В каком городе был открыт первый музей в россии кунсткамера?

16 ответов на вопрос “В каком городе был открыт первый музей в россии кунсткамера?”

  1. Daile Ответить

    Еще в Кикиных палатах книжное собрание насчитывало тысячи томов, написанных на древнеславянском языке, а также произведения латинских, греческих, немецких и французских авторов. Начало библиотечному собранию положил сам император, который был страстным собирателем книг. Его личная библиотека насчитывала две тысячи томов, что было в те времена большой редкостью. Обычно большие собрания книг были при церквях и монастырях, а в частных собраниях их количество не превышало сотни экземпляров. В личной библиотеке императора были книги, доставшиеся ему по наследству, подаренные иностранными и российскими авторами, привезенные из-за границы по морскому, военному делу, кораблестроению и другим направлениям.
    Из Москвы в Петербург были перевезены книги по медицине, анатомии, фармакологии, а также труды по химии, ботанике, минералогии, географии, архитектуре, хранящиеся в Аптечном приказе. Источником пополнения библиотеки Кунсткамеры стал указ Петра I о доставке рукописных и печатных книг, древних жалованных грамот из монастырей. Книги умерших или казненных людей, попавших в немилость вельмож при конфискации имущества, также направлялись в музейную библиотеку. К 1725 году собрание книг составляло 11 тысяч томов.

    Дальнейшее развитие музея

    По мере накопления материалов и развития науки от Кунсткамеры отпочковались химлаборатория, ботанический сад, обсерватория. Все, что было связано с художественными ремеслами и искусством, было выделено в созданную в 1764 году Академию художеств. Большие перемены в Кунсткамере принес XIX век, когда на базе научных коллекций был создан ряд музеев: Минералогический, Зоологический, Ботанический, Этнографический, Анатомический Кабинет. Выделенный в 1836 году Этнографический музей, который впоследствии стал называться Музеем астрономии и этнографии, унаследовал старинное здание Кунсткамеры. Сейчас он носит имя своего основателя – Петра Великого.

  2. GEKUROD Ответить

    Гостиницы 5 звезд (*****) в Санкт-Петербурге (Видеообзоры)

    Гостиницы 4 звезды (****) в Санкт-Петербурге (видеообзоры)

    Гостиницы 3 звезды (***)

    Хостелы

    Мини-отели и апартаменты

    Музеи Санкт-Петербурга

    Театры Санкт-Петербурга

    Мосты Санкт-Петербурга

    Пригороды Санкт-Петербурга

    Климат Петербурга

    Архитектура первой половины XVIII века

    Архитектура второй половины XVIII века

    Архитектура первой половины XIX века

    Архитектура второй половины XIX века

    Архитектура первой половины XX века

    1725–1762. Время. События. Люди

    1762–1801. Время. События. Люди

    1801–1855. Время. События. Люди

    1894–1917. Время. События. Люди

    1923-1934 гг. Время. События. Люди

    1935-1941 гг. Время. События. Люди

    Серьезные новости

    З

    Церкви и соборы Санкт-Петербурга

    Набережные Санкт-Петербурга

    М

    Отели в Пушкине

  3. Shanrad Ответить

    В странах Западной Европы по распоряжению Петра I для Кунсткамеры приобретались лучшие собрания. Так, из Голландии прибыли «Альберта Себы славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных приобретений из Ост и Вест-Индии», коллекции анатомических препаратов знаменитого Фредерика Рюйша. Один из самых интересных экспонатов, Готторпский глобус, поступил 20 марта 1717 года. Покидая театр военных действий Северной войны в Шлезвиге, Пётр оставил инструкцию командующему А. Д. Меншикову: «Ежели даст Бог доброе окончание с неприятелем, то библиотеку выпросить конечно всю из Шлезвига, також иных вещей, осмотря самому с Брюсом, а особливо глобус» (8, с. 9).
    Кунсткамера располагала солидной научно-технической коллекцией. Немало «лучших художников физических инструментов, механических и гидравлических машин» было приобретено Петром I в годы второго заграничного путешествия (1716–1717), а также в ходе известной поездки Андрея Нартова в Европу в 1718–1719 годах. Пётр стремился разместить в Кунсткамере всё, что являло достижения передовой опытной науки. «Мы ничего большего не желаем, – писал он во Французскую академию наук в 1721 году в ответ на его избрание членом Академии, – как чтоб через прилежность, которую мы прилагать будем, науки в лучший цвет привесть, себя, яко достойного вашей компании члена показать» (5, с. 533).
    Он же собственноручно приготовил «Пункты о том, что библиотекарю Шумахеру через путешествие его в Германию, Францию, Англию и Голландию учинить». Как видно из отчёта, задание было выполнено. Хорошим подспорьем в подборе физических приборов явился изданный в 1721 году учебник по экспериментальной физике с подробным описанием приборов, причем изобретателем многих был сам автор книги, голландец Якоб Гравезанд. Этот же учёный вместе с учеником Питером Мушенбруком был в числе первых крупных поставщиков Кунсткамеры.
    XVIII век вошел в историю России как столетие великих
    экспедиций, направляемых Академией наук. Ни в одной другой стране не совершалось таких планомерных и грандиозных по масштабу географических открытий. Научная разведка Сибири началась с поездки Даниэля Готлиба Мессершмидта в 1719–1727 годах. За ней последовали Первая и Вторая Камчатские экспедиции (1733– 1743), Академические (Физические) экспедиции 1768–1774 годов. Учёные собрали и зафиксировали множество фактов в области этнографии, археологии, ботаники, зоологии и географии. Собранные материалы, поступавшие в Академию наук, обрабатывались и систематизировались в Кунсткамере.
    Со второй половины XVIII века сюда начали поступать коллекции с Аляски и Алеутских островов, недавно приобретённых Россией. Правительственные указы требовали, чтобы промысловики собирали сведения о природных богатствах, описывали обычаи коренного населения. В 1799 году по инициативе купца Г. И. Шелихова для освоения Аляски и развития торговли и промысла на Дальнем Востоке на основе частных предприятий была создана Российско-Американская компания. Она организовывала научные экспедиции, проводила геологические изыскания, издавала географические карты. В Северную Америку отправлялись одна за другой морские экспедиции – сухопутный путь через Сибирь в то время занимал около двух лет. Эти плавания обогатили науку ценнейшими материалами.
    В начале XIX века русские мореплаватели бороздили все океаны. В Академию наук поступили этнографические коллекции из первого русского кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева» (1803–1806), кругосветной экспедиции В. М. Головнина на корабле «Диана», О. Е. Коцебу на кораблях «Рюрик» и «Предприятие» (1815–1818 и 1820– 1822), экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный» (1819–1821); Ф. П. Литке на корабле «Сенявин» (1826–1829). В Кунсткамере оказались предметы быта аборигенов Гавайских и Маркизских островов, Северной Америки: кадьякцев, чугачей, тлинкитов, индейцев Калифорнии.
    С 1805 года часть экспонатов стала передаваться в Музей Государственного Адмиралтейского департамента (6, с. 960). К примеру, после кругосветного путешествия Ю. Ф. Лисянский разделил собранные коллекции на три части. Одну он передал в адмиралтейский Кабинет редкостей, другую – в Кунсткамеру, третью – министру коммерции графу Н. П. Румянцеву (13, с. 15).
    В 1827 году начальник депо генерал-майор Ф. Ф. Шуберт сообщил Николаю I, что в адмиралтейском музее хранятся предметы, не относящиеся к морскому делу. Рескрипт императора от 19 октября указал министру народного просвещения А. С. Шишкову, что ряд адмиралтейских коллекций, особенно из кругосветных плаваний, был бы более полезен для Академии наук, нежели для Морского ведомства (12, с. 1118). В результате принятых мер «орудий, одежд, рукоделий, домашней утвари, различных нарядов, медалей, монет и прочих вещей сдано в Академию наук в 1828 году числом всего 1855 вещей» (4).
    Археологическое собрание Кунсткамеры – старейшее в мире. Оно начало формироваться в XVIII веке, когда в Западной Европе археологией ещё мало интересовались. Первые инструкции и программы сбора археологических материалов создавались по распоряжению и, возможно, при участии царя. Соответствующие правительственные приказы рассылались в губернские канцелярии и вручались геодезистам. Первые находки поступили в «Государев кабинет» ещё до основания Академии. В 1715 году владелец Тагильских заводов на Урале Н. Н. Демидов поднёс в дар Екатерине I, супруге Петра I, более тысячи золотых вещей VII–II веков до нашей эры скифо-сакского происхождения из Южной Сибири и Восточного Казахстана. Эта знаменитая Сибирская коллекция позже была передана в Эрмитаж и хранится там поныне. Археологические коллекции пополнялись благодаря академическим экспедициям, путешествиям российских мореплавателей, деятельности археологических обществ.
    Кунсткамера и её преемники – Этнографический музей и Музей антропологии и этнографии по традиции, заложенной Петром Великим, неизменно пользовались покровительством членов императорской фамилии. Пополнению собрания способствовали русские послы, консулы, дипломаты.
    С первой трети XIX века на базе тематических коллекций Кунсткамеры стали возникать самостоятельные институты. Одиннадцатого ноября 1818 года президент Академии наук С. С. Уваров распорядился о создании при Кунсткамере особого отделения для восточных медалей, рукописей и книг – «Восточного кабинета» («Азиатского музея») и назначил академика Х. Д. Френа его хранителем. В него вошли книги и рукописи на арабском, персидском и турецком языках и на языках народов Средней Азии и Кавказа, китайские, маньчжурские, тибетские, монгольские, японские и другие восточные документы, монеты и этнографические предметы; коллекции по истории и этнографии Сибири и Дальнего Востока (1; 3, с.76–82; 10, с. 44). В 1825 году в связи с покупкой Академией наук обширной коллекции египетских древностей у офицера из Милана Франсуа де Кастильоне при академии был учреждён Египетский музей (7, Л. 9 и 9 об.). Туда поступили мумии в саркофагах, статуи, барельефы, рукописи и папирусы, вазы, сосуды.
    В 1830-х годах потребовались существенные изменения в организации научной деятельности. Обращаясь в Правительствующий Сенат 30 декабря 1834 года, С. С. Уваров так описывал ситуацию в Академии наук и в Кунсткамере: «…усовершенствование науки в последнее 30-летие содействовали к существенному изменению целых глав Регламента. Сюда относится, между прочим, нынешнее образование коллекций, которые в Регламенте заключаются под одним общим названием «Музей», ныне же разделяются на восемь различных по существу своему музеев и, будучи назначены для наставления оной, не могут существовать на прежнем основании. Коллекции сии по мере средств и возможности устроены сообразно с настоящими потребностями и нынешним состоянием наук» (12, с. 1123). Уваров подчеркнул, что развитие музеев ограничено недостатком помещений Кунсткамеры. Кроме того, для системного и планомерного пополнения коллекций каждый музей нуждался в индивидуальном, закрепленном за ним по уставу, финансировании (12, с. 1124).
    В новом уставе 1836 года Академии наук вверялись музеи: «минералогический, ботанический, зоологический и зоотомический с их лабораториями, ботанический сад, нумизматический кабинет, собрание азиатских и египетских древностей и этнографический кабинет» (11, с. 111).
    После реформы в стенах старой Кунсткамеры остался Этнографический музей. Ныне это крупнейший научно-исследовательский центр, представляющий в своём собрании традиционные культуры многих народов мира.
    Литература и источники
    1. Азиатский музей Российской Академии наук. 1818–1918. Пг., 1920.
    2. Бакмейстер И. Г. Опыт о Библиотеке и Кабинете редкостей и истории натуральной Санкт-петербургской Академии наук… СПб., 1779.
    3. Дорн Б. А. Азиатский музей // Очерк истории музеев Императорской Академии наук. СПб., 1865.
    4. Курносов С. Ю. Ларионов А. Л., Соболева Е. С. Из истории американских коллекций Музеума Государственного Адмиралтейского департамента (1805– 1827) // Аборигены Америки: предметы и представления. СПб., 2005.
    5. Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. Т. 1. СПб., 1862.
    6. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. СПб., 1830. Т. XXVIII. – 21699 от 4 апреля 1805.
    7. Санкт-Петербургский филиал архива Академии наук (СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 2 (1825). Д. 75.
    8. Соловьёв С. М. История России с древнейших времен. М., 1867. Т. 17.
    9. Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М; Л., 1953.
    10. Станюкович Т. В. Музей антропологии и этнографии за 250 лет.// 250 лет Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого. М; Л., 1964.
    11. Уставы Академии наук СССР. М., 1974.
    12. Хартанович М. Ф. Николай I и граф С. С. Уваров – реформаторы Академии наук // Вестник Российской Академии наук. Т. 65. № 12. 1995.
    13. Эскимосы алютиик: Каталог коллекций Кунсткамеры / Автор-сост. С. А. Корсун; отв. ред. Ю. Е. Берёзкин. СПб., 2010.

  4. Zuluzahn Ответить

    Несмотря на то, что Россия вела тяжелую долголетнюю войну, создавала флот, строила новую столицу, Петр I стремился сделать все возможное, чтобы просвещение стало государственной политикой. Он понимал, что без образованных людей страна никогда не сможет стать по настоящему передовой и могущественной.
    В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер “Кунсткамерой”, то есть “кабинетом редкостей”. Первыми экспонатами музея стали предметы личной коллекции самого Петра, их перевезли в новую столицу из Москвы и разместили в Летнем дворце царя в Летнем саду. Основу этого собрания редкостей составили предметы, которые Петр привез из Европы во время поездки с Великим Посольством: это были минералы, изделия из камня, слоновой кости, сандалового дерева из Индии, других азиатских стран, в коллекцию входило также собрание анатомических препаратов голландского анатома Рюйша. Дополнял уникальное собрание огромный Готторпский глобус – своеобразный маленький планетарий, внутри которого можно было наблюдать движение звездного неба. Этот необычный подарок Петр получил в Европе от герцога Голштинского.
    Небольшой Летний дворец не мог стать настоящим хранилищем для уникальной коллекции: очень скоро отведенное для нее помещение стало тесным. “Кабинет редкостей” решили перевести в отдельное здание. Новым музейным помещением в 1718 году стали так называемые Кикины палаты – дом, конфискованный у опального вельможи Александра Васильевича Кикина. Теперь появилась возможность свободно расставить все ценные предметы коллекции, так, что их можно было рассматривать. Первый российский музей стал публичным, сам царь хорошо знал все предметы коллекции и любил их показывать.
    В Кикиных палатах разместился не только музей: сюда же привезли царскую библиотеку редких книг, как русских, так и на иностранных языках. Здесь же появилась первая химическая лаборатория.
    Стремясь к тому, чтобы редкостей в музее становилось все больше, Петр издал специальный указ, в котором говорилось: “Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть ..да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…”. Со всей России в музей стали поступать новые экспонаты, в те, кто бывал за границей, должны были привозить диковинные предметы оттуда.
    Петр по-настоящему гордился своим детищем и хотел, чтобы первый российский музей находился в центре столицы, рядом с правительственными зданиями. Поскольку при жизни Петра городским центром планировали сделать Васильевский остров, именно здесь в 1718 началось году строительство нового здания Кунсткамеры. Существует легенда, будто бы Петр, гуляя по берегу острова, заметил необыкновенную сосну: ее ствол был причудливо изогнут. Петр назвал дерево монстром, приказал спилить сосну и сохранить ее необычную часть, а на том месте, где она росла, построить новое здание музея.

  5. Doomwind Ответить


    В то время, когда еще ходила в школу, в наш небольшой городок приезжала выставка. Сейчас, имея дело непосредственно с выставками нашего музея, мне сложно понять, как те предметы могли оказаться в таком экзотичном месте. Это были экспонаты Кунсткамеры, а выставили их в коридоре нашего городского молодежного центра, который несколько лет назад превратили в руины, а на этом месте возводят что-то новое. Посещение тогда этой выставки оставило не самые приятные впечатления, но желание побывать в настоящей Кунсткамере осталось.
    Этой осень мне удалось это сделать. В Этнографическом музее нас раззадорили еще больше, сообщив, что некоторым экспозициям в Кунсткамере около 70 лет. Для меня это какие-то невероятные сроки, хотелось увидеть, как все это создавалось тогда. Выяснив, как выглядит здание музея, и поняв, что мне вполне известно, как туда дойти самостоятельно – я отправилась.
    Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого – вот как сейчас полностью называется первый музей России, ранее носивший название Кунсткамеры (нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей). Два этажа почти полностью посвящены разным народам. Более всего мне приглянулось самое начало – Северная Америка. Действительно, не приходилось прежде нигде встречаться с такой тематикой, которая показалась мне довольно интересной. При этом в самой экспозиции ненавязчиво обращают внимание посетителей на самое главное среди тех или иных предметов – чаще всего это делалось с помощью недлинных и ясных текстов, читать которые недолго и несложно. А самое главное, что после их прочтения становится все понятно.
    А вот мне, по крайней мере после посещения музея Истории религий и Эрмитажа, смотреть на Японию или Индию было уже скучней. А еще наверное потому, что культура этих стран, сейчас имеет популярность и в России, поэтому многие вещи просто примелькались и интерес к ним не просыпался.
    Самая жуткая часть этого музея – анатомический раздел. Тут-то я и вспомнила выставку из детства, но тогда почему-то смотреть на эти экспонаты я могла спокойно. А тут я не пробыла в зале дольше 5 минут. Только представить – все эти тела, когда-то были живыми существами, а сейчас они объекты осмотра в музее. При этом там есть даже скелет взрослого человека, который обладал недюжинным ростом и размерами по тем временам. Почему-то когда ты видишь чучела животных, то реагируешь на них нормально. А вот когда видишь людей… Но я не разглядывала, мне было не по себе.
    Не назвала бы Кунсткамеру музеем очень большим – я потратила на него, вероятно, не больше двух часов. Но посетить бы посоветовала, хотя бы по тем причинам, по которым это сделала я. Да и вообще, название, знакомое с детства, первый музей России да еще и Петр основал – можно записать в список Питерских мест, которые следует посетить. И не потому, что так положено, а потому, что там действительно есть, что посмотреть. Такими мыслями, думаю, стоит руководствоваться при походе в любой музей в каком бы то ни было месте.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *