В какие дни великого поста можно пить вино?

14 ответов на вопрос “В какие дни великого поста можно пить вино?”

  1. Anarim Ответить


    Большинство христиан стараются выдерживать все посты, ограничивая себя в еде, питие и развлечениях. Но церковные правила не так строги, как кажется на первый взгляд. Мы спросили несколько священников, можно ли пить вино в пост, и если да, то когда это разрешено. Их ответы опубликованы ниже.
    Буква закона. Согласно монастырскому уставу пить вино в пост можно по выходным дням: в субботу и воскресенье. Это касается всех четырех постов в году: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского. При этом церковь разрешает употреблять только красные виноградные вина (желательно кагор) и в небольших количествах. Точной меры нет, но чтобы не потерять рассудок священники рекомендуют ограничиться одним бокалом.
    Современное мнение. Хотя церковные законы допускают употребление вина в пост, но большинство священников считают, что в наше время это правило устарело. Традиция пить вино во время Великого поста пришла к нам из Византии и Сирии, где принято разбавлять вино водой в пропорции 1 к 3.
    Во времена написания Устава вино для сирийцев и византийцев восполняло недостаток воды, и было жизненно необходимым. В древних монахов оно также использовалось как средство от многих недугов, поскольку других лекарств не существовало.
    Очевидно, что у современного человека, живущего за пределами монастыря, нет дефицита в воде и лекарствах, поэтому на время поста он может полностью отказаться от вина. Духовные отцы напоминают, что пост – это не просто ограничение себя в еде и развлечениях, его смысл гораздо глубже. Верующий должен развиваться духовно, обдумывать грехи, искореняя в себе лицемерие, тщеславие, гордость, зависть, гнев и другие пороки. Даже один-два выпитых бокала вина этому никак не способствуют.
    Вывод: христианам в пост можно пить вино, но священники рекомендуют воздержаться от этого, так как разрешающее правило Устава было написано для монахов в старые времена. Миряне трактуют его неправильно, чем замедляют своё духовное развитие.

  2. Arfinez Ответить

    Одни священники считают, что пить вино допускается по выходным дням
    суббота и воскресеньеодин бокал сухого или полусладкого вина для поддержания сил постящихся во время Великого поста.
    Другие священники, вообще, не советуют пить вино верующим, так как, в России пить вино не умеют и напиваются без меры, что недопустимо по Церковному уставу и поэтому, Великий пост и вино несовместимые понятия.

    Общие правила Великого поста по Церковному уставу

    Желательно, но не обязательно, в первый день Великого поста ничего не есть и ничего не пить. Далее два дня не есть, только пить воду. В некоторых монастырях монахи первый день обходятся без воды и пищи, далее 4 дня обходятся без пищи, пьют только воду.
    Понедельник, среда, пятница – свежие и сушеные, квашенные фрукты и овощи в сыром виде, орехи, семечки, то есть продукты растительного происхождения без тепловой обработки.
    Вторник, четверг можно варить, тушить и жарить овощи, грибы, есть каши без растительного масла.
    Суббота и воскресенье разрешается растительное масло.

    Можно ли есть морепродукты во время Великого поста

    Морепродукты запрещены, так же, как и другие продукты животного происхождения: мясо, молоко, простокваша, творог, яйца, сало.
    На Благовещенье 7 апреля и в Вербное воскресенье, за 7 дней до Пасхи, разрешается речная и морская рыба, в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья разрешается икра рыб.

  3. kuku5 Ответить

    Употребление спиртного в пост – тема, на которую сломано немало копий. С одной стороны, пост – время, когда нужно отказаться от многих удовольствий, с другой – как же это порой сложно! Сумятицу в умы вносят и многочисленные цитаты из Писания, содержащие похвалу вину. Но сперва выясним, о каком именно вине пишут Отцы Церкви и как они советуют его употреблять.
    Ещё в глубокой древности люди подметили, что от сырой воды можно заболеть. Но в старину кипяток был не так уж доступен: слишком дорого растапливать дровяную печь, чтобы приготовить чашку травяного отвара. В южных странах, где из-за жары проблема стояла особенно остро, люди приспособились обеззараживать воду вином.
    Сухое вино – напиток крепостью 9–16 градусов. Тех, кто пил неразбавленное вино, считали горькими пьяницами, даже на разводивших напиток в пропорции 1:1 в обществе смотрели косо. Нормальным считалось соотношение количества вина к количеству воды 1:2, а то и 1:4. Получалось питьё крепостью 2–4 градуса. Бедняки вместо вина добавляли в воду фруктовый уксус. Отсутствие у человека средств на покупку вина или уксуса расценивалось как признак крайней нищеты.
    Христианство зародилось на Ближнем Востоке, и в Церковном Уставе отражены местные реалии. Типикон, книга, регламентирующая порядок питания во время постов, написан на основе уставов палестинских монастырей (преимущественно обители Саввы Освященного близ Иерусалима), с учётом традиции Св. Горы Афон.

    Апостолы и теологи относились к вину как к продукту, поддерживающему силы и укрепляющему здоровье. Апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею, советовал ему: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1-е Тимофею, 5:23)».
    В Типиконе вино упоминается наравне с другими продуктами и напитками, к примеру, елеем (растительным маслом), квасом или укропом (травяным отваром). Так, если Благовещение приходится на Страстную Пятницу, то блюда с растительным маслом запрещены, но запивать пищу вином разрешается. В Великую Субботу: «Даёт братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от мёда или от жита».
    Более того, 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения…, или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Однако это изречение нужно воспринимать не как позволение пьянства, но как предупреждение тем, кто гнушается вином во время причастия.
    Злоупотребление алкоголем в христианстве считается тяжким грехом. Тот же апостол Павел запрещал своей пастве «упиваться вином»: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21). К умеренности призывал и Иоанн Златоуст: «Вино дано для того, чтобы быть весёлым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».

    Особенности употребления алкоголя на Руси

    Когда христианство пришло в северные страны, оказалось, что местное население не знает вкуса вина, зато варит пиво. Иоанн Златоуст, основывавший обители в северных провинциях Римской империи, писал о необходимости внести изменения в устав в связи с более суровым климатом. Позже, в средние века, монахи Германии во время поста даже заменяли хлеб пивом.
    На Руси дозволение пить алкогольные напитки во время поста восприняли слишком прямолинейно, так что церковным властям пришлось вводить дополнительные запреты. Прп. Иосиф Волоцкий, XV–XVI в.: «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает». Св. Тихон Задонский, XIX в.: «Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям». Св. Феофан Затворник, XIX в.: «Христианам скорее идет – совсем не пейте, – разве только в крайностях, – в видах врачевания… Винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

    Современные правила употребления алкоголя в пост

    Отцы Церкви советуют на время поста полностью отказаться от употребления алкоголя, кроме тех случаев, когда необходим приём лекарственных препаратов на спирту или вине. Однако в Типиконе перечислены дни, когда разрешается употребление вина или пива, другие вида спиртного в пост категорически запрещены.
    Мера жидкости, упоминаемая в Типиконе, – красовуля, то есть чаша объёмом 150–200 мл. Дозволяется выпить 1–2 красовули вина (пива). Учитывая, что имеется в виду только разведённое вино, 2 красовули – это даже чуть меньше одного современного бокала.
    В таких дозах вино или пиво в пост разрешены по субботам и воскресеньям, а также (даты приводятся по Григорианскому календарю):
    в Великий пост – на Благовещение (7 апреля);
    в Петров пост – в Праздник Преображения (19 августа);
    в Рождественский пост – в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в день памяти св. Николая Чудотворца (19 декабря).
    В обычное время постными днями, когда от спиртного необходимо отказаться, считаются среда и пятница (Типикон приравнивает их к Великому посту). Исключения делаются только для тех случаев, когда на эти дни выпадает церковный праздник. Если поститься по средам и пятницам каждую неделю, впоследствии легче будет привыкнуть к строгим ограничениям длительных постов.
    Отцы Церкви учили, что у каждого человека – своя мера послушания. Трудно не следовать принятым в обществе традициям и совсем не пить алкоголь в пост на светских праздниках. Но человек для того и наделён разумом и волей, чтобы избегать излишеств.

  4. ДитяКонтакта Ответить

    Исповедоваться и причащаться во время великого поста не только можно, но и нужно.

    Можно ли в пост масло?

    Масло — это молочный продукт, поэтому в пост не допускается употребление сливочного масла. А вот подсолнечное масло растительного происхождения, значит, можно употреблять его в пищу и в дни поста.

    Можно ли есть макароны в пост?

    Макароны в пост есть можно, но сначала лучше ознакомиться с составом, потому что там могут содержаться запрещенные в пост продукты.

    Пост: что можно есть по дням?

    Седмицы
    Календарь питания
    Великий Пост 2019: питание в первую Седмицу (11 марта — 16 марта)

    11 марта Чистый понедельник. Воздержаться от пищи.
    12 марта – вторник. Воздержаться от пищи.
    Для тех, кто имеет проблемы со здоровьем, а также для пожилых людей допускаются хлеб и квас во вторник после вечерни. Можно съесть хлеб с солью и выпить воду или квас (по желанию)
    13 марта –  среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (одно блюдо на выбор).
    Настой укропа или отвар ягод/фруктов с медом.
    Пищу принимают один раз в день, днем.
    14 марта – четверг. Воздержаться от пищи.
    15 марта – пятница. Запеченная или вареная горячая пища без масла один раз в день, днем.
    16 марта – суббота. Запеченная или вареная пища с растительным маслом дважды в день. Допустимы оливки и маслины. Допускается в небольших количествах виноградное вино без спирта и сахара, разведенное в горячей воде, но рекомендуется воздержание от вина.

    Великий Пост 2019: питание во вторую Седмицу (17 марта — 23 марта)


    Первая неделя Великого поста (первый воскресный день поста). Торжество Православия
    В неделю Торжества Православия празднуется победа Православия над иконоборческой ересью. Иконоборцы считали, что почитание икон это идолопоклонство. Благодаря покровительству императоров, гонения на иконы продолжались почти сто лет. Окончательно иконопочитание было восстановлено в IX веке императрицей Феодорой в первое воскресенье Великого поста, в которое с тех пор и отмечается Торжество Православия.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    18 марта – понедельник.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    19 марта – вторник.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    20 марта – среда.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    21 марта – четверг.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г). Один раз в день, около 15.00. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    22 марта – пятница.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    23 марта – суббота.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

    Великий Пост 2019: питание в третью Седмицу (24 марта — 30 марта)


    24 марта – воскресенье.
    Вторая неделя Великого поста (второй воскресный день поста). День памяти святителя Григория Паламы.
    Св. Григорий Палама жил в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
    25 марта – понедельник.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    26 марта – вторник.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    27 марта – среда.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    28 марта – четверг.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    29 марта – пятница.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    30 марта – суббота.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому третья неделя и следующая, четвертая, седмица называется Крестопоклонной.

    Великий Пост 2019: питание в четвертую Седмицу (31 марта — 6 апреля)


    31 марта – воскресенье.
    Третья неделя Великого поста (третий воскресный день поста) — Крестопоклонная.
    В этот день читают предания, освящают просфиры, не работают, посещают храмы для поклонения кресту, размышляют над понятием «нести свой крест», постятся (с ядением варения с елеем и вином).
    1 апреля – понедельник.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    2 апреля – вторник.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    3 апреля – среда.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С вином (одна чаша 200г). Одна трапеза в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    4 апреля – четверг.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    5 апреля – пятница.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    6 апреля – суббота.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

    Великий Пост 2019: питание в пятую Седмицу (7 апреля — 13 апреля)


    7 апреля – воскресенье.
    Четвертая неделя Великого поста (четвертый воскресный день поста). День памяти богослова Иоанна Лествичника.
    Иоанн Лествичник был игуменом Синайского монастыря, написал знаменитую «Лествицу добродетелей», где показал ступени восхождения к духовному совершенству. («Лествица» от ст.-слав. «лестница». Варианты — Лествица райская, Скрижали духовные). Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт.28:12).
    Календарная память Иоанна Лествичника выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 4-м воскресеньем Великого поста.
    В день памяти Иоанна Лествичника выпекали «лесенки».
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    8 апреля – понедельник.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    9 апреля – вторник.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    10 апреля – среда.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    В среду вечером в православных храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон преподобной Марии Египетской.
    11 апреля – четверг. Стояние преп. Марии Египетской.
    В этот день, по древнему обычаю, поется последование Великого канона. Сочинил его преподобный Андрей тогда же, когда и святой Софроний, патриарх Иерусалимский, записал житие Марии Египетской. Великий канон и слово о преподобной Марии отец Андрей впервые принес в Константинополь, когда был послан патриархом Иерусалимским Феодором в помощь на Шестой Собор.
    На Стояние преп. Марии Египетской — горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (200г). Один раз в день, около 15.00. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей (масло) не допускается.
    12 апреля – пятница.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    Перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы некоторые уставы разрешают вино. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    13 апреля – суббота.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

    Великий Пост 2019: питание в шестую Седмицу (14 апреля — 20 апреля)


    14 апреля – воскресенье.
    Пятая неделя Великого поста (пятый воскресный день поста). День памяти преп. Марии Египетской
    Преподобная Мария родилась в Египте в середине V века. В возрасте 12 лет она покинула родителей и ушла в Александрию, где провела 17 лет, живя в грехе. Однажды Мария прибыла в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня и попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала ее. Осознав свое падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм. На следующий день Мария переправилась за Иордан и ушла в пустыню, где провела всю оставшуюся жизнь, 47 лет, в посте и покаянии. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Календарная память Марии Египетской выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 5-м воскресеньем Великого поста.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    15 апреля – понедельник.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    16 апреля – вторник.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    17 апреля – среда.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    18 апреля – четверг.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    19 апреля – пятница, праздник Благовещения.
    Название праздника — Благовещение — передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином. Допускается рыба. Один раз в день, около 15.00.
    20 апреля – суббота. Лазарева суббота.
    В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Христом праведного Лазаря (Ин.11:1-45), которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим
    Допускается рыбная икра до 100 гр. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

    Великий Пост 2019: питание в седьмую Седмицу (21 апреля — 27 апреля)


    21 апреля – воскресенье. Шестая неделя Великого поста (шестой воскресный день поста).
    Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение). — (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви — на Руси заменены вербой) — последнее воскресенье перед Пасхой. Разрешается рыба. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    22 апреля – Великий Понедельник
    В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Мф 21,18-22
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого).
    Из питья: укроп (горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом.
    Один раз в день, около 15.00.
    «Якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста».
    23 апреля — Великий Вторник
    В Великий вторник вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме. В этот день Им было рассказано ученикам о втором пришествии Мф 24, притча о десяти девах, притча о талантах Мф 25,1-30. Первосвященники и старейшины искушали его вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка и внимательно слушал его.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого).
    Из питья: укроп (горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом.
    Один раз в день, около 15.00.
    «Якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста».
    24 апреля — Великая Среда
    В Великую среду вспоминается помазание Иисуса Христа миром и предательство Иуды. Мф 26,6-16
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого).
    Из питья: укроп (горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом.
    Один раз в день, около 15.00.
    «Якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста».
    25 апреля — Великий Четверг. Тайная Вечеря
    В Великий четверг вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии (Причащения). Мф 26,17-35, Мк 14,12-31, Лк 22,7-39, Ин 13-18
    По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом.
    По Студийскому уставу предполагается одно вареное блюдо, но дополненное сочивом (любая каша) и бобовыми; без масла.
    По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с маслом и вином. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    26 апреля – Великий Пяток. Великая Пятница. Распятие Христа
    В Великую пятницу православные христиане вспоминают арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященников, суд Пилата, крестный путь Иисуса, распятие, смерть и сопровождающие её знамения, снятие с креста и погребение.
    Ничего не едят. Для пожилых допускается хлеб и вода после захода солнца.
    27 апреля – Великая Суббота. Сошествие Христа во ад
    Великая суббота посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его во ад для освобождения душ умерших.
    В Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи. Для остальных — 200-250г хлеба, 6 штук инжира или фиников и чашка вина, или кваса, или медового напитка. Или хлеб с овощами. Один раз в день, около 19.00.
    Окончание Великого Поста.

    Можно ли беременеть, зачинать ребенка в пост?

    Так как пост предполагает физическое воздержание и ограничение интимной жизни, не приветствуется зачатие ребенка в пост. Православные верующие не планируют в эти дни зачинать ребенка.
    Существует множество суеверий связанных с тем, что ребенок, которого зачали во время поста, несет на себе грех родителей, может болеть, нуждается в особом покаянии. Это не соответствует действительности и Церковь не вменяет в вину ребенку зачатие во время поста. Более того, Церковь допускает послабление в вопросах интимной жизни между супругами, если большим искушением, чем супружеская жизнь в пост становиться воздержание.

    Можно ли в пост соевое молоко и соевое мясо?

    Соевые продукты допускаются в пищу во время поста, потому что они — растительного происхождения. Но стоит задуматься о том, не обманываем ли мы себя, что постимся, если не ограничили себя ни в чем, употребляя такое молоко и мясо? Ведь пост — это не просто очень строгая диета, а духовный подвиг. В употреблении соевых продуктов в данном случае есть определенное лукавство. Во время поста мы забываем о пище телесной в пользу пищи духовной. Если употребляя соевые продукты, вы все же ограничиваете себя определенным образом, Церковь это допускает. Ведь невкушение той или иной пищи — не главная цель поста.

    Можно ли в пост заниматься спортом?

    Что можно в пост из физических нагрузок, можно ли заниматься спортом во время поста? Церковь рекомендует сократить физические нагрузки в дни поста, когда соблюдаются особенно строгие ограничения в пище, ведь это может навредить здоровью человека. Фактически же в пост нет строгого запрета на занятия спортом, каждый верующий решает этот вопрос индивидуально.

    Читать также о посте на Правмире:

    Великий пост
    Рецепты постных блюд
    Суть Великого поста

    Смотреть видео о том, что можно в пост:

  5. your_problem Ответить

    Большинство православных верующих старается соблюдать установленные церковным уставом посты. Их четыре: Великий пост, Петров пост, Успенский и Рождественский посты. В эти дни люди отказываются от продуктов животного происхождения – мяса, яиц, молочных продуктов, в том числе сливок, сливочного масла и сыра.
    Особенно строгим считается Великий пост, который в 2020-ом продлится со 2 марта по 18 апреля и является самым длинным в году. Некоторые, люди, решившие поститься, задаются вопросами, можно ли употреблять в этот период некоторые напитки, в частности, можно ли пить вино в Великий пост, а если это разрешено, то в какие дни Великого поста это разрешено. Мы ответим на эти и другие вопросы.

    Разрешено ли пить вино во время Великого поста?

    Прежде всего следует сказать, что служители церкви придерживаются на этот счет разного мнения. Одни считают, что в дни поста лучше полностью воздержаться от употребления спиртного, другие полагают, что его пить можно.
    Первые напоминают, что оно не относится к числу необходимых напитков, и отказаться от вина истинно верующим людям не составит труда. Вино было принято пить в средневековые времена, когда качество воды было плохим.
    Этот напиток в те дни, когда можно было пить вино в Великий пост, добавляли в сырую воду, разбавляя в пропорции 1 к 3, и только после этого употребляли. Сейчас же такой надобности нет. К тому же верующие не всегда разбавляют вино и пьют его в чистом виде, так что священники склонны не рекомендовать употреблять его во время Великого поста.
    Также духовные отцы напоминают, что пост – это не просто ограничение в пище, его смысл гораздо глубже. Верующий человек должен развиваться духовно, стараться очиститься, искореняя в себе лицемерие, тщеславие, гордость, зависть, гнев и другие пороки. Даже небольшое количество вина этому не способствует.
    Другие священники на вопрос, разрешается ли пить вино в Великий пост, отвечают утвердительно. Ведь чистое виноградное вино, которое считается символом крови Христа, часто используется в различных церковных обрядах.
    Слияние воды и вина означает слияние божественного и человеческого: вино, соответственно, олицетворяет дух божественный, а вода – дух человеческий. Одно из чудес Иисуса, где он превращает воду в вино, можно трактовать так, что человек, соприкасаясь с духом божества, духовно перерождается сам.
    Существует положение Евхаристии (Причащения) об обязательном употреблении освященного красного вина и хлеба во время поста. По словам теолога Фомы Аквинского, «таинство Евхаристии может исполняться вином, ибо такова воля Иисуса Христа.
    Он выбрал вино, когда утверждал Таинство…а также потому, что вино из винограда есть в известном роде образ воздействия Таинства. И здесь я понимаю духовную радость, ибо вино способно веселить сердце человека».
    Напомним также, что именно вином в монастырях лечили всевозможные недуги, и оно входило в состав многих лекарственных препаратов. Заболевшим монахам разрешали употребление этого напитка для поддержания сил, ведь в прежние времена многих лекарств просто не существовало, поэтому иногда вино использовали как укрепляющее средство.
    И поныне в православии, согласно утвержденным еще в старину правилам, в дни поста разрешается употребление слабоалкогольных спиртных напитков (вина). Некоторые верующие интересуются, в какие дни Великого поста допускается употребление вина.

    По каким дням в Великий пост разрешается пить вино?

    Итак, когда в Великий пост можно пить вино? Священники считают, что каждый человек, в зависимости от условий своего труда, состояния здоровья и других обстоятельств должен сам определить себе меру воздержания, желательно – посоветовавшись со своим духовником, и в результате сделать выводы, можно ли ему пить вино в течение Великого поста.
    Напомним слова, сказанные Апостолом Павлом: «Все нам позволительно, но не все полезно». Учитывайте, что церковь разрешает употреблять только красные виноградные вина (желательно кагор), причем в небольших количествах. Точной меры нет, но священники рекомендуют ограничиться одним бокалом. Допустимое количество – не более двух красовуль, небольших церковных чаш объемом 125 граммов.
    Кроме того, вино обязательно разбавляют водой, чтобы оно не было крепким. Ведь даже такие напитки, как чай и кофе постящиеся стараются употреблять в пост как можно реже или отказываются от них полностью, а вместо них пьют фруктовые или травяные чаи.
    В какие именно дни в Великий пост можно пить вино? Напомним, что он длится сорок дней плюс одна неделя, которая называется Страстной. Устав, утвержденный церковнослужителями еще в давние времена, разрешает употребление вина в период Великого поста по выходным дням – субботам и воскресеньям.
    Однако в первую и последнюю неделю поста, когда рацион отличается от других седмиц большей строгостью, алкогольные напитки не употребляют.
    Расскажем обо всем подробнее. В первый день поста желательно вообще воздержаться от употребления пищи и напитков (о возможности соблюдать строгий пост следует поговорить с вашим духовником).
    На второй и третий день рекомендуется пить только воду. В некоторых монастырях монахи первый день обходятся без воды и пищи, затем четыре дня воздерживаются т еды и пьют только воду, но миряне обычно придерживаются менее строгих правил.
    Затем предписывается следущее:
    по понедельникам, средам и пятницам верующие употребляют холодную пищу без масла один раз в день (вечером);
    по вторникам и четвергам едят горячую пищу без масла один раз в день (вечером);
    по субботам и воскресеньям можно добавлять в пищу растительное масло и пить виноградное вино два раза в день (днем и вечером).
    На последней неделе поста, в Великий четверг, также можно выпить немного вина – в память о последней трапезе Иисуса Христа с его учениками, когда он предсказал предательство одного из них.
    В Страстную пятницу нельзя принимать пищу до выноса плащаницы в храме. Суббота до появления первой звезды также считается временем строгого поста, затем рекомендовано сухоядение.
    В результате, на протяжении Великого поста, дней, когда разрешается употреблять вино, насчитывается не так много.
    Наш ответ на вопрос, о разрешении на вино в Великий пост, будет неполным, если не напомнить, что некоторым людям можно не соблюдать все предусмотренные церковным уставом правила.
    Так, беременным женщинам, детям, больным и пожилым людям в некоторых случаях разрешается употреблять во время поста молочные продукты и мясо. А вот от вина этим верующим, наоборот, лучше отказаться, чтобы не нанести вред своему здоровью. Также от употребления спиртного рекомендуется воздержаться людям, склонным к алкоголизму.
    В какие еще, кроме уже упомянутых дней Великого поста, можно пить вино? В ограниченных количествах этот напиток допустим и в дни совершения памяти наиболее почитаемых святых, если они выпадают на этот период.
    Чтобы избежать ошибок в толковании, посетите храм и задайте священнослужителям все интересующие вас вопросы. Священники и другие служители церкви посоветуют, как лучше поступить, и расскажут, что делать можно, а что категорически запрещено.
    Надеемся, что в этой статье вы найдете ответ на вопрос, как и когда допускается пить вино в Великий пост, и будете соблюдать его, следуя установленным церковным уставом правилам.

  6. Centrisius Ответить

    Последнее время все большее число людей стараются придерживаться правил Великого поста, который в 2020 году длится со 2 марта по 18 апреля. Это связано с возрастающим авторитетом церкви, ее популяризацией, а также многочисленными доводами о благотворном влиянии воздержания от «вредной» пищи на протяжении определенного времени.
    В то же время, люди, решившие поститься, задаются вопросом, можно ли пить вино в Великий пост, и как это правильно делать.

    Когда можно пить вино в Великий пост 2020 года?

    Устав, закрепленный церковнослужителями еще в давние времена, разрешает употребление вина в период Великого поста по выходным дням – субботам и воскресеньям. Исключениями являются первая и последняя недели, когда рацион отличается от других седмиц большей строгостью.
    Интересно, что разрешение на вино в Великий пост, в прошлом, было практически ежедневным. Сухое вино монахи нередко употребляли вместо воды, а более сладкое пили в праздничные дни. Именно вином в монастырях лечили всевозможные недуги, и оно входило в состав многих лекарственных препаратов.
    В современном мире дней, когда можно вино в Великий пост, насчитывается двенадцать. В последнюю субботу перед днем Пасхи употреблять алкогольные напитки запрещено, а кушать можно только лишь продукты в их натуральном, необработанном виде.
    Однако значение имеет не только то, по каким дням можно пить вино в Великий пост, но также и тот факт, какое вино можно пить в Великий пост. Конечно, оно должно быть непременно освещено в церкви.
    Кроме того, вино разбавляют водой, чтобы оно не было крепким. Употребить можно только лишь один бокал этого напитка, при чем, исключительно в тот день, когда это разрешено.
    Существуют некоторые исключения для людей, которым по тем или иным причинам можно отклоняться от некоторых правил поста. Так, все знают, что беременным женщинам, детям и пожилым людям разрешается употреблять во время поста молочные продукты и мясо, так как это необходимо для их здоровья.
    А вот от вина этим категориям людей, наоборот, лучше отказаться, так как, несмотря на лечебные антимикробные свойства указанного напитка, он остается алкогольным, то есть, нежелательным для употребления, особенно для будущих мам.

  7. DиkаЯ_k0шkА_РыЖеЙ_МаSтИ Ответить

    Чтобы не потерять здравого рассудка, Церковь установила негласные нормы. Примерно один бокал вина в праздничные и выходные дни. Не стоит закрывать глаза на слова: “разбавленное водой”. Да, вино в вашем бокале должно уже быть разведено обычной чистой водой. Часто об этом факте постящиеся почему-то “забывают” и пьют его, как есть, со всеми градусами. Оправдывают себя тем, что один бокал вина в пост не противоречит церковным догмам.

    Почему вино оказалось разрешенным напитком?

    Задавшись этим вопросом, на него легко получить логичный ответ. Дело в том что обычай пить в пост вино изначально принадлежал монахам Сирии и Византии. Монахи жили в монастырях. Во время отказа от пищи необходимо было пополнять запасы воды в организме ее питьем. В условиях жары и плохого качества питьевой монастырской воды ослабленный монах имел много шансов для того, чтобы подхватить болезнь. Дабы такого не произошло, стали добавлять вино в воду, которую пьют. Оно отлично выполняло функцию по дезинфекции питьевой воды. А заодно – часто исполняло роль лекарства. В те далекие времена других лекарств практически не имелось. Священники напоминают о том, что разрешение на прием вина было написано в очень древние времена.

    У современных верующих людей всегда имеется доступ к чистой воде. Впрочем, и обычные лекарственные препараты не являются чем-то редким. По этим причинам для прихожанина питье разбавленного вина вряд ли что-то необходимое и полезное. А выпив бокал неразбавленного, прихожанин обязательно станет испытывать нежелательное в пост увеселение. Один бокал может повлечь за собой второй, и в итоге, не справившись с собою, легко ступить на путь греха в нетрезвом состоянии. Чтобы такого не происходило, служители церкви настоятельно рекомендуют вовсе исключить вино из рациона на положенный срок. Зная, что пить в пост нельзя, прихожанин не будет испытывать большой соблазн и, соответственно, пройдет путь говения с достоинством.

  8. Way Ответить


    Сегодня все больше людей приобщается к общему числу настоящих христиан. Начинают свято чтить законы божьи, регулярно посещают храмы и искренне от чистого сердца молятся. Изучая особенности православной церкви, начинают познавать много интересного, меняя свое отношение к жизни. Так, некоторые, впервые решаясь соблюсти период Великого поста, как положено приготовляясь к великому православному празднику Светлой Пасхи, начинают задаваться вопросом, можно ли в эти дни пить вино? Если да, то когда именно, в каком количестве?
    Действительно, самостоятельно понять, что можно, а что нет, нельзя. Самым лучшим вариантом будет сходить в ближайшую церковь, и задать священнослужителям все интересующие вопросы. Священники, да и простые работники церкви, храма с удовольствием ответят на все, что желает узнать человек, посоветуют, как лучше и расскажут, чего делать категорически запрещено. Тем, у кого нет возможности посетить церковь и лично пообщаться со знающими людьми, мы постараемся рассказать, можно ли пить вино в Великий пост не только в этом 2018 году, но и вообще.

    Пьют ли вино в 2018 году в период Великого поста?

    Советуясь со священнослужителями, можно услышать, что пить вино в такой важный период разрешено. Речь идет не о том объеме, как некоторые привыкли употреблять, а всего лишь об одном небольшом стакане, который можно позволить себе в субботу и воскресенье.
    Вино должно быть настоящим, нельзя, конечно, пить откровенный «суррогат», лучше всего предпочесть полусладкий или сухой напиток. Считается, что маленький бокал вина способен укрепить человека, дать ему сил, позволяя выдержать столь тяжелый период поста.
    Некоторые священнослужители, ссылаясь на то, что «пить» мало кто умеет в нашей стране, вовсе не рекомендуют ни капли напитка. Свое мнение они основывают на том, что лишь немногие могут довольствоваться действительно небольшим бокалом вина, чаще всего немного выпив, некоторые попросту напиваются, что считается большим грехом и недопустимым согласно церковным законам.
    Подводя итог, можно сказать, что пить вино можно каждую неделю поста, выбирая для этого выходные дни, за исключением первого дня поста, но в 2018 году эта дата не выпадает на выходные, соответственно и так запрещена. Следует также отметить, что нельзя употреблять подобные напитки в день Страстной субботы, которая отмечается накануне Пасхи. Итак, выпить вино можно 24, 25 февраля, 3, 4, 10, 11, 17, 18, 24, 25, 31 марта, 1 апреля.
    Выпивать напиток должны только те, кто действительно чувствует себя истощенным и его организму нужна поддержка. Когда человек итак без проблем переносит тяжелый период, чувствует себя превосходно, тогда подобное делать не стоит. Также от употребления рекомендуется воздержаться людям, склонным к запоям.

  9. Bloodbreaker Ответить

    «Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ.

    Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь
    — Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?
    — Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой — дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.
    Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ — не подлинник.
    Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.
    — В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?
    — Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено — это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.

    Иерей Даниил СЫСОЕВ
    родился в 1974 году в Москве. Окончил Московскую духовную семинарию и академию. Кандидат богословия. Настоятель храма пророка Даниила на Кантемировской.
    — С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?
    — Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.
    — А что такое «красовуля»?
    — Одна красовуля — это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).
    — Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?
    — Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: «Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся». То же самое касается и вина.
    — Можно ли пить вино и водку в пост?
    — Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие — не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост — временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.
    — Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?
    — Были такие православные — комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.
    — Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.
    — Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя — грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво — сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв.Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино — грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, — а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, — им пить нельзя ничего.
    — Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?
    — В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.
    — А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».
    — Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это — плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.
    Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина — исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики — нет.
    — Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?
    — У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.
    Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.
    — Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка — прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?
    — Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.
    Сухое или сладкое?

    Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев) рассказал корреспонденту «НС» Максиму ПЕТРОВУ о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:
    — С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.
    Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров — молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.
    Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии — это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.
    Для Евхаристии Троице-Сергиева лавра использует домашнее вино
    Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену ХАРИТОНУ (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею ОРДЫНСКОМУ:

    — Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому «Каберне» — самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова «пиво», а от слова «питье») при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.
    А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.
    Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз — замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.
    Версия для печати

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *