В каких произведениях русской литературы представлены образы помещиков?

12 ответов на вопрос “В каких произведениях русской литературы представлены образы помещиков?”

  1. Dourr Ответить

    В каких произведениях русской литературы представлены образы помещиков и
    в чём их можно сопоставить с персонажем некрасовского произведения?
    «…Ну, вижу, вижу: поняли!
    Так вот, друзья — и жили мы,
    Как у Христа за пазухой,
    И знали мы почет.
    Не только люди русские,
    Сама природа русская
    Покорствовала нам.
    Бывало, ты в окружности
    Один, как солнце на небе,
    Твои деревни скромные,
    Твои леса дремучие,
    Твои поля кругом!
    Пойдешь ли деревенькою —
    Крестьяне в ноги валятся,
    Пойдешь лесными дачами —
    Столетними деревьями
    Преклонятся леса!
    Пойдешь ли пашней, нивою —
    Вся нива спелым колосом
    К ногам господским стелется,
    Ласкает слух и взор!
    Там рыба в речке плещется:
    „Жирей-жирей до времени!“
    Там заяц лугом крадется:
    „Гуляй-гуляй до осени!“
    Все веселило барина,
    Любовно травка каждая
    Шептала: „Я твоя!“
    Краса и гордость русская,
    Белели церкви божии
    По горкам, по холмам,
    И с ними в славе спорили
    Дворянские дома.
    Дома с оранжереями,
    С китайскими беседками
    И с английскими парками;
    На каждом флаг играл.
    Играл-манил приветливо,
    Гостеприимство русское
    И ласку обещал.
    Французу не привидится
    Во сне, какие праздники,
    Не день, не два — по месяцу
    Мы задавали тут.
    Свои индейки жирные,
    Свои наливки сочные.
    Свои актеры, музыка,
    Прислуги — целый полк!
    Пять поваров да пекаря.
    Двух кузнецов, обойщика,
    Семнадцать музыкантиков
    И двадцать два охотника
    Держал я… Боже мой!..»
    Помещик закручинился,
    Упал лицом в подушечку…

  2. Rainwind Ответить

    Пояснение.Галерея помещиков представлена в поэме Гоголя «Мертвые души». Путь от Манилова к Плюшкину не столь уж долог и завершается он страшной картиной: перед нами уже и не человек вовсе, а «прореха на человечестве». Образы провинциальных помещиков рисует и Пушкин в своем романе «Евгений Онегин». Вроде бы ничего общего с гоголевскими персонажами, однако стоит вглядеться повнимательней и вы найдете немалое сходство. Ларины — это милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. А вот перед нами образы гостей Лариных, удивительно похожих на увиденных Татьяной во сне чудовищ своей непривлекательностью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ — полуживотных, полулюдей. Сходство с гоголевскими помещиками очевидно.В романе «Отцы и дети» перед нами предстают образы провинциальных помещиков Кирсановых. Это помещики не способны к управлению даже собственным имением. Что уж говорить о будущем России! Тургенев, рисуя Кирсановых, праздно живущих, паразитирующих на крестьянском труде, продолжает традиции Пушкина и Гоголя.

  3. leput Ответить

    20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>
    20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>
    20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.
    29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>
    22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними
    15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”
    10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>
    07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>
    16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>
    16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
    09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>
    16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>
    16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>
    25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
    28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>
    28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.
    22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.
    15.01.2017ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>
    ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

  4. Tomuro Ответить

    Образы провинциальных помещиков представлены в ро­мане в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова.
    Пушкинские герои схожи с Плюшкиным некоторыми лич­ностными качествами. Так, поэт подчеркивает низкий интел­лектуальный уровень провинциальных помещиков, невысо­кие духовные запросы их. Интересы их не идут далее домаш­них забот, хозяйственных дел, предметом разговора является «сенокос», «псарня», рассказы о «своей родне». Кроме того, эти герои у А.С. Пушкина индивидуализированы, они пред­ставляют собой характерные художественные типы. Наибо­лее характерно персонажи эти очерчены в сцене бала, устро­енного в доме Лариных по случаю именин Татьяны. Здесь
    А.С. Пушкин представляет нам образы в русле литературной традиции: к примеру, советник Флянов отсылает нас к коме­дии А.С. Грибоедова «Горе от ума», а «уездный франтик» Пе­тушков, «задорный» Буянов, Гвоздин, «хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков» словно предваряют героев Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души». Характерны портретные детали. Пушкинский «уездный франтик» Петушков напоми­нает нам Манилова, во внешности которого было «чересчур передано сахару». Буянов, «в пуху, в картузе с козырьком», ко­нечно же, ассоциируется у нас с Ноздревым: Гвоздин, послед­ний персонаж, напоминает нам гоголевского Плюшкина.
    Таким образом, и А.С. Пушкиным, и Н.В. Гоголем были созданы определенные литературные типы, вполне реалистич­ные и узнаваемые.
    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова так­же мы встречаем образы провинциальных помещиков. Харак­терные черты их — самодурство, бездуховность, отсутствие подлинных, глубоких интересов. Такими героями у Некрасо­ва являются помещик Оболт-Оболдуев, князь Утятин. Как и Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов критически оценивает этих пер­сонажей, изображая их сатирическими красками. Авторское отношение заложено уже в самой фамилии героя — Оболт- Оболдуев. Авторская насмешка, едва уловимая ирония зву­чит и портрете этого персонажа:
    Помещик был румяненький,
    Осанистый, присадистый,
    Шестидесяти лет.
    В диалоге с крестьянами раскрываются такие черты поме­щика, как тоска его по прежней жизни, деспотизм и самодур­ство:
    Кого хочу — помилую,
    Кого хочу — казню.
    Закон — мое желание!
    Кулак — моя полиция!
    Удар искросыпительный,
    Удар зубодробительный,
    Уцар-скуловорот!..
    В описании же князя Утятина звучит откровенный автор­ский сарказм:
    Нос клювом, как у ястреба,
    Усы седые, длинные,
    И — разные глаза:
    Один здоровый — светится,
    А левый — мутный, пасмурный,
    Как оловянный грош!
    Этот герой также предстает в поэме деспотом и самодуром, человеком, выжившим из ума, отдающим нелепые приказы своим крестьянам.
    Таким образом, герои романа А.С. Пушкина схожи с гого­левскими персонажами своими личностными качествами. Также отметим критический взгляд авторов на своих героев во всех трех произведениях.

  5. nik Ответить

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
    — Да, ведь вам нужен реестрик всех этих тунеядцев? Как же, я, как знал, всех их списал на особую бумажку, чтобы при первой подаче ревизии всех их вычеркнуть.Плюшкин надел очки и стал рыться в бумагах. Развязывая всякие связки, он попотчевал своего гостя такою пылью, что тот чихнул. Наконец вытащил бумажку, всю исписанную кругом. Крестьянские имена усыпали её тесно, как мошки. Были там всякие: и Парамонов, и Пименов, и Пантелеймонов, и даже выглянул какой-то Григорий Доезжай-не-доедешь; всех было сто двадцать с лишком. Чичиков улыбнулся при виде такой многочисленности. Спрятав её в карман, он заметил Плюшкину, что ему нужно будет для совершения крепости приехать в город.— В город? Да как же?., а дом-то как оставить? Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чём будет повесить.— Так не имеете ли кого-нибудь знакомого?— Да кого же знакомого? Все мои знакомые перемерли или раззнакомились. Ах, батюшки! как не иметь, имею! – вскрикнул он. — Ведь знаком сам председатель, езжал даже в старые годы ко мне, как не знать! однокорытниками были, вместе по заборам лазили! как не знакомый? уж такой знакомый! так уж не к нему ли написать?— И конечно, к нему.— Как же, уж такой знакомый! в школе были приятели.И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе, обступившей берег. Но напрасно обрадовавшиеся братья и сёстры кидают с берега верёвку и ждут, не мелькнёт ли вновь спина или утомлённые бореньем руки, — появление было последнее. Глухо всё, и ещё страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нём чувством стало ещё бесчувственней и ещё пошлее.— Лежала на столе четвёртка чистой бумаги, — сказал он, — да не знаю, куда запропастилась: люди у меня такие негодные!Тут стал он заглядывать и под стол и на стол, шарил везде и наконец закричал: «Мавра! а Мавра!» На зов явилась женщина с тарелкой в руках, на которой лежал сухарь, уже знакомый читателю. И между ними произошёл такой разговор:— Куда ты дела, разбойница, бумагу?— Ей-богу, барин, не видывала, опричь небольшого лоскутка, которым изволили прикрыть рюмку.— А вот я по глазам вижу, что подтибрила.— Да на что ж бы я подтибрила? Ведь мне проку с ней никакого; я грамоте не знаю.— Врёшь, ты снесла пономарёнку: он маракует, так ты ему и снесла.— Да пономарёнок, если захочет, так достанет себе бумаги. Не видал он вашего лоскутка!— Вот погоди-ка: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками! вот посмотришь, как припекут!— Да за что же припекут, коли я не брала и в руки четвёртки? Уж скорее в другой какой бабьей слабости, а воровством меня ещё никто не попрекал.— А вот черти-то тебя и припекут! скажут: «А вот тебе, мошенница, за то, что барина-то обманывала!», да горячими-то тебя и припекут!— А я скажу: не за что! ей-богу, не за что, не брала я… Да вон она лежит на столе. Всегда понапраслиной попрекаете!Плюшкин увидел, точно, четвёртку и на минуту остановился, пожевал губами и произнёс: «Ну, что ж ты расходилась так? Экая занозистая! Ей скажи только одно слово, а она уж в ответ десяток! Поди-ка принеси огоньку запечатать письмо. Да стой, ты схватишь сальную свечу, сало дело топкое: сгорит — да и нет, только убыток; а ты принеси-ка мне лучинку!»Мавра ушла, а Плюшкин, севши в кресла и взявши в руку перо, долго ещё ворочал на все стороны четвёртку, придумывая: нельзя ли отделить от неё ещё осьмушку, но наконец убедился, что никак нельзя; всунул перо в чернильницу с какою-то заплесневшею жидкостью и множеством мух на дне и стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, которая расскакивалась по всей бумаге, лепя скупо строка на строку, и не без сожаления подумывая о том, что всё ещё останется много чистого пробела.
    Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

  6. Anayadora Ответить

    В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Маниловым?
    Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.
    — Павел Иванович! — вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. — Насилу вы таки нас вспомнили!
    Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увел своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробуем, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в науке выпытывания взгляд.
    Один бог разве мог сказать, какой был характер ________. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и ________. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.
    Н. В. Гоголь «Мертвые души»

  7. Ulugbek Abdusattarov Ответить

    «Мертвые души» напоминают мне жизненный музей, по которому можно долго путешествовать, попадая каждый раз в новый мир. В нем всего три комнаты, распределенные по принципу матрешки: первая – самая большая – принадлежит помещикам, вторая – крестьянам и третья – чиновникам.
    Я начну свою экскурсию в мир России с самой первой из них. Перед нами старинная комната с антиквариатом и уже долгое время передающимися по наследству вещами. Она как будто разделена на несколько обособленных мирков. В первом мы видим праздного мечтателя, «с приятностью черт, в которую чересчур было передано сахару». Это никчемный, хотя и «весьма обходительный» человек, у него нет живых интересов, цели – их заменили пустые мечты. Манилов (таково его имя) не живет, а существует. Обратите внимание на обстановку его мирка: рядом с прекрасными вещами стоят откровенно безвкусные и износившиеся. С этим праздным человеком скучно общаться, его деградация действует угнетающе, это убивающий сам себя человек. В следующем мирке живет домовитая хозяйка Коробочка. Ее невежественность, суеверие, корысть говорят о том, что люди ее типа тоже скоро выродятся. Ноздрев – третий обитатель комнаты – кутила и пьяница. Его судьба – промотать все имущество и умереть в подворотне. В четвертом мирке обустроился Собакевич -»чертов кулак», по выражению Чичикова. Вражда к просвещению, страсть к наживе не дадут этому человеку укрепиться в современном мире. Пятый житель комнаты – Плюшкин – алчный скупердяй. Его удел – умереть в нищете при огромном богатстве. Оглядимся вокруг: эта огромная комната рушится прямо на глазах. Ее жильцы деградируют и умирают. Вот они -»мертвые души». Пожалуй, единственный целый угол принадлежит помещику Костанжогло, но он не может держать на себе всю комнату, как Атлант Землю.
    Дабы уберечься от смерти под обломками, перейдем в следующую комнату. Она бедна, плохо обустроена, стены светятся щелями, кое-где встречаются прогнившие доски, но посмотрим на ее жильцов: насколько они отличаются от предыдущих. Их нельзя разделить на отдельные мирки, они представляют собой нечто большее – Россию, пусть пьяную, невежественную, как Селифан, не знающую, где право и лево, чтобы свернуть на повороте, как батрачка у Коробочки, но свободолюбивую, как Фыров, сбежавший в бурлаки, где, нагулявшись и набесившись, «примется за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». Эта Россия трудолюбива, как плотник-умелец Степан Пробка, талантлива, как сапожник Максим Телятников. Русь олицетворяют именно эти люди, а не умирающие от безделья и скупости жильцы первой комнаты. «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа могла ты только родиться… Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг…» – таковы русские крестьяне в понимании Н.В.Гоголя.
    Первая комната, обвалившись, не сможет не задеть вторую. Будет много жертв, но выжившие поймут всю прелесть нового положения и, наконец, увидят цель своей жизни. Третья комната лучше всех изолирована от разрушений. Здесь живут чиновники. Они являются необходимым элементом раскрытия образа России, хотя не столь обширно и глубоко проанализированным. «Все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно», – говорит писатель о губернских правителях. Чичиков тоже относится к чиновникам, хотя и причисляет себя к помещичьему классу. Он чиновник новой формации, и на его примере можно судить о предприимчивых, расчетливых, умеющих заработать на всем, но «мертвых» в душе людях.
    «Матрешка» гниет и разрушается. Этот процесс начинается с помещиков, оказывает свое влияние на крестьян и почти не затрагивает чиновников. Кто же выживет после катастрофы? Чиновники найдут себе теплое место за счет обмана и предприимчивости. Помещики вымрут. Крестьянин же – настоящий, живой образ России, а не ее призрачное обличие, приобретет желанную свободу, получит возможность проявить весь свой талант, чему-то научиться. Он – настоящее дитя России, способное понять ее, как никто другой, лучше всех понимающее слово «Земля».
    Девятнадцатый век обнажил в сознании многих людей недостатки общественного устройства России. С самого начала и до конца столетия наиболее актуальным вопросом был вопрос об отмене крепостного права, о форме землевладения. В настоящее время многие историки видят в помещичьей России истоки революционных потрясений начала двадцатого века. Их противники же представляют себе поместных дворян кристально чистыми людьми. Не оставалась к этой проблеме равнодушной и творческая элита прошлого века. Об этого говорят десятки, сотни статей, художественных произведений.
    Павел Афанасьевич Фамусов, герой комедии А.С .Грибоедова «Горе от ума», – настоящий хозяин в своём доме. Строгий отец, непоколебимый в своих взглядах консерватор, он уважает людей, достигших материальных благ, выгодно устроивших свою жизнь, ради чего, по его мнению, не страшно и шутом послужить у важных персон. Количество душ в имении -вот его критерий оценки человека. Сам Фамусов также относится к людям, достойным уважения (согласно его представлению о ценности человека). На деле, дальше личного благополучия и благосостояния дочери (которую он, несомненно, любит) Павел Афанасьевич не видит.
    К делам службы он подходит формально: «А у меня что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано и с плеч долой». Интересно отношение Фамусова к веяниям нового времени: моде, французским романам, веяниям и «наукам». Он не раз говорит, что всё это глупости и вред, но не лишает дочь учителей и книг и втайне горд, что она, как ему кажется, девушка современная. «Глупости» для него в новинку, Фамусов ничего не понимает в этом, поэтому и испытывает к образованным людям невольное уважение. «Он малый с головой», – говорит он о Чацком.
    Для автора Фамусов – типичный пожилой человек, привыкший к определенному образу жизни и мыслей. А.С.Грибоедов ни разу не ставит Фамусова в глупое положение, не заставляет произносить потрясающие посредственностью фразы, как, например, Д.И. Фонвизин героев своего «Недоросля». А.С. Грибоедов вводит в пьесу также внесценические персонажи. Чацкий обличает уважаемых Фамусовым людей, рассказывая об их жизни:
    * Тот Нестор негодяев знатных,
    * Толпою окруженный слуг;
    * Усердствуя, они в часы вина и драки
    * И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
    * На них он выменял борзые три собаки!!!
    * Или вон тот ещё, который для затей
    * На крепостной балет собрал на многих фурах
    * От матерей, отцов отторженных детей?!
    * Сам погружен умом в Земфирах и Амурах, Заставил всю
    * Москву дивиться их красе!
    * Но должников не согласил в отсрочке:
    * Амуры и Земфиры все
    * Распроданы по одиночке!!!
    * Мы не знаем, о ком идёт речь.
    Здесь изображен русский помещик вообще. Это праздный кутила, неблагодарный, распоряжающийся чужими судьбами без зазрения совести, безнравственный, потерявший все жизненные ценности человек. Таков образ в целом, а на примере Фамусова автор показал конкретного человека со своими достоинствами и недостатками.

    Похожие сочинения

    Образ Чичикова

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *