В каком году родился леонардо да винчи?

15 ответов на вопрос “В каком году родился леонардо да винчи?”

  1. IgorSiv Ответить

    В 1506 году Леонардо опять в Милане. В 1512 году под натиском объединённых сил Швейцарии, Испании, Венеции и папского престола из города ушли французские войска – эти события вызвали череду беспорядков, и Леонардо покинул Милан, направившись в Рим. В Риме он надеялся получить работу при папском дворе. Папа Юлий II, умерший в 1513 году, был известным меценатом своего времени. Папа Лев Х, сын Лоренцо Медичи, ни в чём не уступал своему предшественнику. Но с работой у Леонардо не заладилось. Ему исполнилось 60 лет, у него была репутация художника, никогда не завершающего свои работы. Это одна из причин. Другая заключалась в том, что к этому времени на художественной сцене уже появились Микеланджело и Рафаэль, скоростью работы явно превосходившие Леонардо. При папском дворе Леонардо приняли почтительно, но так и не предложили ему ни одного заказа.

    ПОСЛЕДНИЙ ПОКРОВИТЕЛЬ

    Но Леонардо был уже живой легендой, чьё присутствие могло украсить любой королевский двор. Французский король Франциск I, бывший большим любителем итальянского искусства, пригласил художника во Францию. Леонардо принял приглашение в 1516 или 1517 году и остаток своих дней провёл на правах почётного королевского гостя. Он получил официальный титул “первого королевского художника, инженера и архитектора”, но в действительности последние годы своей жизни посвятил устроению пышных придворных праздников и работе над дневниками и рукописями, которые мечтал опубликовать. Франциск высоко ценил Леонардо как собеседника. Король отлично понимал, что при его дворе оказался один из величайших мыслителей в истории человечества. Глубокое уважение, которое Франциск I испытывал к Леонардо, прекрасно передано Жаном Огюстом Домиником Энгром и другими художниками, написавшими полотна, где изобразили старого художника, умирающего на руках своего молодого покровителя.

  2. antivolan Ответить

    В мастерской художника Леонардо пробыл недолго: одна из совместных работ с учителем показала настолько явное преимущество ученика, что Верроккьо по преданию навсегда забросил кисть.
    Сегодня Леонардо известен в первую очередь как художник. Его кисти принадлежат «Мадонна Лита», «Дама с горностаем», и самая известная в мире картина, непревзойденная «Мона Лиза» (Джоконда)… Леонардо отдавал живописи не слишком много времени, поэтому количество его работ не так велико. Он изучал природу, стремился охватить принципы реализма, законы восприятия – и вывел живопись на качественно другую ступень. Он не участвовал в теоретических дискуссиях и спорах – он просто творил шедевры… Благодаря Леонардо линия рисунка получила право на размытость, смягчились цветовые контрасты, рисунок и реальность стали ближе, но и таинственнее. И сегодня идет нескончаемый поток посетителей в Лувр, где хранится портрет Джоконды, чтобы взглянуть на бессмертное творение мастера.
    Впрочем, сам мастер считал себя не художником, а ученым и инженером. Его «Витрувианский человек» до сих пор служит идеалом пропорций не только человеческого тела, но и Вселенной в целом. Ему принадлежат изобретения парашюта, велосипеда, прототипа танка, прожектора, катапульты… Множество других инженерных замыслов запечатлены в набросках, рисунках, чертежах и эскизах мастера.

  3. DJON1978 Ответить

    Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый, полимат (универсальный человек).
    Будущий гений родился в результате любовной связи благородного Пьеро да Винчи и девушки Катерины (Катарины). По социальным нормам того времени брачный союз этих людей был невозможен из-за низкого происхождения матери Леонардо. После рождения первенца ее выдали замуж за гончара, с которым Катерина прожила остаток жизни. Известно, что от мужа она родила четырех дочерей и сына.
    Портрет Леонардо да ВинчиПервенец Пьеро да Винчи три года жил вместе с матерью. Отец Леонардо сразу после его рождения женился на богатой представительнице знатного рода, но законная супруга так и не смогла родить ему наследника. Через три года после заключения брака Пьеро забрал сына к себе и занялся его воспитанием. Мачеха Леонардо умерла через 10 лет, пытаясь родить наследника. Пьеро женился вторично, но снова быстро овдовел. Всего у Леонардо было четыре мачехи, а также 12 сводных братьев и сестер по отцовской линии.

    Творчество и изобретения да Винчи

    Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.
    Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году.
    Рисунок «Витрувианский человек» Леонардо да ВинчиВ 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.
    Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов.
    Картина «Мадонна в гроте»Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра.
    Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи.
    Портрет Франческо МельциНесмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей.
    Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.
    Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да ВинчиВ 2009 году в эфире телеканала «Discovery» вышел цикл фильмов «Аппараты да Винчи». Каждый из десяти эпизодов документального сериала был посвящен строительству и испытанию механизмов по оригинальным чертежам Леонардо. Техники фильма старались воссоздать изобретения итальянского гения, используя материалы его эпохи.

    Личная жизнь

    Личная жизнь мастера держалась им самим в строжайшей тайне. Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Существует версия, что причиной скрытности была нетрадиционная ориентация да Винчи.
    Основой теории о том, что художник любил мужчин, стали догадки исследователей, основанные на косвенных фактах. В молодом возрасте художник фигурировал в деле о содомии, но достоверно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень скрытен и скуп на комментарии о личной жизни.
    Салаи считают любовником да ВинчиК возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, самым известным из которых является Салаи. Юноша был наделен женоподобной внешностью и стал моделью для нескольких полотен кисти да Винчи. Картина «Иоанн Креститель» – это одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи.
    Существует версия, что «Мона Лиза» также была написана с этого натурщика, одетого в женское платье. Следует отметить, что присутствует некоторое физическое сходство людей, изображенных на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Остается фактом и то, что да Винчи завещал свой художественный шедевр именно Салаи.
    Натурщики картин «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель» похожиК возможным возлюбленным Леонардо историки причисляют также и Франческо Мельци.
    Существует и другая версия тайны личной жизни итальянца. Есть мнение, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Эта женщина была фавориткой миланского герцога, держательницей литературного салона, покровительницей искусств. Она ввела молодого художника в круг миланской богемы.
    Фрагмент картины «Дама с Горностаем»Среди записей да Винчи был найден черновик письма, адресованного Чечилии, который начинался словами: «Возлюбленная моя богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с Горностаем» написан с явными признаками нерастраченных чувств к изображенной на нем женщине.
    Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины не привлекали его в физическом смысле. В контексте данной теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не породил потомков, но оставил великое наследие.

    Смерть и могила

    Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что к тому времени художник уже страдал от частичного паралича. Леонардо не мог двигать правой рукой, как полагают исследователи, из-за перенесенного в 1517 году инсульта.
    Несмотря на паралич, мастер продолжал активную творческую жизнь, прибегая к помощи ученика Франческо Мельци. Самочувствие да Винчи ухудшалось, а к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Данные свидетельства соответствуют теоретическому диагнозу. Как полагают ученые, повторный приступ нарушения мозгового кровообращения в 1519 году завершил жизненный путь знаменитого итальянца.
    Памятник Леонардо да Винчи в Милане, ИталияНа момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен.
    К сожалению, могила мастера была разорена в ходе гугенотских войн. Церковь, в которой упокоился итальянец, была разграблена, после чего пришла в сильное запустение и была снесена новым владельцем замка Амбуаз Роже Дюко в 1807 году.
    Замок АмбуазПосле разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Начиная с середины девятнадцатого столетия, исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты. Их некоторое время изучали. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Он же нашел осколки надгробной плиты, предположительно, с могилы да Винчи, и скелет, в котором не хватало некоторых фрагментов. Эти кости были перезахоронены в реконструированной могиле художника в часовне Святого Губерта на территории замка Амбуаз.
    Могила да Винчи в замке АмбуазВ 2010 году команда исследователей под руководством Сильвано Винчети собиралась провести эксгумацию останков мастера эпохи Возрождения. Идентифицировать скелет планировалось с помощью генетического материала, взятого из захоронений родственников Леонардо по отцовской линии. Итальянским исследователям не удалось получить разрешение владельцев замка для проведения необходимых работ.
    На том месте, где раньше находилась церковь Сен-Флорантен, в начале прошлого века был установлен гранитный памятник, ознаменовавший четырехсотлетний юбилей со дня смерти знаменитого итальянца. Реконструированная могила инженера и каменный монумент с его бюстом являются одними из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.

    Тайны картин да Винчи

    Творчество Леонардо занимает умы искусствоведов, религиозных исследователей, историков и обывателей более четырех сотен лет. Работы итальянского художника стали вдохновением для людей науки и творчества. Существует множество теорий, раскрывающих тайны картин да Винчи. Наиболее известная из них гласит, что при написании своих шедевров Леонардо использовал особый графический код.
    Картина “Тайная вечеря”С помощью устройства из нескольких зеркал исследователям удалось выяснить, что тайна взглядов героев с картин «Джоконда» и «Иоанн Креститель» заключена в том, что они смотрят на существо в маске, напоминающее инопланетного пришельца. Секретный шифр в записях Леонардо тоже был расшифрован при помощи обычного зеркала.
    Мистификации вокруг творчества итальянского гения привели к возникновению целого ряда художественных произведений, автором которых стал писатель Дэн Браун. Его романы приобрели славу бестселлеров. В 2006 году на экраны вышел фильм «Код да Винчи», снятый по мотивам одноименного произведения Брауна. Кинолента была встречена волной критики со стороны религиозных организаций, но установила рекорды по кассовым сборам в первый месяц проката.

    Утраченные и незаконченные работы

    Не все работы мастера дошли до нашего времени. К не сохранившимся произведениям относятся: щит с росписью в виде головы Медузы, скульптура коня для миланского герцога, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска «Битва при Ангиари».
    О некоторых картинах мастера современные исследователи знают благодаря сохранившимся копиям и мемуарам современников да Винчи. Например, судьба оригинала работы «Леда и лебедь» до сих пор неизвестна. Историки считают, что картина, возможно, была уничтожена в середине семнадцатого века по приказу маркизы де Ментенон, жены Людовика XIV. До нашего времени дошли наброски, сделанные рукой Леонардо, и несколько копий полотна, выполненных разными художниками.
    Фрагмент картины “Леда и лебедь” да ВинчиНа картине была изображена молодая обнаженная женщина в объятиях лебедя, у ног которой играют младенцы, вылупившиеся из огромных яиц. При создании этого шедевра художник был вдохновлен известным мифическим сюжетом. Интересно, что полотно по мотивам истории о совокуплении Леды с Зевсом, принявшим облик лебедя, было написано не только да Винчи.
    Прижизненный соперник Леонардо Микеланджело тоже написал картину, посвященную этому античному мифу. Полотно Буонаротти постигла та же судьба, что и работу да Винчи. Картины Леонардо и Микеланджело одновременно пропали из коллекции французского монаршего дома.
    Картина “Леда и лебедь” МикеланджелоСреди незаконченных работ гениального итальянца выделяется картина «Поклонение волхвов». Полотно было заказано монахами-августинцами в 1841 году, но осталось неоконченным по причине отъезда мастера в Милан. Заказчики нашли другого исполнителя, и Леонардо не видел смысла продолжать работу над картиной.
    Фрагмент картины “Поклонение волхвов”Исследователи считают, что композиция полотна не имеет аналогов в итальянской живописи. На картине изображены Мария с новорожденным Иисусом и волхвы, а за спинами паломников – всадники на конях и развалины языческого храма. Есть предположение, что Леонардо изобразил на картине среди мужчин, пришедших к сыну Божьему, и самого себя в возрасте 29 лет.

    Интересные факты

    Исследовательница религиозных тайн Линн Пикнетт в 2009 году опубликовала книгу «Леонардо да Винчи и братство Сиона», назвав знаменитого итальянца одним из магистров тайного религиозного ордена.
    Считается, что да Винчи был вегетарианцем. Он носил одежду изо льна, пренебрегая нарядами из кожи и натурального шелка.
    Группа исследователей планирует выделить ДНК Леонардо из сохранившихся личных вещей мастера. Историки также утверждают, что близки к тому, чтобы найти родственников да Винчи по материнской линии.
    Эпоха Ренессанса была тем временем, когда к благородным женщинам в Италии обращались словами «моя госпожа», по-итальянски – «мадонна» (ma donna). В разговорной речи выражение сократилось до «монна» (monna). Это означает, что название картины «Мона Лиза» дословно можно перевести как «Госпожа Лиза».
    Рафаэль Санти
    Рафаэль Санти называл да Винчи своим учителем. Он бывал в мастерской Леонардо во Флоренции, старался перенять некоторые черты его художественного стиля. Рафаэль Санти называл также своим учителем Микеланджело Буонарроти. Три упомянутых художника считаются главными гениями эпохи Ренессанса.
    Австралийские энтузиасты создали крупнейшую передвижную выставку изобретений великого архитектора. Экспозиции была разработана при участии Музея Леонардо да Винчи в Италии. Выставка уже побывала на шести континентах. За время ее работы пять миллионов посетителей смогли увидеть и потрогать руками произведения самого знаменитого инженера эпохи Возрождения.

  4. kolsat Ответить

    «Тайная вечеря» (1495-1497, фреска; трапезная доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие, Милан). Судя по записям самого Леонардо, для образа Христа он нашел двоих натурщиков: «Христос: граф Джованни, который служил при дворе кардинала де Мортаро… Алессандро Кариссимо из Пармы для рук Христа». В результате образ Христа стал обобщенным. Наиболее сложным оказалось создание образа Иуды: предшественники Леонардо зрительно отделяли фигуру Иуды, помещая ее на противоположный край стола от Христа и его одиннадцати учеников; Леонардо да Винчи расположил Иуду среди учеников, выделив его посредством жеста и символов – Иуда сжимает в руке кошелек с деньгами и ставит на стол соль, считавшуюся символом угрожающего или неизбежного зла. Натурщик для написания лица Иуды искался дольше, чем для других персонажей картины: чтобы нарисовать Иуду, Леонардо посещал миланские притоны, куда заглядывали преступники, и приор Санта Мария делле Грацие пожаловался герцогу Сфорца на его «лень». По легенде, Леонардо ответил, что он ищет лицо Иуды, но что если время поджимает, то он может воспользоваться лицом приора, которое очень подходит для этого. Первоначальный внешний вид фреска сохраняла не долго. Леонардо пришлось рисовать на каменной стене, поэтому он решил сперва покрыть ее специальным составом из смолы и мастики, чтобы защитить картину от сырости. В 1500 году случилось сильное наводнение и монастырь, располагавшийся в низине, был частично затоплен. Уникальная фреска начала разрушаться почти сразу после ее создания: краски стали отслаиваться. Кроме того, со временем на извести и на старом кирпиче начали проступать кислоты и соли. Некоторые исследователи утверждают, что одной из причин разрушения фрески стало и экспериментальное применение масла в смеси с темперой. Уже в 1556 году на фреске было почти ничего не видно, кроме пятен. В XVII и XVIII вв. фреска неоднократно реставрировалась, но неудачно. Последняя реставрация проводилась Мауро Пелличиоли между 1946 и 1954 годами, после которой фреске вернули сходство с оригиналом.
    «Джоконда» (портрет Моны Лизы, около 1503, Лувр, Париж)
    «Битва при Ангьяри» (1503-1506, фреска, зал Большого Совета в Палаццо Веккьо; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона и по эскизу, недавно обнаруженному в частном собрании в Японии)
    “Автопортрет” (около 1510-1513, сангина)
    «Иоанн Креститель» (около 1513-1517, Лувр, Париж)
    «Потоп» (около 1514-1516, цикл рисунков; итальянский карандаш, перо; Королевская библиотека, Виндзор).

  5. zlodey777777 Ответить

    Некоторые биографы высказывали предположения, что причиной скрытности Леонардо да Винчи могла быть его нетрадиционная ориентация.
    Более того, существуют версии, что возлюбленным художника мог быть его ученик Салаи, имеющий женоподобный вид. Однако никаких доказательств такого рода заявлениям не существует.
    К слову сказать, Салаи позировал для нескольких картин Леонардо да Винчи. Например, он был натурщиком для знаменитой картины «Иоанн Креститель». Существует версия, что «Мона Лиза» была также написана с Салаи, поскольку многие искусствоведы видят очевидное сходство персонажей, изображенных на обоих полотнах.
    Тем не менее, как уже говорилось ранее, никаких фактов о связях с мужчинами или даже женщинами в биографии Леонардо да Винчи попросту не существует.
    Ряд исследователей небезосновательно утверждают, что Леонардо вообще никогда не знал плотской близости, прожив всю жизнь девственником.

    Смерть и могила

    Великий Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 г. в возрасте 67 лет, в замке Кло-Люсе. Он завещал похоронить свое тело в храме Сен-Флорантен.
    Исследователи предполагают, что вероятной причиной его кончины мог быть инсульт. До наших дней сохранились воспоминания его современников утверждавших, что Леонардо да Винчи был частично парализован. Например, за 2 года до смерти, он не мог двигать правой рукой по причине перенесенного им инсульта.
    В последние годы жизни он продолжал творить с помощью ученика Франческо Мельци. Однако с каждым днем состояние его здоровья ухудшалось, в результате чего он уже не мог передвигаться без посторонней помощи.
    Жизненный путь флорентийского гения завершился после повторного инсульта в 1519 г.
    При этом стоит подчеркнуть, что все предположения о том, как проходили последние годы биографии Леонардо да Винчи не подтверждены достоверными фактами, а являются лишь догадками.
    Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия
    В разгар гугенотских войн могила Леонардо да Винчи была разорена. Лишь по прошествии трехсот лет, ученые предприняли попытки идентифицировать его останки.
    Сегодня, на месте разрушенной церкви, в которой он был похоронен, установлен гранитный монумент с бюстом великого Леонардо.

    Тайны Леонардо да Винчи

    Произведения Леонардо да Винчи серьезно изучаются учеными, искусствоведами, и даже религиозными деятелями. Многие предполагают, что при написании своих картин художник якобы использовал некий графический код.

  6. vladist96 Ответить

    Величайшее желание осуществления человеческого полёта

    Особо Леонардо занимал вопрос возможности человека летать. По сравнению со своими современниками он был единственным, кто посвятил этой проблеме долгие часы размышлений и тщательных проработок. Его записи и чертежи отражают такие значительные особенности, как лётный баланс сил аппарата, методика управления им посредством модификации геометрии крыла и многое другое.
    В своих научных изысканиях в области полётов да Винчи опирался на исследования особенностей птичьего полёта: «птица — действующий по математическим законам инструмент, сделать который в человеческой власти, со всеми движениями его, но не со столькими же возможностями». Логически продолжая эту мысль, изобретатель занялся созданием орнитоптера — самолёта с крыльями, взмахами которого руководил человек. Позже, понимая, что для осуществления полёта, сил человека не достаточно, было решено, что за мощность взмахов крыльев должен отвечать специальный двигатель.
    Исследуя человеческие возможности, Леонардо ввёл ряд полезных и действенных изобретений, которые актуальны и по сей день. К таким изобретениям относилось и управление движением головы пилота хвостовым оперением — в наши дни именно таким способом военные вертолёты наводят на цель ствольное оружие. Складывающиеся лестницы в лётных аппаратах — не что иное как современные шасси, а про особую форму корпуса аппарата в виде подлодки и упоминать не стоит.
    В пятнадцатом веке были известны только два типа механических двигателей: ветряной и водяной. Леонардо нашёл выход из положения — двигателем послужил механизм с наибольшей удельной мощностью, как в катапульте и арбалете — натянутый лук, или пружина. С помощью человеческой силы и натянутого лука аппарат удастся поднять в воздух, а уже во время полёта будет достаточно только мускульных сил человека.
    Однако долгое время орнитоптер никак не мог подняться в воздух, поскольку предположения Леонардо были не верны. Тогда изобретатель занялся разработкой летательного аппарата со статичными крыльями, управление которых осуществлялось бы с помощью перемещений некоторых элементов крыла. Современные планеры, полёты которых осуществились лишь в конце девятнадцатого века, имеют похожую лётную систему.
    Кроме орнитоптера да Винчи пытался создать аппарат, являющийся прообразом современного вертолёта. Запускать в воздух, правда, его полагалось, раскручивая вручную винт. Однако Леонардо предполагал, что ему удастся оторвать аппарат от земли, поэтому изобретатель сконструировал и прибор, оценивающий крен вертолёта — прообраз авигоризонта, а также устройство для измерения силы ветры (его используют и по сей день на метеостанциях).

    «Рай математических наук»


    Как инженер и изобретатель Леонардо да Винчи особо ценил точные науки: «тот, кто порицает высшую точность математики, кормится за счет путаницы и никогда не отступится от уловок софистических наук, порождающих бесконечную болтовню». Именно точные исчисления позволяли Леонардо создавать удивительно верные расчёты, многие из которых справедливы и по сей день. Так, например, он продумал сущность шарикового подшипника, дошёл до идеи аппаратов преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот, создал роликовую цепь, которую в наши дни мы можем наблюдать в велосипедах и мотоциклах. Именно да Винчи создал теоретические основы передаточных механизмов, на которых столетия спустя и стала базироваться классическая инженерная механика.
    Предвосхищая открытия Ньютона и Бернулли, да Винчи занимался вопросами гидравлики и пытался создать вакуум в перевёрнутых колбах, помещённых в ёмкости с водой. К тому же, Леонардо давал и практические советы по возведению дамб и укреплению берегов рек.
    «Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой», — считал великий изобретатель. Многим людям, даже далёким от точных наук, известно такое понятие, как «золотое сечение» — гармоничное для человеческого глаза пропорциональное соотношение предмета, равное 1,6180….. Эта величина была знакома ещё Евклиду, но такое красивое и точное название дал ей именно да Винчи.

  7. *Avel* Ответить

    Леонардо да Винчи, родился в Тоскане, Италия в эпоху Возрождения, был живописец, скульптор, архитектор, изобретатель, военный инженер и рисовальщик само воплощение истинного человека эпохи Возрождения.
    С пытливым умом и блестящим интеллектом, да Винчи изучал законы науки и природы, которые в значительной степени информированные свою работу. Его идеи, рисунки, картины и другие произведения оказали влияние на бесчисленное количество художников и инженеров на протяжении многих веков.

    Где родился Леонардо да Винчи?

    Леонардо да Винчи родился на ферме недалеко от деревни Анкиано в Тоскане, Италия (около 18 миль к западу от Флоренции) 15 апреля, 1452.
    Родился вне брака к уважаемым флорентийский нотариуса Ser Piero и молодой крестьянки по имени Катерина, Леонардо да Винчи был воспитан своим отцом и мачехой.
    В возрасте пяти лет он переехал к своему отцу и недвижимость в соседнем Винчи (город, из которого его фамилии производного), где он жил со своим дядей и дедушкой.

    Образование

    Молодой Леонардо получил мало формального образования за пределами основного чтения, письма и математики инструкции, но его художественные таланты были очевидны с самого раннего возраста.
    В возрасте 14 лет, Да Винчи начал продолжительное ученичество с отмеченным художника Андреа Верроккьо во Флоренции. Он изучил широкую широту технических навыков, включая металлообработку, кожу искусство, столярные изделия, рисунок, живопись и скульптуру.
    Его ранняя известная датированная работа ручка-и-рисунок чернилами пейзаж в долине Арно . Был набросал в 1473 году.

    Ранние работы

    В возрасте 20 лет, да Винчи квалификацию для членства в качестве главного художника во Флоренции и Гильдии Святого Луки и основал свою собственную мастерскую. Тем не менее, он продолжал сотрудничать с дель Верроккьо еще в течение пяти лет.
    Считается, что дель Верроккьо закончил Крещение Христа около 1475 с помощью своего ученика, который нарисовал часть фона и молодого ангела, держащего одежду Иисуса.
    По Житию Сиятельнейших художников, скульпторы и архитекторов, написанных около 1550 художника Джорджо Вазари дель Верроккьо был настолько унижен вышестоящим талантом своего ученика, что он никогда не подобрал кисть снова. (Большинство ученых, однако, уволить Вазари счет в апокрифических)
    В 1478 году, после ухода дель Верроккьо студии, да Винчи получил свою первую независимую комиссию для запрестольный жить в часовне внутри Флоренции и Палаццо Веккьо.
    Три года спустя августинцев монахов во Флоренции и San Donato Scopeto поручил ему рисовать и Поклонение волхвов . . Молодой художник, однако, было бы покинуть город и оставить обе комиссии никогда не выполняя их.

    Леонардо да Винчи. Картины

    Хотя да Винчи известен своими художественными способностями, менее двух десятков картин, приписываемые ему существовать. Одной из причин является то, что его интересы были настолько разнообразны, что он не был и тот плодовитым художником. Леонардо да Винчи наиболее известные произведения включаю Витрувианский Человек, вечеря Мона Лиза.

    Изобретения

    в 1482 году, флорентийский правитель Лоренцо де Медиси заказал да Винчи, чтобы создать серебряную лиру и принести его в качестве мирного жеста Людовико Сфорца. После этого, да Винчи лоббировал Людовико на работу и послал будущему герцог Миланский письмо, которое едва упоминается свой талант как художника, и вместо того, чтобы рекламировали его более профессиональные навыки в качестве военного инженера.
    Используя свой изобретательский ум, Да Винчи рисовал военные машины, такие как боевая колесница с косами лопаток, установленных по бокам, бронированный танк в движении двух мужчин при прокручивании вала и даже огромный арбалета, которые требуют небольшой армии мужчин работать.
    В письме работал, и Людовико принес да Винчи в Милан для пребывания в должности, которая будет длиться 17 лет. Во время своего пребывания в Милане, Леонардо был уполномочен работать на многочисленных художественных проектов, а также, в том числе и Тайная вечеря.
    Способность быть использованы кланом Сфорца в качестве архитектуры и военно-инженерного советника, а также художник и скульптор говорил да Винчи острый ум и любопытство по широкому кругу вопросов.

    Летающая машина

    Всегда человек впереди своего времени, да Винчи появился пророчить будущее с его эскизами устройств, которые напоминают современную велосипед и тип вертолета.
    Возможно, его наиболее известное изобретение представляет собой летательный аппарат, который основан на физиологии летучей мыши. Эти и другие изыскания в механике полета можно найти в да Винчи Кодекс о полете птиц, изучение птиц аэронавтики, который он начал в 1505 году.
    Как и многие лидеры гуманизма эпохи Возрождения, Да Винчи не видел разрыв между наукой и искусством. Он рассматривал два, как переплетенные дисциплины, а не отдельных из них. Он считал, изучая науку сделал его лучшим художником.
    В 1502 и 1503, Да Винчи также некоторое время работал во Флоренции в качестве военного инженера Чезаре Борджиа, внебрачный сын папы Александра VI и командиром папской армии. Он путешествовал за пределы Флоренции обозревать военные проекты строительства и схематические планы городов и топографические карты.
    Он разработал планы, возможно, с отмеченным дипломат Никколо Макиавелли, чтобы отвлечь реки Арно от конкурирующей Пизе, чтобы отрицать его военного времени доступа противника к морю.

    Скульптуры

    Лодовико Сфорца также поставлен задачей да Винчи с утягивающим на 16 футов высоты бронзы конная статуя его отца и основателя семейной династии, Франческо Сфорца. С помощью учеников и студентов в своей мастерской, да Винчи работал над проектом и выключаться в течение более десятка лет.
    Леонардо лепил глиняную модель в натуральную величину статуи, но проект был приостановлен, когда война с Францией требуется бронзу быть использованы для литья пушек, а не скульптуры. После того, как французские войска захватили Милан в 1499 и расстреливали модель глины на куски и Да Винчи покинул город вместе с герцогом и семьи Сфорца.
    Как ни странно, Тривульцио, который привел французские силы, завоеванные Людовико в 1499 году, а затем в его недруга шаги и введены в эксплуатацию Да Винчи лепить грандиозную конную статую, тот, который может быть установлен на его могиле. После нескольких лет работы и многочисленных эскизов да Винчи, Тривульцио решил урезать размер статуи, который был в конечном счете никогда не закончен.

    Последние года

    Леонардо вернулся в Милан в 1506 году, чтобы работать на самых французских правителей, постигшей город семь лет назад, и заставил его бежать.
    Среди студентов, которые присоединились к его студии был молодой аристократ миланцев Франческо Мельци, который стал бы да Винчи ближайший компаньон для остальной части его жизни. Он сделал небольшую картину во время своего второго пребывания в Милане, однако, и большую часть времени была посвящена вместо научных исследований.
    В условиях политической борьбы и временного изгнания французов из Милана, да Винчи покинул город и переехал в Рим в 1513 году вместе с Салаи, Мельци и двух помощников студии. Джулиано де Медичи, брат недавно установленный папа Лев  и сын его бывшего патрона, дал да Винчи ежемесячную стипендию вместе с набором номера в его резиденции в Ватикане.
    Его новый патрон, однако, также дал да Винчи мало работы. Не имея большие комиссии, он посвятил большую часть своего времени в Риме математических исследований и научные исследования.
    После того, как присутствуя на 1515 встрече между Францией и королем Франциском I и папой Львом X в Болонье, новый французский монарх предложил да Винчи звание и Премьер Painter и инженер и архитектор Король .
    Наряду с Мельци, да Винчи не отправился во Францию, чтобы никогда не вернуться. Он жил в Шато-де-Cloux у короля летнего дворца вдоль реки Луары в Амбуазе. Как и в Риме, да Винчи сделал небольшую картину во время своего пребывания во Франции. Одна из последних его работ в эксплуатации был механическим львом, который может ходить и открыть сундук, чтобы раскрыть букет из лилий.

  8. Slayer_113 Ответить

    На­хо­дясь с 1502 на служ­бе Че­за­ре Борд­жиа (см. Борд­жиа) в ка­че­ст­ве ар­хи­тек­то­ра и ин­же­не­ра, Л. да В. по­се­тил Ур­би­но и др. го­ро­да Ср. Ита­лии, соз­да­вая гео­гра­фич. кар­ты («Кар­та Имо­лы», ок. 1502, «Вид Арец­цо и до­ли­ны Кья­на с вы­со­ты птичь­е­го по­лё­та», 1502, обе – Ко­ро­лев­ская б-ка, Винд­зор). Во Фло­рен­ции Л. да В. соз­дал так­же ряд ут­ра­чен­ных впо­след­ст­вии жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний, из­вест­ных по его ри­сун­кам и по­вто­ре­ни­ям др. ху­дож­ни­ков: «Ма­дон­на с ве­ре­те­ном», «Ле­да и ле­бедь», «Бла­го­ве­ст­вую­щий Ан­гел».
    2-й ми­лан­ский пе­ри­од (сер. 1508–13) Л. да В. про­вёл на служ­бе у франц. пра­ви­те­ля го­ро­да Шар­ля д’Амбуаза, по за­ка­зам ко­то­ро­го за­ни­мал­ся оформ­ле­ни­ем те­ат­ра­ли­зов. действ, соз­дал ряд ар­хит. про­ек­тов (дво­рец д’Амбуаза, из­вест­ный по мно­го­числ. ри­сун­кам и опи­са­ни­ям са­мо­го Л. да В.), а так­же про­ект кон­но­го па­мят­ни­ка Джан Джа­ко­мо Три­вуль­цио (се­рия пе­ро­вых ри­сун­ков, Ко­ро­лев­ская б-ка, Винд­зор). Жи­во­пис­ные ра­бо­ты это­го вре­ме­ни («Св. Ио­анн Кре­сти­тель», ок. 1509, «Ма­дон­на с Мла­ден­цем, св. Ан­ной и агн­цем», ок. 1515, обе – Лувр) свои­ми мяг­ки­ми кон­ту­ра­ми, пре­уве­ли­чен­ным сфу­ма­то и ха­рак­тер­ны­ми вы­раже­ния­ми лиц пред­вос­хи­ща­ют приё­мы мань­е­риз­ма.
    По­сле двух­лет­не­го пре­бы­ва­ния в Ри­ме Л. да В. по при­гла­ше­нию франц. ко­ро­ля Фран­ци­ска I ме­ж­ду авг. 1516 и ма­ем 1517 от­был во Фран­цию. Не­смот­ря на то, что в по­след­ние го­ды жиз­ни мас­тер ра­бо­тал ма­ло, его про­из­ве­де­ния ока­за­ли су­ще­ст­вен­ное влия­ние на франц. иск-во: не­осу­ще­ст­в­лён­ный про­ект ко­ро­лев­ской вил­лы в Ро­мо­ран­те­не, за­ду­ман­ной как иде­аль­ный го­род с гео­мет­ри­че­ски пра­виль­ной пла­ни­ров­кой, – на раз­ви­тие ар­хи­тек­ту­ры, а при­ве­зён­ные из Ита­лии его кар­ти­ны – на франц. жи­во­пись. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ны­ми из позд­них ра­бот Л. да В. пред­став­ля­ют­ся ри­сун­ки при­род­ных ка­так­лиз­мов (Ко­ро­лев­ская б-ка, Винд­зор).
    В Ми­ла­не во­круг Л. сло­жил­ся ши­ро­кий круг по­сле­до­ва­те­лей и под­ра­жа­те­лей: А. Со­ла­рио, Б. Луи­ни, М. д’Од­жо­не, Дж. А. Больт­раф­фио, Дж. Ам­брод­жо де Пре­дис, Че­за­ре да Сес­то, Ф. Мель­ци, Дж. Дж. Ка­прот­ти, впо­след­ст­вии по­лу­чив­шие назв. «ле­о­нар­де­сков». В раз­ное вре­мя и по-раз­но­му со­труд­ни­чав­шие с мас­те­ром, они рас­про­стра­ня­ли его жи­во­пис­ные и гра­фич. идеи. Л. да В., один из ос­но­во­по­лож­ни­ков сти­ля Вы­соко­го Воз­ро­ж­де­ния, ока­зал­ся в чис­ле наи­бо­лее влия­тель­ных ху­дож­ни­ков в ис­то­рии иск-ва. Его мно­го­гран­ная лич­ность, со­еди­няю­щая в се­бе чер­ты учё­но­го и ху­дож­ни­ка, ста­ла сим­во­лом куль­ту­ры Воз­ро­ж­де­ния.
    Объ­ём ру­ко­пис­но­го на­сле­дия Л. да В., пол­но­стью опуб­ли­ко­ван­но­го лишь в 19 в. (ок. 7 тыс. лис­тов в за­пис­ных книж­ках, по­лу­чив­ших назв. «ко­дек­сы»: «Ат­лан­ти­че­ский», «Три­вуль­ци­ев», «Арун­дель­ский», «Фос­те­ров­ский», «Хам­ме­ров­ский», «Мад­рид­ский» и др.), зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дит объ­ём его жи­во­пис­ных и гра­фич. ра­бот. Для ру­ко­пи­сей Л. да В. ха­рак­тер­ны ка­лей­до­ско­пич­ность, не­ожи­дан­ная сме­на тем и ре­ги­ст­ров; эс­киз­ность, не­окон­чен­ность. В со­ста­ве ру­ко­пи­сей вы­де­ля­ет­ся неск. соб­ст­вен­но лит. со­чи­не­ний: бас­ни, фа­це­ции и про­ро­че­ст­ва, а так­же «Бес­тиа­рий» (ус­лов­ное назв.). Про­ро­че­ст­ва Л. да В. чрез­вы­чай­но раз­но­род­ны и час­то пред­став­ля­ют со­бой по­про­сту за­гад­ки. Бас­ня ста­но­вит­ся у Л. да В. спо­со­бом по­сти­же­ния за­ко­нов при­ро­ды и их ис­поль­зо­ва­ния для оп­ти­маль­ной ор­га­ни­за­ции че­ло­ве­че­ско­го бы­тия. «Бес­тиа­рий» (ско­рее все­го, он дол­жен был слу­жить под­го­то­вит. ма­те­риа­лом для ри­сун­ков Л. да В., а так­же «Да­мы с гор­но­ста­ем») пе­ре­кли­ка­ет­ся с ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ным в куль­ту­ре Воз­ро­ж­де­ния жан­ром кни­ги эмб­лем (впол­не пол­но­цен­ные эмб­ле­мы, со­че­таю­щие эниг­ма­тич. ри­су­нок с ла­ко­нич­ным тек­стом, встре­ча­ют­ся в разл. ру­ко­пи­сях Л. да В.). Ис­точ­ни­ками «Бес­тиа­рия» по­слу­жи­ли ано­ним­ный трак­тат «Цвет доб­ро­де­те­ли», по­эма «L’Acer­ba» Чек­ко д’Асколи, «Со­кро­ви­ще» Бру­нет­то Ла­ти­ни, «Ес­те­ст­вен­ная ис­то­рия» Пли­ния Стар­ше­го в пе­ре­во­де Кри­сто­фо­ро Лан­ди­но (1476), а так­же очень по­пу­ляр­ная в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния «Ие­рог­ли­фи­ка» Го­ра­пол­ло­на (опубл. в 1505).
    Для мн. фраг­мен­тов Л. да В., вклю­чая зна­ме­ни­тый, уни­каль­ный по сво­ей рит­мич. ор­га­ни­за­ции ре­естр из 64 тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дви­же­нию во­ды, ха­рак­тер­но со­че­та­ние по­этич­но­сти с ин­же­нер­ной и на­уч. точ­но­стью. К наи­бо­лее по­этич­ным фраг­мен­там Л. да В. от­но­сит­ся так­же фраг­мент о бу­ре, где воз­ника­ет и мо­тив Пе­ще­ры, пе­ре­кли­каю­щий­ся с из­вест­ным об­ра­зом Пла­то­на, но трак­то­ван­ный на но­вый лад, как сим­вол за­га­доч­ной и в то же вре­мя бес­ко­неч­но при­тя­га­тель­ной При­ро­ды.
    В за­пис­ках Л. да В. рас­сея­ны мно­го­числ. рас­су­ж­де­ния о жи­во­пи­си и др. изо­бра­зит. ис­кус­ст­вах. По­сле смер­ти ху­дож­ни­ка они бы­ли объ­е­ди­не­ны (пред­по­ло­жи­тель­но Ф. Мель­ци) в «Трак­тат о жи­во­пи­си», со­стоя­щий из те­ма­тич. раз­де­лов, по­свя­щён­ных т. н. спо­ру ис­кусств (срав­не­нию жи­во­пи­си со скульп­ту­рой, му­зы­кой и по­эзи­ей), про­бле­мам пер­спек­ти­вы, све­то­те­ни и цве­та, изо­бра­же­нию че­ло­ве­ка и при­ро­ды, обу­че­нию жи­во­пис­ца и др.

  9. Alex1811 Ответить

    Правда это или неправда — достоверно неизвестно, но, согласно легенде, тот самый щит попал к семье Медичи. Долгое время он хранил семью, а когда был утерян, восставший народ изгнал Медичи из города. Спустя годы, итальянский кардинал Франческо Дель Монте заказал такой же щит у художника Караваджо. Данная картина сохранилась, однако неизвестно, является ли она копией щита да Винчи.
    Мадонна Литта
    В 1466 году Леонардо поступает подмастерьем в мастерскую скульптора и живописца эпохи Возрождения Андреа дель Верроккьо. Он стал первым учителем прославленного художника. Также среди учеников Верроккьо — Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло. Тогда же Леонардо стал изучать различные науки — химию, металлургию, черчение и др. Одновременно занимался рисованием, скульптурой, моделированием, постижением наук. В 1473-м стал мастером объединения художников Гильдии Святого Луки.
    Леонардо да Винчи был трудолюбивым художником. В конце концов он превзошёл своего учителя. Произошло это так. Верроккьо получил заказ на создание картины «Крещение Христа». На картине должны были располагаться два ангела. Одного ангела Верроккьо написал сам, а написание второго поручил своему ученику. Какого же было его недоумение, когда он понял, что ангел да Винчи нарисован более профессионально. После этого, как гласит история, Верроккьо больше не возвращался к живописи.
    Леонардо да Винчи скончался 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе, Франция. Великому мастеру, который оставил о себе бессмертную память и великое наследие, было 67 лет. Могила гения находится в замке Амбуаз

    Леонардо да Винчи интересные факты

    У Леонардо не было фамилии. «да Винчи» — это указание, что он родом из городка «Винчи». Полное имя звучит: Леонардо ди Сер Пьеро да Винчи, что в переводе означает — Леонардо сын господина Пьеро из Винчи.
    Великий художник никогда не был женат. Никаких достоверных сведений о его любовных романах нет. Существует версия, что у него была связь с Чечилией Галлерани, которая позировала художнику для картины «Дама с горностаем». По другим предположениям, у него никогда не было романов и любовных похождений, так как всё, что его интересовало, — это искусство и наука.
    Дама с горностаем
    Леонардо да Винчи был вегетарианцем. По некоторым сведениям, он отказался от употребления мяса ещё в детстве, считая, что человек не должен истреблять других животных.

  10. AlexanderOb Ответить

    К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы.
    В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека).
    К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля — «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте» (1483—1494, Париж, Лувр) — первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи Мария, Иоанн, Христос и ангел приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности.
    В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо — «Тайная вечеря», исполненная в 1495—1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания.
    После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город. Начались годы странствий. По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления). При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала.
    В полной драматизма и динамики композиции Леонардо, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи.
    Необычайна глубина и значительность созданного образа, в котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением.

    ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

    Леонардо родился в семье богатого нотариуса и землевладельца Пьеро да Винчи, его матерью была простая крестьянка Катерина. Он получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью.
    Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
    Есть основания считать, что Леонардо был гомосексуалистом. Когда художник учился в мастерской Вероккио, его обвинили в домогательстве к мальчику, который позировал ему в его работах. Суд оправдал его.
    По одной из теорий, Мона Лиза улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.
    По другой версии, Джоконду развлекали музыканты и клоуны в то время, как она позировала художнику.
    Есть еще одна теория, согласно которой, «Мона Лиза» — это автопортрет Леонардо.
    Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Ученые усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.
    Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.
    Билл Гейтс за 30 млн долларов в 1994 году приобрел Codex Leicester — собрание работ Леонардо да Винчи. С 2003 года оно демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.
    Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.
    Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге „О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
    Наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели Леонардо к одному из важных научных открытий — исследователь установил, что солнечный свет отражается от Земли и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.
    Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушением способности читать) — этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Как известно, Леонардо писал зеркальным способом.
    Недавно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет. Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.
    В августе 2003 года полотно великого Леонардо да Винчи стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» было похищено из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр исчез из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью. ФБР в ноябре прошлого года обнародовало список 10 самых громких преступлений в сфере искусства, в числе которых было и это ограбление.

    Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.
    В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Об этом факте пишет сайт Discover.
    Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.
    Большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.
    Занимаясь строительством каналов, Леонардо да Винчи сделал наблюдение, которое потом вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что Земля намного старше, чем считалось по Библии.
    Считается, что да Винчи был вегетарианцем (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает Леонардо с одним индусом, который не ел мяса). Часто приписываемая да Винчи фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».
    Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».
    В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, — пользовалось большой популярностью на придворных пирах.
    Итальянские учёные заявили о сенсационной находке. Они утверждают, что обнаружен ранний автопортрет Леонардо да Винчи. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.
    В книгах Терри Пратчеттa существует персонаж по имени Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает различные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная — портрет Моны Ягг)
    Леонардо — второстепенный персонаж в игре Assassin’s Creed 2. Здесь показан ещё молодым, но талантливым художником, а также изобретателем.
    Немалое число рукописей Леонардо были впервые опубликованы хранителем Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.

    Библиография

    Соченения
    Сказки и притчи Леонардо да Винчи
    Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике.(1508).
    Леонардо да Винчи. «Огонь и котёл (рассказ)»
    О нём
    Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М. 1955.
    Памятники мировой эстетической мысли, т. I, М. 1962. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliothèque de l’Institut, 1881—1891.
    Leonardo da Vinci: Traité de la peinture, 1910.
    Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891.
    Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894—1904.
    Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПб, 1900; 2-е изд., СПб, 1909.
    Всеобщая история искусств. Т.3, М. «Искусство», 1962.
    Гастев А. Леонардо да Винчи (ЖЗЛ)
    Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. — М.: Изд-во АН СССР, 1947. — 815 с.
    Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Изд. АН СССР, 1962.
    Патер В. Ренессанс, М., 1912.
    Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный. Опыт психологической биографии, СПб, 1898.
    Сумцов Н. Ф. Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900.
    Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи (сборн. статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. дель Лунго, Ж. Паладина и др.), М., 1914.
    Geymüller H. Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. de la «Gazette des Beaux-Arts», 1894.
    Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880.
    Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei. Jena, 1909.
    Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906.
    Müntz E., Leonardo da Vinci, 1899.
    Péladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907.
    Richter J. P., The literary works of L. da Vinci, London, 1883.
    Ravaisson-Mollien Ch., Les écrits de Leonardo de Vinci, 1881.
    Леонардо Да Винчи в произведениях искусства
    Жизнь Леонардо да Винчи — телевизионный мини-сериал 1971 года.
    Демоны Да Винчи — американский телесериал 2013 года.
    При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: wikipedia.org, https://all-biography.ru, https://smallbay.ru
    Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

  11. Neon12 Ответить

    ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
    (Leonardo da Vinci)
    (1452-1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции, 15 апреля 1452. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки; воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование в чтении, письме и счете. Возможно, в 1467 (в возрасте 15 лет) Леонардо был отдан в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо. В 1472 Леонардо вступил в гильдию художников, изучив основы рисунка и других необходимых дисциплин. В 1476 он все еще работал в мастерской Вероккьо, по-видимому, в соавторстве с самим мастером. К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску Тайная вечеря и начал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, – это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи. После изгнания Лодовико Сфорца из Милана французами в 1499 Леонардо уехал в Венецию, посетив по дороге Мантую, где участвовал в строительстве оборонительных сооружений, а затем вернулся во Флоренцию; сообщается, что он был столь поглощен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение двенадцати лет Леонардо постоянно переезжал из города в город, работая на знаменитого Чезаре Борджиа в Романье, проектируя оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо).
    Затем Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. Все эти годы он продолжал заполнять свои тетради разнообразными идеями на столь различные сюжеты, как теория и практика живописи, анатомия, математика и полет птиц. Но в 1513, как и в 1499, его покровители были изгнаны из Милана. Леонардо уехал в Рим, где провел три года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный отсутствием материала для анатомических исследований, Леонардо возился с экспериментами и идеями, которые ни к чему не приводили. Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Несмотря на то, что Леонардо работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, из писаний скульптора Бенвенуто Челлини ясно, что его основным занятием была почетная должность придворного мудреца и советника. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.
    Ранний период творчества. Первая датированная работа (1473, Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья; с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям, о которых он позднее много писал в своих заметках. Пейзаж, изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль (середина 1470-х годов, Британский музей) демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика; в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение. Недатированная картина Благовещение (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в 19 в.; возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо. В ней есть несколько слабых моментов, например слишком резкое перспективное сокращение здания слева или плохо разработанное в перспективе масштабное соотношение фигуры Богоматери и пюпитра. Однако в остальном, особенно в тонкой и мягкой моделировке, а также в трактовке туманного пейзажа с неясно вырисовывающейся на заднем плане горой, картина принадлежит руке Леонардо; это можно заключить из изучения его более поздних работ. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым. Приглушенные по сравнению с произведениями его современников цвета предвосхищают колорит более поздних работ художника. Картина Вероккьо Крещение (Уффици) также не датирована, хотя предположительно может быть помещена в первую половину 1470-х годов. Джорджо Вазари, один из первых биографов Леонардо, утверждает, что он написал фигуру левого из двух ангелов, повернутого в профиль. Голова ангела нежно моделирована светом и тенью, с мягким и тщательным изображением фактуры поверхности, отличающимся от более линеарной трактовки ангела справа. Кажется, что участие Леонардо в этой картине распространилось и на туманный пейзаж с изображением реки, и на некоторые части фигуры Христа, которые написаны маслом, хотя в других частях картины использована темпера. Такое различие в технике говорит о том, что Леонардо скорее всего закончил картину, не дописанную Вероккьо; вряд ли художники работали над ней одновременно. Портрет Джиневры деи Бенчи (около 1478, Вашингтон, Национальная галерея) – возможно, первая картина Леонардо, написанная самостоятельно. Доска обрезана примерно на 20 см снизу, так что исчезли скрещенные руки молодой женщины (это известно из сравнения с сохранившимися подражаниями этой картине). В этом портрете Леонардо не стремится проникнуть во внутренний мир модели, однако как демонстрация прекрасного владения мягкой, почти монохромной светотеневой моделировкой эта картина не имеет себе равных. Сзади видны ветви можжевельника (по-итальянски – ginevra) и подернутый влажной дымкой пейзаж. Портрет Джиневры деи Бенчи и Мадонна Бенуа (Санкт-Петербург, Эрмитаж), которой предшествовала серия крошечных набросков Мадонны с Младенцем, вероятно, являются последними картинами, законченными во Флоренции. Неоконченный Св. Иероним, очень близкий по стилю к Поклонению волхвов, также может быть датирован временем около 1480. Эти картины одновременны первым из сохранившихся набросков военных механизмов. Получив образование художника, но стремясь быть военным инженером, Леонардо бросил работу над Поклонением волхвов и устремился на поиски новых задач и новой жизни в Милан.
    Зрелый период творчества. Несмотря на то, что Леонардо отправился в Милан в надежде на карьеру инженера, первым заказом, который он получил в 1483, было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия – Мадонна в гроте (Лувр; атрибуция кисти Леонардо более поздней версии из Лондонской Национальной галереи оспаривается). Коленопреклоненная Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подернутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись – это наука. Как видно из рисунков, одновременных картине, он основывался на тщательных наблюдениях геологических явлений. Это относится и к изображению растений: можно не только отождествить их с определенным видом, но и увидеть, что Леонардо знал о свойстве растений поворачиваться к солнцу. В середине 1480-х годов Леонардо написал картину Дама с горностаем (Краковский музей), которая, возможно, является портретом фаворитки Лодовико Сфорца Чечилии Галлерани. Контуры фигуры женщины со зверьком очерчены изгибами линий, которые повторяются во всей композиции, и это, в сочетании с приглушенными красками и нежным оттенком кожи, создает впечатление идеальной грации и красоты. Красота Дамы с горностаем разительно контрастирует с гротескными набросками уродов, в которых Леонардо исследовал крайние степени аномалий строения лица. В Милане Леонардо начал делать записи; около 1490 он сосредоточил внимание на двух дисциплинах: архитектуре и анатомии. Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг. Леонардо нарисовал план и перспективные виды всего сооружения, в которых намечены распределение масс и конфигурация внутреннего пространства. Примерно в это же время он добыл череп и сделал поперечное сечение, впервые открыв пазухи черепа. Заметки вокруг рисунков свидетельствуют о том, что его в первую очередь интересовала природа и строение мозга. Безусловно, эти рисунки предназначались для чисто исследовательских целей, однако они поражают своей красотой и сходством с набросками архитектурных проектов в том, что и на тех, и на других изображены перегородки, разделяющие части внутреннего пространства. Живя в Милане, Леонардо постоянно работал над проектом огромного конного монумента Франческо Сфорца, отца Лодовико, который в законченном виде должен был быть помещен на шестиметровый пьедестал и отлит из 90 т бронзы. По иронии судьбы, вспомнившей об интересе Леонардо к военному делу, предназначенная для памятника бронза была использована для отливки пушек, а его глиняная модель была уничтожена в 1499 при вторжении французов.
    Тайная вечеря. Размышления Леонардо о пространстве, линейной перспективе и выражении разнообразных эмоций в живописи вылились в создание фрески Тайная вечеря, написанной в экспериментальной технике на дальней торцовой стене трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане в 1495-1497. При помощи иллюзионистических средств Леонардо расширил реальное пространство зала в область живописного пространства, с высоким столом, за которым сидят Христос и апостолы. Он изобразил тот момент, когда Христос сказал: “Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня”, как психологический взрыв. Христос – центр композиции, вокруг которого собирается буря эмоций. Все средства использованы для того, чтобы привести глаз к фигуре Христа: основные цвета одежды (красный и синий), силуэт, выделяющийся на фоне окна. Фигура Иуды (четвертый справа от Христа) передвинута со своего обычного места с внешней стороны стола; его изображение вместе с остальными апостолами еще более усиливает драматизм происходящего. Двенадцать апостолов распределены на четыре группы по трое и изображены склоненными к Христу или отпрянувшими от него. Поскольку расположение тринадцати человек по одну сторону стола несколько неестественно, их прямое сопоставление поднимает эмоциональный накал, а уходящая в глубь перспектива (комната изображена в виде трапеции) создает эффект выталкивания фигур на зрителя. Возможно, черпая вдохновение у своего друга Луки Пачоли (ок. 1445-1517), для книги которого О божественной пропорции (1509) Леонардо сделал несколько иллюстраций, он выстроил композицию фрески по системе пропорций, аналогичной соотношениям музыкальных интервалов; эта идея впоследствии легла в основу творчества архитектора Андреа Палладио.
    Мона Лиза. Деятельность Леонардо в первое десятилетие 16 в. была столь же разнообразной, как и в другие периоды его жизни. Несмотря на увлечение математикой, он продолжал заниматься живописью. В это время была создана картина Мадонна с Младенцем и св. Анной, и около 1504 Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной Мона Лиза, портретом жены флорентийского купца. Этот портрет (он находится в Лувре) является дальнейшей разработкой типа, появившегося у Леонардо ранее: модель изображена по пояс, в легком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу. Одухотворенные руки Моны Лизы так же прекрасны, как легкая улыбка на ее лице и первобытный скалистый пейзаж в туманной дали. Джоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины, однако эта интерпретация принадлежит 19 веку. Более вероятно, что для Леонардо эта картина была наиболее сложным и удачным упражнением в использовании сфумато, а фон картины – результат его исследований в области геологии. Вне зависимости от того, был ли сюжет светским или религиозным, пейзаж, обнажающий “кости земли”, постоянно встречается в творчестве Леонардо. Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины Леда на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами.
    Военные сооружения и общественная работа. Из всех наук Леонардо более всего интересовали анатомия и военное дело. Почти для всех своих покровителей он создавал проекты оборонительных сооружений, которые им были крайне необходимы, поскольку в конце 15 в. усовершенствование пушек привело к тому, что вертикальные стены старого образца устарели. Для защиты от пушек требовались стены с наклоном, земляные валы и разнообразные приспособления, при помощи которых можно было вести успешный оборонительный перекрестный обстрел. Леонардо создал множество проектов, в том числе новаторский проект крепости с низкими, расположенными концентрическими кругами тоннелями с амбразурами. Как и почти все его проекты в этой области, он не был осуществлен. Важнейший из общественных заказов Леонардо был также связан с войной. В 1503, возможно по настоянию Никколо Макиавелли, он получил заказ на фреску размером примерно 6ґ15 м с изображением Битвы при Ангиари для зала Большого совета в палаццо делла Синьория во Флоренции. В добавление к этой фреске должна была быть изображена Битва при Кашине, заказ на которую получил Микеланджело; оба сюжета – героические победы Флоренции. Этот заказ позволил двум художникам продолжить напряженное соперничество, начавшееся в 1501. Ни одна из фресок не была закончена, поскольку оба художника вскоре уехали из Флоренции, Леонардо – снова в Милан, а Микеланджело – в Рим; подготовительные картоны не сохранились. В центре композиции Леонардо (известной по его наброскам и копиям с очевидно законченной к тому времени центральной части) был расположен эпизод с битвой за знамя, где всадники яростно бьются на мечах, а под ногами их лошадей лежат упавшие воины. Судя по другим наброскам, композиция должна была состоять из трех частей, с битвой за знамя в центре. Поскольку ясных свидетельств не существует, сохранившиеся картины Леонардо и фрагменты его записок позволяют думать, что битва была изображена на фоне равнинного пейзажа с горной грядой на горизонте.
    Поздний период творчества. Леонардо сделал несколько набросков на сюжет Мадонна с Младенцем и св. Анной; впервые этот замысел возник во Флоренции. Возможно, около 1505 был создан картон (Лондон, Национальная галерея), а в 1508 или несколько позже – картина, находящаяся ныне в Лувре. Мадонна сидит на коленях св. Анны и протягивает руки к Младенцу Христу, держащему ягненка; свободные, округлые формы фигур, обрисованные плавными линиями, составляют единую композицию. Иоанн Креститель (Лувр) изображает человека с нежным улыбающимся лицом, которое появляется из полумрака фона; он обращается к зрителю с пророчеством о пришествии Христа. В поздней серии рисунков Потоп (Виндзор, Королевская библиотека) изображены катаклизмы, мощь тонн воды, ураганных ветров, скал и деревьев, превращающихся в щепки в вихре бури. В записках содержится много пассажей о Потопе, некоторые из них – поэтические, другие – бесстрастно описательные, третьи – научно-исследовательские, в том смысле, что в них трактуются такие проблемы, как вихревое движение воды в водовороте, его мощность и траектория. Для Леонардо искусство и исследовательская деятельность были взаимодополняющими аспектами постоянного стремления наблюдать и фиксировать внешний вид и внутреннее устройство мира. Определенно можно утверждать, что он был первым среди ученых, чьи исследования дополнялись занятиями искусством.
    ЛИТЕРАТУРА
    Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. Л. – М., 1952 Гастев А.Л. Леонардо да Винчи. М., 1984 Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990
    Энциклопедия Кольера. — Открытое общество.
    2000.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *