тебя… на отца ты похож моего… на батюшку… такой же ласковый, мягкий…
    Лука: Мяли много, оттого и мягок…
    Речь Луки афористична: «Где тепло – там и родина», «Порядка в жизни нет, чистоты», «…ни одна блоха не плоха: все – черненькие, все – прыгают…».
    Сценическое воплощение образа Луки имеет свою историю. Поначалу, когда спектакль этот был впервые поставлен в художественном театре Станиславским, первый исполнитель роли Луки, великолепный русский актер И. Москвин, понял доброе начало горьковской драмы как луч света в темном царстве ночлежки.
    Однако впоследствии трактовка характера Луки претерпела самые решительные изменения и в критической литературе, и в сценическом истолковании этого образа. Луку стали понимать как олицетворение толстовского «непротивления злу насилием», как ложь во спасение.
    Мое мнение таково, что именно в первом действии этот сценический персонаж воспринимается исключительно с душевной симпатией, его человечность и оптимизм заставляют звучать светлые струны в душе человека, а это уже немало.

  6. rastikgang Ответить

    Человек! Это великолепно!
    М. Горький
    Драма «На дне» возникла как результат широких жизненных наблюдений и философских исканий писателя.
    Первые три акта пьесы – борьба Луки за души брошенных на «дно». Лука увлекает людей иллюзией будущей радости, миражом достижимого счастья. Убийство Костылева в конце третьего акта и последующие события четвертого акта знаменуют собой поворот в развитии пьесы: начинается развязка. Жизнью проверена справедливость теории спасительной лжи. Каторга, голод, бесприютность, пьянство, неизлечимые болезни – все это, приводящее к гнетущей безнадежности, яростной злобе и самоубийству – естественный результат развеявшегося миража.
    Четвертое действие раскрывает серьезные последствия пережитого, поскольку, по выражению Сатина, «старик проквасил нам сожителей». Босяки задумываются: «Как, чем жить?». Барон выражает общее состояние, сознавшись, что он раньше «никогда и ничего не понимал», «жил, как во сне», он замечает в раздумье: «… ведь зачем-нибудь я родился…» То же недоумение связывает всех. Складывается совсем не похожая на предшествующую атмосфера общения. Люди слушают друг друга. Философии утешающей лжи и мелкой унижающей «правды» драматург противопоставляет идею суровой, большой правды. Ее выражает Сатин. Защищая вначале Луку, отрицая, что тот – сознательный обманщик, шарлатан, Сатин затем переходит в наступление – наступление на ложную философию старика. Сатин говорит: «Он врал… но – это из жалости к вам… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин…, кто независимы и не жрет чужого – зачем ему ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» Сатин делает вывод: «Все – в человеке, все – для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!»
    Впервые в ночлежке раздается серьезная речь, ощущается боль из-за погибшей жизни. Приход Бубнова усиливает это впечатление. «Где народ? – восклицает он и предлагает…петь…всю ночь, отрыдать свою бесславную судьбу». Вот почему Сатин откликается на известие о самоубийстве актера резкими словами: «Эх,…испортил песню…, дурак!»
    Своеобразной особенностью в развитии действия пьесы является то, что драматизм посредством осторожных намеков позволяет предугадывать дальнейшее течение событий в жизни героев. Писатель не стремится к эффектным ситуациям. Взаимоотношения обитателей ночлежки при всей своей напряженности неизбежно вытекают из условий жизни «дна», в них нет ничего необычного.
    В четвертом действии трагический конец Актера уже угадывается еще до того, как Барон оповещает о случившемся на пустыре. Гибель Актера, обусловленная прежде всего его тоской о минувшей жизни, к которой – он это понимает – нет возврата, была ускорена вспышкой сомнительной надежды. На мысль о том, что Актер погибнет, наталкивают и произносимые им стихотворные цитаты, и предсмертная записка с просьбой помолиться за него.
    События в жизни многие героев пьесы намечены в произведении. Возьмем, к примеру, Клеща, и проследим его судьбу от первого до четвертого акта. В первом действии он еще стремится подняться со «дна», куда его бросила безработица: «Вылезу,… кожу сдеру, а вылезу». Во втором действии клещ находится в состоянии растерянности: на похороны жены нет денег, да и вообще «он не знает, чего же ему теперь делать». В четвертом акте он уже примиряется с неизбежностью: борьба невозможна, будущая участь ясна.
    В четвертом акте далее развиваются сюжетные линии отношений героев. А некоторые из них завершаются. Так, например, подходит к логическому концу линия потерявшего работу и опустившегося «на дно» слесаря Клеща.
    Кульминацией четвертого действия становится монолог Сатина, его страстный призыв «уважать человека». «Не жалеть, не унижать его… жалостью…» Этот монолог – авторская декларация. Здесь немало собственно горьковских мыслей о жизни.
    Диалогов в заключительном действии практически нет, все принимают участие в разговоре. Можно сказать, что это многоголосый диалог.
    Четвертый акт насыщен афоризмами, некоторые из которых превращаются буквально в лозунги: «Человек – вот правда!», «Кто слаб душой… – тем ложь нужна…», «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека».
    Название «На дне» вызывает чувство какой-то недосказанности. Так и хочется поставить многоточие. «На дне» чего? Только ли жизни? Может, и души? Да, именно это смысл приобретает первостепенное значение.
    Подводя итог анализа четвертого действия пьесы М. Горького «На дне», можно сказать, что автор всем развитием событий показал, что ложное утешение и даже сочувствие не изменяют жизни. Финал существования людей, поверивших успокоительную ложь, явно говорит об этом: самоубийство Актера, гибель Пепла, исчезновение Наташи, безнадежность Насти были ответом на рассказы о той «обетованной земле», которая им «уготована».

  7. Tw1x_M1x Ответить

    Заканчивается пьеса трагически. Актер понимает, что никогда не сможет найти бесплатную лечебницу для алкоголиков. Последнее, что мы слышим от него – как он просит Татарина помолиться за него. Но тот отказывается. Тогда Актер выбегает в сени, чтобы больше не вернуться. В конце пьесы Барон говорит ночлежникам: «На пустыре… там… Актер… удавился!». Этот герой покончил с собой, потому что понял, что спасения ему нет. Но! Когда Лука дал ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, Актер прекратил пить и начал копить деньги! Значит, выздоровление от алкоголизма было в нем самом. Ему просто надо было поверить в себя. Но Актер не смог этого сделать.
    Последней в пьесе стоит реплика Сатина в ответ на известие о смерти Актера: «Эх… испортил песню… дур-рак!». Такая реакция на смерть своего соседа по нарам нормальна для этих людей. Ведь их жизнь научила каждого думать исключительно о себе. Поэтому смерть Актера не долго будет держаться в их памяти.
    Пьеса «На дне» очень интересна и необычна своими героями. На протяжении всего произведения автор раскрывает нам их характеры, моральные и нравственные устои. Безусловно, особую роль в этой пьесе играет ее финал. Именно здесь окончательно рушатся жизни всех ночлежников. Финал показывает нам безвозвратную деградацию даже тех героев, которые подавали хоть какие-то надежды на возрождение души, превращение в нормальных людей.

  8. danlichev Ответить

    Related posts:

    Социально-философский смысл драмы М. Горького “На дне” Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии. Пьесы, конечно, во многом отличаются друг от друга, но существует и сходство. Оба произведения, как кажется, […]…
    Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского “Гроза” Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы “Гроза” написано: “Декорация первого действия. Сумерки”. Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором “гроза” не способна развеять мрак иначе, чем на бытовом уровне. И смерть Катерины, несмотря на все старания автора придать ей объемность символа, трагедийна, но не драматична. Катерину погубили ее собственные понятия […]…
    Краткое изложение финальной сцены драмы А. Н. Островского “Гроза” Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею человеческих типов. Здесь и купцы – самодуры, И почетные матери семейств – блюстительницы местных нравов, и странницы – богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа, и доморощенные ученые – прожектеры. Однако при всем разнообразии типов оказывается нетрудным заметить, что все они […]…
    Появление Луки в ночлежке (Анализ сцены 1 акта пьесы М. Горького “На дне”) В пьесе “На дне” Горькому удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченные философские категории. Что касается действующих лиц, то, по воспоминаниям автора, их состав определился не сразу. Какие-то лишние образы автор убрал, и тогда-то появился “благородный” старичок Лука. Что же в пьесе предшествует его появлению? Поднимается занавес, и сразу же нищенская, […]…
    Жанровое своеобразие драмы М. Горького “На дне” Человек – вот правда! М. Горький Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе “На дне” Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды “бывший людей”, обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво. Драма “На дне” ставит и решает философские вопросы: что […]…
    Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького “На дне”) Пьеса Горького “На дне” глубоко философична и необычайно интересна. Перед глазами читателя на протяжении всего произведения проходит галерея живых образов. Каждый персонаж пьесы наделен своей позицией, своим представлением о мире. Особенно интересен тот факт, что действие разворачивается в ночлежке, на самом “дне” жизни. Многие герои пьесы М. Горького “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, […]…
    Система образов пьесы “На дне” М. Горького В пьесе нет подробного изложения биографий героев, но по отдельным деталям можно восстановить образ каждого из обитателей подвала. Все они достойны лучшей жизни, однако жестокие обстоятельства заставили их влачить жалкое существование в ночлежке. Обитатели ночлежного дома очень разные люди. Клещ когда-то работал слесарем, теперь живет мечтами о честном труде. Всю злость и безысходность он вымещает […]…
    Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ I сцены пьесы А. М. Горького “На дне”) Некоторые люди вступают на ложный путь невольно, ибо прямого пути для них не существует. Томас Манн Ужасен тот, кому уже нечего терять. Гете Несмотря на то, что пьеса А. М. Горького “На дне” была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся […]…
    “На дне”, анализ драмы Максима Горького Драма как род литературы предполагает обязательную постановку произведения на сцене. При этом ориентация на сценическую интерпретацию, на первый взгляд, ограничивает драматурга в средствах выражения своей позиции. Он не может напрямую обратиться к читателю, выразить свое отношение к своим же героям. Авторская позиция выражена в ремарках, в развитии действия пьесы, в монологах и диалогах героев. Ограничено […]…
    Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького “На дне”) Многие герои пьесы М. Горького “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со “дна” жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой “тюрьмы”. У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о […]…
    Рассказ Луки про “праведную землю” (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького “На дне”.) Пьеса “На дне”, написанная в 1902 году, показала, что в русскую литературу пришел драматург-новатор. Были необычны и проблематика пьесы, и ее герои – обитатели ночлежки. В ней Горький выступил как создатель нового типа социально-философской драмы. Он умел объективно анализировать окружающую действительность, проникать во все ее противоречия, что необходимо для написания любой пьесы. “На дне” – […]…
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького “На дне”) Пьеса М. Горького “На дне”, написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла автору мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность этого произведения сразу привлекла внимание русской общественности. Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о “босяках”. Вот как писал о своей пьесе “На дне” сам автор: “Когда я […]…
    Жизнь ночлежников до появления Луки (Анализ первой сцены пьесы М. Горького “На дне”) Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. За год до написания пьесы Горький так сказал о замысле новой пьесы: “Это будет страшно”. Тот же акцент подчеркнут и в ее меняющихся названиях: “Без солнца”, “Ночлежка”, “Дно”, “На дне жизни”. Заглавие “На дне” впервые появилось на афишах Художественного театра. Автор выделил не место действия […]…
    Характеристика Клеща из пьесы “На дне” М. Горького Клещ – слесарь, житель ночлежки, муж Анны. Клещ мечтает вернуть нормальной жизни с помощью честного и тяжелого труда. Он упорно трудится и противопоставляет себя другим жителям ночлежки, осуждая их спсоб жизни: “Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь – […]…
    В чем смысл финала пьесы М. Горького “На дне”? Пьеса Горького “На дне” сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. На протяжении всей пьесы перед нашими глазами появляются и развиваются проблемы разного масштаба: от общечеловеческих до личных. В финале произведения автор раскрывает нам свою позицию через судьбы героев пьесы. Огромную роль […]…
    Судьбы человеческие в пьесе М. Горького “На дне” На протяжении всего творчества М. Горького интересовал человек, личность, загадки его внутреннего мира. Человеческие мысли и чувства, надежды и мечты, сила и слабость – все это находит отражение на страницах пьесы М. Горького “На дне”. Ее персонажи – люди начала XX века, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни. Но они отличаются от остальных […]…
    Отзыв, сочинение о драме Максима Горького На дне (Горький А. М.) С произведением Горького я познакомилась в 11 классе на уроке литературы. Драма сразу же заинтересовала меня, поэтому была прочитана мною на одном дыхании. В центре всего произведения люди, опустившиеся на дно жизни, которые попадают в ночлежку. Это последнее и единственное пристанище для них. В ночлежке проживают все слои общества. Возраст ночлежников различный – здесь находятся […]…
    “На дне” Горького в кратком содержании Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое – социально-бытовое и второе – философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний. Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву и его жене Василисе Карповне, живут, по определению автора, “бывшие люди”, т. е. люди […]…
    Система образов “На дне” Система образов. В пьесе нет подробного изложения биогра­фий героев, но по отдельным деталям можно восстановить образ каждого из обитателей подвала. Все они достойны лучшей жизни, однако жестокие обстоятельства заставили их влачить жалкое су­ществование в ночлежке. Обитатели ночлежного дома очень разные люди. Клещ когда-то работал слесарем, теперь живет мечтами о честном труде. Всю злость и безысходность […]…
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького “На дне”. (4) Произведения художественной литературы, которые затрагивают вечные вопросы, обычно имеют большую популярность и долгую жизнь, так как именно вечное всегда находит отклик в людских сердцах. Именно таким произведением является пьеса М. Горького “На дне”. Наиболее ярко в пьесе выражена проблема гуманизма. А гуманизм – это любовь к человеку, желание ему помочь. Лука, один из главных героев […]…
    Анализ финальной сцены пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” Последняя пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” пронизана раздумьями автора о прошлом, настоящем и будущем России. Символом родной страны для автора явился вишневый сад, до последних сцен пьесы принадлежащий Гаеву и Раневской. Жанр своей пьесы автор обозначил как лирическая комедия. Произведение пронизано грустным чувством гибели прекрасного вишневого сада, поэзией увядания, гибели так называемых “дворянских гнезд”. […]…
    Появление Луки в ночлежке ¦ (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького “На дне”) Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького “На дне”. Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества? Видимо, потому, что она устремлена к самым существенным для человека […]…
    Темы сочинений по пьесе М. Горького “На дне” 1. Система персонажей пьесы М. Горького “На дне”. 2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького “На дне”. 3. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького “На дне”.) 4. Человек и правда в пьесе М. Горького “На дне”. 5. Пьеса М. Горького “На дне” как социально-философская драма. 6. Проблематика добра и правды […]…
    Люди “дна”: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького “На дне”) На протяжении всего творчества М. Горького интересовал человек, личность, загадки его внутреннего мира. Человеческие мысли и чувства, надежды и мечты, сила и слабость – все это находит отражение на страницах пьесы М. Горького “На дне”. Ее персонажи – люди начала XX века, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни. Но они отличаются от остальных […]…
    Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”? Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин. Она нравственно безупречна, ищет глубокого содержания в жизни. Главной задачей писателя было показать тип простой, обыкновенной, русской девушки, лишенной каких бы то ни было романтических, необычных черт, но, в то же время, удивительно привлекательной и поэтичной. Уже с самого […]…
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького “На дне”. (5) Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, в которой… мирские ученые очень сведущи и точны, но которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями. Ч. Диккенс Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. В самом названии произведения заложен огромный смысл. Люди, которые попали “на […]…
    Сочинение Человек – это звучит гордо по пьесе Горького На дне Горький написал пьесу “На дне” в 1902 году в сложный для России период. Приближается первая русская революция, в народе зреет недовольство, во власти разброд. Народ выходит из тени и все больше заявляет о себе царскому режиму. Горький не первый писатель, который писал о социальных нарывах общества. Он первый ввел неизвестного героя – люмпена и босяка […]…
    МИР ИЛЛЮЗИЙ И МИР СТРАДАНИЙ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” МИР ИЛЛЮЗИЙ И МИР СТРАДАНИЙ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” В интервью, которое дал М. Горький в 1903 году, говорится: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский”. Это вопрос, […]…
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького “На дне”. (3) Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Эта пьеса была разрешена для постановки только Художественному театру. Цензоры надеялись на ее провал, но спектакль имел громадный успех. М. Горький показал нам жизнь людей, которые опустились “на дно” и уже никогда не поднимутся к иной жизни. Горький в своей пьесе не дает подробного описания […]…
    Судьба человеческая в пьесе Максима Горького “На дне” М. Горький на протяжении всего своего творчества интересовался человеком, личностью, загадочностью его духовного мира. Человеческие размышления и чувства, чаяния и мечтания, сила и слабость – все это является отражением на страницах пьесы М. Горького “На дне”. Ее герои – люди начала XX века, поры краха прежнего мира и начала новой жизни. Но они выделяются тем, […]…
    Анализ финальной сцены романа “Мастер и Маргарита” В трех ипостасях предстает в романе царь тьмы, черный маг: и как соблазнитель, и как спаситель, и как, это подчеркнем особо, судия. В последнем качестве – наряду с обитателями “светящегося электричеством бессонного этажа” “одного из московских учреждений (читай – Лубянки), ведущими следствие после “знаменитого сеанса черной магии”. Их почему-то тоже двенадцать, и ловить они собираются […]…
    По пьесе М. Горького “На дне” Горький своей пьесой “На дне” выступил как “создатель нового типа социальной драмы”. Пьеса “На дне” – обвинительный акт обществу, которое выбрасывает людей на дно жизни, унижая их, лишая чести и достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Чтобы лучше понять атмосферу, царящую в ночлежке, проанализируем начальные сцены пьесы. Пьеса начинается так, будто читатель случайно открывает дверь в […]…
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького “На дне”. (6) Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX – начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной. Большинство русских писателей того времени неоднократно обращаются к теме человека […]…
    Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького “На дне” Пьеса Горького “На дне”(1902) – глубокое, социально-философское произведение. Сюжет драмы многослоен. В первую очередь здесь выявляется сюжет социально-психологический. В ночлежке, принадлежащей Костылевым, на самом “дне жизни” живут босяки. Автор рисует разные их типы. У каждого из героев что-то “отнято” обществом: имя (Актер, Барон), любовь (Наташа, Васька), честь (Васька – сын вора, потому и сам вор), […]…
    Ночлежка и ее жители по пьесе М. Горького “На дне” 1. Конфликт драмы “На дне”.. 2. “Во что веришь – то и есть”. 3. Вера в человека – выражение авторской позиции. Превосходная должность – быть на земле человеком! М. Горький Пьеса М. Горького “На дне”- это социально-философская драма. Она появилась в печати и на сцене накануне первой русской революции. В этом произведении нашли свое отражение […]…
    Анализ 5 действия драмы по пьесе На дне (Горький А. М.) Появившись в ночлежке, старец Лука по-своему творит “добрые” дела: он помогает несчастным приспособиться к сложившимся жизненным обстоятельствам. Диалоги Луки с обитателями ночлежки повторяются и переплетаются между собой, создавая в пьесе внутреннее напряжение: растут призрачные надежды босяков. Затем начинается крушение созданных старцем иллюзий. Происходит ряд трагедий: Василиса калечит Наташу, Пепел убивает Костылева, затем следует арест убийцы. […]…
    Сочинение на тему: Каковы нравственные уроки финальной сцены в повести Пиковая дама, Пушкин Каковы нравственные уроки финальной сцены Социально-философская повесть “Пиковая дама” является одним из лучших произведений А. С. Пушкина. Автор написал ее в первой половине 19-го века и вложил в сюжет реальный случай, который произошел с княжной Голицыной и ее внуком. Однажды, когда молодой князь Голицын проигрался в карты, он обратился за помощью к своей бабушке Наталье […]…
    Что известно о прототипах пьесы Горького “На дне”? Что известно о прототипах пьесы М. Горького “На дне”? Действующие лица пьесы Горького – босяки. В конце XIX – начале XX в. босячество было крупным социальным явлением. Только в Нижнем Новгороде в 1901 г. было зарегистрировано 4 ты­сячи босяков. По словам А.М. Горького, он наблюдал за людьми, ставшими прототипами персонажей пьесы “На дне” в Нижнем, […]…
    СИЛА И СЛАБОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПОНИМАНИИ М. ГОРЬКОГО (“Старуха Изергиль”, “На дне”) Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства – раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее – в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы […]…
    Нужна ли героям пьесы М. Горького “На дне” правда? Свой ответ обоснуйте. (ЕГЭ по русскому) В пьесе “На дне” М. Горький показывает два вида гуманизма – суровую правду и сладкую ложь. Но хотят ли такой правды сами герои? Попробуем разобраться. В ночлежке сталкиваются взгляды двух “идейных противников” – Сатина и Луки. Странник Лука имеет солидный жизненный опыт и тонкую психологию. Своей ложью он дает оказавшимся на “дне” людям надежду: смертельно […]…

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *